- 1054 Просмотра
- Обсудить
Лекция 14. Международное сотрудничество государств по пенитенциарным проблемам 1. История международного сотрудничества в области исполнения наказаний и обращения с осужденными 2. Международно-правовые стандарты по обращению с осужденными 2. История международного сотрудничества в области исполнения наказаний и обращения с осужденными Международное сотрудничество в сфере исполнения наказания и обращения с осужденными прошло в своем развитии три этапа. Первый этап начался с деятельности первых международных тюремных конгрессов, которые по своей организационно-правовой форме относились к международным конференциям. Первые тюремные конгрессы состоялись во Франции в 1846 году и в Германии в 1857 году и характеризовались частной инициативой их устроителей, отсутствием надлежайшей огласки благотворительно-либеральным тоном заседаний. Недостатком этих конгрессов явилось отсутствие практических решений по рассматриваемым проблемам. Нью-Йоркское тюремной общество обратилось ко всем странам с предложением созвать международный тюремный конгресс с целью поделиться имеющимся опытом и выработать определенные рекомендации. Активное участие в организации первого международного тюремного конгресса принял и наш соотечественник граф В.А. Сологуб. В конгрессе приняли участие около сто официальных представителей от 22 государств1. Второй этап международного сотрудничества государств по пенитенциарным проблемам начавшийся с 1872 года с деятельности первого международного тюремного конгресса характеризовался участием в их подготовке и проведении официальных представителей ряда государств, а также их конструктивно- практической направленностью. В 1878 году был создан проект международной пенитенциарной комиссии из официальных представителей государств - участников конференции. Комиссия ежегодно должна была собирать участников и концентрировать статистические данные, регламентировать связи с различными тюремными организациями и обществами и издавать информационный бюллетень2. Обобщая тюремный опыт различных государств конгрессы вырабатывали рекомендации и принимали резолюции, которые концентрировали авторитетное мнение международной организации и тем самым ориентировали правительства на проведение более эффективной и цивилизованной политики в сфере борьбы с преступностью и обращения с заключенными. Третий конгресс рассмотрел вопрос об участии представителей общественности в работе мест лишения свободы в таких формах, как наблюдательные комиссии и общественные советы. В результате Конгрессом было принято решение о создании в пенитенциарных учреждениях наблюдательно-попечительных комитетов. Заслуживает внимание обсуждение вопросов целесообразности одиночного заключения, дифференцированного подхода к различным категориям осужденных и применения к ним системы поощрений и взысканий. Так в резолюции четвертого конгресса был определен примерный перечень мер поощрения, включавший в себя поощрения материальные (увеличение рациона питания и сумм расходов на личные нужды) и нравственные (разрешение приобретать книги и другие такого рода предметы). На конгрессе был разработан также механизм дисциплинарного воздействия на заключенных предполагающий строгую регламентацию порядка наложения и исполнения дисциплинарных взысканий на определенный срок и после обязательного получения объяснения лица, подлежащего наказанию. На конгрессах рассматривались вопросы контроля пенитенциарных учреждений со стороны государства и общественности, применения прогрессивной системы исполнения наказания и мер адаптации освобождающихся из заключения. Третий этап международного сотрудничества в области исполнения наказания и обращения с заключенными, начался после создания в 1945 году ООН. ООН в области защиты прав и свобод человека и гражданина разрабатывает правила и стандарты обращения с осужденными и заключенными, определяет основные принципы сотрудничества государств в области пенитенциарной деятельности принимает соответствующие резолюции и утверждает международные конвенции. Данные нормы не обладают юридической силой национального законодательства и не предусматривают санкций за из не выполнение1. Научно-исследовательскую деятельности в области пенитенциарии в рамках ООН осуществляет Научно-исследовательский институт социальной защиты, который занимается проблемами исследований в развивающихся странах и оказанием им помощи в координации научно-исследовательской деятельности, в управлении региональными и национальными институтами. Ведущая роль в координации деятельности по проблемам международного сотрудничества государств по пенитенциарным проблемам принадлежала до 1991 года Комитету по предупреждению преступности и борьбе с ней2. Раз в пять лет он готовил и проводил Международные Конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Конгрессы проводились: в 1955 году в Женеве; в 1960 году в Лондоне; 1965 году в Стокгольме; в 1970 году в Киото; в 1975 году снова в Женеве; в 1980 году в Каракасе; в 1985 году в Милане; в 1990 году в Гаване. В результате деятельности международных конгрессов были приняты ряд документов среди которых такие, как Минимальные стандартные правила обращения с заключенными 1955 года, Свод принципов защиты лиц, подвергаемых задержанию, или заключению в какой-то бы ни было форме, в 1989 году, Минимальные стандартные правила обращения с несовершеннолетними правонарушителями в 1990 году, Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения и защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1990 года. 3. Международно-правовые стандарты по обращению с осужденными Международные стандарты по обращению с осужденными можно классифицировать по трем основаниям: - масштабом действия; - специализацией; - обязательности для государств - применителей. По масштабам действия стандарты подразделяются на две группы: универсальные и региональные. Универсальные - это стандарты вырабатываемые ООН, а региональные Советом Европы или иными региональными объединениями государств. В настоящей лекции будут затронуты только универсальные стандарты, освещению региональных норм препятствует их многочисленность. По специализации универсальные стандарты обращения с осужденными, распадаются на два вида: - акты общего характера, не предназначенные специально для регламентации обращения с осужденными, но содержащие отдельные интересующие нас стандарты; - акты специализированного характера, имеющие своей целью изложение стандартов обращения с осужденными. Практическое значение этой классификации заключается в том, что при поиске стандартов обращения с осужденными они ориентируют не только на специализированные международные акты, но и на акты общего характера. По обязанности для государств - применителей рассматриваемые стандарты можно отнести по двум основным разрядам: обязательные нормы - принципы и общие положения. Нормы принципы являются стержневыми и на их положениях должны базироваться все институты уголовно-исполнительного законодательства1. Конкретные стандарты - рекомендации, не носящие обязательно характера. Необходимость данной классификации связана с тем, чтобы можно было отделить обязательные нормы от рекомендованных. Если стандарты, принципы и общие положения обязательны для каждой стороны, ратифицировавшей соответствующие международные акты, то стандарты - рекомендации внедряются тем либо иным государством в той степени, в которой имеются необходимые экономические, политические и другие предпосылки для их реализации. Исходя из приведенных классификаций, в систему действующих международных актов об обращении с осужденными можно включить следующие универсальные нормы, принятые ООН. Акты общего характера: - Всеобщая декларация прав человека (1948г.); - Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966г.); - Международный пакт о гражданских и политических правах (1966г.); - Декларация ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1963г.); - Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981г.); - Декларация прав ребенка (1959г.); - Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971г.); - Декларация о правах инвалидов (1975г.). Специализированные акты: - Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955г.); - Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания (1975г); - Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания (1984г); - Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979г.); - Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или уничтожающих достоинство видов обращения и наказания (1982г.); - Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни (1984г.); - Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отравления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (1985г.); - Свод принципов защиты всех лиц, подверженных задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1989г.); - Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) (1990г.); - Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990 г.); - Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) (1990г.). Анализ приведенных международных актов показывает, что действие их целесообразно освещать относительно двух основных сфер обращения с осужденными: а) при использовании мер, не связанных с лишением с лишением свободы; б) при применения лишения свободы. Дело в том, в рассматриваемых направлениях действует значительное количество специфических принципов, общих положений и конкретных норм, совокупность которых требует раздельного рассмотрения стандартов в каждой сфере. Основное содержание международных стандартов обращения с осужденными к мерам, не связанным с лишением свободы. Подавляющая часть стандартов рассматриваемого профиля сосредоточена в минимальных стандартных правилах ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) 1990 года. В связи с этим целесообразно показать их основное содержание исходя из данного международного акта. Целью стандартов рассматриваемой группы является содействие рациональному использованию мер, не связанных с тюремным заключением как альтернатива лишению свободы. В процесс применения стандартов государствам - членам ООН предполагается руководствоваться следующими принципами: Обеспечить активно участие общественности на всех стадиях реализации рассматриваемых мер; Создать надлежащее отношение между правами преступников, их жертв, интересами общественной безопасности и предупреждения преступности; Использовать стандарты с учетом национальных условий страны и целей системы уголовного правосудия; Иметь широкий набор мер с тем. чтобы гибко реагировать на характер и степень тяжести преступления, личность и интересы общества; Минимизировать вмешательство при применении мер. Стандартные правила рекомендую следующий набор мер, не связанных с тюремным заключением: - устные санкции: замечание, порицание, предупреждение; - условное освобождение от ответственности; - поражение в гражданских правах; - экономические санкции и денежные наказания, такие, как разовые и поденные штрафы; - конфискация или постановление о лишении права собственности на имущество; - возвращение имущества жертве или постановление о компенсации; - условное наказание или наказание с отсрочкой; - условное освобождение из заключения и судебный надзор; - постановление о выполнении общественно полезных работ; - направление в исправительное учреждение с обязательным ежемесячным присутствием; - домашний арест; - любой другой вид обращения, не связанного с тюремным заключением; - сочетание перечисленных выше мер. В целях отказа от тюремного заключения и оказания помощи осужденным в быстром возвращении к нормальной жизни в обществе после вынесения приговоров могут применяться следующие меры: - отпуск и помещение в исправительное учреждение полутюремного типа; - освобождение в связи с работой или учебой; - различные формы освобождения под честное слово; - сокращение срока; - помилование. Если компетентным органам определяются условия примечания меры, не связанной с тюремным заключением, то они должны быть практическими, точными, по возможности малочисленными и уменьшающими опасность возвращения осужденного к преступной деятельности. Определенные требования предъявляются и к режиму обращения. В рамках применяемых мер должны использоваться различные методы, в том числе индивидуальная работа, групповая терапия, программы по месту жительства, особое обращение с различными категориями преступников. Выбор обращения зависит от биографии, личности, наклонностей, уровня умственного развития, системы ценностей, обстоятельств, которые привели к совершению преступлений. При исполнении соответствующей меры может привлекаться общественность и система общественной поддержки. При нарушении условий отбывания назначенной меры, не связанной с тюремным заключением, она может быть изменена или отменена. Такое решение принимается только после тщательного исследования фактов. При этом сначала следует попытаться изменить содержание назначенной меры либо перейти в другой мере, не связанной с тюремным заключением. Только исчерпав эти возможности, можно переходить к лишению свободы. Токийские правила рекомендуют поощрять участие общественности в исполнении мер, не связанных с тюремным заключением, рассматривая его как один из важнейших факторов укрепления связей между осужденными их семьями и обществом. Следует регулярно проводить конференции, семинары, симпозиумы и другие мероприятия, содействующие созданию общественностью необходимости участия в реализации рассматриваемых мер. С той же целью необходимо использовать средства массовой информации. С учетом склонностей и интереса к данной работе могут привлекаться добровольцы, которых следует подготовить для выполнения конкретных обязанностей. Добровольцы оказывают осужденным и их семьям необходимые виды помощи. Стандартами рекомендуется планировать и осуществлять программы не связанные с тюремным заключением мер как неотъемлемую часть планирования национальной системы уголовного правосудия. Большинство международных стандартов обращения с осужденными относятся к наказанию в виде лишения свободы. Основная часть стандартов в данной области сохраняется в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными и Правила ООН, касающиеся несовершеннолетних, лишенных свободы. Основные положения рассматриваемых стандартов можно разделить на следующие группы: - организация родовой и видовой классификации лиц лишенных свободы; - организация микросоциальных условий отбывания лишения свободы; - организация режима в местах лишения свободы; организация труда и профессиональной подготовки лиц, лишенных свободы; - организация воспитательного воздействия на лиц, лишенных свободы. В соответствии с родовой и видовой классификацией осужденные разделяются на группы по полу, возрасту и иным признакам с целью осуществления дифференцированного подхода к организации отбывания наказания. Родовая классификация положена в основу построения системы мест лишения свободы и лежит в основе прогрессивной системы отбывания лишения свободы. Основные стандарты по организации исполнения и отбывания наказания заключается в следующем: - различные категории осужденных должны содержаться в разных учреждениях или в разных секциях одного учреждения; - категориями классификации являются: пол, возраст, предшествующую судимость; - взрослые и несовершеннолетние содержатся раздельно. Раздельно содержатся впервые судимые и рецидивисты; - система классификации должна быть достаточно гибкой, чтобы имелись возможности разместить каждую классификационную группу осужденных в наиболее подходящем для работы с ней отдельном учреждении или отдельной секции одного учреждения; Классификация предполагает отделение осужденных от тех, кто в силу своего преступного прошлого или отрицательных черт характера грозит оказать на них плохое влияние, а также разделение осужденных на категории, облегчающие работу по возвращению их к жизни в обществе; в каждом учреждении следует иметь систему льгот и разрабатывать различные методы обращения с разными категориями осужденных, чтобы поощрять их к хорошему поведению, развивать в них чувство ответственности, интерес к исправлению и сотрудничеству с администрацией. Анализа приведенных рекомендаций показывает, что стандартами определяется общий, подход к родовой и видовой классификации осужденных. Каждому государству на основе рекомендации самостоятельно разрабатывает и усовершенствует свой национальный вариант реализации данных стандартов. Анализ Минимальных стандартных правил обращения с заключенными показывает, что под микросоциальными условиями отбывания лишения свободы следует понимать предусмотренные указанными Правилами условия содержания осужденных, создаваемые для удовлетворения их потребностей в пище, одежде, жилище, медицинском обслуживании и т.д.1 Микросоциальные условия отбывания лишения свободы предполагает условия содержания осужденных, создаваемые для удовлетворения их потребностей в пище, одежде, жилище, медицинском обслуживании, т.е. условия, обеспечивающие нормальное существование человека в пенитенциарном учреждении. Уровень цивилизованности этих условий должен соответствовать их общему уровню в стране. Стандартами микросоциальных условий отбывания наказания являются следующие требования: - жилых помещений для осужденных; - правила личной гигиены; - одежды и спальных принадлежностей; - питания; - упражнений и спорта; - медицинского обслуживания.
Похожие материалы
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.