- 1051 Просмотр
- Обсудить
Витте
Витте (Сергей Юлиевич) — род. 17 июня 1849 г. в Тифлисе. Отец его, член совета наместника кавказского, был женат на сестре известного писателя, ген. Р. А. Фадеева. По окончании курса в новороссийском университете со степенью кандидата физико-математических наук, В. посвятил себя железнодорожной деятельности. Вступив на службу в управление Одесской ветви нынешних Юго-Западных ж. д., В. вскоре сделался одним из ближайших сотрудников директора Русского общества пароходства и торговли H. М. Чихачева, в ведение которого в то время поступила и Одесская железная дорога, ответственная должность начальника движения, на которую он был назначен и которую ему пришлось нести в продолжение всей последней турецкой войны, упрочила за ним репутацию распорядительного администратора. В 1879 г. С. Ю. перешел на службу в Петербург, где занял место начальника отделения эксплуатации в правлении Юго-Западных железных дорог и принял участие в трудах известной железнодорожной комиссии под председательством графа Баранова, по поручению которого он был составителем одного из томов «Трудов Комиссии» («История и деятельность съездов представителей русских железных дорог»). С 1886 по 1888 г. В. состоял управляющим Юго-Западных железных дорог. Мысль о выдаче ссуд под хлебные грузы впервые применена на практике ЮгоЗападными дорогами в 1880 г., по инициативе В. Когда при министерстве финансов, в 1888 г., образованы были новые тарифные учреждения, В. был назначен директором департамента железнодорожных дел и председателем тарифного комитета, а в феврале 1892 г. призван к управлению министерством путей сообщения.
В литературе С. Ю. Витте получил известность как по многим статьям, преимущественно специального характера, в разных газетах и журналах ("Москв. Ведом. ", «Русь», «Инженер», «Заря», «Киевлянин», «Невское слово»), так и по сочинению его: «Принципы железнодорожных тарифов» (Киев, 1883). Книга эта представляет в русской специальной литературе первый опыт систематического изложения тарифных вопросов. Отметим еще монографию о немецком экономисте Листе, изданной отдельною брошюрой в 1888 г. (Киев).
Виттова пляска
Виттова пляска есть перевод латинского названия chorea St. Viti (danse de st. Guy, Veitstanz), которое первоначально служило для обозначения психической эпидемии, протекавшей с двигательным возбуждением и пляской (вероятно, истерического характера) наблюдавшейся в XIV столетии в юго-западной Германии. Эти больные, по словам предания, находили исцеление после посещения часовни, посвященной святому Витту. В современной же медицине Виттовой пляской или хореей (chorea minor) называется определенная, довольно распространенная повсюду нервная болезнь, существенный симптом которой заключается в своеобразном судорожном расстройстве движений. Расстройство это характеризуется преимущественно беспокойством мышц конечностей, туловища и головы, вследствие которого в них происходит множество непроизвольных сокращений; они чрезвычайно разнообразны и происходят не беспрерывно, а в различные промежутки, как при полном покое больного, так и при совершении им произвольных движений. В большинстве случаев судороги, свойственный Виттовой пляске (они называются хореатическими), настолько незначительны по своей интенсивности, что больные за все течение болезни могут оставаться на ногах и справляться с своими профессиональными занятиями. В начале болезни, когда она поражает детей школьного возраста, хореатические подергивания в лице и конечностях бывают столь слабы и похожи на произвольные движения, что нередко принимаются профанами за шалость. С другой стороны, есть случаи, в которых хореатические судороги настолько бурны, что больной ни одной минуты не может лежать спокойно и даже выбрасывается из постели; эта высокая степень болезни удачно характеризуется названием «folie des muscles» (помешательство мышц). Иногда вследствие участия языка в хореатических судорогах также речь расстраивается, становится неясной. Но другие отправления нервной системы, а также вегетативных органов и психической сферы, в обыкновенных случаях Виттовой пляски не уклоняются от нормы. Чаще всего рассматриваемою болезнью поражаются дети в возрасте от 6-ти лет до периода возмужалости; девочки значительно чаще мальчиков. Кроме того, предрасположение к ней обнаруживают беременные женщины. Наконец, в виде исключения она наблюдается в старческом возрасте. Продолжительность болезни в типических случаях колеблется от нескольких недель до нескольких месяцев. Выздоровление обыкновенно происходить таким образом, что хореатические подергивания становятся постепенно слабее и реже; у детей нередко после некоторого промежутка времени болезнь возобновляется. В типических случаях, у детей, В. пляска не представляет никакой опасности для жизни. Смертельный исход наблюдается иногда при хорее беременных и при старческих формах. Кроме того, существует вид хореи, в котором вместе с хореатическими судорогами наблюдается прогрессирующее ослабление умственных способностей и общее истощение, ведущее к смертельному исходу. Эта редкая форма, свойственная исключительно взрослым, имеет характер наследственной болезни, поражающей нескольких членов одной и той же семьи. Наконец, судорожные движения, подходящие под категорию хореатических, нередко составляют одно из проявлений органических поражений головного мозга, поражая иногда одну половину тела (hemichorea), и тогда исход болезни обусловливается натурой основного страдания мозга. Что касается причин болезни, то опыт учит, что она поражает преимущественно детей, обладающих так называемой невропатической конституцией, т. е. предрасположенных к нарушению нервных функций вообще; она может быть прирожденна или приобретена субъектом, напр, вследствие упадка общего питания, малокровия. На такой, почве В. пляска иногда вызывается душевным потрясением, напр. испугом; нередко однако нельзя указать никакой определенной причины, предшествующей заболеванию. У детей играет также большую роль подражание, почему заболевших В. пляской не следует оставлять в школе. Подробности о натуре, и течении В. пляски, а также о лечении ее содержатся в руководствах по нервным болезням. Подробные указания литературы ее, в особенности старой, см. XII т. частной патологии и терапии Цимсена.
П. Розенбах.
Вифлеем
Вифлеем — палестинский город, в Ветхом Завете известный как родина величайшего иудейского царя Давида, а в Новом — как родина Иисуса Христа. Он находится в двух часах пути к югу от Иерусалима и лежит в плодородной местности, на двух холмах, склоны которых изобилуют виноградниками, а у подошвы тянутся хорошо обрабатываемые хлебные поля. От этого плодородия, вероятно, происходит и самое его название, означающее по-еврейски «дом хлеба»" В древности он назывался Ефрафа; это название сохранилось, вместе с позднейшим, до сравнительного позднего времени (напр., у прор. Михея V, 2). По завоевании земли обетованной евреями, В. принадлежал колену иудину, считаясь между его городами незначительным, «малым». после плена вавилонского он был восстановлен потомками прежних его жителей. На В., как на родине великого царя, покоились надежды народа, ожидавшего, что здесь родится и Мессия, как Сын Давидов (Мих. V, 2; Матф II, 5, 6). Со времени рождения Христа В. сделался священным для христианского мира; тысячи паломников стекаются сюда отовсюду. В. пережил трудную и длинную историю, не раз был совсем разрушаем, особенно арабами, и ко времени занятия Палестины османами (в XV веке) пришел в полный упадок, от которого оправился только с начала настоящего столетия. Теперь — это небольшой городок, с 6 тысяч. жителей-арабов, наполовину православных, наполовину католиков (мусульман не более 200 челов.), носящий арабское название Бейт-Лахм (дом мяса), ясно указывающее на его древнее еврейское имя и подтверждающее несомненную тождественность его с древним библейским городом. Жители его, отличающиеся высоким ростом и красивою наружностью, занимаются земледелием, садоводством и выделкою из дерева и камня четок, крестиков, медальонов, раскупаемых паломниками в память посещения священного городка. Храм Рождества Христова построен по преданию, над местом вертепа, в котором родился Христос. По свидетельству евангелиста Луки (II, 7), родители Христа, прибыв в В., не нашли себе места в гостинице по случаю переполнения ее пришлым народом, отовсюду собравшимся для переписи, и поэтому поместились в пещере; там и родился Христос и был в пеленах положен в ясли. Память об этой пещере свято хранилась последователями Христа; о ней есть свидетельства у Иустина Философа, Оригена и бл. Иеронима. Поэтому царица Елена, воздвигая храм Рождества Христова. могла руководиться точными указаниями на место нахождении святого вертепа или пещеры. Пещера лежит под алтарем храма и представляет собою продолговатый четырехугольник (почти 51/3 саж. длины, 11/3 саж. шир. и до 11/2 саж. выш.), с направлением от востока к западу. Стены и пол обделаны мрамором. Местом рождения Христа считается ниша или углубление, освещаемое 15 спускающимися со свода серебряными лампадами. В пол вделана серебряная звезда; кругом звезды латинская надпись гласит: Hie de Virgine Maria Jesus Christus natus est («Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос»). В трех шагах от этого места видна впадина, признаваемая местом нахождения яслей, в который положен был Христос. К северо-западу от пещеры тянется узкий подземный ход, с престолами и часовнями, а также пещерой, где погребен блаженный Иероним (умер в 420). В 11/2 в. от В. находится «пещера пастухов» (в селении Бейт-Саур-Эн-Назара), в которой, по преданию, находились пастухи, первые узнавшие о рождении Христа (Лук. II, 8 — 14). В этом селении с 1887 года открыта русским палестинским обществом школа для девочек, которых в ней обучается до 40 — Закону Божию, арабскому языку и арифметике.
Вице
Вице — слово теперь не употребляющееся самостоятельно, а только стоящее в соединении с другими словами. Происходит от латинского vices="обязанности". Поэтому vicesrex, vicerrex или vicerex обозначает того, кто исполнял обязанности короля; таким образом произошли и русские слова: вице-король, вице-губернатор, вице-директор, т. е. исправляющий должность короля, губернатора, директора и т. п.
Вице-президент
Вице-президент (фр. Vice-President, нем. Vice-prasident, англ. Vice-President) — термин, имеющий широкое распространение в применении к различным государственным и общественным учреждениям как в России, так в особенности в иностранных государствах. Он присваивается обыкновенно лицам, назначаемым или избираемым для ближайшего сотрудничества (а также и заместительства) тем, кто стоит, с титулом президента, во главе палаты, суда, совета и вообще какого-либо коллегиального учреждения или общества. В России чаще употребляется соответственный термин русского языка — «товарищ или помощник председателя»; однако, у нас есть и вицепрезиденты (напр., в академии наук, в вольном экономическом обществе). В виде отступления от обычного смысла этого термина можно указать на звание вицепрезидента Северо-Американских Соединенных Штатов. Вице-президент занимает здесь второе после президента место в ряду высших должностных лиц республики. Он избирается также, как и президент, на четыре года, причем избрание его производится в тоже время, теми же избирателями и таким же порядком, как и избрание президента. По первоначальной редакции конституции Соединенных Штатов, вице-президентом должно было становиться лицо, получившее на президентских выборах наибольшее после президента число голосов; если несколько лиц получали одинаковое число голосов, то из них сенат избирал В. президента. В скором времени это было признано неудобным, и в силу двенадцатой поправки к конституции, принятой 25 сентября 1804 года, установлен был ныне действующий порядок. При нормальных условиях функции В. п. сводятся к председательству в верхней палате конгресса — сенате. Но и в этом качестве роль его невелика, являясь гораздо менее значительною, чем роль спикера — председателя второй палаты конгресса. Спикер сам назначает членов комитетов палаты представителей; вице-президент не имеет этого права по отношению к сенатским комитетам, члены которых избираются сенатом. Обыкновенно В. п. не участвует даже в голосовании: ему принадлежит лишь так называемый «casting vote», т.е. решающий голос при разделении вотирующих поровну. Вследствие незначительности роли В. п. на избрание его обыкновенно не обращается большого внимания, и часто на эту должность избираются лица ничем не выдающиеся. Это представляет значительные неудобства и даже большой риск в виду того, что при известных обстоятельствах В. п. ex officio заступает место президента, со всей полнотой принадлежащих последнему обширных прав. Брайс удачно применил к характеристике В. п. Соединенных Штатов известное латинское выражение: он — aut nullus, aut Caesar. Дело в том, что, по одному из основных положений конституции, в случай смерти или отставки президента, или неспособности его осуществлять свои права и обязанности, или, наконец, в случае удаления президента, вследствие возбужденного против него обвинения, В. п. вступает на его место на все время до истечения срока его полномочий. Если не будет, вследствие их же причин, и вицепрезидента, то конгресс должен особым законом определить, кому быть президентом. До недавнего времени сохранял свою силу статут, по которому президентом в таком случае должен явиться председательствующий в сенате или спикер палаты представителей. При этом порядке высшая власть могла бы перейти в руки представителя парии, враждебной той, к какой принадлежал умерший президент. В виду этого 19 января 1886 года конгрессом издан был новый статут, по которому в упомянутом выше случае президентские права и обязанности — впредь до избрания нового президента — переходят к одному из министров, с соблюдением следующей постепенности: министр финансов, военный министр, генерал-атторней, генералпочтмейстер, морской министр, министр внутренних дел. За столетний период существования Соединенных Штатов было четыре случая, когда вице-президенту приходилось занять место умершего президента. Так, по смерти Вильяма Гаррисона (в 1841 г., в самый год вступления его в должность президента) место его занял В. п. Джон Тайлер; по смерти Захария Тэйлора (в 1850 г., на втором году деятельности) его заместил В. п. Миллард Филльмор; по смерти Авраама Линкольна (убитого в 1865 г., в самом начале второго выборного срока) его заменил В. п. Андрю Джонсон; и, наконец, по смерти Джемса Гарфильда (убитого в 1881 г., в самый год вступления) место его занял В. п. Честер Арчер. В первом и третьем из указанных случаев преемники умерших президентов резко изменяли политику своих предшественников и порождали сильные конфликты с избравшей их партией. Основываясь на этих прецедентах, исследователи американских учреждений единодушно осуждают существующую организацию должности В. п. Соединенных Штатов. Во Франции времен второй республики, на основании конституции 1848 г., также существовал вице-президент, положение которого было аналогично с положением В. п. Сев. Амер. Штатов, с той только разницей, что он избирался не народом, а национальным собранием.
В. Дерюжинский.
Виченца
Виченца (Vicenza) — главный город провинции того же имени в Италии (2632, 4 кв. км., с населением, в 1881 г., в 401765 ч.), у северного подножья Монти-Беричи, в плодородной равнине, по обеим сторонам судоходной реки Бакилионе. Город окружен стенами и рвами, имеет древнюю крепость, 19 церквей и много красивых здании, большинство которых построено знаменитыми архитекторами Палладио и Скамоцци, уроженцами В. К замечательным постройкам принадлежат: ратуша или Palazzo della Ragione, вся из мрамора; две триумфальные арки, из которых одна служит входом в огромный портик в 650 м. длины, с 168 арками; Pallazzo Chieregati — лучшая постройка Палладио, с музеем древностей, монет, ископаемых и собранием картин, а также чертежей и рукописей Палладио. В В. духовная семинария, королевский лицей, гимназия, олимпийская академия наук, литературы и изящных искусств, публичная библиотека с 50000 томами, 3 театра, большая больница, воспитательный дом и много других благотворительных учреждений. Число жителей — 27007 (1881). Город известен производством шелковых материй и рисовой соломы для шляп; значительная торговля фруктами, вином, хлебом. Ежегодно бывает народный праздник — La Rua или Ruota, в память победы жителей В. над Падуей. Город назывался в средние века — Vicentia, у римлян — Vicetia; он был одним из первых примкнувших к Ломбардскому союзу городов против императора Фридриха I. В. в 1236 г. была разрушена Фридрихом II. Император Генрих VII отдал город фамилии Скала (dell Scala), которые и владели им до 1404 г., когда город перешел во власть Венеции. Император Максимилиан и завоевал его в 1509 г., но снова возвратил его Венеции. В 1848 г. город восстал против австрийцев, но 11 июня, после сопротивления, принужден был сдаться Радецкому.
Вишну
Вишну (Vishnu — деятельный, от корня vish — действовать, быть деятельным) — одно из важнейших индусских божеств. Первоначально (в Ригведе) В. — бог солнца, олицетворение солнца как животворной силы природы, играет второстепенную и подчиненную роль. Когда в Ригведе призывается солнце, как верховное божество, то обыкновенно оно называется иначе, напр., Савитри, Рогита (красный), Сурья, Адитья. В эту эпоху В. приписывается только один великий подвиг: в три шага он проходит все воздушное пространство, что очевидно является мифической переработкой солнца, совершающего свой дневной путь. Шаги В. представляют собой восход, зенит и заход солнца. Особенно прославляется в гимнах Ригведы высшая точка этого солнечного пути. Весьма часто в Ригведе В. упоминается вместе с Индрой; вместе их призывают на приготовление священного напитка Сомы, и вместе они бьются против облачного демона Вртра (Vritra). В. упоминается также часто рядом с Пушаном (Pushan — произрастающий, питающий) — тоже одним из олицетворений солнца. В многочисленных легендах, составляющих значительную часть содержания так называемых Брахман (Brabmanas), тоже не замечается стремление возвысить или переработать как-нибудь мифический образ В. Здесь с большими подробностями рассказывается миф о хождении В. по воздуху. В. отождествляется с жертвой и, наконец, ему приписывается насильственный конец (весьма естественный у солнечного божества). Возможно, что различные индусские племена почитали каждое своего солнечного бога. Таким образом естественные всего объясняется то предпочтение, которое оказывали В. племена долины Ганга. С наступлением эпохи индийского средневековья (600 г. до Р. X.) начинается мало помалу процесс слияния В. с другими народными божествами, особенно почитавшимися у разных народов долины Ганга. Имена этих божеств стали впоследствии прозвищами В. (Гари — Hari, Джанардана — Janardana, Васудева — Vasudeva или Пурушоттама — Purushottama). В древнейших буддийских памятниках имя В. еще не встречается. Вместо него встречаем имя Нараяна (Narayana), впоследствии также одно из прозвищ В. Нараяна же тождествен с Брахмой Сваямбху (Svayambhu — самобытный), Таким обр. позднейший, средневековой В. является результатом слияния в одном образе ведийского солнечного В., разных местных божеств и брахманического НараяныБрахмы. Весьма вероятно, что этот процесс не обошелся без сознательного участия брахманов, желавших противопоставить что-нибудь молодому буддизму, распространявшемуся быстро и могуче. Превращение кроткого и благотворного ведийского В. в великое пантеистическое, верховное над всеми богами божество совершилось, вероятно, в течение первых веков после смерти Будды, т. е. около VI — V вв. до Р. X. Дальнейший фазис в истории В. составляет принятие так называемых воплощений его или Аватар (Avatara = сошествие, от ava+tar = сходить). Прежде всего произошло отождествлено В. с любимыми народными героями Кршной (Krishna = черный) из эпоса Магабхараты и Рамой (Rama — темный, черный, красивый (из эпоса Рамаяны, которые стали представляться как воплощения В. Весьма возможно, что мотивом для принятия догмата об Аватарах служило желание выставить равносильное оружие против буддистов, учивших, что Будда раньше был богом и сошел на землю в лоно Майи (Мауа), чтобы родиться снова и достигнуть еще более высокой степени. Мало помалу В. становится великим пантеистическим божеством. Все остальные боги уступают ему место или сливаются с ним. В Магабхарате он изображен так: «в нем, господине всех существ, заключаются все существа — его свойства, как нанизанные на