- 1235 Просмотров
- Обсудить
Л. З. Левина, Л. З. Терехова Римское право
1 ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА РИМСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА
Римское частное право — совокупность норм, регулирующих вопросы имущественных и семейных отношений в римском обществе.
Частное право делилось на комплекс имущественных (по поводу вещей) и личных прав (абсолютных, неотчуждаемых).
Римское частное право регулировало имущественные и некоторые неимущественные отношения; семейные отношения (порядок заключения брака, положение главы семьи, личные неимущественные и имущественные отношения в семье); отношения собственности, права на чужие вещи; обязательственные правоотношения; наследование.
Для римского общества понятие частного права не совпадало с понятием гражданского права, поскольку не все жители Рима были гражданами. Государство минимально вмешивалось в частное право. Основное место занимали условно-обязательные, управомочивающие, разрешающие нормы, т. е. нормы диспозитивные.
В Риме существовал рабовладельческий строй. Права были лишь у свободных людей. Зарабовладельцами закреплялась неограниченная возможность эксплуатации рабов.
Изначально в Древнем Риме не все свободные люди были наделены правами. Субъектами частного римского права были только римские граждане, люди же, не входившие в римскую общину, считались бесправными. Точность формулировок, ясность построения, жизненность, конкретность, практичность права, юридические выводы соответствовали интересам господствующего класса — это отличительные признаки римского частного права.
Система римского права — порядок изложения правовых норм, их расположения в законодательных актах и трудах римских юристов.
В составе римского права различают отдельные системы — цивильное право, пре-торское право, право народов, справедливое право и естественное право.
Древнейшее римское право называлось ви-ритским. Данная система права в дальнейшем получила название цивильного права и определила национальный характер права римских граждан, права города-государства.
Право преторское — система права, которая сложилась наряду с цивильным правом; его появление связано с расширением земельной собственности, экономики, ростом рабовладения.
Постепенно система цивильного права и права народов слились воедино. Это было вызвано интересом господствующего класса к развитию торговли.
В эпоху принципата появилось jus aequum (справедливое право). Юристы говорили о равенстве всех в области права и перед законом. Считалось, что принцип справедливости и обман с извлечением из него выгоды несовместимы.
В результате претор во многих формулах предписывал судье вынести решение, принимая во внимание соображения доброй совести. Этот принцип проник во многие положения эдикта и преторского права. Появилась новая теория — требование морали.
2 ПРАВО НАРОДОВ
Право народов (jus gentium) — третий элемент старого римского права.
Оно сложилось из Законов XII таблиц, постановлений Народного собрания Рима, Сената, респонса римских юристов.
Старое римское право называлось цивильными и делилось на две части: публичное и частное. К публичному праву принадлежат нормы, которые рассматривают римское государство как единое целое, а частное право имеет дело стем, что касается пользы.
Право народов не зависело от римских традиций, оно придерживалось тех правил, которые установлены для людей Высшим разумом. По сравнению с цивильным правом право народов является более гибким. Оно сложилось из правовых норм и торговых обычаев других стран античного мира, а также было заимствовано устран, находящихся в торговых отношениях с Римом или попавших под его господство. Право народов римляне применяли в отношениях ссоседними и покоренными государствами.
Правом народов разрешались войны, международная торговля, рабство и иные положения. Указанное право регулировало взаимоотношения между гражданами Рима и перегринами, а также между перегринами, которые находились на территории Римской империи.
Находясь в постоянном взаимоотношении, право народов и римское частное право долгое время дополняли друг друга, хотя право народов обладало некоторым преимуществом.
Постоянно развиваясь, право народов оказывало влияние на квиритское право, из-за чего последнее стало утрачивать свои специфические черты.
Созданное преторами перегринов право народов было внутригосударственным правом, а не международным. Оно представляло собой наиболее совершенную и развитую часть римского права.
Начиная со времени формирования права народов были надежно защищены экономические отношения (как только сформированные, так и развитые). В связи с этим цивильное и преторское право были сближены.
Наибольшее влияние право народов оказало на оборот недвижимого имущества и договорное право.
Римские юристы относили к праву народов определение рабства и отпущение рабов на волю, поскольку эти институты не были институтами римского права. Кроме этого, к праву народов были отнесены некоторые гражданские правоотношения, возникновение отношений по поводу купли-продажи, найма или какого-либо обязательства, за исключением отношений, введенных римским правом.
Все народы пользовались и своим собственным правом, и правом, предусмотренным для всего народа. По этому поводу в той или иной ситуации возникали различные противоречия между применяемым правом. Например, письменная форма обязательств применялась первоначально у перегринов, а затем была заимствована римскими гражданами.
3 ПРАВО ЦИВИЛЬНОЕ И ПРАВО ПРЕТОРСКОЕ
Цивильное право (от лат. civilis — «гражданский»), или квиритское право (римляне называли себя квиритами в честь бога войны Яна Кви-рина), — совокупность норм права, исходящих от народного собрания, позднее — сената.
Источники цивильного права — обычаи и законы. Это привилегированное право, которое отделяло членов римской общины от неримлян.
Цивильное право закрепляло патриархальное строение семьи с безусловным господством домовладыки, в его рамках не было развитого права собственности и всего того, что закономерно обусловливает обращение такой собственности. Отношения гражданства заканчивались на пороге римского дома и определяли только военно-общественную и религиозную деятельность узкого круга глав родов и семей в традициях, восходящих еще к временам военной демократии.
Преторское право — совокупность правил и формул, созданных претором. Источники преторского права — эдикты преторов. Это связано с тем, что эдикты преторов постепенно вытеснили старое cjus civile и создали новую систему норм — преторское право.
Преторское право представляло собой наиболее динамично развивающуюся часть римского частного права.
Преторское право действовало не только в отношении римских граждан. С разрастанием Римской империи и развитием товарооборота, в который вступали лица, не имеющие римского гражданства, возникла необходимость в правовом оформлении данных отношений. Эта проблема была решена созданием должности претора перегринов.
Магистраты, обладавшие высшей властью, — преторы, правители провинций, а в пределах своей компетенции курульные эдилы — издавали эдикты! программные заявления, общеобязательные на год службы издавшего эдикт магистрата. Затем преемники стали переписывать из эдиктов предшественников все, имевшее жизненное значение, — создавались постоянные эдикты (edictum perpetuum).
В 125–130 гг. император Адриан поручил юристу Сальвию Юлиану установить окончательную редакцию постоянного эдикта с целью закрепления отдельных постановлений преторского права. Часто законодатель в лице главы собраний либо в лице императора старался отразить нормы цивильного права в новых законах, в новых конституциях— то, что было наработано.
Взаимосвязь цивильного и преторского права выражалась в деятельности римских юристов, которые комментировали как цивильное, так и преторское право.
Юрист Марциан называл преторское право живым голосом цивильного права в том смысле, что преторский эдикт быстро откликался на запросы общественной жизни и интересы господствующего класса и удовлетворял их.
К концу III в. различие между цивильным и преторским правом практически исчезло.
4 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ РИМСКОГО ПРАВА
Источниками римского права признаются общеобязательные формы выражения правовых норм, принятых специальным органом (например, сенатом) или должностным лицом (например, претором) в Древнем Риме.
Римское право различало несколько видов источников:
1) обычное право — совокупность общеобязательных, определенных правил поведения, которые сложились в Древнем Риме в связи с их неоднократным применением. Обычаи не являются формально определенным источником права, так как они не зафиксированы ни в одном официальном акте. Различают обычаи предков (mores maiorum), обычную практику (usus), обычаи жрецов (commentarii pontificum), обычаи магистратов (commentarii magistratuum). Обычаи являлись альтернативой иных более важных источников права, помогали претворять вжизнь законы и другие источники права. Обычаи применялись лишь в том случае, когда иные источники права (законы) не регулировали данные правоотношения;
2) законы (leges) — основное воплощение римского писаного права, акты, принятые специально избранными для этих целей лицами (магистратами). Виды законов:
а) законы, нарушение которых влечет признания сделки недействительной (lex perfecta);
б) законы, нарушение которых не влечет признания сделки недействительной, но порождает невыгодные последствия (lex minus quam perfecta); в) законы, неисполнение которых не влечет за собой наказания виновного (lex imperfecta); 3) плебисциты — аюы, принятые на собрании плебеев без участия сенаторов. Они принимались Народным собранием и предварительно не обсуждались в сенате. Источниками права являлись эдикты магистратов, комментарии юристов.
Эдиктом признавались устные объявления магистрата по конкретному вопросу. В римском праве различали эдикты эдилов, провинциальные эдикты, преторские эдикты.
Источники римского права:
1) надписи на камнях, деревьях, стенах. Во второй половине XIX в. такие надписи были опубликованы в Своде латинских надписей (Corpus inscriptionum latinarum);
2) Законы XII таблиц — свод законов Древнего Рима, который в виде медных многогранных досок был выставлен на городской площади. Законы XII таблиц состояли из нескольких разделов: о вызове в суд, о вершении исков, одолговом рабстве, о порядке манципации при сделках, о завещании и семейных делах, о пользовании земельным участком, о воровстве, о личном оскорблении, об уголовных наказаниях, о порядке похорон и церемоний, о публичных делах в городе и о неиспрашива-нии привилегий;
3) кодификация императора Юстиниана— Corpus Iuris civilis (Свод гражданского права);
4) произведения римских юристов и ораторов: Тита Ливия, Аммиана Марцеллина, Цицерона.
5 КОДИФИКАЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА
Поскольку к императорскому периоду Римской империи количество нормативного материала было велико, то возникла необходимость в систематизации законодательства, т. е. ее кодификации.
В IV–V вв. действовали два источника права: старое право (переданное предками) и молодое право, созданное императорским законодательством.
Постепенно было накоплено большое количество императорских конституций, что послужило причиной кодификации.
Появляются кодексы Феодосия, Грегориана, Гермогениана.
Первую официальную кодификацю осуществили в первой половине V в. Она была проведена императором Феодосием II, который издал Феодосиев кодекс. В Феодосиевом кодексе были собраны императорские конституции со времен Константина.
Самой большой и значительной кодификацией римского права была кодификация императора Юстиниана.
Издав специальный указ 13 февраля 528 г., Юстиниан назначил комиссию из 10 членов, во главе которой стоял министр Трибониан. 7 апреля 529 г. было опубликовано собрание конституций под названием «Кодекс Юстиниана».
Но на этом работы по кодификациии правовой системы римского права не завершились, и 15 декабря 530 г. была создана комиссия из 17 членов для кодификации юридической литературы. Председателем комиссии был назначен Трибониан.
16 декабря 533 г. была проведена новая кодификация, опубликованная под названием «Дигесты» (от лат. digesta — «приведение в порядок»), или «Пандекты» (от гр. pandektes — «полное собрание»). Комиссия не только занималась извлечением цитат, но и редактировала текст. Многие положения классического права были устаревшими, и кодификаторы от них избавлялись. Дигесты делились на семь частей: «Общие вопросы права»; «Правосудие», «Двусторонние обязательства», «Середина Пандект», «Завещания», «Часть шестая» и «Часть седьмая». Все указанные книги делятся на титулы.
Дигесты служили источником права, которое действовало в некоторых европейских странах до XX в.
Трибониан, Теофил и Дороте в период составления Дигестов составляли новые институции вместо устаревших «Институций» Гая, которые были опубликованы 21 ноября 533 г.
Это был учебник римского права для изучения в юридических школах.
В связи с тем, что были созданы новые Ди-гесты, возникла необходимость в уточнении ранее изданного Кодекса. Вновь изданный кодекс включил в себя императорские конституции от Адриана до Юстиниана.
Кодификация Юстиниана состояла из четырех частей: Институции — 4 книги; Дигесты — 50 книг, 432 титула, 9123 фрагмента; Кодекс — 12 книг; Новеллы.
В XII в. кодификация Юстиниана была названа «Сводом гражданского права».
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.