- 1352 Просмотра
- Обсудить
Аккомодация. Так называется вообще приспособление, приурочение себя к таким мнениям и желаниям других, с которыми сами не находим возможности быть согласными. В богословском смысле, под словом этим понимают в особенности приспособление Божественного откровения к человеческой слабости. Так как в священном писании, в особенности ветхом завете, находили много такого, в чем можно было видеть лишь нравственное представление истины, причем принимали божественное откровение за непосредственное божественно-сверхъестественное наставление, то и считали возможным согласовать это с предположением, что в качестве мудрого воспитателя, Библия приурочила свое учение к нравственной восприимчивости людей, которые поэтому лишь шаг за шагом приводятся от чувственных представлений к нравственным и приноравливаются не только к форме уделенного им учения, но и смотря по существующей в данное время силе человеческой восприимчивости, к содержанию его.
Аккомпанемент (accompagnamento) accompagnement) — музыкальный термин, обозначающий сопровождение мелодий, имеющее целью преимущественно ее гармоническое украшение, а также поддержку вокальных партий инструментами.
Аккомпанемент бывает гармонический, состоящий из аккордов, и контрапунктический, в котором несколько парий сохраняют полную самостоятельность, наравне с сопровождаемой мелодией.
В современном музыкальном искусстве принято выписывать весь аккомпанемент. В прежние же времена, в музыкальных сочинениях задача сопровождения представляла большее затруднение для аккомпаниатора. Так как большая часть сопровождающих голосов не выписывалась, а обозначалась приблизительно только цифрами под басом, то аккомпаниатору представлялась большая свобода в воспроизведении намеченного композитором сопровождения.
Подобного рода сопровождение давало большую свободу изобретательности аккомпаниатора, и имело существенное значение в музыке XVII и XVIlI столетий, как аккомпанемент для клавесина и органа.
Бас с цифрами, обозначавший аккомпанемент, назывался цифрованным басом или генерал-басом. По своей обработке, в особенности, замечателен аккомпанемент Генделя. Вышеупомянутый генерал-бас первоначально обозначал также учение о гармонии, находившейся в тесной связи с аккомпанементом.
Самые лучшие учебники генерал-баса, в смысле искусства аккомпанемента, составлены Гаспарини, Маттесоном, Гейнихеном и Ф.Е. Бахом.
В настоящее время, при самостоятельном развитой науки о гармонии, генерал-бас потерял свое прежнее значение; им пользуются только для музыкальной скорописи. Генерал-бас играет роль музыкальной, стенографии.
Для инструментальной или вокальной мелодий аккомпанементы пишутся: органные, фортепианные, квартетные, оркестровые; для вокальной мелодии бывают и хоровые аккомпанементы.
Аккорд (музыкальный; итал. accordo) или гармония есть соединение нескольких различных звуков, не менее трех.
Гармоническое соединение основывается на естественных акустических законах, которые прежде всего были открыты слухом, а впоследствии установлены наблюдениями над колебаниями струн и воздушного столба в духовых инструментах.
Это акустическое, гармоническое чередование звуков (октава, чистая квинта, чистая кварта, большая терция, малая терция) называется натуральною гаммою.
Аккорды (мажорные консонирующие трезвучия и доминантаккорд), данные натуральной гаммой, легли в основание науки об аккордах или гармонии.
Аккорды состоят из 3, 4, 5, 6 и 7 различных тонов, отстоящих друг от друга на терции. Интервал, состоящий из двух звуков, не составляет аккорда, а только намекает на него. Подобного рода намеки на гармонию встречаются в двухголосном сочетании. Аккорды разделяются на консонирующие и диссонирующие, коренные (данные натуральной гаммой) и производные аккорды (добытые искусственным путем). Все аккорды составляются из терций (больших и малых)и образуют трех, четырех и пятизвучия. В начале развития гармонии, многие прекрасные сочинения, преимущественно духовные, состояли из одних трезвучий.
Во всяком трезвучии две верхние ноты отстоят от нижней, или так называемого основного тона, на терцию и квинту.
Аккорд с большой терцией () называется мажорным, а с малой () минорным.
С малой терцией () и уменьшенной квинтой — уменьшенным; с большой терцией () и увеличенной квинтой — увеличенным или чрезмерным.
Через прибавление терции к мажорному доминантовому трезвучию, построенному на пятой ступени (домананте) мажорной и минорной гамме (напр., в гамме до на соль — соль, си, ре, фа), образуется четырехголосный септаккорд, называемый доминантсептаккордом.
Это название дается по малой септиме, образующейся между крайними нотами аккорда.
Доминантаккорд заключает в себе большую терцию, чистую квинту и малую септиму.
Септаккорды, образовавшиеся через прибавление терции к другим трезвучиям сверху, называются просто септаккордами или септаккордами в пределах лада.
Эти аккорды строятся на всех ступенях мажорной и минорной гамм, и заключают в себе большую септиму (), малую ( ) и уменьшенную ( — в минорной гамме).
Как доминантсептаккорд, так и все септаккорды требуют разрешения, т. е. плавного перехода одного аккорда в другой, сродный ему аккорд, отстоящий на квинту вниз от данного, "напр., соль, си, ре, фа в до, ми, соль; до, ми, соль, си в фа, ля, до, и т. д.
Интересный отдел в науке о гармонии составляют уменьшенные септаккорды, из которых каждый, вследствие энгармонического изменения, может иметь четыре разрешения, напр., си, ре, фа, ля-бемоль разрешается в до, ми-бемоль, соль; до бемоль, ре, фа, ля бемоль разрешается в ми бемоль, соль бемоль, си бемоль; си, ре, ми диэз, содь диэз в фадиэз, ля, до диэз; си, ре, фа, соль диэз в ля, до, ми.
Не менее интересен отдел о септаккордах вообще, в которых повышаются и понижаются разные ступени, вследствие чего эти аккорды получают другое разрешение, напр., септаккорд ре, фа, ля, до, с повышенными ре и фа, разрешается не в соль, си, ре, а в до, ми, соль. Через присоединение 4-й терции сверху из четырехзвучия образуется пятизвучиe; оно, по интервалу ноты, на которой отстоят крайние ноты, называется нонаккордом. Через прибавление пятой терции получается шестиголосный ундецимаккорд; шестой терции — семиголосный терпдецимаккорд.
За исключением нонаккорда, все эти аккорды, вследствие сильно диссонирующего характера, никогда не применяются полностью.
Каждый из вышеприведенных аккордов (трезвучия, септаккорды, нонаккорд) может быть обращен через перенесение нижнего тона на октаву вверх.
Трезвучие в первом обращении называется секстаккордом, имея с основании терции (до, ми, соль — первое обращение, ми, соль, до); квартсекстаккордом, имея в основании квинту (соль, до, ми); септаккорд в первом обращении называется квинтсекстаккордом с терцией в основании (соль, си, ре, фа в первом обращении си, ре, фа, соль); во втором обращении терцквартаккордом с квинтою в основании (ре, фа, соль, си); в третьем обращении секундаккордом с септимою в основании (фа, соль, си, ре).
Консонирующим трезвучием называется такой аккорд, с котором верхние тоны отстоят от баса на консонирующие интервалы.
Если в аккорде одна из верхних нот отстоит баса на диссонанс, то такой аккорд называется диссонирующим, и требует разрешения, как напр. доминантаккорд, уменьшенное трезвучие, все септаккорды и нонаккорды.
Первую систему обращения аккордов составил Рамо в 1722 г. Во всех учебниках гармонии, генерал-баса и композиции, которые появились со времени Рамо, изложено учение об обращениях аккордов, для обозначения которых применяются цифры под басом, называемым цифрованным басом или генерал-басом.
Аккордеон или гармоника — музыкальный инструмент, изобретенный в 1829 г. Дамианом в Вене; произошел из губной гармоники, известной нам как детская игрушка, и состоящий из ряда тонких, стальных язычков, устроенных таким образом, что они при вдувании издают один звук, а при втягивании воздуха другой, и образуют два аккорда, построенные на тонике и доминанте; при вдувании получается аккорд тоники, при выдувании — аккорд доминанты. Аккордеон тот же инструмент, в большем против гармоники масштабе, для которого дыхание уже недостаточно, чтобы вызвать в нем звуки. Он устраивается в виде четырехугольного ящика, боковые стенки которого состоят из сложенной в складки кожи, и образуют мехи, которые надуваются посредством поднимания и опускания дна играющим на аккордеоне. На верхней доске находятся клавиши. Каждая клавиша дает два звука: один при вытягивании, другой при сжимании инструмента. На дне инструмента один или два клапана, служащие для произведения аккордов доминанты и тоники. Бывают простые и двойные аккордеоны: простые имеют один, двойные — два ряда клавишей. Для изучения игры на аккордеоне существуют следующие сочинения на немецком языке: «A. Unterricht dasselbe spielen zu lernen» (Лейпц., 1834), и Циммермана, «Tabelle fur A., mit 58 Tonen». В большом количестве аккордеоны изготовляются в Клингентале, в Саксонии.
Аккредитовать — обозначает прежде всего поручение, данное другому кредитовать третьему лицу, т.е. заключить с последним кредитную сделку, затем поручение заплатить третьему лицу; в первом случае третье лицо становится ссудополучателем, должником уполномоченного, в последнем же таковым не делается. Обыкновенно выражение это понимается в последнем смысле. Поручение заплатить выражается обыкновенно в письменном акте, называемом аккредитивом или кредитным письмом, которое вручается поручающим тому, кто должен получить платеж. Кредитив большей частью бывает лимитирован, ограничен, т.е. в нем обозначается сумма, являющаяся максимумом того, что поверенный уполномочен уплатить; он может быть дан и на несколько фирм, таким образом, что все вместе не обязаны платить сверх определенной в нем суммы, предъявитель же кредитного. письма может, смотря по надобности, получать от каждой отдельной фирмы или на сто или всю сумму. Юридически кредитное письмо входит под определение перевода. Наконец, аккредитовать значит ввести кого-либо перед другим и принять на себя поручительство в его действиях, входящих в круг его полномочия. Так, государство или его правитель аккредитуют посредством акта, называемого аккредитивом, кредитивом или верительной грамотой, посланника, уполномоченного министра или поверенного в делах, на обязанности которых лежит лично вручить в первую торжественную аудиенцию свои аккредитивы представителю верховной власти иностранной державы.
Аккумуляторы. Так называются в машиностроительном деле приборы для накопления механической энергии. Изобретены они Армстронгом и основаны на постепенном поднятии на высоту большого груза или на сильном сжатии воздуха. Применяются они в тех случаях, где требуется периодически, после долгих промежутков бездействия, такая кратковременная, но требующая значительного механического усилия работа, как например открытие шлюзов, вращение конвертера при бессемировании стали, поднятие больших тяжестей и т.д. Небольшой двигатель (паровая машина), сам по себе слишком слабый для таких работ, но находящийся в постоянном ходу, накапливает за время этих длинных перерывов главной работы в А. значительный запас механической энергии, быстро, разом расходуемый в минуту действия и вполне уже достаточный для сказанных целей. А. имеют поэтому некоторое сродство с пружинами и маховиками, способны однако запасать гораздо больше механической энергии, чем первые и сохранять этот запас гораздо дольше, чем последние. Передача работы двигателей А. совершается чаще всего гидравлическим путем (вода, глицерин), при посредстве насоса; с машиной, которую нужно привести в действие, А. соединяется также соответственной системой труб, наполненных водой или глицерином.
Одна из употребительнейших форм А. в сущности не что иное, как обыкновенный гидравлический пресс, поршень которого нагружен какой-нибудь очень значительной тяжестью (камнями, кусками металлов, водой). Как все гидравлические прессы, он состоит из толстостенного цилиндра, поршня и боковой трубки, по которой насосом вгоняется в него вода. Особая боковая трубка соединяет цилиндр этого прибора с цилиндром такого же точно другого прибора, но без нагрузки, приводящего в действие рабочие машины. Маленький двигатель накачивает насосом постоянно воду в цилиндр первого прибора, и поршень этого прибора медленно подымается к верху, пока вода не наполнить наконец цилиндра, тогда закрываюсь кран трубки, соединяющей прибор с насосом, и открывают закрытый до сего кран боковой трубки. Вода, под громадным давлением нагрузки поршня, устремляется по трубке во второй прибор и с силою подымает его поршнем до тех пор, пока давление воды не станет в обоих цилиндрах одинаковым. А. таким образом суммируют в себе продолжительную, незначительную сравнительно работу (насоса), чтобы обратить ее в гораздо более кратковременную, но в столько же раз более интенсивную работу, потребную для приведения в действие тех или других машин.
Кроме механических аккумуляторов есть еще электрические, называемые также поляризационными или вторичными элементами. Это — копилки электрической энергии приобретающие в настоящее время с каждым днем все большее значение и представляющие злобу дня современного электротехника. Аккумулятор не что иное, как гальванический элемент, только отличающийся от обыкновенного элемента, как его до сих пор употребляли, особенностью, которую французы назвали «обратимостью». Обратимость аккумулятора состоит в том, что после каждого разряжения не нужно возобновлять его химических материалов, как это приходится делать в обыкновенном элементе, но можно зарядить его, пропуская через него ток от другого источника электричества. Ток, проходя чрез аккумулятор, разлагает вещества, образовавшиеся во время химической реакции, обусловливавшей разряжение, и когда они совсем разложены, аккумулятор получается в том же виде, в каком он был до разряжая: тогда говорят, что аккумулятор заряжен. Обратимость аккумулятора обусловливает его значение. Он может служить для той же цели, как и механически, т.е. с его помощью можно копить энергию хотя бы от небольшого источника электричества, и накопленный запас энергии, количество которого зависит: 1) от силы источника, 2) длительности копления или заряжения и 3) емкости самой копилки — аккумулятора (одного или целой батареи), можно затем расходовать сразу.
(Электричество в аккумуляторе накапливается, как можно заключить из вышесказанного, не прямо, как напр. в Лейденской банке, но через посредство химических реакций, производимых током; при соединении проводником полюсов заряженного аккумулятора, который с этого момента действует как простой гальванический элемент, разложенные вещества вступают в реакцию между собою, и энергия последней проявляется в виде электричества). Планте, изобретатель аккумулятора, делал крайне интересные опыты в этом отношении: с помощью двух элементов Бунзена он заряжал долгое время батарею из 800 аккумуляторов, соединенных при заряжении параллельно, и накапливал таким образом огромный запас энергии; количество электричества этой батареи, расходуемое в несколько часов действия ее, можно было бы получить только от громадной динамомашины. Аккумулятор может служить вообще как трансформатор, и обратно, если имеется большой источник электричества и требуется распределить его энергию, т.е. пользоваться ею по частям или в разных местах, как это часто приходится на практике. Для этого можно зарядить батарею аккумуляторов и затем распределять их как угодно, по одному, по два и т. д., переносить и перевозить их, пользуясь их портативностью. В Париже и в других городах существует абонемент аккумуляторов. С завода, где заряжаются аккумуляторы динамомашинами, они развозятся по городу для разных домашних потребностей, как напр. для электрического освещения, для приведения в действие двигателей к швейным и др. машинам и т. п.
Особенное значение аккумулятор имеет как копилка даровой силы, которой столько пропадает в природе (как напр. течения рек, падения водопадов, сила ветра и т. д.). В настоящее время подобного рода попытки утилизировать эти силы увенчались полным успехом и нужно думать, что в будущем, когда запас топлива станет иссякать, аккумуляторы окажут громадную услугу человечеству: турбины и ветряные мельницы будут приводить в движение динамомашины, электричество можно будет запасать в аккумуляторы и, когда потребуется, посылать по проволокам или развозить куда угодно, тем более, что уже ныне существуют электрические железные дороги, на которых поезда приводятся в движение аккумуляторами. В настоящее время употребляются аккумуляторы преимущественно свинцовые. В 1859 году Гастон Планте устроил первый свинцовый аккумулятор. Его прибор состоял из двух свинцовых листов, отделенных изолирующим веществом (резиной), свернутых в трубку и погруженных в 10% раствор серной кислоты. При пропускании тока от другой гальванической батареи, один лист покрывался черной перекисью свинца (PbO2), другой же восстановлялся водородом и становился серым и губчатым. При замыкании проводником, после заряжения обоих листов, играющих роль электродов элемента, появлялся ток, но очень кратковременный, так как листы только с поверхности неглубоко изменялись при заряжении. Планте стал заряжать и разряжать многократно свой аккумулятор, меняя при этом направление тока, электроды разрыхлились, стали губчатыми, емкость аккумулятора с каждым новым заряжением стала увеличиваться и он стал давать довольно долговременный ток. Этот процесс Планте назвал формированием аккумулятора. Его прибор получил название «поверхностного аккумулятора». Чтобы сократить процесс формирования, Фор, вскоре после открытия Планте, предложил покрывать электроды слоем сурика (Pb3O4). При заряжении сурик на одном электроде окисляется, как и в приборе Планте, в перекись свинца (PbO2), на другом же восстановляется в губчатый свинец. Прибор Фора назван был массовым аккумулятором. Превосходя поверхностный отсутствием долгого формирования, он уступает ему в прочности, так как окислы свинца легко отваливаются и портят аккумулятор.
После разряжения, как в первом, так и во втором аккумулятор, окончательным продуктом реакции является на обоих электродах свинцовый купорось (PbSO4). (Реакция имеет две фазы: сперва образуется, вероятно, окись свинца (PbO), а затем уже купорос).
Обратимость аккумулятора, высокая электровозбудительная сила (2 вольта в рабочем токе), ничтожно малое сопротивление, качества, обусловливающие достоинство гальванического элемента, — обратили на себя сразу внимание техников, которые принялись за усовершенствование и применение этого прибора. В настоящее время существует множество видоизменений приборов этого рода. Каждая почти американская и английская эксплуатационная электрическая компания имеет свой тип аккумулятора. Существуют не только свинцовые аккумуляторы, но и другие: теперь принято, что каждый гальв. элемент, в котором при разряжении сумма веществ остается та же, т. е. не происходить выделения газов, может быть приспособлен в виде аккумулятора. Так медно-цинковый аккумулятор Коммелена — не что иное, как удачно приспособленный элемент Лаланда и Шаперона.
В отношении истории усовершенствования этого прибора нужно упомянуть об аккумуляторе Селон-Фолькмара, в котором окислы свинца вмазываются в ячейки свинцовых электродов. Емкость этого прибора очень значительна. В России выработан тип аккумулятора, известного под именем аккумул. Минных классов (в Кронштадте). В этом специальном учебном заведении для морских офицеров усердно разрабатывается этот вопрос, вследствие крайней важности аккумуляторов в морском деле. Можно назвать еще аккумулятор русского ученого Бернадоса, употребляемый в изобретенном им электрическом сваривании металла.
К недостаткам аккумуляторов нужно отнести потерю энергии, так как он не возвращает при разряжении, всего затраченного на него электричества. Если сравнивать аккумулятор с копилкой или банком электричества, то приходится сказать, что этот банк берет процент за свое посредничество. Процент этот был очень велик в первых аккумуляторах, но в нынешних усовершенствованных, он не более 15% затраченной энергии. Второй недостаток — сравнительно большой вес аккумуляторов. От устройства аккумулятора, который при возможно малом весе вмещал бы большой запас энергии, всецело зависит вопрос воздухоплавания.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.