- 977 Просмотров
- Обсудить
Алоэ — род растений из семейства Лилейных (подсемейства Aloineae), относящегося к однодольным. Это многолетние, низменные, почти бесстебельные травы с пучком низовых листьев и с короткой, часто едва достигающей 15 см. в высоту, цветоножкой. Иногда растут в форме кустарников, иногда даже в виде деревьев с прямым, простым или вилообразно разветвленным стволом, достигающим до 20 метров в вышину и до 1,6 метра в диаметре, и несущим на верху густой пучок многочисленных листьев (таких размеров достигает произрастающая в Наталии и в стране Кафров А. Bainesu Dyer, впервые культивированная в европейских садах около 1870 года). Противоположно или спирально расположенные листья во всех родах бывают грубомясисты и по большей части очень сочны; от более или менее охватывающего стебель основания бывают линейно-ланцетообразны, постепенно сужаясь; с верхней стороны часто жолобообразны; гладки, морщинисты, или бородавчаты; на краях часто роговидны или игольчато вырезаны; у некоторых родов покрыты пятнами. Между ними возвышается главная или боковая, голая или с чешуйчатыми листьями цветоножка, часто достигающая высоты одного метра и несущая простой колос или кисть, или же составленную из них метелку, по большей части красивых, обыкновенно, желто-красных или пурпуровых, прямых, наклоненных или висящих цветов с членистыми цветоножечками, снабженными прицветниками. На цветоножечке расположен цилиндрический или клиновидный, прямой или слабоизогнутый, иногда раздутый околоцветник, расположенный на нектаре, отделяющем основание более или менее глубоко рассеченным шестилопастным ободком, равные или попеременно неравные лопасти которого бывают прямы, наклонны или закручены. Шесть чередующихся с лопастями и расположенных на цветоложе тычинок бывают то короче, то длиннее околоцветника и часто через одну различаются друг от друга по длине. Трехгнездая, тупошестигранная завязь, заключающая в себе массу, густыми рядами расположенных, семяночек, несет нитевидный пестик с единочным или тройным рыльцем и развивается в трехгнездую, в середине гнезд трехстворчато-раскрывающуюся коробочку с бесчисленными угловатыми или сжатыми с боков остро-крайними и даже крылатыми семенами, по большей части черно-бурого цвета. По старфы и теперь принятым границам этот род обнимает свыше 200 видов, преимущественно африканских, отлично произрастающих в Капской земле. Однако от них очень отличаются виды с белыми правильными цветами, как Aprica; с белыми же двугубыми цветами, как Havorthia; с красным, внизу раздутым околоцветником и с короткими тычинками, как Gasteria. Таким образом, род алоэ, в более тесном смысле, обнимает едва 86 видов с красно-желтым, у основания нераздутым околоцветником и с длинными тычинками. К этому последнему роду принадлежат и лекарственные виды, доставляющие обыкновенное Алоэ. К таковым относятся: A. socotrina Lam. (=A. vera Мill., но не L.) A. vulgaris Lam., A. ferox L., A. spicata L. fil. и A. lingua Mill. К ним могут быть причислены A. africana Mill. и A. plicatilis Mill., как доставляющие меньшее количество вещества, а вероятно и A. arborescens Mill., A. purparascens Hacs. и A. Commelini Vilid.
Из названных родов A. socotrina пpoизрастает в береговой полосе Восточной Африки и, по новым изысканиям, в Капской земле; напротив, Алоэ уже в древности прославленного как родина лекарств, растении вост. африк. острова Сокотра (или Сокотора), который дал даже имя этому виду растения, есть, по новейшим данньм, не A. socotrina, но A. Perryi Baker. Он имеет часто разветвляющийся ствол, вышиною от 1 до 1,60 метров, обладает тридцатью-сорока мечевидными, изогнутыми, темно-зелеными листьями, имеющими 21/2 см. в ширину. Листья образуют густой, имеющий около одного метра в диаметре, пучок; простая цветоножка снабжена густой, имеющей до 60 см. в длину, кистью красных цветов, каждый длиною в 3 см. A. vulgaris (=А. vera) отличается от этого вида коротким (длиною от 30 до 60 см.), по большей части, простым стволом и ясно выдающимися из цветка тычинками. Она распространена теперь, вообще, во всех жарких странах и даже находится в диком состоянии (подчас в больших массах) в береговой полосе юга Европы. Все остальные поименованные виды имеют родиной Южную Африку. Обыкновенное алоэ добывается у всех видов из листьев. Поперечный разрез последних показывает под верхней кожицей очень тонкий зеленый слой и окруженную им белую, слизистую, сердцевинную ткань, составляющую главную массу листа. На границе обеих тканей лежат, на почти одинаковом расстоянии друг от друга, вдоль расположенные пучки сосудов. Кнаружи от них находится кажущаяся на поперечном разрезе полулуной и состоящая из нескольких родов цепочка призматических, тонкостенных сумочек, которые наполнены очень горьким соком, окрашенным различно, смотря до виду, по времени года и по месту нахождения, то в ярко-желтый цвет, то в золотисто-желтый до буро-желтого; реже совсем бесцветный. Иногда сок находится еще в слое маленьких клеточек, отделяющем сумочки от края листа, как футляром.
Этот горький сок, будучи высушен, и составляет алоэ аптек. Его добывают следующим образом. Заставляют вытекать его из надрезов листьев, срезанных в марте и апреле и положенных в жолобы, а затем сгущают в медных котлах (так поступают на Вест-Индских островах), или же вытекающий сок собирают в яме, вырытой в земле и покрытой козьей кожей, и кипятят затем в чугунных сосудах, (так ведут добычу в Капской земле). Кора и выжимки из ее и из прилегающих тканей, содержащих сок Алоэ, во всяком случае давали бы большие выходы.
Многие виды алоэ служат декоративными растениями и красой наших оранжерей. Волокна листьев некоторых видов (именно A. vulgaris) служат для приготовления грубых тканей.
Алтай (по-турецки, по-китайски Киншан, т. е. золотая гора) — название северного гребня центрально-азиатского нагорья на русско-китайской границе. Алтайскою горною системою прежде называли (по Палласу) всю сильно разветвленную горную окраину центральной Азии от 100 — 160 град. вост. долг. (от Ферро) от Джунгарской равнины у Зайсанского озера до побережья Охотского моря. Но так как по ту сторону 120° вост. долг. замечается перемена нормального направления с запада на восток и цепи направляются к северо-востоку, а также начинается другая горная система, принадлежащая к другой геологической эпохе, то, по примеру А. Гумбольдта, под Алтайскою системою разумеют только горы, расположенные между 47° и 55° сев. шир. и между 100° и 126° вост. долг., простирающиеся на расстоянии около 1500 км. до верхней Селенги и верхнего Орхона и окружающие источники Иртыша, Оби и Енисея. Главный и самый западный член этой системы собственный Алтай, имеющий до 2000 м. высоты. Между его восточными продолжениями замечательны: орошаемый Енисеем Саянский горный хребет и горы Танну-Ола, т. е. дворцовые, имеющиеся от Убса-нора до источников Селенги и озера Косогола более 600 км. длины.
Сам Алтай подразделяется на русский к северу и китайский к югу от притока Иртыша Бухтармы, но составляет одну цельную горную группу. Высшие части расположенного между Бухтармою и Зайсанским озером южного Алтая — т. наз. гранитные Нарымские Альпы и Кучумские Альпы. К востоку тянется до горы Куйтуна неприступная, покрытая вечным снегом цепь Большого Алтая, поросшего на северном склоне соснами и лиственницами. От него отделяется к юго-востоку у Куйтуна Ектаг-Алтай, перерезывающий от озера Ике-Арал Черный Иртыш. Собственный Алтай называемый также Колыванскими горами, известный по своим минеральным богатствам, образует не более 1/4 всей системы и идет от змеиногорских горных заводов 1404 м. высоты, к северо-востоку от Семипалатинска и соединения Убы с Иртышем, до Телецкого озера (520 м. над уровнем моря) и вытекающего из него источника Оби реки Бии, впадающей в Катунью. В этих границах он занимает, по Гумбольдту, поверхность около 136000 кв. км., т. е. он втрое более Швейцарии. Этот русский Алтай не есть собственно горная окраина, а могучая передовая горная группа, вдающаяся от Алтайской системы в Барабинскую и Киргизскую степи; кроме востока, он со всех сторон окружен равнинами, принадлежащими с севера и с запада к низменности, а с юга не превышающими 585 м. На севере цепи сильно разветвленных Альп имеют направление с запада на восток, но вообще их можно считать расположенными в виде веера вокруг их высшей точки. Чихачев, по направлению осей и расположению, различает восточный и западный А., которые разделены реками Катунью и Обью; первый направляется к северо-западу, второй — к северо-востоку. Самая высокая точка — гора Белуха, на месте, где обе оси скрещиваются; это — величественный, недоступный горный великан, имеющий 3350 м. высоты и покрытый обширными снеговыми полосами; на южном склоне находится ледник, источник Катуни, протекающий сквозь две турмалиновые скалы; соседние горные хребты имеют 2430 — 2730 м. высоты.
Среднюю высоту Алтая считают вообще в 1600 м. снеговую линию — в 2150 м.; его остроконечия, разбросанные конусы и пирамиды достигают 3000 м. и больние; разнообразные цвета и формы скал, необыкновенно многочисленные горные потоки придают горному ландшафту большое разнообразие. Но эти красоты природы более свойственны южному, чем северному, орошенному Бией, А., который, благодаря своим темным хвойным лесам, называется также Черным А. и состоит из громадных, тесно сплоченных масс земли. Между горными цепями тянутся повсюду или пространные, покрытые снегом или болотами, кое-где прерываемые низкими рядами скал или одиночными скалами плоскогорья, на крутых обрывах которых растут только лишаи и маленькие березки, между тем как почва доставляет обильную пищу лосям и северным оленям. Степная растительность не встречается выше 325 м.; лесная встречается между 325-1300 м. высоты; альпийская достигает от 1300 до 2050 на северной стороне, на южной — до 2370 м. высоты; еще выше лежат вечные снега. Подножия гор покрыты тополями, терном, травою; обрывы одеты хвойными лесами, состоящими из лиственниц, сосен, елей, сибирских кедров, перемешанных с березами. Береза растет до 1460 м. высоты; лиственницы и другие деревья, хотя и в изуродованном состоянии, доходят еще выше. На самых высоких плоскогорьях находятся только маленькие сосны. К северу от прекрасного Телецкого озера, имеющая слишком 1600 м. высоты цепь Кузнецкого А. захватывает верхи Том с его восточной стороны. Главная цепь идет почти по направлению меридиана к северу до Кузнецка, к востоку от которого она разделяется; восточная, покрытая лесами, богатая золотом ветвь идет под названием Кузнецкого Алатая, Белогорской или Албанской цепи до одной широты с Ачинском и Красноярском и оканчивается имеющим 1666 м. высоты Таскюлем; другая ветвь направляется к северо-западу, к Томску; расположенная к северозападу от Кузнецка Салаирская цепь, между Обью и Томом, ниже двух первых известна по своему богатству серебром, а ее восточный отрог — и по богатству золотом. — Танну-Ольские горы, восточное продолжение собственного Алтая, образуют высокую, слишком в 3550 м., суровую и дикую цепь, поросшую деревьями только в долинах и не покрытую кустарниками даже на южных склонах; это покрытое снегами древнее обиталище Сойотов составляет раздельную линию между турецким племенем к югу и киргизами к северу. К востоку от Уллиусутая Малаха-Ольские горы идут с запада на восток у источников Джабгана; затем они поворачивают под названием Кукудабанских гор к юго-востоку и окружают с северо-востока в виде дуги Орхон. Южная оконечность цепи и Орхона называется Шангай-ола и образует дикие гранитные скалы, покрытые также вечными снегами; у их южного подножия находится место древнего Каракорума (кит. Голин) — некогда столица Чингисхана. К западной оконечности Танну-Ольских гор примыкает с восточной стороны А., покрытая снегами Саянская цепь, в которой есть проходы на высоте 1886 м. С юга в них проникает верхний Енисей; к западу от этого места цепь называется Шабинаола. К востоку от этой поперечной долины они возвышаются к северу широкою дугою к покрытым вечными снегами вершинам Белогорья и наконец, у окруженного с запада Шангайскими, а с востока более низкими Булунайскими горами озера Коссогола, примыкают к Танну-ольским горам и образуют таким образом громадную котловину Верхнеенисейскую, совершенно аналогичную с котловиною Байкальского озера. На северной стороне Коссогола Саянские горы достигают наибольшей высоты в имеющем 3474 м. узле Мунко-Сардык, (т. е. вечный снег). Самый высокий проход КхамарДабан находится на высоте 2200 м.
Народонаселение А. — весьма немногочисленно. Между тем как русские колонисты, в качестве крестьян и горных рабочих, заселяют северные и северо-западные горные округа, а южная граница строго оберегается рядом небольших укреплений, внутри и на юго-востоке живут горские калмыки, которые, при своем чисто-кочевом образе жизни, разбивают свои юрты летом на богатых пастбищами горных террасах и открытых равнинах, а зимою в лесных пещерах. В восточном А., около Телецкого или Телеутского озера, живут телеуты, называемые также белыми кумыками и принадлежащие к турецкому племени, но имеющие монгольские черты лица и причисляемые русскими к татарам. Они занимаются скотоводством, охотою, пчеловодством и собиранием кедровых орехов. На Бие живут в небольших домиках кумандинцы, занимающиеся скотоводством и земледелием и не имеющие монгольского типа. Все эти три поколения — язычники шаманского исповедания. К первобытному населению причисляются также, так наз., Каменщики, хотя они по происхождению, языку и религии и принадлежат к русским. Они происходят частью от русских крестьян, освободившихся посредством бегства с горных заводов от крепостной зависимости.
Ср. Котта, «Der Altai, sein geologischer Bau, und seine Erzlagerstatten». (Лейпциг, 1871).
Алтарь (лат. alta ага — зн. высокий жертвенник) — называется жертвенное место, или жертвенный очаг. Первоначально А. были из земли или дерна, впоследствии, когда начали воздвигать храмы, их делали более искусно из камня, или металлов. Они стояли на восточной стороне храма, перед изображением божества. В Риме А. были воздвигаемы не только отдельным богам, но и героям, а впоследствии даже императорам. Их место нахождения не ограничивалось у греков и римлян храмами, а они были также воздвигаемы на улицах, площадях. в священных рощах и у священных ручьев. И у евреев, не смотря на Моисеев закон, дозволявший жертвоприношение только во храме, удержался до времен Вавилонского плена древний обычай воздвигать А. на возвышениях. так много посещаемыми местами жертвоприношений были: Рама, Галгал, Вефиль и Мицпа. У евреев алтари различались между собою по форме и архитектуре, смотря по особым целям, для которых они служили. Были А. для сожигания жертвенных животных, А., на который только возжигались фимиамы и хлебные — А., на которые возлагались бескровные жертвы. Весьма отличны от этих древних А. христианской церкви; здесь А. был первоначально столом, на котором справлялась вечеря любви; до конца II-го в. А. и оставался поставленным в церкви столом, на котором распределялось Причастие и совершались другие церковные службы. В виде построенных уже — А. появились у христиан, по всей вероятности, только во времена Константина Великого. Предписание обращать их всегда к востоку, происходит, говорят, еще от Папы Сикста II (ум. в 258 г.); в VI в. вошло в обычай украшать их крестом, со времен же Григория VI сделалось в римской церкви обычаем ставить по несколько А. Самый главный из них, высокий алтарь, сохранил свое место на возвышении, в романских церквах часто украшенном балдахином и снабженном ступенями; другие ставились у колонн, на восточной стороне приделов, у боковых стен, в капеллах и криптах. Обыкновенная форма готического А. — крылообразна (Flugelaltar), внутри с пластическими, снаружи с рисованными украшениями; но часто встречаются А., украшенные и внутри живописью. Архитектурная форма А. различается по стилям. Алтарный стол покрывается скатертью различных цветов, смотря по различным церковным праздникам; на А. находятся: крест, цветы и свечи. Для исполнения церковных треб, в дороге, в походе и т. п. употребляется переносный алтарь, стоящий на деревянном постаменте. Во время реформации число алтарей в каждой церкви ограничено до одного; из швейцарских церквей они даже совсем удалены. Поэтому и теперь в лютеранских церквах находится только один алтарь, в кальвинистских только простой, снабженный крестом, стол.
В православной церкви алтарем называется часть храма, предназначенная для священнослужителей и отделенная от средней части храма высоким иконостасом. В нем находится престол (Jusiasthrion — алтарь, по терминологии западной) в виде равностороннего прямоугольника, с положенными на нем антиминсом, крестом, Евангелием. Под престолом или в антиминсе полагается часть св. мощей, в воспоминание древнехристианского обычая совершать литургию на гробницах мучеников в катакомбах. Престол покрывается свящ. одеждами (срачица, индития, илитон). В алтаре находится также, обыкновенно, жертвенник или особый стол для совершения проскомидии. В каждом храме может быть несколько алтарей и престолов. На одном престоле дозволяется в день служить литургию только один раз.
Алтын — старинный русский монетный счет, название которого получилось от татарского слова алты (шесть). До Петра I алтыны у нас не чеканились, но велся только счет на алтыны: по курсу в алтыне считалось от трех до шести денег. При Петре I были выпущены первоначально в 1704 г. алтыны из хорошего серебра, потом в 1711 и 1712 гг. выпущены алтынники из серебра 70 пробы, а в 1718 выпущены нечеканенные, а тисненные алтынники, против пробы девка — из золотника 5, алтын (указ 24 января 1718, №3148), затем было разъяснено, что алтынники и копейки должны быть делаемы из серебра 38 пробы, тогда как рублевики, полтинники и гривенники делались из серебра 70 пробы (№3164). Но алтынники ходили недолго. Императрица Екатерина I, хотя и повелела 26 мая 1725 вновь выпустить серебряные алтынники низшей пробы (1/2), но уже 15 июня от этой монеты отказалась, дав указ: «новую монету из той пробы, из которой прежде указом повелено было делать алтынники, ныне делать гривенники, а алтынников не делать» (№4909).
Так как алтын постоянно оставался монетным счетом (и теперь еще имеется пятиалтынный, 15 к.), то в переносном смысле алтынником стали прозывать человека особенно любившего алтыны, вообще стремившегося правдами и неправдами нажить деньги. Отсюда образовался и глагол алтынничать — стремиться к наживе путем обмана, обсчитывания, взяток.
Алупка — татарская деревня на южн. берегу Крыма, в 15 км. к юго-западу от Ялты; славится великолепным дворцом кн. Воронцова, построенным в живописнейшей местности, в готическо-мавританском стиле из крымского гранита и зеленого камня (по плану английск. архитектора Блора), и окруженным роскошнейшею тропическою растительностью. В виноградниках его насчитывают до 104 т. виноградных лоз лучших иностранных пород. Выше дворца расположен сад с гротами, естественными пещерами; кратером потухшего вулкана и огромными, необыкновенно причудливой формы, скалами, между которыми разбиты прелестные аллеи. Отсюда открывается чудный вид на море и на высокий Ай-Петри (1234 м.). На близлежащих высоких скалах видны хорошо сохранившиеся фундаменты и толстые стены древнего укрепления. В окрестностях А. выламывается мрамор.
Алфавит является последним явлением в истории письма. Этим названием обозначается ряд письменных знаков, расположенных в известном постоянном порядке и передающих приблизительно полно и точно все отдельные звуковые элементы, из которых составлен данный язык. Алфавит в первый раз является у финикиян, когда они заняли дельту Нила и познакомились с египетским письмом. Это могло случиться за 2000 лет до Р. Хр.; но самый древний финикийский писанный памятник относится ко времени ок. 1000 лет до Р. Хр., когда царствовал сидонский царь Ашманозар; другие же древнейшим памятником считают надпись моабитского царя Мении. От финикиян переняли алфавит греки: они оставили без резких перемен форму финикийских букв, сохранили: их звуковое значение, даже их названия и порядок, в котором следуют одни за другими. Притом некоторые знаки оказались излишними и напротив некоторые звуки греческой речи не могли быть передаваемы финикийскими знаками. Должно было создать несколько новых знаков, которые в различных местах имели разнообразную форму и выражали не везде один и тот же звук; когда и кем были изобретены эти знаки — неизвестно; древние традиции, касающийся этого вопроса, не заслуживают доверия. По этим оттенкам греческие алфавиты, (которых название по первым буквам alja, beta стало общим для всех звуковых систем), разделяются на нисколько систем, сходных одна с другою в отношении порядка и формы букв, но различных по их количеству и звуковому их значению; ср. Киргхоф, «Studien zur Geschichte des griechischea Alphabeten».
От греческих взяли начало италийские алфавиты, а именно: этрусский, умбрийский, осский, латинский, фалискийский. Сначала они почти ничем не различались от греческих, но со временем стали больше приноровляться к местным требованиям языка и вместе с тем по форме и значению букв удаляться от греческого первообраза; потом же все пропали, кроме латинского. С другой стороны греческий алфавит дал начало еще албанскому, обоим церковнославянским и готскому Ульфилы, занявшему притом часть форм у рун . Позднейшее так называемое готическое письмо, которым писались и печатались западноевропейские (и западнославянские) книги в средние века, происходит не из древнего готского Ульфилы, прямо из латинского.
Латинский алфавит с течением времени распространился по всем частям света. Из него произошла, как мы уже сказали, немецкая готическая, так называемая «швабака», где только форма букв осталась перемененною. В остальных случаях форма букв осталась без резких перемен, но изменяется только в частностях с целью пополнить требования разных многочисленных языков, которые письменно этими буквами выражаются. Теперь даже все больше и больше входит в употребление транскрипция разных всевозможных алфавитов латинскими буквами, и на основании латинского письма некоторые ученые стремятся сложить всеобщий алфавит, которым можно бы выразить всевозможные оттенки человеческой речи. Вообще, отношение письма к языку представляется не совсем правильным и точным; идеал алфавита таков, чтобы он мог отлично служить каждому без исключения языку. Но так как оттенков звука в многочисленных языках чрезмерное количество, то требуется тоже и чрезмерное количество отдельных знаков. Даже в одном языке один и тот же знак выражает несколько различных, хотя и близких звуковых оттенков: так напр. русское о или е не всегда одинаково выговариваются. В виду этого неудивительно, что у различных народов, которые приняли латинскую систему, явилась потребность известных перемен в алфавите, вызванных уже слишком убедительными требованиями языка, но вместе с тем у этих народов латинский алфавит не отвечает в такой степени местным нуждам, как такие богатые специальные алфавиты в роде напр. санскритского или зендского. Тем не менее, количество основных знаков латинского алфавита осталось везде почтя неизмененное, но за то люди прибегли к другим способам: второстепенным надстрочным или подстрочным значкам и группировке отдельных знаков.
Из славянских народов латинский алфавит употребляют все западные; а из южных — также хорваты и словенцы; вообще латинский алфавит распространился везде с католицизмом. В этих странах конечно тоже употребляются оба способа увеличения числа знаков, о которых мы говорили. В чешском алфавите однако имеют перевес диакритические знаки, в польском же — господствует группировка, т. е. соединение двух или нескольких букв. Так напр. чешские знаки: с, z, s, е, выражаются в польском языке посредством: cz. z, sz, ie; в русском же посредством самостоятельных знаков: ч, ж, ш, е. В древних и новых (писанных латинским шрифтом) литовских. книгах употребляются в общем знаки по польской системе. Систему знаков в польском алф. хотели сделать более рациональною некоторые ученые, как Паркош XV в. или новые, напр. Фр. Малиновский и Э. Богуславский, но эти попытки не прививаются.
Есть еще несколько алфавитов темных по происхождению, как: санскритские, зендский, клинообразный, турецкий, арабский, армянский, рунические и т. д. Много алфавитов приведено в сочинении Бадгорна: «Alphabete der orientalischen undoccidentalisehen Sprachen» (12 изд., Нюренберг, 1880).
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.