- 1006 Просмотров
- Обсудить
Аллахабад (т.е. божий город) — главный город дивизии и округа того же имени в британско-ост-индском наместничестве северо-западных провинций, с 1861 г. местопребывание всех высших провинциальных властей, расположен по большой западно-индийской жел. дор. (Калькутта-Бенарес-Дели), между двумя священными реками, Гангесом и Джамною, на месте их слияния; вследствие этого город сам считается священным и посещается ежегодно многочисленными пилигримами, которые купаются здесь и уносят с собою на далекую родину немного священной воды. Каждые 12 лет имеет место усиленное паломничество и вместе с тем оживленная ярмарка. Знаменитая крепость в А. есть главный стратегически пункт Англичан в Ост-Индии; она воздвигнута на узкой полосе земли между двумя реками. В 1583 г. она великолепно построена императором Акбаром из красного камня; со стороны воды она неприступна. Укрепленная новыми фортификациями, она командует над городом, над судоходными линиями обеих рек, над железною дорогою и над военною дорогою из Калькутты в Дели. Крепость состоит из бастионированного пятиугольника 2400 м. в окружности и имеет цейхгауз с оружием для 30000 человек; непосредственно у крепости находится во всякое время много посещаемое, священное место купаний. К северо-западу стоят казармы, но высшие офицеры живут в очень обширном дворце, воздвигнутом Акбаром вдоль набережной. А. по своему положению, — главный пункт торговли и судоходства Дуаба (страны между Джамною и Гангесом) и всего центрального Индостана, особенно со времени открытия канала между Гангесом и Джамною и калькуттско-делийской жел. дор. А. поднялся существенно с того времени, как он сделался средоточием обширной хлопчатобумажной торговли. Город расположен вдоль Джамны и имеет на своих узких, неправильных улицах много бедных домов; жит. кроме гарнизона, 148547 ч. К более достопримечательным постройкам принадлежат большая мечеть и Серай Хозру, сына Джехан-Гирса, предназначенный для бесплатного помещения странников, с садами и тремя могильными постройками. А. назывался первоначально Пратиштана, с 1550 г. — А., или Факирабад, т. е. город нищих. 12 авг. 1765 г. лорд Клив заключил с великим моголом Шах-Алумом договор, по которому он уступил ост-индской компании Бенгалию, Бахар и Ориссу с северным Цирикарсом и получил взамен отнятую у набоба Ауда провинцию А., столица которой и была ему указана, как место жительства. Но, когда он предложил ее Махаратам с тем, чтобы они завоевали для него Дели, британцы отняли у него в 1773 г. А. и возвратили его в 1773 г. набобу Ауд. Во время войны против Махаратов город отнят британцами у них в 1863 г. вместе с целым Дуабом. — Дивизия А., — плоский, очень плодоносный край, пространством в 34762 кв. км., с 6754865 жит. (1881) подразделяется на шесть округов: А. (7114 кв. км., 1474106 жит., в том числе 180000 мохаммедан), Коунпор, Фатипур, Гамирпур, Банда и Яунпур.
Аллегория — художественное обособление отвлеченных понятий посредством конкретных представлений. Религия, любовь, справедливость, раздор, слава, война, мир, весна, лето, осень, зима, смерть и т. д. изображаются и представляются, как живые существа. Прилагаемые этим живым существам качества и наружность заимствуются от поступков и следствий того, что соответствует заключенному в этих понятиях обособлению, напр., обособление боя и войны обозначается посредством военных орудий, времен года — посредством соответствующих им цветов, плодов, или же занятий, справедливость — посредством весов и повязки на глазах, смерть — посредством клепсидры и косы. Очевидно, аллегории не достает полной пластической яркости и полноты художественных творений, в которых понятие и образ вполне друг с другом совпадают, и производятся творческою фантазию, неразлучно, как будто сросшимися от природы. А. колеблется между происходящим от рефлексии понятием и хитроумно придуманною его индивидуальною оболочкою и, вследствие этой половинности, остается холодною. А., соответствуя богатому образами способу представления восточных народов, занимает в искусстве Востока видное место. Напротив, она чужда грекам при чудной идеальности их богов, понимаемых и воображаемых в виде живых личностей. А. появляется здесь только в Александрийское время, когда прекратилось естественное образование мифов и сделалось заметным влияние восточных представлений. Сильнее ее господство в Риме. Но сильнее всего она властвовала в поэзии и искусстве средних веков, с конца XIII-го столетия, в то время брожения, когда наивная жизнь фантазии и результаты схоластического мышления взаимно соприкасаются и, на сколько возможно, стараются проникнуть друг в друга; так, — у большинства трубадуров, у Вольфрама фон Эшенбах, у Данте. «Feuerdank», греческая поэма XVI столетия, в которой описывается жизнь императора Максимилиана, может служить примером аллегорическо-эпической поэзии. А. имеет особое применение в животном эпосе. Очень естественно, что различные искусства состоят в существенно различных отношениях к А. Труднее всего ее избежать современной скульптуре. Будучи всегда обречена на изображение личности, она принуждена часто давать как аллегорическое обособление то, что греческая скульптура могла давать в виде индивидуального и полного образа жизни бога.
Аллегро (итал. Allegro; сокращ. All-o) — скоро, живо, проворно. Между пятью главными степенями движения музыкальной передачи (largo, andante, moderato, allegro, presto), называемыми темпами, allegro занимает четвертое место. Аллегро более других музыкальных движений подвержено постепенным видоизменениям, которые являются вследствие прибавления к нему других слов, напр.: All-o assai, All-o di molto (очень скоро, очень ожавленно), All-o moderato (умеренно скоро), All-o ma non troppo (не особенно скоро). Кроме этих выражений, к allegro присоединяются другие, определяющие не степень скорости исполнения, а самый характер исполнения allegro: аllegro maestoso (торжественно, с достоинством, возвышенно), allegro scherzando (шутливо, с насмешкой, с юмором).
Аллегро по исполнению представляет прямую противоположность largo и adagio. Характер мелодии в allegro подвижной, огненный; он полон ритмического интереса. Allegro обозначает также музыкальное сочинение или часть (преимущественно первую) большого инструментального сочинения, как например: симфонии, квартета, сонаты, концерта и пр. Allegretto обозначает темп немного меньшей подвижности, чем allegro и немного подходит по своему характеру к andantino.
Аллеманда (Allemando) есть название немецкого национального танца, который был известен еще в средние века. Он перешел в другие страны, напр. во Францию, из Эльзаса в эпоху Людовика XIV, и во время первой империи сделался особенно любимым в театрах и салопах. Первоначальный такт этого танца был 2/4, а самый танец состоял из т.н. pas marches. Красота его заключается в грациозности и пластичности жестов руки, т.н. passes. Аллеманда перешла в область серьезной музыки и отличается мерным движением. Она встречается как часть т.н. сюиты (собрание нескольких пьес, преимущественно танцев, в одной тональности) в произведениях Себ. Баха и Генделя.
Аллигатор или кайман есть название одного, принадлежащего только Новому Свету, семейства пресмыкающихся, которое вместе с гавиалами и собственно крокодилами составляет разряд панцирных или броненосных ящериц (Loricata). Аллигаторы отличаются от настоящих крокодилов приплюснутой мордою и задними лапами, снабженными лишь наполовину плавательными перепонками. Между тем как у крокодила на краю верхней челюсти, возле рыла, находится морщина, в которую входит торчащий вверх четвертый зуб нижней челюсти, у аллигатора этот зуб входит в углубление, находящееся на краю верхней челюсти. Аллигаторы бывают до 4 м. длиною, на земле медленны и неповоротливы в своих движениях, но хорошо плавают и обладают большою силой, особенно в хвосте. Самка кладет от 20 — 60 яиц в особые гнезда в тине и из этих яиц выводятся детеныши на солнечном тепле, но самка почти всегда находится настороже где-нибудь неподалеку. К породам аллигаторов, встречающимся чаще других, принадлежит жакаре или очковый кайман (Champsa sclerops), получивший это название от поперечной складки, соединяющей спереди края глазных впадин. Аллигатор водится преимущественно в водах Южной Америки, особенно в Бразилии и Гвиане, питается по большей части рыбою, верхняя его часть темно-оливкового цвета, нижняя — зелено-желтовато-белого, а на спине у него четыре неясные, черноватые поперечные полоски. В верховьях Амазонской реки особенно часто встречается черный кайман (Alligator niger). В водах Северной Америки, именно в Миссисипи и ее притоках, водится щучий аллигатор (Alligator lucius), названный так по форме своей морды; верхняя его часть темно-коричневого цвета пополам с зеленым и со светлым, наподобие перевязей, пятнами, нижняя белого с зеленоватым оттенком, а на боках видны полосы обоих цветов; часто прячется в тине и при сильном холоде впадает в летаргию. Теперь его часто привозят в Европу. Аллигатор — хищное животное, но человека боится. Благодаря своему панцирю, он может быть смертельно ранен только ружейными пулями или ударами, направленными в голову повыше глаз. Его белое мясо, похожее на рыбье, и пахнущее мускусом, употребляется в пищу только неграми и дикими племенами индийцев. Его преследуют за причиняемый им вред, так как он пожирает огромными количествами рыбу, и ловят сетями и тенетами или убивают пулями из винтовок, когда он лежит в тине на берегу. Название аллигатор происходит от португальского слова lagarto (лат. lacerta, т. е. ящерица) и употребительно в Южной Америке у английских и голландских колонистов, а также во всей Северной Америке; название же кайман дают этому животному негры Гвианы и французские колонисты.
Аллилуйя, с еврейского «Хвалите Господа», — одна из торжественных и священных песней Христианского Богослужения, употребляемая и отдельно, и как припев к другим песнопениям. Она вошла в употребление еще во времена Апостольские и при пении в честь Св. Троицы повторялась обыкновенно три раза. Но в России, первоначально в XV ст. во Пскове, явилось учение о двоении или «сугубой аллилуйи», в честь воскресшего Христа — учение, принятое потом раскольниками, в виде догмата.
Аллитерация происходит тогда, когда в известном ряду слов несколько из них начинаются одинаковыми согласными звуками. Это встречается весьма часто в немецкой литературе, что даже является основанием древненемецкой версификации, а также встречается и в некоторых поговорках нар. «Stock and Stein» «Wind und Wetter», «Kind und Kegel» и т. д. В стихах аллитерация проявляется таким образом, что в первой половине стиха стоят два слова, начинаются с одинакового согласного звука, в другой же — третье такое слово; иногда же в целом стихе встречаются только два таких слова: одно в первой другое во второй половине его. Это было первоначальное правило; мы приводим здесь пример такой аллитерации из древнесаксонской поэмы «Holland»:
«So lerda he tho thea liudi — liot hon wordon», что значит; «так учил он людей благосклонными словами». В немецкой поэзии аллитерация исчезает уже в IX веке в то время, когда в англосаксонской поэзии она существовала столетием позднее при все больше и больше распространявшемся созвучии окончаний стихов; в Ирландии употребляется еще до сих пор; в славянской поэзии нет совсем ее следов. Новые немецкие поэты, как Иордан, Рикерт и др., а также Р. Вагнер, снова старались ввести аллитерацию в употребление, но попытки были напрасны и отжившая форма не воскресла. Об аллитерации писал Феттер: «Zum Muspilli und zur germanischen Alliterationspoesie» (Вена, 1872).
Аллопатия — название, данное Ганеманом, изобретателем гомеопатии, системе лечения, которой придерживаются другие врачи. Он был того мнения, что болезнь можно лечить только такими средствами, которые у здорового человека вызывают страдание подобное (греч. omoion) данному недугу и старался доказать, что другие врачи ведут борьбу против болезней только такими средствами, которые, будучи применены к здоровому человеку, вызывают несходное противоположное, вообще иное (греч. allon) страдание, чем-то против которого врач борется. Но мнения Ганемана можно считать по меньшей мере односторонними, потому что врачи, действующие рационально и на основании научных принципов, всегда одинаково придерживались как того, так и другого метода, тщательно применяясь к особенностям данного случая.
Аллюр (Allur) — ход или движение лошади: шаг, рысь, галоп, карьер. Переменить А. значит из одного хода перейти в другой. В России принято считать, что строевая лошадь, средним числом, проходит: шагом — 5 верст в час, рысью — 12, переменным А., без особого утомления — 7 и 8 в. в час. Скорость галопа — 400 шагов с минуту, карьера — 800 до 1000 шагов в первую минуту движения. В иностранных армиях скорость вообще несколько больше, чем у нас; высшая скорость определена германск. строевым уставом, а именно: шагом — 6 вер., рысью — до 14 вер. в час, галопом — 500 шагов в минуту.
Алмаз — первый между драгоценными камнями; греки называли его непобедимым (долго, еще в средние века, держалось поверие, что алмаз растворяется в свежей козлиной крови) adamaV, откуда и происходит его название: Diamant. Алмаз кристаллизуется в правильной системе, являясь в виде октаэдров, гранатоэдров, сорокавосьмигранников и других полногранных форм. Некоторые октаэдры представляют двойники прорастания из двух одинаково развитых тетраэдров и на этом основании принимают, что алмаз вообще кристаллизуется в тетраэдрическом гемиэдрическом отделении правильной системы. Плоскости и ребра алмаза часто закруглены и самые кристаллы приближаются к шаровидной форме. Кроме хорошо образованных кристаллов, встречаются и радиально-лучистые шары — так называемый «борт». Округлые кристаллические неделимые или агрегаты черного алмаза носят название «карбоната» и при сгорании оставляют до 2% золы. Алмаз обладает высшей твердостью=10, совершенной спайностью по плоскости октаэдра и раковистым изломом; он хрупок, вопреки мнению древних, которые думали, что скорее молот разлетится вдребезги, чем разобьется алмаз. Чрезвычайно сильный блеск (так наз. алмазный блеск), игра цветов, происходящая от сильного лучепреломления (показатель преломления=2,42) и светорассеяния, вместе с твердостью служат хорошими отличительными признаками алмаза. В хороших чистых экземплярах алмаз совершенно бесцветен и водянисто-прозрачен; но попадаются также и окрашенные — белые, серые, бурые, даже зеленые, желтые, красные, синие и черные разности. При исследовании в поляризованном свете обнаруживается иногда оптическая аномалия — несвойственное кристаллам правильной системы двойное лучепреломление; она объясняется внутренними натяжениями в кристалле. Указания на нахождение в некоторых алмазах органических тканей основано, по-видимому, на смешении с минеральными ветвистыми дендритами. В других кристаллах найдены несомненные микроскопические включения рутила, железного колчедана, пластинки железного блеска, ильменита. Удельный вес колеблется между 3,5 и 3,6. По химическому составу алмаз существенно отличается от всех прочих драгоценных камней тем, что не состоит, подобно им, из силикатов или окислов, а представляет чистый углерод. При сильном накаливании при доступе кислорода алмаз сгорает без остатка и образует при этом чистую угольную кислоту; последнее было открыто Лавуазье после того, как еще в 1649 г. флорентийские академики, по предложению Космуса III, впервые улетучили алмазы в большом «чирнгаузенском» зажигательном зеркале. Густав Розе нашел, что алмаз, будучи сильно нагрет без доступа воздуха, переходит в другую разновидность углерода — в графит. Алмаз встречается главным образом во вторичных месторождениях с обломками или гальками различных минералов и горных пород — в наносах, речных песках, а также и в коренных месторождениях. Алмаз сопровождают различные другие драгоценные камни, каковы: топаз, хризоберилл, турмалин, гранат, гиацинт, а также самородное золото и платина. Прежде других стали известны месторождения в Ост-Индии, на востоке Декканского плоскогорья; эти месторождения уже очень сильно истощены. В 1727 были открыты богатейшие месторождения Бразилии, особенно в провинции Минас-Гераэс, у Теюке или Диамантины, также у Ла-Хапады в провинции Бахии. В Бразилии алмаз встречается в россыпях, но кроме того, в виде вкраплений в так называемом «каскальо» — особом кварцевом конгломерате с железистым цементом, а также в другом коренном месторождении в тонко-сланцеватом гибком слюдяном песчанике, называемом «итаколумитом». В Индии в последнее время найдены у Мадраса алмазы даже в граните. Кроме того, алмазы найдены в Австралии, Калифорнии, Мексике, Северной Каролине и Георгии, на Борнео и Суматре и на Урале у Крестовоздвиженских золотых промыслов (с 1829 г.). С 1867 г. стали известны богатые месторождения Южной Африки — «Капские» алмазы. В Трансваале (особ. Griqualand) и во многих местах до Лимпопо где находятся алмазы весом до 288 карат; алмазы встречаются здесь в россыпях, в конгломератах и брекгиях, состоящих из серпентина, а также оливина, бронзита; коренной породой считают здесь богатую оливином диабазовую породу. Наконец, есть несколько указаний на нахождение алмазов в метеоритах. Общий вес всех алмазов, находящихся в обращении, определяется прибл. в 100 центнеров; эту цифру, вероятно, следует увеличить, если принять во внимание, что в одних африканских копях добыто уже свыше 38 миллионов каратов (ок. 465 пудов).
В 1456 г. Луи фон Бергем (Louis von Berguem) из Брюгге изобрел искусство шлифования и гранения алмазов, что теперь производится почти исключительно в Амстердаме. Алмазы шлифуют, придавая им форму бриллиантов (два тупых конуса, сложенных основаниями), причем часто пользуются октаэдрической спайностью; число одинаковых фасеток 4 или кратное 4-х; то их шлифуют в виде розы или розетки (плоское основание с рядами треугольных пришлифованных плоскостей — преобладает число 6), то придают им таблитчатую форму и т. д. Дороже всего ценятся бриллианты.
Самые большие, а потому и очень редкие бриллианты ценятся необычайно дорого и считаются историческими достопримечательностями; таковы: Великий Могул, Орлов, Регент, Флорентинский, Звезда Юга, Кохинур, Шах, Санси, Полярная Звезда. Так называемый Орлов (1943/4 карата) украшает вершину русского скипетра; он имеет форму богатой гранями розы и происходить из Индии, где он служил глазом одной из статуй Брамы. Он попал к персидскому шаху Надиру, после умерщвления которого был похищен французским гренадером и после многих странствовали был приобретен графом Орловым для императрицы Екатерины II, в 1794 г. за сумму в 450000 рублей, ежегодную пенсию в 4000 р. и дворянскую грамоту. Кохинур также происходить из Индии, где и сейчас сокровища князей и храмов состоят главным образом из алмазов и драгоценных камней; он принадлежал Латорскому Радже, откуда в 1850 г. стал добычей английского войска, а теперь находится у королевы Англии, Виктории; после шлифовки в Амстердаме его вес с 280 кар. уменьшился до 1061/16 кар. Самый большой из бразильских алмазов Звезда Юга весом первоначально 2471/2 кар., а после шлифовки весит лишь 125 кар. Регент, называемый также Питтом, был в 1702 году найден у Голконды в Ост-Индии рабом, который ранил себя в голову, чтобы скрыть его под повязкой, раб был потоплен матросом, которому он доверил свою тайну. Алмаз похищен этим последним и продан за 1000 фунтов стерлингов губернатору Питту, который в свою очередь продал его за 33/4 миллиона франков герцогу Орлеанскому. Во времена республики он был похищен вместе с остальными коронными алмазами, затем снова найден и попал к Наполеону I украшением его шпаги. В битве при Ватерлоо Регент попал в прусские коронные сокровища, где находится и по настоящее время. Первоначально он весил 410 кар., теперь — 1363/4. Великий Могул весит 279 кар.; величайший из существующих алмазов принадлежит Маттанскому Радже на Борнео и весит 363 карата. Красивый Санси, весящий лишь 531/2, карата, имеет грушевидную форму и самой чистой воды. Его судьба в высшей степени интересна; происходя из Индии, он в Европе стал достоянием Карла Смелого Бургундского, погибшего в битве при Нанси; алмаз был здесь найден швейцарским солдатом и продан за гульден какому то духовному лицу. В 1489 г. алмаз попал к португальскому королю Антону, который, нуждаясь в деньгах, продал его за 100000 франков французу, от которого он и попал к ЛеСанси. Когда Санси отправился посланником в Солотурн, король Генрих III приказал ему послать, в виде залога алмаз. Слуга, который вез алмаз, в дороге сделался жертвой нападения и был убит, но успел проглотить алмаз; Санси велел вскрыть труп и нашел алмаз в желудке слуги. Впоследствии алмаз Санси находился у короля английского Якова II, у Людовика XIV, у Людовика XV. В 1835 г. он был куплен обер-егермейстром князем Павлом Демидовым за 1/2 мил. рублей для русского Императора. Флорентийский алмаз, иначе Великий Герцог Тосканский, находится у австрийского императора; Карл Смелый Бургундский потерял его в 1475 г. в битве при Грансот; он был найден швейцарцем и за гульден продан какому-то духовному лицу, которое уступило его за три франка в Берне. Впоследствии он попал к миланскому регенту Людовику Сфорце, затем к папе Юлию II и, наконец, в Вену. Из цветочных алмазов знаменит синий цвета сапфира алмаз Hope, находящийся у семейства Hope в Амстердаме, и зеленый алмаз в зеленой галлерее (grunes Gewolbe), в Дрездене. С тех пор как были открыты африканские копи, алмазы, весящие после шлифования более 75 каратов, перестали быт редкостью. Виктория, Грет-Уайт (Greatwhite) или Королевский алмаз происходит, как полагают, из Южной Африки. В настоящее время это второй по величине бриллиант в мире; первоначально камень весил 4571/2 каратов, вес после шлифования 180 каратов, стоимость около 1000000 руб. Наконец, 28 марта 1888 года в южно-африканской копи Де-Беера был найден октаэдрический кристалл алмаза, весящий 4281/2 каратов; цвет его не вполне белый, но с слабым желтоватым оттенком, как почти все африканские (капские) алмазы Принимая во внимание форму кристалла, полагают, что из него можно вышлифовать бриллиант весом в 200 каратов, который был бы величайшим в мире.
Относительно оценки алмазов существует еще много разногласий; можно однако же принять за среднюю стоимость одного карата (карат — единица веса для драгоценных камней; величина его несколько изменчива и колеблется в пределах от 197 — 206 миллиграмм, в среднем 41/2 доли золотника) необделанного алмаза, годного для шлифования, — 10 — 25 рублей, а одного карата отшлифованного алмаза, — бриллианта — 80 — 135 рублей. Для определения ценности больших камней установлено такое правило, что стоимость одного карата множат на квадрат числа каратов; так, алмаз в 2 — 3 — 4 — 10 каратов стоит в 4 — 9 — 16 — 100 раз больше алмаза того же достоинства весом в 1 карат За пределами 20 каратов определяемая таким путем ценность становится однако же более или менее воображаемой, не реальной, так как находится слишком мало покупателей таких больших и дорогих камней.
Подделкой алмазов являются так называемые полубриллианты, у которых к верхней настоящей половине приклеен мастикой в виде нижней части другой камень. Слабо прокаленные сапфиры, гиацинты, топазы нередко выдаются за алмазы; но два последних камня тяжелее алмаза, а топаз, кроме того, при нагревании электризуется, чего не наблюдают у алмазов. Горный хрусталь и подделки из страсса (свинцовое стекло с сильным светорассеянием и большим показателем преломления) значительно легче алмаза, менее тверды и блестящи. Лучшим отличительным признаком алмазов служит все-таки их твердость; алмаз не чертится и не шлифуется ни наждаком, ни каким-либо другим телом, кроме своего собственного порошка. Царапины, пятна, вообще недостатки алмазов легко распознаются при погружении кристаллов в жидкий сероуглерод, калиево масло, вообще жидкости, показатель преломления которых очень близок к алмазу.
Алмаз, как известно, по составу представляет чистый углерод; искусственное приготовление алмазов кажется как будто, вследствие этого, довольно простым: стоит лишь перевести аморфный углерод, столь распространенный в природе, в кристаллическую форму правильной системы. Все попытки этого рода не привели однако же еще к практическим результатам. Правда, Депретцу (Despretz) в Париже удалось в 1853 году, действуя электрическим током на сахарный. уголь в безвоздушном пространстве, получить в продуктах воронки мельчайшие октаэдрические кристаллы со всеми признаками алмазов; но это были лишь микроскопические кристаллики и их приготовление потребовало больше месяца работы. Несколько лучших результатов, хотя тоже неприменимых на практике, достиг, по-видимому, в последнее время Баллантин Ханней (Ballantyne Hannay) в Глазгове.
Во времена Ренессанса алмазу делали оправы из золота и, как сообщает в своем «Trattato» Бенвенуто Челлини, окружали его черной фольгой, чтобы придать больше огня. Теперь оправы делают из серебра и притом ажурные, так как алмаз сам по себе отличается чистейшей «водой» и игрой цветов, золото же всегда придает ему легкий желтоватый оттенок, как бы он ни казался незаметным. Современное ювелирное искусство впадает в ошибку другого рода, группируя алмазы в виде цветов, букетов и т. п. невыгодные комбинации; так напр., в розе один лепесток закрывает другой, а это уже потому невыгодно, что лучи до известной степени уничтожаются и вместо яркого огня получается лишь неровное, неопределенное мерцание. Рационально и в художественном отношении верно располагать алмазы в звездообразные или тому подобные фигуры, сообразуясь с естественною природой алмаза, с характером его огненных лучей.
Алмаз шлифуется алмазным же порошком; для шлифования преимущественно употребляется борт. Карбонат, показывающийся иногда кусками величиною с кулак, служит для шлифования и бурения твердых горных пород (алмазный бур). Многие интересные подробности читатели найдут в следующих сочинениях: Клуге, «Edelsteinkunde»; Шрауф, «Edelsteinkunde»; Кинг, «Natural history of precions stones»; M. Пыляев, «Драгоценные камни».
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.