Меню
Назад » »

Кантемир Антиох Дмитриевич (10)

САТИРА IX

НА СОСТОЯНИЕ СЕГО СВЕТА
   К СОЛНЦУ
  
   1 Солнце! Хотя существо твое столь есть чудно,
   Что ему в век довольно удивиться трудно -
   В чем нам и свидетельство древни показали,
   Когда тебя за бога чрез то почитали, -
   5 Однако мог бы я то признать несомненно,
   Что было б ты в дивности твоей переменно,
   Если б ты в себе живость и чувства имело,
   Чем бы могло всякое в свете познать дело.
   Буде б честь от нас богу ты узнать желало -
   10 В-первых, бы суеверий бездну тут сыскало.
   Мужик, который соху оставил недавно,
   Аза в глаза не знает и болтнуть исправно,
   А прислушайся, что врет и что его вздоры!
   Ведь не то, как на Волге разбивают воры.
   15 Да что ж? Он ти воротит богословски речи:
   Какие пред иконы должно ставить свечи,
   Что теперь в церквах вошло старине противно;
   Как брадобритье терпит бог, то ему дивно.
   На что, бает, библию отдают в печати,
   20 Котору христианам больно грешно знати?
   Вон иной, зачитавшись, да ереси сеет;
   Говорит: "Не грешен тот, кто бороду бреет".
   Парики - уж всяк знает, что дьявольско дело,
   А он, что то не грешно, одно спорит смело;
   25 Платье немецко носит, да притом манжеты;
   Кто их назовет добром? все - адски приметы;
   А таки сказуют, что то не противно богу.
   Ох! как страшно и слышать таку хулу многу!
   Все ж то се нет ничего; вон услышишь новый
   30 От него тверд документ, давно уж готовый.
  
   "Как, - говорит, - библию не грешно читати,
   Что она вся держится на жидовской стати?
   Вон де за то* одного и сожгли недавно,
   Что, зачитавшись там, стал Христа хулить явно.
   35 Ой нет, надо библии отбегать как можно,
   Бо, зачитавшись в ней, пропадешь безбожно.
   Есть и без нея что честь, лишь была б охота,
   Вот, полно, мне мешает домашня забота,
   А то б я купил книгу, котору, не знаю
   40 Какой, пустынник писал, да Семик быть, чаю.
   Так то-то уже книга, что аж уши вянут,
   Как было грамотники у нас читать станут!
   Там писано, как земля четырьмя китами
   Стоит, которы ее подперли спинами;
   45 Сколько Солнце всякий день миллионов ходит,
   И где оно в палаты в отдышку заходит;
   Как в нынешнее время не будут являться
   Святцы и богатыри; что люди мерзятся
   Брадобритием и всем бусурманским нравом,
   50 Не ходят в старом отцов предании правом.
   Все там есть о старине. С мала до велика
   Сказать мне все подробну не станет языка".
   Все ж то се еще сошник плесть безмозгло смеет;
   Все врет, хоть слова складно молвить не сумеет.
   55 Кто ж опишет которы по грамоте бродят?
   Те-то суеверие все в народе родят;
   От сих безмозглых голов родятся расколы;
   Всякий простонародный в них корень крамолы;
   Что же пьянство, то у них в самом живом цвете.
   60 Тая-то вещь им мнится всех шятейша в свете.
   Ну-тко скажи такому, что всяк день воскресный
   Не в пьянстве должно справлять во всей поднебесной,
   Но лучше б в учениях церковных медлети,
   Неж на кабаках пьяным бесчинно шумети, -
   65 То уж он ти понесет представлять резоны,
   Что с ума тя собьет, хоть ты как будь ученый.
   Выймет тебе с сундука тетради цвелые,
   Предложит истории все сполна святые,
   Не минет и своего отца Аввакума -
   70 Так его запальчивость тут возьмет угрюма.
   И тотчас, те предложив, начнет уличати:
  
   "Грешно-де весь день будет богу докучати;
   Смотри, что истории в себе заключают:
   Ведь и в небе обедни в часы отпевают,
   75 А не весь день по-вашему в молитве трудятся;
   Отпев час урочный там, с богом веселятся".
   Сей-то муж в философии живет ненарушно:
   Признают то пьяницы все единодушно;
   Сей и Аристотелю не больно уступит,
   80 Паче когда к мудрости вина кружку купит.
   Да что ж сим дивиться? Вон на пастырей взглянем,
   Так тут-то уже разве, дивяся, устанем;
   Хочет ли кто божьих слов в церкви поучиться
   От пастыря, то я в том готов поручиться,
   85 Что, ходя в церковь, не раз по?том обольется,
   А чуть ли о том от них и слова добьется.
   Если ж бы он подошел к попу на кружало,
   То уж там одних ушей будет ему мало,
   Не переслушаешь речь его медоточну:
   90 Опишет он там кругом церковь всю восточну.
   Да как? Не учением ведь здравым и умным,
   Но суеверным мозгом своим, с вина шумным,
   Плетет тут без рассмотру и без стыда враки;
   В-первых, как он искусен все совершать браки,
   95 Сколько раз коло стола обводити знает
   И какой стих за всяким ходом припевает.
   То, все это рассказав, станет поучати,
   Как с честью его руку должно целовати.
   "Не знаю, - говорит, - как те люди спасутся,
   100 Что давать нам на церковь и с деньгами жмутся.
   Ведь вот не с добра моя в заплатах-де ряса;
   Вон дома на завтра нет купить на что мяса;
   Все-де черт склонил людей и с немцами знаться.
   О, проклятые! Зачем нас дарить скупятся?
   105 Как такие исцелят души своей раны,
   Что не трепещут смело знаться с бусурманы?
   Каки б они ни были, да только не русски;
   Надобно б их отбегать: уж в них путь не узкий,
   Но широкие врата к пагубе доводят,
   110 Они ж, несмотря на то, смело туда входят!
   А нам-де уже затем пересеклась дача,
   И с просфирами, увы! бедств, достойных плача!"
   Но ежели те речи поверстать бы в дело,
   То б казанье написал с залишком всецело.
   115 Как же, на таких смотря, уж простолюдины
   К заблуждению себе не возьмут причины?
   Все ж то это мелкоту я здесь предлагаю,
   Которую по силе могу знать и знаю;
   Высших же рассуждений чрезмерну примету
   120 О боге суеверий списать силы столько нету.
   Такие-то виды суть нашей к богу чести,
   Не поминая чудес притворных и лести.
   Не думай же, что все тут; нет тысячной части:
   Списать то все как надо - в обмороке пасти.
   125 Довольно и сих тебе я собрал к примеру.
   Еще мало посмотрим нашу к властям веру.
   Смотри: купец украшен в пояс бородою,
   В святом и платье ходит, только не с клюкою,
   Во всем правдив, набожен: прийдет до иконы -
   130 Пол весь заставит дрожать, как кладет поклоны!
   И чаял бы ты, что он весь в правости важен;
   Погляди ж завтра аж где? - Уж в тюрьме посажен.
   Спросишь: "За что тут муж сидит святой и старый?" -
   Воровством без пошлины провозил товары.
   135 Этакой святец! Вот что делает, безгрешный!
   К богу лицемер, к власти вор и хищник спешный!
   Да что ж над сим дивиться, сей обычной моды?
   Вон дивись, как учений заводят заводы:
   Строят безмерным коштом тут палаты славны,
   140 Славят, что учения будут тамо главны;
   Тщатся хотя именем умножить к ним чести
   (Коли не делом); пишут печатные вести:
   "Вот завтра учения высоки зачнутся,
   Вот уж и учители заморски сберутся:
   145 Пусть как можно скоро всяк о себе радеет,
   Кто оных обучаться охоту имеет".
   Иной бедный, кто сердцем учиться желает,
   Всеми силами к тому скоро поспешает,
   А пришел - комплиментов увидит немало,
   150 Высоких же наук там стени не бывало.
   А деньги хоть точатся тут бесперерывно,
   Так комплиментов много с них - то и не дивно.
   Где если то мне о сем все сполна писати,
   То книгу превелику надобно сшивати.
   155 Полно, и так можно знать, как то сего много;
   Добра мало, а полно во всем свете злого.
   Смотри, и летописцы ведь толсты недаром,
   Все почти нагружены этим же товаром.
   Что ж уж сказать о нашем житье межусобном?
   160 Как мы живем друг к другу в всяком деле злобном?
   Тут глаза потемнеют, голова вкруг ходит,
   Рука с пером от жалю как курица бродит.
   Грозят нам права земски, но бог правосудный -
   Чтоб богатый не был прав, а обижен скудный,
   165 Не судило б нас сребро, но правда святая,
   Винным казнь, а правым милость подавая.
   Мы ж то помним и знаем, как сребра не видим,
   И клянемся богу, что бедных не обидим,
   Но в правости все будем о душах радети,
   170 А на лица и сребро не станем смотрети.
   Когда ж несут подарки, где злато блистает,
   То вся та мысль за сто верст от нас отбегает.
   Где божий и земский страх? Даром наши души,
   Как звонят серебряным колокольцем в уши;
   175 Подьячий ходит сух, худ, лишь кожа да кости,
   Ведь не с труда ссох - с коварств да завистной злости,
   Что ему не удастся драть так, как другому;
   Нет чем жену потешить, как придет до дому;
   Лучше б он изволил тут смерть перетерпети,
   180 Нежель над чиим делом без взятки сидети.
   Вон иному, хоть деньги он с казны считает,
   А не взять ему гривны - душа смертно тает.
   Так-то мы милостивы, к бедным правосуды:
   Выше душ ставим деньги, не плоше Иуды.
   185 Что ж когда еще глубже мы в свет сей заглянем?
   Везде без удовольства удивляться станем.
   Философ деревенский оброс сединами,
   Сладкими рассуждает о свете речами.
   "Как, - говорит он, - теперь черт показал моду
   190 Грех велик творить, то есть табак пить народу,
   От которого весь ум человечь темнеет
   И мозг в голове весьма из дня на день тлеет;
   Уж мы-де таких много образцов видали,
   Что многие из того люди пропадали".
   195 То он же обличает в людях моду грубу,
   А себе четвериком сам валит за губу.
   Так-то людей осуждать мы тотчас готовы,
   Людей видим больных, а сами не здоровы:
   Так вот иной хвастает, что славы не любит,
   200 А сам за самое то с света людей губит;
   Говорит: лицемерство ему неприятно,
   А самим делом держать то внушает внятно.
   Теперь в свете сем буде кто пожить желает,
   Пускай правды далеко во всем отбегает.
   205 Инако бо нельзя двум господам служити,
   Нельзя богу и свету вместе угодити.
   Так-то сей свет состоит, так всем злым причастный,
   Всех бедств, мерзостей полон, во всем суестрастный.
   Еще ж то тут у нас нет миллионной доли,
   210 Ибо тое все списать нет силы и воли.
   Что ж, Солнце? Погрешил ли я, так рассуждая,
   Что если б ощущало ты в свете вся злая,
   По-человечески бы могло премениться.
   И, право, не престану я о сем дивиться,
   215 Как так ти дана воля сиять терпеливно
   На нас бедных, столь богу живущих противно.
   Больше с удивления не могу писати,
   И хоть не в пору, да уж принужден кончати.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar