- 898 Просмотров
- Обсудить
Концепция профессионального развития Д. Сьюпера — генетическая теория. Сьюпер основывался на представлениях Ш. Бюлер о жизненном пути. Им даются описания следующих стадий и этапов профессионального развития, различающихся типичными задачами:
— стадия „пробуждения", характеризующаяся идентификацией ребенка с окружающими его людьми, включает этапы „фантазии" (доминирование детских потребностей, в возрасте 4–10 лет), „интересов" (проигрывание профессиональных ролей в воображении, 11–12 лет), „способностей" (их проявление и соотнесение с внешними требованиями, 13–14 лет);
— стадия „исследования", на которой происходит реальное проигрывание разных ролей, включает этапы „эксперимента" (предварительный профессиональный выбор и его опробование, 15–17 лет), „перехода" (реализация Я–концепции, 18–21 год) и „пробы" (овладение составом профессиональной деятельности, 22–24 года);
— стадия „консолидации", целью которой является нахождение устойчивой профессиональной позиции, включает этапы „пробы" (самоутверждение в поле деятельности или повторный выбор, 25–30 лет) и „стабилизации" (направление всех усилий в одно русло, 31–44 года);
— стадия „сохранения" характеризуется стремлением сохранить статус (45–64 года); стадия „снижения" представляет собой уход из профессиональной жизни.
В этой схеме задается лишь общая последовательность предъявления человеку задач профессионального развития, но чтобы понять индивидуальную или половую специфику профессионального развития требуется обращение к содержательным механизмам, обеспечивающим принятие человеком тех или иных образцов профессионального пути.
Литература.
Super D.E., et al. Vocational Development: A Framework of Research. N.Y. 1957.
— стадия „пробуждения", характеризующаяся идентификацией ребенка с окружающими его людьми, включает этапы „фантазии" (доминирование детских потребностей, в возрасте 4–10 лет), „интересов" (проигрывание профессиональных ролей в воображении, 11–12 лет), „способностей" (их проявление и соотнесение с внешними требованиями, 13–14 лет);
— стадия „исследования", на которой происходит реальное проигрывание разных ролей, включает этапы „эксперимента" (предварительный профессиональный выбор и его опробование, 15–17 лет), „перехода" (реализация Я–концепции, 18–21 год) и „пробы" (овладение составом профессиональной деятельности, 22–24 года);
— стадия „консолидации", целью которой является нахождение устойчивой профессиональной позиции, включает этапы „пробы" (самоутверждение в поле деятельности или повторный выбор, 25–30 лет) и „стабилизации" (направление всех усилий в одно русло, 31–44 года);
— стадия „сохранения" характеризуется стремлением сохранить статус (45–64 года); стадия „снижения" представляет собой уход из профессиональной жизни.
В этой схеме задается лишь общая последовательность предъявления человеку задач профессионального развития, но чтобы понять индивидуальную или половую специфику профессионального развития требуется обращение к содержательным механизмам, обеспечивающим принятие человеком тех или иных образцов профессионального пути.
Литература.
Super D.E., et al. Vocational Development: A Framework of Research. N.Y. 1957.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.