Меню
Назад » »

Логос (202)

Свое мировоззрение Г. проводит с замечательною последовательностью в длинном ряде бесподобных в своем роде фантастических повестей и сказок, в которых он искусно сливает чудесное всех веков и народов с личным вымыслом, то мрачным и болезненным, то грустно трогательным, но чаще грациозно веселым и шаловливо насмешливым. Он умеет внушить и взрослому читателю интерес к этой пестрой фантастике, посредством соединения сверх естественного с обыденным и даже пошлым: у него привидения принимают желудочные капли, феи угощаются кофе, колдуньи торгуют яблоками и пирожками, герцоги и графы овощного царства режутся звёздочками и кладутся в суп и т. д. Крайняя прозаичность немецкой жизни является сереньким фоном, на котором тем резче выделяется яркость красок его фантастики. Таким образом этот ультра-романтик является и ультра-реалистом. Как психолог, Г. отмежевал себе область неопределенных чувств, неясных стремлений, необыкновенных ощущений, магнетических влияний, страшного и болезненно трогательного; бред, галлюцинация, безотчетный страх, потеря душевного равновесия — любимые мотивы его тонких психологических этюдов. Как новеллист, историк и этнограф, он — великий мастер своего дела: в глубь средних веков он спускается неохотно, но эпоху Реформации в и XVII веке воспроизводит превосходно; итальянские нравы и природу описывает так, как будто десятки лет прожил в Италии. Но, верный жизни в подробностях, он в общем везде обращает ее в пеструю сказку. Другая темная сторона поэзии Г. — его стремление приводить читателя в трепет, внушать ему веру в господство каких-то мрачных сил. Третий его недостаток — полное и сознательное равнодушие ко всяким социальным вопросам; его антипатия к тенденции переходить в возмутительный со стороны столь живого человека квиетизм. Зло, существующее в мире, представляется ему непоправимым даже в частных случаях, так как участь человека зависит не от него самого и не от его ближних, а от судьбы. Лучшие люди пусть уходят из это то мира в страны горные, в мир сверхчувственных наслаждений, а другие пусть живут в своей грязи, как хотят. Но, к счастью для себя и читателей, Г., как поэт, не может вечно держаться на такой олимпийской высоте — а когда он спускается на землю, он является другом человечества и горячим проповедником всепрощающей любви. Немецкая критика не очень высокого мнения о Г., и в Германии влияние его не было сильно: там в его время предпочитали романтизм глубокомысленный и серьезный, без примеси едкой сатиры, а следующее поколение усиленно занялось политикой и поэзия стала тенденциозной и утилитарной. Зато вне отечества Г. имеет огромное историческое значение. Французские романтики гораздо больше научились от него, чем от Шлегелей и Тика; во Франции, как и в Италии, он один из любимых писателей до 60-х годов включительно; в С. Америке он имел массу переводчиков и подражателей. В России один из образованнейших писателей пушкинского периода, Антоний Погорельский (А. Л. Перовский), автор «Монастырки»; находится в своих первых произведениях под непосредственным влиянием Г. Белинский (III, 532) называет Г. «одним из величайших немецких поэтов, живописцем невидимого внутреннего мира, ясновидцем таинственных сил природы и духа, воспитателем юношества, высшим идеалом писателя для детей». Другой талантливый критик 50-х годов, Дружинин, считает Перегринуса Тисса Г. одним из величайших созданий мировой поэзии. Но всего интереснее влияние Г. на одного из величайших русских романистов, Ф. Достоевского. Достоевский не только перечитал всего Г. и порусски, и по-немецки, и вдохновлялся им именно в ту пору, когда слагались его литературные вкусы (в 1838 г.), но и в излюбленном произведении первого периода своей деятельности, «Двойник», очевидно подражает ему, не теряя, конечно, при этом своей оригинальности. Мало того: много позднее, в самых крупных произведениях Д — ского замечается поразительное сходство с Г. и во взглядах, и в литературных приемах. Оба они одинаково любят детей и чудаков и не любят холодных, сдержанных жрецов «приличия», поклонников успеха и «деловых людей», всецело отдавшихся «полезному»; оба превозносят не подкрашенную природу на счет культуры; оба принижают разум перед сердцем; оба в повествовании любят неожиданности; у обоих кроткая идиллия внезапно сменяется порывом все уничтожающей бури и наоборот; знаменитое: «тут произошло нечто совсем неожиданное» Достоевского часто дословно встречается у Г. (напр., «Выбор невесты»); оба любят сопоставлять трагическое и страшное с мелочным и обыденным; оба любят сны, предчувствия, галлюцинации; сфера психологических наблюдений Достоевского есть нечто иное, как расширение и углубление сферы наблюдений Г., реализованных на данной почве и в данную эпоху. Все, что говорит Белинский о странности и причудливости гения Г. всецело относится и к Достоевскому — но далеко не все свойства великого русского романиста можно указать у немецкого романтика. Первое изд. сочинений Г. — «Ausgewahite Schriften» (Берлин, 1827 — 1828); его вдова Михелина прибавила к ним потом еще дополнение. Новейшее модное издание — «Sammtl. Schriften, mit Federzeichnungen v. Theod. Hosemann» (Б., 1871 — 73). Прекрасная биография Г. написана его другом, J. E. Hitzig: «Aus H's Leben and Nachlass» (Б., 1823). Ср. Funck, «Aus dem Leben zweier Dichter. Ernst Theod. Wilb. Н. und Fr. Grottlob Wetzel» (Лпц., 1836). Ср. также биографию Г., написанную Rochlitz'ем при франц. переводе его «Contes posthumes, par Champtlenry» (П., 1856).

А. Кирпичников.

Гоцци

Гоцци (Карл, граф Gozzi) — итальянский драматург и поэт Венеции. Написал несколько стихотворных романов и сатир, одиннадцать новелл в прозе и автобиографические записки: «Memoire inutili» (бесполезные записки); но все это давно забыто и известность Г. зиждется на его деятельности, как драматурга. И в этом отношении, однако, авторитет, которым он долго пользовался в Италии и особенно в Германии, в пору процветавшей там романтической школы, сильно понизился, и значение его в настоящее время — исключительно историколитературное. Драматическая деятельность Г. выразилась, главным образом, в энергетическом, можно даже сказать озлобленном противодействии реформе Гольдони, которой он усмотрел только рабскую французоманию и (умышленно или по недомыслию) совершенно упустил из виду все что было чисто национального в комедиях Гольдони. Точно так же враждебно отнесся он к стремлениям последнего возвысить первобытную и грубую «Commedia dell'arte» на степень художественной «комедии характеров», увидев и здесь еретическое посягательство на наследие итальянской старины. Но если исходная точка Г. была отчасти верна, то применение ее оказалось в высшей степени фальшивым. Г. осуждал Гольдони, напр., за то, что он «представлял на сцене только ту правду, которая была у него перед глазами, копируя ее осязательно и грубо, а не подражая натуре с подобающим писателю изяществом.... и исходил из принципа, что правда сама по себе всегда нравится...». В противодействие Гольдониевской «комедии характеров», Г. ввел новый род пьес, которые он назвал fiabe (басни) — старое, малоупотребительное итальянское слово — и которые представляют собой соединение старого «балаганного» элемента с романтическим: первого — в виде сохранения, но в довольно изуродованном виде, старых «стоячих масок», второго — в массе волшебно-сказочных подробностей, приближающих эти пьесы скорее к пантомимам, балетам и т. п. Ко всему этому надо присоединить и полемические тенденции автора, выразившиеся особенно резко в первой же из этих пьес («L'amore delle tre Melarance»), направленной против Гольдони; за нею последовали «Ворон», «Турандот» (впоследствии перев. Шиллером), «Король Олень», «Женщина Змея», «Зеленая птичка», которую автор назвал «философской сказкой» и в главных действующих лицах которой — двух новых философах — ополчился против новой французской философии. Гельвеций, Руссо и Вольтер вызывали с его стороны яростно-фанатические нападки. Fiabe Г. в течение десяти пятнадцати лет пользовались значительным успехом в массе публики, благодаря их чисто внешнему интересу, но вызывали оппозицию серьезных и литературно развитых людей. Уступая этому давлению, он перешел впоследствии к новому роду «комедий или трагикомедий», которых написал больше двадцати и большинство которых имеет образцами пьесы испанского репертуара. Из этой категории произведений Г. в настоящее время не появляется на итальянской сцене почти ни одно, хотя Симонд де Сисмонди, относясь к ним, как к пьесам вообще «не хорошим», находит в них постоянное присутствие «интереса, жизни и веселости». Между тем как часть современной Г. критики признавала его изумительнейшим после Шекспира явлением, новейшая (и притом итальянская) критика произнесла ему строгий, но во многих отношениях справедливый приговор: «Гоцци», — говорит Угони — «обладал большим талантом и фантазиею, но это был враждебный культуре писатель, с ничтожным образованием, стремившийся в своих Fiabe принизить умственное развитие своих зрителей, запечатлевая в них принципы полного обскурантизма». Наиболее полное собрание соч. Г. изд. в Венеции 1802 г. Ср. Margini, «Carlo G. e ie fiabe» (1876).

П. В — рг.

Гош

Гош (Лазарь Hoche) — франц. полководец (1768 — 97). 14 лет от роду, не получив почти никакого образования, он поступил стременным к королю, а через 3 года был переведен в пешую гвардию, из которой вышел перед началом революции. В 1792 г. Г. поступил в арденскую армию, потом назначен был комендантом Дюнкирхева, и за мужественную оборону этой крепости против англичан и австрийцев произведен (1793) в генералы. Получив начальство над мозельскою армиею, одержал над австрийцами ряд побед и очистил от них Эльзас (1793 и 1794). Несогласие с депутатом конвента Сен-Жюстом едва было не погубили его; он был арестован и привезен в Париж, но после падения Робеспьера снова назначен главнокомандующим армии, действовавшей против роялистов сначала в Нормандии и Бретани, потом в Ванде. В конце 1796 г. на Г. возложена была экспедиция в Ирландию, которая, вследствие противных ветров, осталась без результата. В начале 1797 г. Г. начальствовал самбр-маасскою армиею, с которою нанес австрийцам несколько поражений; только леобенское перемирие остановило его наступление за Рейном. Затем Г. был назначен главнокомандующим соединенных армий самбр-маасской и рейнмозельской, но скоропостижно умер, оставив по себе репутацию рыцарски честного в бескорыстного воина.

Граб

Граб (бот.), грабина, белый бук, Carpinus Betalus L. — красивое дерево из сем. Березо-образных, со светло-серой гладкою корою в белой древесиной. Листья эллиптические или удлиненно-яйцевидные, почти гладкие, по краям двоякопильчатые, т. е. их крупные зубцы сами разрезаны еще на несколько мелких зубцов. Цветы раздельные, однодомные, появляются одновременно с молодыми листьями; тычиночные или мужские собраны в довольно плотные повислые сережки в углах листьев на средине молодых веток; каждый цветочек состоит из 4 — 12 коротких тычинок и 1 широкого буро-зеленого прицветника, по краям ресничатого; пестичные или женские цветки в небольшом числе, редкими сережками на концах ветвей (как у березы); каждый состоит из двугнездой завязи с 2 рыльцами в трехлопастного 3-нервного прицветника, сильно разрастающегося ко времени созревания плода и остающегося при нем; каждая пара таких цветов снабжена длинным кроющим прицветником, рано отпадающим. Плод односемянный (по недоразвитию другого семени) орешек. Г. (распространен в южной и средней Европе в Азии) до Афганистана; попадается в Англии, Швеции, Дании. В России начинает встречаться с Курляндии и Гродненской губ. и весьма обычен в Киевской, Подольской губ., вообще в Юго-Зап. краю, в Крыму, а всего более на Кавказе и Закавказье, где его можно считать самым распространенным деревом. Вертикальное распространение его также очень обширно: от берега моря до 5 — 6 тыс. фут., а в западн. Закавказье до 41/2 тыс. фут Растет в смешении с другими породами, но нередко образует и совершенно чистые насаждения; достигает 70 фут. вышины и живет до 200 — 300 лет.

Другой Г., восточный. Car. orientalis Lam. (= С. duinensis Scop.), или грабинник, кустарный Г., распространен только по южной Европе (средняя Италия, Австрия, Балканский полуостров), а у нас — в Крыму и на Кавказе. Это — небольшое деревцо, не выше 20 — 30 фут., а чаще густо ветвистый кустарник с мелкими листьями (в 8 — 4 раза мельче предыдущего), снизу, вдоль нервов, покрытыми волосками; прицветники при плодах (они же назыв. плодовыми обвертками или покрывалами) не трехлопастные, как у предыдущего, а цельные неравнобокие, неправильно зазубренные. Всего более в Закавказье, где живет в нижней полосе лесов, не выше 4 т. фут. Примкнете такое же, как к предыдущего. во ограниченные вследствие слабого развития ствола в обилия кривых ветвей. Кроме описанных, есть еще американский Г. — С. Соrоliniana Walt. (— С. americana Mix.), в Сев. Америке, со слабо 8-лопастными 5 — 7 нервными плодовыми покрывалами; Г. тонкий, С. Timinea Wall., в Непале у Гималаев, с продолговатыми и цельными плодовыми покрывалами, при основании зубчатыми. Наконец Г. букообразный, С. faginea, присоединяется лучшими систематиками к первому или второму из вышеописанных, а Г. средний, С. intermedia Wierz. — к первому. Ископаемый крупнолистый Г., С. grandis, найден в плиоценовых отложениях сарматского яруса, близ Энингена в Германии (относится к так наз. «венскому бассейну»).

А. А.

(Лесоводство). 1) Г. обыкновенный, грабина, белый бук (С. Betnius L.). Требования относительно почвы те же, что у бука, но граб довольствуется менее богатыми, более сухими, легкими в мелкими почвами, и хотя переносит излишнюю влажность почвы, но избегает кислого перегноя. Будучи тенелюбивой породой, легко выдерживает продолжительное отенение, а также многократные повреждения скотом и дичью, вскоре от них поправляясь; в местах своего естественного распространения вынослив также к морозу (переносить зимою даже — 24° P.), но сильно страдает от заморозков весною и осенью и от повреждений, причиняемых мышами. Возобновляется после срубки как семенами, которые начинает приносить с 20 — 30 лет, так и паевою порослью, давая последнюю лаже при срубке в 80 — 100-летнем возрастов при рубке от пней появляется много естественных отводков, но отпрыски от корней незначительны. Хорошо и скоро оттеняя почву, Г. наиболее пригоден для низкоствольников (грабильников или грабинников) и подлеска в среднем хозяйстве, доставляя при 18 — 20 летнем обороте рубки ежегодно, в среднем, больше древесной массы, чем при срубке в более позднем возрасте. Это последнее обстоятельство в очень медленный рост Г., вообще, делают его малопригодным для высокоствольного хозяйства; поэтому при возращении с дубом, и в особенности с буком, он составляет временную примесь. Произрастая в изреженных насаждениях, Г. сильно развивает ветви, отчего успешно возвращается на выгонах, в безвершинном хозяйстве, где срубание его вершины производится чрез каждые 6 — 10 лет, а штамба нередко достигает до 150 — 200 лет. Способность хорошо переносить обрезку и стрижку служит причиной устройства из Г. живых изгородей, крытых аллей (во французских садах), беседок и т. п. Древесина высоко ценится, местами даже дороже буковой, на дрова, но вместе с тем дает поделочный лес высоких качеств (кулаки в машинах, молоты, винты, рукоятки для заступов, топорища, гребни в т. п.), хотя часто страдает от червоточины; лист идет на корм скоту.

2) Г. хмелевидный, хмелеграб обыкновенный, незнайка (название. русских поселенцев) (С. Ostrya L., Ostrya carpinifolia Scop., О. vulgaris Wilid., О. italica Spach.) — дерево, высотою 50 — 60 фт., с оригинальными пучками плодов, напоминающими хмелевые шишки, изредка растущие в Закавказья, до высоты 3000 — 4000 фт. (черноморское побережье — возле Адлера и Псоу, по долине Куры — Боржомское ущелье, Ахалцыхского у.). Древесина его напоминает грабовую, но особого технического применения в местностях, где растет это дерево, не имеет.

В. С.

Гравий

Гравий, или хрящ — так наз. в геологии крупный песок, отдельные более или менее округленные зерна которого имеют в поперечнике от 3 до 10 мм., не превышая, таким образом, величины горошины.

Градоначальство

Градоначальство — административная единица, состоящая из города и прилегающих к нему земель и вверенная управлению градоначальника.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar