Меню
Назад » »

Лев Семенович Выготский. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА 30

ответ. Что стало бы с человеком, если бы он оказался в положении буриданова осла? Спиноза отвечает: если представить себе человека на месте осла, то его следовало бы счесть не мыслящей вещью, но постыднейшим ослом,  если бы он погиб от голода и жажды.  И в самом деле,  здесь мы натыкаемся на самые важные моменты, различающие волю человека и волю животного. Человеческая свобода заключается именно в том, что он мыслит, т. е. познает создавшуюся ситуацию.  На вопрос,  поставленный Спинозой,  мы можем дать эмпирический ответ как на основании жизненных наблюдений, так и на основании наших экспериментов. Человек, помещенный в ситуацию буриданова осла,  бросает жребий и тем самым выходит из создавшегося затруднения.  Вот операция,  невозможная у животных, операция, в которой с экспериментальной отчетливостью выступает вся проблема свободы воли.  В экспериментах, в которых ребенок оказывается в сходной ситуации и находит выход из нее при помощи жребия, мы видим глубокий философский смысл интересующего нас явления. Мы уже приводили мнение одной из испытуемых Axa  о том,  что психологический эксперимент такого рода превращается в экспериментальную философию. Действительно,  в опытах со жребием мы склонны видеть экспериментальную философию.  Ребенку предлагают на выбор два рода действий,  из которых одно он должен выполнить,  а другое отбросить.  Усложняя выбор ребенка,  уравновешивая мотивы,  укорачивая срок,  создавая серьезное эмоциональное препятствие, мы создаем для ребенка буриданову ситуацию. Выбор затруднен. Ребенок прибегает к жребию,  вводит в ситуацию новые стимулы, совершенно нейтральные по сравнению со всей ситуацией, и придает им силу мотивов.  Он условливается заранее сам с собой,  что,  если кость выпадает черной стороной,  он выбирает один ряд, если белой — второй. Выбор, таким образом, сделан заранее. Ребенок придал нейтральным стимулам силу мотивов,  вводя в ситуацию вспомогательные мотивы и предоставляя выбор жребию.  Далее,  ребенок бросает кость,  она выпадает черной стороной,  испытуемый выбирает первый ряд,  выбор совершился. Как глубоко он отличен от выбора,  который только что тот же ребенок совершил между двумя сходными рядами, но без помощи жребия! Мы можем экспериментально сравнить оба процесса и пронаблюдать нечто в высшей степени поучительное.  Проанализируем прежде всего выбор со жребием. Как назвать выбранный ребенком поступок —  свободным или несвободным? С одной стороны, он в высшей степени не свободен, строго детермини- 494 рован; ребенок выполнил поступок не потому, что хотел его выполнить, не потому, что он его предпочел другому,  не потому даже,  что его просто потянуло к этому,  но исключительно потому,  что кость выпала черной стороной.  Ребенок выполнил поступок как реакцию на стимул,  как ответное действие на инструкцию, за секунду перед тем он не мог бы сказать, какой из двух поступков он совершит. Перед нами,  таким образом, наиболее детерминированный, наименее свободный выбор. Но, с другой стороны, ведь сами по себе черная и белая стороны кости ни в какой степени не принудили ребенка к тому или другому поступку.  Ребенок сам заранее придал ей силу мотива,  он сам связал один поступок с белой,  а другой с черной стороной кости. Он сделал так исключительно для того,  чтобы определить свой выбор через эти стимулы.  Таким образом,  перед нами максимально свободный,  совершенно произвольный поступок.  Диалектическое противоречие,  заключающееся в свободе воли,  выступает здесь в экспериментально расчлененном и доступном для анализа виде. Свобода воли, говорит нам эксперимент, не есть свобода от мотивов, она заключается в том, что ребенок сознает ситуацию,  сознает необходимость выбора,  определяемого мотивом,  и,  как говорит философское определение,  в данном случае его свобода есть познанная необходимость.  Ребенок овладевает своей реакцией выбора,  но не так,  что отменяет законы,  управляющие ею,  а так,  что господствует над ней по правилу Ф. Бэкона, т. е. подчиняясь законам. Как известно,  основной закон нашего поведения гласит,  что поведение определяется ситуациями,  реакция вызывается стимулами,  поэтому ключ к овладению поведением заключается в овладении стимулами.  Мы не можем овладеть своим поведением иначе,  как через соответствующие стимулы.  В случаях выбора со жребием,  о которых мы только что говорили,  ребенок овладевает своим поведением,  направляет свое поведение через вспомогательные стимулы.  В этом смысле поведение человека не представляет исключения из общих законов природы. Как известно, мы подчиняем себе природу, повинуясь ее законам. Наше поведение —  один из естественных процессов,  основным законом которого и является закон стимула —  реакции,  поэтому основным законом овладения природными процессами является овладение ими через стимулы. Нельзя вызвать к жизни какой-нибудь процесс поведения, направить его по- иному, иначе, чем создав соответствующий стимул. Только спиритуалистическая психология могла допустить, что дух непосредственно влияет на тело, что наши мысли — чисто психический процесс и могут вызвать какое-либо изменение в поведении человека.  Так, С. Рамон-и-Кахал объясняет влияние воли на течение представлений тем, что клетки нейрог- 495 лии сокращаются под влиянием воли; так же объясняет он деятельность внимания. Со всей справедливостью его оппонент спрашивает, как могла бы действовать воля, которой Рамон-и- Кахал отводит такую большую роль? Не есть ли это свойство клетки нейроглии?  Вероятно,  под словом «воля» надо понимать нервный ток? В самом деле,  стоит нам допустить, что психический процесс может хоть на одну миллионную долю сдвинуть мозговой атом, — и весь закон сохранения энергии оказывается нарушенным, т. е. мы сразу должны отказаться от основного принципа естествознания, на котором строится вся современная наука. Остается допустить, что наше господство над собственными процессами поведения строится по существу так же,  как и господство над процессами природы.  Ведь человек,  живущий в обществе,  всегда находится под воздействием других людей.  Речь,  например,  один из таких же могущественных средств воздействия на чужое поведение, и естественно, что в процессе развития человек сам овладевает теми же средствами, при помощи которых другие направляли его поведение. О. Нейрат развил положение об использовании вспомогательных средств в учении о так называемых вспомогательных мотивах,  простейшей формой которых является жребий и назначение которых заключается в том, чтобы воздействовать на собственное решение, на собственный выбор при помощи ряда нейтральных стимулов, приобретающих в зависимости от этого значение и силу мотивов. Примеров вспомогательных мотивов мы можем найти множество. У.  Джемс,  анализируя волевой акт,  обращается к утреннему вставанию с постели.  Человек после пробуждения, с одной стороны, знает, что ему нужно встать, с другой — его тянет полежать еще немножко.  Происходит борьба мотивов. Оба мотива, чередуясь, появляются в сознании и сменяют друг друга. Самым характерным для момента колебания Джемс считает то,  что для самого человека остается незаметным момент перехода к действию, момент решения. Его как будто и не происходит вовсе. Какой-то из мотивов вдруг как бы приобретает поддержку,  вытесняет конкурента и почти автоматически приводит к выбору.  Вдруг я нахожу себя вставшим — так можно сформулировать это. Ускользаемость от наблюдения самого важного момента в волевом акте объясняется тем, что механизм его внесен вовнутрь. Вспомогательный мотив в данном случае недостаточно отчетливо и ясно представлен.  Типичным развернутым волевым актом в той же ситуации являются следующие три момента: 1) надо встать (мотив), 2) не хочется (мотив), 3)  счет самому себе:  раз, два,  три (вспомогательный мотив) и 4) на «три»  подъем. Это и есть введение вспомогательного мотива, создание 496 ситуации извне, которая заставляет меня встать. Это совершенно похоже на то, как мы говорим ребенку:  «Ну, раз, два, три — выпей лекарство». Это и есть воля в истинном смысле слова. В примере с вставанием я поднялся из-за сигнала «три» (условный рефлекс), но я сам заранее через сигнал и связь с ним поднял себя,  т. е. я овладел своим поведением через дополнительный стимул или вспомогательный мотив. Тот же самый механизм,  т.  е.  овладение собой через вспомогательные стимулы,  мы находим в экспериментальных и клинических исследованиях воли. К.  Левин экспериментально изучал,  как образуются и выполняются так называемые намеренные действия.  Он пришел к выводу:  само намерение есть такой волевой акт,  который создает ситуации,  позволяющие человеку в дальнейшем положиться на действие внешних стимулов так,  что выполнение намеренного действия есть уже совершенно не волевое действие, а действие чисто условно-рефлекторного порядка. Я решаю опустить письмо в почтовый ящик, для этого запоминаю соответствующую связь между почтовым ящиком и своим действием. В этом и только в этом заключается существо намерения. Я создал известную связь,  которая дальше будет действовать автоматически,  на манер естественной потребности.  Левин называет это квазипотребностью. Сейчас стоит мне выйти на улицу — и первый же почтовый ящик автоматически заставит меня проделать всю операцию опускания письма. Исследование намерения заставляет сделать, таким образом, парадоксальный с первого взгляда вывод, а именно:  намерение является типичным процессом овладения собственным поведением через создание соответствующих ситуаций и связей,  но выполнение его есть уже совершенно не зависимый от воли процесс, протекающий автоматически. Парадокс воли, таким образом, заключается в том, что воля создает неволевые поступки.  Однако и здесь сохраняется глубокое отличие между выполнением намеренного действия, которое диктуется как бы вновь созданной потребностью, и простым навыком. К. Левин поясняет волевое действие на том же примере с почтовым ящиком. Ведь если бы в данном случае условная связь просто напоминала привычку или условный рефлекс, мы должны были бы ожидать,  что второй, третий и т. д. почтовые ящики еще сильнее напомнят нам об опускании письма. Между тем раз созданный аппарат перестает действовать,  как только потребность,  которой он был вызван к жизни,  удовлетворена.  И здесь процесс протекания волевого действия напоминает протекание обыкновенной инстинктивной реакции. Левин недостаточно оценивает проявившуюся в его эксперименте существенную разницу между волевым и неволевым действиями. Как показали его опыты, поведение человека, не имеющего 497 определенного намерения,  предоставлено во власть ситуации.  Каждая вещь требует какого-нибудь действия,  вызывает,  дразнит,  актуализирует какую-нибудь реакцию.  Типичное поведение человека,  бесцельно ожидающего в пустой комнате и ничем не занятого, характеризуется прежде всего тем, что он находится во власти окружающих вещей. Намеренность и основывается на том,  чтобы создать действие,  вытекающее из непосредственного требования вещей, или, как говорит Левин, вытекающее из окружающего поля.  Намерение опустить письмо и создает такую ситуацию,  при которой первый почтовый ящик приобретает способность определять наше поведение,  но вместе с тем при намерении происходит существенное изменение в поведении человека. Человек, пользуясь властью вещей или стимулов над своим поведением,  овладевает через них,  группируя их,  сталкивая,  выделяя,  своим собственным поведением.  Иными словами,  величайшее своеобразие воли заключается в том,  что у человека нет власти над своим поведением, кроме той власти, которую имеют над его поведением вещи. Но власть вещей над поведением человек подчиняет себе,  заставляет ее служить своим целям, направляет ее по-своему. Он изменяет своей внешней деятельностью окружающую обстановку и таким образом воздействует на свое собственное поведение, подчиняет его своей власти. Что в опытах Левина действительно идет речь о таком овладении собой через стимулы,  очень легко видеть из его же примера.  Испытуемую заставляют долго и напрасно ждать в пустой комнате.  Она колеблется —  уйти ли ей или продолжать ждать,  происходит борьба,  или колебание,  мотивов.  Она поглядывает на часы; поглядывание только усиливает один из мотивов, именно тот, что надо уйти, что уже поздно.  До сих пор испытуемая находится исключительно во власти мотивов,  но вот она начинает овладевать своим поведением.  Часы сразу становятся стимулом,  который приобретает значение вспомогательного мотива. Испытуемая решает: «Когда стрелки на часах займут определенное положение, я встану и уйду». Она замыкает, следовательно, условную связь между положением стрелок и своим уходом,  она заставляет себя уйти через стрелки часов, она воздействует через внешние стимулы, иначе говоря, она вводит вспомогательный мотив, подобный жребию или счету «раз, два, три» при вставании. В этом примере особенно легко наблюдать, как происходит изменение функциональной роли стимула, его превращение во вспомогательный мотив. Такое же расчленение позволяет обнаружить и клиническое исследование истерии. Э.  Блейлер давно установил относительную независимость исполнительного,  почти автоматического механизма, обособленного от воли, от решения. Блейлер называет его аппаратом случая и приводит тот же пример, что и Левин: «Я написал пись- 498 мо,  кладу его в карман с намерением опустить в ближайший почтовый ящик. Больше мне не надо об этом думать.  Первый почтовый ящик,  который я вижу при выходе из дома,  побуждает меня опустить письмо».  Когда человек делает выбор,  он как бы устанавливает в своем мозгу аппарат,  который при появлении, например, зеленого цвета реагирует правой рукой, а красного — левой. При отдельных реакциях сознательное «я»  участвует либо очень мало,  либо не принимает никакого участия.  Реакция протекает автоматически.  Бывает и наоборот,  когда сознание своим вмешательством препятствует реакции.  В приведенных выше примерах мы при помощи простого первичного положения построили как бы некоторый церебральный аппарат для определения нужного случая. Причем аппарат выполняет решения точно таким образом,  как привыкание создает автоматические аппараты или как филогенез строит соответствующие аппараты. По словам Э.  Кречмера,  каждое решение,  каждое желание предпринять что-нибудь создает такой функциональный аппарат,  начиная от самого простого автоматизма,  напоминающего рефлексы и реагирующего на определенные раздражения, как в простом психологическом опыте с реакцией, и кончая жизненной задачей, постановка которой, может быть, прекращается лишь со смертью и выполнение которой прерывается тысячу раз.  Так,  например,  образуется установка просыпаться или не просыпаться по будильнику; подобный аппарат может возникнуть и из соединения центробежной части одного рефлекса с каким-нибудь новым раздражителем (павловский условный рефлекс). Выводы мы можем сформулировать в следующих двух планах. Во-первых, мы видим,  что в волевом действии следует различать два относительно самостоятельных друг от друга аппарата.  Первый соответствует самому моменту решения и заключается в образовании известного функционального аппарата,  в установлении рефлекторной связи,  в образовании нового нервного пути.  Это замыкательная часть волевого процесса. Она строится совершенно так же, как строится условный рефлекс, как образуется привычка,  т.  е.  заключается в построении условно-рефлекторной дуги.  Кратко можно сказать,  что это искусственно созданный условный рефлекс.  В наших опытах он соответствует моменту,  который чрезвычайно выгодно представлен в изолированном виде,  моменту решения поступить определенным образом в зависимости от выпадения жребия. Здесь с наибольшей отчетливостью виден момент решения,  потому что в этот самый момент испытуемый еще не знает, как он поступит. Здесь же мы отчетливо видим,  что само решение, определяющее в дальнейшем выбор, совершенно аналогично образованию двойной связи при реакции выбора. Испытуемый как бы дает сам себе инструк- 499 цию: «Если кость выпадет черной стороной,  я буду реагировать одним образом,  если белой —  я поступлю иначе». Во-вторых,  нам следует различать исполнительный аппарат,  т.  е. функционирование уже построенной таким образом церебральной связи.  В примерах Левина и Блейлера это будет соответствовать моменту выполнения волевого действия, когда почтовый ящик побуждает нас опустить письмо. В нашем примере это будет выполнение того или другого действия после метания жребия.  Вторая,  относительно независимая часть волевого процесса действует совершенно так же, как действует обычно реакция выбора. Перед нами павловский условный рефлекс. Если первый момент заключался в создании условного рефлекса, который следовало бы аналогизировать с моментом выработки в лаборатории условного рефлекса у собаки,  то второй момент заключается в функционировании уже готового рефлекса, аналогию с которым надо искать в действии готового условного раздражителя. Парадокс воли,  таким образом,  состоит в том,  что мы создаем при ее помощи непроизвольно действующий механизм. Вопрос об отношении второго,  или исполнительного,  механизма к первому,  или замыкательному,  решается по-разному. Эксперименты приводят Левина к убеждению, что существует более тесная зависимость между первым и вторым моментом,  что здесь образуется квазипотребность,  которая после исчезновения сама собой автоматически размыкает соответствующий аппарат.  Таким образом,  по мнению Левина,  вначале возникающая потребность,  а не условная связь сама по себе является истинной причиной намеренного действия,  ибо,  рассуждает он,  если бы намеренное действие подчинялось закону ассоциации,  то второй,  третий и четвертый почтовые ящики вызывали бы благодаря закону повторения более сильное воспоминание о письме, чем первый. Если этого не происходит в действительности, то только потому, что намеренное действие похоже не на привычку,  а на потребность. С исчерпанием потребности сам по себе отпадает аппарат, созданный для ее обслуживания. Клинические данные приводят А. Кречмера, напротив, к положению, что это ложное представление, что будто бы каждое движение,  каждая функция центральной нервной системы прекращается сама собой. По его мнению,  каждое возникшее замыкание должно опять разомкнуться для того,  чтобы оно перестало функционировать. Беспричинных изменений, говорит Кречмер, в области физиологии так же мало, как и в области физики.  Он приводит примеры того,  как раз созданная установка продолжает автоматически действовать дальше. По его мнению, уже в самом начале действия последнее получает часто относительную независимость от воли, так что воля лишь создает готовую уста- 500 новку, которая теперь уже начинает работать сама. И эта построенная для определенной цели установка,  такой функциональный аппарат сам по себе не прекращает работать.  Для этого требуется особо направленный волевой импульс,  который привел бы к бездействию установившееся для данной цели замыкание, выключил бы его, потому что иначе оно будет безгранично работать и дальше; действительно, в иных условиях оно и работает дальше.  Именно это,  по мнению Кречмера,  и совершается при истерии.  Образуется соответственный для данного случая функциональный аппарат,  который обосабливается от воли,  приобретает самостоятельное существование рядом с ней и продолжает действовать помимо нее и даже против нее. Наблюдения приводят нас к выводу, что в данном случае правда находится на стороне Левина, а не на стороне Кречмера. И данные Кречмера показывают, что только в тех случаях созданный решением аппарат продолжает вести самостоятельное существование, когда есть особые мотивы, поддерживающие его. Когда этого нет, он автоматически выключается и, как показывают опыты, он выключается потому, что в момент решения, т. е. в момент создания такого аппарата, определяются уже все дифференцированные условия его существования и деятельности.  Если он продолжает действовать и дальше  (а это бывает в случаях аномалий), созданный аппарат начинает питаться другими источниками энергии и приводит к образованию истерии. Мы пришли, таким образом, к расчленению волевого действия на два отдельных процесса, из которых первый,  соответствующий решению,  заключается в замыкании новой мозговой связи,  в проторении пути,  или в создании особого функционального аппарата.  Второй,  или исполнительный,  заключается в работе созданного аппарата,  в действии по инструкции,  в выполнении решения и обнаруживает все черты изученной нами реакции выбора.  В связи с таким расчленением волевого действия на два отдельных процесса мы должны различать и разные способы действия стимулов на оба процесса, а в связи с этим —  особого рода вспомогательный стимул или мотив для каждого процесса. Мы приходим,  таким образом,  к различению понятий стимула и мотива. Если под стимулом понимать более или менее простое раздражение, непосредственно действующее на уже сложившуюся,  все равно каким образом,  рефлекторную дугу,  а под мотивом —  сложную систему стимулов,  связанную с построением,  образованием или выбором одной из рефлекторных дуг,  тогда различение между мотивом и стимулом можно было бы провести достаточно четко. Мы можем сказать, что стимул становится мотивом при известных условиях, он вызывает к жизни сложное реактивное образование,  внедряясь в известную систему сложившейся оценки установки и навыков.  Это сложное реактивное образова- 501 ние,  откристаллизовавшееся вокруг стимула,  и есть мотив.  Итак,  при волевом выборе борются не стимулы, а реактивные образования, целые системы установок. Мотив есть в известном смысле реакция на стимул.  Стимулы как бы вызывают к жизни союзников и ввязывают их в бой,  они сражаются как бы вооруженными.  При конкретном столкновении двух стимулов может произойти бой установок.  Если представить себе простой случай, когда я решаю не поздороваться с человеком, потерявшим мое уважение то непосредственным стимулом явится встреча с ним и воспоминание о решении.  Борьба на деле происходит не между двумя раздражениями: она совершается заранее, при построении самого аппарата, в момент решения и складывается в результате борьбы мотивов в том понимании этого слова, о котором мы говорили только что. Дальнейший шаг в понимании процессов волевого выбора мы можем сделать, если признаем не только тот факт, что при волевом выборе борются не стимулы, а мотивы, но и признаем, что сама борьба идет не за то, за что вообще способны бороться стимулы. При волевом выборе, при борьбе мотивов идет борьба не за общее двигательное поле,  вообще не за исполнительный механизм,  а за замыкательный механизм.  Это различение имеет глубокое психологическое и неврологическое значение. Начнем с последнего. Борьба за общее двигательное поле,  как ее установил Ч.  Шеррингтон и как она наиболее ясно проявляется при столкновении двух рефлексов у собаки,  например почесывательного,  требующего разгибания задней конечности, и защитного отдергивания,  требующего сгибания,  в сущности есть борьба двух нервных токов, идущих от сенсорных путей к отводящему нейрону. Эта борьба за моторный путь в значительной степени зависит от чисто механических условий. Борьба мотивов, происходящая при решении, ведется не за исполнительный механизм, не за отводящий нейрон,  не за моторный путь для уже сложившегося нервного возбуждения —  она идет за выбор замыкательного пути. Поэтому речь идет не о том, чтобы один и тот же исполнительный орган был отвоеван в борьбе одним наличным раздражением у другого,  а о том,  какой избрать путь,  какую прочертить соединительную дорожку в коре головного мозга,  какого рода создать замыкание или церебральный аппарат. Благодаря этому с неврологической точки зрения в высшей степени важно перенесение борьбы на другую территорию, в другие инстанции и изменение самого объекта борьбы. Само собой разумеется, что эти изменения не остаются без последствий и для самого процесса борьбы,  ибо ее исход могут определить совсем другие факторы в тех совершенно новых условиях, в которых борьба протек т ае . В частности, нам думается, что принятие решения в пользу более слабого в биологическом 502 смысле мотива может получить настоящее объяснение только в связи с перенесением всего процесса в новые инстанции.  Здесь мы вплотную подходим к психологическому значению сделанного нами различения. Если верно, что борьба идет не за исполнительный механизм, а за замыкательный, то мы можем определить сам выбор как построение такого церебрального аппарата.  Выбор и есть действие замыкательного механизма,  т.  е.  замыкание связи между данным стимулом и реакцией.  Все дальнейшее протекает совершенно так же, как при выборе с инструкцией. Психологическое значение этого можно свести к трем основным моментам. Первый заключается в том, что борьба мотивов сдвигается во времени — переносится на более ранний момент.  Бой между мотивами происходит часто задолго до того,  когда наличная актуальная ситуация,  в которой надо действовать, находится перед нами. Как правило, борьба мотивов и связанное с ней решение вообще возможны только в том случае, если они во времени предшествуют борьбе стимулов, иначе борьба мотивов превращается просто в борьбу за общее двигательное поле.  Борьба,  таким образом,  переносится вперед,  она разыгрывается и решается до самого сражения,  она составляет как бы предвосхищенный полководцем стратегический план сражения. Психологически совершенно понятно,  что построение плана может быть глубоко отлично от его выполнения.  Решение принимается,  и борьба заканчивается часто задолго до того, когда реальная или действительная борьба началась. Второе существенное психологическое изменение в процессе выбора заключается в том,  что здесь получает объяснение та основная проблема волевого действия, которая на почве эмпирической психологии вообще была неразрешима. Мы имеем в виду известную иллюзию, возникающую всякий раз при волевом действии и заключающуюся в том,  что волевое действие направляется как бы по линии наибольшего сопротивления. Мы выбираем более трудное и только такой выбор называем волевым. У. Джемс признал эту проблему неразрешимой на почве научного детерминистического рассмотрения воли и должен был допустить вмешательство духовной силы,  волевое «Да будет!». «Да будет» («flat» —  слово,  которым бог создал мир).  Сам выбор слова очень показателен.  Если вскрыть философию этого термина,  легко увидеть,  что,  в сущности,  за ним скрывается следующая мысль. Для объяснения волевого поступка,  например того,  что человек на операционном столе сдерживает крики боли и протягивает оператору больной член вопреки непосредственному импульсу,  заставляющему его отдернуть руку и кричать,  наука не может сказать ничего иного,  кроме того,  что здесь как бы повторяется акт сотворения мира, конечно, в микроскопических размерах. Это значит, что объяснение волевого действия приво- 503 дило ученого, стоящего на эмпирической почве, к чисто библейскому учению о сотворении мира. Ряд наблюдений,  особенно экспериментальные исследования,  показали,  что эта иллюзия действия по линии наибольшего сопротивления возникает закономерно всякий раз,  когда совершается только волевой выбор. В последнее время к такому же выводу пришел на основе своих исследований Э. Клапаред. Но самое важное заключается в том,  что иллюзия вызывается чем-то несомненно объективным. Чтобы попытаться вскрыть объективный момент,  заложенный в процессе волевого выбора и приводящий к возникновению
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar