Меню
Назад » »

Логос (262)

Духовно-учебные заведения

Духовно-учебные заведения православного ведомства в России, как специальные учреждения, ведут свое начало лишь со времени издания Духовн. Регламента в 1721 г. хотя в древней Руси всякого рода школы существовали главным образом при церквах, монастырях и архиерейских домах, и хотя образование в них имело характер исключительно религиозно-богословский, но они признавались, и были для своего времени, общеобразовательными и всесословными. В священники поставлялись не исключительно лица, в них получившие образование, но также и обучавшиеся у книжных мастеров из частных лиц. Такое значение и характер имели даже такие учебные заведения допетровской Руси, как киевская акад. и московские ЗаиконоСпасские школы, позже образовавшие москов. славяно-греко-латинскую акад. Постановлениями Духовного Регламента повелено было «всякому епископу иметь при доме своем школу для детей священнических и прочих в надежду священства определенных». Все ученье в этих школах ограничивалось сначала «Начальным ученьем отроком», составленным Феофаном Прокоповичем, и славянскою грамматикою, и лишь по мере возможности предоставлялось обучать риторике, логике и прочему. Сам составитель этих правил Духовн. Регламента, Феофан Прокопович, учредил при своем доме в Петербурге духовную «семинарию», которая должна была представлять образец учебных заведений этого рода. Здесь преподавались науки как богословские, так и общеобразовательные; в числе учителей был известный датчанин Адам Селлий, ученик знаменитого германского богослова Фр. Буддея. Из провинциальных «архиерейских школ», позднее также получивших название семинарий, первыми по времени были черниговская, ростовская, новгородская и тобольская, устроенные по несколько измененному типу киевской и московской славяно-греколатинской академий. Архимандрит Александро-Невского монастыря, Феодосий Яновский, учредил в этом монастыре «славянскую или грамматическую школу», в которой преподавались грамматика, арифметика, музыка, живопись, языки латинский и греческий. В 1725 г. эта школа получила название славяно-греко-латинской Александро-Невской семинарии; к ней была присоединена (1738) семин. О. Прокоповича; преподавателями здесь были известные ученые Селлий, Гавриил Кременецкий, Афанасий Скияда, Амвросий Зертыс-Каменский (впоследствии архиепископ моск.) и др. В 1730 г. эта семин. существовала уже в составе восьми классов, в которых, кроме элементарного общеобразовательного курса, проходили полный круг наук богословских. Преимущественно из воспитанников этой семин. набирались в XVIII стол. члены акад. наук, российской акад., академического университета. В 1788 г. она была преобразована в «главную семинарию», в которую присылались лучшие воспитанники семин. провинциальных. В 1797 г. главная семин. переименована в Александро-Невскую акад. Подобную же историю имела архиерейская школа в Казани учрежденная в 1723 г., в 1732 г. преобразованная в семин., а в 1797 г. — в академию; по типу киевской и московской. Еще императрица Екатерина II находила, что «архиерейские семинарии состоят в весьма малом числе учеников, в худом учреждении наук и в скудном содержании». Отсутствие одного общего начала в организации преподавания и хорошо подготовленных учителей, преобладало формализма и схоластики в обучении, господство латыни, материальная необеспеченность в т. п. недостатки духовных школ замечались многими авторитетными лицами, и еще в XVIII в. митрополиты московск. Платон и спб. Гавриил представляли проекты преобразования Д. учебных заведений. В 1807 г. учрежден был с этою целью комитет, в состав которого вошли, между прочим, Сперанский и князь А. Голицын. Рассмотрев ранее составленные проекты (Братановского и Болховитинова), комитет представил в 1808 г. «Доклад об усовершении духовных училищ», составленный, главным образом, Сперанским. Все Д. учебные заведения предполагалось разделить на четыре разряда: 1) духовные академии, для высшего духовного образования будущих священнослужителей, а также учителей Д. учебных заведений; 2) духовные семин., со средним курсом, для приготовления священников, а также воспитанников для акад.; 3) училища уездные — для приготовления в семин. и вообще для низшего образования; 4) училища приходские, для распространения однообразного обучения в самих селах (приходские училища в позднейшее время были большею частью соединены с уезд ними). Все эти категории училищ были соединены в одну общую организацию, по началу подчинения низших высшим, и с новым составом наук, на половину богословских, на половину общеобразовательных. Все епархии России разделены были на четыре духовно учебных округа, каждый под ведением своей дух. акад., которая, через «внешнее академическое правление», управляла семинариями не только в учебном, но и в административном отношении. Семинарское «правление», в свою очередь, заведовало духовными училищами епархии. В каждой епархии полагалось по одной семинарии (всех 36) и по несколько духовн. учил. (уездных 10, приходских — до 80). На содержание их назначено было 1669450 р. из средств Синода. По утверждении, в 1809 г., этого проекта; учреждена была для его осуществления комиссия духовных училищ. Наибольшее внимание обращено было на академию петербургскую, для которой собраны были лучшие ученые силы: на кафедру философии выписан был Сперанским из Германии Фесслер, впоследствии ее занимал известный Фишер; в числе профессоров богословия были Филарет (впоследствии митрополит московский), Иннокентий (впоследствии архиепископ херсонский), Г. П. Павский, И. С. Кочетов и др. В семинариях, в течение шести лет, разделенных на три двухгодичных класса, кроме среднего курса наук богословских, преподавались науки общеобразовательные, в размере соответствовавшем курсу гимназий (старших четырех классов), с присоединением логики, психологии, естеств. истории, сельского хозяйства и медицины (шла речь о введении в семинариях преподавания краткого курса законоведения). В 1867 — 69 гг. Д. учебные заведения подвергнуты были новому преобразованию: Д. учебные округи были отменены, административная власть академий по отношению к семинариям и семинарий по отношению к духовн. учил. уничтожена. В академиях, в виду невозможности, при современном состоянии наук, изучения их всеми студентами в полном их составе, общеобязательными для всех студентов признаны лишь некоторые науки, остальные же разделены на три группы, из которых лишь одну, по собственному выбору, должны были изучать студенты. Семинарии из трехклассных обращены в шестиклассные (по одному году в каждом классе); медицина и сельское хозяйство исключены из числа учебных предметов, а вместо них введено изучение педагогики, с устройством при каждой семинарии воскресной школы. Для управления всеми Д. учебными заведениями учрежден учебный комитет при Синоде. В 1884 г. устав и штаты Д. учебных заведений подвергнуты новому пересмотру, при чем в управлениями академиями усилена власть епархиальных архиереев и ректоров. Деление академий на факультеты — богословский, церковноисторический и церковно-практический — отменено; восстановлено наблюдение академий над семинариями и семинарий над низшими училищами. В духовных академиях существуют в настоящее время, кроме кафедр богословских, три кафедры философии (логики, психологии и метафизики, истории философии); две кафедры всеобщей гражданской истории, и по одной кафедре: русской истории теории словесности и истории иностранных литератур, русского и церковнославянского языков (с палеографией) и истории русской литературы, и языков греческого, латинского, еврейского, немецкого, французского и английского. Программа курса, дух. семинарий, вместе с духовными учил., содержит в себе полный курс классических гимназий, с присоединением к нему психологии, а также начальных оснований и краткой истории философии. В некоторых семинариях к этому присоединяется преподавание медицины и сельского хозяйства. Д. учебные заведения православного ведомства в России — все общесословные; в них могут обучаться, на одинаковых условиях с детьми клира, дети всех сословий государства.

