Меню
Назад » »

Логос (304)

Знак офицерский

Знак офицерский — особый нагрудный З., составлявший прежде общую принадлежность офицерского обмундирования. Первоначальным его назначением было служить защитою груди, но постепенно, с уменьшением размеров, он утратил это назначение и сделался обычной принадлежностью формы одежды в строю. В России этот З. отменен в 1869 году, при чем он был оставлён лишь для ношения в строю обер-офицерам л.гв. преображенского и семеновского полков и 1-й батареи л.-гв. артиллерийской бригады, так как они имели знаки с особо пожалованной Петром Великим надписью. В 1884 г. Право ношения офицерского З. Распространено на генералов и штаб-офицеров тех же частей. С 1864 г. подобные З. приказано носить в строю офицерам 1-го военного павловского училища. З. имеет форму полумесяца, с государственным гербом посередине; надевается под воротником, прикрепляясь шнурками к эполетным пуговицам.

К.-К.

Знамя

Знамя (древнерусское — стяг, хоругвь, прапор) — кусок материи, прикрепленный к древку, имеющему на верху какое-нибудь эмблематическое изображение. З. были у всех народов с древнейших времен и ныне одинаково имеются как у народов цивилизованных, так и у диких. Первоначально, надо думать, З. в войсках имело целью служить указанием места сбора в бою; но такое значение З. давно уже утратилось, осталось значение внутреннее, как символа, выражающего идею единства, связывающего воинов в одно целое. Отсюда развитие и сохранение до настоящего времени взгляда на З., как на святыню, под которою соединяются верные своему долгу воины, с которою они идут в бой и за которую умирают. Отсюда же постепенная замена одного общего войскового З. отдельными знаменами тактических войсковых единиц. З. воинской части есть ее честь и слава. Потеря З. есть потеря чести; приобретение З. неприятельского составляет для победителя величайшую славу. Вместе с тем З. имело и имеет значение условного знака — господства над страной, овладения крепостью или штабом, ставки полководца и проч. У евреев времен Моисея каждое колено, кроме левитова, имело свое особое З. У египтян вместо З. были насаженные на пики разные аллегорические фигуры. У китайцев и индусов З. состояли из трех основных частей современного З. — полотна, древка и наконечника. У римлян сперва были пики, с насаженными на них изображениями зверей или человеческой руки; затем явилось изображение орла, над которым иногда прикреплялась поперечина, с куском драгоценной ткани. С принятием христианства орел был заменен крестом и начальными буквами имени Иисуса Христа. В средние века, у германцев, З. получили еще большее распространение. В XII и XIII стол. стали различать З. имперское, государственные, областные, отрядные, народные и проч. У восточных народов, со времен Магомета, З. всегда особенно почитались. У аравитян З. пророка было величайшей святыней и охранялось отборной дружиной. З. у них имели изображение полумесяца на верхушке или на полотне. Этот отличительный знак сохранился и до сих пор у всех мусульман. После учреждения постоянных войск появились З. отдельных войсковых частей. В самых старых строевых и иных войсковых уставах имеются подробные указания о почестях, которые должны быть отдаваемы З., о приведении к присяге под знаменами и др. С XVII и XVIII ст. на З. начинают появляться разнообразные девизы. В Англии до сих пор каждый полк имеет на З. свой девиз и свою эмблему.

В России до принятия христианства стягам воздавались божеские почести. С принятием христианства, на стягах стали вышивать крест и тексты из св. Писания, а затем на них появились образа Спасителя и Святых. В позднейшее время начали различаться З. большого полка, сторожевого, ертаульного. В коннице введены были З. меньшего размера — прапоры. Петр Великий определил в каждой роте иметь по З. Состоявшее в первой роте считалось полковым и было белого цвета; в прочих ротах З. были разных цветов. Особенно возвысил значение З. имп. Павел I. До него они полагались на определенные сроки. Павел I повелел, чтобы З. и штандарты оставались в войсках бессрочно, и начал жаловать их собственноручно или при особых грамотах. По действующему закону (ст. 123 — 147 Св. В. П., кн. VIII), З. считается знаком отличия. Каждый полк, а равно каждый батальон, который в военное время образует из себя полк, получают при сформировании одно знамя или (в кавалерии) один штандарт; но имеющиеся у большинства полков прежде пожалованные З. по числу батальонов сохраняются и в торжественных случаях выносятся в строй. Прочим отдельным войсковым частям З. жалуются лишь за военное отличие, или когда со времени сформирования их исполнится сто лет. Потерянные в бою З. или штандарты не могут быть иначе возвращены, как особенным отличием. В 1883 г. установлен, для жалования на будущее время, новый образец З., но до сих пор таких З. пожаловано еще немного.

К.-К.

Знание

Знание — самое общее выражение для обозначения теоретической деятельности ума, имеющей притязание на объективную истину (в отличие, например, от мышления или мысли, которые могут быть заведомо фантастичны). Вопрос об условиях, при которых, и об основаниях, по которым результаты нашей умственной деятельности могут иметь объективное значение, или вопрос о достоверности нашего З. породил целую философскую дисциплину, выступившую на первый план в новой философии. Термины З. и познание, относясь в сущности в одному и тому же предмету, различаются некоторым оттенком: первый относится более к объективной стороне в результатам умственного процесса, второй — более к его субъективным условиям. Впрочем, это различие, весьма относительное и нетвердое, редко выдерживается; обыкновенно обоими терминами пользуются как синонимами.

Вл. С.

Знахари

Знахари и знахарки («знающие люди») — те волхвы или ведуны, которые преимущественно занимаются лечением. Они одни, по народному преданию, не знаются с нечистой силой, ходят в страхе Божием и прибегают к помощи креста и молитвы. Иногда, впрочем, им приписывали способность «наводить» болезни, «напускать». Те из З., которые лечили исключительно травами (зельями), назывались зеленщиками. З. заклинатели, умеющие заговаривать змей и злых животных и могущие сообщить спрашивающим их «некая неизреченная», носили название обаянников. Затем З.лекаря специализировались и по способам лечения и по болезням. Главнейшие из способов лечения: 1) шептанье — самый распространенный способ; 2) массаж, употребляемый б. ч. вместе с шептаньем, при заболеваниях брюшной полости и при болях спины; 3) водолечение, употребляемое во всевозможных случаях и видах (ванны паровые и теплые, иногда соленые, общие и местные, холодные души, горячие и холодные компрессы и др.), особенно часто против детских болезней, и 4) травки — в чистом виде, в отваре или микстуре с другими предметами. З. более других пользовались уважением народа и, при всеобщем гонении на волхвов, поощрялись даже самими московскими царями, напр. к собиранию трав. Вплоть до конца XVIII в. они были главными лекарями почти всех слоев русского общества. Вера в них сохранилась во многих местах и поныне. Число их значительно превышает число медиков. Многие из них кормятся знахарством и передают свои знания по наследству из рода в род. Существует предание, что З., не успевший передать своего искусства, испытывает тяжкие предсмертный муки и нередко встает, после смерти, из гроба. Некоторые лечат даром, «для Бога», «для спасения души». См. Гринцевич, «Народная медицина» (в "Вестнике Евр. " 1892 г., № 8); «Малорусские знахари и их способы лечения» (в «Правительственном Вестнике», 1892 г., № 66); И. Иванов, «Знахарство, шептанье и заговоры» (в "Киевской Стар. " 1885 г. № 12), и литературу под словами: Волхвы на Руси (т. VII, стр. 110) и Заговор.

В. Рудаков.

Знахарями назывались также в древней Руси послухи-свидетели, призывавшиеся при решении спорных вопросов о границах земельных участков.

Зоб

Зоб (Struma). — На передней поверхности гортани и дыхательного горла, в области, богатой чрезвычайно важными для организма сосудами и нервами, лежит небольшая щитовидная железа, незаметная в нормальном состоянии и даже при незначительном увеличении снаружи. Железа находится в тесной связи с деятельностью органов дыхания и кровообращения. Благодаря обилию протекающих через нее сосудов и дольчатому строению, щитовидная железа легко подвергается различным разращениям, местным и общим, и развитию всевозможных опухолей. Всякое новообразование, развившееся в щитовидной железе, равно как различные перерождения, сопровождающиеся разращением ее, называются зобом. Из З. доброкачественных различают: мягкий железистый, волокнистый, сосудистый, студенистый, мешетчатый. Злокачественные З. бывают раковые, саркоматозные, бугорчатые, гуммозные (сифилитического происхождения) и, наконец, эхинококковые (от присутствия эхинококков). Если увеличение щитовидной железы переходит известные пределы, то развиваются весьма опасные и крайне тягостные явления, зависящие, с одной стороны, от смещения, с другой от сдавливания важных для жизни органов, нервов и сосудов. Давление на дыхательное горло может повлечь за собой даже уничтожение хрящевых колец его и гортани, так что на месте его получается просто перепончатая трубка. Во всех этих случаях дыхание крайне затрудняется, голос приобретает особенный, своеобразный тембр («голос зобатых»). При давлении опухоли на большие сосуды — сонные артерии и яремные вены — кровообращение, особенно в мозгу резко нарушается и может вызвать синюху, головокружение, сильные головные боли. Прижатие симпатических нервов и их ветвей влечет за собой расстройство зрения, нарушение питания соответственных частей тела и пр. В результате легко развиваются всевозможные страдания сердца, могущие обусловить даже внезапную смерть, вследствие паралича его. Вообще скоропостижная смерть не составляет особой редкости у зобатых. З. нередко даже достигают 10 — 12 фн. весу, наблюдались редкие случаи, когда опухоль переходила грудину, доходила до области живота и даже лонной дуги. Причины развития болезни до сих пор очень мало известны. Мы знаем, что некоторое влияние оказывает наследственность, что у женщин З. наблюдается в 10 — 20 раз чаще, чем у мужчин, что зоб чаще появляется вслед за наступлением половой зрелости и особенно в годы полного расцвета сил. Говорят о влиянии ношения тяжестей на голове, механических повреждений и пр. Но несомненно территориальное распространение З., т. е. связь частого господства З. с теми или другими местностями, хотя до сих пор не удалось точно проследить, в чем лежат причины этой связи. Одно время считали З. свойственным только горным жителям (Швейцарии, пиренейским департаментам Франции, Тиролю и др.), при чем бросался в глаза факт, что кретинизм встречается исключительно там, где широко господствует зоб. Но в настоящее время доказано существование эндемического З. и с некоторых низменностях; помимо того, иногда наблюдаются случаи скоропреходящего эпидемического З., протекающего весьма благоприятно, и, наконец, единичные случаи наблюдаются везде. В России в некоторых местностях также существует эндемический З.: в Чердынском, Кунгурском и Верхотурском уу. Пермской губ., в Иркутской губ., в Ферганской обл., в Петроковской, Келецкой, Радомской и др. губ. Лечение З., если только он принял значительные размеры, всегда наружное; прибегают к прижиганиям, впрыскиваниям в опухоль иода, иодоформа и др. средств и, наконец, прибегают даже к вылущению железы.

Г. М. Г.

Зоб у домашних животных — хроническое увеличение щитовидных желез, лежащих по обе стороны гортани; назначение этих желез вполне не выяснено; известно только, что у плотоядных животных, особенно у собак, вылущение обеих желез ведет к смерти, но удаление одной — переносится. Щитовидные железы находятся в связи с половыми: во время течки они несколько увеличиваются, равно как и во время беременности. З. бывает у всех домашних животных, чаще же всего заболевают им собаки, и у них эта болезнь опаснее, чем у других животных. Существует несколько форм З. В щитовидных железах может развиться рак, саркома и туберкулез. Встречается особая злокачественная форма (чаще у собак), при которой он очень быстро растет, опухоль делается плотной, кровоточит, дает метастазы — опухоли в других частях тела — и часто оканчивается смертью. Лечение — операция, без которой весьма редко можно иметь успех.

А. С.

Зоб (Ingluvies) у птиц — представляет расширение пищевода, в котором скопляется пища прежде поступления в желудок. Но строению своему, З. не отличается существенно от остального пищевода, у некоторых птиц (напр., голуби, фазаны) к нему прикрепляются поперечно-полосатые мускулы, способствующие опоражниванию его. З. вовсе нет у некоторых птиц (напр., страуса, бескрыла, пингвинов, гагар и мног. других); у остальных различают две основные формы зоба, связанные переходами: или стенка пищевода выпячивается на незначительном протяжении и образует, таким образом, веретенообразный мешок (напр., у казуара, топорика, хищных, колибри), или З. короток и резко отграничен сверху и снизу (у куриных, голенастых, попугаев, некоторых воробьиных: снегиря, клеста, зяблика и др.). До некоторой степени пища подвергается в З. изменениям: она размачивается, а у некоторых отчасти изменяется и химически. У голубей обоего пола, в период кормления птенцов, стенки З. выделяют жидкость, похожую на молоко и служащую кормом для молодых птенцов.

Н. Кн.

Затвердение зоба у кур и голубей — болезнь, происходящая от объедения их зерном, или гнилым кормом; выражается чрезмерным наполнением зоба и необыкновенною его твердостью, опусканием перьев птицею, быстрою худобою, сопровождаемой поносом (периодически, чрез два дня), при пустом на ощупь желудке. Лечение состоит в содержании на полной диете, разминании зоба и, по опорожнении его, в даче мягкого корма и лекарств: деревянного масла и соляной (1 — 2 капли на чайную ложку воды) или салициловой кислоты (2 % раствора).

С.

Зодиак

Зодиак — ряд созвездий, расположенных непрерывною полосою, по которой совершаются видимый движения солнца, луны и главных планет. Сообразно месяцам года, З. составляют следующие 12 созвездий, названия и знаки которых установлены еще в глубокой древности; Овен , Телец , Близнецы , Рак , Лев , Дева , Весы , Скорпион , Стрелец , Козерог , Водолей и Рыбы . Созвездие Овна, близкое к небесному экватору, заключало в себе, во времена Гиппарха, точку весеннего равноденствия, но с того времени эта точка передвинулась уже в созвездие Рыб и потому знаки З. ныне не соответствуют тому, чем они были в древности. Однако и теперь еще, весьма часто, месяцы означают знаками З. и говорят, например, что 9го марта Солнце вступает в знак Овна, хотя, на самом деле, в это время. Солнце находится еще в созвездии Рыб. Кроме того, так как размеры зодиакальных созвездий неодинаковы, а каждый месяц Солнце проходит почти 30°, то знаки З. вообще должно различать от созвездий З. Знаки З. в последнее время выходят из употреблении в науке и лишь, по старой привычке, приводятся еще иногда в календарях.

В. В. В.

Золотая орда

Золотая орда. — Чингисхан, перед смертью, разделил свою обширную империю между своими сыновьями, при чем на долю старшего сына, Джучия, отведены были самые отдаленные от Монголии земли. У монголов отцовский юрт наследовал младший сын, поэтому коренная монг. земли достались Тулую. Джучиев улус обнимал огромное пространство, еще не совсем завоеванное: Кипчацкую степь от верховьев Сырдарьи, Хорезм (Хива), часть Кавказа, Крым и Россию. Джучи умер раньше этого раздела, что несколько отсрочило вторичное нашествие монголов на Россию; удел же достался многочисленному потомству Джучиеву, во главе которого стал Батый. На курултае (сейме) в Монголии в 1229 г. решено было послать 30-тысячную армию для завоевания стран к северу от Каспийского и Черного морей; но она почему-то не была отправлена, и только на курултае 1235 г. осуществилось это намерение. Начальство над армией было поручено Батыю, к которому приставлен ноян Субугедай, участвовавший в первом нашествии монголов на Россию. К 1240 г. Россия была покорена, а также Кавказ до Дербента; тогда Батый направился в Польшу, оттуда в Силезию, в Моравию, затем в Венгрию; всюду нанося поражения, а один его отряд проник в Трансильванию и опустошил эту страну. Повернул назад Батый только потому, что получил известие о смерти хана Угедэя. Смерть монг. хана всегда останавливала военные действия монголов, где бы они ни были, так как князья должны были спешить на курултай, для избрания нового хана. Позже Батый не делал попыток воевать на западе, а занялся устройством своей орды. По первоначальному плану Батыю предполагалось дать 30000 войска; нет основания думать, что это число было потом изменено в ту или другую сторону. В это же войско входили и 4000 монголов с семьями, данных Чингисханом в каждый улус, в виде рассадника монг. элемента; главную же часть войска Батые составляли татары — около 25000 душ, с семьями. Таким образом, господство у нас Чингизидов можно назвать игом монгольским, так как династия была монгольского происхождении, но можно назвать и татарским игом, потому что подавляющую массу завоевателей составляли татары: можно назвать и игом монголо-татарским.

Батый со своею ордою поселился в волжских степях, т. е. стал господствовать над Россиею издали, в подробности управления не вмешиваясь, а довольствуясь данью. Так обыкновенно поступали кочевники, порабощая оседлых. Это давало побежденным возможность, с течением времени, свергнуть иго победителей. Страна на первое время удерживалась в повиновении при помощи татарских разъездов, которые встречались европейским путешественникам, проезжавшим в Монголию через Россию. Батый выстроил на Волге столицу Сарай, при помощи мусульманских архитекторов. Брат Батыя, Орда-Ичен, получил в удел Киргизскую степь и имел свою резиденцию в г. Саганаке. Этот удел в наших летописях называется Синею ордою, а у мусульманских писателей — Белою. Орда-Ичен от себя дал младшему брату Шейбани, за храбрость, обнаруженную во время похода на Русь, особый удел: от верховьев Яика (Урала) до низовьев Сырдарьи. Впоследствии Синяя орда подалась на север и дала начало сибирским ханам, из которых происходил известный Кучум. Большая орда на Волге получила название З. орды. Таким образом, явились З. линии Джучидов. Для сбора дани посылались особые чиновники, называвшиеся баскаками, а когда требовался чрезвычайный сбор, наезжали специальные послы. Впоследствии русские князья добились права собирать дань и лично или через своих послов представлять ее ханам. От сбора освобождалось духовенство, на что выдавались ярлыки, называвшиеся тарханными (льготными). В числе влиятельных лиц в орде были темники (военачальники; тьма = 10000); они нередко играли там первую роль и возводили и низводили ханов по своему произволу. Батый умер в 1255 г., ему наследовал сын Сартак, но умер он на пути из Монголии в свою орду. Монгольский хан Монкэ назначил преемником Сартака его сына Улагчи, а так как он был молод, то учреждено регентство, возложенное на старшую жену Батыя, Боракчину. Улагчи умер через несколько месяцев, и тогда ханское достоинство досталось Берге (Беркай). Хан этот принял ислам, но не принуждал подданных следовать его примеру; при чем в Сарае, в 1261 г., открыта была русская епархия. До тех пор татары были шаманистами и отличались полным религиозным индифферентизмом. К принятию татарами ислама почва была давно подготовлена. В болгарском царстве на Волге исповедывался ислам; половцы, слившиеся с татарами, тоже в значительной степени были мусульмане; чиновники в канцеляриях, набиравшиеся из Хорезма, все принадлежали к мусульманам. При Беркае произведена на Руси перепись для более строгого обложения покоренных данью. По смерти Беркая влиятельным лицом в орде явился темник Ногай, внук Джучия, владевший степями в южн. России, по его имени подданные его стали называться ногаями. Ногай поддерживал то того, то другого претендента на ханский престол. В орде началась смута, что в наших летописях передавалось словом «замятня». Порядок водворился при хане Узбеке (1313 — 1342), царствование которого было самое блестящее. Он был женат на дочери византийского имп. Андроника младшего, вступил в родственный союз с египетским султаном, а сестру свою Кончаку выдал за Юрия Даниловича, дозволив ей принять христианство. Одна площадь в Каире получила название от этого хана — Узбекийэ. Время его ханствования отличалось строгою расправой. Четыре князя тверских сложили свои головы в орде. Русские князья, отправляясь в орду, писали духовные завещания и отеческие наставления детям, на случай своей там погибели. После Узбека вступил на ханство сын его Джанибек, которого наши летописи называют «добрым». Жена хана, Тайдула, исцеленная от слепоты митроп. Алексеем, была постоянной заступницей за русских. Джанибек был удавлен своим сыном Бердибеком, в 1357 г.; при этом пали и другие родственники хана. Сам Бердибек царствовал только 2 года, а затем в орде начались смуты, ханы быстро сменяли один другого, так что наши летописцы не успевали схватывать имена их, и некоторые из ханов известны нам только по монетам. Виновником этих смут был всесильный темник Мамай, слава которого померкла на Куликовом поле, в 1380 г. Разбитый Дмитрием Донским. Мамай бежал в Кафу и был там убит, а власть в орде перешла к Тохтамышу, который; при поддержке Тамерлана, соединил под своею властью орды Синюю и З. В 1382 г. он разгромил Россию. В последовавшей затем борьбе с Тамерланом Тохтамыш был побежден, после чего Тамерлан разорил Астрахань, сжег Сарай, двинулся в Рязанскую землю, но от Москвы повернул назад, не причинив ей никакого вреда. Россия вошла в состав империи Тамерлана, который сам назначал ханов в орду; но ханы эти не имели своей партии в Сарае и не могли там долго держаться, тем более, что Тохтамыш и его сыновья начала производить смуту в орде. В это время там усилился темник Едигей, который убил Тохтамыша, в 1407 г. Орда постепенно клонилась к упадку. Подданство русских князей обращалось в номинальное и выражалось подарками, время от времени посылавшимися ханам. Поднять упавшее значение орды задумать хан Ахмед, сын Кичи-Ахмеда, называемый в наших летописях Ахматом. Впервые он упоминается у нас под 1460 г., когда он подступил к Переяславлю Рязанскому, но должен был отступить с позором. Это не помешало ему заявлять самые дерзкие требования относительно дани. В 1480 г. Ахмед, заключив союз с польским королем Казимиром, двинул свою орду в Россию, думая напомнить ей времена Батыя. Но польский король не мог помочь хану, так как союзник Москвы, перекопский хан Менгли-Гирей, вторгся в Литовскую Подолию; Axмеду пришлось действовать одному. Русское войско и татарская рать расположились друг против друга на противоположных берегах р. Угры, не решаясь на переправу. Когда река начала замерзать, Иоанн III решился отступить. В свою очередь и татарское войско стало отступать, так как Ахмед получил известие, что на беззащитный Сарай сделали нападение звенигородский воевода Василий Ноздреватый и крымский царевич Нур-Девлет. Ахмед бежал к Азову и там был убит сибирским ханом Ибаком (Ибрагим). З. орда пала. Сыновья Ахмеда удержались в Астрахани, образовав Астраханское царство, но они влачили уже жалкое существовало. Это царство было завоевано Иоанном Грозным в 1554 г. Еще до падения З. орды образовалось Казанское царство, существовавшее до 1562 г. Гораздо дольние продержался другой отпрыск З. орды — ханство Крымское, где во времена Тохтамыша утвердилась династия Гиреев. Это ханство пало в 1783 г.

И. Веселовский.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar