Меню
Назад » »

Логос (232)

Декларация прав человека

Декларация прав человека и гражданина (declaration des droits de l'homme et du citoyen). Уже в наказах 1789 г. встречается требование чтобы во Франции была издана Д. прав, причем, конечно, имелся в виду пример Америки. В самом национальном собрании первая мысль о такой Д. и первый ее проект (12 июля 1789 г.) принадлежали Лафайету, а за ним представил свой проект и Сиейс (20 июля). Национальное собрание решило 4 авг., перед знаменитым ночным заседанием, поставить во главе конституции торжественное объявление о правах человека и гражданина, а 12 авг. поручило выработку ее текста особой комиссии. По докладу Мирабо, 26 авг. собрание приняло Д., которая потом и была поставлена впереди конституции 1791 г. Ее текст состоит из краткого введения, в котором заявляется, что единственными причинами общественных бедствий и порчи правительств являются незнание, забвение или презрение естественных, священных и неотчуждаемых прав человека, и из 17 статей, заключающих в себе, главным образом, две основные идеи политической философии естественного права — идею индивидуальной свободы и идею народовластия. Все люди свободны и равны в правах. Цель общества — сохранение прав личности (свободы, собственности, безопасности и сопротивления угнетению). Верховная власть принадлежит нации. Закон есть выражение общей воли; участвовать в издании законов имеют право все граждане, лично или через представителей. Все граждане равны перед законом. Особые статьи (7 — 12) обеспечивали личную неприкосновенность, судебные гарантии личности, свободу совести и мысли, свободу слова и печати. Публичная сила существует для счастья всех, а не для личной выгоды тех, кому она вверена. Налоги, необходимые для ее содержания, должны быть распределены равномерно; граждане имеют право сами, чрез своих представителей, определять их размер и способ взимания. Общество имеет право требовать отчета у своих агентов. «Общество, в котором не обеспечена гарантия прав и не установлено разделения властей, не имеет конституции». Никто не может быть лишаем собственности, кроме случаев общественной надобности, законно засвидетельствованной, и лишь под условием вознаграждения. Таково, вкратце, содержание Д., принципы которой легли в основу целого ряда постановлений публичного и частного права, созданного французской революцией. В свое время Д. прав была предметом как восторженных похвал и резких нападок, так и более спокойной критики; и теперь она обращает на себя большое внимание историков (см. статью М. М. Ковалевского в «Юрид. Вестнике» за 1889 г.). Когда, после падения монархии и отмены конституции 1791 г., национальный конвент озаботился составлением новой, республиканской конституции, то Д. прав составила существенную часть и жирондистского проекта конституции, и якобинской конституции 1793 г., и так наз. конституции III (1795) года. И жирондисты, и якобинцы внесли в свои Д. новую черту, которой не было в Д. учредительного собрания. Это — принцип, которым на общество возлагается обязанность помощи неимущим, посредством доставления работы или пропитания, и обязанность содействовать образованию всех своих членов. В остальном обе Д. мало чем отличались от первой; в них только сильнее подчеркнуты безграничное верховенство нации и право сопротивления угнетению, которое превращалось здесь прямо в право возмущения (insurrection). Когда после падения Робеспьера началась реакция, она сказалась и на содержании Д., предпосланной конституции III года. Из новой Д. было выключено право сопротивления, и к Д. прав прибавлена была Д. обязанностей (decl. des devoirs). Прибавлено было еще, что верховная власть принадлежит всей совокупности граждан и что частные их соединения не имеют права присваивать себе всей верховной власти. Мысль о Д. обязанностей высказывалась еще в авг. 1789 г.; но тогда вопрос об этом был отложен. Обязанности, изложенные в Д. III г., имеют чисто моральный характер; особенно выдвигается вперед требование подчинения законам и законным властям и поддержания собственности, как основы всего общественного порядка. В общем и Д. III г. сохранила принципы индивидуальной свободы и народовластия. В конституции VIII (1799) года, передавшей власть Наполеону Бонапарте, нет уже попытки формулировать права человека и гражданина в том смысле, как это делалось в конституциях 1791, 1793 и 1795 гг. Историческое значение этих Д. заключается в стремлении дать законодательную санкцию самым важным принципам политической философии естественного права, произведшей такой крупный переворот в политических взглядах и отношениях новейшего времени. Тексты Д. можно найти в любом сборнике франц. конституций (Helie, Tripier, Laferriere и т. п.; рус. пер. первой Д. на стр. 520 — 522 третьего тома «Ист. Зап. Евр. в новое время», Н. Кареева), кроме жирондистской Д., которую см. у Buchez et Roux, «Hist. parlementaire de la rev. franс.» (XXIV, 106 и след.).

Н. К.

Декорация

Декорация — в широком значении слова, всякое художественное украшение предмета или помещения. Отсюда глагол: декорировать — производить художественное украшение, и прилагательное декоративный, применяемое, на языке архитектуры, в противоположность к термину «конструктивный», ко всему тому, что не составляет необходимого элемента в сооружении, не обусловливается требованиями механики и практическими целями, но служит единственно к приданию постройке изящнейшего вида. Д. здания должна соответствовать его характеру и стилю, не нарушать его основных форм, а, напротив того, выказывать их с возможно большею ясностью и красотою. Различают два рода Д.: "активную, чисто-архитектоническую, состоящую в изящном расчислении необходимых частей сооружения и к которой относятся, напр., карнизы, консоли, тяги, лопатки и т. п., и пассивную, чисто-орнаментальную, прибегающую для оживления и уразноображения стен, потолков и пр. к пособию пластики и живописи. С древних времен важное значение получила декоративная живопись, составляющая особую отрасль искусства, в истории которого ее развитие следовало за движением станковой живописи, живописи картин. К ней относят иногда такие же произведения, какие доставляет эта последняя, если только они исполнены на стенах и плафонах здания преимущественно с орнаментальною целью (стенная и плафонная живопись, фрески); но, главным образом, элемент ее составляют орнаменты в строгом смысле слова, т. е. красивые комбинации геометрических линий и фигур, а также форм растительного и животного царства, офантазированных или неизмененных (напр. роспись стен в домах Помпеи, мавританские арабески Альгамбры, гротески Рафаэлевых лож в Ватикане и т. п.). Мотивы декорат. живописи изменялись в зависимости от исторического хода культуры и искусства у разных народов, от вкуса и архитектурного стиля, господствовавших в данное время. У французов вошло недавно в употребление название: декоративное искусство (l'art decoratif), для разных отраслей ремесленных производств, нуждающихся в помощи искусства, каковы изготовление изящной мебели, ковров, кружев, стеклянных и гончарных изделий, ювелирных вещей, бронзы, обоев и других предметов роскоши и комфорта, — словом, для всего того, что у немцев принято называть Kleinkunste или Kunstgewerbe, а у нас — прикладным искусством или художественною промышленностью.

Слово Д. всего чаще употребляется для обозначения принадлежностей театра, имеющих своим назначением производить иллюзию места, в котором происходит действие, разыгрываемое на сцене. Поэтому театральные Д. представляют, по большей части, либо пейзажи, либо перспективные виды улиц, площадей и внутренности зданий. Они пишутся клеевыми красками на холсте, сшитом из полотнищ и затем загрунтованном клеем с белилами. Главные составные части каждой театральной Д. — завеса и кулисы. Первая вешается в глубине сцены, простираясь во всю ее ширину и изображает все то, что в воспроизводимом пейзаже или перспективе находится на дальнем плане; кулисы же суть куски полотна более узкие, в сравнении с завесой, натянутые на деревянный переплет и вырезанные с одного края надлежащим образом; они помещаются по бокам сцены, в два, три и несколько рядов, одна за другой и представляют более близкие предметы, напр. деревья, скалы, дома, пилястры и другие части сцены. Дополнением Д. служат поддуги — куски полотна, протянутые вверху чрез всю сцену и изображающие куски неба, верхние ветви деревьев, потолочные своды и т. п., а также пратикабли — различные замаскированные расписанным полотном деревянные подмостки и примостки, помещаемые на сцене и представляющие, напр., камни, мосты, отроги скал, висячие галереи, лестницы и т. д. Художник, занимающийся исполнением театральных декораций и называемый декоратором, должен обладать, сверх подготовки, необходимой для живописца вообще, некоторыми специальными познаниями: ему необходимо в совершенстве знать правила линейной и воздушной перспективы, усвоить себе весьма широкий прием письма, уметь приспособлять свой колорит к огненному освещению, при котором обыкновенно происходят сценические представления, и вообще рассчитывать на то, чтобы в результате его труда получалась живописная обстановка разыгрываемой пьесы, не только не вредящая ей своею излишнею простотою или вычурностью, но способствующая силе и цельности впечатления, производимого ею на зрителя. Сочинив эскизный рисунок Д., декоратор изготовляет для нее так назыв. макет, т. е. миниатюрное подобие сцены, с картонными завесой, кулисами и прочими принадлежностями, дабы по этой модели можно было заранее судить об эффекте будущего произведения. Приступая после того к исполнению самой декорации, он натягивает холст завесы в горизонтальном положении на полу своей мастерской, переводит на него (углем, или особого рода чернилами) рисунок эскиза в увеличенном виде помощью разбития его на квадраты и, наконец, принимается за письмо красками. Точно также поступает он и при исполнении кулис и прочих частей Д. Палитру заменяет ему ящик с банками различных, разведенных на клею, красок; для письма служат более или менее крупные, сделанные из щетины кисти с длинными рукоятками. Во время работы он то и дело прерывает ее, чтобы подняться на галерею, устроенную в мастерской на некоторой высоте от пола, и взглянуть оттуда на написанное. Трудится он обыкновенно не один, а вместе со своими учениками и помощниками, которым поручает подготовку и второстепенные части работы. Сценические представления обставлялись Д-ми еще у древних греков (сценография). Как на одного из старейших декораторов, известных в истории, можно указать на Агафарха, жившего приблизительно в 460 — 420 гг. до Р. Хр. В новейшие времена декорационная живопись развилась прежде всего в Италии, которая доставляла лучших мастеров по этой части и другим странам. Из итaлиaнcк. декораторов, в XVIII ст., особенно прославился Дж. Сервандони, работавший для королевской оперы в Париже. Потом первенство в рассматриваемой области перешло к французам. Среди них, в конце прошедшего столетия, выказал замечательное дарование театральный живописец Боке; знаменитые Ватто и Буше не гнушались отрываться от исполнения своих картин для того, чтобы писать для сцены. Затем, между французскими декораторами более близкого к нам времени, пользовались громкою известностью Деготти, Сисери, ученики последнего Сешан, Деплешен, Фешер и Камбон, Шаперон, Тьерри, Рюбе, и Шере. Выдающимися декораторами в Германии были Шинкель, К. Гропиус, онемечившиеся итальянцы Квальо (Доменико, его брат Симон и сын Анджело) и И. Гофман. В России потребностям императ. театров удовлетворяли вначале приезжие декораторы-италианцы — А. Перезинноти, Кваренги, Канопи, Гонзага, а потом, в царствование имп. Николая I, немецкие художники А. Роллер, К. Вагнер и др.; только в последние десятилетия декорационная живопись вступила у нас на путь самостоятельности, благодаря таким даровитым мастерам, как М. И. Бочаров и М. А. Шишков, и учреждению при нашей акд. худож. особого класса для изучения этой отрасли искусства.

А. С-в.

Де-Костер

Де-Костер (Шарль-Теодор-Анри de-Coster) — бельгийский писатель (1827 — 79). Д. посвятил себя собиранию материалов народного творчества. В 1857 г. появились «Legendes flamandes», с рисунками Фелисьена Ропса — сборник печальных и шутливых преданий. Затем следовали: «Contes brabanзons» (1861), «Legende de Tyl Uilenspiegel et de Lamme Goedzak» (1867), «Voyage de noce» (1872) и "Voyage en Zelande (1878).

Делакруа

Делакруа (Фердинанд-Виктор-Эжен Delacroix) — знаменитый франц. живописец, род. в Шарантоне-Сен-Морисе (Сенск. деп.) 26 апр. 1798 г.; ум. в Париже, 13 авг. 1863 г. В детстве он нисколько не выказывал артистических способностей и начал заниматься живописью лишь 17 лет от роду, по окончании курса в лицее Людовика Великого. Несмотря на то, что его наставником был последователь Давида, Герен, он не примкнул к псевдоклассическому направлению давидовской школы, но с первых же шагов своих на художественном поприще явился решительным противником этого направления, передовым и смелым сторонником нарождавшегося романтизма, и вскоре стал во главе его представителей. Его творчество было направлено к воспроизведению мгновенных и скоропреходящих явлений жизни и природы, изображению необычайного, лирически-трогательного, потрясающего, нередко даже ужасного. Для достижения этой цели, Д. смело пользовался всеми средствами колорита, который дался ему как немногим, и пренебрегал правильностью и благородством рисунка, заботясь, главным образом, об его экспрессивности. Новаторское стремление он ясно выразил еще в своей первой значительной картине: «Данте и Виргилий переезжают на ладье по адскому озеру» (из I ч. Божеств. Комедии), выставленной им в салоне 1822 г. вопреки желанию Герена и встреченной со стороны одних восторженными похвалами, со стороны других — жестокими порицаниями. Еще более бурные споры возбудили «Хиоские убийства» — второе произведение Д., с которым он явился пред публикою в 1824 г. Однако, в дальнейшей своей деятельности, он мало-помалу завоевал себе симпатию большинства художественных критиков и громкую известность в публике. Содержание его картинам доставляли крайне разнообразные источники: библейские и евангельские рассказы, мифология, древняя, средневековая и новейшая история, народный быт и природа Алжирии, Марокко и Испании, посещенных им в 1831 г., творения Данте, Шекспира, Гете и Байрона; он брался также за изображение сражений, охотничьих сцен, животных и даже картин неодушевленной природы (nature morte). В ряду его многочисленных картин, следовавших за вышеупомянутыми двумя (обе ныне в луврской галерее), считаются главными: «Казнь дожа Марино-Фальеро» (1827), «Христос в Гефсиманском саду» (1827, в париж. церкви св. Павла), «Греция на развалинах Миссолонги» (1827, в бордосском музее), «Свобода на баррикадах» (1830), «Убийство люттихского епископа» (1831), «Медея пред убийством своих детей» (1838, в лильском музее), «Религиозные фанатики в Танхере» (1838), «Алжирские женщины у себя, дома», «Еврейская свадьба в Марокко» (1841, наход. в Лувре), «Маргарита в церкви» (1846), «Расставанье Ромео с Джульеттой» (1846), «Распятие» (1847), «Снятие со креста» (1848), «Смерть Валентина» (1848), «Крушение ДонЖуана», «После мучения св. Севатиана» (1853) и нек. др. Недостаточное знание рисунка и небрежное отношение к нему гораздо заметнее в монументальных работах Д., чем в его обыкновенных картинах, несмотря на все изящество и роскошь его колорита. Из таких работ можно указать на стенную живопись в тронной зале Бурбонского дворца, в библиотеке Люксанбургского дворца, плафон в Аполлоновой галерее Лувра и роспись одной из капелл в ц. св. Сульпиция, в Париже. Д. славился не только как первоклассный, высокоталантливый живописец, но также и как отличный гравер, литограф и рисовальщик иллюстраций. Им исполнены 23 гравюры крепкой водкой и акватинтой и 107 литографий, изображающих портреты различных лиц, костюмы, животных, сцены из «Гёца фон-Берлихингена», «Фауста» и «Гамлета», карикатуры, и сделано 17 рисунков для политипажей. Подвергаясь яростным нападкам приверженцев старой школы, он был принужден вступать в полемику с ними и вооружаться пером на защиту своих эстетических воззрений. Его журнальные статьи и письма прекрасно обрисовывают личность автора и содержат в себе любопытные данные для оценки современного ему движения во французском искусстве. Ср. Ern. Chesneau, «Eugene Delacroix» (П. 1861); Piron, «Eug. Delacroix, sa vie et ses oeuvres» (П. 1865); H. Delaborde, «Eloge d'E. Delacroix» (П. 1876); H. Guet, «Delacroix» (П. 1885) и несколько др. биографий.

