- 1228 Просмотров
- Обсудить
Алгебра, вместе с Арифметикой, есть наука о числах и чрез посредство чисел — о величинах вообще. Не занимаясь изучением свойств каких-нибудь определенных, конкретных величин, обе эти науки исследуют свойства отвлеченных величин, как таковых, независимо от того, к каким конкретным приложениям они способны. Различие между Арифметикой и А. состоит в том, что первая наука исследует свойства данных, определенных величин, между тем как А. занимается изучением общих величин, значение которых может быть произвольное, а следовательно А изучает только те свойства величин, которые общи всем величинам, независимо от их значений Таким образом, А. есть обобщенная Арифметика. Это подало повод Ньютону назвать свой трактат об А. «Общею Арифметикой». Гамильтон, полагая, что подобно тому, как геометрия изучает свойства пространства, А. изучает свойства времени, назвал А. «Наукою чистого времени» — название, которое Деморган предлагал изменить в «Исчисление последовательности». Однако такие определения не выражают ни существенных свойств А., ни исторического ее развития. А. можно определить как «науку о количественных соотношениях».
В настоящее время, отчасти из педагогических соображений, отчасти вследствие исторического развития этой науки, А. делят на низшую и высшую, причем в последнее время под названием новой А. развилось учение о инвариантах преобразований алгебраических форм.
История А.
Происхождение самого слова А. не вполне выяснено. По мнению большинства исследователей этого вопроса, слово А. происходить от арабских слов Эль-джабер-эль-мокабела, т. е. учение о перестановках, отношениях и решениях, но некоторые авторы производить А от имени математика Гебера, самое существование которого однако подвержено сомнению.
Первое дошедшее до нас сочинение, содержащее исследование алгебраических вопросов, есть трактат Диофанта, жившего в середине IV века. В этом трактате мы встречаем например правило знаков (минус на минус дает плюс), исследование степеней чисел, и решете множества неопределенных вопросов, которые в настоящее время относятся к теории чисел. Из 13 книг, составлявших полное сочинение Диофанта, до нас дошло только 6, в которых решаются уже довольно трудные алгебраические задачи. Нам неизвестно о каких бы то ни было иных сочинениях об А. в древности, кроме утерянного сочинения знаменитой дочери Теона, Гипатии. В Европе А. снова появляется только в эпоху Возрождения, и именно от арабов. Каким образом арабы дошли до тех истин, которые мы находим в их сочинениях, дошедших до нас в большом количестве, — неизвестно. Они могли быть знакомы с трактатами греков, или, как думают некоторые, получить свои знания из Индии. Сами арабы приписывали изобретение А. Магоммеду-бен-Муза, жившему около середины IХ-го века в царствованние халифа Аль-Мамуна. Во всяком случае греческие авторы были известны арабам, которые собирали древние сочинения до всем отраслям наук. Магоммед-Абульвефа перевел и комментировал сочинения Диофанта и других предшествовавших ему математиков (в Х веке). Но ни он, ни другие арабские математики не внесли много нового, своего в А. Они изучали ее, но не совершенствовали. Первым сочинением, появившимся в Европе после продолжительного пробела со времен Диофанта, считается трактат итальянского купца Леонардо, который, путешествуя по своим коммерческим делам на Востоке, ознакомился там с индийскими (ныне называемыми арабскими) цифрами, и с Арифметикой и А. арабов. По возвращении своем в Италию, он написал сочинение, охватывающее одновременно арифметику и А. и отчасти геометрию. Однако сочинение это не имело большого значения в истории науки, ибо осталось мало известным и было открыто вновь только в середине прошлого столетия в одной Флорентийской библиотеке. Между тем сочинения арабов стали проникать в Европу и переводиться на европейские языки. Известно, напр., что старейшее арабское сочинение об А. Магоммеда-бен-Музы было переведено на итальянский язык, но перевод этот не сохранился до нашего времени. Первый печатный трактат об А. есть «Summa de Arithmetica, Geometria, Proportioni et Proportionalita», написанное итальянцем Лукас дэ Бурго. Первое издание его вышло в 1494 г. и второе в 1523 г. Оно указывает нам в каком состоянии находилась А. в начале XVI века в Европе. Здесь нельзя видеть больших успехов по сравнению с тем, что уже было известно арабам или Диофанту. Кроме решения отдельных частных вопросов высшей Арифметики, только уравнения первой к второй степени решаются автором, и притом вследствие отсутствия символического обозначения, все задачи и способы их решения приходится излагать словами, чрезвычайно пространно. Наконец нет общих решений даже квадратного уравнения, а отдельные случаи рассматриваются отдельно, и для каждого случая выводится особый метод решения, так что самая существенная черта современной А. — общность даваемых ею решений — еще совершенно отсутствует в начале XVI века.
В 1505 году Сципион Феррео впервые решил один частный случай кубического уравнения. Это решение однако не было им опубликовано, но было сообщено одному ученику — Флориде. Последний, находясь в 1535 году в Венеции, вызвал на состязание уже известного в то время математика Тарталья из Брешии и предложил ему несколько вопросов, для разрешения которых нужно было уметь решать уравнения третьей степени. Но Тарталья уже нашел раньше сам решение таких уравнений и, мало того, не только одного того частного случая, который был решен Феррео, но и двух других частных случаев. Тарталья принял вызов и сам предложил Флориде также свои задачи. Результатом состязания было полное поражение Флориде. Тарталья решил предложенные ему задачи в продолжение двух часов, между тем как Флориде не мог решить ни одной задачи, предложенной ему его противником (число предложенных с обеих сторон задач было 30). Тарталья продолжал, подобно Феррео, скрывать свое открытие, которое очень интересовало Кардана, профессора математики и физики в Милане. Последний приготовлял к печати обширное сочинение об Арифметике, Алгебре и Геометрии, с котором он хотел дать также решение уравнений 3-ей степени. Но Тарталья отказывался сообщить ему о своем способе. Только когда Кардан поклялся над Евангелием и дал честное слово дворянина, что он не откроет способа Тартальи для решения уравнений и запишет его в виде непонятной анаграммы, Тарталья согласился, после долгих колебаний, раскрыть свою тайну любопытному математику и показал ему правила решений кубических уравнений, изложенные в стихах, довольно туманно. Остроумный Кардан не только понял эти правила в туманном изложении Тартальи, но и нашел доказательства для них. Не взирая однако на данное им обещание, он опубликовал способ Тартальи, и способ этот известен до сих пор под именем «правила Кардана».
Вскоре было открыто и решение уравнений четвертой степени. Один итальянский математик предложил задачу, для решения которой известные до той поры правила были недостаточны, а требовалось умение решать биквадратные уравнения. Большинство математиков считало эту задачу неразрешимою. Но Кардан предложил ее своему ученику Луиджи Феррари, который не только решил задачу, но и нашел способ решать уравнения четвертой степени вообще, сводя их к уравнениям третьей степени. В сочинении Тартальи, напечатанном в 1546 году, мы также находим изложение способа решатть не только уравнения первой и второй степени, но и кубические уравнения, причем рассказывается инцидент между автором и Карданом, описанный выше. Сочинение Бомбелли, вышедшее в 1572 г., интересно в том отношении, что рассматривает так наз. неприводимый случай кубического уравнения, который приводил в смущение Кардана, не могшего решить его посредством своего правила, а также указывает на связь этого случая с классическою задачей о трисекции угла.
В Германии первое сочинение об А. принадлежит Христиану Рудольфу из Иayepa, и появилось впервые в 1524 г. а затем вновь издано Стифелем или Стифелиусом в 1571 г. Сам Стифель и Шейбль или Шейбелиус, независимо от итальянских математиков, разработали некоторые алгебраические вопросы, а первому принадлежит введение знаков +, — и для сокращения письма.
В Англии первый трактат об А. принадлежит Роберту Рекорд, преподавателю математики и медицины в Кембридже. Его сочинение об А. называется «The Whetstone of Wit». Здесь впервые вводится знак равенства (=). Во Франции в 1558 году появилось первое сочинение об А., принадлежащее Пелетариусу; в Голландии Стевин в 1585 г. не только изложил исследования, известные уже до него, но и ввел некоторые усовершенствования в А. Громадные успехи сделала А. после сочинений Виета, который первый рассматривал уравнения всех степеней и показал способы для приблизительного нахождения корней каких бы то ни было алгебраических уравнений. Он же первый означал величины, входящие в уравнения буквами, и тем придал А. ту общность, которая составляет характеристическую особенность алгебраических исследований нового времени. Он же подошел весьма близко к открытию формулы бинома, найденной впоследствии Ньютоном, и, наконец, в его сочинениях можно даже встретить разложение отношения стороны квадрата вписанного в круг к дуге круга, выраженное в виде бесконечного произведения. Фламандец Албер Жирар или Жерар, трактат которого об А. появился в 1629 г. первый ввел понятие мнимых величин в науку. Агличанин Герриот показал, что всякое уравнение может быть рассматриваемо как произведение некоторого числа множителей первого порядка и ввел в употребление знаки > и <. Его труды были опубликованы в 1631 г. Варнером. После этих сравнительно незначительных успехов А. вдруг движется быстрыми шагами вперед, благодаря работам Декарта, Фермата, Вадлиса и в особенности Ньютона, не говоря уже о множестве математиков менее знаменитых, но все же подвинувших совокупными усилиями А. в течение сравнительно короткого времени на значительную степень выше их предшественников а придавших ей ту форму, которую она сохранила до настоящего времени. Нет возможности в этом кратком очерке обозреть успехи, которым А. обязана названным математикам. Отдельные моменты этого вопроса могут быть прослежены по специальным параграфам под соответствующими рубриками и в специальных сочинениях, цитированных в конце этой статьи. Мы вкратце только упомянем о главных пунктах дальнейшего быстрого совершенствования А., шедшего шаг за шагом за совершенствованием иных отраслей математики вообще. С этого времени также А. входит в более тесную связь с геометрией, после открытия Декартом т. наз. Аналитической Геометрии, а также с анализом бесконечно малых, изобретенным Ньютоном и Лейбницем. В XVIII столетии классические труды Эйлера и Лагранжа, изложенные в"Novi Commentarii" первого и в «Traite de la resolution des equations» второго, доведя А. до высокой степени совершенства, а в настоящем столетии работы Гаусса, Абеля, Фурье, Галуа, Коши и в новейшее время Кейли, Сильвестера, Кронекера, Эрмита и др. создали новые точки зрения на важнейшие алгебраические вопросы и придали А. высокую степень изящества и простоты.
Содержание А.
Низшая А. Сюда включают обыкновенно следующие отделы: теорию простейших арифметических операций над алгебраическими величинами, решение уравнений первой и второй степени, теорию степеней и корней, Теорию логарифмов и наконец теорию сочетаний.
К Высшей А. относят теорию уравнений каких угодно степеней, теорию исключений, теорию симметрических функций корней уравнений, теорию) подстановок, и, наконец, изложение различных частных способов отделения корней уравнений, определения числа вещественных или мнимых корней данного уравнения с численными коэффициентами, и решение по приближению или, когда это возможно, в точности, уравнений каких угодно степеней.
Наконец, под названием Новой А. известна в особенности в Англии теория инвариантов алгебраических форм.
Литература А.:
Древнейшие авторы (до XVIII века): Diophantus Arithmeticorum libri sex, около (300); (первое изд. 1575; лучшее 1670); Lucas Paciolus или De Burgo (1494); Rudolff, Algebra (1522); Stifelius, Arithmetica Integra (1544); Cardanus, Ars Magna quam vulgo Cossamvocant (1545); Tartalea (Tartaglia), Quesiti ed Inventioni, diverse (1546); Scheubelius, Algebra Compediosa (l 551); Kecorde, Whetstone of Wit (1557); Peletarius, De Occulta parte Numerorum (1558); Buteo, De Logistica (1559); Ramus, Aritmeticae Libri duo el totidem Algebrae (1560); Pedro Nuguez (Nonnius), Libro de Algebra (1567); Josselin De Occula Parte Mathematicarum (1576); Bernard Solignac,Arithmeticae Libri II et Algebrae to-Udem (1580); Stevinus, Arithmetique etc. et aussi VAIgebre (1585); Vieta, Opera Mathematica (1600); Folinus, Algebra sive liber de Rebus Occultis (1619); Bachet, Diophantus cum commentariis (1621); Albert Girard, Invention Nouvelle en Algebre (1629}: Ghetaldus, de Resolutione et Compositione Matbematica (1630); Harriot, Artis Analyticae Proxis (1631); Oaghtreed, Clavis Matbematica (1631); Herigonis, Cursu Mathemati-cns (1634); Cavalerius, Goometria Indivisibilis Continuarum etc. (1635); Descartes, Geometria (1637); Roberval, De Recognitione Aequationum (1640); De Billy, Nova Geometricae clavis Algebra (1643); Renoldius, OpusAlgebraicum(l 644); Wallis, Arithmetica Infinitarum, Algebra 0655); Newton (Opera) (1666); Gregory, Exercitationes Geometrical (1663); Mercator, Logarithmotechnia (1678); Barrow, «Lectiones geometrical», (1669) rrescot, Nouveaux elements de Mathematique (1675); Leibniz (Opera) (1677); Format. (1679); Tschienhausen(1683); Rolle, Une Methode etc. (1690). XVIII и начала XIX века: Abel, Bernoulli, Budan, Clairault, Galois, Gauss, Horer, Lagrange, Landen, Legendre, Lhuillier, Malfatti, De MoiYre, Nicole, S'Gravesande, Simpson, Stirling, Vandermonde. Учебники: Bertrand, De Morgan, Serret, Todhunter. На руссском языке: «Элементарная Алгебра»: Давыдов, Краевич. Высшая А. Сохоцкий (Спб. 1882).
Александр I-й, Император Всероссийский — сын Павла Петровича и императрицы Марии Феодоровны, род. в С.-Петербурге 12 дек. 1777 г., вступил на престол 12 марта 1801 г., умер в Таганроге 19 ноября 1825 г. Великая Екатерина не любила сына своего Павла Петровича, но заботилась о воспитании внука, которого для этих целей, однако, рано лишила материнского присмотра. Воспитание его императрица старалась поставить на высоту современных ей педагогических требований. Она написала «бабушкину азбуку» с анекдотами дидактического характера, а в наставлениях, данных воспитателю великих князей Александра и (брата его) Константина графу (впоследствии князю) Н. И. Салтыкову при высочайшем рескрипте от 13 марта 1784 г., излагала мысли свои «касательно здравия и сохранения оного; касательно продолжения и подкрепления умонаклонения к добру, касательно добродетели, учтивости и знания» и правила «приставникам касательно их поведения с воспитанниками». Наставления эти построены на началах отвлеченного либерализма и проникнуты педагогическими затеями «Эмиля» Руссо. Выполнение этого плана поручено было разным лицам. Добросовестный швейцарец Лагарп, поклонник республиканских идей и политической свободы, заведовал умственным образованием великого князя, читал вместе с ним Демосфена и Мабли, Тацита и Гиббона, Локка и Руссо; он сумел заслужить уважение и дружбу своего ученика. Лагарпу помогали Крафт, професс. физики, знаменитый Паллас, читавший ботанику и математик Массон. Русский язык преподавал известный сантиментальный писатель и моралист М. Н. Муравьев, а закон Божий — прот. А. А. Самборский, человек более светский, лишенный глубокого религиозного чувства. Наконец, граф Н. И. Салтыков заботился главным образом о сохранении здоровья великих князей и пользовался благорасположением Александра до самой своей смерти. В воспитании, данном великому князю, не было сильной религиозной и национальной основы, оно не развивало в нем личной инициативы и предохраняло его от соприкосновения с русской действительностью. С другой стороны оно было слишком отвлеченным для юноши 10 — 14 лет и скользило по поверхности его ума, не проникая в глубь. Поэтому, хотя такое воспитание и вызвало в великом князе ряд гуманных чувств и туманных идей либерального свойства, но не придало ни тем, ни другим определенной формы и не дало молодому Александру средств к их осуществлению, следовательно, — лишено было практического значения. В характере Александра сказались результаты этого воспитания. Им в значительной мере разъясняются его впечатлительность, гуманность, привлекательное обращение, но вместе с тем и некоторая непоследовательность. Самое воспитание прервано было в виду ранней женитьбы великого князя (16-ти лет) на 14-ти летней принцессе баденской Луизе, великой княгине Елисавете Алексеевне. С юных лет Александр находился в довольно тяжелом положении между отцом и бабушкой. Нередко, присутствуя утром на парадах и учениях в Гатчине в неуклюжем мундире, он вечером являлся среди изысканного и остроумного общества, собиравшегося в Эрмитаже. Необходимость держать себя совершенно разумно в этих двух сферах, приучала великого князя к скрытности, а то несоответствие, какое он встречал между внушенными ему теориями и голой, русской действительностью, вселяло в нем недоверие к людям и разочарование. Перемены, происшедшие в придворной жизни и общественном порядке по смерти Императрицы, не могли благоприятно влиять на характер Александра. Хотя он в это время исполнял должность С.-Петербургского военного губернатора, был также членом Совета, сената, шефом л.-г. Семеновского полка и председательствовал в военном департаменте, но не пользовался доверием Императора Павла Петровича. Несмотря на тяжелое положение, в каком находился великий князь при дворе Императора Павла, он уже в то время обнаруживал гуманность и кротость в обращении с подчиненными; свойства эти так прельщали всякого, что даже человек с каменным сердцем, по словам Сперанского, не мог бы устоять против такого обращения. Поэтому при вступлении Александра Павловича на престол 12 марта 1801 г. его приветствовало самое радостное общественное настроение. Трудные политические и административные задачи ожидали своего разрешения от молодого правителя. Еще мало опытный в делах управления, он предпочел держаться политических взглядов великой бабки своей, императрицы Екатерины и в манифесте от 12 марта 1801 г. объявил о намерении своем управлять Богом врученным ему народом по законам и «по сердцу» покойной государыни.
Базельский мир, заключенный между Пруссией и Францией, принудил императрицу Екатерину вступить вместе с Англией в коалицию против Франции. Со вступлением на престол императора Павла коалиция распалась, но снова возобновлена была в 1799 г. В том же году союз России с Австрией и Англией снова порвался; обнаружилось сближение между Петербургским и Берлинским дворами, завязались мирные сношения с первым консулом (1800 г.). Император Александр поспешил восстановить мир с Англией конвенцией 5 июня и заключил мирные договоры 26 сентября с Францией и Испанией; к тому же времени относится указ о свободном пропуске иностранцев и русских заграницу, как было до 1796 г. Восстановив таким образом мирные сношения с державами, император первые четыре года своего царствования почти все свои силы посвятил внутренней, преобразовательной деятельности. Преобразовательная деятельность Александра прежде всего направлена была к уничтожению тех распоряжений прошлого царствования, которые видоизменяли общественный порядок, предначертанный великой Екатериной. Двумя манифестами, подписанными 2 апреля 1801 г., восстановлены были: жалованная грамота дворянству, городовое положение и грамота, данная городам; вскоре затем вновь утвержден закон, освобождавший священников и дьяконов, наравне с личными дворянами, от телесных наказаний. Тайная экспедиция (впрочем, учрежденная еще при Екатерине II-й) уничтожена манифестом от 2 апреля, а 15 сентября повелено учредить комиссию для пересмотра прежних уголовных дел; эта комиссия действительно облегчила участь лиц, «коих вины были неумышленны и более относились ко мнению и образу мыслей того времени, нежели к делам бесчестным и действительный государству вред наносящим». Наконец, уничтожены пытки, дозволено ввозить иностранные книги и ноты, а также открывать частные типографии, как было до 1796 г. Преобразования, однако, состояли не только в восстановлении того порядка; какой существовал до 1796 г., но и в пополнении его новыми распоряжениями. Реформа местных учреждений, состоявшаяся при Екатерине, не коснулась учреждений центральных; а между тем и они требовали перестройки. Император Александр принялся за выполнение этой нелегкой задачи. Сотрудниками его в этой деятельности были: проницательный и знавший Англию лучше России гр. В. П. Кочубей, умный, ученый и способный Н. Н. Новосильцев, поклонник английских порядков, кн. А. Чарторыйский, поляк по симпатиям, и гр. П. А. Строганов, получивший исключительно французское воспитание. Вскоре по вступлении на престол Государь учредил вместо временного совета, coвет непременный, рассмотрению которого подлежали все важнейшие дела государственные и проекты установлений. Манифестом от 8 сент. 1802 г. определено значение сената, которому поручено «рассматривать деяния министров по всем частям их управлению вверенным и по надлежащем сравнении и соображении оных с государственными постановлениями и с донесениями прямо от мест до Сената дошедшими, делать свои заключения и представлять докладом» Государю. За Сенатом оставлено значение высшей судебной инстанции; административное значение сохранил лишь первый департамент. Тем же манифестом 8 сент. центральное управление разделено между 8-ю, вновь учрежденными, министерствами, каковы министерства: военно-сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, финансов, коммерции и народного просвещения. Каждое министерство находилось под управлением министра, к которому (в министерствах внутренних и иностранных дел, юстиции, финансов и народного просвещения) присоединен товарищ. Все министры были членами государственного совета и присутствовали в Сенате. Преобразования эти, однако, осуществлены были довольно поспешно, так что прежние учреждения сталкивались с новым административным порядком, еще не вполне определившимся. Министерство внутренних дел ранее других (в 1803 г.) получило более законченное устройство. — Кроме более или менее систематической реформы центральных учреждений в тот же период (1801 — 1805 г.) сделаны отдельные распоряжения касательно общественных отношений и приняты меры к распространению народного образования. Право владеть землею с одной стороны и заниматься торговлей с другой распространено на разные классы населения. Указом 12 дек. 1801 г. купечеству, мещанству и казенным поселянам дано право приобретать земли. С другой стороны помещикам дозволено в 1802 г. производить заграничную оптовую торговлю с уплатой гильдейских повинностей, а также, в 1812 г., и крестьянам разрешено производство торговли от собственного имени, но лишь по годовому свидетельству, взятому из уездного казначейства с уплатой требуемых пошлин. Император Александр сочувствовал мысли об освобождении крестьян; с этою целью предпринято было несколько важных мер. Под влиянием проекта об освобождении крестьян, поданного гр. С. П. Румянцевым, издан был закон о вольных хлебопашцах (20 февраля 1803 г.) По этому закону крестьяне могли вступать в сделки с помещиками, освобождаться с землей, и не записываясь в другое состояние, продолжали называться вольными хлебопашцами. Запрещено также делать публикации о продаже крестьян без земли, прекращена раздача населенных имений, а положением о крестьянах Лифляндской губернии, утвержденным 20 февраля 1804 г., облегчена их участь. Рядом с административными и сословными реформами продолжался пересмотр законов в комиссии, управление которой поручено было графу Завадовскому 5-го июня 1801 г., и начал составляться проект уложения. Это уложение должно было, по мнению государя, завершить ряд предпринятых им реформ и «охранить права всех и каждого», но осталось невыполненным, кроме одной общей части (Code general). Но если административный и общественный порядок еще не сведен был к общим принципам государственного права в, памятниках законодательства, то во всяком случае одухотворялся, благодаря все более и более широкой системе народного образования. 8-го сентября 1802 г. учреждена была комиссия (затем главное правление) училищ; она выработала положение об устройстве учебных заведений в России. Правила этого положение о заведении училищ, разделенных на приходы, уездные, губернские или гимназии и университеты, о распоряжениях по учебной и хозяйственной части утверждены 24 января 1803 г. В Петербурге восстановлена академия наук, издан для нее новый регламент и штат, в 1804 г. основан педагогический институт, а в 1805 г. — университеты в Казани и Харькове. В 1805 г. П. Г. Демидов пожертвовал значительный капитал на устройство высшего училища в Ярославле, гр. Безбородко сделал то же для Нежина, дворянство Харьковской губернии ходатайствовало об основании университета в Харькове и дало на это средства. Основаны технические заведения, каковы: коммерческое училище в Москве (в 1804 г.), коммерческие гимназии в Одессе и Таганроге (1804 г.); увеличено количество гимназий и школ.
Но вся эта мирная преобразовательная деятельность должна была вскоре прекратиться. Император Александр, не привыкший к упорной борьбе с теми практическими затруднениями, которые так часто встречались ему на пути к осуществлению его планов и окруженный неопытными, молодыми советниками, слишком мало знакомыми с русской действительностью, вскоре охладел к реформам. А между тем глухие раскаты войны, надвигавшейся если не на Россию, то на соседнюю с ней Австрию, стали привлекать его внимание и открыли ему новое поле дипломатической и военной деятельности. Вскоре после амьенского мира (25 марта 1802 г.) снова последовал разрыв между Англией и Францией (начало 1803 г.) и возобновились враждебные отношения Франции к Австрии. Недоразумения возникли также и между Россией и Францией. Покровительство, оказываемое русским правительством Дантрегу, находившемуся вместе с Кристэном на русской службе и арест последнего французским правительством, нарушение статей тайной конвенции 11 октября (н. ст.) 1801 г. о сохранении в неприкосновенности владений короля обеих Сицилий, казнь герцога Энгиенского (март 1804 г.) и принятие первым консулом императорского титула — повели к разрыву с Россией (август 1804 г.). Естественно было поэтому сближение России с Англией и Швецией в начале 1805 г. и присоединение к тому же союзу Австрии, дружеские сношения с которой начались еще при вступлении императора Александра на престол. Война открылась неудачно: позорное поражение австрийских войск при Ульме принудило русские силы, присланные на помощь Австрии, с Кутузовым во главе — отступить от Инна в Моравию. Дела при Кремсе, Голлабруне и Шёнграбене были лишь зловещими предвестниками аустерлицкого поражения (20 ноября 1805), при котором во главе русского войска стоял император Александр. Результаты этого поражения сказались: в отступлении русских войск к Радзивиллову, в неопределенных, а затем и враждебных отношениях Пруссии к России и Австрии, в заключении пресбургского мира (26 дек. 1805 г.) и шёнбруннского оборонительного и наступательного союза. До аустерлицекого поражения отношения Пруссии к России оставались крайне неопределенными. Хотя императору Александру и удалось склонить слабого Фридриха Вильгельма к утверждение секретной декларации 12 мая 1804 г. относительно войны против Франции, но уже 1-го июня она нарушена была новыми условиями, заключенными прусским королем с Францией. Те же колебания заметны и после побед Наполеона в Австрии. При личном свидании имп. Александра с королем в Потсдаме заключена была Потсдамская конвенция 22 окт. 1805 г. По этой конвенции король обязывался способствовать восстановлению нарушенных Наполеоном условий Люневильского мира, принимать военное посредничество между воюющими державами, а в случае неудачи такого посредничества должен был вступить в коалицию. Но Шёнбруннский мир(15 дек. 1805 г.) и еще более Парижская конвенция (февр. 1806 г.), утвержденные королем Прусским, показали, как мало можно было надеяться на последовательность прусской политики. Тем не менее декларации и контрдекларации, подписанные 12 июля 1806 г. в Шарлоттенбурге и на Каменном острове, обнаружили оближете между Пруссией и Россией, сближение, которое закреплено было Бартенштейновской конвенцией (14 апр. 1807 г.) Но уже во второй половине 1806 г. разгорелась новая война. Кампания началась 8 окт., ознаменовалась страшными поражениями прусских войск при Иене и Ауэрштедте и закончилась бы полным покорением Пруссии, если бы на помощь Пруссакам но явились русские войска. Под начальством М. Ф. Каменского, которого вскоре заменил Беннингсен, эти войска оказали сильное сопротивление Наполеону при Пултуске, затем принуждены были отступить после сражений при Морунгене, Бергфриде, Ландсберге. Хотя после кровопролитной битвы при Прейсиш-Эйлау русские также отступили, но потери Наполеона были настолько значительны, что он безуспешно искал случая вступить в мирные переговоры с Беннингсеном и поправил дела свои лишь победою при Фридланде (14 июня 1807 г.). Император Александр не принимал участия в этом походе, может быть потому, что находился еще под впечатлением Аустерлицского поражения и лишь 2 апр. 1807 г. приехал в Мемель для свидания с королем Прусским, лишенным почти всех владений. Неудача при Фридланде принудила его согласиться на мир. Мира желали целая партия при дворе Государя и войско; к тому же побуждали двусмысленное поведение Австрии и недовольство Императора относительно Англии; наконец, тот же мир нужен был и самому Наполеону. 25 июня происходило свидание между императором Александром и Наполеоном, который сумел очаровать Государя своим умом и вкрадчивым обращением, а 27 числа того же месяца заключен Тильзитский трактат. По этому трактату Россия приобретала Белостокскую область; император Александр уступил Наполеону Каттаро и республику 7 островов, а Иеврское княжество — Людовику Голландскому, признавал Наполеона императором, Иосифа Неаполитанского — королем обеих Сицилий, а также соглашался признать титулы остальных братьев Наполеона, настоящие и будущие титулы членов Рейнского Союза. Император Александр взял на себя посредничество между Францией и Англией и в свою очередь выразил согласие на посредничество Наполеона между Росшей и Портой. Наконец, по тому же миру «из уважения к России» прусскому королю возвращены были его владения. — Тильзитский трактат подтвержден был Эрфуртской конвенщей (30 сентяб. 1808 г.), причем Наполеон тогда же согласился на присоединение Молдавии и Валахии к России.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.