Всего в России в настоящее время четыре духовных академии, 55 семинарий и 18 духовных училищ. В 1891 г. учащихся в академиях было 769 (в том числе 21 иностранец — из болгар, сербов, черногорцев, румын, греков, сирийцев и японцев). Большая их часть (в 1891 г. — 455) содержатся в академиях на казенные средства. В 55 семинариях в 1891 г. обучалось всего 17246 воспитанников. В 185 духовных училищах в 1891 г. учащихся было 29619. Учащих и начальствующих лиц в семинариях и училищах в 1891 г. было 8124. На содержание всех мужских духовно-учебных заведений в 1891 г. израсходовано всего 5211411 р. Эта сумма составилась из процентов с духовно-учебного капитала — 1341469 р., процентного церковного сбора 1669200 р., пособия от государственного казначейства — 1576231 р. и разных специальных источников духовного ведомства.

Н. Барсов.

Для подготовления римско-католического духовенства в России учреждены в каждой римско-католической епархии семинарии, состоящие под ведением епископов, а в СПб. — академия (I, 257 — 259), состоящая в ведении архиепископа могилевского. Для поступления в римско-католич. духовное учебное заведение требуется разрешение губернатора. Протестантское духовенство получает образование на богословском факультете юрьевского (дерптского) университета. Армяногригорианское духовенство получает образование в духовных семинариях) состоящих в каждой из 6-ти русских армяно-григориан. епархий, а также в учрежденной в 1874 г. эчмиадзинской армянской духовной академии, подготовляющей и преподавателей для семинарий (первоначально для этой последней цели существовало духовное отделение при Лазаревском институте восточных языков). Духовные семинарии зависят от своих епархиальных начальств, а эчмиадзинская акд. находится под главным начальством патриарха — католикоса всех армян. Эчмиадзинская академия состоит из 6 семинарских классов и трех высших академических; преподавание на армянском языке; кроме богословских и церковных предметов, преподаются педагогика, логика, психология, история философии, армянская история и география, история и география России, математика, физика и космография, естественная история, армянский язык и история литературы, языки русский; латинский, греческий, ненемецкий, французский, еврейский и библейская археология, черчение и рисование (преимущественно церковное). Армяногригорианские Д. учебные заведения содержатся на счет церковных сумм и добровольных приношений.

Дуччо ди Буонинсенья

Дуччо ди Буонинсенья (Duccio di Buoninsegna) — основатель венской школы живописи. Полагают, что он род. около 1260 г., а ум. около 1320 г. Оставаясь верен преданиям византийских миниатюристов, он, однако, старался оживить мертвенные типы их изображений нужною грацией, спокойным величием и выражением душевных движений, а колорит — ясными, дающими мягкие переходы тонами, и таким образом создал особый стиль, которого держались после него сиенские живописцы в течение целого столетия. До нас дошло лишь одно, несомненно принадлежащее ему, произведение — алтарная икона, написанная в 1308 — 11 г. для сиенского собора. Она была исполнена на доске, с обеих ее сторон; лицевая сторона представляла Богоматерь, сидящую на престоле, с Младенцем-Христом на руках, и окруженную ангелами и святыми, а задняя изображала, в 26 отделениях, различные, полные драматизма, эпизоды Страстей Господних. Впоследствии доска была распилена надвое, так что каждая сторона составила отдельную картину. Обе части выставлены теперь, одна возле другой, в зале комиссии строения сиенского собора. Принадлежность Д. других, приписываемых ему, работ в большинство случаев сомнительна.

А. С — в.

Душа

Душа (в этнологическом отношении). Верование или убеждение, что наша мысль, чувство, воля, жизнь обусловливается чем-то отличным от нашего тела, хотя и связанным с ним или имеющим в нем свое местопребывание, свойственно, повидимому, всему человечеству, и может быть констатировано на самых низких ступенях культуры, у самых первобытных племен. Происхождение этого верования может быть сведено, в конце концов, к самочувствию, к признанию своего "я", своей индивидуальности, более или менее тесно связанной с материальным телом, но не тождественной с ним, а только пользующейся им как жилищем, орудием, органом. Это "я", это нечто духовное, или, в более примитивном представлении, это движущее начало; эта «сила», находящаяся в нас — и есть то, что первобытный человек соединяет с представлением о «душе». Но подобное же движущее начало представляют, кроме человека, животные, растения, даже многие предметы неорганической природы. Волнующееся море, сверкающая молния, завывающий ветер, бегущее по небу облако, горящий огонь, низвергающийся с горы камень — точно также, как и тикающие часы, играющая табакерка, движущийся пароход, — все это способно вызывать представление о двигающей или проявляющейся силе, а так как сила, по аналогии с человеческой, предполагает ее производителя, некоторую действующую личность, то во всех этих формах или проявлениях силы и движения можно тоже предполагать некоторое "я", некоторое движущее начало или «душу». И действительно, многие дикари пользуются одним и тем же словом, обозначающим у них «Д.», для названия всего выказывающего известную силу или движение, но невидимого или непонятного, как напр. механизма часов и т. п. В приложении к человеческой Д. убеждение в ее отдельности от тела и способности покидать последнее могло возникнуть и укрепиться на основании наблюдений над явлениями сна, обморока, смерти. Человек во сне недвижим; не видит, не слышит, но может чувствовать себя в различных положениях, посещать различная местности, говорить с различными лицами, даже давно умершими. После обморока человек «приходит в себя», т. е. Д. его возвращается в тело. Наконец, в случае смерти Д. покидает тело окончательно. Эту расстающуюся с телом субстанцию народная мысль представляет себе как дыхание, дуновение, легкое облачко, пар, тень, летающую бабочку или птичку; но особенно распространено сравнение с дыханием, следы которого сохранились и теперь в языках культурных народов (anima, греч. anemos, санск. atman — дух, дыхание, Д.: spiritus, yuch, pnuma и т. д.). По вопросу, где именно имеет Д. свое местопребывание в теле, мнения народов разнятся между собою. Полинезийцы считали местопребыванием ее полость живота. Караибы, сиамцы помещали Д. в сердце и жилах; папуасы и евреи — в крови (подобно тому, как и Цицерон полагал, что spiritus diffunditur per arterias, а Цельзий, что venae spiritui accommodatae sunt); другие — в груди, голове, печени. При смерти Д. выходит из тела (через рот), но дальнейшая судьба ее различными народами также понимается различно. Д. может оставаться по близости тела, бродить около него, находиться в окрестностях, или она может уходить далеко, на горы, в пустыню, плыть вниз по реке, удаляться за море, спускаться в недра земли или подниматься вверх, за облака, на небо; наконец, она может переселяться в другие существа, воплощаться, напр., в различных животных. В конце концов, она может соединиться с телом, если последнее сохранилось, или тело составляло для ее только бренную оболочку, покинув которую, Д. достигает высшего, блаженного состояния, соединяется с общей мировой Д. и т. д. Все подобные верования, усложняясь и развиваясь с ходом культуры, оказывают влияние на отношение к умершим, на погребальные обряды. Вообще не только дикари, но в народы, достигшие уже довольно значительной культуры, склонны воображать себе загробный мир по аналогии с настоящим, чем и объясняется погребение умерших в одежде, с украшениями, орудиями, оружием, пищей, посудой, домашними животными, рабами и т. д., помещение их в могиле и гробнице, похожей на пещеру, землянку, шатер; снабжение их лодкой, лошадью, оленями, собакой — для дальнего пути и пр. Животные и рабы при этом убиваются, да и неодушевленные предметы (напр., посуда, оружие) часто ломаются, так как в данном случай важны не они, а так, сказать, «души» их, которые, предполагается, будут служить душе их владельца. При веровании в вознесение Д. на небо, приличным способом похорон является трупосожжение, когда пламя уносит вверх возгорающиеся элементы тела и положенных с ним предметов; при веровании в переселение Д. подходящим является предоставление трупа на съедение животным и птицам; при развитии убеждения в конечном оживлении тела — сохранение последнего путем мумифицирования. Во всех этих заботах об умерших можно видеть доказательство верования в загробную жизнь, в душу, а вместе с тем и проявление чувства почтения к умершему; но последнее не всегда основано на альтруизме, а во многих случаях скорее на эгоизме, на стремлении обезопасить себя от мести и злых действий покинувшего тело духа. На это указывает целый ряд погребальных обрядов и поверий, следы которых сохранились отчасти и в народных массах культурных племен, напр. вынесете покойника не через дверь (чтобы не вернулся), а через окно или нарочно проделанное отверстие; шествие на кладбище окольным путем; связывание и пеленание умершего; очищение после похорон огнем в т. д. Некоторые кочевые дикари, в случай смерти родича, оставляют труп и перекочевывают на другое место; другие, как только наступает агония, задушают умирающего, набрасывают на него кожи и крепко обвязывают ремнями и веревками. Покинувшая тело Д. становится по воззрению многих нардов, духом, сохраняющим известную волю и силу и способным проявлять их по отношению к живым. Отсюда страх перед душами умерших (особенно бывших сильными воинами или мощными шаманами), почитание и умилостивление Д. предков, даже отожествление их с злыми духами. Впрочем, понятие о Д. часто осложняется смешением первобытных верований с позднейшими философскими воззрениями или комбинацией различных представлений. Д. подразделяется на несколько, напр. на две, одну — выхождение которой констатируется сном, и другую — оставляющую тело при смерти; у китайцев одна Д. остается хранительницей дома, другая — могилы, третья невидимо принимает жертвенные дары; из тройной Д. римлян manes уходили в преисподнюю, anima или spiritus возносилась на небо, a umbra оставалась в гробнице, и т. д. Различные виды или части Д. считались иногда пребывающими в различных частях тела: вест-индские индийцы помещали Д. в сердце, голове и руке, как познавание, чувство и волю; Платон полагал, что познавание имеет пребывание в голове, чувство — в груди, желания — в животе.

Дуэт

Дуэт (Duetto, Duo) — музыкальное сочинение для двух инструментов или двух голосов, с инструментальным сопровождением. Каждая партия дуэта имеет самостоятельный характер. Форма инструментального Д. обширнее, вокального — более простая. Вокальный Д. пишется как самостоятельный концертный номер или входит в состав вокально-инструментального сочинения, напр. оперы.

Дынное дерево

Дынное дерево (Carica Papaya L.) — дерево из рода Carica, куда относятся до 20 видов тропической Америки. Оно имеет колоннообразный ствол, вышиною в 2 или 3 саж., который вовсе не ветвится и несёт только на верхушке большой пучок крупных 5 или 7-милопастных лапчатых листьев с очень длинными черешками. Во всех частях растения находится млечный сок. Цветы одно-половые и собраны длинными кистями, выступающими из углов листьев. Плоды подобны плодам дыни, бывают иногда длиною в 1 фут и в 1/2 фута толщиною. Растение это замечательно тем, что представляет единственное дерево, разводившееся туземцами с древнейших времен. Теперь его разводят во всех тропических странах. Плоды употребляются в пищу сырыми и в разных приготовлениях; млечный сок в короткое время смягчает самое жесткое мясо: для этого довольно прибавить к воде несколько капель. Можно смягчать мясо даже завертывая его в листья Д. д. Ствол хотя и идет на поделки, но древесина его крайне мягка, так как он растет очень быстро. В особых приспособленных к тому полостях ствола живут муравьи, не только не вредящие растению, но охраняющие его от нападения врагов, против которых они выползают массами при малейшем прикосновении.

А. Б.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar