В этот вечер Ростовы поехали в оперу, на которую Марья Дмитриевна
достала билет.
Наташе не хотелось ехать, но нельзя было отказаться от ласковости Марьи
Дмитриевны, исключительно для нее предназначенной. Когда она, одетая, вышла
в залу, дожидаясь отца и поглядевшись в большое зеркало, увидала, что она
хороша, очень хороша, ей еще более стало грустно; но грустно сладостно и
любовно.
"Боже мой, ежели бы он был тут; тогда бы я не так как прежде, с
какой-то глупой робостью перед чем-то, а по новому, просто, обняла бы его,
прижалась бы к нему, заставила бы его смотреть на меня теми искательными,
любопытными глазами, которыми он так часто смотрел на меня и потом заставила
бы его смеяться, как он смеялся тогда, и глаза его -- как я вижу эти глаза!
думала Наташа. -- И что мне за дело до его отца и сестры: я люблю его
одного, его, его, с этим лицом и глазами, с его улыбкой, мужской и вместе
детской... Нет, лучше не думать о нем, не думать, забыть, совсем забыть на
это время. Я не вынесу этого ожидания, я сейчас зарыдаю", -- и она отошла от
зеркала, делая над собой усилия, чтоб не заплакать. -- "И как может Соня так
ровно, так спокойно любить Николиньку, и ждать так долго и терпеливо"!
подумала она, глядя на входившую, тоже одетую, с веером в руках Соню.
"Нет, она совсем другая. Я не могу"!
Наташа чувствовала себя в эту минуту такой размягченной и разнеженной,
что ей мало было любить и знать, что она любима: ей нужно теперь, сейчас
нужно было обнять любимого человека и говорить и слышать от него слова
любви, которыми было полно ее сердце. Пока она ехала в карете, сидя рядом с
отцом, и задумчиво глядела на мелькавшие в мерзлом окне огни фонарей, она
чувствовала себя еще влюбленнее и грустнее и забыла с кем и куда она едет.
Попав в вереницу карет, медленно визжа колесами по снегу карета Ростовых
подъехала к театру. Поспешно выскочили Наташа и Соня, подбирая платья; вышел
граф, поддерживаемый лакеями, и между входившими дамами и мужчинами и
продающими афиши, все трое пошли в коридор бенуара. Из-за притворенных
дверей уже слышались звуки музыки.
-- Nathalie, vos cheveux, [16] -- прошептала Соня. Капельдинер
учтиво и поспешно проскользнул перед дамами и отворил дверь ложи. Музыка
ярче стала слышна в дверь, блеснули освещенные ряды лож с обнаженными
плечами и руками дам, и шумящий и блестящий мундирами партер. Дама,
входившая в соседний бенуар, оглянула Наташу женским, завистливым взглядом.
Занавесь еще не поднималась и играли увертюру. Наташа, оправляя платье,
прошла вместе с Соней и села, оглядывая освещенные ряды противуположных лож.
Давно не испытанное ею ощущение того, что сотни глаз смотрят на ее
обнаженные руки и шею, вдруг и приятно и неприятно охватило ее, вызывая
целый рой соответствующих этому ощущению воспоминаний, желаний и волнений.
Две замечательно хорошенькие девушки, Наташа и Соня, с графом Ильей
Андреичем, которого давно не видно было в Москве, обратили на себя общее
внимание. Кроме того все знали смутно про сговор Наташи с князем Андреем,
знали, что с тех пор Ростовы жили в деревне, и с любопытством смотрели на
невесту одного из лучших женихов России.
Наташа похорошела в деревне, как все ей говорили, а в этот вечер,
благодаря своему взволнованному состоянию, была особенно хороша. Она
поражала полнотой жизни и красоты, в соединении с равнодушием ко всему
окружающему. Ее черные глаза смотрели на толпу, никого не отыскивая, а
тонкая, обнаженная выше локтя рука, облокоченная на бархатную рампу,
очевидно бессознательно, в такт увертюры, сжималась и разжималась, комкая
афишу.
-- Посмотри, вот Аленина -- говорила Соня, -- с матерью кажется!
-- Батюшки! Михаил Кирилыч-то еще потолстел, -- говорил старый граф.
-- Смотрите! Анна Михайловна наша в токе какой!
-- Карагины, Жюли и Борис с ними. Сейчас видно жениха с невестой. --
Друбецкой сделал предложение!
-- Как же, нынче узнал, -- сказал Шиншин, входивший в ложу Ростовых.
Наташа посмотрела по тому направлению, по которому смотрел отец, и
увидала, Жюли, которая с жемчугами на толстой красной шее (Наташа знала,
обсыпанной пудрой) сидела с счастливым видом, рядом с матерью.
Позади их с улыбкой, наклоненная ухом ко рту Жюли, виднелась гладко
причесанная, красивая голова Бориса. Он исподлобья смотрел на Ростовых и
улыбаясь говорил что-то своей невесте.
"Они говорят про нас, про меня с ним!" подумала Наташа. "И он верно
успокоивает ревность ко мне своей невесты: напрасно беспокоятся! Ежели бы
они знали, как мне ни до кого из них нет дела".
Сзади сидела в зеленой токе, с преданным воле Божией и счастливым,
праздничным лицом, Анна Михайловна. В ложе их стояла та атмосфера -- жениха
с невестой, которую так знала и любила Наташа. Она отвернулась и вдруг все,
что было унизительного в ее утреннем посещении, вспомнилось ей.
"Какое право он имеет не хотеть принять меня в свое родство? Ах лучше
не думать об этом, не думать до его приезда!" сказала она себе и стала
оглядывать знакомые и незнакомые лица в партере. Впереди партера, в самой
середине, облокотившись спиной к рампе, стоял Долохов с огромной, кверху
зачесанной копной курчавых волос, в персидском костюме. Он стоял на самом
виду театра, зная, что он обращает на себя внимание всей залы, так же
свободно, как будто он стоял в своей комнате. Около него столпившись стояла
самая блестящая молодежь Москвы, и он видимо первенствовал между ними.
Граф Илья Андреич, смеясь, подтолкнул краснеющую Соню, указывая ей на
прежнего обожателя.
-- Узнала? -- спросил он. -- И откуда он взялся, -- обратился граф к
Шиншину, -- ведь он пропадал куда-то?
-- Пропадал, -- отвечал Шиншин. -- На Кавказе был, а там бежал, и,
говорят, у какого-то владетельного князя был министром в Персии, убил там
брата шахова: ну с ума все и сходят московские барыни! Dolochoff le Persan,
[17] да и кончено. У нас теперь нет слова без Долохова: им
клянутся, на него зовут как на стерлядь, -- говорил Шиншин. -- Долохов, да
Курагин Анатоль -- всех у нас барынь с ума свели.
В соседний бенуар вошла высокая, красивая дама с огромной косой и очень
оголенными, белыми, полными плечами и шеей, на которой была двойная нитка
больших жемчугов, и долго усаживалась, шумя своим толстым шелковым платьем.
Наташа невольно вглядывалась в эту шею, плечи, жемчуги, прическу и
любовалась красотой плеч и жемчугов. В то время как Наташа уже второй раз
вглядывалась в нее, дама оглянулась и, встретившись глазами с графом Ильей
Андреичем, кивнула ему головой и улыбнулась. Это была графиня Безухова, жена
Пьера. Илья Андреич, знавший всех на свете, перегнувшись, заговорил с ней.
-- Давно пожаловали, графиня? -- заговорил он. -- Приду, приду, ручку
поцелую. А я вот приехал по делам и девочек своих с собой привез.
Бесподобно, говорят, Семенова играет, -- говорил Илья Андреич. -- Граф Петр
Кириллович нас никогда не забывал. Он здесь?
-- Да, он хотел зайти, -- сказала Элен и внимательно посмотрела на
Наташу.
Граф Илья Андреич опять сел на свое место.
-- Ведь хороша? -- шопотом сказал он Наташе.
-- Чудо! -- сказала Наташа, -- вот влюбиться можно! В это время
зазвучали последние аккорды увертюры и застучала палочка капельмейстера. В
партере прошли на места запоздавшие мужчины и поднялась занавесь.
Как только поднялась занавесь, в ложах и партере все замолкло, и все
мужчины, старые и молодые, в мундирах и фраках, все женщины в драгоценных
каменьях на голом теле, с жадным любопытством устремили все внимание на
сцену. Наташа тоже стала смотреть.
На сцене были ровные доски по средине, с боков стояли крашеные картины,
изображавшие деревья, позади было протянуто полотно на досках. В середине
сцены сидели девицы в красных корсажах и белых юбках. Одна, очень толстая, в
шелковом белом платье, сидела особо на низкой скамеечке, к которой был
приклеен сзади зеленый картон. Все они пели что-то. Когда они кончили свою
песню, девица в белом подошла к будочке суфлера, и к ней подошел мужчина в
шелковых, в обтяжку, панталонах на толстых ногах, с пером и кинжалом и стал
петь и разводить руками.
Мужчина в обтянутых панталонах пропел один, потом пропела она. Потом
оба замолкли, заиграла музыка, и мужчина стал перебирать пальцами руку
девицы в белом платье, очевидно выжидая опять такта, чтобы начать свою
партию вместе с нею. Они пропели вдвоем, и все в театре стали хлопать и
кричать, а мужчина и женщина на сцене, которые изображали влюбленных, стали,
улыбаясь и разводя руками, кланяться.
После деревни и в том серьезном настроении, в котором находилась
Наташа, все это было дико и удивительно ей. Она не могла следить за ходом
оперы, не могла даже слышать музыку: она видела только крашеные картоны и
странно-наряженных мужчин и женщин, при ярком свете странно двигавшихся,
говоривших и певших; она знала, что все это должно было представлять, но все
это было так вычурно-фальшиво и ненатурально, что ей становилось то совестно
за актеров, то смешно на них. Она оглядывалась вокруг себя, на лица
зрителей, отыскивая в них то же чувство насмешки и недоумения, которое было
в ней; но все лица были внимательны к тому, что происходило на сцене и
выражали притворное, как казалось Наташе, восхищение. "Должно быть это так
надобно!" думала Наташа. Она попеременно оглядывалась то на эти ряды
припомаженных голов в партере, то на оголенных женщин в ложах, в особенности
на свою соседку Элен, которая, совершенно раздетая, с тихой и спокойной
улыбкой, не спуская глаз, смотрела на сцену, ощущая яркий свет, разлитый по
всей зале и теплый, толпою согретый воздух. Наташа мало-по-малу начинала
приходить в давно не испытанное ею состояние опьянения. Она не помнила, что
она и где она и что перед ней делается. Она смотрела и думала, и самые
странные мысли неожиданно, без связи, мелькали в ее голове. То ей приходила
мысль вскочить на рампу и пропеть ту арию, которую пела актриса, то ей
хотелось зацепить веером недалеко от нее сидевшего старичка, то перегнуться
к Элен и защекотать ее.
В одну из минут, когда на сцене все затихло, ожидая начала арии,
скрипнула входная дверь партера, на той стороне где была ложа Ростовых, и
зазвучали шаги запоздавшего мужчины. "Вот он Курагин!" прошептал Шиншин.
Графиня Безухова улыбаясь обернулась к входящему. Наташа посмотрела по
направлению глаз графини Безуховой и увидала необыкновенно красивого
адъютанта, с самоуверенным и вместе учтивым видом подходящего к их ложе. Это
был Анатоль Курагин, которого она давно видела и заметила на петербургском
бале. Он был теперь в адъютантском мундире с одной эполетой и эксельбантом.
Он шел сдержанной, молодецкой походкой, которая была бы смешна, ежели бы он
не был так хорош собой и ежели бы на прекрасном лице не было бы такого
выражения добродушного довольства и веселия. Несмотря на то, что действие
шло, он, не торопясь, слегка побрякивая шпорами и саблей, плавно и высоко
неся свою надушенную красивую голову, шел по ковру коридора. Взглянув на
Наташу, он подошел к сестре, положил руку в облитой перчатке на край ее
ложи, тряхнул ей головой и наклонясь спросил что-то, указывая на Наташу.
-- Mais charmante! [18] -- сказал он, очевидно про Наташу, как
не столько слышала она, сколько поняла по движению его губ. Потом он прошел
в первый ряд и сел подле Долохова, дружески и небрежно толкнув локтем того
Долохова, с которым так заискивающе обращались другие. Он, весело подмигнув,
улыбнулся ему и уперся ногой в рампу.
-- Как похожи брат с сестрой! -- сказал граф. -- И как хороши оба!
Шиншин вполголоса начал рассказывать графу какую-то историю интриги
Курагина в Москве, к которой Наташа прислушалась именно потому, что он
сказал про нее charmante.
Первый акт кончился, в партере все встали, перепутались и стали ходить
и выходить.
Борис пришел в ложу Ростовых, очень просто принял поздравления и,
приподняв брови, с рассеянной улыбкой, передал Наташе и Соне просьбу его
невесты, чтобы они были на ее свадьбе, и вышел. Наташа с веселой и
кокетливой улыбкой разговаривала с ним и поздравляла с женитьбой того самого
Бориса, в которого она была влюблена прежде. В том состоянии опьянения, в
котором она находилась, все казалось просто и естественно.
Голая Элен сидела подле нее и одинаково всем улыбалась; и точно так же
улыбнулась Наташа Борису.
Ложа Элен наполнилась и окружилась со стороны партера самыми знатными и
умными мужчинами, которые, казалось, наперерыв желали показать всем, что они
знакомы с ней.
Курагин весь этот антракт стоял с Долоховым впереди у рампы, глядя на
ложу Ростовых. Наташа знала, что он говорил про нее, и это доставляло ей
удовольствие. Она даже повернулась так, чтобы ему виден был ее профиль, по
ее понятиям, в самом выгодном положении. Перед началом второго акта в
партере показалась фигура Пьера, которого еще с приезда не видали Ростовы.
Лицо его было грустно, и он еще потолстел, с тех пор как его последний раз
видела Наташа. Он, никого не замечая, прошел в первые ряды. Анатоль подошел
к нему и стал что-то говорить ему, глядя и указывая на ложу Ростовых. Пьер,
увидав Наташу, оживился и поспешно, по рядам, пошел к их ложе. Подойдя к
ним, он облокотился и улыбаясь долго говорил с Наташей. Во время своего
разговора с Пьером, Наташа услыхала в ложе графини Безуховой мужской голос и
почему-то узнала, что это был Курагин. Она оглянулась и встретилась с ним
глазами. Он почти улыбаясь смотрел ей прямо в глаза таким восхищенным,
ласковым взглядом, что казалось странно быть от него так близко, так
смотреть на него, быть так уверенной, что нравишься ему, и не быть с ним
знакомой.
Во втором акте были картины, изображающие монументы и была дыра в
полотне, изображающая луну, и абажуры на рампе подняли, и стали играть в
басу трубы и контрабасы, и справа и слева вышло много людей в черных
мантиях. Люди стали махать руками, и в руках у них было что-то вроде
кинжалов; потом прибежали еще какие-то люди и стали тащить прочь ту девицу,
которая была прежде в белом, а теперь в голубом платье. Они не утащили ее
сразу, а долго с ней пели, а потом уже ее утащили, и за кулисами ударили три
раза во что-то металлическое, и все стали на колена и запели молитву.
Несколько раз все эти действия прерывались восторженными криками зрителей.
Во время этого акта Наташа всякий раз, как взглядывала в партер, видела
Анатоля Курагина, перекинувшего руку через спинку кресла и смотревшего на
нее. Ей приятно было видеть, что он так пленен ею, и не приходило в голову,
чтобы в этом было что-нибудь дурное.
Когда второй акт кончился, графиня Безухова встала, повернулась к ложе
Ростовых (грудь ее совершенно была обнажена), пальчиком в перчатке поманила
к себе старого графа, и не обращая внимания на вошедших к ней в ложу, начала
любезно улыбаясь говорить с ним.
-- Да познакомьте же меня с вашими прелестными дочерьми, -- сказала
она, -- весь город про них кричит, а я их не знаю.
Наташа встала и присела великолепной графине. Наташе так приятна была
похвала этой блестящей красавицы, что она покраснела от удовольствия.
-- Я теперь тоже хочу сделаться москвичкой, -- говорила Элен. -- И как
вам не совестно зарыть такие перлы в деревне!
Графиня Безухая, по справедливости, имела репутацию обворожительной
женщины. Она могла говорить то, чего не думала, и в особенности льстить,
совершенно просто и натурально.
-- Нет, милый граф, вы мне позвольте заняться вашими дочерьми. Я хоть
теперь здесь не надолго. И вы тоже. Я постараюсь повеселить ваших. Я еще в
Петербурге много слышала о вас, и хотела вас узнать, -- сказала она Наташе с
своей однообразно-красивой улыбкой. -- Я слышала о вас и от моего пажа --
Друбецкого. Вы слышали, он женится? И от друга моего мужа -- Болконского,
князя Андрея Болконского, -- сказала она с особенным ударением, намекая этим
на то, что она знала отношения его к Наташе. -- Она попросила, чтобы лучше
познакомиться, позволить одной из барышень посидеть остальную часть
спектакля в ее ложе, и Наташа перешла к ней.
В третьем акте был на сцене представлен дворец, в котором горело много
свечей и повешены были картины, изображавшие рыцарей с бородками. В середине
стояли, вероятно, царь и царица. Царь замахал правою рукою, и, видимо робея,
дурно пропел что-то, и сел на малиновый трон. Девица, бывшая сначала в
белом, потом в голубом, теперь была одета в одной рубашке с распущенными
волосами и стояла около трона. Она о чем-то горестно пела, обращаясь к
царице; но царь строго махнул рукой, и с боков вышли мужчины с голыми ногами
и женщины с голыми ногами, и стали танцовать все вместе. Потом скрипки
заиграли очень тонко и весело, одна из девиц с голыми толстыми ногами и
худыми руками, отделившись от других, отошла за кулисы, поправила корсаж,
вышла на середину и стала прыгать и скоро бить одной ногой о другую. Все в
партере захлопали руками и закричали браво. Потом один мужчина стал в угол.
В оркестре заиграли громче в цимбалы и трубы, и один этот мужчина с голыми
ногами стал прыгать очень высоко и семенить ногами. (Мужчина этот был
Duport, получавший 60 тысяч в год за это искусство.) Все в партере, в ложах
и райке стали хлопать и кричать изо всех сил, и мужчина остановился и стал
улыбаться и кланяться на все стороны. Потом танцовали еще другие, с голыми
ногами, мужчины и женщины, потом опять один из царей закричал что-то под
музыку, и все стали петь. Но вдруг сделалась буря, в оркестре послышались
хроматические гаммы и аккорды уменьшенной септимы, и все побежали и потащили
опять одного из присутствующих за кулисы, и занавесь опустилась. Опять между
зрителями поднялся страшный шум и треск, и все с восторженными лицами стали
кричать: Дюпора! Дюпора! Дюпора! Наташа уже не находила этого странным. Она
с удовольствием, радостно улыбаясь, смотрела вокруг себя.
-- N'est ce pas qu'il est admirable -- Duport? [19] -- сказала
Элен, обращаясь к ней.
-- Oh, oui, [20] -- отвечала Наташа.
В антракте в ложе Элен пахнуло холодом, отворилась дверь и, нагибаясь и
стараясь не зацепить кого-нибудь, вошел Анатоль.
-- Позвольте мне вам представить брата, -- беспокойно перебегая глазами
с Наташи на Анатоля, сказала Элен. Наташа через голое плечо оборотила к
красавцу свою хорошенькую головку и улыбнулась. Анатоль, который вблизи был
так же хорош, как и издали, подсел к ней и сказал, что давно желал иметь это
удовольствие, еще с Нарышкинского бала, на котором он имел удовольствие,
которое не забыл, видеть ее. Курагин с женщинами был гораздо умнее и проще,
чем в мужском обществе. Он говорил смело и просто, и Наташу странно и
приятно поразило то, что не только не было ничего такого страшного в этом
человеке, про которого так много рассказывали, но что напротив у него была
самая наивная, веселая и добродушная улыбка.
Курагин спросил про впечатление спектакля и рассказал ей про то, как в
прошлый спектакль Семенова играя, упала.
-- А знаете, графиня, -- сказал он, вдруг обращаясь к ней, как к старой
давнишней знакомой, -- у нас устраивается карусель в костюмах; вам бы надо
участвовать в нем: будет очень весело. Все сбираются у Карагиных. Пожалуйста
приезжайте, право, а? -- проговорил он.
Говоря это, он не спускал улыбающихся глаз с лица, с шеи, с оголенных
рук Наташи. Наташа несомненно знала, что он восхищается ею. Ей было это
приятно, но почему-то ей тесно и тяжело становилось от его присутствия.
Когда она не смотрела на него, она чувствовала, что он смотрел на ее плечи,
и она невольно перехватывала его взгляд, чтоб он уж лучше смотрел на ее
глаза. Но, глядя ему в глаза, она со страхом чувствовала, что между им и ей
совсем нет той преграды стыдливости, которую она всегда чувствовала между
собой и другими мужчинами. Она, сама не зная как, через пять минут
чувствовала себя страшно-близкой к этому человеку. Когда она отворачивалась,
она боялась, как бы он сзади не взял ее за голую руку, не поцеловал бы ее в
шею. Они говорили о самых простых вещах и она чувствовала, что они близки,
как она никогда не была с мужчиной. Наташа оглядывалась на Элен и на отца,
как будто спрашивая их, что такое это значило; но Элен была занята
разговором с каким-то генералом и не ответила на ее взгляд, а взгляд отца
ничего не сказал ей, как только то, что он всегда говорил: "весело, ну я и
рад".
В одну из минут неловкого молчания, во время которых Анатоль своими
выпуклыми глазами спокойно и упорно смотрел на нее, Наташа, чтобы прервать
это молчание, спросила его, как ему нравится Москва. Наташа спросила и
покраснела. Ей постоянно казалось, что что-то неприличное она делает, говоря
с ним. Анатоль улыбнулся, как бы ободряя ее.
-- Сначала мне мало нравилась, потому что, что делает город приятным,
ce sont les jolies femmes, [21] не правда ли? Ну а теперь очень
нравится, -- сказал он, значительно глядя на нее. -- Поедете на карусель,
графиня? Поезжайте, -- сказал он, и, протянув руку к ее букету и понижая
голос, сказал: -- Vous serez la plus jolie. Venez, chère comtesse, et comme
gage donnez moi cette fleur. [22]
Наташа не поняла того, что он сказал, так же как он сам, но она
чувствовала, что в непонятных словах его был неприличный умысел. Она не
знала, что сказать и отвернулась, как будто не слыхала того, что он сказал.
Но только что она отвернулась, она подумала, что он тут сзади так близко от
нее.
"Что он теперь? Он сконфужен? Рассержен? Надо поправить это?"
спрашивала она сама себя. Она не могла удержаться, чтобы не оглянуться. Она
прямо в глаза взглянула ему, и его близость и уверенность, и добродушная
ласковость улыбки победили ее. Она улыбнулась точно так же, как и он, глядя
прямо в глаза ему. И опять она с ужасом чувствовала, что между ним и ею нет
никакой преграды.
Опять поднялась занавесь. Анатоль вышел из ложи, спокойный и веселый.
Наташа вернулась к отцу в ложу, совершенно уже подчиненная тому миру, в
котором она находилась. Все, что происходило перед ней, уже казалось ей
вполне естественным; но за то все прежние мысли ее о женихе, о княжне Марье,
о деревенской жизни ни разу не пришли ей в голову, как будто все то было
давно, давно прошедшее.
В четвертом акте был какой-то чорт, который пел, махая рукою до тех
пор, пока не выдвинули под ним доски, и он не опустился туда. Наташа только
это и видела из четвертого акта: что-то волновало и мучило ее, и причиной
этого волнения был Курагин, за которым она невольно следила глазами. Когда
они выходили из театра, Анатоль подошел к ним, вызвал их карету и подсаживал
их. Подсаживая Наташу, он пожал ей руку выше локтя. Наташа, взволнованная и
красная, оглянулась на него. Он, блестя своими глазами и нежно улыбаясь,
смотрел на нее.
-- -- -
Только приехав домой, Наташа могла ясно обдумать все то, что с ней
было, и вдруг вспомнив князя Андрея, она ужаснулась, и при всех за чаем, за
который все сели после театра, громко ахнула и раскрасневшись выбежала из
комнаты. -- "Боже мой! Я погибла! сказала она себе. Как я могла допустить до
этого?" думала она. Долго она сидела закрыв раскрасневшееся лицо руками,
стараясь дать себе ясный отчет в том, что было с нею, и не могла ни понять
того, что с ней было, ни того, что она чувствовала. Все казалось ей темно,
неясно и страшно. Там, в этой огромной, освещенной зале, где по мокрым
доскам прыгал под музыку с голыми ногами Duport в курточке с блестками, и
девицы, и старики, и голая с спокойной и гордой улыбкой Элен в восторге
кричали браво, -- там под тенью этой Элен, там это было все ясно и просто;
но теперь одной, самой с собой, это было непонятно. -- "Что это такое? Что
такое этот страх, который я испытывала к нему? Что такое эти угрызения
совести, которые я испытываю теперь"? думала она.
Одной старой графине Наташа в состоянии была бы ночью в постели
рассказать все, что она думала. Соня, она знала, с своим строгим и цельным
взглядом, или ничего бы не поняла, или ужаснулась бы ее признанию. Наташа
одна сама с собой старалась разрешить то, что ее мучило.
"Погибла ли я для любви князя Андрея или нет? спрашивала она себя и с
успокоительной усмешкой отвечала себе: Что я за дура, что я спрашиваю это?
Что ж со мной было? Ничего. Я ничего не сделала, ничем не вызвала этого.
Никто не узнает, и я его не увижу больше никогда, говорила она себе. Стало
быть ясно, что ничего не случилось, что не в чем раскаиваться, что князь
Андрей может любить меня и такою. Но какою такою? Ах Боже, Боже мой! зачем
его нет тут"! Наташа успокоивалась на мгновенье, но потом опять какой-то
инстинкт говорил ей, что хотя все это и правда и хотя ничего не было --
инстинкт говорил ей, что вся прежняя чистота любви ее к князю Андрею
погибла. И она опять в своем воображении повторяла весь свой разговор с
Курагиным и представляла себе лицо, жесты и нежную улыбку этого красивого и
смелого человека, в то время как он пожал ее руку.