- 1326 Просмотров
- Обсудить
Анализ поведения (личность) Вооруженный средствами измерения внешних аспектов человеческого строения, конституциональный психолог должен создать или заимствовать некоторые методы оценки поведения – для того, чтобы исследовать отношения между телосложением и личностью. Шелдон начал с допущения о том, что, несмотря на то, что существует множество поверхностных измерений или переменных, в терминах которых возможно описывать поведение, в основе их лежит небольшое число компонентов, которые, как можно ожидать, ответственны за всю внешнюю сложность и многообразие. Он намеревался создать средство для измерения этих базовых компонентов, заимствуя при этом мудрые мысли предшествовавших исследователей личности и сочетая их с собственным знанием, полученным в клинике, и собственным индуктивным опытом. Оценка темперамента Вначале была внимательно изучена литература, посвященная личности, и был составлен перечень из 650 черт. К этому перечню были добавлены переменные, выведенные на основе собственного опыта исследователя, после чего он был редуцирован посредством комбинирования перекрывающих друг друга параметров и упразднения тех, которые не представлялись существенными. В конце концов, Шелдон и его сотрудники получили 50 черт, которые, как им представлялось, репрезентировали все специфические феномены, с которыми соотносились изначальные 650 черт. Следующим шагом был отбор группы из тридцати трех молодых людей, по большей части студентов-выпускников и педагогов, которые изучались в течение года посредством наблюдения в ежедневной профессиональной деятельности и на основе клинического интервью. Каждый субъект оценивался исследователем по семибалльной шкале по каждой из пятидесяти черт, и итоговые оценки интеркоррелировались с целью выявления кластеров положительно коррелирующих черт, относительно которых можно было предположить, что они репрезентируют одну и ту же стоящую за ними переменную. Произвольно было решено, что для того, чтобы черта была включена в кластер или компонент, она должна положительно коррелировать по крайней мере на уровне .60 с каждой из других черт кластера и отрицательно коррелировать по крайней мере на уровне – .30 со всеми чертами, обнаруженными в других кластерах. Первичные компоненты темперамента Результат корреляционного анализа выявил три основных кластера или группы черт, включавших двадцать две из начальных пятидесяти. В первую группу черт входили стремление к расслаблению, любовь к комфорту, удовольствие от пищи, зависимость от социального одобрения, глубокий сон, потребность в людях во время беспокойства. Черты, охватываемые вторым кластером, включали самоуверенность позы, энергетичность, потребность в упражнениях, прямоту, громкий голос, свойство казаться старше, потребность в действии во время беспокойства. Наконец, третья группа черт включала сдержанность позы, сверхбыстрые реакции, социофобию, запрет на обращение в социум, сопротивление научению, сдержанность голоса, плохой сон, юношескую порывистость, во время беспокойства – потребность в одиночестве. На этой стадии Шелдон был удовлетворен тем, что по крайней мере на уровне тенденций ему удалось выявить компоненты поведения, существенные, базовые для последующего исследования. Он был намерен усовершенствовать перечень черт для каждого компонента, чтобы разработать чувствительное и надежное средство измерения трех компонентов. Он сделал попытку добавить черты, отразив индивидуальную конституцию, менее изменчивую в сравнении с вариациями среды или культуры. Прежде, чем исследователь вышел на последнюю стадию, была осуществлена серия из восьми исследований различных сочетаний старых и новых черт. Финальное интеркорреляционное исследование, осуществленное со ста субъектами, с исполнением семидесяти восьми черт, завершилось отбором двадцати для каждого из трех кластеров (всего 60 черт), все из которых удовлетворяли критерию коррелирования по крайней мере на уровне .60 с остальными чертами того же кластера и отрицательного коррелирования как минимум на уровне – .30 со всеми чертами других кластеров. Черты, отобранные в конце концов, сведены в таблицу 11-2. Первый компонент темперамента был назван висцеротония. Индивид с высокими показателями по этому компоненту характеризуется общей любовью к комфорту, социабельностью, ненасытностью в еде, общении, привязанностях. Его поза расслаблена, реакции медленны, он уравновешен, толерантен в отношениях с другими, в целом прост во взаимодействии. Шелдон пишет: "Личность кажется центрированной на висцере. Пищеварительный тракт царствует, и его благополучие определяет жизненную цель" (1944, с. 543). Второй компонент получил название соматотония. Высокие оценки по этому показателю обычно сопровождаются любовью к физическим приключениям, риску, сильной потребностью в энергичной мышечной активности. Индивид агрессивен, безразличен к чувствам других, внешне сверхразвит, шумен, отважен, подвержен клаустрофобии. Действие, сила, доминирование для такого индивида имеют первостепенное значение. Третий компонент был обозначен как церебротония. Высокие оценки по этому компоненту означают сдержанность, запреты, стремление спрятаться. Индивид скрытен, застенчив, молодо выглядит, боится людей и лучше всего чувствует себя в небольших замкнутых пространствах. Он сверхбыстро реагирует, плохо спит, предпочитает одиночество, особенно при беспокойстве. Старается не привлекать к себе внимания. Три генеральных измерения и двадцать определяющих черт для каждого образуют шкалу темперамента, основанную на оценках по каждому первичному компоненту. Шелдон дает следующие рекомендации по использованию шкалы: "Внимательно наблюдайте за человеком по меньшей мере год в ситуациях настолько различных, насколько возможно. Осуществите не менее двадцати аналитических интервью с ним – так, чтобы это наилучшим образом соответствовало ситуации, темпераменту и интересам обоих участников... После каждого интервью... обратитесь к оценочному листу и припишите рейтинговые значения столь многим чертам, сколь возможно. Повторяйте наблюдения, интервью, пересматривайте оценки, пока не будете удовлетворены тем, как были оценены все шестьдесят черт" (1942, с. 27). Таблица 11-2 ШКАЛА ТЕМПЕРАМЕНТА Висцеротония Соматотония Церебротония 1 Расслабленность в позе и движениях* Уверенность в позе и движениях* Сдержанность в позе и движениях, скованность* 2 Любовь к физическому комфорту* Любовь к физическому приключению* Физиологическая сверхреактивность 3 Медленные реакции* Энергетичность* Сверхбыстрые реакции* 4 Любовь к еде Потребность в упражнениях и радость от них* Любовь к уединению* 5 Социализация еды Любовь к доминированию. Стремление к власти Ментальное напряжение. Сверхвнимательность. Понятливость* 6 Удовольствие от пищеварения Любовь к риску* Скрытность в чувствах. Эмоциональная сдержанность.* 7 Любовь к благовоспитанности* Смелая прямота манер* Застенчивость, отражающаяся в мимике и движениях глаз* 8 Социофилия* Физическое мужество в сражении* Социофобия* 9 Не делающее различий дружелюбие Соревновательная агрессивность* Запрет на социальное обращение* 10 Стремление к привязанности и одобрению Психологическая грубость Сопротивление навыкам и рутине (привыканию) 11 Ориентация на людей Клаустрофобия Агорафобия 12 Эмоциональная уравновешенность* Безжалостность, свобода от щепетильности Непредсказуемость отношения 13 Толерантность* Отсутствие голосовой сдержанности* Вокальная сдержанность и, вообще шумовая сдержанность* 14 Благодушие* Спартанское безразличие к боли Гиперсензитивность к боли 15 Глубокий сон Общая шумливость Плохой сон, хроническая усталость 16 Неумеренность* Сверхзрелость во внешности (в проявлениях)* Юношеская настойчивость в манерах и внешних проявлениях* 17 Мягкая, простая коммуникация, экстраверсия висцеротонии* Горизонтальное ментальное расслоение, экстраверсия соматотонии Вертикальное ментальное расслоение, интроверсия 18 Релаксация и социофилия под влиянием алкоголя Самоуверенность и агрессия под влиянием алкоголя Сопротивление алкоголю и другим депрессантам 19 При расстройствах (проблемах) потребность в людях При проблемах – потребность в действии При проблемах потребность в одиночестве 20 Ориентация на детство и семейные отношения Ориентация на цели и активность юности Ориентация на поздние периоды жизни Примечание: тридцать черт, отмеченные звездочками, вместе образуют краткую форму шкалы.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.