Третья часть "Путевых картин" была опубликована книгой в 1829 году,
отдельные фрагменты ее Гейне до этого помещал в журналах.
В этой части отражены пребывание поэта в Мюнхене с конца 1827 до
середины 1828 года и последующее путешествие в Италию, продолжавшееся до
ноября 1828 года. Здесь снова трактуются вопросы не только немецкой
внутриполитической, культурной, литературной жизни, но и более широкие
проблемы европейской действительности.
В Мюнхен Гейне привела практическая надежда получить профессорское
место в тамошнем университете. Над баварской столицей с 1825 года, когда на
престол взошел король Людвиг I, витал дух культурного обновления: соперничая
с Берлином, Людвиг намеревался превратить Мюнхен в культурную столицу, во
"вторые Афины", не жалея средств, стягивал сюда культурные силы, затеял
строительство многочисленных помпезных зданий, организовал музеи. Однако
весь этот болезненный культурполитический энтузиазм энтузиазм питался
реакционными феодально-католическими настроениями с уклоном в мистику и
национализм: в Мюнхене главным пророком был президент баварской Академии
наук Шеллинг, чья натурфилософия в молодости выражала смелые искания
романтизма, но с годами все более устремлялась к религиозному мистицизму;
похожую, но еще более резкую эволюцию проделали числившиеся в местном
университете экс-романтики философ Баадер и историк Геррес, чья
реакционность уже тогда становилась притчей во языцех. Их усилия не без
успеха поддерживал теолог-мракобес Деллингер, впоследствии снискавший
печальную известность основателя и вождя старокатолического движения;
Деллингер возглавил нападки на мюнхенский журнал "Политические анналы",
когда Гейне стал его редактором в 1828 году. В Мюнхене подвизался и
националист-тевтономан Массман, которого Гейне впоследствии не раз атаковал
своей сатирой. Понятно, что в таком окружении Гейне в Мюнхене никак не мог
прижиться.
Славой первого поэта "баварских Афин" пользовался тогда граф Август фон
Платен-Галлермюнде (1796--1835), писатель небесталанный, но безнадежно
погрязший в затхлой мистической атмосфере Мюнхена той поры. Платен умело
подыгрывал новоантичным притязаниям баварского короля, писал в манере
"древних", культивируя в своей поэзии изощренный аристократизм формы,
подчеркнутую академичность, брезгливо сторонился "злобы дня" и при этом
постоянно негодовал на "чернь", на широкую публику, которая к его стихам
равнодушна. Понятно, что всякий упрек в свой адрес он воспринимал с
величайшим возмущением: страдая в глубине души комплексом литературной
неполноценности, он по малейшему поводу, а то и вовсе без повода рвался в
литературную полемику и, естественно, не мог простить Карлу Им-мерману и его
другу Гейне эпиграмм, опубликованных в "Северном море", и грубо напал на них
в своей комедии "Романтический Эдип".
В "Луккских водах" Гейне ответил Платену. В полемике с Платеном поэт
отнюдь не беспощаден, напротив, он очевидно своего противника щадит
(истинную силу Гейне-полемиста Платен скорее мог почувствовать в третьей
главе "Путешествия от Мюнхена до Генуи"), ясно давая понять, что
руководствуется отнюдь не личными мотивами. Платен для Гейне -- явление
общественного порядка, печальное порождение пресловутых немецких
обстоятельств, результат многовековой отторгнутости искусства от
общественной жизни. И хотя Платен с его замашками жреца от поэзии, с его
аристократической спесью, с его противоестественными эротическими
наклонностями чрезвычайно Гейне неприятен, эта личная антипатия по мере
возможности из полемики устранена. Гейне выводит спор на более серьезный
уровень размышления об искусстве и условиях, в которых возникает искусство и
формируются его задачи.
Итальянские главы "Путевых картин" с особой силой дают почувствовать, в
какой мере Гейне уже в те годы был писателем политическим. Надо помнить о
традициях "итальянской темы" в немецкой литературе, о многочисленных
описаниях Италии как страны-музея (от Винкельмана до Гете и романтиков),
чтобы оценить смелость, с какой Гейне эту традиционную картину Италии
отодвинул на второй план. Для Гейне живые люди, условия, в которых они
живут, важнее памятников старины. Он видит прежде всего итальянский народ,
страдающий от засилия чужеземных захватчиков, но не порабощенный духовно и
не сломленный морально. В Италии тогда росло народное негодование, в начале
20-х годов поднялись восстания в Неаполе и Сицилии, жестоко подавленные
силами Священного союза, оккупировавшего большую часть страны австрийскими
войсками. Иносказанием, намеком, деталью Гейне умеет показать, сколько
революционной энергии таится в простом народе Италии, и с сожалением
противопоставляет итальянцев своим законопослушным соотечественникам, столь
неприязненно выведенным в "Луккских водах".
ПУТЕШЕСТВИЕ ОТ МЮНХЕНА ДО ГЕНУИ
Стр. 162. Эпиграф. -- "Сила обстоятельств" -- драма берлинского
писателя Людвига Роберта, друга Гейне. Цитируемое место -- 3, 7.
Стр. 163. ...после потери национальной кокарды. -- Лишение национальной
кокарды -- мера наказания в Пруссии, введенная Фридрихом-Вильгельмом III,
влекла за собою поражение в гражданских правах.
Стр. 164. Лжепоэт. -- Выпад против Августа фон Платена и его комедии
"Романтический Эдип", в парабазах (обращениях к публике) которой
недоброжелательно трактовались берлинские литературные дела.
Стр. 165. Лютер и Вегенер -- известный литературно-артистический
кабачок в Берлине.
Великий Фриц -- прусский король Фридрих II (1712 -- 1786).
Сан-Суси -- дворец Фридриха II под Потсдамом.
Стр. 166. Вердерская церковь.-- Выстроена в новоготическом стиле в
1824--1830 гг. знаменитым архитектором Шинкелем в Берлине.
Стр. 167. Кленце Лео фон (1784--1864) -- видный архитектор,
руководивший реконструкцией и новой застройкой Мюнхена с 1815 г.
Стр. 168. Аспазия (V в. до н. э.) -- знаменитая афинская гетера,
возлюбленная, а потом жена Перикла; славилась умом,- ф почитали Сократ,
Платон и Ксенофонт.
Стр. 169. ...в совах, сикофантах и Фринах. -- Сова -- эмблема мудрости,
здесь подразумеваются, видимо, лжеученые мужи; сикофантами в Афинах
назывались доносчики; Фрина -- афинская гетера (IV в. до н. э.), здесь --
синоним потаскухи.
...наш поэт...-- Платен.
...один великий скульптор, но зато это "Лев".-- Имеется в виду Лео фон
Кленце (см. выше).
...великий оратор... -- Игнац Рудгарт, в феврале 1828 г. выступал в
баварском ландтаге с гневными речами по поводу акциза на солод: Гейне
иронически сравнивает его со знаменитым древнегреческим оратором Демосфеном
(384--322 гг. до н. э.), прославившимся своими филиппиками (обличительными
выступлениями) против македонского царя Филиппа II, завоевателя Греции.
...фигуру, представшую перед нами.-- Первый у Гейне сатирический
портрет националиста Ганса Фердинанда Массмана (1797-- 1874), основателя
немецкого гимнастического движения, сторонника возвращения к "исконным"
народным традициям и простоте "честных патриархальных нравов". Массман с
1826 г. преподавал гимнастику в мюнхенском кадетском корпусе, с 1829 г. стал
профессором германистики в Мюнхенском университете.
Шлем Мамбрина. -- Имеется в виду таз цирюльника, который Дон-Кихот
принял за шлем Мамбрина ("Дон-Кихот", 1, 21 и 44).
Стр. 170. ...прыгает через палку, составляет... списки всевозможных
разночтений...--Гейне подразумевает гимнастическую и филологическую
деятельность Массмана, в 1828 г. тот опубликовал разночтения к "Песни о
Нибелунгах".
Стр. 170 -- 171. Туснельда -- жена Арминия (см. коммент. к с. 57).
Стр. 171. Тирш Фридрих Вильгельм (1784--1860) -- мюнхенский профессор,
автор известной "Греческой грамматики".
Лихтенштейн,-- См. коммент. к с. 55.
Стр. 172. "Богенхаузен" и т. д. -- Перечисляются увеселительные
заведения в Мюнхене и в его окрестностях.
Пританей -- общественное здание для заседаний государственного совета в
древних Афинах.
...скорбь по милой умершей малютке...-- В 1828 г. умерла кузина Гейне
Матильда.
Стр. 173. ...русские, наверно, вошли уже... в Константинополь. -Гейне
вводит в повествование злободневные политические новости, в данном случае --
соображения и разговоры о русско-турецкой войне 1828-1829 гг.
Стр 175 "Трагедия" -- Имеется в виду "Тирольская трагедия" (1828) Карла
Иммермана
Стр 176 Мозер Моисей (1796--1838) -- друг Гейне, банковский служащий,
литератор
Гофер Андреас (1767--1810) -- вождь тирольского восстания J809 г, был
расстрелян в Мантуе после подавления восстания баварскими и французскими
войсками
Велизарий -- византийский полководец (VI в), Прокопий -- византийский
историк того же периода, сопровождал Be л и зари я и писал о нем, Шенк
Эдуард фон (1788--1841) -- крупный правительственный чиновник в Баварии,
благоволил к Гейне Написал в 1829 г трагедию "Велизарий", полную
всевозможных исторических искажений
Стр 177 Юм Дэвид (1711-1776)-английский философ и историк, автор
"Истории Англии от вторжения Юлия Цезаря до революции 1688 года" (1763)
Шттгтлер (1712-- 1810) -- немецкий историк, автор "Очерков по истории
европейских государств" (1793), Сарториус -- См. коммент к с. 69,
осуществлял второе и третье издания этой книги
Гормайр Иозеф фон (1781 --1848) -- официозный историк на австрийской,
позже -- на баварской службе, автор книг о Гофере и тирольском восстании,
одобрительно отрецензировал трагедию Иммермана
Яростный Гесслер -- австрийский наместник в Швейцарии, чрезвычайно
жестокий и коварный, изображен Шиллером в драме "Вильгельм Телль"
Стр 178 место действия очаровательного предания об императоре --
Предание гласит, что в 1493 г император Максимилиан во время охоты сорвался
с Мартиновой стены (отвесной скалы в Тироле, неподалеку от Инсбрука) и
покатился вниз, но на краю пропасти его спас ангел
Стр 179 "Гесперус" -- журнал, издававшийся с 1822 г издательством Котта
Стр 180 деревенского дворянина из шекспировской пьесы -- Имеется в виду
сэр Тоби из комедии "Двенадцатая ночь"
Стр 181 Иоганнес фон Мюллер (1752--1809) -- немецкий историк, автор
"Истории Швейцарии"
Бартольди Якоб Соломон (1779--1825) -- прусский дипломат, лютый враг
Наполеона и всего французского Упоминаемая Гейне книга вышла в 1814 г
Стр 182 О navis -- Начало знаменитой оды Горация (I, 14)
Стр 183 "Женский союз" -- благотворительная патриотическая организация
во время войны 1809--1815 гг
Лейпцигская битва -- так называемая "Битва народов" в октябре 1813 г.,
где армия Наполеона была разбита союзными войсками.
...Антисфен сказал... -- Антисфен -- греческий философ IV в. до н. э.,
основоположник школы киников. Гейне пересказывает здесь "Жизнеописание
Лукулла" Плутарха (30).
Стр. 185. ...император носит белый мундир и красные штаны...-- Имеется
в виду австрийский император; ...государь в синем мундире и белых
штанах...--король Баварии. По мирному договору между Наполеоном и Австрией в
1805 г. Тироль отошел к Баварии.
Стр. 187. ...маленькая хозяйка "На песке"...--Речь идет о любовной
сюжетной линии в "Тирольской трагедии" Иммермана. Эльзи -- жена трактирщика
-- влюбляется во французского офицера, а когда тот хочет оставить ее,
поджигает дом, чтобы погубить соблазнителя. При позднейшей переработке
трагедии Иммерман эту линию опустил.
Стр. 193. Гортологический. -- Гортология -- наука о садоводстве.
Стр. 195. ...во времена Собора...--Имеются в виду съезды католического
духовенства в Триенте в 1545--1563 гг. для борьбы с Реформацией.
Ниоба -- жена фиванского царя, прогневившая богов, за что те убили всех
ее детей. От горя Ниоба окаменела (г ре ч. ми ф.).
Стр. 196. Абруццы -- высокая лесистая часть Апеннин, излюбленное место
разбойников.
Стр. 197. Буффо -- шут, традиционный персонаж итальянской комической
оперы.
Стр. 198. Реллъштаб Людвиг (1799--1860) -- известный немецкий
музыкальный критик, гонитель итальянской музыки.
Стр. 199. Ромул-Августул II--последний император Западной Римской
империи, свергнут германскими племенами под предводительством Одоакра в 476
г.
Эзотерический, экзотерический.--См. коммент. к с. 56.
Гармодий и Аристогитон -- убийцы афинского тирана Гиппарха (VI в. до н.
э.).
Арлекин, Тарталья, Бригелла, Панталоне, доктор из Болоньи, Коломбина --
персонажи итальянской народной комедии "дель арте".
Стр. 202. Белль-ланкастерская метода -- педагогическая система,
основанная на взаимном обучении: продвинувшиеся ученики под наблюдением
учителя объясняют предмет остальным. Предложена в нач. XIX в. независимо
друг от друга Дж. Ланкастером и А. Беллем.
Стр. 203. "Институции" и "Пандекты" -- разделы кодекса Юстиниана (см.
коммент. к с. 14).
Стр. 204. Медея -- дочь царя Колхиды, помогла греку Ясону и его
аргонавтам добыть золотое руно (г ре ч. миф.); Мельпомена -- муза трагедии
(греч. миф.).
Стр. 205. Теодорих (Дитрих Бернский) -- король остготов, с 489 г. --
властелин Италии, герой многочисленных германских сказаний. Резиденция его
была в Вероне (Берн).
Альбоин -- основатель царства лангобардов, завоевал Верону в 572 г.
Стр. 206. Варвары, вступившие ныне в старую гостиницу..,-- австрийцы.
Стр. 207. Подеста -- градоправитель, в данном случае подразумевается
его дворец.
Ариосто Людовико (1474-- 1533) -- итальянский поэт, автор поэмы
"Неистовый Роланд"; Людовико Тик -- Людвиг Тик (1773--1853), видный немецкий
романтик, часто обращавшийся в своих произведениях к итальянскому колориту.
...дом, который считают дворцом Капулетти...-- Капулетти и Монтекки --
враждующие семьи из трагедии Шекспира "Ромео и Джульетта". Действие
трагедии, как и старинной итальянской новеллы, легшей в ее основу,
разыгрывается в Вероне.
Скалигеры -- династия, правившая в Вероне в XIII --XIV вв.; Мастино I
-- основатель династии; Кангранде -- один из наиболее удачливых правителей
из Скалигеров, правил с 1311 по 1329 г., его племянник Мастино II
(1329--1351) втянул Верону в безуспешную войну с Флоренцией, Венецией и
Миланом.
Стр. 208. Фалъстафовские страхи. -- Шекспир. Генрих IV (I, V, 4).
Фальстаф притворяется убитым из страха, что лежащий рядом Перси, убитый
по-настоящему, тоже притворяется.
Труффальдино, Смеральдина -- персонажи итальянской народной комедии.
Стр. 209. Стоило им сойти с семи холмов...--На семи холмах расположен
Рим.
Геркуланум и Помпея -- древнеримские города, засыпанные извержением
Везувия в 79 г. до н. э. Раскопки их были начаты с середины XVIII в.
Палимпсест -- пергамент, на котором по старому, замазанному или
стертому, тексту написан новый.
Стр. 210. Тиберий Гракх (ум. в 133 г. до н. э.) -- народный трибун,
предложил проект изъятия излишков земель у крупных землевладельцев в пользу
бедных крестьян, за что был убит заговорщиками. Дело Тиберия Гракха
безуспешно пытался продолжить его брат Гай. После Великой французской
революции имена Гракхов надолго укрепились в общественном сознании как
символ борьбы за свободу и демократию.
Брут Марк Юний (85 -- 42 гг до н э) -- один из убийц
Це1-заря, Агриппина -- мать римского императора Тиберия Нерона,
уничтб1-женная сыном с помощью наемных убийц
Стр 211 Кангранде -- См коммент к с 207, оказывал покровительство
Данте, изгнанному в 1302 г из Флоренции
Антонио делла Скала -- последний из династии Скалигеров
Стр 212 "Ты знаешь край "-- Начальная строка знаменитой песни Миньоны
из романа Гете ."Годы учения Вильгельма Мейсте-ра", Миньона поет в ней об
Италии
Эккерман Иоганн Петер (1792--1854) -- автор восторженной, хотя местами
наивной книги о Гете, вышедшей в 1823 г Позже, в 1836 г, издал ставшую
знаменитой книгу "Разговоры с Гете"
Стр 213 выписав ему из Иены докторскую шляпу -- В 1825 г Йенский
университет предоставил Гете право выбрать двух молодых людей докторами наук
Гете выбрал Эккермана и своего литературного секретаря Римана Гейне
относился к Эккерма-ну неприязненно, подозревая, что тот предвзято
отзывается о нем в разговорах с Гете
"Италия" -- книга английской писательницы леди Морган (1786 -- 1859)
была опубликована в 1821 г в Лондоне
"Гермес" -- ежегодный альманах "Обзор литературы об Италии" Вильгельма
Мюллера напечатан в выпусках 1820 и 1821 гг., Мориц Карл Филипп (см коммент.
к с 78) -- опубликовал "Путешествие немца по Италии" в 1792--1793 гг. (в 3-х
томах), Архенгольц -- См коммент к с 80 Бартельс -- автор "Писем о Калабрии
и Сицилии" (1787--1792, в 3-х томах), Займе Иоганн Готфрид (1763 -- 1810) --
немецкий писатель-демократ, автор трехтомной книги "Прогулка в Сиракузы"
(1803), Арндт (см. коммент. к с 57) -- опубликовал в 1801 г книгу путевых
заметок об Италии, Мейер Фридрих Иоганн Лоренц -- автор "Повествования об
Италии" (1792), Бенковитц -- автор "Путешествия из Глогау в Сорренто"
(1803--1805), в 3-х томах, Рефуэс Филипп Иозеф (1779 --1843) -- немецкий
литератор, прожил в Италии с 1801 по 1805 г, опубликовал восемь томов
сочинений об итальянской жизни (1807--1810), он был немецким поэтом -- О
Вильгельме Мюллере см коммент к с 57 Его книга "Рим, римляне и римлянки"
вышла в 1820 г (в 2-х томах), Кефалидес Август Вильгельм -- автор
"Путешествия в Италию и в Сицилию" (1818), Лесман Даниэль -- автор книги
"Цизальпий-ские страницы" (1822), "Путешествие по Италии " -- издано в 1826
г , Тирш -- См коммент к с 171 Кление -- См коммент к с 166
Стр 216 о турецкой войне -- См коммент к с 173 При Нава-рине
объединенные силы русского, английского и французского флота разбили
турецко-египетскую эскадру (1827 г.), русские войска взяли Эрзерум и вышли к
Адрианополю (1829 г.).
Стр. 217. "Crociato in Egitto" -- опера композитора Мейербера (1824).
Брера -- дворец в Милане, где помещалась картинная галерея и
библиотека. Амброзиана -- известная миланская библиотека.
Стен Ян (1626--1689) -- известный голландский живописец.
Лунгарно -- набережная реки Арно во Флоренции.
Стр. 218. ...достопримечательность Милана -- его собор.--Собор этот был
заложен еще в 1386 г.; при Наполеоне, а затем, при австрийском императоре
Франце I, работы по завершению собора основательно продвинулись.
Стр. 220. Мы на поле битвы при Маренго. Здесь в 1800 г. Наполеон нанес
сокрушительное поражение австрийским войскам.
Стр. 223. Дибич (Забалканский) Иван Иванович (1785-1831)-фельдмаршал,
главнокомандующий русскими войсками в войне с Турцией 1828-1829 гг.
Стр. 224. ...на императора Николая как на гонфалоньера свободы. --
Гонфалоньер -- знаменосец. Гейне разделяет иллюзии, которые в ту пору питали
многие представители либерально мыслящей интеллигенции, противопоставлявшие
"освободительную миссию России на Балканах" внешней политике других
государств Священного союза. После 1830 г., особенно после жестокого
подавления Николаем I польского восстания в 1831 г., Гейне от этих иллюзий
решительно отошел.
Каннинг Джордж (1770--1827) -- английский политический деятель из
партии тори, проводил прогрессивную внешнюю политику, был противником
Веллингтона.
Даунинг-стрит -- улица в Лондоне, на ней расположены правительственные
учреждения.
Великий муфтий -- глава магометанского духовенства.
Стр. 225. Великая Хартия вольностей -- закон, принятый в 1215 г. в
Англии, первое в истории конституционное ограничение монархической власти.
Стр. 229. Дориа -- древний генуэзский аристократический род. Андреа
Дориа (1468--1560), дож Генуи в 1547 г., уничтожил заговор Фиеско; эти
события легли в основу трагедии Шиллера "Заговор Фиеско в Генуе".
Стр. 230. Историческая школа в Мюнхене -- так называемый кружок
"назарейцев" во главе с Корнелиусом, группа живописцев, стремившихся к
возрождению христианского средневекового искусства. Корнелиус Петер
(1783--1867) -- немецкий художник, автор монументальных произведений.
...их общей родины...--Юность Рубенса прошла в Кельне; Кор-нелиус,
земляк Гейне, -- родом из Дюссельдорфа, оба города расположены в Рейнской
области.
Кирмес -- храмовой сельский праздник в Нидерландах и Бельгии.
Стр. 231. Караччи -- семья итальянских живописцев, основавшая в 1582 г.
Академию живописи в Болонье.
...рука эта вызывала во мне чувство самого глубокого благоговения... --
Гейне учился рисованию не у самого Петера Корнелиуса, а у его брата, хотя
Петер Корнелиус мог присутствовать на этих занятиях.
Стр. 233. Джорджоне. -- Гейне неточно приводит дату его смерти (1510
г.).
Перевод В. Зоргенфрея