шнурок драгоценные каменья; на нем покоится все существующее и несуществующее. Гари, тысячеголовый, тысяченогий, тысячеглазый блестит тысячей лиц; он, бог, превышающий все, самый малый из малых, самый обширный из обширных, самый великий из великих, самый выдающийся из выдающихся, есть душа всех; он, всеведущий, всезнающий, есть создатель всего; в нем плывут миры как птицы в воде; В. не имеет ни начала, ни конца, он источник существования всех существ. От тысячерукого В., главы и повелителя мира, произошли все существа в начале времен, с него они вернутся при конце времен. Гари есть вечный дух, блестящий как золото, как солнце на безоблачном небе. Брахма возник из его тела и живет с прочими богами в его теле; небесные светила — волосы его главы. Его, бога с глазами как лотос, прославляет вечный Брахма, ему молятся боги». В знаменитом эпизоде Магабхараты — Бхагавадшта, В. представлен досягающим до неба, с массой голов, рук и глаз, без начала, средины и конца, вмещающим в себе бесконечное множество разных тел и форм. Все боги и твари, все мудрецы древности и все герои, небесные драконы и даже сам Брахма совмещены в необъятном, неизмеримом теле В. Число воплощений В. принимается в разное время и в разных местах различно: от десяти до двадцати. Самые важные: 1) Матсья-Аватара (Matsya=рыба): В. во время великого потопа превращается в рыбу и тащит за собой корабль благочестивого царя Сатьяврата (Satyavrata) к одной из вершин Гималая, где он останавливается, способствуя этим сохранению жизни на земле. 2) Курма — A. (Kurma — черепаха) — глубоко древний миф о пахтанье мирового океана: В. в образе черепахи ставит себе на спину гору Мандара; боги и демоны привязывают к ней вместо каната змею Васуки (Vasuki) и вертят ее как мутовку в море, пока из него не начинают появляться разные чудесные вещи: апсарасы — нимфы, белый мифический конь, драгоценный камень, корова изобилия, даже луна и наконец врач богов Дханвантари с напитком бессмертия Амрта (Аmirata = амброзия). 3) Варага=А. 4) Нрсинха =А. (Nrisimba = А.): В. в образе получеловека, полульва раздирает своими лапами злого демона Гираньякашипу (Hiranyakacipu). 5) Вамана=А. 6) Парашурама=А. (Paracurama = Рама с топором): В. уничтожает надменных и дерзких кшатриев, чем прекращает продолжительные распри между кастами брахманов и воинов. 7) Рамачхандра = А. (Ramachandras): В., под видом Рамы, совершает поход на Цейлон, прославленный в Ралаяне. 8) Воплощение в образе Кршны (Krishna), пользовавшееся особым почитанием. Даже Будда, по позднейшему учению брахманов, есть одно из воплощений В. (девятое). При этом В. имел в виду истребить в конец злых и испорченных людей и демонов, которые под влиянием Будды разрешили закон каст и поклонение богам. Десятое и последнее воплощение В. — Кальки = A. (Kalki) ожидается в будущем. Когда Мир окончательно погрязнет в пороках, священные писания потеряют свой авторитет и жизнь людская будет продолжаться только 23 года, явится снова В., и век зла — Калиюга (Kaliyuga) сменится эпохой добра и совершенства — Кртаюга (Kritayuga). Вишну изображается обыкновенно с четырьмя руками, с палицей и диском, верхом на птице Гаруда (Garuda — первично солнечная, жар-птица). Его супруга — Шри (Cri — красота, блеск) или Лакшми (Lakshmt = счастье, богатство, красота) — богиня красоты и счастья. Культ В. В течение cредних веков приобретал все больше и больше значения. Бесчисленные храмы в Индии, посвященные ему до сих пор, и миллионы его поклонников — вишнуитов (Vaishnavas) свидетельствуют об этом.
С. Булич.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.