Меню
Назад » »

Логос (1063)

Юргенсон Петр Иванович

Юргенсон (Петр Иванович) — учредитель и владелец крупной издательской фирмы и нотопечатни в Москве (1836 — 1903). Служил в магазинах Бернарда, Стелловского и Битнера; в 1859 г. переехал в Москву, где открыл свою нотную торговлю. У него впервые появились полные дешевые издания сочинений Мендельсона, Шумана, Шопена. Ю. был первым, а затем единственным издателем всех сочинений Чайковского. Почти все крупные сочинения А. Г. Рубинштейна, а также и других русских композиторов изданы у Ю., которому принадлежит право собственности на сочинения Глинки, Даргомыжского, Серова, Верстовского. Ю. издал полное собрание сочинений Бортнянского (12 томов) и около 2 тысяч духовно-музыкальных сочинений других авторов. В настоящее время издательский каталог Ю. разросся до 29 тыс. нумеров. Ю. способствовал основанию московской консерватории Императорского русского музыкального общества, в котором он был одним из директоров.

Юродивые

Юродивые — люди, принимавшие на себя из любви к Богу и ближним один из подвигов христианского благочестия — юродство о Христе. Они не только добровольно отказывались от удобств и благ жизни земной, от выгод жизни общественной, от родства самого близкого и кровного, но принимали на себя вид безумного человека, не знающего ни приличия, ни чувства стыда, дозволяющего себе иногда соблазнительные действия. Эти подвижники не стеснялись говорить правду в глаза сильным мира сего, обличали людей несправедливых и забывающих правду Божию, радовали и утешали людей благочестивых и богобоязненных. — Ю. нередко вращались среди самых порочных членов общества, среди людей погибших в общественном мнении, и многих из таких отверженных возвращали на путь истины и добра. Почти все Ю. Востока и некоторые из них на Руси были иноки. Выражение Апостола: «мы юроди Христа ради» (1 Кор. IV, 10) послужило основою и оправданием подвига юродства. Общее название этих подвижников — юродивые. В древнем языке часто употреблялось слово оурод, юрод; им переводилось греческое mwroV. В Житии блаж. Симеона он постоянно называется оуродом — юродом; в Печерском Патерике упоминается Исаакий, который «поча по Mиpy ходити оуродом ся творя». В Общей Минее 1685 г. тропарь юродивым читается так: "глас апостола твоего Павла услышав глаголющ: мы оуроди Христа ради, раб твой Христе Боже — оурод бысть на земли... ", а в Общей Минее 1860 г. : «глас апостола твоего Павла услышав — мы юроди Христа ради... юрод бысть».. Вместе с тем слово это издревле употребляется и для перевода греческого saloV — простый, глупый; отсюда прозвание юродивого Николы Новгородского Салос (Карамзин IX, прим. 297). Е. Е. Голубинский это прозвание дает Михаилу Клопскому. Первою по времени Христа ради юродивою была св. Исидора (ум. около 365 г.), подвизавшаяся в Тавенском женском монастыре Мен или Мин. Жизнь ее описал св. Ефрем Сирин, посетивший пустыни Египта в 371 г. Из других Ю. восточной (греческой) церкви известны препод. Серапион Синдонит, препод. Виссарион Чудотворец, св. Симеон, препод. Фома, св. Андрей. Вместе с христианством русские заимствовали от восточной церкви и подвижничество, в его разнообразных видах. На Руси первым по времени Ю. был киево-печерский чернец Исаакий, скончавшийся в 1090 г. Исторические судьбы и склад жизни древнерусского общества много способствовали процветанию на Руси юродства. Ни одна страна не может представить такого обилия Ю. и примеров такого необыкновенного уважения к ним, как древняя Русь. В продолжение лишь 3 веков (XIV — XVI) на Руси насчитывается не менее 10 Ю. святых, тогда как в общем месяцеслове православной церкви в течение 5 веков (Vl — X) не более 4 Ю. святых, принадлежащих различным странам. Не говорим уже о Ю. неканонизованных, которых было очень много в древней России (весьма многие из них упоминаются в «Святой Руси», арх. Леонида) и которые народом больш. частью также считались святыми. См. Васильев, «История канонизации русских святых» (М., 1893); Яхонтов, «Жития св. северно-русских подвижников» (Казань, 1882); В. О. Ключевский, «Древнерусские жития святых, как исторический источник» (М., 1871, 4 приложение). Древнерусское общество много страдало от неправды, корыстолюбия, эгоизма, личного произвола, от притеснения и угнетения бедных и слабых богатыми и сильными. При таких обстоятельствах печальниками русского народа являлись иногда Христа ради Ю. Общеизвестно смелое обличение Иоанна Грозного псковским юродивым Николою Салосом. Василий Блаженный нередко обличал Грозного Иоанна; блаженный Иоанн Московский беспощадно обвинял Бориса Годунова в участии в убийстве царевича Димитрия. Художественный тип юродивого древнерусской жизни создан Пушкиным в «Борисе Годунове». Л. Н. Толстой, в своем «Детстве», симпатизирует, по-видимому, юродивому и матери Иртеньева, считающей юродивого «Божьим человеком». — Во второй половине XVI в. в Русской земле было уже много храмов, в которых почивали мощи православленных церковью Ю. или которые были построены во имя их. Новгород славил Николая Кочанова, Михаила Клопского, Иакова Боровицкого, Устюг — Прокопия и Иоанна, Ростов — Исидора, Москва — Максима и Василия Блаженного, Калуга — Лаврентия, Псков — Николу Салоса. С конца ХVI в. число Ю. в Русской земле заметно уменьшается; только немногие из них достигли прославления. Нельзя сказать с определенностью, как рано на Востоке появились лже-юродивые; по всей вероятности, когда восточное иночество стало утрачивать дух древне-христианского подвижничества, вместе с истинно-юродивыми стали появляться и мнимо-юродивые. Как рано на Руси явились мнимо-юродивые — на это есть прямые указания лишь начиная с XVI века. Иоанн Грозный во втором послании к собору жаловался, что «лживые пророки, мужики и женки, и девки, и старые бабы бегают из села в село, нагие и босые, с распущенными волосами, трясутся и бьются, и кричат: св. Анаcтacиa и св. Пятница велят им». В следующем затем столетии о таких лжеюродивых упоминают патриарх Иоасаф 1-й (в указе 1636 г.) и собор 1666 — 1667 г. Церковная власть времен Петра I преследовала лже-юродивых (ханжей), которых предписывалось помещать в монастыри «с употреблением их в труд до конца жизни»; указом 1732 года воспрещалось «впускать юродивых в кощунных одеждах в церкви», где они кричали, пели и делали разные бесчинства во время богослужения, единственно из корыстного желания обратить на себя внимание богомольцев. И в настоящее время иногда являются лже-юродивые и находят немало почитателей. См. свящ. Иоанн Ковалевский, «Юродство о Христе и Христа ради юродивые восточной и русской церкви» (М., 1895; здесь же и жития Ю.).

Юрта

Юрта — слово, часто употребляемое для обозначения жилища большинства наших инородцев; на самом же деле его следовало бы применять лишь к жилищам монгольских кочевников (монголов, бурят и калмыков), так как оно происходит от монгольского «урто», что значит стойбище. Являясь жилищем кочевников, беспрестанно меняющих свое местопребывание, Ю, прежде всего должна быть пригодна для таких частых передвижений. Этому условию вполне удовлетворяет войлочная Ю., которая в полчаса или час может быть совершенно разобрана и в такой же короткий промежуток времени вновь составлена. Главными частями Ю. являются стенки, крыша и дверь. Стенки образуют решетки из деревянных планок, сколоченных крестообразно. Составленные вместе, т. е. связанные ремешками несколько таких решеток образуют Ю. имеющую довольно правильную цилиндрическую форму. С наружной стороны эта решетка обшивается войлоками; кроме того у самой земли остов Ю. опоясывается еще другим узеньким войлоком, чтобы не продувало. На остов Ю. ставится крыша, представляющая собой усеченный конус, основания которого соединены множеством лучеобразно расходящихся тонких палок-стропил. Этот конус также покрывается тщательно скроенными войлоками. Верхнее отверстие, служащее для выхода дыма, накрывается особым войлоком. Чтобы крыша держалась прочнее, внутри Ю. ставятся небольшие столбы, подпирающие верхний круг. Для входа в Ю. в решетчатом остове ее оставляется большое отверстие, в которое вделывается деревянная дверь; последняя же снаружи завешивается войлоком. Вход в Ю. обязательно должен быть обращен на юг. Свет проникает в Ю. или через дымовое отверстие, или через дверь, если войлок, закрывающий ее, приподнять. Окон Ю. не имеет; печей в них тоже не бывает; вместо печи в Ю., в самой ее середине, имеется на земле очаг, в котором по мере надобности, для варки пищи или согревания помещения, поддерживается огонь. Обстановка Ю., различная у бедных и богатых, монголов ламаитов или бурят шаманистов, но у всех этих кочевников правая половина женская, а левая — более почетная — мужская; кроме того у ламаитов бурханы обязательно стоят у северной стены. Буряты и калмыки с давних пор стали строить и деревянные Ю., которые представляют собою обыкновенную избу из сруба только без окон и печки; дверь и в них везде обращена на юг, а окном служит дымовое отверстие. Баргузинские и северо-байкальские буряты раньше строили 6-ти и даже 8-угольные Ю., причем деревянная крыша возводилась конусообразно и засыпалась землей. Понятно, что такие Ю. являются уже совершенно неподвижными жилищами. М. К.

Юрьев день

Юрьев день (26 ноября) — определенный законом срок, когда в Московской Руси поселившийся на господской земле и заключивший с владельцем «порядную» крестьянин имел право уйти от хозяина, выполнив предварительно все свои обязательства по отношению к нему. Это было единственное время в году, по окончании осенних работ (неделя до и после 26 ноября), когда зависимые крестьяне могли переходить от одного владельца к другому. По традиционному взгляду, высказанному еще Татищевым, право крестьянского выхода отменено предполагаемым указом царя Федора Иоан. от 1592 г. (который, будто бы, подразумевается в указе 24 ноября 1597 г.), и таким образом Ю. день потерял силу. Взгляд Татищева на отмену крестьянского перехода законодательным путем принят был Костомаровым и Сергеевичем; но теперь, после работ Погодина, Бердяева и особенно В. О. Ключевского и новейшего труда проф. Дьяконова, наиболее обоснованным является мнение, что Юрьев день не был отменен законом, а в силу тяжелых социальноэкономических условий (крайней задолженности крестьян, зависимости от сильных землевладельцев и т. д.) «крестьянское право выхода замирает само собою без всякой законодательной отмены его, прямой или косвенной, и крестьяне уже до предполагаемого указа царя Феодора Иоан. не пользовались (фактически) правом выхода» (Ключевский). В тверской вотчине кн. Симеона Бекбулатовича (по писцов, книг. 1580 г.) из 60 случаев, когда упоминается время перехода, на Ю. день приходится лишь два случая. Указ 1597 г. сам по себе не создавал общего прикрепления: он говорил лишь о пятилетней давности для исков о беглых и в истории постепенно сложившегося крестьянского прикрепления не играл никакой роли. В конце XVI и нач. XVII вв. право перехода сменилось двумя явлениями: побегом крестьян на окраины и «свозом» их на земли крупных владельцев, и законодательство направлено было на устранение этих явлений (указы 1601 и 1602 гг., 1642 г., указ о переписи 19 окт. 1645 г.).

Литература. Беляев, «Крестьяне на Руси» (М., 1860); Костомаров, «Должно ли считать Бориса Годунова основателем крепостного права» (в «Монографиях» т. I); Погодин, «историко-критич. отрывки» (книга II, М., 1867 статья под тем же заглавием и «Ответ Костомарову»); J. Engelmann, «Die Leibeigenschaft in Russland» (Лпц., 1884); В. О. Ключевский, стат. в «Рус. Мысли» (1885, VIII и Х и 1886, V, VII, IX и X); В. Сергеевич, «Русск. юридич. древности» (т. I, СПб.); М. А. Дьяконов, «К истории крестьян. прикрепления» («Журн. Мин. Нар. Просв.»", 1893, июнь); С. Ф. Платонов, "Лекции по рус. истор. " (вып. 2, СПб., 1900).

Юрьев-Георгиевский монастырь

Юрьев-Георгиевский или Eгорьевский, мужской, 1-го класса (с 1764 г.) монастырь — Новгородской губ. и уезда, в 3 вер. к югу от Новгорода, на левом берегу р. Волхова, при устье ручья Княжева. Основание его относится к 1030 г. и приписывается вел. князю Ярославу Владимировичу (во св. крещении Юрию [Георгию]). Монастырь неоднократно подвергался разорениям и опустошениям то от неприятеля, то от пожаров. В начале XIX стол. м-рь пришел в упадок, и нынешним своим блестящим состоянием обязан щедрости графини Ан. Ал. Орловой-Чесменской и стараниям ее духовника архим. Фотия (1822 — 38 гг.). В 1786 г. сюда перенесли мощи св. Феоктиста, архиеп. новгородского. К монастырю приписаны м-ри Перынский и Пантелеймонов. м-рь содержит начальную школу.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar