Меню
Назад » »

Логос (101)

Различием в манерах письма, которых насчитывают целых три, отличался один из последних представителей Болонской школы — Джованни-Франческо Барбьери (1591 — 1666), прозванный Гверчино, т.е. косоглазый, сначала ученик Барт. Бертоцци, Дж. Б. Кремонини и Паоло Дзаньони, впоследствии подражатель Лодовико Карраччи и Микеланджело. Хорошим образцом первой манеры художника служит его картина, находящаяся ныне в Эрмитаже; она изображает «Св. Анну, обучающую Младенца Христа чтению». К первым же работам Барбьери относится его « Взятие Богородицы на небо» — картина эта, находящаяся также в Эрмитаже, в числе других была исполнена художником, по возвращению в Рим, в 1623 г., для Александра Танари, в семействе которого она хранилась до 1844 г., когда была приобретена для Эрмитажа. В галерее Дориа, в Риме, имеется картина Гверчино, изображающая св. Иоанна и представляющая почти точное повторение фигуры этого апостола на эрмитажном «Взятии Богородицы на небо», для которого она, быть может, служила эскизом, сделанным, в таком случае, до 1623 г., во время первого пребывания художника в Риме. Другой манерой письма отличается так же находящаяся в Эрмитаже картина Гверчино, изображающая «Видение св. Клары» и находившаяся сначала в галереях Тюньи, а потом герцога Талара. Старинная копия с нее, выдаваемая за оригинал, находится в Венеции, в Пинакотеке Манфредини (Seminare particolare). К произведениям второго рода причисляют еще одну эрмитажную картину, принадлежащую кисти Гверчино и изображающую: «Поклонение св. Лаврентия Богоматери и Младенцу Христу» — картина эта находилась прежде в галерее Лебрена, в Париже, откуда была куплена для Эрмитажа в 1810 г. Образцами третьей, последней манеры художника, служит: во 1-х его превосходнейшее произведение «Мучение св. Екатерины», написанное художником для его родины, Чентской общины, и находившееся прежде в галерее нидерландского короля Вильгельма II, откуда она была приобретена для Эрмитажа при распродаже галереи, в 1850 году, во 2-х «Св. Иероним в пустыне», работа представляющая вероятно тот образ святого, который был написан художником, по свидетельству Беллори («Vita di Fr. Barbieri») в 1641 г. для Ридольфо Струми, в Римини, и ныне находящаяся в Эрмитаже. Небольшая копия с нее, также выдаваемая за оригинальное произведете Гверчино, имеется в Венеции, в Пинакотеке Манфредини. Картины Гверчино славятся своим ярким, выразительным колоритом.
Последним из непосредственных учеников академии Карраччи является Джованни Ланфранко, называвшийся также кавалером Джованни да-Стефано (1580 — 1647), гравер и живописец, ученик Агостино и Аннибале Карраччи. Образцами его произведений, отличающихся мужественной силою кисти, служат две картины, находящиеся в Эрмитаже: 1) «Благовещение», написанное для одной из мальтийских церквей и приобретенное для Эрмитажа из коллекции Троншена около 1780 года и 2) «Предвечный отец» — картина эта поступила в Эрмитаж в 1832 г. из коллекции кн. Евгения Сапеги, в Гродно, и одно время ошибочно приписывалась кисти Гверчино. С Ланфранко завершается блестящая эпоха Болонской школы, которая во 2-й половине XVII столетия начинает приходить в безнадежный упадок.
Тщетно стараются в конце этого столетия Лоренцо Пазинелли и Карло Чиньяни воскресить искусство болонских художников. Чиньяни (1628 — 1719) ученик Дж. Б. Капри и Альбани, подражал Корреджио и Карраччи. Его «Материнская любовь» находится в Эрмитаже. Чиньяни удалось добиться того, что в Б. учреждена была на средства города академия художеств. Он был назначен ее пожизненным директором. Чиньяни успел заручиться для академии покровительством папы Климента XI, утвердившего ее уставы, и согласившегося дать свое имя новому учреждению, которое с тех пор (1708) получило название: «Климентинской академии». Но поздно было уже в эпоху полного падения искусства вдохнуть в него новую жизнь. Италия истощенная, словно почва, подвергшаяся усиленному возделыванию, перестала производить великих живописцев, и болонская школа впала в тот же напыщенный тон, в ту же изнеженную вычурность, которые характеризуют собою все итальянские школы XVIII столетия.
Всего лучше определяет роль болонской школы итальянской живописи Ш. Блан следующими немногими словами: «болонские художники, взятые вместе, образуют некоторый род буржуазии в искусстве. В крови у них нет благородства истых аристократов, нет с другой стороны крепкой и смелой энергии простого парода. Их главное качество заключалось в отсутствии слишком заметных недостатков. Подобно среднему классу общества, они занимали середину в искусстве, при том на одинаковом расстоянии от крайних точек и на этой средней высоте они поддерживали искусство, не давая ему опуститься низко, но зато и не подымая его на более высокую ступень». Литература: Malvasia, «Felsina pittriсе» (Болонья, 1678 г., 2 тома in 4); Filippo Baldinucci, «Notizie dei protessori del disegno de Cimabue in qua» (Флоренция, 1681 — 1688); Luigi Lanzi, «Histoire de la peinture italienne» (франц. перевод Париж, 1825 г., 5 т.); Ch. Blanc., «Histoire des peintres. Ecole Bolonaise» (Пар., 1874. in f.); G. Lafenestre «La Peinture italienne» (Париж, 1870); P. Mantz, «Les Chefs-d'oeuvre de la peinture italienne» (Париж, 1870, in fol.); W. Lebke, «Geschichte der Italienischen Malerei» (Штутгардт, 1878 г., 2 т.).
Болонья
Болонья (Bologna, Bononia) — главный город итальянской провинции того же имени, древняя столица Романии, местонахождение главного военного управления, апелляционного суда, епископии и университета. Население ее простирается до 103998 жит. Город расположен в месте пересечения большой Эмилиевой дороги древнего Рима, идущей по северному склону Аппенин, от Анконы до Пиаченцы, рекой Рено, правым притоком По. Столь выгодному положены Б. обязана своим важным стратегическим и торговым значением. Отрезанная некогда от Альп рекою По и обширными болотами, она в настоящее время соединена рельсовыми путями со всеми большими дорогами, окружающими долину По. В ней сходятся линии железных дорог, идущих из Неаполя, Марселя, Парижа и Вены. Если бы при выборе столицы руководились исключительно экономическими соображениями, столицей Италии по праву могла бы стать Б. как наиболее оживленный торговый пункт на Аппенинском полуострове. К несчастью, частые разливы Рено губительно действуют на окружающую равнину и Б. в настоящее время не заслуживает данного ей в древности прозвища «тучной». Климат — неровный и для итальянского города неприятный. Ученая и свободная Б. (на старых ее монетах существуют надписи Воlоnia docet libertas) и теперь еще представляется оригинальным и любопытным городом. Она окружена стеною, сложенною из кирпича, имеющей 6 км. в окружности; из нее ведут 12 выходов. Город разделен на три квартала: восточный, южный и западный. В центре города расположена площадь Виктора Эмануила (Piazza Vittorio Emanuele). Улицы большей частью тесные и кривые, вдоль многих из них тянутся портики и аркады. Несмотря на действительное развитие в ней торговли и промышленности, несомненно, что этот город некогда был и более населен и более благоденствовал. О том свидетельствуют его многочисленные памятники старины: церкви, дворцы и палаццо почти все относятся к XIII и XIV ст., с их неизбежными башнями, зубчатыми стенами и пр., все это окрашено в серый или красноватый цвет, покрыто трещинами и расселинами, но по-прежнему прочно, и обходится без ремонта. Огромное и суровое укрепление, каким выглядит Palazzo del governo, резиденция префекта, палаццо Подесты, в котором сосредоточены архивы города, восходят к XIII в. Базилика San Petronio, начатая постройкой в 1390 году, должна была быть одной из величайших церквей, когда либо известных, имея в длину 208 мет. И в поперечнике 142 м., но постройка ее была прервана в 1759 г. Всеобщее внимание привлекают наружные барельефы работы Jacopo della Guercia, изображающие историю сотворения мира. К XII веку относится постройка церкви San Domenico, в которой находится могила этого святого, умершего в Б. в 1221 г., знаменитая своими скульптурными украшениями работы Nicolo Pisano, Nicolo delI'Arca и Микель Анджело. Кафедральный собор св. Петра построен в стиле Рококо. Интересно здание церкви San Stefano, выстроенной на месте древнего храма Изиды и состоящей из 7 отдельных церквей. Рядом высятся две знаменитые «падающие» башни из простого кирпича. Более высокая башня (97 метр.), продолжающая наклоняться и ныне — torre degli Asinelli, с вершины которой видны Эвганейские горы, расположенные к северу от реки По. La torre Garisenda достигает половины высоты своей соседки и наклонена еще сильнее, так как по плану была выстроена наклонной. Без сомнения башня в один прекрасный день обрушится на болонских торговцев, приютившихся со своими медными изделиями у ее основания.
Знаменитый Болонский университет за время своего существования менявший несколько раз свое помещение, ныне помещается в палаццо Челлези. Б. академия художеств обладает одним из лучших собраний предметов искусства, и в особенности галереей картин всех итальянских мастеров. Особенное внимание знатоков обращает на себя святая Цецилия Рафаэля. Академия богата преимущественно полотнами старых мастеров, стоявших во главе Болонской школы живописи: Франчья, Карраччи, Гвидо Рени, Доменикино и Гверчино. Вне города, на маленьком возвышении, находится женский монастырь с Мадонною св. Луки, куда стекаются пилигримы. К церкви ведет галерея, состоящая из 635 арок. В окрестностях Б. находится монастырь и кладбище de la-Certosa, одно из самых красивых.
Б. издавна славится своими шелковыми тканями и крепом. Производство бархата, тюля, сукна, соломенных шляп, веревочных снастей и химических продуктов, приготовление консервов и колбасы составляют главные занятия жителей.
Болонья была основана этрусками под именем Фельзины и получила свое названиe Bononia от бойев, галльского племени в Италии, завладевшего городом. В 189 году до Р. X. она сделалась римской колонией и украсилась множеством памятников, из которых ни один почти не уцелел. В средние века Б. входила в состав Равенского греческого экзархата, а за тем, в VIII столетии, отдалась под власть ломбардского короля Луитпранда. Карл Великий даровал Б. права свободного города, в гербе которого отныне помещено слово «свобода» (libertas). В спорах, происходивших между старыми итальянскими городами, Б. всегда отличалась своей ревностной преданностью папскому престолу; она сражалась ожесточенно с гибелинами. Энцио, любимый сын Фридриха II, находился здесь в плену в течение 22-х лет, до самой своей смерти. Дворянство в Б. не несло общественной службы; в ней отдавалось предпочтение демократическому строю городов Тосканы перед аристократическим режимом городов Ломбардии. Втечение всего ХV столетия в Б. происходила борьба за власть между двумя могущественными фамилиями Бентивольи и Ченедули. В 1512 г. Юлий II овладел Б. и присоединил ее вновь к римским владениям. В ней произошло по случаю заключения Конкордата в 1515 г. свидание между Львом Х и Франциском I, а Карл V торжественно был коронован здесь в 1530 году папой Климентом VII после того, как роздал своим союзникам различные провинции Италии. В 1796 г. Б. была занята французами и вошла сначала в состав Цизальпинской республики, а затем сделалась главн. гор. департамента Рено, вновь образованного Итальянского королевства. Будучи возвращена в 1815 г. папскому престолу, она служила очагом революционной борьбы против Григория XVI. В ней провозглашено было временное правительство и конституция. Но австрийцы заняли город, изгнали мятежников и закрыли университет (1831 — 1832). Другое революционное движение, нашедшее поддержку в Пие IX, вспыхнуло в 1846 г.; патриоты еще раз потерпели поражение после трехлетней борьбы (1849 г.). Б. стала опять столицей одного из четырех папских владений. В 1860 г. она, вместе со всей Романьей, присоединилась к Итальянскому королевству.
Болонья — родина многих великих людей; в ней родились художники Франчья, Приматичче, трое Карраччи, Доминикино, Гвидо Рени, Альбани, кардинал Альбертини, ставший впоследствии папой под именем Бенедикта XIV (? 1758 года), кардинал Меццофанти, много лет заведовавший болонской библиотекой и будто бы говоривший на 42-х языках (умер в 1849 г.), и многих ученых, с знаменитым Гальвани во главе, производившим здесь в 1789 г. свои опыты над электричеством. Ср. Guidicini, «Cose notabili della citta di Bologna» (Болонья,. 1869 — 1874 г., 5 т); Mazzi, «Compendio della gloria di Bologna» (Болонья, 1875 г.).
Болотников
Болотников Иван Исаевич — мятежник времен Шуйского. Он был холопом князя Телятевского, маленьким попал в плен татарам, был продан туркам, работал в оковах на турецких галерах и был освобожден в числе других пленников, по одним известиям, — венецианцами, по другим — немцами, а по освобождении привезен в Венецию. Здесь он пробыл не сколько времени и решился возвратиться в отечество через Польшу. Проезжая через нее, он услышал о пребывании в Самборе царевича Димитрия (Молчанова), явился к нему и, как человек сметливый и предприимчивый, был отправлен последним с письмом к путивльскому воеводе, кн. Шаховскому. Видя его желание постоять за Димитрия и убедившись в его знании военного дела, Шаховской поручает ему отряд в 12000 человек. С ними Б. отправился в Комарницкую волость и возвещал всем: что он сам видел Димитрия, и Димитрий нарек его главным воеводой. Против него Василий Шуйский выслал отряд под начальством кн. Юрия Трубецкого, но последний, встретясь под Кромами с Б-м, отступил. Это послужило сигналом к восстанию городов, холопов и инородцев. Город за городом провозглашали царем Димитрия и высылали к Б. вспомогательные отряды; холопы и крестьяне, услышав призыв Б., почти всюду поднимались на своих господ и примыкали к отряду его. Возмутилась и мордва, в надежде освободиться от московской власти, и вместе с холопами и крестьянами принудила некоторые города отпасть от Шуйского. Кроме того, к Б. примкнуло ополчение Истомы Пашкова, к нему пристали в Ляпуновы — Захар и Прокопий и отряд вольницы, пришедший из Литвы. Со столь грозными и многочисленными силами Б. направился к столице. Стоявшие на пути города все признали власть главного воеводы Димитрия; только в Коломне отважились сопротивляться, и это повлекло полное разграбление города. В 50-ти верстах от Москвы, близ села Троицкого, Б. встретила московская рать под начальством Мстиславского, который, не вступив в бой, едва спасся от преследований Б. 22 октября 1606 года Б. остановился в селе Коломенском, в семи верстах от Москвы, Здесь он построил острог, укрепив его деревом и валом, и стал рассылать по Москве и разным городам грамоты, возбуждая бедных и меньших против богатых и знатных и призывая всех целовать крест законному государю Димитрию Ивановичу. Ополчение Б. увеличилось здесь еще более; из него выделялись отдельные шайки, по преимуществу холопов, кот. своими набегами и разбоями держали столицу в осадном положении. Москвичи уже готовы были подчиниться Б., прося его только показать им Димитрия, и начали даже по этому поводу с ним переговоры. Но Димитрий не являлся. Б. несколько раз обращался к Шаховскому с просьбой прислать его к войску, как можно скорее, указывая ему на всю важность его присутствия, но тот медлил. Некоторые города уже начали выражать свое сомнение в существовании Димитрия и пере ходили на сторону Шуйского. К тому же и в самом войске Б. произошло раздвоение: на одной стороне стояли дворяне и дети боярские, на другой холопы, казаки и вообще мелкие безъименные люди. У последних главой был Б., а начальниками первых — Истома Пашков и братья Ляпуновы. Между вождями возникли несогласия и результатом их был переход на сторону Шуйского сначала Ляпуновых, а затем Истомы Пашкова. Шуйский между тем деятельно принявшийся за укрепление Москвы с самого появления Б., теперь стал получать подкрепления от переходивших на его сторону городов, которые высылали к нему ополчения дворян и детей боярских. Видя, что ратные силы Шуйского все более и более увеличиваются, Б. решился действовать энергичнее: был сделан приступ на Симонов монастырь, но с уроном отбит. Но ни потеря войска (от приступа и постоянного ухода его людей), ни увещания Шуйского сдаться и обещания дать ему важный чин, не сломили верности Б. Димитрию и принятой им ранее решимости бороться за его дело до последней возможности. Шуйскому он отвечал: «Я целовал крест своему государю Димитрию Ивановичу — положить за него живот. И не нарушу целования. Верно буду служить государю моему и скоро вас проведаю». Получив такой ответ, Шуйский решил из войны оборонительной перейти в наступательную; ряд удачных приступов на острог Б. заставляет последнего бежать из под Москвы. Московские ратные люди преследуют его до дер. Заборья, где снова успел укрепиться верный Димитрию воевода; но пало и заборское укрепление; часть казаков, с атаманом Беззубцевым во главе, передалась Скопину-Шуйскому, начальнику московского войска. Б. же бежал далее и засел, наконец, в Калуге; укрепил ее, собрал до 10000 беглецов и приготовился к обороне. Высланные сюда Шуйским отряды (наибольший под начальством Мстиславского) обложили город со всех сторон, производили частые приступы, разбили подходившее на помощь Б-ву ополчение под начальством кн. Масальского, но мужество и энергия его оставались непоколебимы. Он с успехом отбивал их приступы и сам делал удачные вылазки; ни потеря военных людей, ни недостаток в съестных припасах, особенно сильный к концу зимы, не заставили его склониться на сдачу, хотя ему и было обещано полное прощение; одно только его смущало: названный Димитрий еще не являлся, а вскоре и совсем скрылся. Тогда среди терских и волжских казаков появился новый самозванец, принявший на себя имя царевича Петра, будто бы сына Федора Иоановича, подмененного дочерью, вскоре умершею; он уже подступал к Путивлю, и им то тогда кн. Шаховской решил воспользоваться для поддержания восстания. Он отправил его в Тулу, а затем двинулся и сам. На выручку Б. он отправил отряд под начальством кн. Телятевского. Последний разбил царских воевод, князей Татева и Черкасского, под Калугою, на Пчелве (2 мая). Тогда Б. сделал вылазку и навел такой страх на осаждавших, что они в смущении все разбежались, оставив неприятелю пушки, обоз и запасы. После этого он выступил из Калуги и направился в Тулу, где уже были Шаховской и Петр. 30 июня подступил к Туле с большим войском (около 100 т. ч.) и сам царь Василий Иванович Шуйский. Началась осада Тулы, продолжавшаяся немного более 3-х месяцев. Ни приступы осаждающих, ни истощение запасов и здесь не ослабили энергии и твердости Б. и его воинов. И неизвестно, сколько еще времени продолжилась бы эта осада и чем бы она окончилась, особенно в виду возникших несогласий между полководцами царского войска, если бы не явился к Шуйскому «большой хитроделец» Мешок Кравков, запрудою Упы затопивший Тулу. С наводнением в Туле увеличился и голод; многие мятежники толпами являлись к Шуйскому с повинной, но главные злодеи продолжали еще сопротивляться и соглашались сдаться только тогда, когда им будет даровано прощение. «А если нет», говорили они, «будем держаться, хотя бы пришлось нам друг друга съесть». Царь обещал им милость, и 10 октября 1607 г. боярин Колычев занял Тулу. Б. явился пред Шуйским во всем вооружении, снял с себя саблю, положил пред царем, ударил ему челом до земли и произнес свое клятвенное обещание служить царю верно до гроба, если тот, согласно своему целованию, не прикажет его умертвить. 18 октября царь прибыл в Москву. Сюда же перевезли и Б. и других начальников мятежа и после допроса засадили в тюрьму, в Каргополе. Здесь сначала. Б. выкололи глаза, а затем и утопили.
В. Р.
Болотов
Болотов Андрей Тимофеевич — писатель второй половины прошлого столетия, род. в Тульской губ., в родовом сельце Дворенинове (Алексинского у.), 7 октября 1738 г. Первые годы своей жизни провел с родителями в Лифляндии и Финляндии, где служил его отец. 10-и лет был зачислен каптенармусом в армейский полк, находившийся под командой отца его. На 12 году В. лишился последнего, а через два года умерла и мать. Пробыв некоторое время на родине, Б. вступил 17-ти лет, в 1755 г., на действительную службу сержантом в архангелогородский полк и в 1757 г. отправлен офицером в Прусский поход, где принимал участие во всех важных битвах. В 1758 — 61 гг. он служил в канцелярии русского военного губернатора Восточной Пруссии, а в начале 1762 г. из полка переведен адъютантом к Спб. генерал-полициймейстеру бар. Корфу, но скоро вышел в от ставку и еще до воцарения Екатерины II уехал в свою деревню, Здесь он женился и провел всю остальную часть жизни, деятельно занимаясь сельским хозяйством в своем имении и управляя также имениями графа Бобринского. Умер 96 лет, 7-го октября 1833 года. К концу жизни он совершенно ослеп. Жена пережила мужа на один год и скончалась 85 лет, проведя в замужестве 70 лет. Ко времени пребывания его в деревне относятся следующие литературные труды: «Детская философия, или нравоучительные разговоры между одною госпожою и ее детьми»(2 ч., М., 1776 — 79); «Чувствования христианина при начале и конце каждого дня в неделе» (М., 1781); «Несчастные сироты» (др. в 3 д., М., 1781); «Генриетта или гусарское похищение» (с нем., 3 ч., М., 1782); И. М. Гецена «Рассуждение о начале и конце нынешнего и о состоянии будущего мира» (с немец., М., 1783); «Путеводитель к истинному человеческому счастию» (3 ч., М., 1784); «Жизнь и странные приключения умершего в 1788 г. Карла Эдуарда» (пер. с нем., М., 1794). Плодом его ученых занятий остались: «Краткие и на опытности основанные замечания о електризме и о способности електрических махин к помоганию от разных болезней». (Спб., 1803). Но главным его занятием, как уже сказано, было сельское хозяйство, и, принимая во внимание его труды на этом поприще, его следует считать лучшим русским агрономом XVIII ст. Б. издавал чрезвычайно солидные для своего времени сельскохозяйственные журналы: «Сельской житель», в 1778 — 79 и «Экономический магазин», в 1780 — 89: оба выходили в Москве. Кроме того, после него осталась большая рукопись, 7 т. в осьмушку, писанная замечательно красиво, как и все его рукописи, под заглавием: «Изображения и описания разных пород яблоков и груш, родящихся в Дворенинских, а отчасти и в других садах; рисованы Андреем Болотовым 1797 — 1800». Это замечательный труд по русской помологии, значение которого настолько велико, что он был напечатан в извлечении даже в 1861 г. в «Журнале садоводства». Наконец, Б. оставил «Записки», на которых собственно и зиждется его известность. Они изданы редакцией «Русской Старины» в 1871 — 73 гг. под заглавием: «Жизнь и приключения Андрея Болотова». Кроме того, он составил: «Памятник протекших времен или краткие исторические записки о бывших происшествиях и носившихся в народе слухах» (М., 1875). Свои «Записки» Болотов составил в 1789 — 1816 гг., в 29 частях; они занимают исключительное место в русской мемуарной литературе, как по своему интересу, так и вследствие правдивости и объективности их изложения. Автор подчас наивно, но беспристрастно, излагает историю своих предков, свою собственную жизнь и жизнь окружавшего его общества, злоупотребления и неурядицы современного социального строя и пр. «Записки» дают богатый материал для изучения быта провинциального дворянства XVIII века и дают возможность определить степени культурности русского общества в ту эпоху. С этою целью ими воспользовалась Е. Щепкина в своем труде: «Старинные помещики на службе и дома, 1578 — 1762» (Спб., 1890 года). М. М.
Боль
Боль (dolor), болевые ощущения крайне разнообразны: то они производят ощущения колотья, то жжения, сильного давления и т.д. Происхождение всех болей находится несомненно в зависимости от повышенной раздражительности приводящих чувствительных нервов. Патология различает органические боли, происходящие вследствие какого либо органического страдания, и нервные боли, где органический субстрат не может быть доказан. По физиологическому значению своему боли делятся на местные боли (периферические), когда раздражение чувствительных нервов имеет место там, где имеется заболевшая ткань; эксцентрические боли, когда возбуждение имеется или в центральном нервном аппарате (головной и спинной мозг) или на протяжении нервного ствола, но ощущается где либо на периферии, и наконец иррадиирующие боли, когда возбуждение какого либо чувствительного нервного ствола, при помощи головного или спинного мозга, передается другому, отдаленному нервному стволу. Такие боли являются, напр. в коленном сочленении при коксите, в плечах при болезнях брюшной полости и т.д. Во время каких-либо органических страданий, болевые ощущения могут доходить до весьма высоких степеней: и обратно — болевые ощущения иногда резко понижаются при каком-либо душевном заболевании. Кроме физической, существует еще, так называемая психическая боль, являющаяся, напр., при некоторых душевных волнениях: при раскаянии, во время траура и т.д. По существу психическая боль несомненно равна физической, и иногда даже вызывается последней.
Л. Ф.
Большой Петровский театр в Москве
Большой Петровский театр в Москве. — Основание его относится к 1776 г. В этом году Гроти уступил свои права и обязанности кн. Урусову, обязавшемуся построить каменный публичный театр в Москве. При содействии известного М. Е. Медокса было выбрано место в Петровской ул., в приходе церкви Спаса, что в Копье. Неусыпными трудами Медокса в 5-ть месяцев, по плану архитектора Розберга, был построен Б. П. т., стоивший 130000 руб. Спектакли начались в 1780 г. под дирекциею того же Медокса, которому дана была привилегия представлений до 1796 г. Внутреннее устройство было таким, каким оно сохранилось до пожара 1853 г., потерпев в новейшее время лишь небольшие изменения. Сильным пожаром в 1805 г. здание театра было до тла уничтожено; представления были перенесены в деревянный театр у Арбатских ворот, сделавшийся одною из первых жертв пожара 1812 года. Блестящею эпохою театра в Москве должно считать ту пору, когда он состоял под непосредственным ведением просвещенного кн. Д. В. Голицына. При нем сгоревший театр был возобновлен (увеличен) по плану архитектора Бове. 6-го января 1825 г. состоялось открытие Б. т. два дня продолжавшимся прологом: «Торжество муз» М. А. Дмитриева и великолепным балетом «Сандрильона». В 1843 г. театр значительно изменен и улучшен. 17-го марта 1853 г. театр сгорел до тла. Убытки оценены в 10 милл. руб. (см. ст. П. Басистова в "Спб. Вед. " 1856 г., №220). Через 16 месяцев, к 20-му августу 1856 г., театр был заново перестроен (стоимость — 900000 руб.) по плану архитект. Кавоса. Театр представляет два фронтона, один над колоннадой, другой над верхним ярусом. Над колоннадой 4-е бронзовых коня, запряженных в колесницу Аполлона; модели коней работы барона Клодта. По бокам театра — чугунные подъезды, состоящие из изящных чугунных колонн, поддерживающих навесы. Каждая пара колонн опирается на общий четвероугольный пьедестал. При освещении колоннада весьма красива, особенно издали. Главный подъезд и парадная лестница устроены со стороны Театральной площади. Сени имеют почти 18 саж. длины и 4 1/2 саж. ширины. Направо и налево широкие мраморные ступени ведут на первую площадку, пол которой выложен венецианской мозаикой. Отсюда направо налево две лестницы ведут в фойе с зеркальными стенами в золоченых рамах, лепными карнизами и расписанными простенками. Из фойе ведет вход в Императорскую ложу. Потолок залы театра имеет 14 саж. в поперечнике, следовательно зала Б. т. превосходит своей величиной залы театров: Сан-Карло (в Неаполе), дела-Скала (в Милане) и др. Сцена имеет более 10 саж. протяжения. В партере 17 рядов кресел (470), позади кресел амфитеатр (150) мест, лож в пяти ярусах — 136, 6-й ярус — дешевые места; вмещает до 2300 человек (считая на ложу 5 чел. ); кресла сделаны из некрашеного дуба. Ложи внутри роскошно драпированы, а снаружи убраны резьбой. На плафоне залы изображены музы, предводимые Аполлоном; скульптурные работы исполнены Шварцем, резьба и лепка — Ахтом; стенная живопись — Титовым.
А. Ум.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar