- 1440 Просмотров
- Обсудить
Али бен-Аби-Талеб — «первый Мозлем» и четвертый калиф, род. в Мекке в 602 г., был самым верным и храбрым сподвижником Мохаммеда и женился на дочери его, Фатиме. Возведенный в сан халифа после убийства Отмана в 656 г., он победил будто в 90 стычках различных мятежников. Какой-то фанатик убил его 23 января 661 г. в Куфе; вблизи этого города он и похоронен. Впоследствии ему там воздвигнут памятник, к которому и теперь ходят на поклонение его почитатели, и который послужил причиною основанию города Мешед-Али. Его приверженцы, называемые Шиитами, распространились в особенности в Персии и туранских краях. Потомки его и Фатимы, Фатимиды, неоднократно преследуемые Омаядами, царствовали в Египте, Испании, западной Африке и Сирии. Приписываемые А. изречения изданы и переведены Флейшером («A's hundert Spruche, arabisch und persisch paraphrasiert» (Лейпциг, 1837). Его «Диван» — полное собрание лирических стихотворений — опубликован Куйпером (Лейден, 1745) и отпечатан также в 1840 г. в Булаке, близ Каира.
Алиби (лат. Alibi — где-нибудь в другом месте) называется в уголовном судопроизводстве доказательство невинности, проистекающее из обстоятельства, что обвиняемый во время совершения преступления находился не на месте оного, но «где-нибудь в другом месте». Вследствие этого теряют силу имеющиеся на лицо улики. В гражданском судопроизводстве об А. может быть речь только в таком случае, если истец особенно подчеркивает и делает составной частью своего доказательства непосредственное присутствие ответчика при возникновении спорного притязания, или если без этого присутствия обязательство, о котором речь, совсем не могло возникнуть, напр. если ищутся алименты для незаконнорожденного ребенка. Тогда обнаружение факта, что ответчик в данное время находился в другом месте, и что он следовательно не мог совершить поступка, из которого возникало бы обязательство, служит искусственно прямым опровержением иска.
Алиментация. Алиментами называют средства содержания, — их доставление. По правилу всякий самостоятельный человек должен сам заботиться о своем содержании и добровольное доставление другим алиментов является поэтому актом щедрости. Но может существовать и обязательство к содержанию третьего лица, именно вследствие договоров (напр., условие о пожизненной ренте), духовного завещания наследникам, проступка и определения по закону. Закон в некоторых государствах, как напр. в Пруссии, налагает взаимное обязательство к А. на супругов: родителей и дедов по отношению к законным и усыновленным детям и внукам, сообразно с их средствами, если требующий не располагает соответствующим имуществом, и не провинился обнаруживающим отсутствие всякой привязанности поведением. Французское право при известных обстоятельствах налагает даже на зятя обязанность содержания тещи. По римскому и французскому законодательству незаконные дети не вправе требовать алиментов от живого отца; по русскому же и немецкому, вошедшему в силу закона, обычаю и по частным законодательствам отдельных немецких государств — вправе. По отношению же к матери и ее родителям ни одно законодательство не различает в обязательстве относительно алиментации законных от незаконных детей. По общераспространенному мнению, братья и сестры не вправе требовать друг от друга А., но по прусскому законодательству им предоставляется это право, по крайней мере в случае нужды, хотя бы она происходила от собственной вины нуждающегося. Виновника чьей-нибудь смерти считают на практике обязанным к А. вдовы и детей покойника, виновника увечья — к А. изувеченного. В общенемецком уложении от 7 июня 1871 г. существуют особые положения о смертях и увечьях на железных дорогах, поскольку они причинены не естественными происшествиями и не собственною виною пострадавшего; точно так же и о повреждениях, происшедших на горных заводах, в каменоломнях, залежах и фабриках, если они причинены по вине лица, на которое возложено представительство собственника предприятия, руководство рабочими, или надзор за ними, если лицо это действовало при исполнении служебных обязанностей. В этих случаях отвечает собственник предприятия. Наконец, беспомощные и обедневшие, если у них нет никого более непосредственно обязанного к их содержанию, вправе требовать самого необходимого от общины, к которой они приписаны. Законное требование А. дозволено только до тех пор, пока у данного лица нет никакого самостоятельного дохода и пока оно не в состоянии его приобрести. Даже родители вправе воспитывать детей на их собственный счет, если у этих последних есть отдельное имущество. Но возникшая из договора, или из духовного завещания обязанность А. не зависит от несостоятельности лица, за которым обеспечена А., за исключением случаев, когда эта зависимость особо обозначена в договоре. Прусское законодательство различает необходимое и соразмерное с общественным положением содержание. В других законодательствах под А. обыкновенно подразумевается это последнее; к нему принадлежат, по отношению к малолетним, безусловно, средства на элементарное образование. Отец обязан давать своим детям только определенную сумму, а получающий А. ни в каком случае не вправе требовать уплаты своих долгов или причитающихся с него денежных штрафов. — Лицу дарящему, поскольку оно обеспечило за собою А., предстоит, в случае неисполнения условия, право требовать возвращения подаренного. При завещании А. в пользу малолетних, предел несовершеннолетия считается годом позже, чем в других случаях. Договор о замене отказанной в духовном завещании А. на уплачиваемую сразу сумму требует для своей действительности утверждения судом. Обязанность А. прекращается за смертью одной или другой стороны, или за прекращением обусловливающего эту обязанность отношения, напр. за расторжением брака. Но незаконные дети и имеющие право на А. по договору или духовному завещанию вправе требовать ее и от наследников обязанных к А. лиц, а совершенно обедневший отец — от наследников своего законного сына.
Алкивиад (греч. AlkibiadhV) — один из замечательнейших афинских государственных людей и полководцев, сын Клиния и Дейномахи, род. в Афинах 451 г. до Р. X. Потеряв в битве при Коронее (447) отца, он воспитывался затем в доме своего родственника, знаменитого Перикла. Уже в юношеском возрасте мы видим в нем рядом с замечательными способностями, с благородными чертами характера, себялюбие, легкомыслие, дерзость, высокомерие и страстное стремление быть повсюду первым. Его красота, высокое происхождение и влияние Перикла приобрели eму массу друзей и почитателей; большим влиянием пользовался на него также Сократ, но хорошие стороны его характера не могли уже одержать верх над дурными. По смерти Перикла, вначале, по всей вероятности, враг Клеона, А. после смерти этого последнего (в 422 г.) становится во главе ультрадемократической партии, партии войны, завидуя главным образом влиянию аристократа Никия, который в 421 г. убедил обе воюющие стороны, Афинян и Спартанцев, заключить мир на 50 л. А. заставил Афинян заключить союз с Аргивянами, Элийцами и Мантинейцами и успел даже изолировать Спартанцев в самом Пелопоннесе; но неожиданная победа Спартанцев в 418 г. в битве при Мантинее, в которой участвовал и Алкивиад, положила конец этому союзу; затем в 415 г. Афиняне, по наущению А. же, предприняли экспедицию в Сицилию, прежде всего с целью помочь городу Эгесте против Селинуса и Сиракуз: полководцами назначены были Никий, Ламах и А. Но во время приготовлений и к походу случилось, что в ночь на 11-ое мая были опрокинуты все гермы в Афинах; враги А. старались бросить на него подозрение в этом преступлении; но так как он был в данном случае совершенно невиновен, то его обвинили в осмеянии элевзинских таинств. Тщетно требовал А. немедленного расследования дела до отплытия флота; экспедиция отправилась, но уже через несколько недель. Донельзя раздраженный врагами А., народ потребовал, чтобы он возвратился и предстал перед судом. В Сицилии между тем А. удалось провести свой план и Афиняне одержали уже некоторые успехи; но для дальнейшего выполнения плана необходимо было личное присутствие А., который между тем в августе последовал приказанию народа, но бежал с дороги (в Фуриях) и направился в Пелопоннес. Получив известие, что Афинский народ осудил его и приговорил к смерти, он в конце 416 г. перешел к Спартанцам и успел здесь в очень короткое время сделаться любимцем народа, главным образом благодаря тому, что строго следовал всем народным обычаям. Он убедил Спартанцев прийти на помощь к Сиракузянам и занятием Декелей укрепиться в самой Аттике (413). По его же совету Спартанцы решились после несчастного исхода Афинской экспедиции в Сицилии, соединиться с персидским сатрапом Тиссаферном и помочь прежде всего Xиocy, чтобы оторвать его от Афин. Он сам отправился туда весною 412 г. и побудил ионян к восстанию против Афин. Но счастье скоро ему изменило. Полные недоверия и зависти к пришельцу, спартанские аристократы, во главе их король Агис II, с женой которого А. был в связи, решили умертвить А. Будучи вовремя предупрежден, А. в октябре 412 г. спасся к Тиссаферну и тут он опять быстро приноравливается к персидским обычаям, к персидскому образу жизни и становится неразлучным поверенным персидского сатрапа. Он убеждает его в том, что полное ослабление Афин противно интересам Персии что гораздо разумнее предоставить греческим государствам взаимно ослаблять друг друга. Расположив его затем постепенно в пользу Афин, он вступает в сношения с олигархическими предводителями Афинского флота, стоявшего при Самосе, и обещает им привлечь па их сторону Тиссаферна, если они свергнут в Афинах демократию я введут олигархический образ правления. Предложение это было встречено согласием, но когда А. в конце концов все же не удалось склонить Тиссаферна к заключение союза с Афинянами, то олигархи-заговорщики прекратили с ним сношения; демократия же в Афинах была тем не менее в апреле 411 г. свергнута, и на ее место введено олигархическое правление так наз. «400». Во время этого олигархического переворота выступило войско, стоявшее на Самосе; оно избрало новых демократических полководцев и во главе их поставило А. Уже в июне месяце пала Афинская олигархия и заступившая ее место умеренная демократия даровала А. право возвратиться на родину. Но он еще целых три года провел вдали от Афин, которым оказал за это время громадные услуги. В окт. 411 его своевременное прибытие помогло Афинянам одержать победу при Абидосе; приняв затем предводительство над Афинским войском, А. разбил Спартанцев и Персов при Кизике (400), завоевал в 409 г. Халкедон, Византию и т. д., возвратил таким образом Афинянам господство на море, и в июне 408 г. с триумфом возвратился на родину. Он был встречен всеобщим восторгом, который достиг своего апогея, когда А. дал Афинянам возможность предпринять, под защитой войска, торжественную процессию в Элевзис, возможности которой они уже давно были лишены.
Но и это блестящее время было коротко; облеченный народом, как военачальник, неограниченной властью, но в то же время одинаково ненавидимый и олигархами, и радикалами, А. уже осенью с флотом в 100 кораблей отправляется опять в Азию. На этот раз ему пришлось иметь дело с новым Спартанским полководцем Лизандром, а с ним не удалось легко справиться: это был человек замечательного ума и способностей, которого притом же щедро снабдил всеми средствами к борьбе Кир, явившийся летом 408 г. на театр войны, как персидский вице-король в Лидии, Вел. Фригии и Каппадокии. Во время отсутствия А., который сам отправился к Тразибулу, осаждавшему Фокею, взявший за него командование Антиох принял, вопреки прямому запрещению А., битву (у Нотия близ Эфеса), которая стоила ему жизни, а Афинянам — нескольких кораблей. Этой неудачей воспользовались враги А. На него были опять взведены всевозможные тяжкие обвинения и летом 408 г. у него было отнято начальство над войском, после чего он удалился в свои укрепленные владения на берегах Пропонтиды. Тщетно предлагал он Афинским полководцам, еще до роковой битвы при Эгос-Потамосе (408), свой совет и свою помощь. После падения Афин, он весной 404 г. направился в Вифинию, затем к Фарнабазу и намеревался ехать в Сузы, чтобы открыть Артаксерску II планы его брата Кира и заручиться таким образом его покровительством. Но в это время Лизандр, может быть по настояниям так наз. тридцати тиранов Афинских и будучи, по всей вероятности, уполномочен к этому Киром, потребовал от Фарнабаза, чтобы он умертвил А. По приказанию Фарнабаза гость его был убит стрелами, во время пути его в Сузы, в фригийском городке Мелиссе. Так кончил А. свою жизнь в 404 г. до Р. X. Плутарх и Корнелий Непот оставили нам его жизнеописание. Ср. Фишер, «A. und Lysander» (Базель, 1846); Герцберг, «A., der Staatsmann und Feldherr» (Галле, 1853); Фрике, «Untersuchungen uber die Quellen des Plutarch» (Лейпциг, 1867). О изображениях А. ср. Гедьбиг в 38-м томе «Annali» Археологического Института в Риме (1866).
Алкоголизм — или отравление алкоголем означает совокупность всего телесного, умственного и нравственного вреда и убытка, причиняемого чрезмерным употреблением алкоголя и содержащих алкоголь напитков. Вследствие непомерно развившегося почти во всех культурных странах употребления алкоголя в виде напитка, его гибельные последствия не ограничиваются действием на отдельных лиц, но отзываются на всем обществе, так что в новейшее время алкоголизм стал обращать на себя усиленное внимание врачей, экономистов и законодателей. Действие алкоголя на человеческий организм бывает различно, смотря по тому, употребляется ли он в разведенном или концентрированном виде, в больших или в меньших количествах, случайно или постоянно, по привычке. В небольших количествах алкоголь, подобно другим ядовитым средствам наслаждения (каковы табак, чай, кофе), производит приятное возбуждение, за которым следует потом упадок сил; он вызывает прежде всего ощущение теплоты в желудке и в коже и заставляет пульс биться сильнее и чаще, усиливает прилив крови к внутренностям (печенке) и оживляет умственную деятельность. При употреблении алкоголя в более значительных количествах, эти действия становятся сильнее, а затем обнаруживается его вредное влияние. Уменьшение способности к работе проявляется ранее и в более сильной степени. Способность мышления утрачивает свою живость, память — свою определенность, чувства поддаются обману, ум теряет свою власть над телом, отчего движения становятся менее твердыми, и наконец ко всему присоединяются наклонность ко сну и потеря сознания (острый алкоголизм), опьянение. В этой степени опьянения может, смотря по обстоятельствам, последовать смерть от апоплексии.
Тело после таких нарушений его нормального состояния требует известного времени, чтобы оправиться, так что вследствие опьянения здоровье расстраивается, при чем обнаруживаются признаки жёлудочного и кишечного катара. При часто повторяющемся отравлении алкоголем, мало помалу происходят во всех тканях и органах тела известные болезненные перемены и расстройства, которые в конце концов влекут за собою полное расстройство всего организма и называются хроническим алкоголизмом (болезненным пьянством). У привычного пьяницы обыкновенно расстраивается прежде всего пищеварительный аппарат; хронический горловой и желудочный катар, потеря аппетита, рвота, накопление кислот и запор являются первыми признаками неумеренного употребления алкоголя и имеют последствием тяжелое расстройство процесса питания и образования крови. Благодаря ненормальному пищеварению и изменившемуся кровообращению, нередко происходит чрезмерное отложение жира на внешних и внутренних органах, за которым следуют разнообразные болезни и расстройство организма. В особенности печень увеличивается в размере, становится тяжелее и пропитывается жиром; под раздражающим влиянием алкоголя часто происходит хроническое воспаление этого органа с сопровождающими его сморщиванием, желтухою; брюшной водянкою и истощением сил.
У пьяниц почти постоянно встречается увеличение сердца (гипертрофия), к которому впоследствии присоединяется ожирение сердечного мускула и больших сосудов. Что касается дыхательных органов, то у привычных пьяниц скоро появляются хронические катары гортани, зева и легких, которыми обусловливаются синевато-красный цвет лица, постоянная хрипота и одышка. Почки, вследствие усиленной деятельности, также нередко заболевают и их недуг принимает форму брайтовой болезни. Наконец, у пьяниц весьма многочисленны и серьезны заболевания нервной системы. Переполнение кровью мозга и его оболочек, утолщение мозговой плевы, приливы крови в мозг (удары), воспаление мозгового вещества, с следующей затем атрофией его, равно как подобные же поражения спинного мозга и органов чувств — случаются у пьяниц часто и бывают причиною разнообразных психических заболеваний (галлюцинаций, бреда, тупоумия, общего параличного состояния и пр.). Даже незначительные заболевания и поранения у привычных пьяниц нередко сопровождаются тяжелыми страданиями мозга, так называемой белой горячкой, delirium tremens.
По изложенным выше причинам, число смертных случаев от пьянства увеличивается с неимоверной быстротою. Не только множество пьяниц умирает или во время самого злоупотребления алкоголем, или немедленно после этого, но еще большее число становится жертвами прямых последствий алкоголизма, delirium tremens. По официальным сведениям в Англии в 1847 — 74 г. умерло от прямых последствий пьянства 22723 чел.; в Нью-Йорке целая треть всех смертных случаев находится в прямой или косвенной связи с алкоголизмом и в продолжении 38 лет, с 1840 по 1878, там умерло от неумеренного употребления алкоголя 190000 чел., так что Вильям Паркер счел себя в праве сказать, что желтая лихорадка, по сравнению с пьянством, является для человечества довольно легкою болезнью. К этому следует прибавить, что не малая часть несчастных случаев, оканчивающихся смертью, является исключительно последствием алкоголизма; во Франции, напр., в последнее время ежегодно средним числом погибало 404 чел. от несчастий, случавшихся с ними во время опьянения; в королевстве Саксонском в 1847 — 1876 г. из 17939 смертельных поранений и ушибов 1111 или 6,2 проц. были очевидно последствиями пьянства, а в королевстве Прусском в 1869 — 73 из 83371 смертельных поранений и ушибов 1554 или 4,6 проц. случились с людьми опьяневшими. Не менее важное участие принимает алкоголизм в самоубийствах. Так, в 1875 г. самоубийства, бывшие последствием неумеренного употребления алкоголя, составляли во Франции 17 проц., в Дании 17,5 проц., в Пруссии 8 проц., в Саксонии 10,3 проц., а в России 38 проц. Кроме того, весьма важно то обстоятельство, что пьяницы передают своему потомству известные предрасположения к болезням в физической, духовной и нравственной жизни, которые влекут за собою существенное вырождено населения, как это уже доказано для некоторых частей Швеции, Галиции, Франции, Пруссии и Бернского кантона уменьшением среди подрастающего поколения числа лиц, способных нести воинскую повинность; дети привычных пьяниц бывают, по большей части, слабого здоровья и нередко имеют сильное предрасположение к тяжелым нервным болезням (эпилепсии, пляске св. Витта, идиотизму и т. д.), а также к расстройству умственных способностей. Алкоголизм отзывается самым гибельным образом на благосостоянии семьи, общины и государства, потому что служит главнейшей причиной обеднения отдельных лиц и народных масс, подрывает в корне благополучие семьи, поощряет проституцию и ведет к нарушению общественного порядка и правовых отношений. Как велико влияние алкоголизма на увеличение числа и на виды преступных деяний, недавно вновь было подтверждено исследованиями Баера, по которым оказывается, что в Германии в 1874 из общего числа 32827 лиц, находившихся в тюремном заключении, 13706 (41,7 проц.) были пьяницы и из них 7269 (22,1 проц.) — пьяницы случайные и 6437 (19,6 проц.) — пьяницы привычные или постоянные. По роду преступлений, совершенных в состоянии опьянения, на убийство преднамеренное приходилось 46,1 проц., на убийство без умысла 63,2 проц., на тяжелые телесные повреждения 74,4 проц., более легкие повреждения 63 проц., на сопротивление государственной власти 76,5 проц., на преступления против нравственности 77 проц. Точно также в Англии, по официальным исследованиям, от 3/4 до 4/5 всех преступлений совершается под влиянием алкоголя. Вместе с усилением пьянства естественно возрастает и число преступлений, и наоборот, везде, где только замечено было уменьшение употребления алкоголя (напр. в Ирландии, благодаря стараниям патера Метью, в Швеции, вследствие энергических репрессивных мер со стороны государственной власти), обнаруживалось замечательное уменьшение числа преступных деяний.
Что касается борьбы с пьянством, то прежде всего следует заметить, что надежного успеха в этом деле можно ожидать только тогда, когда государство и общество сообща примут энергичные меры против алкоголизма. Что могут достигнуть отдельные частные общества с своей готовностью к жертвам, гуманностью и устойчивым постоянством в борьбе против пьянства, — это доказали существующие в Северной Америке с 1808 г. общества трезвости и воздержания от крепких напитков, подобные же общества, распространившиеся с 1829 г. в Англии, далее, удивительные успехи, достигнутые ирландским апостолом воздержания, патером Метью который в 1838-56 убедил более миллиона человек дать обет воздержания, равно как плодотворная деятельность шведских обществ умеренности. Точно также основанные в Германии общества трезвости сначала бойко пошли в ход, но их существование внезапно прекратилось среди политических волнений 1848 г. Учреждение и поддержка подобных обществ, которые, будучи далеки от всяких политических и вероисповедных взглядов той или другой партии, стараются только поучать народ относительно опасности алкоголизма и пробуждать его нравственное чувство, распространяя среди него знание и просвещение, составляют существенное условие для успешной борьбы против пьянства. При этом не следует однако забывать, что вообще там, где господствуют пролетариат и бедность народных масс, самым действительным оружием против этого порока может быть заботливость о доставлении бедным здоровых жилищ, доброкачественных и дешевых съестных припасов и, в особенности, таких напитков, которые служат заменою водки (хорошее дешевое пиво, кофе, чай).
Из мероприятий, к которым прибегали против алкоголизма разные правительства, на запрещение торговли водкою, как это пробовали установить некоторые штаты Северной Америки, ни обложение водки высоким налогом не в состоянии были уменьшить пьянства. Напротив того, действительными средствами оказываются строгий надзор над розничною продажей спиртных напитков, который стали вводить в последнее время, далее уменьшение числа патентов на питейную торговлю и разрешений на устройство питейных домов, определяемая законом ответственность кабатчика за все последствия опьянения, которому он был пособником и безусловное применение карательных мер ко всем нарушениям общественного порядка, производимым в пьяном виде. Не менее полезным представляется учреждение на счет казны таких исправительных заведений для привычных пьяниц (приют для пьяниц), в которых они могли бы восстановлять утраченные ими господство над собою и силу воли, телесное и нравственное здоровье и снова делаться, таким образом, полезными членами общества. Ср. Гусса, «Chronische Alkoholskrankheit» (перевод со шведского с переменами и дополнениями автора Гергардта фан дер Буша; Стокгольм, 1852); Баера, «Der A., seine Verbreitung und seine Wirkung auf den individuellen und socialen Organismus» (Берл. 1878).
Аллах (образовано из члена al и арабского слова ilah), по толкованию арабов, должно обозначать сдостойный (или достойное) молитв", но на деле происходит несомненно от древнесемитического имени Бога «Эль»; это — арабское имя единого Бога, почитание которого возведено для арабов в обязанность Мохаммедом. Таким образом это имя проникло в языки всех мохаммеданских народов; хотя известия о религиозном быте Арабов в домохаммедово время очень скудны и отчасти трудно понятны, но можно принять с большою вероятностью, что вера в единого, всевышнего Бога, стоящего выше других богов, была весьма распространена в средней Арабии (Хиджаз). Когда Мохаммед, вследствие своих частых соприкосновений с евреями и христианами, убедился в истинности монотеистического учения, он примкнул к этому распространенному в народе верованию в А. и перенес на этого последнего — конечно, сильно видоизмененное — еврейское понятие Бога. Мохаммедово представление об этом Боге, — как оно изложено в коране, — чисто, полно достоинства и стоит выше национального суеверия и восточной страстности. Прежде всего он, в противоположность многобожию и некоторым ложно понятым иудейским и христианским догматам, подчеркнул решительно единство Бога, именно в словах символа веры: «Нет бога кроме Бога» (А.). Этот единственно истинный, великий и всевышний Бог сам себе обязан своим существом, вечен, ни от кого не происходит и никого не производит, удовлетворяет самого Себя, наполняет вселенную своею бесконечностью; Он — средоточие, в котором все соединяется, явен и скрыт. Он — господь телесного и духовного мира, творец и правитель. Он всемогущ, премудр, предобр, милосерд; его решения неотменимы. Все эти качества Мохаммед делал наглядными посредством популярного изложения, а часто также посредством смелых образов. Различные качества Бога, распределенные на 99 Его имен, образуют мохаммеданские четки, заключающиеся именем А., как сотым, вмещающим в себе все прежние эпитеты.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.