Меню
Назад » »

Логос (188)

Гильдии

Гильдии — у древних германцев так назывались общественные пиршества, которыми сопровождались заключение брака, поминки и т. п. события, в особенности жертвоприношения богам. Из древнегерманских саг видно, что в важнейшие праздники все свободные германцы сходились, на три дня, в определенном месте. Первый день предназначался для суждения об общественных делах, второй — для суда, а третий был днем жертвоприношения и общего пира. В первое время распространения христианства Церковь сильно восставала против общественных пиршеств, как явлений, связанных с языческим культом; новокрещаемые должны были отрекаться не только от дьявола, но и от гильдий его. Искоренить этот обычай, однако, оказалось невозможным, и потому представители Церкви (напр. Григорий Великий) старались сообщить ему христианский смысл, придать Г. вид древне-христианских агап. Г. стали справляться во славу христианского Бога и христ. праздников, вблизи христианских храмов. Равным образом и на пиршествах по поводу поминовения умерших прославление их посредством застольных тостов уступило место молитве о спасении их душ. Хотя до сих пор не найдено никаких следов существования, в связи с древнегерманскими пиршествами, какой-либо корпоративной организации, но так как общественные пиршества всегда составляли принадлежность позднейших гильдейских союзов, то связь между ними и древнегерманскими гильдиямипиршествами, весьма вероятна. Во всяком случае Г., в позднейшем смысле слова, были первыми и самыми обширными объединениями, заменившими древнейшие родовые союзы и принявшими на себя некоторые из задач, впоследствии перешедших к государственной власти. Всякая германская Г. в одно и то же время задавалась целями религиозного, нравственного, юридического и политического свойства; но уже в древнейшую пору большинство Г. выдвигали на первый план одну какую-либо цель. Сообразно этому все Г. можно подразделить на две основные группы: духовные и светские.

Духовные Г. возникла не позже VIII в.; в течение X — ХШ в. число их увеличилось, но особенно размножились они в XIV — XV вв. Так, в Кельне их было около 80, в Любеке около 70, а в Гамбурге свыше 100. Каждая гильдия избирала себе какого-либо святого, в качестве патрона, и по имени его называлась. В члены Г. поступали духовные и миряне, мужчины (братчики) и женщины (сестры). Последние принимали участие в религиозных церемониях и в общих пирах, но не допускались к суждению о делах Г. От вновь поступавшего требовалось ручательство членов Г. в его нравственности, известный взнос в гильдейскую кассу и клятвенный обет подчиняться постановлениям Г. Г. имела свою церковь или алтарь и свой дом, где несколько раз в году происходили общие собрания членов и общие пиры. Все, касающееся пира, было определено в статутах Г. с особенною подробностью. Во главе Г. стоял старшина (gerefa, altermann, senior, senator), у которого были помощники для заведования делами экономическими и судебно-административными, а также особые лица (ключники), распоряжавшиеся пиршествами. Суд Г. производился на собраниях членов. Всякое дело члена Г., прежде внесения его в обыкновенный суд, непременно должно было пройти через гильдейский суд, который мог, по желанию истца, разрешить его и окончательно. Наказания, налагавшиеся по гильдейскому суду, были: штрафы деньгами, медом и воском и исключение из Г. Члены Г. должны были помогать друг другу в случае пожара, кораблекрушения или др. несчастий. Г. выдавала своим членам пособия на путешествия к Святым Местам, а также в случаях нужды. Погребение члена Г. совершалось за ее счет: она же заботилась о мессах за упокой души. В XIV и XV вв. между Г. стали различаться колядные Г. (Kalandsgilde — вероятно, назывались так оттого, что обыкновенно собирались 1-го числа каждого месяца, в Календы) и благочестивые братства. Благочестивые братства XIV — XV века представляют ту особенность, что цели их, по-прежнему строго религиозные, специализовались. Поддержание на алтаре свечей в известном количестве, поддержание той или другой церкви, или известной ее части, как то церковной крыши, покровительство школярам, пилигримам и вообще путешественникам, устройство для них госпиталей, кладбищ и проч., — таковы специальные задачи, которые принимали на себя отдельные братства.

Гораздо менее многочисленны были светские Г., но роль их была несравненно более значительна. Светские Г. могут быть подразделены на Г. оборонительные, политические и промысловые. Оборонительные гильдии к задачам духовных Г. присоединяли взаимную оборону членов от насилия и несправедливостей, причиняемых могущественными феодалами и, вообще, людьми посторонними. Возникновение оборонительных гильдий относится к той эпохе, когда королевская власть пала и ее атрибуты были перенесены на территориальных владельцев. Каролинги отнеслись в оборонит. Г. неблагоприятно; не было расположено к ним и духовенство, насчитывавшее в своей среде немало феодальных владельцев. Вследствие этого в Германии и во Франции оборонительные Г. не заняли юридически прочного положения. Но в Англии оборонительные Г. уже в IX в. получили значительное развитие, особенно благодаря покровительству Альфреда Великого. Наибольшего развития оборонительные Г. достигли в Дании, где они возникли в XI — XII вв. Политические Г. главной своей целью имели, по-видимому, поддержание первенствующего политического и социального значения своих членов. Сюда могут быть отнесены Г. древних патрицианских родов, существовавшие в Кельне, Страсбурге, Цюрихе и др. Промысловые Г., в свою очередь, распадаются на Г. купеческие и ремесленные. Купеческие Г. впервые появились в Англии. В Лондоне и Иорке они существовали еще в англо-саксонский период; в др. городах Англии они особенно распространились при Генрихе II, Иоанне и Генрихе III. В XIII в. начинается усиленное их развитие в Германии, Дании, Франции и др. странах. В средневековой Германии было мало обще-купеческих Г., но чрезвычайно много Г. торговцев отдельными товарами, в особенности суконщиков. В нижненемецких приморских городах возникли чужекупеческие Г., в состав которых входили шкипера и купцы, торговавшие с одним и тем же городом; подобные Г. были и в др. странах. Очень скоро выработался принцип, что только те лица могут в данном городе заниматься торговлей, которые состоят членами купеческой Г., и, вместе с тем, что членами купеческой Г. могут быть только купцы. Таким образом принять в число членов купеческой Г. было равносильно разрешению заниматься торговлей. К Г. перешел суд, полицейский надзор за производством торговли и организация ее. Содержание монопольных прав купеческой Г. часто передавалось словом Ганза, хотя термин этот имел и другое значение. Характер купеческих гильдий имели большие английские торговые компании (Merchants of the Staple и Merchant Adventurers), появившиеся в XIII и XIV ст., также как и многочисленные regulated companies, возникавшие с XVI ст. Последние имели своей задачей регулировать спрос и предложение, а в особенности оберегать от переполнения и понижения цен иностранные рынки, на которые сбывались главные предметы английской оптовой торговли — сукно и шерсть. Купеческие Г. в свое время сослужили большую службу торговле и городам, но уже в XVI в. монопольные их права в притязания приходят в столкновение с новым строем жизни. Окончательно они падают после Французской революции. В настоящее время Г. называются иногда в Германии, Англии и Сев. Америке общества взаимного вспоможения или благотворительные.

Существует теория, согласно которой городские общины развились из Г. (Вильда, Гирке, Ницш в др.); новейшие исследователи (Гегель, Гросс, Белов) признают, наоборот, что Г. возникли в городах. Ср. Wilda, «Das Gildenwesen im Mittelalter» (1831); Toalmin Smith, «English gilds, with a prelim essay by Lojo Brentano» (Лонд., 1870); Ch. Gross, «Gilda Mercatoria» (1883); его 'же, «The Gild Merchant» (Оксфорд, 1890 г. — главнейший труд для Англии); Papenheim, «Die altdanischen SchatzRilden» (1880); его же, «Ein aitnorwegisches Schatzgildestatat» (1888); в особенности Karl Hegel, «Stadte und Giloen der german. Volker im Mittelalter» (1891). Явления, аналогичные герм. Г., встречаются и на славянской почве, но они мало исследованы. И у славян поминовения умерших и жертвоприношения сопровождались общественными пиршествами. Языческие праздники и здесь слились с праздниками христианскими. Общественные пиршества назывались братчинами. В Зап. России в XV в. явились братства с характером духовных Г.; во второй половине XVI в. они, под именем церковных братств, приобретают политический характер. Несомненные данные о ремесленных братствах в Зап. России (цехах) дошли до нас от XVI-XVII вв. И в настоящее время существуют в Малороссии цехи, которые, подобно средневековым западноевропейским цехам, вмещают в себе элементы духовных Г.; так они содержать в церквах ставники (большие свечи) и т. п. Такие же черты свойственны малороссийским парубоцким или молодецким братствам. Возможно, что в древнем Новгороде, где в немецком дворе существовала Г. св. Петра, и русские торговцы составляли подобные союзы. Источники упоминают про торговые общины, существовавшие при церквах, имевшие общинные кассы и т. п. Трудно, однако, видеть в них союзы, аналогичные Г., тем более, что смутные указания источников могут быть отнесены и к артели, члены которой не только связаны были началами взаимопомощи, но и весь промысел вели на общий счет. Промысел же в древней Руси был свободный. Ограничения являются только в московском периоде в интересах фискальных. Фискальный характер имеют и торговые общины, тогда же возникшие под именем сотен (гостиные, суконные и т. п. сотни): их задача заключалась в раскладке податей. Наконец и купеческие гильдии, явившиеся результатом Петровского законодательства, имеют значение податных классов.

Г., установленные Петром 1, находились в связи с стремлением его организовать торгово-промышленное население городов в особое сословие и сначала являлись институтом полицейско-государственным, а не финансовым, ибо купцы платили вместе с другими неслужилыми сословиями подушную подать. Регламентом главному магистрату 16 января 1721 г. повелено всех регулярных граждан (т. е. все городское население за исключением иностранцев, шляхетства, духовенства и подлых людей — чернорабочих, поденщиков) разделить на две гильдии, причем к первой гильдии или к первостепенным отнесены: «банкиры, знатные купцы, которые имеют отъезжие большие торги и которые разными товарами в рядах торгуют, городские доктора, аптекари, лекари, шкиперы купеческих кораблей, золотари, серебренники, иконники, живописцы», а ко второй-"которые мелочными товарами и харчевными всякими припасами торгуют, рукомесленные, резчики, токари, столяры, портные, сапожники и сим подобные". Из инструкции Магистратам 1724 г. видно, что Г. имели своих выборных представителей — «старшин и старост с товарищами», которые должны были «попечение и старание иметь обо всем, что до пользы граждан» касается и «о чем надлежит магистрату предлагать». Все, что касалось гражданской пользы, городовой магистрат должен был, согласно инструкции, обсуждать со старшинами и старостами Г. При Елизавете Петровне «инструкцией московского купечества старшинам и старостам с товарищи» 19 янв. 1742 г. повелено разделить купечество на три гильдии, из которых каждая избирает старшину, старосту и товарища на один год, причем старшины второй и третьей Г. подчиняются старшине первой, а старосты с товарищами в каждой Г. подчиняются старшине. На этих лиц возложены некоторые полицейские обязанности и взимание разного рода сборов. Манифестом 17 марта 1775 г. купечество освобождено от подушной подати; принадлежность же городских жителей к купечеству обусловлена записью в Г., которых положено повсеместно три. Распределение купцов по Г. происходило по сумме объявленного ими капитала. К первой Г. причислялись те, которые объявляли капитал более чем в 10000 р., ко второй — объявлявшие от 1000 до 10000, к третьей — от 500 до 1000; имевшие менее 500 р. причислялись к мещанам. Все существовавшие до этого времени частные промысловые сборы были отменены, а на место их впервые установлен особый гильдейский сбор, в размере 1% с объявленного капитала. Объявление капитала предоставлялось на совесть каждого, и никакие доносы на утайку имущества не принимались. «Городовым положением» 1785 г. был повышен размер объявляемых капиталов (для первой Г. от 10-50 т., для второй от 5 до 10 т., для третьей от 1 до 5 т.), но оклад налога остался тот же. В то же время более точно определены права и преимущества купцов, объем которых сделан различным по различию Г. В противоположность цехам, купеческие Г остались и после 1785 г. не организованными в корпорации или общины. В 1807 г. размеры объявляемых капиталов установлены для первой Г. в 50000 р., для второй 20000, для третьей 8000 р.; эти же нормы сохранены и «Постановлением об устройстве Г. и о торговле прочих состояний» 14 нояб. 1824 г. В основе ныне действующего законодательства лежит закон 1 янв. 1863 г., измененный в 1865 г. и образующий «Положение о пошлинах за право торговли и других промыслов», отнесенное к V т. Св. Зак. Согласно этому Положению, предприниматели всех торгово-промышленных действий, не освобожденных от налога; обязаны ежегодно брать особые свидетельства, которые разделяются на купеческие или гильдейские и просто промысловые. Лицо, взявшее купеческое или гильдейское свидетельство, кроме права производить в известных пределах торговлю или промысел, приобретает еще личные права и преимущества, присвоенные купеческому состоянию. Гильдейские свидетельства могут быть выдаваемы лицам обоего пола, кроме священнослужителей и церковных причетников (что не распространяется на оставшихся по смерти их вдов и незамужних дочерей) и протестантских проповедников, находящихся при должностях. Лица, не принадлежащие к купеческому сословию, могут брать гильдейские свидетельства с сохранением настоящего их звания или с перечислением в купечество. Дворяне, взявшие гильдейские свидетельства, пользуются правами и выгодами, данной Г. присвоенными, но, неся все повинности по купеческому званию наравне с купцами, не освобождаются от своих обязанностей и повинностей по дворянскому званию. Правами купеческого состояния пользуется как лицо, на имя которого выдано гильдейское свидетельство, так и члены его семейства, внесенные в одно с ним свидетельство. В гильдейское свидетельство, выдаваемое на имя мужа, может быть внесена жена, но в свидетельство, выданное на имя жены, муж внесен быть не может; при отце или матери могут быть внесены в одно свидетельство их сыновья, не замужние дочери и усыновленные законным порядком приемыши (приемыши, не усыновленные законным порядком — только до совершеннолетия), равно как и внуки (дети сына); но внесение сих последних допускается лишь тогда, когда отцы их не производят торговли от своего имени. Незамужние сестры могут быть причислены к свидетельству их брата, начальника семейства. Если, по смерти начальника семейства, место его заступить один из оставшихся сыновей, то в свидетельство этого нового начальника семейства могут быть внесены братья его и родные племянники только до достижения ими совершеннолетия (21 года), а сестры и родные племянницы — до замужества. Купец, вместе с женою, может зачислить в свое свидетельство детей от первого ее брака: сыновей до совершеннолетия, а дочерей — до замужества; купеческой же вдове предоставляется зачислять в свое свидетельство детей умершего ее мужа от первого его брака наравне с собственными от него детьми. Надзор за правильной выдачей гильдейских свидетельств предоставлен казенной палате. Гильдий с 1863 г. осталось две. Плата за свидетельство первой Г., к которой, по предположению закона, принадлежит оптовая торговля, однородная — 565 руб., для всех местностей России, плата же за свидетельство второй Г., которое обязаны брать торговцы в розницу и владельцы фабрик и заводов с числом рабочим более 16 чел., составляет, по 5 классам местностей, от 40 до 120 руб. А. Я.

Гильотина

Гильотина — машина для обезглавливания, применяемая во Франции с эпохи Революции. Она состоит из двух вертикальных столбов; соединенных наверху перекладиной; между этими столбами, по сделанным на внутренней стороне их желобкам, движется сверху вниз очень тяжелое, широкое, кривое лезвие, отточенное с нижней стороны. Лезвие это подтягивается к верхнее перекладине веревкой; казнимого кладут между столбами так, чтобы шея его приходилась как раз против лезвия, веревку отпускают и тогда лезвие падает с очень большой силой и скоростью, моментально отделяя голову от туловища. — Уже задолго до революции подобного рода машина была в употреблении в Шотландии, в Англии и в различных странах континента. С начала XVIII в. она вышла из употребления; но изображения машины и описание казней, совершавшихся при ее помощи, сохранились в различных сочинениях того времени. Из одного подобного сочинения, где описывалась казнь, совершенная в Милане, в начале XVIII в., почерпнул, как говорят, сведения о машине и д-р Гильотен, благодаря которому она вновь вошла в употребление. Д-р Гильотен род. в 1738 г. Будучи избран в учредительное собрание в 1789 г., он в декабре того же года внес в собрание предложение о том, чтобы смертная казнь всегда производилась одним и тем же способом — именно через обезглавливание, и притом посредством машины. Цель этого предложения заключалась в том, чтобы казнь через обезглавливание не составляла более привилегии знатных, а самый процесс казни производился как можно быстрее и причинял как можно менее страданий. После продолжительных дебатов мысль Г. о смертной казни через обезглавливание была принята, и этот способ казни был введен в уголовный кодекс, составленный собранием (и ставший законом в 1791 г.). Первоначально, впрочем, предполагалось производить обезглавливание мечем, но когда этот способ оказался неудобным, то вопрос о способе совершения казни был передан особой комиссии, по поручению которой д-р Антуан Луи (Antoine Louis) составил докладную записку, где высказался за машину подобную той, какую уже предлагал Г. Это предложение было принято, и в апреле 1792 года, после удачных опытов над трупами, в Париже, на Place de Grеve, была произведена первая казнь новой машиной. Во время производства опытов машине этой дали (от имени д-ра Луи) название Louisette или lа реtite Louison, которое однако скоро сменилось названием Г. Тесная связь гильотины с эпохой террора послужила препятствием к распространению ее в Европе. Впрочем, в 1853 г. Г. была введена в Саксонии (под именем Fallschwert или Fallbeil) и затем распространилась в некоторых других государствах Германии. Часто повторяемый рассказ, будто Гильотен сам был казнен изобретенной им машиной, лишен основания: Гильотен пережил революцию и умер естественной смертью в 1814 г.

Гималайские горы

Гималайские горы (Himalaja, по-санскритски — зимнее или снежное жилище, у греков и римлян Imans в Hemodus) — высочайшие горы на земле; отделяют Индостан и зап. часть Индо-Китая от Тибетского плоскогорья и простираются от места выхода из них Инда под 73°23' в. д. по Гриничу в юго-вост. направлении до Брахмапутры под 95°23' в. д. на протяжении 2375 км. при ширине в 220 — 300 км. Зап. часть Г. под 86° с. ш. так тесно связана в один горный узел (величайший на земле) с почти параллельным ему началом хребта Каракорум, который тянется на незначительном расстоянии от него, с хребтом Куен-Лунь, ограничивающим Тибет с С, и с Гиндуку, что все эти четыре горных хребта входят в состав одной возвышенности. Г. горы составляют самый южный и самый высокий из этих хребтов. Восточная оконечность Г. гор переходит приблизительно на 28 параллели в сев. части британской пров. Ассам и Бирма в принадлежащие уже Китаю горы Юн-Линг. Обе горные массы отделяются друг от друга Брахмапутрой, которая перерезывает здесь горы и делает изгиб с С на ЮЗ. Если представить себе линию, идущую на юг от озера Мансаровар, лежащего между истоками Сетледжа и Брахмапутры, то она разделит Г. горы на зап. и вост. половину и вместе с тем будет служить этнографической границей между арийским населением бассейна Инда и туранским населением Тибета. Средняя высота Г. г. равняется 6941 мм.; многочисленные вершины значительно выше этой линии. Некоторые из них выше всех вершин Андов и представляют самые высокие точки земной поверхности. До 225 из этих вершин измерены; из них 18 возвышаются более 7600 м., 40 более 7000, 120 бол. 6100. Высочайшие из всех Гауризанкар или МоунтЭверест (Mount-Everest) вышиною в 8840 м., Канчинжинга (Kantschinjinga) в 8581 м. и Давалагири (Dhawalagiri) в 8177 м. Все они лежат в восточной половине Г. гор. Средняя высота границы снега на Г. горах равняется приблизительно 4940 м. на южн. склоне и 5300 м. на сев. Из громадных ледников некоторые спускаются до 3400 и даже 3100 м. Средняя высота ведущих через Г. горы проходов (Ghats), которых известно 21, равна 5500 м.; высота самого высокого из них, прохода ИбиГамин, между Тибетом и Гарвалом, равна 6240 м.; высота самого низкого, Бара-Лача (BaraLatscha) — 4900 м. Г. горы не составляют одной совершенно сплошной в непрерывной цепи, а состоят из системы то более, то менее длинных хребтов; частью параллельных, частью пересекающихся, между которыми залегают широкие и узкие долины. Настоящих плоскогорий в Г. горах не встречается. Вообще южн. сторона Г. гор более раздроблена, чем северная; здесь больше отрогов и боковых хребтов, между которыми лежат более или менее зависимые от индобританского правительства государства Кашмир, Гаривал, Камаон, Непал, Сикким и Бутан. На южн. стороне Г. гор берут начало притоки Инда: Джелам, Шенаб и Рави, Ганг с его левыми притоками и Джамуни.

Г. горы более всех других гор на земном шаре богаты величественными красотами природы; особенно живописный вид представляют они с Ю. Что касается геологического строения Г. г., то у подошвы видны преимущественно песчаники и обломочные горные породы. Выше, приблизительно до 3000 — 8500 м. высоты, преобладает гнейс, слюдяной, хлоритовый и тальковый сланец, прорезанные часто толстыми жилами гранита. Выше — вершины состоят главным образом из гнейса и гранита. Вулканических горных пород на Г. торах не встречается и вообще здесь вовсе нет признаков вулканической деятельности, хотя здесь и существуют различные горячие ключи (числом до 30), наиболее известные из которых находятся в Бадринате. Растительность крайне разнообразна. У южн. подошвы вост. половины тянется нездоровая и непригодная для заселения болотная местность, называемая Тараи, ширины в 15 — 50 км., поросшая непроходимыми джунглями и гигантской травой. За нею следует, до высоты приблизительно 1000 м" крайне богатая, тропическая и специально индийская растительность, за которою до высоты 2500 м. следуют леса дубов, каштанов, лавровых деревьев и т. п. Между 2500 и 3500 м. флора соответствует флоре южной и средней Европы; преобладают хвойные и именно Pinas Deodora, P. excelsa, P. longifolia, Aties Webbiana, Picea Morinda и т. д. Граница древесной растительности проходит выше на сев. стороне (последняя порода деревьев здесь береза), чем на южн. (здесь выше всего восходит один род дуба — Quercus semicarpifolia). Следующая затем область кустарников доходит до границы снега и на сев. стороне заканчивается одним видом Genista, на южн. — несколькими видами Rhododendron, Salix и Ribes. Хлебопашество на тибетской стороне восходит до 4600 м., на индийской лишь до 3700; травы на первой растут до 5290 м., на второй — до 4600 м. Фауна Г. гор также крайне интересна и очень богата. На южн. стороне до 1200 м. она специально индийская; представителями ее являются тигр,. слон, обезьяны, попугаи, фазаны и красивые виды кур. В средней области гор встречаются медведи, мускусные кабарги и различные виды антилоп, а на сев. стороне, примыкающей к Тибету — дикие лошади, дикие быки (яки), дикие бараны и горные козлы, а также некоторые другие млекопитающие, принадлежащие к фауне Средней Азии и специально Тибета. Г. горы не только составляют политическую границу между англо-индийскими владениями и Тибетом, но в общем также и этнографическую между живущими к югу от Г. гор арийцами и индусами и принадлежащими к монгольскому племена жителями Тибета. Оба племени распространились по долинам вглубь Г. гор и различным образом перемешались между собою. Население гуще всего в крайне плодородных долинах, на высоте от 1500 до 2500 м. На высоте 3000 оно становится уже редким. См. Н. A. und R. von Schlagintweit, «Resalts of a scientific mission to India and High-Asia» (с атласом, Лпц., 1861 — 66); SchlagintweitSakunlunski, «Reisen In Indien und Hochasien» (Иена, 1869 — 80): К. E. von Ujfalvy, «Aus dem westlichen Himalaya» (Лпц., 1884).

Гименей

Гименей (ўЎmhn. ўЎmhnaioV): 1) Название особого рода хоровой песни у древних, певшейся при проводах невесты в дом жениха юношами и девицами. Постоянным припевом ее было: «ўЎmhn w ўЎmenai w». — 2) Божество брака, собственно олицетворенная брачная песнь. Г. считался сыном Аполлона и одной из муз. Рассказы о его происхождении и связях с различными мифическими лицами противоречивы. В мифах он является цветущим, женственной красоты юношей, умирающим во цвете лет в день брака, в тоске о скоротечности юности и красоты, и погребаемым музою, его матерью. В таких рассказах, по-видимому, символизируется потеря невинности и чистоты вследствие брака. В искусстве (на римских рельефах, на одной помпеянской фреске) Г. является стройным нагим юношей, с факелом в одной и венком в другой руке, с строгим выражением лица, отличающим его от Эрота.

Гимн

Гимн (греч. gnmneo — петь, славить, хвалить). У древних в Г. прославлялись боги и герои; пелись при жертвоприношениях в торжествах. У евреев Г. встречаются в собраниях псалмов Давида. У христиан Г. — хвалебная песнь Богу или святым. Христианский Г. ведет свое начало от первых времен христианства, когда хвалебные песни пелись в катакомбах и пещерах. В христианское богослужение вошли Г. как Ветхого Завета — напр., гимны Захария и Симеона, — так и Нового Завета. К прекрасным образцам христианских Г. принадлежат амвросианский «Те Deum» и «Коль славен наш Господь в Сионе». У лютеран многие хоралы могут быть отнесены к разряду Г. Национальные Г. — песнь торжественного содержания, исполняемая при всех официальных случаях. Русский народный Г. — «Боже Царя храни», Львова. Из Г. других государств по музыкальным достоинствам особенно выдается английский национальный Г., вошедший в употребление и во многих других государствах, как то Пруссии, Швеции, России (до гимна Львова). Национальные гимны писали Львов, Люлли, Лист, Руже де-Лиль, Гайдн, Кверульер, Гретри. Из сборников таких Г. известны: «Recueil d'airs nationaux» Леона Шика (переложение для оркестра) и сборник национальных гимнов всех государств света Щуровского) для фортепиано, с пением. Г. вообще пишется в необширной форме песни, в коленном складе. Но есть Г., получившие у композиторов более широкое развитие, напр. «Те Deum» Берлиоза, «Lobgesang» Мендельсона и др. Н. С.

Гиндукуш

Гиндукуш, а также Гинду-кух (индийские горы) — один из самых высоких горных хребтов Азии, составляющий в восточной своей части южную окраину Памира, расположенный между 34° — 37° с. ш. и 66° — 74° в. д. от Гринича и известный у древних писателей под именем Кавказа, индийского Кавказа или Паропамиза. Г.-куш является восточным звеном огромной гряды складчатых хребтов, которая, начинаясь Кюрен-дагом на западе, проходить в виде Копет-дага, Паропазами, Кух-и-баба и собственно Г. куша через всю зап. Азию и примыкает на востоке к Каракоруму. Длина хребта в означенных пределах около 800 в., причем на собственно Г.-куш приходится около 650 в. и на хр. Кух-и-баба, западную оконечность его, около 150 в. Общее направление хребта — с ю.-зап. на сев.-вост., вид — извилистая дуга большого радиуса, в общем слегка выгнутая к югу. В западной части Г.-куш значительно шире, чем в восточной, которая примыкает к Гималайской системе (Каракорум). Встреча Г.-куша с складками хребтов Гималайской системы, подходящими к нему почти под прямым углом, образует единственное в своем роде на земном шаре скучивание складок (так наз. индийское), отличающееся множеством громадных вершин в 25000 ф. выш. и выше. Средняя высота Г.-куша точно неизвестна; предполагают, что восточная часть его в среднем достигает около 18 тыс. ф. (6500 м.), а западная нисколько ниже. Отдельные вершины Г.-куша, из коих измерены и известны весьма немногие, подымаются значительно выше 20 тыс. ф. (6100 м.); наиболее известные и высокие находятся в восточ. части хребта. В восточной оконечности Г. куша (южная цепь) имеется несколько вершин, подымающихся почти до 22 тыс. ф. (6700 м.), несколько западнее, почти под 72° в. д" лежат вершины Лунха (22600 ф. 6888 м.) и Сад-иштраг (24100 ф.); еще западные — Нушау 24600 ф. (7500 м.), к югу от которой в южной цепи, направляющейся почти параллельно главной водораздельной, находится наиболее прославлевная вершина Г. к. — Тирич-мир (25400 ф. — 7740 м.). Эта великолепная вершина, находящаяся в пределах Читраля, видна как из Кафиристана на юге, так из Бадахша на севере; об ней существует много легенд и рассказов, из которых один повествует о существовании на склонах Тирич-мира великолепного бассейна, выложенного глыбами белого мрамора. Начиная от 74° в. д. от Гринича к западу, Г.-куш в большинстве местностей представляет 2 хребта, из коих северный, более высокий, является собственно водоразделом между Индом и Пянджем (Аму-Дарьей). Южная цепь идет почти параллельно северной, в расстоянии 10 — 20 верст, и в общем уступает по вышине последней, за исключением восточной части, где оба хребта имеют, повидимому, почти одинаковую высоту. В южной цепи, как было указано, находится и Тирич-мир. Г.-куш сохраняет свой двойственный характер по-видимому до 691/2° в. д., где он образует огромный горный узел Хавак, от которого расходятся отроги на север — в Бадахшан (хр. Ходжа-Магомет и т. п.). К западу от перевала Хавак Г.куш, по-видимому, значительно суживается и сохраняет этот характер до Иракских перевалов, где, при весьма значительном расширении хребта, строение его становится крайне запутанным и недостаточно выясненным. Несколько южнее Иракских перевалов к Г.-кушу примыкает его западная оконечность — хр. Кух-и-баба, который идет в виде дуги, изогнутой на Ю, и заканчивается несколько западнее меридиана Балка. С северных склонов Г.-куша, начиная с восточной его оконечности) стекают: лев. притоки Вахан-Дарьи и Пянджа — Аму-Дарьи (Кокча, Кундуз), далее Хулум, теряющийся несколько севернее Таш-кургана (Хулума) в песках и наконец — Балх, изчезающий к СЗ от Мазар-и-Шерифа. С южных склонов Г.-куша, также начиная с В, стекают прав. прит. Инда. — Гильгит с Яссином и Канджутской рекой и лев. прит. р. Кабула: Кувар (Ярхун), Алинджар, Пянджшир с Ниджрой, и наконец верховья Кабула, а с южн. склонов хребта Кух-и-баба — верховья Гильменда. Относительно ледников Г.-куша никаких определенных сведений не имеется; снеговая линия находится, по-видимому, на выс. около 14 — 16 тыс. фт. (4250 — 4870 м.) н. ур. м. Перевалы в хребте, достигая в среднем 12 — 14 тыс. фт. высоты, иногда поднимаются значительно выше; между ними наиболее известны, начиная с В: Вахджир, Калик (около 4900 м.), перевал Ионова, обследованный русским офицером Ионовым в 1891 г. (17 тыс. фт., 6180 м.), Даркот (12 тыс. фт., 3660 м.) в Барогыль — ведущие из Канджута и Яссина на Памир (из них наиболее удобные перевалы Ионова и Барогыль); Нуксан (161/2 тыс. фт., 5300 м.) и Дора (15 тыс. фт., 4570 м.), ведущие из Читраля в Бадахшан; Хавак (13200 фт., 4020 м., через этот перевал, по преданию, проходил А. Македонский) из Кафиристана туда же. Западнее Хавака имеется множество перевалов, ведущих из Пянджширской долины на верховья Кундуза и его притоков (Сарьуланг, Кушан). На крайней зап. оконечности собственно Г.-куша расположена в различных цепях хребта целая группа перевалов, лежащих на весьма посещаемое и важной дороге из Афганского Туркестана (долина р. Хулум) на верховья Гильменда и в г. Кабул. Из них наиболее замечательны, начиная с С: Кара-котель (13 тыс. фт., 3960 м.), Дедан-шикен (9 тыс. фт., 2740 м.), Пелу, Большой Иракский перевал (13 т. фт., 8960 м.), Хаджихак и Унай (11820 фт., 8450 м.). От перевала Хаджихак на 3 тянется зап. оконечность Г.-куша, хребет Кух-и-баба, о перевалах в котором точных сведений нет. О составе Г.-куша имеется мало данных; по-видимому, его слагают граниты, сланцы, известняка в песчаники. В хребте и по его склонам встречаются: золото, серебро, цинк, свинец, сера, селитра, лапис-лазурь и т. п. О распределении лесов известно мало: зап. часть хребта, по-видимому, имеет их весьма немного. В лесах растут: кедр, пихта, ель, сосна, дуб, фисташка, древовидные можжевельник, орешник каштаны и т. а. Хвойные леса в зап. оконечности Г.-куша начинаются на 8 — 10 тыс. фт., а древесная растительность местами встречается еще на высоте 131/2 тыс. фт. Культурные растения в районе хребта почти те же, что и в Туркестане; абрикос встречается еще на 9 тыс. фт., рис на 6 тыс. фт., а ячмень и пшеница на 10 — 11 тыс. фт. На южном склоне Г.-куша между перевалами Дора на В и Хавак на 3, по лев. прит. Кабула расположена одна из наименее известных и наиболее интересных стран Азии — Кафиристан. Г.-куш одно время предлагался как «научная» граница сфер политического влияния Англии на Ю и России на С. В. Масальский.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar