Меню
Назад » »

И.Р. Сушков. Основы психологических отношений человека в социальной системе(25)

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА В СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
























Д-р психол. наук 
​СУШКОВ ИГОРЬ РУДОЛЬФОВИЧ




  
 
Российская академия наук Институт психологии И.Р. Сушков.

  
 
Издательство «Институт психологии РАН» Москва — 2007
Основы психологических отношений человека в социальной системе
(Геометрия человеческих отношений)




 
     СУШКОВ ИГОРЬ РУДОЛЬФОВИЧ

 
 
     

Глава 3
Поведенческая сторона
человеческих взаимоотношений


 

Теоретический анализ социального единства, который мы осуществляли ранее, позволяет связать подобную смену социальных установок не с отличием реального поведения от прогнозируемых реакций, а с существованием принципиально различных уровней организации взаимодействия элементов социальной системы.
Поэтому в случае сравнения установки по отношению к прототипному представителю нации с установками по отношению к конкретным людям допускается некорректность, так как основания таких установок совершенно различны. Первые отражают структуру взаимоотношений групп, вторые — структуру внутригрупповых, межиндивидуальных отношений.
Вероятность актуализации установок определенной природы зависит от контекста, в который личность попадает.
Зарубежные исследования подтверждают, что процесс актуализации межгруппового контекста проходит определенный порог осознания, после которого тенденция смещения поведения в ту или иную сторону нарастает. Показательными в этом отношении стали три полевых эксперимента, которые провели Горнштейн, Мертон и Соул. В экспериментах измерялась степень желания оказать помощь «незнакомцу». Обнаружилось, что симпатии росли прямо пропорционально подобию испытуемых с незнакомым человеком. Но желание оказать помощь возникало только тогда, когда у испытуемых после определенной степени подобия появлялось осознание принадлежности незнакомца к той же социальной группе, что и сам испытуемый [467]. Джон Тернер обсуждая результаты этих экспериментов, приходит к важному и справедливому, на мой взгляд, выводу о том, что: «Рост подобия проходит некоторый критический порог, после которого субъекты воспринимаются не просто подобными, но идентичными с незнакомцем...» [488, p. 88]. Только с этого момента у испытуемых актуализировались установки внутригруппового уровня взаимодействия.
С подобной реакцией русского населения политики столкнулись, когда речь шла о создании немецкой автономии на территории волгоградских земель: российские немцы, по отзывам местных жителей, в основном были хорошими, работящими и отзывчивыми людьми, но потенциальное соседство с сообществом немцев вызывало явное беспокойство и страх. Личный опыт и контакты с членами внешней социальной группы на индивидуальном уровне принципиально не затрагивали отношений к группе в целом.
Таким образом, «парадокс Лапьера» вызвал скептицизм ученых [11, с. 260] только потому, что, маскируясь среди конкретных реалий, актуальная социальная установка оказалась незаметной для исследователей. Это привело к сравнению несравниваемых вещей.
После того как социальная установка подготавливает личность к конструированию своего поведения на уровне межгруппового взаимодействия, она порождает установки, определяющие способ взаимодействия, в частности, именно тот, который позволяет социальной группе сохраниться по возможности самостоятельным элементом социальной системы
Для изучения установок, связанных со взаимоотношениями социальных субъектов, нами было предпринято исследование межнациональных отношений в одном из центральных регионов России.
В эмпирическом исследовании мы пытались обнаружить существование социальных установок, отражающих взаимооценивание субъектами взаимодействия друг друга. В исследовании мы подтвердили, что установки на межгрупповое взаимодействие в скрытой форме присутствуют у личности и актуализируются в конкретной ситуации, в которой находится индивид. Они определяются отношением к группе в целом, а не отношением к отдельным ее представителям.
Исследование проводилось в регионе с преобладанием русскоязычного населения, где иные национальные группы относительно малочисленны. Кроме того, изучение межнациональных отношений проводилось как в вузовских, так и в производственных коллективах, что позволило сравнить особенности разных социальных групп, дать более объективный анализ, сложившейся в регионе национальной ситуации.
Исследованием было охвачено 1000 человек 11 национальностей.
Изучение проводилось путем анкетирования. Опросник состоял из вопросов разных типов и шкал, которые были направлены на выяснение мнений, установок и поведенческих параметров межнациональных контактов.
Треть представленной в опроснике проблематики отражала особенности личностных предпочтений в стратегии построения межнационального взаимодействия и социальных установок к представителям определенных национальностей.
Результаты исследования подвергались машинной обработке по программе института кибернетики АН Эстонской ССР по пяти основным позициям: национальности, полу, возрасту, социальному положению и времени проживания в регионе.
При оценке социальных установок, связанных с различными национальными категориями, мы получили следующие результаты (см. таблицу 3):

Таблица 3
Степень приятия респондентами иных национальных групп в зависимости от близости взаимодействия с их представителями
Утверждение
Доля респондентов, согласившихся с утверждением
Не хочу, чтобы в нашем городе жили представители данной национальности (%):
Отметило среди всех опрошенных
Отметило среди коллег азербайджанцев, армян, татар
Отметило среди соседей и знакомых азербайджанцев, армян, татар
Отметило среди друзей азербайджанцев, армян, татар
Отметило среди родственников азербайджанцев, армян, татар

Рис. 13. Гистограмма степени принятия респондентами иных национальных групп в зависимости от близости взаимодействия с их представителями
Приведенные данные и особенно из гистограммы (рисунок 13) показывают, что опыт личных встреч с представителями разных национальных групп существенно не затрагивает общую социальную установку, организованную на межгрупповом уровне. Характер ее влияния изменяется лишь постепенно, с увеличением степени интеграции личности с данными социальными группами от простых дружеских отношений до родственных связей. Анализ характера снижения влияния установки в зависимости от уровня интеграции позволяет сделать вывод, что она снимет свое влияние только при полном отождествлении личностью себя с соответствующими национальными группами.
Временная устойчивость социальной установки так же ощутима, как и ситуативная (если ситуация трактуется на индивидуальном уровне взаимодействия). Это показала повторная оценка состояния межнациональных отношений, проведенная через пять лет после первого исследования (обобщенные данные представлены в таблице 4).
Если учесть тот факт, что студенческая молодежь более радикально настроена по отношению к большинству представленных в исследовании национальных групп**, то можно смело утверждать, что структура межнациональных отношений в системе взаимоотношений города осталась такой же, какой была пять лет назад. Между тем за это время произошел существенный рост национального самосознания, и бывшие национальные республики выделились в самостоятельные государства.

( Новая выборка составила 100 респондентов — студентов высших учебных заведений. )
** Сила неприятия национальных групп в студенческой среде была выше примерно на 10% (за исключением отношения к евреям, к которым студенты проявляли, наоборот, более терпимое отношение).

Таблица 4
Повторная оценка психологической дистанции
от иных национальных групп
Я не хочу, чтобы представители данной национальности
жили в нашем городе (процент опрошенных студентов):

Украинцы 0 Белорусы 0 Грузины 41
Армяне 41 Азербайджанцы 41 Евреи 9
Узбеки 32 Казахи 27 Татары 23

Казалось бы, общественная ситуация в стране в корне изменилась, однако социальные установки населения остались прежними. Иного и не следовало ожидать, так как условия реального взаимодействия и опыт подобного взаимодействия для жителей региона не изменились. Установки остались прежними для того, чтобы обеспечить непрерывность социальных движений. Они изменяются лишь в ответ на результаты нового и существенного для социальной жизни данного региона межнационального взаимодействия.
Приведенные результаты делают очевидным факт реального присутствия установок, отражающих взаимоотношения людей. Они соответствуют не уровню конкретного контекста, предоставляющего нам лишь признаки, по которым целесообразно организовывать взаимодействие в данной конкретной социальной ситуации, а уровню социальных субъектов как элементов социальной системы в целом. Альтернативой таким установкам являются личностные установки межперсонального уровня.Рис. 14. Гистограмма повторной оценки психологической дистанции от иных национальных групп
Далее, такие установки, организованные на уровне общностей, конкретизируются через установки, определяющие стратегию взаимодействия социальных субъектов. Здесь конкретное общественное содержание оказывает свое влияние на степень интеграции членов сообщества и формирование чувства разъединенности или включенности в некую большую группу. Но это будет новое сообщество, созданное уже по иному социальному основанию. И там установка вновь лишается своего конкретного содержания, пока ситуация взаимодействия кардинально не изменится, пройдя новый порог межличностного восприятия по иным направлениям.
Наши рассуждения приводят к заключению, что социальные установки действительно отражают динамическую сторону взаимоотношений.
Мы рассмотрели структуру взаимоотношений социальных субъектов, которые дискурсируют в виде образов вопринимаемых субъектами взаимодействия и формируются под действием политических, экономических, идеологических и других общественных отношений, составляющих культурный контекст социальных систем.Реализация взаимоотношений начинается с актуализации соответствующих установок как проявления поведенческой стороны взаимоотношений. Эмпирические данные обнаружили наличие двух типов таких установок, установок, организующих поведение личности на межиндивдуальном уровне взаимодействия, и установок, реализующих поведение личности на межгрупповом уровне взаимодействия.
Попадая в новую социальную ситуацию, субъекты на основе ранее сформированных в культуре сообщества социальных установок выделяют те признаки ситуации, которые интерпретируются ими как наиболее актуальные в данный момент. Эти признаки и актуализируют в сознании личности установки, организующие перцептивные процессы на соответствующем уровне взаимодействия в зависимости от истолкования социальных признаков.
После того как ситуация воспринята как межгрупповая или межиндивидуальная, включается процесс построения образов взаимодействующих субъектов.
Образы формируются на основе необходимой информации. Она касается различных сторон конкретного взаимодействия и, в свою очередь, определяется общественными отношениями, в которые субъекты включены.
Познавательная сторона взаимоотношений, внешне выражаясь в коллективных представлениях, стереотипах, произведениях культуры, содержит в своей основе символическое выражение идей, отражающих характер конкретного взаимодействия и выработанных людьми в процессе общественной практики
Эмпирические исследования показали, что наличие символического компонента взаимоотношений конкретных социальных субъектов, с одной стороны, и общего символического поля социальной системы, с другой, дает возможность адекватно представлять и воспринимать свойства субъектов в процессе развития межгрупповых и межиндивидуальных отношений.
Одновременно проходят процессы сравнения в соответствии общекультурной системой ценностей и системой ценностей, адекватной ситуации конкретного взаимодействия. Они формируют эмоциональную сторону взаимоотношений и создают мотивацию на их поддержание или изменение, внешне выражаясь в настроениях, интересах, чувствах субъектов.
Эмпирические исследования обнаружили, что качества, важные для взаимодействия, образуют иерархическую структуру и непосредственно связаны с системообразующими отношениями, т.е. с принципом устройства системы. Эти системообразующие отношения задаются непосредственно системой и обязательны для всех ее элементов независимо от содержательной характеристики их активности.
Исследования обнаружили связь легкости, а, следовательно, и точности оценки качества взаимодействующего субъекта со степенью ценности этого качества для взаимодействия.
Затем происходит активизация установок, задающих способ взаимодействия людей и образующих континуум, который, по сути, не несет в себе непосредственного социального содержания, а определяется предметно-деятельностными характеристиками активности.
Взаимоотношения людей, в основном через свой ценностный компонент, вызывают дифференцирующее-интегрирующие процессы, создающие структуру социальной системы. Причем дифференциация превращает отношения личности в межгрупповые и формирует коллективных субъектов, а интегрирующие силы формируют межиндивидуальные отношения личности к другому человеку как к принадлежащему тому же сообществу, что и личность.


 
 
Перепечатка и ссылки на монографию
только с согласия автора




Психология (5)\Психология (3)\Психология (2)\Психология (1)\Психология (4)
Психология (6)\Психология (7)\Психология (8)\Психология (9)\Психология (10)


МИФОЛОГИЯ
СИЛА И МУДРОСТЬ СЛОВА

ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОЛОГИЯ  | РИТОРИКА

ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ






РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT


      
     



ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )




ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar