Меню
Назад » »

Карус (Carus) Карл Густав

Карус (Carus) Карл Густав (3.1.1789, Лейпциг – 28.7.1869, Дрезден) — немецкий врач, философ, психолог и художник. Унаследовал здравый смысл отца и склонность к поэзии матери, до 15 лет посещал школу Томаса, затем — Лейпцигский университет, где изучал медицину (доктор медицины, 1811), защитил диссертацию для замещения должности доцента. В 1811 г. приступил к чтению лекций по сравнительной анатомии в Лейпцигском университете. В 1813 г. стал директором Французского госпиталя в Пфаффендорфе близ Лейпцига. Но после нескольких лет врачебной практики, из–за материальных трудностей, должен был поступить на государственную службу, с 1814 г. он — профессор женских болезней в Саксонской медико–хирургической академии и директор роддома Дрездена, в это время написал свой учебник гинекологии („Lehrbuch der Gynakologie", 1820), с 1827 г. — лейб–медик королевской семьи, придворный и медицинский советник. Много путешествовал, в круг его знакомых входили А. Гумбольдт, А. Тик, К.Д. Фридрих, с 1818 г. у него завязалась переписка с Й.В. Гете, а в 1821 г. он посетил того в Веймаре, стал его другом и единомышленником.
   В 1862 г. Карус был избран президентом Леопольдины, Германской академии естествоиспытателей; иностранный член–корр. Петербургской АН (1833). Первым в Германии стал заниматься сравнительной анатомией, затем — сравнительной психологией, в которой основное внимание уделял описанию поведения различных видов животных („Сравнительная психология или история развития души на различных ступенях животного мира", М., 1867), открыл кровообращение у насекомых („Uber den Blutkreislauf der Insekten", 1827). На его философское мировоззрение большое влияние оказала система Фихте, прежде всего в ее антропологической части, кроме того Карус была очень созвучна идея Гете о одушевленности природы, о том, что все в природе отражается во всем. Старался создать целостную картину бытия как становления внутреннего смысла, космос в этой картине не просто механизм, но организм.
   Опираясь на учение Аристотеля, Карус трактовал душу как чисто идеальный и неумирающий жизненный центр, являющийся условием всякого бытия и всякого развития. По его мнению, между „живой" и „мертвой" материей нет разрыва, и, если в каждой нервной клетке в качестве предварительного условия лежит идея, то накопление клеток дает и накопление идеальной стороны организма. В своем труде „Psyche, zur Entwicklungsgeschichte der Seele, Darmstadt, 1846" один из первых обосновал существование бессознательногона основе этого единства тела и души.
   Тело, по его представлениям, есть душа, но на бессознательной ступени, болезнь же — это нарушение единства души и тела; душа связана как с животным, так и с растительным миром. Его идеи о „физиогномике природы" были в дальнейшем развиты в концепции Л. Клагеса о непосредственном „физиономическом наблюдении" самой жизни и о разрушении „бессознательного космического ритма природы человеческим духом".
   Особое внимание Карус привлекал вопрос о конкретных материальных признаках, по которым можно судить о душевных силах („Symbolik der menschlichen Gestalt", Lpz., 1853), он пытался модифицировать френологическое учение Галля на основе данных об эволюционном развитии нервной системы („Основания краниоскопии", СПб., 1844). Художественная натура Каруса находила свое выражение не только в его символической психологии, но и в произведениях искусства, им был создан ряд полотен с ландшафтной живописью, в которых чувствуется школа К.Д. Фридриха, свои работы по анатомии он гравировал сам. Также он был известен как эстетик и художественный критик („Neue Briefe uber Landschaftsmalerei", 1831).
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar