Меню
Назад » »

Логос (197)

У нас в России Г., как теоретическое учение, долго не была известна: в древней Руси пастыри Церкви проповедовали вполне безыскусственно, руководясь единственно наставлениями и примерами, содержащимися в св. Писании и у отцов Церкви. Не ранее, как в XVII веке, явился в Киеве первый опыт Г. архимандрита Иоанникия Голятовского (умер в 1688): «Наука албо способ сложенья казанья», составленная по образцу Г. западных, схоластического периода. Гораздо больше имела значения в истории русской Г. «Риторика» Феофана Прокоповича, читанная им в бытность профессором киевской академии, а особенно его же «Наставление проповеднику», содержащиеся в «Духовном Регламенте». В русских духовно-учебных заведениях в ХVIII в. Г. преподавалась по-латыни по схоластическим учебникам, причем она трактовалась, как церковная риторика и содержала в себе почти исключительно учение о видах проповеди по форме; о построении и изложении в ней. Таково пользовавшееся большою известностью сочинение архиеп. Анастасия Братановского: «Tractatus de concionum dispositionibus formandis» (1806). На русском языке первое сочинение, относящееся к Г. — «Правила высшего красноречия» М. М. Сперанского, читанные им в александро-невской главной семинарии в 1793 г. и изданные в 1844 году. В 1804 г. было издано «Руководство к церковному красноречию», перевод с латинского иepoмонаха I., которое и было учебником в духовных академиях и семинариях до 1820-х годов. Затем славился в 1820 — 1830 годах, как гомилет профессор церковного красноречия в киевской духовной академии А. И. Пушнов, курс Г. которого остается доселе в рукописи. Он отчасти по служил пособием для сочинения Я. К. Амфитеатрова: «Чтения по церковной словесности» (Киев, 1841 г.) — главного на русском яз. труда по Г. По истории христианской проповеди: обширный ряд монографий о проповедниках древней вселенской Церкви, профессора В. Ф. Певницкого, напечатанных в журнале: «Труды Невской духовной академии», и Н.И. Барсова, «История первобытн. христ. проповеди».

Н. Барсов.

Гоморра

Гоморра — город древней Палестны, близ Мертвого моря; составлял, вместе с другими четырьмя городами (из них особенно известен Содом), цветущий союз пятиградия. Плодородие почвы и выгодное торговое положение на главном тракте древних караванов способствовали обогащению жителей, которое, в свою очередь, привело к крайнему развитию порочности и разврата, нашедшего себе характерное выражение в термине содомщина или содомский грех. За это города были сожжены и истреблены небесным огнем (Быт. XIX, 24). Страбон записал предание, по которому Мертвое море образовалось вследствие какой-то необычайной вулканической катастрофы, погубившей стоявшие в долине города. Новейшие исследования в некоторой степени уясняют эту катастрофу. Близ предполагаемого места ее еще и теперь можно видеть целые груды серы; по берегам бьет масса серных источников; со дна моря большими массами всплывает смола, которая просачивается в щели скал, перемешивается с песком на самом плёсе берега и даже встречается с примесью серы. В виду всего этого нет надобности даже предполагать действия подземных вулканических сил. Все указывает на воспламенение горючих веществ, которое могло произойти от молнии или от другой причины. А.Л.

Гомофония

Гомофония (греч.). — У греков Г. наз. совокупное пение в унисон или октаву. Позднее Г. стали считать прием музыкальных сочинений, при котором только один голос исполняет главную мелодию, а другие голоса — гармонический аккомпанемент. Термин противоположный Г. — полифония (т. е. многоголосие), при которой все голоса в музыкальном сочинении имеют равно самостоятельное мелодическое значение. В настоящее время к гомофоническим музыкальным формам относятся все те, в которых один из голосов имеет преобладающее значение, как то формы песни, рондо, сонатная и пр. К полифоническим относятся формы фигурованного хорала, имитации, канона, фуги и пр.

