Меню
Назад » »

К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин. О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ. (30)

Одним словом, сегодняшний "физический" идеализм точно так же, как вчерашний "физиологический" идеализм, означает только то, что одна школа естествоиспытателей в одной отрасли естествознания скатилась к реакционной философии, не сумев прямо и сразу подняться от метафизического материализма к диалектическому материализму... Этот шаг делает и сделает современная физика, но она идет к единственно верному методу и единственно верной философии естествознания не прямо, а зигзагами, не сознательно, а стихийно, не видя ясно своей "конечной цели", а приближаясь к ней ощупью, шатаясь, иногда даже задом. Современная физика лежит в родах. Она рожает диалектический материализм. Роды болезненные. Кроме живого и жизнеспособного существа, они дают неизбежно некоторые мертвые продукты, кое-какие отбросы, подлежащие отправке в помещение для нечистот. К числу этих отбросов относится весь физический идеализм, вся эмпирио-критическая философия вместе с эмпириосимволизмом, эмпириомонизмом и пр. и т.п. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм, – Полн. собр. соч., т. 18, с. 331-332. Новая физика свихнулась в идеализм, главным образом, именно потому, что физики не знали диалектики. Они боролись с метафизическим (в энгельсовском, а не в позитивистском, т.е. юмистском, смысле этого слова) материализмом, с его односторонней "механичностью", – и при этом выплескивали из ванны вместе с водой и ребенка. Отрицая неизменность известных до тех пор элементов и свойств материи, они скатывались к отрицанию материи, то есть объективной реальности физического мира. Отрицая абсолютный характер важнейших и основных законов, они скатывались к отрицанию всякой объективной закономерности в природе, к объявлению закона природы простой условностью, "ограничением ожидания", "логической необходимостью" и т.п. Настаивая на приблизительном, относительном характере наших знаний, они скатывались к отрицанию независимого от познания объекта, приблизительно верно, относительно правильно отражаемого этим познанием. И т.д., и т.д. без конца. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. – Полн. собр. соч., т. 18, с. 276-277. 5. ДИАЛЕКТИКА КАК ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ И ЛОГИКА ...Диалектика, в понимании Маркса и согласно также Гегелю, включает в себя то, что ныне зовут теорией познания, гносеологией, которая должна рассматривать свой предмет равным образом исторически, изучая и обобщая происхождение и развитие познания, переход от незнания к познанию. Ленин В.И. Карл Маркс. – Полн. собр. соч., т. 26, с. 54-55. Диалектика как живое, многостороннее (при вечно увеличивающемся числе сторон) познание с бездной оттенков всякого подхода, приближения к действительности (с философской системой, растущей в целое из каждого оттенка) – вот неизмеримо богатое содержание по сравнению с "метафизическим" материализмом, основная беда коего есть неумение применить диалектики к Bildertheorie1, к процессу и развитию познания. 1 теория отражения. Ред. Ленин В.И. Философские тетради. – Полн. собр. соч., т. 29, с. 321-322. ...Логика и теория познания должна быть выведена из "развития всей жизни природы и духа". Ленин В.И. Философские тетради. – Полн. собр. Соч., т. 29, с. 80. Логика есть учение не о внешних формах мышления, а о законах развития "всех материальных, природных и духовных вещей", т.е. развития всего конкретного содержания мира и познания его, т.е. итог, сумма, вывод истории познания мира. Ленин В.И. Философские тетради. – Полн. собр. соч., т. 29, с. 84. Ergo1:     греческая философия  наметила все сии моменты    История философии   " отдельных наук   " умственного развития ребенка   " " " животных   " языка NB:   + психология   + физиология органов чувств    вот те области знания,  из коих должна сложиться  теория познания и диалектика Kurz2, история познания вообще  вся область знания 1 следовательно. Ред.   2 кратко. Ред. Ленин В.И. Философские тетради. – Полн. собр. соч., т. 29, с. 314. Если Marx не оставил "Логики" (с большой буквы), то он оставил логику "Капитала", и это следовало бы сугубо использовать по данному вопросу. В "Капитале" применена к одной науке логика, диалектика и теория познания (не надо 3-х слов: это одно и то же) материализма, взявшего все ценное у Гегеля и двинувшего сие ценное вперед. Товар – деньги – капитал – производство абсолютной Mehrwert1  – производство относительной Mehrwert. 1 прибавочной стоимости. Ред. История капитализма и анализ понятий, резюмирующих ее. Начало – самое простое, обычное, массовидное, непосредственное "бытие": отдельный товар ("Sein"1 в политической экономии). Анализ его как отношения социального. Анализ двоякий, дедуктивный и индуктивный, – логический и исторический (формы стоимости). 1 бытие. Ред. Проверка фактами respective практикой есть здесь в каждом шаге анализа. Ср. к вопросу о сущности versus явление – цена и стоимость-спрос и предложение versus Wert (= kristallisierte Arbeit)1  – заработная плата и цена рабочей силы. 1 стоимость (= кристаллизированный труд). Ред. Ленин В.И. Философские тетради. – Полн. собр. соч., т. 29, с. 301-302. У Маркса в "Капитале" сначала анализируется самое простое, обычное, основное, самое массовидное, самое обыденное, миллиарды раз встречающееся, отношение буржуазного (товарного) общества: обмен товаров. Анализ вскрывает в этом простейшем явлении (в этой "клеточке" буржуазного общества) все противоречия (respective зародыши всех противоречий) современного общества. Дальнейшее изложение показывает нам развитие (и рост и движение) этих противоречий и этого общества, в S1 его отдельных частей, от его начала до его конца. 1 в сумме. Ред. Таков же должен быть метод изложения (respective изучения) диалектики вообще (ибо диалектика буржуазного общества у Маркса есть лишь частный случай диалектики). Начать с самого простого, обычного, массовидного etc., с предложения любого: листья дерева зелены; Иван есть человек; Жучка есть собака и т.п. Уже здесь (как гениально заметил Гегель) есть диалектика: отдельное есть общее (ср. Aristoteles, Metaphysik... 3. Buch, 4 Kapitel, 8-9: "denn natiiriich kann man nicht der Meinung sein, dafi es ein Haus – дом вообще – gebe aufier den sichtbaren Eaugera".1) – Значит, противоположности (отдельное противоположно общему) тождественны... Уже здесь есть элементы, зачатки понятия необходимости, объективной связи природы etc. Случайное и необходимое, явление и сущность имеются уже здесь, ибо говоря: Иван есть человек, Жучка есть собака, это есть лист дерева и т.д., мы отбрасываем ряд признаков как случайные, мы отделяем существенное от являющегося и противополагаем одно другому. 1 Аристотель. "Метафизика"... 3-я книга, 4-я глава, 8-9: "мы не можем ведь принять, что есть некий дом (вообще) наряду с отдельными домами". Ред. Таким образом в любом предложении можно (и должно), как в "ячейке" ("клеточке"), вскрыть зачатки всех элементов диалектики, показав таким образом, что всему познанию человека вообще свойственна диалектика. А естествознание показывает нам (ж опять-таки это надо показать на любом простейшем примере) объективную природу в тех же ее качествах, превращение отдельного в общее, случайного в необходимое, переходы, переливы, взаимную связь противоположностей. Диалектика и есть теория познания (Гегеля и) марксизма: вот на какую "сторону" дела (это не "сторона" дела, а суть дела) не обратил внимания Плеханов, не говоря уже о других марксистах. Ленин В.И. Философские тетради. – Полн. собр. соч., т. 29, с. 318-321.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar