- 977 Просмотров
- Обсудить
Диаcпopa
Диаcпopa (греч. рассеяние) — так называлась у евреев, говоривших по-гречески, и в Новом Завете, совокупность евреев, рассеянных, со времен Вавилонского пленения, вне Палестины, среди языческих народов, в Египте и Малой Азии, а с I в. нашей эры это название было перенесено евреями-христианами на единоверцев, живших вне церковных общин. В новейшее время это название употреблялось гернгутерами, которые звали так всех живших вне общин братий своей секты. Теперь между католиками под именем Д. разумеются католические общины в иноверных странах.
Диастола сердца
Диастола сердца — расслабленное состояние или покойная фаза в деятельности сердца. Вслед за сокращением, т. е. систолой, каждой из 4-х полостей сердца наступает фаза расслабленная, т. е. Д. их.
И. Т.
Диатез
Диатез — предрасположение организма или отдельных его органов к заболеванию, вследствие особой их слабости, врожденной или приобретенной ненормальности состава и жизнедеятельности тканей. В старину диатезом объясняли причину возникновения очень многих болезней, в последнее же время понятие о Д. сузилось и область патологических процессов, к коим еще применяется этот термин, значительно уменьшилась. Различают теперь два вида Д. 1) Врожденное или приобретенное усиление восприимчивости организма к заболеваниям, или уменьшение сопротивляемости организма в борьбе с болезнетворной причиной; напр. — геморрагический Д., когда организм по устройству стенок кровеносных сосудов предрасположен к сильной и нередко угрожающей жизни кровоточивости, могущей произойти от самых ничтожных причин; ревматический Д. — чрезвычайно легкое расположение к простуде и т. д. 2) Болезненное, ослабленное состояние организма, вследствие резкого изменения характера обмена веществ в теле. При таком состоянии продукты недостаточного обмена, так называемые недокисленные продукты, образуются иногда в огромном количестве и, в случай затрудненного выведения, накопляются в организме, отлагаясь в различных органах и тканях: мочекислый Д., подагрический Д. и др. Так, напр., во время развития какой-либо эпидемии одни люди легко поддаются заразе, другие же упорно противостоять заболеванию. Как выясняется современною наукою, условия, препятствующие болезнетворным агентам оказывать свое действие на организм, в большинстве случаев сложны и заключаются в наследственном расположении, привычке, достаточной силе и энергии организма, нормальном составе его соков, правильной функции его органов и т. д.
А. Л — ий.
Диатонический
Диатонический (греч. от dia — через, jwnh — звук). — Д. полутоном (малая секунда) называется наименьший промежуток между двумя соединенными разноименными нотами диатонической гаммы, напр. mi-fa, si-do, do-re bemol. Большая секунда (тон) состоящая из двух рядов лежащих полутонов считается Д. интервалом, например: do-re(do-reb+reb-reb)
Д. гаммою называется последование звуков, из которых каждый от своего соседнего отстает на тон или Д. полутон, например: do-re-mi-fa-sol-la-si-do. b
Д. интервалами называются интервалы, образуемые между соседними и не соседними ступенями гаммы. Мелодия, состоящая из таких интервалов, называется Д.
Н. С.
Диафрагма
Диафрагма — непрозрачная пластинка с круглым отверстием, помещаемая с целью увеличения отчетливости изображений, составляемых оптическими стеклами микроскопов, телескопов, фотографических камер. Д. задерживает крайние лучи поверхности световых конусов названных оптических инструментов. В них часто бывает по несколько Д. Служат также Д. для задержания света, могущего отражаться от внутренних стенок трубок во многих приборах; в частных случаях отверстие Д. может иметь и не круглую форму. Этим именем называется также круглая поворотная пластинка с отверстиями разной величины по окружности, помещаемая в передней части различных фонарей, употребляемых для оптических опытов и т. п.
Ф. П.
Диафрагма фотографическая — приспособление для уменьшения действующего отверстия фотографического объектива с целью увеличения резкости и глубины изображения. Обыкновенные Д. делаются из металлических, тщательно вычерненных пластинок с круглыми отверстиями различных диаметров посередине. Такие Д. вставляются в особые прорези, сделанные для них в оправах. Чтобы не иметь многих Д. с отверстиями различных диаметров, в последнее время изобретена Д. «Iris», помещаемая внутри объектива и состоящая из многих серпообразных пластинок, которые, приводясь одновременно в движение особым механизмом, сдвигаются к оси объектива и уменьшают, таким образом, его отверстие до любой величины.
Действие, производимое Д., объясняется, с одной стороны, уменьшением сферической и хроматической аберрации от задержана лучей далеких от оси объектива, отчего изображено делается более резким по краям пластинки, с другой стороны — уменьшением площади основания конуса, в виде которого сходятся световые лучи, чтобы образовать в сопряженном фокусе изображение точки, вследствие чего сечение этого конуса плоскостью чувствительного слоя, воспринимающего изображение, становится меньше и, следовательно, увеличивается так называемая глубина изображения. Достигаемые диафрагмированием достоинства изображения сопряжены, однако, с уменьшением его яркости, что влечет за собою необходимое увеличение времени снимания (экспозиции или выставки). Это увеличение, в пределах случающихся на практике, можно принять приблизительно обратно пропорциональным уменьшении площади действительного отверстия объектива; следовательно, если площадь отверст Д. вдвое (или иное число раз) меньше площади полного отверстия объектива, то время снимания с Д. должно быть вдвое (или иное, но одинаковое с предыдущим числом раз) продолжительнее, чем при полном не диафрагмированном отверстии объектива. Слишком малые Д. уменьшают рельефность снимков и сообщают другие недостатки изображению, почему практикою положен известный предел уменьшению отверстия Д.
Кроме описанных Д. для ландшафтных снимков «простым» объективом употребляют еще наклонные Д. Такие Д. помещаются, с помощью особой оправы, впереди объектива. Наклон Д. равняется обыкновенно 35 градусам (от вертикальной линии), верхнею частью вперед, т. е. по направлению к снимаемому предмету. При таком положении Д. освещение неба уменьшается почти в 4 раза, тогда как ландшафт и передний план освещаются полным светом, отчего снимки, получаемые помощью таких Д., приобретают гораздо большую гармоничность, вследствие более равномерного распределения освещения по площади пластинки.
В. Д. Менделеев. D.
Дибич-Забалканский
Дибич-Забалканский (Иван Иванович, 1785 — 1831) — граф, фельдмаршал. Помещенный отцом в берлинский кадетский корпус, Д. вскоре обратил на себя внимание блестящими успехами в науках. По приезде в Петербург (1801 г.) он был определен прапорщиком в л.-гв. Семеновский полк, после чего усердно занялся довершением своего военного образования и изучением русского языка. Во время первых войн с Наполеоном, Д. оказал особые отличия в боях при Аустерлице и Гейльсберге. В 1810 г., будучи дежурным штаб-офицером в корпусе гр. Витгенштейна, обратил на себя внимание запиской: «Organisationsplan eines Requisitionssystems», поданною им воен. министру, по поводу предстоявших воен. действий. В Отечественную войну на долю Д. выпало значительное участие в успехах корпуса гр. Витгенштейна, особенно под Полоцком. К концу 1812 г. Д. выказал себя искусным начальником особого отряда, посланного против маршала Макдональда, и не менее ловким дипломатом в переговорах, окончившихся отделением прусского корпуса Йорка от французов. В 1813 г. он был генерал-квартирмейстером союзных армий и отличился в сражениях при Дрездене, Кульме и Лейпциге, в 1814 г. — в боях под Ла-Ротьером и Арси-сюрОб. После войны он был назначен начальником штаба 1-й армии и вскоре получил звание генерал-адъютанта; император взял его с собою на Лайбахский конгресс. и с этого времени Д. стал неразлучным спутником государя. В 1824 г. он сделался начальником главного штаба; в 1825 г. сопровождал Александра I в Таганрог и присутствовал при его кончине, а при самом вступлении на престол императора Николая заслужил его расположение донесением об открытии заговора так наз. декабристов. Большинство заговорщиков находилось во 2-й армии, и Д. лично принял меры к арестованию важнейших из них. В 1827 г., по возвращении из командировки на Кавказ (для расследования недоразумений между генералами Ермоловым и Паскевичем), ему пожалован графский титул. В 1828 г., во время войны с Турцией, Д. находился при действующей армии, сначала без всякой определенной должности. Пользуясь неограниченным доверием императ. Николая и ведя с ним обширную переписку, он руководил военными действиями вполне самостоятельно, помимо фельдмаршала гр. Витгенштейна, который, не имея возможности ничего предпринять без совещания с Д., представлялся лишь лицом, официально ответственным за неудачи. В начале 1829 г. Д. был назначен главнокомандующим армиею. По справедливому замечанию Мольтке, Д., имея в распоряжении относительно слабые средства, предпринимал лишь то, что, при данной обстановке, было существенно необходимо для достижения цели войны; он дал одно большое сражение (при Кулевче) и взял одну крепость (Силистрию), но успехи эти, сломив сопротивление неприятельской армии, способствовали почти беспрепятственному переходу русских войск через Балканы, считавшиеся дотоле неодолимыми, и привели нашу армию к Адрианополю, где смелый и решительный образ действий Д. ускорил заключение выгодного для России мира. Кампания эта доставила Д. титул Забалканского. июльская революция 1830 г. побудила императора Николая послать Д. в Берлин для переговоров с королем относительно действий сообща, в виду угрожавшей опасности. Переговоры эти, однако, не увенчались успехом. Между тем, успехи революции в Бельгии и просьбы нидерландского короля о помощи побудили имп. Николая мобилизовать часть армии и двинуть ее к западной границе. Внезапно вспыхнувшее восстание в Польше заставило употребить эти войска против поляков. Вызванный из Берлина, Д. обещал подавить восстание одним ударом; но обещание это осталось неисполненным, несмотря на то, что случай к тому представился после сражения под Гроховым. Кампания затянулась на 7 месяцев. После разгрома поляков при Остролеаке оставалось только взятием Варшавы окончить войну; но в ночь на 29 мая, в с. Клешеве, близ Пултуска, Д. скончался от холеры. См. Веlmont, «Graf v. D. Sabalkansky» (1830); Заболоцкий-Десятовский, «Граф П. Д. Киселев и его время» (СП б., 1882, т. I); «Рус. Старина» (1880 — 84).
Диван
Диван (персид., Divan, Diwan) — первоначально обозначал на Востоке список, реестр, в особенности расписание податей, вообще сверток счетов по государств, делам, а также и место хранения этих счетов — архив. Название это было перенесено и на собрание стихотворений, принадлежащих одному автору. Своим «Westostlicher Divan» Гете ввел это слово в европ. литературу. Кроме того, название Д. носил со времен Моавии) государственный совет, вообще центр управления страны. Такой Д. был и в Алжире. В Турции Д. — то же что Высокая Порта, тайный совет султана, состоящий, под председательством великого визиря, из Шейх-уль-Ислама, министров и председателя государ. совета. Д. стали называть и другие собрания сановников или чиновников по административным или судебным делам. В тоже время название Д. носят и помещения. в которых происходят собрания; так Д. — также зал собрания Высокой Порты и т. д. Затем Д. стали называться приемные залы в дворцах и квартирах богачей на Востоке, а в частности находящиеся вдоль стен в этих залах низкие софы (оттоманки), покрытые коврами и снабженные многими вышитыми подушками. Этот род мебели перешел и к нам. На Кавказе Д. в смысле мебели, называется тахтой.
Дивертисмент
Дивертисмент (забава, divertimento — итал., divertissement — франц.) — так называются музыкальные сочинения, составленный из нескольких небольших, легко обработанных пьес, для одного или нескольких инструментов. Д. называется также одна легкая пьеса, вставленная в сюите среди других, более сложных. В России и во Франции Д. называется музыкальный антракт или небольшой концерт, вставленный в спектакль.
Н. С.
Дивиденд — часть общей прибыли какого-нибудь коммерческого предприятия, причитающаяся участникам или пайщикам его соразмерно капиталу, которым каждый из них участвует в предприятии. Дигиталис (Digitalis purpurea), наперстянка красная — лекарственное растение из сем. Scrofularineae. Действующее начало этого растения еще мало изучено. Называют как таковое, извлекаемые из растения глюкозиды; дигиталин, дигитонин, дигиталеин, дигитоксин и др. Д. служит могучим средством для облегчения страдания больных при расстройстве деятельности сердца, при упадке сердечной деятельности, при задержании мочи в организме и т. п. Листья Д. внесены впервые в лондонскую фармакопею в 1740 г., но только в настоящем столетии подверглись научному изучению (Ватеринг, Иорг, Гомолль, Вальц, Шрафф, Траубе, Боткин и его ученики: Виноградов, Аккерман и др.). Д. принимается внутрь или в виде порошка листьев или, в громадном большинстве случаев, в форме водного настоя (infusum) листьев;. спиртной настой менее действителен, чем водный: выделяемые химическим путем составные части растения — глюкозиды (дигиталин и т. д.) — в отдельности употребляются: сравнительно очень редко. Действие водного настоя Д., при введении его в организм через желудок малыми и повторными дозами, выражается замедлением пульса, уменьшением числа его ударов и сильным повышением кровяного давления. От больших доз получается обратный эффекты ускорение пульса и постепенное падение кровяного давления. Д. обладает свойством накопляться в организме и проявлять свое действие кумулятивно. Физиологически его действие проявляется от раздражения блуждающего нерва, а затем автоматических нервных узлов в сердечной мышце.
А. Л — ий.
Дидло
Дидло (Карл-Людовик) — известный балетмейстер (1767 — 1837), род. в Стокгольме, где его отец был балетмейстером; учился в Париже; первый балет свой поставил в Лондоне. В 1801 г. Д. был приглашен Н. Б. Юсуповым в СП б., где дебютировал балетом «Аполлон и Дафна» (1802). Его балеты произвели переворот в тогдашней хореографии; он отменил парики, франц. кафтаны, башмаки с пряжками, фижмы, шиньоны, мушки и пр., ввел трико тельного цвета, а также невиданные дотоле полеты. С небольшим промежутком Д. пробыл на спб. балетной сцене до 1829 г. умер в Киеве. Д. поставил русский балет на небывалую до него высоту и образовал много хореографических знаменитостей русских: Данилову, Истомину, Телешову, Зубову, Лихутину, Гольц, Дидье и др. Пушкин и Грибоедов воспевали балеты Д. и его учениц. Его балеты многочисленны. Воспоминания о нем напечатаны его учеником А. П. Глушковским («Пантеон» 1851, кн. II, IV и VI). Его биография — Н. Мундта («Репертуар», 1840, кн. I).
Ум.
Диез
Диез (dieze, diеse — франц., diesis — нем.) — музыкальный знак (),обозначающий повышение звука или ноты на хроматической полутон. Двойной Д. (Double diеse ?) повышает ноту на два полутона. Бекар уничтожает действие Д. Двойной бекар уничтожает действие двойного Д. Слово Diesis прежде обозначало полутон (D. magna), треть тона (D. chromatica) или четверть тона (D. enharmonica). В новейшей музыке diesis обозначает различие между хроматическим и диатоническим полутонами, напр. между do — do diese и do — rе bemol, между энгармоническими звуками.
Н. С.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.