- 947 Просмотров
- Обсудить
Исход евреев из Египта
Исход евреев из Египта - подробно описанное в Пятикнижии событие, которое в еврейском национальном самосознании стало решающим фактором, определившим становление еврейского народа и его религиозных институтов. Согласно Библии израильтяне пребывали в египетском плену 400 лет (Быт.15:13). Условия жизни израильтян в годы, предшествующие Исходу, становятся крайне тяжёлыми. Когда фараон увидел, что принятые им меры не в состоянии задержать рост численности молодого народа, им было издано повеление, сначала тайно, а потом и открыто, убивать родившихся мальчиков из племени израильтян. В это время рождается будущий вождь и освободитель еврейского народа Моисей.2 Ветхий Завет гласит, что в младенчестве Моисея усыновила дочь фараона, и его будущее рисовалось в радужном свете. Но как-то раз Моисей, увидев избиение раба-иудея, вступается за него и убивает надсмотрщика-египтянина. После этого ему приходится скрываться. Более 40 лет он пасет скот в пустыне. Однажды он видит горящий, но не сгорающий куст терновника. В таком образе ему является Господь и велит идти в Египет, освободить израильтян из рабства фараона и вернуть их на Землю обетованную. Фараон не отпускает евреев, и в результате на Египет обрушиваются десять казней. Израильтяне уходят из рабства. Египтяне преследуют их до Красного моря. Море расступается, пропуская беглецов, и смыкает свои воды над воинами фараона. Моисей ведет свой народ через пустыню, где на горе Синай принимает от Бога десять заповедей. Через 40 лет скитаний израильтяне под предводительством Иисуса Навина входят в земли Ханаанские. Научные исследования показывают, что в библейском повествовании об исходе есть доля исторической правды. Но на самом деле все происходило несколько иначе... Барбара Сивертсен, профессор геологии в Университете Чикаго, исследовала местность на предмет вулканической активности в интересующие нас времена. В результате библейская история получила целый ряд объяснений. Археология располагает множеством доказательств того, что движение народов в данной области происходило постоянно. Один род вытеснялся другим, имели место незначительные миграции, вывоз пленных, а также путешествия и торговля. Но когда случалась засуха и возникала угроза голода, древним племенам приходилось отправляться на поиски новых пригодных для жизни мест обитания. Сегодня мы знаем, что внутритропическая зона конвергенции (область низкого давления вокруг экватора) в конце XIX века до н.э. сместилась к северу, а это означало, что и муссонные дожди также начали выпадать севернее над истоками Нила в Эфиопии. Уровень воды в Ниле поднялся, ежегодные разливы стали более обширными, а земли - более плодородными. Но это привело и к изменению розы ветров над Средиземным морем и сокращению осадков, выпадающих на землю Ханаанскую. Засухи обусловлили миграцию народов, вынужденных искать плодородные земли за пределами своей родины. Это вполне правдоподобно объясняет, как израильтяне (или этническая группа, превратившаяся в библейских израильтян) оказались в районе Вади-Тумилат в восточной дельте Нила. Таким образом, в бегство израильтян обратило вовсе не рабство. Наоборот, раскопки показали, что хананейские племена ступили на эту землю как мощная сила. Это были воины, основавшие собственную столицу Аварис. Египетские источники описывают их со всей почтительностью, именуя гиксосами, что в переводе означает «чужеземные правители» или «цари пастухов». Временами пришельцы играли доминирующую роль в государстве, случалось даже, что они на короткое время захватывали власть в египетской столице Мемфисе. Благодаря своему расположению Аварис привлекал богатые караваны с товарами из Азии и со временем превратился в процветающий центр торговли. Поскольку Вади-Тумилат также выступал в качестве своего рода заслона от врагов, египтяне были рады присутствию хананеев. Если иудеи обладали определенным положением и властью в изобильной плодородной стране, возникает вопрос, почему Моисей предпочел вывести его из этой земли. До сегодняшнего дня библейская история о десяти казнях и безымянном фараоне была лишена исторического значения относительно той хронологии, которая принята наукой. Археологические раскопки в Египте продолжаются вот уже более 150 лет, так что ученым удалось расставить на свои места многие исторические события. Тем не менее только недавно было установлено, когда израильтяне покинули страну. Ответ на этот вопрос дали исследования почвенного слоя в Вади-Тумилате. В ходе раскопок было обнаружено множество фрагментов керамики и хананснском стиле. Нижние же слои грунта состоят из отложений, образованных ежегодными разливами реки. Изучение этого типа почвы связано с определенными техническими сложностями, вот почему только в 1970-е годы археологам впервые удалось найти метод определения разных культурных слоев. К древним поселениям относится и Тель-эль-Даба, сноего рода восточный пригород Анариса. При помощи новых методов датирования выяснилось, что хананейский период закончился в XVII веке до н.э., то есть примерно на 200 лет позже, чем было принято считать с точки зрения классической библейской традиции. Новые датировки придают совершенно новый исторический смысл повествованию об исходе, который вовсе не был следствием протеста против рабства, а скорее объясняется резким ухудшением условий жизни. Извержение вулкана на греческом острове Санторини, случившееся в 1628 году до н.э., было невероятно мощным. Ученые полагают, что высота облака вулканического пепла над уровнем моря достигла 36-38 км. Но из-за кривизны поверхности Земли из дельты Нила его не было видно, и взрыв при извержении был принят за отдаленные раскаты грома, а ударная волна вызвала дребезжание глиняной посуды в жилищах Тель-эль-Дабы. Через час на египетское побережье обрушилось цунами, порожденное ударной волной. Водные массы продвинулись вглубь дельты, затопив равнины. На следующий день эхо катастрофы прокатилось по всему Египту. Пресные источники были испорчены соленой водой, погибло много пресноводной рыбы. Здесь же кроется объяснение первой египетской казни по Библии, согласно которой вода обратилась в кровь. С водным потоком на материк попала сине-зеленая водоросль триходесмиум, обитающая на поверхности вод средиземноморского побережья. Она усваивает попавшую в воду железосодержащую пыль, выделяя затем в больших количествах растворенный органический азот. В период массового развития эта водоросль приобретает красный оттенок, который и придал Нилу то самое красноватое свечение, принятое в те времена за кровь. Вторая казнь - нашествие жаб - объясняется тем, что тысячи лягушек покинули посолоневшие водоемы, чтобы выжить. Поскольку часть лягушек погибла, а выжившие оставили свои болотистые ареалы обитания, численность популяций комаров и оводов вдоль побережья Нила катастрофически возросла. Они стали третьей и четвертой казнями. Найдется место в этом ряду объяснений и вулканической пыли. Современные спутниковые исследования извержений вулканов показывают, что от 75 до 90% пепла оседает на землю в течение 36 часов. Первые частицы пыли, вероятно, достигли Египта через шесть часов после извержения. Их принесло ударной волной, и они медленно начали кружить над поверхностью земли. Затем сильный северозападный ветер принес и само облако пепла, и, как показали образцы почвенных слоев, пепел развеяло по территории площадью свыше 2 млн кв. км. К наступлению абсолютной темноты это не привело, но само явление было настолько необычным для этой солнечной земли, что в библейском толковании оно получило название тьмы египетской, которая упоминается как девятая казнь. Кислая зола вызывает сильное раздражение слизистой оболочки глаз и может привести к появлению на коже волдырей и ожогов. Так может объясняться шестая казнь - язвы и нарывы. Крупный рогатый скот, лошади, овцы и козы надышались пеплом, засорение легких привело к высокой смертности популяций животных. Так может объясняться пятая казнь - мор домашнего скота. Извержение на Санторини повлекло за собой такие экстремальные природные явления, как циклоны и грозы. Поскольку в Библии говорится, что несчастья обрушились во время сбора на полях урожая, извержение, вероятно, произошло в январе или феврале. В это время года ближневосточные грозы часто сопровождаются градом - такова была седьмая казнь. Град привел к неурожаям, что повлекло за собой нашествие саранчи, полчища которой жадно пожирали все, что еще оставалось на полях. Это была восьмая казнь. Десятой и последней казнью стала смерть первенцев. Факт того, что среди пострадавших оказались исключительно египтяне, а не израильтяне, историки воспринимают скорее как толкование идеологического характера, а не как исторический факт. В любом случае вывод такой: десять казней на Египет наслал вулкан Санторини, превратив цветущую плодородную землю в зону стихийных бедствий. Таким образом, израильтяне сами решили уйти из региона, ставшего неблагоприятным для проживания. Вполне возможно, что после катастрофы фараон мог просить пришельцев покинуть страну, поскольку египтянам грозила острая нехватка продовольствия из-за последствий извержения. Известно немало примеров, когда в подобных ситуациях появляются лидеры, способные повести за собой людей. Моисей был будто создан для этого. Он побывал в земле Мадиамской (северо-западная часть Саудовской Аравии), и «было ему там явление Бога в неопалимой купине, и указал ему Господь на бедствия народа израильского в Египте». В этой связи образ Моисея следует, видимо, толковать как продукт коллективного знания. История свидетельствует о том, что пастухи из Вади-Тумилата странствовали по пустынным землям к востоку и знали, с чем там можно столкнуться. Значит, Моисей мог выбрать уже знакомый ему маршрут. От Вади-Тумилата они направились на юго-восток, пересекли Синайскую пустыню и вышли к побережью Красного моря. Сильный северный ветер - следствие климатических изменений, вызванных извержением вулкана, - заставил воды Красного моря отступить от берега. Израильтяне провели в Синайской пустыне 40 лет. Путь длиной 800 км не мог длиться так долго; вероятно, они попросту стали бедуинами, поскольку им некуда было идти. Барбара Сивертсен датирует исход 100-150 годами ранее, чем было принято считать, связав его с извержением вулкана Сангорини в 1628 году до н.э., что придает долгому странствованию новую историческую логику. В те времена на европейском континенте резко похолодало. На Ближнем Востоке подобный сдвиг означал большее количество осадков и более прохладное лето, что способствовало улучшению условий для выращивания сельскохозяйственных культур. Ханаанская земля стала богаче, и израильтяне-бедуины предпочли пустыне оседлый образ жизни. Вероятно, это происходило постепенно и без громогласного шествия с трубами вокруг стен Иерихона. Египет мало-помалу восстановился. Вновь зародилась мечта о сильном государстве, и возникла потребность в рабочей силе. Фараоны ежегодно посылали свою армию на землю Ханаанскую - отчасти в целях самозащиты, отчасти с целью грабежей и захвата рабов. В том числе выступления против израильтян имели место в горах, образующих сегодня Западный берег, что вполне могло послужить источником истории с рабством, правда, уже во времена после Моисея. Военная активность египтян достигла своего пика в эпоху Тутмоса III, правившего с 1479 по 1425 год до н.э. Историки обнаружили относящееся к этим временам повествование о группе из 700 человек, трудившихся в каменоломнях фараонов и отпущенных, поскольку необходимость в их трудеотпала. Большую часть группы составляли кочевники племени шасу из пустыни Негев. Они двигались вдоль северного побережья полуострова Синай. Тутмос вскоре пожалел, что освободил их, и отправил вдогонку египетское войско, которое настигло рабов близ лагуны Ши-Хор (современное название Шамаль-Сина), отделенной от моря узким перешейком. Рабы находились к югу от лагуны, когда путь им преградил канал. Египтяне рассудили, что до утра невольники никуда не денутся, и предводитель войска повел солдат по перешейку к небольшой крепости Чару. Рабы разбили лагерь на материке, подальше от воды, и оттуда на рассвете стали свидетелями, как их преследователей смыла гигантская волна. По мнению геологов, ее вызвало подводное извержениевулкана у берегов греческого остров Гиали; не столь масштабное, как на Санторини, но достаточно серьезное, чтобы вызвать цунами. Доля истины в библейском повествовании об исходе израильтян все-таки есть, начиная с неопалимой купины и десяти казней и заканчивая морем, поглотившим египтян. Только море было не Красное, а Средиземное. И события разворачивались не одну неделю, как сказано в Библии, а в течение 180 лет.
Исход евреев из Египта - подробно описанное в Пятикнижии событие, которое в еврейском национальном самосознании стало решающим фактором, определившим становление еврейского народа и его религиозных институтов. Согласно Библии израильтяне пребывали в египетском плену 400 лет (Быт.15:13). Условия жизни израильтян в годы, предшествующие Исходу, становятся крайне тяжёлыми. Когда фараон увидел, что принятые им меры не в состоянии задержать рост численности молодого народа, им было издано повеление, сначала тайно, а потом и открыто, убивать родившихся мальчиков из племени израильтян. В это время рождается будущий вождь и освободитель еврейского народа Моисей.2 Ветхий Завет гласит, что в младенчестве Моисея усыновила дочь фараона, и его будущее рисовалось в радужном свете. Но как-то раз Моисей, увидев избиение раба-иудея, вступается за него и убивает надсмотрщика-египтянина. После этого ему приходится скрываться. Более 40 лет он пасет скот в пустыне. Однажды он видит горящий, но не сгорающий куст терновника. В таком образе ему является Господь и велит идти в Египет, освободить израильтян из рабства фараона и вернуть их на Землю обетованную. Фараон не отпускает евреев, и в результате на Египет обрушиваются десять казней. Израильтяне уходят из рабства. Египтяне преследуют их до Красного моря. Море расступается, пропуская беглецов, и смыкает свои воды над воинами фараона. Моисей ведет свой народ через пустыню, где на горе Синай принимает от Бога десять заповедей. Через 40 лет скитаний израильтяне под предводительством Иисуса Навина входят в земли Ханаанские. Научные исследования показывают, что в библейском повествовании об исходе есть доля исторической правды. Но на самом деле все происходило несколько иначе... Барбара Сивертсен, профессор геологии в Университете Чикаго, исследовала местность на предмет вулканической активности в интересующие нас времена. В результате библейская история получила целый ряд объяснений. Археология располагает множеством доказательств того, что движение народов в данной области происходило постоянно. Один род вытеснялся другим, имели место незначительные миграции, вывоз пленных, а также путешествия и торговля. Но когда случалась засуха и возникала угроза голода, древним племенам приходилось отправляться на поиски новых пригодных для жизни мест обитания. Сегодня мы знаем, что внутритропическая зона конвергенции (область низкого давления вокруг экватора) в конце XIX века до н.э. сместилась к северу, а это означало, что и муссонные дожди также начали выпадать севернее над истоками Нила в Эфиопии. Уровень воды в Ниле поднялся, ежегодные разливы стали более обширными, а земли - более плодородными. Но это привело и к изменению розы ветров над Средиземным морем и сокращению осадков, выпадающих на землю Ханаанскую. Засухи обусловлили миграцию народов, вынужденных искать плодородные земли за пределами своей родины. Это вполне правдоподобно объясняет, как израильтяне (или этническая группа, превратившаяся в библейских израильтян) оказались в районе Вади-Тумилат в восточной дельте Нила. Таким образом, в бегство израильтян обратило вовсе не рабство. Наоборот, раскопки показали, что хананейские племена ступили на эту землю как мощная сила. Это были воины, основавшие собственную столицу Аварис. Египетские источники описывают их со всей почтительностью, именуя гиксосами, что в переводе означает «чужеземные правители» или «цари пастухов». Временами пришельцы играли доминирующую роль в государстве, случалось даже, что они на короткое время захватывали власть в египетской столице Мемфисе. Благодаря своему расположению Аварис привлекал богатые караваны с товарами из Азии и со временем превратился в процветающий центр торговли. Поскольку Вади-Тумилат также выступал в качестве своего рода заслона от врагов, египтяне были рады присутствию хананеев. Если иудеи обладали определенным положением и властью в изобильной плодородной стране, возникает вопрос, почему Моисей предпочел вывести его из этой земли. До сегодняшнего дня библейская история о десяти казнях и безымянном фараоне была лишена исторического значения относительно той хронологии, которая принята наукой. Археологические раскопки в Египте продолжаются вот уже более 150 лет, так что ученым удалось расставить на свои места многие исторические события. Тем не менее только недавно было установлено, когда израильтяне покинули страну. Ответ на этот вопрос дали исследования почвенного слоя в Вади-Тумилате. В ходе раскопок было обнаружено множество фрагментов керамики и хананснском стиле. Нижние же слои грунта состоят из отложений, образованных ежегодными разливами реки. Изучение этого типа почвы связано с определенными техническими сложностями, вот почему только в 1970-е годы археологам впервые удалось найти метод определения разных культурных слоев. К древним поселениям относится и Тель-эль-Даба, сноего рода восточный пригород Анариса. При помощи новых методов датирования выяснилось, что хананейский период закончился в XVII веке до н.э., то есть примерно на 200 лет позже, чем было принято считать с точки зрения классической библейской традиции. Новые датировки придают совершенно новый исторический смысл повествованию об исходе, который вовсе не был следствием протеста против рабства, а скорее объясняется резким ухудшением условий жизни. Извержение вулкана на греческом острове Санторини, случившееся в 1628 году до н.э., было невероятно мощным. Ученые полагают, что высота облака вулканического пепла над уровнем моря достигла 36-38 км. Но из-за кривизны поверхности Земли из дельты Нила его не было видно, и взрыв при извержении был принят за отдаленные раскаты грома, а ударная волна вызвала дребезжание глиняной посуды в жилищах Тель-эль-Дабы. Через час на египетское побережье обрушилось цунами, порожденное ударной волной. Водные массы продвинулись вглубь дельты, затопив равнины. На следующий день эхо катастрофы прокатилось по всему Египту. Пресные источники были испорчены соленой водой, погибло много пресноводной рыбы. Здесь же кроется объяснение первой египетской казни по Библии, согласно которой вода обратилась в кровь. С водным потоком на материк попала сине-зеленая водоросль триходесмиум, обитающая на поверхности вод средиземноморского побережья. Она усваивает попавшую в воду железосодержащую пыль, выделяя затем в больших количествах растворенный органический азот. В период массового развития эта водоросль приобретает красный оттенок, который и придал Нилу то самое красноватое свечение, принятое в те времена за кровь. Вторая казнь - нашествие жаб - объясняется тем, что тысячи лягушек покинули посолоневшие водоемы, чтобы выжить. Поскольку часть лягушек погибла, а выжившие оставили свои болотистые ареалы обитания, численность популяций комаров и оводов вдоль побережья Нила катастрофически возросла. Они стали третьей и четвертой казнями. Найдется место в этом ряду объяснений и вулканической пыли. Современные спутниковые исследования извержений вулканов показывают, что от 75 до 90% пепла оседает на землю в течение 36 часов. Первые частицы пыли, вероятно, достигли Египта через шесть часов после извержения. Их принесло ударной волной, и они медленно начали кружить над поверхностью земли. Затем сильный северозападный ветер принес и само облако пепла, и, как показали образцы почвенных слоев, пепел развеяло по территории площадью свыше 2 млн кв. км. К наступлению абсолютной темноты это не привело, но само явление было настолько необычным для этой солнечной земли, что в библейском толковании оно получило название тьмы египетской, которая упоминается как девятая казнь. Кислая зола вызывает сильное раздражение слизистой оболочки глаз и может привести к появлению на коже волдырей и ожогов. Так может объясняться шестая казнь - язвы и нарывы. Крупный рогатый скот, лошади, овцы и козы надышались пеплом, засорение легких привело к высокой смертности популяций животных. Так может объясняться пятая казнь - мор домашнего скота. Извержение на Санторини повлекло за собой такие экстремальные природные явления, как циклоны и грозы. Поскольку в Библии говорится, что несчастья обрушились во время сбора на полях урожая, извержение, вероятно, произошло в январе или феврале. В это время года ближневосточные грозы часто сопровождаются градом - такова была седьмая казнь. Град привел к неурожаям, что повлекло за собой нашествие саранчи, полчища которой жадно пожирали все, что еще оставалось на полях. Это была восьмая казнь. Десятой и последней казнью стала смерть первенцев. Факт того, что среди пострадавших оказались исключительно египтяне, а не израильтяне, историки воспринимают скорее как толкование идеологического характера, а не как исторический факт. В любом случае вывод такой: десять казней на Египет наслал вулкан Санторини, превратив цветущую плодородную землю в зону стихийных бедствий. Таким образом, израильтяне сами решили уйти из региона, ставшего неблагоприятным для проживания. Вполне возможно, что после катастрофы фараон мог просить пришельцев покинуть страну, поскольку египтянам грозила острая нехватка продовольствия из-за последствий извержения. Известно немало примеров, когда в подобных ситуациях появляются лидеры, способные повести за собой людей. Моисей был будто создан для этого. Он побывал в земле Мадиамской (северо-западная часть Саудовской Аравии), и «было ему там явление Бога в неопалимой купине, и указал ему Господь на бедствия народа израильского в Египте». В этой связи образ Моисея следует, видимо, толковать как продукт коллективного знания. История свидетельствует о том, что пастухи из Вади-Тумилата странствовали по пустынным землям к востоку и знали, с чем там можно столкнуться. Значит, Моисей мог выбрать уже знакомый ему маршрут. От Вади-Тумилата они направились на юго-восток, пересекли Синайскую пустыню и вышли к побережью Красного моря. Сильный северный ветер - следствие климатических изменений, вызванных извержением вулкана, - заставил воды Красного моря отступить от берега. Израильтяне провели в Синайской пустыне 40 лет. Путь длиной 800 км не мог длиться так долго; вероятно, они попросту стали бедуинами, поскольку им некуда было идти. Барбара Сивертсен датирует исход 100-150 годами ранее, чем было принято считать, связав его с извержением вулкана Сангорини в 1628 году до н.э., что придает долгому странствованию новую историческую логику. В те времена на европейском континенте резко похолодало. На Ближнем Востоке подобный сдвиг означал большее количество осадков и более прохладное лето, что способствовало улучшению условий для выращивания сельскохозяйственных культур. Ханаанская земля стала богаче, и израильтяне-бедуины предпочли пустыне оседлый образ жизни. Вероятно, это происходило постепенно и без громогласного шествия с трубами вокруг стен Иерихона. Египет мало-помалу восстановился. Вновь зародилась мечта о сильном государстве, и возникла потребность в рабочей силе. Фараоны ежегодно посылали свою армию на землю Ханаанскую - отчасти в целях самозащиты, отчасти с целью грабежей и захвата рабов. В том числе выступления против израильтян имели место в горах, образующих сегодня Западный берег, что вполне могло послужить источником истории с рабством, правда, уже во времена после Моисея. Военная активность египтян достигла своего пика в эпоху Тутмоса III, правившего с 1479 по 1425 год до н.э. Историки обнаружили относящееся к этим временам повествование о группе из 700 человек, трудившихся в каменоломнях фараонов и отпущенных, поскольку необходимость в их трудеотпала. Большую часть группы составляли кочевники племени шасу из пустыни Негев. Они двигались вдоль северного побережья полуострова Синай. Тутмос вскоре пожалел, что освободил их, и отправил вдогонку египетское войско, которое настигло рабов близ лагуны Ши-Хор (современное название Шамаль-Сина), отделенной от моря узким перешейком. Рабы находились к югу от лагуны, когда путь им преградил канал. Египтяне рассудили, что до утра невольники никуда не денутся, и предводитель войска повел солдат по перешейку к небольшой крепости Чару. Рабы разбили лагерь на материке, подальше от воды, и оттуда на рассвете стали свидетелями, как их преследователей смыла гигантская волна. По мнению геологов, ее вызвало подводное извержениевулкана у берегов греческого остров Гиали; не столь масштабное, как на Санторини, но достаточно серьезное, чтобы вызвать цунами. Доля истины в библейском повествовании об исходе израильтян все-таки есть, начиная с неопалимой купины и десяти казней и заканчивая морем, поглотившим египтян. Только море было не Красное, а Средиземное. И события разворачивались не одну неделю, как сказано в Библии, а в течение 180 лет.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.