Гомруль

Гомруль (англ. Home Rule) — термин, служащий для обозначения реформы, к которой стремятся сторонники политической самостоятельности Ирландии, и движения, которое связано с историей борьбы за эту реформу. Главною целью ее является создание особого ирландского парламента в Дублине и ответственных перед ним исполнительных органов, с правом самостоятельного управления внутренними делами (Home affairs) Ирландии, при чем лишь вопросы, имеющие интерес для всего королевства, должны оставаться в ведении британского парламента. Возникновение гомрулерского движения в современном его виде (аналогичные этому движению, с целью возвращения Ирландии ее политической самостоятельности, возникали и ранее; главным из них была так назыв. Repeal Agitation — движение с целью отмены унии между Ирландией и Англией, происходившие в 40-х годах текущего столетия под предводительством Даниеля О`Коннеля) приурочивается к митингу 65 представителей ирландского общества в Дублине, 19 мая 1870 г., где была принята резолюция, что «единственным средством врачевания всех бедствий Ирландии является учреждение особого ирландского парламента, с правом полного заведования домашними делами». Через несколько времени основана была, в видах достижения этой цели, «Ассоциация ирландского самоуправления» (The Home government Association of Irelana). Обращаясь к содействию всех ирландцев, ассоциация заявляла, что она будет пользоваться «всеми законными средствами влияния на общественное мнение Великобритании и Ирландии» и стремиться к объединению ирландцев всех верований и классов в одно национальное движение в интересах осуществления великой национальной задачи". Во главе движения стоял Бутт. Первоначально на сторону гомруля стали лишь 10 из 103 ирландских депутатов; но после общих выборов 1874 г. число гомрулеров поднялось до 60, против 12 либералов и 31 консерватора. Несмотря на свою относительную численность, партия Г. оставалась, однако, без особенного влияния. Хотя в каждую сессию от лица ее вносилось предложение о даровании Ирландии отдельного парламента, вызывавшее более или менее оживленные прения, но это не производило особого впечатления ни на парламент, ни на Ирландию. Большинство ирландцев полагало, что конституционными приемами парламентской борьбы Ирландия никогда не добьется желательных реформ. Значение и влияние партии Г. начало возрастать с тех пор, как во главе ее стал Парнелль , начавший свою парламентскую деятельность с 1875 г., а после общих выборов 1880 года избранный руководителем партии Г., на место Шоу (Бутт умер в 1879 г.). Выборы 1885 г. дали уже 85 гомрулеров; ирландское население стало считать парию Г. истинною носительницею национальных интересов. Поддержанию в стране широкого сочувствия и постоянного движения не мало способствовало то, что Парнелль и его партия признали необходимым политическую реформу Ирландии связать с борьбою за реформу земельную . Гомрулерам удалось, наконец, вызвать резкий поворот в отношении к ирландскому вопросу со стороны Гладстона и многих других представителей либеральной партии в Англии. 6 апреля 1886 г. Гладстон в ней билль о Г. для Ирландии, не имевший, однако, успеха . В последующие годы вопрос о Г. продолжал стоять в числе главных пунктов либеральной программы. Новое министерство Гладстона, образовавшееся в 1892 г., включило в свою программу билль о Г. В тронной речи, кот. была открыта сессия парламента, он был назван «биллем об улучшении системы управления Ирландии», составленным для того, «чтобы доставить удовлетворение ирландскому народу, необходимое облегчение парламенту и новое обеспечение могущества и единства империи». Главным предметом билля, внесенного в палату общин 14(2) февр. 1893 г. является учреждение законодательного собрания для заведования делами Ирландии, без нарушения, однако, принципа верховенства британского парламента. Проектируемый ирландский парламент (Irish Legislature) составляется из двух палат — «законодательного совета» (Legislative Council) и «законодательного собрания» (Legislative Assembly), Обе палаты представляют собою учреждения выборные. «законодательный совет»состоит из 48 членов, избираемых на 8 лет. Чтобы участвовать в выборах в законодательный совет, нужно обладать цензом свыше 20 фн. стерл. годовой доходности от имущества, находящегося в собственности или арендуемого; при такой системе число избирателей законодательного совета достигает приблизительно 170 тыс. «Законодательное собрание» состоит из 103 членов, избираемых на 5 лет по той же системе, которая существует для выборов в английскую палату общин. Дублинскому парламенту билль предоставляет «право издавать законы для спокойствия, порядка и хорошего управления Ирландией в отношении к делам, исключительно касающимся ее или какой-нибудь ее части». Ведению ирландского парламента не подлежат вопросы, касающиеся короны, регентства, наместнической власти (в Ирландии), мира и войны, обороны, договоров и внешних отношений, званий и титулов, законодательства о государственной измене, внешней торговле и монетной системе. Если какой-нибудь билль принят законодательным собранием вторично и если между обоими решениями прошло два года или последовало распущение парламента, то в случае отклонения билля законодательным советом, обе палаты образуют одно соединенное собрание, которое и решает судьбу билля. Инициатива финансовых биллей принадлежит исключительно законодательному собранию. Очередные сессии дублинского парламента должны происходить ежегодно. Высшая исполнительная власть в Ирландии всецело делегируется от монарха к вицекоролю Ирландии . Чтобы освободить должность вице-короля от партийного характера, который она носила до сих пор, билль проектирует, чтобы назначение на эту должность производилось на 6 лет, с сохранением, однако, за короной права совершать, в случай надобности, перемены и до истечения этого срока. При ирландском тайном совете проектируется учредить «исполнительный комитет» (Executive Committee of the Prive Council), который будет, так сказать, кабинетом вице-короля и с советами которого вице-король должен сообразоваться при пользовании своим правом veto. Ирландия сохраняет, однако, представительство и в общеимперском парламенте (это одно из наиболее существенных отличий билля 1893 г. от билля 1886 г.). Число ирландских членов британского парламента определяется в 80, сообразно относительному положению Ирландии, по числу ее жителей, в соединенном королевстве. По отношению к их праву голосования в общем парламенте билль предлагает ряд ограничений, необходимость которых вытекает из учреждения особого ирландского парламента: ирландские депутаты не могут голосовать ни по какому биллю или предложению, действие которого прямо ограничено Великобританией, ни по какому налогу не взимаемому в Ирландии, ни по такому назначению денежных сумм, кроме определенных на имперские потребности, ни по какому предложению или резолюции, исключительно касающимся Великобритании или лиц, находящихся в ней. Эти ограничения касаются только права голосования, но не устраняют ирландских депутатов от участия в прениях по всем вопросам, обсуждаемым в палате общин. Внося этот билль в палату общин, Гладстон произнес длинную речь, в которой, между прочим, сказал, что «задача билля заключается в восстановлении доброго имени, чести Англии и ее политического гения, запятнанных старинным позором, и в укреплении, возвеличении и подъеме могущества, блеска, славы и единства империи». — Под текстом билля к подписи Гладстона, как главного инициатора его, присоединены подписи Джона Морлея, Асквита и сэра Чарльза Росселя.

Важнейшие доводы, приводимые против и в пользу Г., следующие. Противники Г. указывают, что дарование его грозить целости государства. Эта уступка может быть истолкована в смысле признания Англией своей слабости и явиться первым шагом на пути к разложению государства; Г. легко может оказаться средством к достижению полного отделения Ирландия. Между тем Англия никогда не допустила бы этого отделения, и всякая попытка в этом направлении неизбежно вызвала бы кровопролитную борьбу. Существование в Ирландии самостоятельного управления, объединяющего всех недовольных, составит серьезную опасность для Англии, особенно в случае внешней войны. Не будучи настолько сильною, чтобы создать себе положение самостоятельного государства, Ирландия может отдать себя под протекторат Франции или Соединенных Штатов и этим вызвать новые осложнения, вследствие неизбежного протеста со стороны Англии. Противника Г. находят также, что по своей крайней впечатлительности и непредусмотрительности ирландцы вообще неспособны к политическому самоуправлению. Когда в Ирландии был свой парламент, он оказался неудовлетворительным; образ действий ирландского народа за последние десятилетия свидетельствует о том, что в нем нет достаточного уважения к личности, собственности и общественному порядку, т. е. главного условия к водворению хорошего управления. Неудача Г. будет приписываться Англии, и в результате, вместо удовлетворения и успокоения страны, в ней могут лишь усилиться стимулы в полному отделению. К тому же Великобритания не может отдать в жертву католическому большинству Ирландии протестантское меньшинство, бывшее всегда лояльным элементом населения. Протестантское население Ульстера несомненно оказало бы упорное сопротивление преобладанию дублинского парламента, и легко могло бы возникнуть междоусобие. Дарование Ирландии Г. не разрешит ирландского вопроса, который, по существу своему, представляется вопросом экономическим, а не политическим; если бы был разрешен земельный вопрос в Ирландии, то движение в пользу Г. вскоре заглохло бы. Наконец, дарование Г. Ирландии грозить вызвать аналогичные движения Шотландии и Валлиса. В пользу Г. приводятся следующие главные соображения. Каждая страна сама лучше всего справляется со своими домашними делами; контроль одной страны над внутренними делами другой особенно нежелателен и вреден тогда, когда эти страны, как Ирландия и Англия, резко отличаются одна от другой по племенному составу, религии и национальному характеру. Уния Англии и Ирландии в течение почти столетия доказала свою несостоятельность; она не только не привела в сближению их, но, напротив, была источником крайне враждебных между ними отношений. Существуя лишь на бумаге, она может поддерживаться только при помощи постоянных принудительных и исключительных мер. Эти меры, отменяющие конституционные гарантии свободы личности, слова, печати и т. п" только по-видимому направляются лишь против преступных людей, а на самом деле касаются всего народа и в особенности его политических руководителей. Исключительные меры, порождая недовольство и протест, вызывают необходимость в еще более исключительных мерах. Дарование Ирландии полного политического самоуправления в сфере ирландских интересов является единственным возможным средством к умиротворению Ирландии и к установлению хороших отношений между нею и Великобританией. Нельзя утверждать, что ирландский народ не способен к самоуправлению, до сих пор, пока не сделан опыт. Несмотря на неудовлетворительную организацию избирательной системы, старый ирландский парламент был во многих отношениях благодетельным учреждением, а будущий парламент, созданный на более здравых основаниях, окажется еще более удовлетворительным. Антагонизм между католическим большинством и протестантским меньшинством проистекает из ненормального положения современной Ирландии и должен исчезнуть с установлением нормальных условий жизни и управления. Доказательством того, что религиозная исключительность не играет в ирландском вопросе роли преобладающего фактора, служит тот факт, что еще с XVIII в. предводителями ирландской партии, за исключением О'Коннеля, были протестанты. При сохранении за английской короной права veto всегда будет возможно предупредить принятие ирландским парламентом несправедливых или опасных для Англии законов. При общности многих политических и промышленных интересов Ирландии и Англии нет основания опасаться стремлений к сепаратизму, тем более, что при даровании Ирландии Г. имеется в виду принять меры к обеспечению целости английского государства. Законодательная самостоятельность Ирландии не может вызывать опасений на случай военных осложнений, тогда как при теперешней враждебности Ирландия, в случае войны, легко может допустить высадку неприятелей и облегчить им наступательные действия против Англии. Что касается земельного вопроса, то решение его станет возможным лишь тогда, когда оно перейдет в руки представителей различных классов ирландского народа. Опыт Англии с колониями, и особенно с Канадою, показывает, что дарование политического самоуправления — лучшее средство к установлению мирных и дружественных отношений. С точки зрения международн. положения Англии, дарование Ирландии Г. не только не уронит престижа Англии, а, наоборот, поднимет его, удалив главный источник внутренних затруднений Англии. — См. Bryce, «Handbook of Home Rule» (2 изд., Л., 1887); Baden Powell, «The Truth about Home Rule» (2 изд., Л., 1887); A. V. Dicey, «England's Case against Home Rule» (Л., 1886); Sydney Buxton, «A, Handbook to political Questions of the Day» (8 изд., Лонд., 1892). В. Дерюжинский.

Гонг

Гонг или там-там — ударный инструмент восточного происхождения, сделанный из металлического сплава и имеющий вид обыкновенных бубен, т. е. усечённого цилиндра. Г. привешивается к перекладине и затем ударяется палочкою, сходною с палочкою турецкого барабана. При ударе получается сильный, густой звук, немного напоминающий звук большого колокола; звук этот постепенно замирает, потом снова постепенно усиливается, снова замирает и т. д. Это оригинальное явление повторяется несколько раз.

М. П.

Гондола

Гондола — венецианская лодка особой формы; гондольер — гребец на Г., сообщающий ей движение одним веслом.

Гонзага

Гонзага (Gronzaga) — древний итальянский княжеский род, ведущий свое проихождение от импер. Лотаря. Могуществу этой фамилии положил начало Луиджи Г., овладевший в 1328 г., после долгой борьбы с фамилией Буонакольси, властью в Мантуе. Его потомки владели Мантуей до XVIII ст., получив в 1433 г. титул маркграфов, а в 1530 г. — герцогское достоинство. Первым герцогом мантуанским был Фредерик II, получивший в 1536 г. и маркграфство Монферратское. Со смертью герцога Винченцо, в 1627 г., угасла старшая линия Г. и между представителями боковых линии герцогами Неверским и Гвастальским, вспыхнула война за Мантуанское наследство, в которой приняли участие Франция, Италия, Австрия, Венеция. По Регенсбургскому договору 1630 г. Мантуя досталась Карлу I Неверскому. Его правнук Карл IV, впустивший в Мантую франц. гарнизон и ставший в войне за испанское наследство на сторону Франции, был лишен Австрией своих владений (1708). Из боковых линии этой фамилии ныне существует еще в Мантуе фам. Весковеди, возведенная в 1593 году в звание имперских князей. Ср. Litta, «Famiglie celebri italiane» (1819).

Гонг-Конг

Гонг-Конг (Hong-Kong) — небольшой о-в у вост. берега Китая, уступленный Англии в 1842 г. по Нанкинскому трактату, и с того времени ставший англ. колонией. В несколько лет он совершенно преобразился; развилось громадное торговое движение, сосредоточенное в гл. г. Виктории (на сев. берегу) и в его гавани. Здесь находится складочный пункт для трг. Европы с дальним Востоком; город соединен пароходными линиями с важнейшими гаванями Европы и со всеми гаванями Китая, Японии, Филиппинских о-вов и Кохинхины, открытыми для европейской трг. У всех европейских банков, имеющих дела с дальним Востоком, есть в Г.-Конге главные конторы и запасы серебра: Здесь же большие склады опиума и европейских мнф. товаров, отправляемых в порты Китая и Японии, частью через таможни, частью контрабандным путем. Главные трг. фирмы — английские. Со времени открытия Суэзского канала появилось множество новых фирм, особенно нем., довольствующихся меньшими барышами, чем англичане. Трг. опиумом перешла в руки бомбейских парсов (гвебров), а затем и китайцы стали все более и более забирать трг. в свои руки; так, напр., трг. с Кохинхиной совсем перешла к ним. Масса населения состоит из них же. Набережные и соседние улицы заняты казенными зданиями, банками и купеческими конторами; здесь днем кипит жизнь, а ночью совершенно тихо, так как европейцы живут не здесь, а в роскошных дачах, расположенных по склону горы, занимающей внутреннюю часть о-ва. На вершину горы, называемой пиком Виктории, построена проволочная жел. дор. Там находится метеорологическая станция, а внизу — астрономическая и метеорологическая обсерватория. Г.-Конг — коронная колония, т. е. без законодательного собрания. Пространство — 83 кв. км., население около 220 тыс., в том числе 158 тыс. мужчин. Белых около 9 тыс., китайцев около 211 тыс. (1890). В 1880 г. в Г.-Конге было только 160 тыс. жит. Родится 8 на тыс. жит., умирает 23 на тыс. Население пополняется приливом китайцев с материка. Доходы (1890) — 1995 тыс. фн. стерл. Точный размер внешней трг. неизвестен, за отсутствием таможни. Считают ввоз в 4 мил., вывоз в 2 мил. фн. стерл. В 1890 г. пришло 4114 европ. и амер. кораблей, с грузом в 4894 тыс. тонн, и 23512 китайских джонок, с грузом в 1795 тыс. тонн. 112 школ, подчиненных надзору правительства, с 7170 учениками. А. В.

Гонкуры

Гонкуры (братья Goncourt: Эдмон род. в 1822 г. в Нанси; Жюль род. в 1830 г. в Париже, умер в 1870 г.) — известные французские писатели. Неразлучные с детства, преданные всегда одним и тем же занятиям, имевшие во всем и во всему одинаковые вкусы и наклонности, они представляют единственный в своем роде пример идеального литературного сотрудничества. В их произведениях исчезает индивидуальность каждого из авторов, но зато дружная работа двух крупных, одинаково настроенных, талантов придает всему, что ими написано, интенсивность замысла и яркость стиля, доступную немногим из современных писателей-художников. Природные артистические наклонности, побудили Г. заняться сначала живописью. В смысле творчества они не достигли многого на этом поприще, но все-таки долголетние занятия технической стороной искусства и постоянное изучение его произведений наложили отпечаток на всю их дальнейшую деятельность. Обладая материальным достатком, Г. сделались страстными собирателями художественных произведений и редкостей, превратили свой дом в музей и внесли во французскую литературу то, что Бурже называет «le gout du bibelot». Живя постоянно среди художественных реликвий умерших эпох, Г. воспитали в себе особую остроту зрения, умение понять до мельчайших подробностей внутренний мир отдельного человека или целого общества известной эпохи по внешним знакам их жизни. С этой подготовкой Г. дебютировали в литературе этюдами бытовой и художественной жизни XVIII в. Таковы их "Portraits intimes du XVIII s. " (1856 — 58), «Histoire de Marie Antoinette» (1858), «Les Mattresses de Louis XV» (1860), "La femme au XVIII s. " (1862), "L'art du XVIII s. " и др. В названных этюдах Г., прежде всего, тонкие знатоки искусства, не выводящие философских заключений из живописи Ватто и Буше, а обсуждающие их с технической точки зрения рисунка, красок, тона и т. Из массы накопленных ими мелких обособленных фактов они с изумительным искусством воссоздают живую картину жизни XVIIIст., с ее небрежной грацией и таящимся в глубине холодным скептицизмом. В этих исторических книгах Г. выражается уже вся сущность литературного дарования Г. : они — художники бытописатели, тонко схватывающие и артистически передающие внешнюю сторону жизни, привычки и вкусы людей, все капризные оттенки этих вкусов, но не вносящие ничего нового в объяснение движений человеческой души.

От исторических сочинений, изобилующих живописными деталями и написанных нервным языком, переход к писанию романов совершился сам собой. Роман, по определению Эдм. Г., есть «история, как она могла бы быть». Произведения Г. — точное применение этого определения на практике. Они опять собирают горы «petits papiers», факты, рисующие душевную жизнь современного человека; ставят себе целью изображение истины во всей ее наготе, неприглядности и беспощадности; изучают жизнь, до своему собственному выражению, «sur ie vrai, le vif, ie saignant»; проводят недели и месяцы в госпиталях, рабочих домах, и создают, наконец, целый ряд романов, в которых воображение авторов играет наименьшую роль, а все дело — в точном анализе результатов наблюдения. Понимая роман как воспроизведение скорее нравов, чем страстей современного общества, Г. не делают героями своих романов людей исключительных, создающих себе условия жизни собственной энергией, а напротив, изображают чаще всего пассивные натуры, без резко выраженной индивидуальности — натуры, поддающиеся влияниям среды и не умеющие оказать им достаточного сопротивления. В этом отношении Г. пошли даже слишком далеко: сюжетом их романов являются чаще всего болезни воли, патологические состояния человеческой души. Самым характерным для таланта и манеры Г. романом является «Charles Demailly» (напечатанный впервые в 1861 г., под заглавием «Les hommes de lettres»), в котором авторы воплотили свою собственную психологию болезненно впечатлительных, пессимистически настроенных художников нашего времени. Их герой — жертва бескорыстной, возвышенной любви к пошлой актрисе, которая превращает его в игрушку своих бессмысленных капризов. В этом романе сказывается инстинктивный ужас Г. перед женщиной и ее властью, их взгляд на женитьбу, как на могилу артистической деятельности, их убеждение, что художник должен жить один, всецело отдавшись своим замыслам и артистическим ощущениям. Та же мысль лежит в основании другого романа Г., из жизни художников: «Manette Salomon» (1867). В этом романе Г. развивают любопытные и смелые артистические теории и рисуют, с свойственным им обилием характерных деталей, жизнь французских художников.

Лучшими из романов Г. считаются два этюда женской психологии или, вернее, патологии: это «Germinie Lacerteux» (1865) — тип несчастной, истеричной женщины, с больной волей, страстным темпераментом и слабой головой, и «Renee Mauperin» (1864), где изображена молодая девушка, нервная, оригинальная, с несколько мальчишескими замашками, но вместе с тем артистическая и нежная, вносящая во все свои поступки непосредственность чистой души. «Soeur Philomene» (1861) и «Madame Gervaisais» (1869) заканчивают галерею созданных Гонкурами типов и портретов из современной жизни. Все эти типы имеют много общего между собой и представляют как бы членов одной и той же семьи, следующих непосредственному импульсу сердца или темперамента. Значение Г. в литературе заключается в том, что, проникнутые насквозь жизнью века, связанные всеми фибрами своего существа со своим временем и обществом, они внесли эту «modernite» в свои произведения, сделались историографами своего поколения и стали во главе целой школы романистов натуралистического направления (Золя, Мопассан, Гюисманс и др.), с характеризующим ее фатализмом и анализом мельчайших подробностей человеческого существования. Большую роль в созданной Г. новой формуле романа играет их язык, в который они внесли особую виртуозность и живописность. Постоянная погоня за точным определением («ie mot qui peint») придает иногда вычурность и искусственность прозе Г.; но там, где они не впадают в крайность, артистическая отделка их языка создает поразительные эффекты.

После смерти Жюля Г. (он ум. 40 лет от нервного переутомления),. старший брат продолжал писать романы, и издал «La fille Elisa», «Les freres Zemganno», «La fan stin», «Cherie», во многом схожие с общим типом гонкуровских романов, но во многом от него и отличающиеся. Вычурность языка и претенциозная оригинальность, граничащая с оригинальничанием, доходят здесь, местами, до крайних пределов, заставляя думать, что в стремлении братьев к новизне замысла и формы младший являлся элементом сдерживающим и умеряющим. Нет в романах Эдмона Гонкура и того глубокого чувства, которым проникнуты многие страницы в романах обоих братьев. В 1888 г. он начал печатать любопытные литературные мемуары; «Journ. des G.», где рассказывается жизнь братьев с 50-х до 70-х гг. Дневник этот — в высшей степени ценный вклад в историю интимной жизни второй полов. XIX в.; но бесцеремонность, с которой предается гласности содержание дружеских бесед, возбудило против Эдмона Г. общее негодование. Ср. этюды Бурже в «Essais de Psychologie contemporaine» и Леметра в «Contem porains»; Зола, «Парижские письма».

З. В.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar