- 993 Просмотра
- Обсудить
Жмыхи
Жмыхи. — Когда из семян масличных растений бьется масло, то, кроме этого главного, составляющего цель фабрикации, продукта получаются, как остаток семени — выжимки, которые одни называют жмыхами, другие избоиной, а в иных местах, напр. в Ярославской губ., дурандою. В России бьют масло, главным образом, из семян льна, подсолнечника и конопли. Из этих же семян у вас получаются и Ж. Первый продукт — масло — потребляется больше в самой России, но наибольшая часть Ж. отправляется за границу, преимущественно в Англию, которая собирает их, можно сказать, со всего света; идет много жмых в Германию и Данию. В 1865 г. было вывезено от нас Ж. всего на 295770 руб.; в 1870 г. уже более вдвое, именно на 669176 р.; в 1878 г. — 1497851 пд. на 1312264 р.; в 1880 г. 1694837 пд. па 1761085 р.; в 1889 г. одних подсолнечных Ж. было вывезено 2434000 пд. на 1637000 р.; в 1890 г. 1962354 пд. на 1379856 р. и в 1891 г. 2522000 пд. на 1852000 р. Но это составляет только четвертую часть вывоза всех Ж. Наибольшее количество масла и Ж. у нас получается из льняных семян, так как лен сеется во всей России. Их в 1891 г. было вывезено в Зап. Европу 4205143 пд. и в Финляндию 64110 пд., а всего 4279253 пд. Количество Ж. конопляных, вывозимых за границу, превышает 1000000 пд. Рапс и сурепица, которые тоже начинают входить у нас в число культурных растений, вывозятся большею частью зерном. В 1892 г. всех вообще Ж. было вывезено 11483000 пуд. на 9220000 р.
Отсюда видно, что требование на Ж. за границу из году в год увеличивается. В 1891 г., когда вследствие сильного неурожая, воспрещен был вывоз из России ржи и пшеницы, такое же воспрещение последовало и относительно Ж., но очень скоро было отменено, очевидно вследствие ходатайства маслобойных заводчиков, у которых Ж., вследствие слабого потребления их в России, могли остаться на руках, а хранение их в больших массах затруднительно, так как Ж. легко портятся. Остановимся на рассмотрении значения Ж., как одного из самых лучших прибавочных кормов наших домашних животных, для каковой цели они так охотно скупаются за границу. Большая или меньшая ценность всякого корма определяется его составными частями. В этих видах разные Ж. давно подробно химически исследован. Много произведено и прямых опытов с Ж. относительно переваримости и действия их на животных откармливаемых, дойных и т. п. По средним данным из многочисленных анализов, Ж. содержат
Во-ды Азотис-тых ве-ществ Безазотис-тых экстрактив-ных веществ
Дре-весины Зо-лы Мас-ла
Льняные 12 28 30 11 8 11
Подсолнеч-ные 9,3 35,3 23,5 10,6 7,9 13,4
Конопляные 11,6 30,2 19 22,9 7,8 8,5
Рапсовые 11,5 31,6 29,3 11 7 9,6
Что прежде всего бросается в глаза при рассмотрении этих анализов, это — богатство Ж. азотистыми веществами (28 — 35 %). По количеству таких веществ Ж. вдвое выше хлебных зерен и всяких отрубей. С ними могут равняться только горох, бобы и вообще семена растений бобовых. А так как большая часть кормов, идущих скоту, особенно солома, мякина, картофель, турнепсы и т. п. сравнительно бедны азотистыми веществами, и так как при недостатке последних в кормах затрудняется усвоение и безазотистых веществ, особенно клетчатки, то понятно, какую приобретают важность Ж. тем, что, при помощи их, легко восстановлять желаемое в кормах равновесие между тою и другою группою составных частей разных кормов. Другими словами, благодаря небольшой прибавке в корм Ж., можно с выгодою скармливать самые тяжелые для пищеварения корма, как, напр. : солому, перестоявшую траву и т. п. Затем Ж. содержать много жира (масла до 10 %). а жир принадлежит также к важным питательным веществам. Он дает материал для дыхания, вместе с азотистыми веществами принимает участие в образовании и возобновлении клеточек в животном организме, содействует умножению маслянистых частей в молоке и, наконец, может отлагаться в животном организме. Между тем жиром все корма большею частью бедны. Так солома, картофель, травы содержат их всего 0,1 — 1,5; сено — 3 — 4, пшеничные отруби тоже 3 — 4 проц. и т. д. В Ж. же, смотря по роду масличных семян и по способу выбивания масла, от каждых 100 фн. семян остается от 5 — 10 фн. масла.
Таким образом с теоретической точки зрения значение жмыхов в виде добавки к большой части кормов, потребляемых нашими домашними животными, совершенно ясно. Но довольно есть и прямых опытов, подтверждающих полезность Ж. для сказанной цели. Так в тех местах Ярославской губ., где существуют крестьянские маслодельни, каждая хорошая хозяйка запасается льняными Ж. для посыпки ими соломенной резки, которая дается дойным коровам. Опыт научил их, что от такого сдобренного Ж. корма коровы прибавляют молока, которое притом становится на 3/4, до 11/4 % жирнее, как это доказано давно. Живущим в Западном крае хорошо известно, что коровы, содержимые евреями, отличаются замечательною молочностью. Те же коровы, перешедшие в другие руки, становятся менее молочны, а евреи, как знает житель каждого местечка, много скупают Ж., особенно конопляных, и не скупятся давать их своим животным. Но есть и прямые опыты, которые подтверждают увеличение удоев при даче коровам Ж., при чем в общем оказалось, что, смотря по условиям (та или другая порода и т. п.), на каждый скармливаемый фунт Ж. получается прибавка в удое молока в 1/2 — 11/2, фунт. и в весе животных 1/10 ф. Относительно последнего, т. е. действия Ж. на прирост в весе, Вольф, производивший названные опыты, дает такое заключение, что прирост мяса от Ж., когда все условия благоприятствуют их действию, достигает такой высоты, какой нельзя достигнуть ни при каком другом корме. Свидетель этому вся Англия. Известный германский ученый Грувен заверяет, что своими поразительными результатами откорма животных англичане обязаны, главным образом, жмыхам, которые они скармливают огромными массами. Как для поддержания плодородия своих полей Англия старается везде, где можно, забрать кости, так для поддержания своего первенства в искусстве, помощью откорма, производить чудовищных животных, повсюду скупает льняное семя и всякого рода Ж., а мы русские как в том, так и в другом случае остаемся совершенными данниками англичан. Крупные фермы Линкольского и друг. графств покупают их на 400 — 500 ф. ст. ежегодно. Но англичане ценят в жмыхах не только прямое их действие на повышение молочности, прирост мяса и жира и т. п". но и действие их на навоз. По наблюдениям английских хозяев, навоз от животных, которым прибавляют в корм Ж., увеличивает урожайность хлебных растений, по крайней мере на 10 %. По Вольфу, из азота Ж., при даче их молочным коровам, на молоко идет всего 1/6, а при откармливании животных на образование мяса только 1/4 — 1/3 ч., а остальной азот Ж. вместе с извержениями поступает в навоз, отчего, понятно, увеличивается удобрительное действие. Кроме того навоз от Ж. обогащается фосфорною кислотою и кали. В льняных Ж. содержание азота равно 4,5 %, фосфорной кислоты 2,27 % и кали 1,75 %. Поэтому в некоторых странах, как напр. в Бельгии, где издавна заведено удобрение полей людскими экскрементами в жидком виде, это удобрение часто сдабривается Ж., но для этой цели берут Ж. худшего качества, напр. успевшие как-нибудь загнить и прогоркнуть, что нередко случается особенно с нашими Ж., так как они из-под рычажных прессов выходят в виде караваев до пуда весом. Сдабривать навоз или мочу хорошими, годными в корм скоту, жмыхами было бы очень дорого.
Ж., судя по их составу, должны быть хорошим суррогатом молока для молодых животных, когда приходит время отучать их от материнского молока. Опыт и практика вполне подтверждают такое предположение. Особенно пригодными оказались, напр. для телят льняные Ж.. так как по количеству азотистых веществ и жира они довольно близки к коровьему молоку. Тем не менее молодые животные неохотно пьют пойло, в котором распущены Ж. Хорошо действуют льняные жмыхи при откармливании телят на убой, а равно очень полезны коровам, как во время их стельности, так и после отёла, но при умеренной даче (2 — 3 ф. в день). Вообще Ж. надобно признать за одно из лучших кормовых средств для всех домашних животных, а всего более для крупного рогатого скота и для овец, когда ставят их на выкормку. Свиньям даются Ж. также преимущественно при выкормке и то небольшими порциями (1 — 2 ф.). Дают Ж. и лошадям. За границей наиболее подходящими для этих животных признаны Ж. земляных орехов (Arachys hyppogea), но у нас дают и другие Ж., напр. подсолнечные. В Воронежской губ. по берегам р. Битюга, в окрестностях селения Шукавка, где когда-то был рассадник наших битюгов, крестьяне посыпают месивку Ж. и кормят таким кормом как взрослых, так и молодых лошадей. Тем не менее много давать Ж. лошадям не следует (довольно 1 — 2 ф. в день). Они могут заменять только часть овса, но не весь его рацион. Ж. хороши для производства мяса и жира, но не силы, почему их редко дают рабочим волам. Ж. получаются от всех растений, из которых добывается какое-нибудь масло, по некоторые из них совсем непригодны на корм скоту, напр. Ж. горчичные, рициновые (от семян клещевины, дающей касторовое масло), оливковые и др. Но самыми полезными для всякого скота считаются льняные. На вкус они мягки и приятны и легче других перевариваются (у льняных семян кожура тонкая), а по большому содержанию слизи имеют и диэтетическое значение, Затем должны бы иметь большое значение для русского хозяйства Ж. подсолнечные. По содержанию азотистых веществ и жира они даже несколько выше льняных, затем они всегда чище от посторонних примесей, напр. семян сорных трав, между тем в семенах льняных, а следовательно и в Ж. от них, очень часто много бывает таких примесей (30 — 40 ф.). Тем не менее льняные Ж. для нашего, особенно крестьянского хозяйства всегда будут иметь преимущество пред всеми другими, так как лен всюду сеется, хотя иногда в очень малых размерах, между тем подсолнечник разводится только в некоторых местностях, напр. в губ. Воронежской, Саратовской, в Кубанской области и др. Здесь (главным образом в Воронежской губ.) поэтому и сосредоточены маслобойные заводы, в других же местностях подсолнечные Ж. доставать очень трудно. За границу их отправляют более 2 милл. пудов, но внутри России в продаже они вовсе неизвестны.
Что касается жмыхов конопляных, то они уступают жмыхам льняным и подсолнечным, так как вдвое больше содержат трудно переваримой клетчатки. Во всем остальном они могли бы заменять льняные Ж., но конопли теперь сеют меньше, отчего конопляные Ж. теперь трудные доставать, чем льняные. Потребление конопляных жмыхов ограничивается в настоящее время некоторыми черноземными нестепными губ., где еще довольно сеют конопли, каковы Орловская, Курская, Черниговская, Полтавская и др., а здесь, как известно, мало развито скотоводство, особенно мелочное. Поэтому конопляные Ж., как и подсолнечные, больше идут за границу.
Наконец Ж. рапсовые у нас еще в меньшем употреблении. Рапс от нас вывозится больше зерном. Зато в Германии рапсовые Ж. в наибольшем употреблении, потому что они дешевле других. Но эти Ж., когда их распускают в воде, получают неприятный острый вкус и животные не скоро к ним привыкают. Поэтому рапсовые Ж. советуют давать в сухом виде, посыпая ими резку, а еще лучше употреблять Ж. обезжиренные (рапсовую муку), как они получаются из маслоэкстракционных заводов, где масло не отжимается, а извлекается химическим путем. Есть не мало и других масличных Ж., также годных для кормления скота, каковы напр. пальмовые, кокосовые, кунжутные, маковые и др., но о них, по неупотребительности их в русском хозяйстве, мы говорить не будем.
А. Советов.
Жокей
Жокей (англ. Jockey) — ездовой, правящий лошадьми на конских скачках. любители скакового спорта соединяются в общества — Ж. клубы. Ж. до и после скачек взвешиваются, так как при скачках вес груза, который несет лошадь, должен быть точно определен. Вес Ж. — почти всегда 3 пуда с небольшим числом фунтов. Их специальность требует крайне воздержного образа жизни. Если Ж. — не сам хозяин скаковой лошади, то плата за скачку заранее определяется, помимо процентов от суммы взятого приза. Из них обыкновенно вырабатываются хорошие тренера.
Жонглер
Жонглер, новофранц. jongleur, от старофранц. jogler, jugler (из лат. jocularis ср. итал. giocolare), первоначально значило забавник, игрец. — Средневековая Европа унаследовала от древнего мира бродячих музыкантов и фигляров, представления которых в городах, селах и больших усадьбах до некоторой степени заменяли церковные игры и театральные зрелища. Первоначально эти забавники не имели ничего общего с творцами и носителями национальной поэзии (скальды у скандинавов, scopas у франков и др.), но впоследствии их стали с ними сливать под именем Ж. С IX ст. Ж. упоминаются, как певцы народных песен, сопровождающие свое пение игрой на скрипке, для чего они употребляли особого рода смычок, согнутый в виде лука. Подобно древним германским певцам, они участвуют в походах и сражениях, воодушевляют своими песнями войска, а потом бьются, как храбрые воины; они же служат послами и разведчиками; иные из них состоят при одном дворе, другие постоянно переходят от одного к другому; в общем они — народ неусидчивый и бездомный; отчасти по этому, отчасти по их связи с забавниками низшего рода (joculares), они считаются людьми легкомысленными и у представителей церкви находятся в презрении. Когда, по мере развития национальной поэзии, в ней усиливается элемент личного творчества, Ж., как певцов и исполнителей, противополагают поэтам-изобретателям — труверам сев. Франции, трубадурам южной. Трувер сочиняет поэму о подвигах национального, или провинциального героя); Ж. приобретают у него список поэмы, выучивают ее наизусть и отправляются из замка в замок распевать ее. Если Ж. попадет туда во время праздника или съезда, его не только угостят, во и одарят одеждой, деньгами, конями; все приобретенное таким образом Ж. часто спускает в ближайшей гостинице. При провансальских трубадурах Ж., играющие на разнообразных инструментах, составляют нечто в роде оркестра; но те же жонглеры разъезжают по замкам и без трубадуров, исполняя песни последних. Таким образом они служат посредниками между поэтами и публикой и играют роль живой книги или нынешней периодической печати. Как на С, так и на Ю Франции не всегда возможно провести строго разграничивающую черту между поэтом и Ж. Когда документы говорят о тех почтенных «joculatores» которые воспевают подвиги князей и жития святых, доставляя тем утешение людям в их скорбях" (Summa de poenitentia), они, очевидно, не отделяют поэта от исполнителя. С другой стороны, когда старофранцузские и провансальские литературные памятники рекомендуют хорошему жонглеру не только уметь играть на разных инструментах, но также вертеть на двух ножах мячи, показывать марионетки, плясать, скакать через кольца, бегать на канате, немного колдовать, даже советуют ему иметь при себе дрессированных животных и обезьян, они явно сближают носителя поэзии с площадным фигляром. Такое сближение было тем возможнее, что Ж. распевали не только chansons de geste и любовные песни или серьезные сирвенты трубадуров, но также и сказки самого разнообразного содёржания и фаблио, часто до крайности скабрезные; последний элемент, без сомнения, усилился, когда, по мере возвышения и обогащения городов, Ж. стали распевать свои песни не в рыцарских замкам, а на площадях и ярмарках, и в вознаграждение собирать мелкие монеты с доброхотных дателей. Ж. часто путешествовали и работали целыми труппами, в которых бывали и женщиныжонглерессы, не отличавшиеся, большею частью, строгостью нравов. Эти бродячие Ж. падали все ниже и ниже и обратились в площадных шутов и фокусников, не брезгавших и воровством, а жонглеры, состоявшие на постоянной службе (ministerium) при каком-нибудь дворе, стали называться менестрелями. Жонглерам романских народов соответствуют немецкие шпильманы (Spielleute). См. Leon Gautier, «Les epopees francaises» (П., 1865, 1, 344 и след.); Vogt, «Leben und Dichten der deutschen Spielleute» (Галле, 1876); E. Freumond, «Jongleurs and Menestrels» (Галле, 1883). Ср. A. H. Веселовский, «Разыскания в области русских дух. стихов» (VI — X, СПб., 1883; прилож к XLV т. «Зап. акд. наук», стр. 149).
А. К.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.