А. С — в.

Дели

Дели — (правильнее Дили, также Дегли, Дехли; Dehli, Dihli, Delhi у англ.) — гл. город одноименных отдела и округа в англоинд. провинции Пенджаб, на пр. бер. Джамны (или Джумны); некогда величайший город Индии («азиатский Рим»), еще в XVII в. превосходивший по величине и народонаселению (свыше 2 миллионов) Лондон. Существуя с древнейших времен, Д. много раз разрушался и отстраивался. Нынешний город, заново построенный в XVII в. Шах-Джаханом, окружен на 20 верстном расстоянии развалинами прежних Д., свидетельствующих о прошлом величии и богатстве города. Современный Д. занимает 7 кв. км. и имеет форму полукруга, диаметр которого идет вдоль высокого запад. бер. Джамны. Над окружающими город высокими (10 м.) стенами, которые англичане усилили укреплениями и широким рвом, поднимаются минареты и купола мечетей, башни дворцов и между ними многочисленные группы пальм и др. деревьев. Д. состоит из туземного города, разделяющегося на 2 квартала — индусов и мусульман, и английского города, с дворцом резидента, арсеналами, магазинами и казармами; последний отделен от города туземцев каналом и обширными садами и бульварами. Совершенно отдельно, вдоль берега реки, лежит так называемая «Крепость» — дворец великого могола Шах-Джахана, составляющий, в сущности, особый город. До восстания 1857 г. здесь жили великие моголы; в качестве англ. пенсионеров и под англ. охраной. Входная зала, дл. более 53 саж. — одна из величественнейших палат на всем свете, а обширная аудиенц-зала, с своими поднимающимися над рекой и ее лесистыми островами павильонами, вполне оправдывает находящуюся вокруг потолка надпись: «Если есть небо на земле, то вот оно». Здесь же находились дворцы принцев, музыкальные залы, обширные серали, остатки кот. еще сохранились. Из драгоценностей этого дворца особенно был известен знаменитый павлиний трон, сделанный весь из массивного золота, с золотыми павлинами по обеим сторонам, распростертые хвосты которых были сплошь покрыты драгоценными камнями, а над ними находился вырезанный из цельного смарагда попугай. Все это, вместе со многими другими драгоценностями, составило многомиллионную добычу, вывезенную из Д. персидским завоевателем Надир-шахом (1736 — 47). Шах-Джахану же принадлежит постройка лучшей мечети Д. Это — грандиозное здание, построенное из белого мрамора и красного песчаника, с узорчатыми порталами, стройными минаретами и тремя куполами из белого мрамора с черными полосами. В окрестностях, среди развалин прежних Д., сохранилось множество храмов, мечетей, колонн и укреплений, относящихся ко всем эпохам индусского искусства. За следы древней Индапрастры принимают «Пургану Килу», находящуюся в 3 км. от Д. Древнейшим историческим памятником считается железная (12 м. вышины) колонна раджи Дхавы (нач. IV в. по Р. X.), поставленная в память победы над народами Средней Азии, о чем гласит находящаяся на колонне санскритская надпись. Частью сохранилась великолепная мечеть, построенная Каттаб-Эддин-Айбеком (или Кутб-Эддин-Алибегом). Его зятем, в начале XVIII ст.. выстроен хорошо сохранившийся знаменитый Кутаб-Минар. Это — колоссальная башня, в 72,5 м. вышины, представляющая как бы пучок колонн, разделенных галереями и рельефными изваяниями на пять, все более суживающихся кверху этажей. К середине XIV в. относится обширный Фирозабатский дворец, свидетельствующий о могуществе Фироз-шаха, из 3-ей авганской династии, построившего крепость Котилу и приведшего Д. в цветущее состояние. Здесь находится с большими трудностями доставленный сюда знаменитый своими надписями столб царя Асоки. Весьма замечательны также: мраморный мавзолей Гумаюна (1530 — 55), сына Бабура; обсерватория, построенная в 1724 г., и много др. Жителей в Д. (1891) 193580 (из них 95484 индуса, 72519 магомет.). Его торговля и промышленность, пришедшие в сильный упадок при последних великих моголах, начинают снова процветать. Он имеет большое значение, как главный складочный пункт пшеницы и др. продуктов Пенджаба и как центральная жел.-дорожная станция между Калькуттой, Пешавером и Бомбеем. Д. все еще образует центр просвещ. для индийских мусульман. Выгодное положение Д. как раз в том месте Индии, где расходятся главные исторические пути полуо-ва — к нижнему бассейну Ганга, к горным проходам Гиндукуша, к устьям Инда и Камбейскому заливу — объясняет, почему он прежде был важнейшим стратегическим пунктом всего сев. Индостана и почему, многократно разрушаемый, снова возрождался и приходил в цветущее состояние.

История. На месте, где ныне Д., стояла древняя Индрапраста, основанная, по легенде, за 3000 л. до Р. Хр. и бывшая резиденцией славившихся своим богатством Пандов, детей Солнца. С прекращением этой династии город пришел в упадок и лишь в I веке до Р. Хр. был заново построен раджей Дилу или Дилипой, давшим Д. его нынешнее название. С тех пор он долго был резиденцией индийск. царей. В 1011 г. был взят штурмом и разграблен султаном Махмудом газневидским, который сделал Д. своей провинцией, под управлением собственных раджей. В 1193 г. Д. был предан страшному разграблению, перейдя в руки Гуридов (IX, 912). В 1206 г. Д. опять сделался независимым; после смерти Шагад-эддина наместник его, Каттаб-эддинАйбек, овладев Д., сделал его резиденцией могущественного государства и положил начало 1-й турецкой или авганской династии, при которой Д. стал одним из самых богатых городов в Азии. С 1288 г. в Д. царствует 2-я турецкая династия Гильджи, при которой Д. удачно отражал нашествия монголов. С 1321 г. власть переходит к 3-й династии. Наступившие в ней раздоры облегчили победу монголов; в 1398 г. Тимур совершенно разрушил Д. После многих смут, с 1450 г. в нем утвердилась династия Лоди, но не надолго: уже в 1526 г., после битвы при Панипате, Бабур, первый великий могол, овладел Д. и сделал его своей резиденцией. При преемниках Бабура Д. много раз был опустошаем во время войн авганцев с маратами и пришел в совершенный упадок. В 1803 г. англичане, разбив маратов, заняли Д. Великий могол продолжал управлять только номинально. Летом 1857 г. вспыхнуло восстание мусульман; европейцы были изгнаны и великий могол провозглашен царем Индии; но 20 сент. 1857 г. англ. генерал Вильсон взял штурмом город и забрал в плен великого могола со всем его семейством. С тех пор Д. — уже совершенно английское владение.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar