Меню
Назад » »

Логос (296)

Занзибар

Занзибар — государство, заключающее береговую полосу в вост. Африке. Власть султана З. простиралась прежде на полосу от 3° с. ш. (Варшейх) до 10° ю. ш. (бухта Тунги), шириною между мысом Дальгадо и Кипини на р. Ози — в 20 км., а кроме того, на о-ва З., Пемба и др. До средины 1880-х гг. З. был вполне под влиянием Англии, хотя формального протектората не было. Когда Германия приобрела владения на вост. берегу Африки, то и она вмешалась в дела З., стараясь подчинить его своему влиянию, и завладела частью материковых владений султана. Соглашение Германии с Англией привело к конфискации этими державами большей части владений султана. С 1888 г. полоса от р. Равума до Умбы (внутренняя) управляется германскою вост.-африк. ассоциацией, а на севере от Умбы, равно как и гавани и о-ва на С от Таны — англ. вост.-африкан. компанией. В 1890 г. Англия получила протекторат над З., и ее влиянию подчинена страна от. Умбы до р. Юбы. Германия за 4 милл. марок купила у султана его права на занятую ею часть З.

Занзибар

Занзибар — о-в, 1900 кв. км., 75000 жит.; много иностранцев. Город З. — 30000 жит. Госуд. религия — магометанская; много язычников. Внешняя торговля почти вся в руках англичан. Торговля между о-вами и материком в руках арабов и англ. подданных — индусов. Торговля значительна: в 1891 г. ввоз 32500000 франков, вывоз 34600000 фр.; главный статьи вывоза — слоновая кость, каучук, копал, копра, белая масса кокосовых орехов, гвоздика. Гражданские дела иностранцев решаются в консульском суде, а подданных султана — разными «кази», по мусульманскому закону. Солдат, вместе с полицией — около 1000 ч. Монета чеканится султаном. З. — важный опорный пункт для всех экспедиций в вост. Африку. Климат теплый и очень влажный, нездоровый для европейцев. З. — один из главных центров католических и протестантских миссий. Население смешанное; подданные султана, главным образом, негры, затем сомали с вост. берега Африки и арабы, а также помеси между нами.

Западники

Западники, западничество — так назыв. вообще направление нашей общественной мысли и литературы, признающее духовную солидарность России и Западной Европы, как нераздельных частей одного культурно-исторического целого, имеющего включить в себе все человечество. Сложность состава и постепенность развития европейской культуры, породившие на Западе множество разнообразных и противоборствующих интересов, идей и стремлений, неизбежно отразились и в русском сознании, при усвоении ими западной образованности. Помимо различия национальных воздействий, в силу которых между нашими З. явились англоманы, галломаны и т. д." скоро обнаружились более глубокие различия принципов и направлений. Для начинателей русской культуры, как Петр Великий и Ломоносов, всякие различия закрывались общею противоположностью между западным образованием и домашнею дикостью, между «наукою» и невежеством; но уже в царствование Екатерины II среди приверженцев западного образования обозначилось резкое разделение двух направлений: мистического и вольномыслящего — «мартинистов» и «вольтерианцев». Лучшие представители обоих, как Новиков и Радищев, сходились, однако, в любви к просвещению и интересе к общественному благу. После Великих общеевропейских движений 1789 — 1815 гг. русские умы начинают с более полным сознанием относиться к принципам западного развития. В общем ходе этого развития последовательно выступали на первый план, хотя и не упраздняли друг друга, три главные фазиса: 1) теократический, представляемый преимущественно римским католичеством, 2) гуманитарный, определившийся теоретически как рационализм и практически как либерализм, и 3) натуралистический, выразившийся в позитивном естественнонаучном направлении мысли с одной стороны, и в преобладании социально-экономических интересов — с другой (этим трем фазисам более или менее аналогично отношение между религией, философией и положительной наукой, а также между церковью, государством в обществом). Последовательность этих фазисов, имеющих несомненно общечеловеческое значение, повторилась в миниатюре и при развили русской сознательной мысли в настоящем столетии. Первый, католический момент отразился в взглядах Чаадаева, второй, гуманитарный — у Белинского и так называемых людей сороковых годов, третий, позитивно-социальный — у Чернышевского в у людей шестидесятых годов. Этот умственный процесс совершился у нас так быстро, что не только некоторые его участники были свидетелями всех трех фазисов, но иные и сами сознательно переживали, в зрелом возрасте, переход от одного к другому (напр. Герцен — от второго к третьему). В настоящее время, когда последний из трех фазисов европейского развития достаточно определился в своих положительных и отрицательных сторонах, для всех проницательных и добросовестных умов как на Западе, так и у нас стало ясно, что каждая из стадий этого процесса заключает в себе нечто положительное и непреходящее, а напряженная вражда и исключительность соответствующих начал имеет, напротив, лишь отрицательное и временное значение. Едва ли кто решится ныне серьезно объявить, например, религиозную или метафизическую потребность продуктом невежества, навсегда упраздненным успехами науки. Если же все начала, последовательно выступавшие на первый план в западном развитии, одинаково имеют право на существование, то задача истинной культуры заключается в установлении между ними правильного, на внутреннем их смысле основанного соотношения и взаимодействия. Эта задача, поставленная западным развитием, не имеет в себе, однако, ничего исключительно западного. Вопросы об отношении веры и разума, авторитета и свободы, о связи религии с философией и обеих с положительною наукой, далее вопросы о границах между личным и собирательным началом, а также о взаимоотношении разнородных собирательных целых между собою, вопросы об отношении народа к человечеству, церкви к государству, государства к экономическому обществу — все эти и другие подобные вопросы одинаково значительны и настоятельны как для Запада, так и для Востока. Удовлетворительного их решения еще не дано ни там, ни здесь, и следовательно, работать над ними должны вместе и солидарно друг с другом все деятельные силы человечества, без различия стран света; а затем уже в результатах работы, в применении общечеловеческих принципов к частным условиям местной среды, сами собою сказались бы все положительные особенности племенных и народных характеров. Такая «западническая» точка зрения не только не исключает национальную самобытность, но, напротив, требует, чтобы эта самобытность как можно полнее проявлялась на деле. От обязанности совместного культурного труда с прочими народами противники «западничества» отделывались произвольным утверждением о «гниении Запада» и бессодержательными прорицаниями об исключительно великих судьбах России. Желать своему народу величия и истинного превосходства (для блага всех) свойственно каждому человеку, и в этом отношении не было различия между славянофилами и западниками. Последние стояли только на том, что великие преимущества даром не даются, и что когда дело идет не о внешнем только, но и о внутреннем, духовном и культурном превосходстве, то оно может быть достигнуто только усиленною культурною работой, при которой невозможно обойти общих, основных условий всякой человеческой культуры, уже выработанных западным развитием. З. желали действительно величия России) и их девизом в борьбе против славянофильских притязаний могли служить следующие слова Бакона Веруламского (в предисловии к «Instauratio magna»): «воображаемое богатство есть главная причина бедности; довольство настоящим препятствует заботиться о насущных потребностях будущего». После того, как «воображаемое богатство», т. е. идеальные представления и пророчества старого славянофильства, сами собою бесследно испарились, уступив место безыдейному и низменному национализму, взаимное отношение двух главных направлений нашей мысли значительно упростилось, вернувшись (на другой ступени сознания и при иной обстановке) к тому же общему противоположению, которым характеризовалась эпоха Петра Великого: к борьбе между дикостью и образованием, между обскурантизмом и просвещением.

Владимир Соловьев.

Зародыш

Зародыш (embryo, бот.). — У растений зародыш существенная часть семени и принадлежность семенных или цветковых. З. содержит в себе все основные части (органы) растения, т. е. корень, стебель и листья — это все растет в зачаточном состоянии (так как и цветок состоит из органов листового и стеблевого происхождения), остановившееся на известной степени развитии и жизнь которого находится в скрытом состоянии (vie latente, по выражению Клода Бернара). В готовом состоянии З. различных групп растении хорошо друг от друга различаются. У двудольных З., говоря вообще, развиты сильные и позднее, чем у остальных. Примерами весьма развитого типического З. могут служить зародыши в семенах наших бобовых: гороха, бобов, фасоли в т. д. Так, у гороха под семенною кожурою непосредственно лежит З., составляющие всю массу семени. В нем различаются 2 мясистые, приблизительно полушаровидные, половины, называемые семядолями или семянодолями (cotyledones), которые соединены между собою небольшим вальком. Одна оконечность этого валька находится между семядолями, загнута крючком, несет на себе маленькие чешуйки — будущий стебель с листьями — и называется почечкою (gemmula) или перышком (plumula). Другая часть валька пригнута снаружи в щели между семядолями. Свободная оконечность ее есть будущий корень и называется корешком (rаdicula); она вытягивается при прорастании в виде корня, покрываясь корневыми волосками. Часть находящаяся между корешком и семядолями, называется подсемядольным коленом (hypocotyle) и представляет собою первое стеблевое колено. Во время прорастания оно вытягивается и в большинстве случаев (напр., у фасоли) выносит на себе из земли семядоли. Семядоли справедливо считаются зародышевыми листьями, в которых накопляется запасное питательное вещество, служащее во время прорастания семени для питания молодому ростку в первое время. У гороха подсемядольное колено так слабо вытягивается, что семядоли остаются в почве. Если же это колено вытянулось достаточно и семядоли вынесены из почвы, то они скоро зеленеют на воздухе, как то бывает, напр., у огурцов, подсолнечника и большей части растений. У однодольных растений, каковы, напр., лилии, пшеница и пр., все перечисленные части то же на лицо, но семядоля одна. У хвойных, а именно у елевых, З. имеет по большей части несколько семядолей: у сосны 6, у остальных от 8 до 12, редко 2. Величина З. хотя и находится в связи с величиною семени, но на это имеет еще влияние другое обстоятельство, а именно присутствие или отсутствие в семени особой питающей ткани, так называемого белка (albumen). Ткань эта часто составляет главную массу семени и тогда, не смотря на его величину, З. бывает часто чрезвычайно мал, как у лютиковых, у пальм и пр. Так например, в огромном семени кокосовой пальмы в Lodoicia, имеющих в поперечнике от 1 до 2 дм., длина З. от 1 до 21/2 см. По этому можно принять за правило, что в белковых семенах, т. е. снабженных питательною тканью, З., при равенстве в величине целому семени, всегда меньше. В таких семенах он всегда малый. В семенах, лишенных белка, он, главным образом, определяет величину семени, а потому, чем крупнее семя, тем крупнее и З. Самыми крупными зародышами снабжены семена бобовых . Из них некоторые бывают величиною почти в дм. (Entada). Самые мелкие заключаются в семенах орхидных, которые сами подобны легкой пыли. Отклонения от описанного довольно многочисленны. Так, у некоторых двудольных с подземными мясистыми стеблевыми шишками развивается только одна семядоля, напр., у дряквы (Cyclamen L.); у других З. недоразвит, состоит из весьма небольшого скопления клеточек, в котором нельзя различить ни одной из перечисленных частей, что замечается у всех орхидных, у многих чужеядных, напр. у заразиховых и пр. Соткание З. весьма различно у разных растений, что зависит от той степени развития, на которой они останавливаются. Малоразвитые З. состоят из одинаковых клеточек, а в З. хорошо развитых можно различать и кожицу, и паренхиматическую ткань, и систему сосудисто-волокнистых пучков; стенки клеточек, оставаясь у большинства тонкими и нежными, у некот. чрезвычайно утолщены, прочны и даже деревянисты, как у крупносеменных бобовых (Entada). З. находящиеся в семенах лишенных белка, сами содержат в себе накопление запасных питательных веществ, главная масса которых заключена в семядолях. У одних это крахмал, как, напр., у гороха, бобов и вообще у бобовых, у других — преимущественно жирное масло, как, напр., у рапса, горчицы и у крестоцветных вообще. Хлорофилл, т. е. зеленое красящее вещество, попадается в семядолях З. весьма редко, но однако же случается и это. Различие З., кроме главных, выше перечисленных, в большинстве случаев так постоянно, что может служить и служит надежным отличительным признаком семейств, а иногда и более тесных групп, каковы подсемейства (subfamilia) и колена (tribus). Тут можно различать 2 главных типа. 1) З. прямой (embryo rectus) — обе оконечности находятся на одной прямой линии, напр., у огурцов и у всех тыквенных, у всех сложноцветных, у большинства розоцветных в у многих других. 2) З. согнутый (е. curvatus), в большей или меньшей степени. При этом он то сгибается весьма легко, то становится кольчатым, как у маревых, и даже спиральным, как у чужеядного рода Cuscuta. Семядоли, как у прямых, так и у согнутых, или кривых, могут быть тонкими и листоватыми или мясистыми. В первом случае они или плоски, или различно свернуты, как у многих мальвовых. Положение З. в семени также весьма постоянно. Развило З. на самых первых ступенях совершается различно у голосемянных и у скрытосеменных. У скрытосеменных зародышевый пузырек, т. е. яйцо растений, представляющий собою одну голую клеточку, после оплодотворения получает сначала клетковинную оболочку, а затем делится поперечною перегородкою на две производных клеточки. Из них верхняя, прилегающая к зародышевому мешочку, вытягивается и делится поперек еще на две клеточки. Такое деление у разных растений повторяется различное число раз, и, таким образом, получается более или менее длинная нить, называемая суспензором. Вторая из клеточек, получившаяся пря первом поперечном делении, разделается сначала продольною перегородкою, а затем и поперечною на 4 новых клеточки, или так называемых квадранта. Эти 4 квадранта имеют вид приблизительно шарика, который представляет собою зародышевый шарик, или З. на первой ступени своего развит. Шарик увеличивается новыми делениями — получается 8 клеточек или октантов. Затем посредством тангенциальных перегородок, т. е. параллельных поверхности органа, отделяются от октантов наружные клеточки, дающие начало будущей кожице или эпидерм растения, и называются поэтому дерматогеном. Внутренние клеточки продолжают делиться, и зародышевый шарик, достигнув известных размеров, начинает формироваться не только внутри, но и снаружи. Тут наступает различие между двудольными и однодольными. У первых на свободном конце образуется вдавление, и возникают два постепенно возрастающие бугорка — будущие семядоли. У однодольных таких бугорков не образуется, но получается сбоку вдавление, в котором мало-помалу возникает бугорок, представляющий собою будущую почечку.

Все, что над вдавлением — справедливо считается семядолею, ниже идет часть стеблевая. У двудольных почечка возникает между двумя бугорками. Пока происходить описанное формование, в той части З., которая прилегает к подвешивающей нити, помощью своеобразного деления клеточек, образуется зачаток корня. Внутри З. идет своим чередом дифференцировка тканей, результатом которой получается во многих случаях распадение внутренней массы тканей на наружные слои или периблему и внутренние или плерому. Таким образом, на весьма ранней степени развития З. ткани его уже дифференцировались на 3 первопроизводящие, дающие начало всем будущим: дерматоген — коже и вообще накожным тканям, периблема — коре, плерома — древесине и сердцевине. Такое дифференцирование, однако же, замечается далеко не у всех растений. У иных оно сложнее, у других проще и часто лишено определенности. Привести эти три зародышевых слоя в параллель зародышевым слоям животных не удалось. Там же, где они выражены достаточно резко, они вряд ли могут считаться гомологами зародышевых слоев животных, хотя окончательное решение этого вопроса впереди. Развиваясь далее, З. получает у разных растений те разнообразные формы, о которых сказано выше. У голосеменных, т. е. у наших сосен, елей, кипарисов и т. п., развитие З. происходит на первых степенях иначе, чем у остальных семенных. Тут открывается полная гомология с развитием высших споровых растений плауновых и папоротникообразных, как то видно в статье о заростке.

А. Бекетов.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar