Меню
Назад » »

Логос (31)

Амазонки
Амазонки — этим именем древнее сказание называет народ, состоявший исключительно из женщин, не терпевших при себе мужей, выходивший в походы под предводительством своей царицы и образовавший особое воинственное государство. Для сохранения потомства А. вступали в связь с соседними народами, отсылая им детей мужеского пола, девочек же оставляли у себя, для приучения их к войне, и выжигали им правую грудь, чтобы она не мешала натягиванию лука. Отсюда произошло название «Амазонки», т. е. безгрудые. А. жили на побережье Черного моря, при р. Фермодоне и близ р. Ирис, что ныне Иешил-Ирмак. Отсюда они предпринимали свои походы в Азию. Ими, согласно преданию, построены Эфес, Смирна и др. города. Уже Гомер упоминает о войнах Беллерофона и фригийцев с Амазонками. Царица их Ипполита (по другим рассказам, Антиопа) была убита Геркулесом, которому Еврисеей поручил отнять у ее пояс. Во время этого похода Фезей расположил к себе Антиопу, вследствие чего А. вторгнулись в Аттику. Кроме того они, под начальством своей царицы Пентезилеи, выступили против греков, на помощь троянскому царю Приаму. В позднейших сказаниях упоминается о царице А. Фалестре, посетившей Александра В., чтобы иметь от него детей. Миф об Амазонках вошел не только в эпическую поэзию, но сделался предметов образовательного греческого искусства. Самые замечательные греческие художники древности, напр. ваятели Фидий Поликлет, живописец Микон и др. изобразили А. в статуях, рельефах и картинах (битвы Амазонок, приключения Фезея с Амазонками и пр.). Сохранились античные подражания статуям великих мастеров, рельефы из Галикарнаса, изображения на вазах и пр. В этих снимках А. представлены в идеально красивых формах женщин с обеими грудями, но с весьма развитыми мускулами. Ср. Штейнер, «Ueber den Amazoneninythnsm der antiken Plastik» (Лейпц., 1857); Мортман, «Die А.» (Гановер, 1862); Дункер, «Geschichte des Alterthums» (4 изд., Лейпц., 1874); Клугман, «Die A. in der attischen Litteratur und Kunst» (Штутгарт, 1875). Даже в средние века не вполне исчезает сказание об А. В период возрождения классицизма А. вновь воскресают не только в поэзии, но и в убеждении, что этот народ действительно существовал и притом в Африке и Америке; от них получила свое название Амазонская река. Ср. Штрикер, «Die A. in Sage nnd Geschicute» (Берл., 1873).
Амариллис
Амариллис (Amaryllis, имя прекрасной нимфы, воспетой Виргилием) — род из семейства Амариллиевых. Это луковичные растения, цветущие почти одновременно или даже до развития листьев (почему вместе с луговым шафраном или осенним цветом их называют в народе «голыми девками»). Расположенные на конце длинного стебля, собранные вместе щитком, цветы бывают обыкновенно велики, даже очень велики; великолепно окрашены и характеризуются более или менее сросшимся у основания, почти правильным, более или менее двугубым цветочным покровом и прикрепленными к нему тычинками с качающимися пыльниками, раскрывающимися продольными щелями. Многие из сюда относящихся видов, служат любимыми комнатными и тепличными растениями, а некоторые, при хорошей защите, даже свободно зимуют. Из последних видов следует отметить: Belladonna L. (мексиканская лилия), растет в Капской земле и развивает свои пахучие, розово-красные, свешивающиеся, воронковидноколокольчиковые цветы, собранные на верхушке стебля по 8 — 12, значительно раньше листьев. A. sarniensis L, (Nerine sarniensis Herb.) растет в Японии в Капской земле, а также на острове Джерсее, в заглохшем виде. Его вишнево-красные цветы находятся уже в полном развитии, когда листья только что пробиваются изпод земли. Он культивируется в вазонах с песчаной степной землей, сначала в парниках, затем в комнатах, причем в последних он может успешно произрастать только тогда, когда у него уже готова цветоножка. Происходящий из южной Америки А. vittaWilld. (Hippeastrnm vittatum Herb.) также культивируется в комнатах; как вазонное растетение (на лесной земле с примесью глинистой дерновой земли и песку). Листья развиваются раньше цветов. Последние собраны группами по 2 — 6 на высокой цветоножке, достигающей 60 сент. Околоцветник внизу зелен и часто покрыт красными пятнами. Его неравномерные, волнисто-зазубренные лепестки обладают каждый тремя темно-красными полосками на белом или светло-розовом фоне. A. formosissima L. (Sprekelia formosissima Heist. — лилия св. Якова) — тоже южноамериканский вид. Отличается, обыкновенно, одиночными, расположенными на конце стебля) двугубыми, бархатистыми, темно-пурпуровыми цветами. И этот вид выводится в вазонах. Для того, чтобы луковица была сильной и здоровой, в мае высаживают это растение в разрыхленное открытое место на солнечный припёк. Осенью высаживают его обратно в вазоны и сохраняют в сухом, неподверженном влиянию мороза, месте. В январе переносят его в жилые комнаты, где одновременно начинают распускаться цветы и листья.
Луковицы большинства родов обладают значительной остротой. Небольшие дозы луковицы A. belladonna служат известным рвотным, больше дозы — сильно ядовиты. Листья этого вида обладают свойством успокаивать судороги и спазмы. Аналогичными свойствами обладают луковицы и других тропических и субтропических американских видов, как: A. reginae L. (Hippeastrum reginae Herb.) и A. princeps Salni-Dyck (Hippeastrum reticulatum Herb.) и много других. Сок их часто употребляется туземцами для отравления стрел.
Амати
Амати — итальянское семейство из Кремоны, занимавшееся изготовлением струнных, смычковых инструментов, преимущественно скрипок, которые и в настоящее время ценятся весьма высоко. Особенным почетом у дилетантов пользуются скрипки Амати, благодаря их приятному, чистому, нежному, хотя и не сильному, тону; скрипки эти небольшого размера, красиво отделаны, сверху и снизу значительно выгнуты, вследствие чего не имеют широкого и звучного тона. Основатель фабрики кремонских скрипок Андреа А. (наз. просто «Амати», происходил из древнего рода, жившего в Кремоне в XVI ст.; сыновья его Антонио и Жеронимо продолжали дело отца; в их мастерской изготовлена была знаменитая, и теперь еще существующая, скрипка, назначенная для Генриха IV; она помечена 1505 годом. — Николо, сын Жеронимо, довел до возможного совершенства форму и звук кремонских скрипок и кроме того составил себе почетное имя в истории искусства, как учитель известного Страдивари . При сыне его Иepoниме, не сумевшем поддержать репутацию отца, знаменитая фабрика должна была закрыться. Ср. Васильевский, «Die Violine und ihre Meister» (Лейпциг, 1869).
Амбиция
Амбиция (лат.) — чувство чести, честолюбие; амбиционный — любящий честь, почет.
Амбра
Амбра (серая) — называются выделения, встречающиеся в кишечнике кашалота (Physeter macrocephalus L.). В прежнее время А. употреблялась в медицине, как средство, укрепляющее желудок и противосудорожное, что теперь совершенно оставлено. Серая амбра представляет собою вещество, подобное воску, снаружи серого цвета, внутри желтого, красного или пестрого, расположенного концентрическими слоями и покрытого тонкой кожицей. А. имеет приятный, мускусоподобный запах и содержит немного бензойной кислоты и до 85 процентов особого вещества — амброина, которое, вероятно, тождественно с холестерином. В настоящее время амбра употребляется почти исключительно для духов. Ее находят в тропических странах, на берегах Японии, куда она прибивается волнами. Кроме того, А. добывается из кишечника кашалотов, которых ловят для добывания жира, но только у больных или мертвых животных.
Амвросий
Амвросий (Святой, Миланский) — один из замечательнейших отцов церкви, род. (как предполагают) от префекта Галии, в Трире, около 340 г. Воспитывался в Риме и уже в 369 г. был назначен Валентинианом наместником северной Италии, с резиденциею в Милане. Занимая этот пост, он заслужил высокую любовь и уважение народа, так что при спорном выборе епископа в 374 г. А., будучи еще некрещеным, как гласит предание, устами ребенка, закричавшего «Амвросий епископ», был избран в епископы обеими партиями и, после долгого сопротивления, рукоположен 7 декабря. В сане епископа А. с чрезвычайною энергиею и большим успехом заботился о введении в церкви твердой организации, чтобы дать ей возможность пережить Римскую Империю, в то время уже начавшую распадаться. С этою целью он добивался сохранения чистоты церковных догматов от влияния лжеучений и поступил весьма решительно против ариан. С другой стороны он ревностно заботился о независимости церкви от государства и необыкновенною емкостью отражал притязания и захваты светской власти, принудив даже императора Феодосия к церковному покаянию за то, что тот через посла своего Руфинуса приказал изрубить восставших в Фессалии. Амвросий имеет также огромное значение, как церковный учитель. Важнее прочих его три книги: «De officiis clericorum» (изданные Крабингером, Тюбинген 1857 г., на немецком языке Лихтером, Кобленц, 1830 г.), которые в течении нескольких столетий служили руководством этики; аллегорическое изложение сотворения мира «Hexaemeron», пять догматических книг «De fide» и 84 писем и проповедей. Приписывавшиеся же прежде Амвросию комментарии («Ambrosiaster») 12-ти посланий св. Павла принадлежат не ему, а представляют сборник, составленный, вероятно, за время от 380 до 800 года.
Большие заслуги имеет А. также в области церковного пения, в качестве составителя текста духовных песен; но из тридцати гимнов, которые ему приписываются, только двенадцать принадлежат ему в действительности; знаменитый гимн «1063 Бога хвалим» (Те deum laudamus), известный под именем «Амвросианского», долгое время приписывавшийся А., сочинен также не им, а первоначально появляется в V в. Им же введен так назыв. А. напев, своеобразная ритмическая мелодия, заключающая элементы как вост. церк. пения так др. греч. речитатив, музыки До А. церковное пение на Западе не было подведено под определенные правила. В видах большей строгости и для избежания произвола, А. установил тональности и способ исполнения для духовной музыки, взяв за ооразец напевы греческой церкви, как удостоверяет св. Августин (Confess. Х, 7). Тоны или гласы установлены А. совершенно согласно с напевами православной греческой церкви. Амвросий умер 4 апреля 397 г. и похоронен под алтарем Амвросианской базилики; его останки снова были найдены 8 августа 1871 г. и папским бреве, от 7 декабря 1873 г. признаны за подлинные мощи. А. считается патроном города Милана, библиотека которого названа его именем. Его «Opera» изданы в двух фолиантах в Париже (1686 — 90 г.; вновь изданы Баллерини, Милан, 1875). Избранные сочинения А. перевел Ф. X. Шульте (т. I и II, Кемптен, 1871 — 1880). Ср. Бонара, «Histoire de Saint-Ambroise» (Париж, 1871; на немец. Биттль, Фрейбург, 1874). Его значение, особенно в Милане, было громадно. И на монетах, чеканенных в Милане, было помещаемо изображение Амвросия.
Амебы
Амебы-микроскопические животные организмы, лишенные раковины и состоящие только из одного комка однородного белкового вещества (так наз. протоплазмы или саркоды), которое утолщается то в центре в виде ядра, то на периферии в виде более плотного; неясно ограниченного слоя. Протоплазма, мелкозерниста и зернышки эти, преломляющие свет слабее или сильнее, находятся в постоянном движении (течении), по разным направлениям, внутри полужидкой основной массы. Животные эти передвигаются с места на место при помощи выпячиваемых по желанию отростков протоплазмы (т. наз. псевдоподий или ложноножек), то простых, то разветвленных; при питании они растворяют с своей мягкой основной массе твердые пищевые частицы; размножаются бесполым путем, посредством деления; легко распадаясь на 2 новых индивида, причем обыкновенно в протоплазме появляются предварительно особые пузырьки (т. наз. вакуоли). Их легко найти во всех водах, где они ползают по дну; они живут также под мхом и в песке, но здесь выделяют вокруг себя толстую и плотную оболочку. Смотря по образованию этого плотного слоя, по величине зерен протоплазмы, по толщине и форме ложноножек — отличают различные роды и виды А. Эти существа представляют собою самые низшие формы организованного вещества. Амёбоидными клетками называют такие животные клетки, которые, подобно амёбам, способны передвигаться при помощи течения зерен и выпускания отростков протоплазмы, и которые также, как и А., могут поглощать пищевые вещества. Сюда принадлежат белые кровяные шарики, лимфатические тельца, лейкоциты и др.
Америго Веспуччи
Америго Веспуччи — итальянец, по имени которого названа Америка, род. 9 марта 1451 во Флоренции, был третий сын публичного нотариуса республики, Анастазио Веспуччи; он получил тщательное воспитание у своего ученого дяди Антонио и оказал большие успехи в физике, мореходной астрономии и географии. В качестве торговца, он отправился в 1490 в Севилью, где поступил на службу в богатый торговый дом флорентинца Жуаното Берарди. Так как этот дом ссужал Колумба деньгами для его второго путешествия (1493), то можно полагать, что А. знал испанского адмирала по меньшей мере с этого времени. Колумб еще незадолго до своей смерти рекомендовал его своему сыну, как честного, надежного человека. После смерти Берарди, А. в декабре 1495 стал заведовать отчетностью этого торгового дома и с половины апреля 1497 до конца мая 1498 был занят в Андалузии снаряжением третьей экспедиции Колумба. Успех предприятия этого мореплавателя внушил А. мысль оставить торговое дело, чтобы познакомиться с новооткрытою частью света. Так, он принял участие в первой экспедиции адмирала Алонзо деГохеда, который 20 мая 1499 отплыл из Пуэрто де-Санта-Мария близ Кадикса; после 24 дней плавания вышел на берегу Суринама, под 3° сев. шир. (в 200 морск. милях к юго-востоку от мыса Парии); исследовал этот берег и, посетив вест-индские острова, в половине июня 1500 возвратился в Кадикс. По приглашению короля Эммануила А., под конец 1500 г., отправился в Португалию и предпринял на португальских кораблях еще два плавания из Лиссабона к берегам нового материка; первое продолжалось с мая 1501 по сентябрь 1502, второе, под начальством адмирала Гонзало Коэлхо, с 10 мая 1503 по 18 июня 1504. Свои путешествия он совершал не столько в качестве начальника, сколько в качестве космографа, и кормчего; только в последнее свое плавание, во время которого была исследована большая часть берегов Бразилии, он командовал небольшим судном. Рекомендованный Колумбом королю Фердинанду V Арагонскому, сопернику Эммануила, А. в 1505 опять поступил в испанскую службу, 22 марта 1508 был назначен главным кормчим (pilotomayor) для путешествий, предпринимаемых в Индию и умер 22 февраля 1512 в Севилье.
Единственные письменные памятники, оставшиеся после А., состоят из его дружеских писем к некоторым знатным лицам, как то: к Лоренцио ди-Пьерфранческо дель-Медичи и к гонфалоньеру Содерини во Флоренции, который сообщил их лотарингскому королю Ренату (Рене) II, поощрителю географических открытий. Эти письма были напечатаны во Флоренции немедленно после смерти А. Сочинения, вышедшие в свет под названием путешествий А., были писаны не им и заключаюсь в себе множество противоречий. Изданный под заглавием «Quatuor navigationes» дневник о его путешествиях есть извлечение или отрывок из более обширного сочинения, которое должно было выйти в свет, но никогда не выходило. Небольшие произведения А. остались бы временным, скоропреходящим явлением, если б не были снова напечатаны в «Raccolta» или сборнике новейших путешествий. Еще в 1507 в Виченце вышло в шести книгах анонимное издание «Mondo nuovo е paesi nuovamente retrovati da Alberico Vespuzio Florentino», автором которого был не Франкансоне де-Монтальбоддо, как сначала думали, а венецианский космограф и картограф Алессандро Цорци. Этот «Новый Свет» был потом издан в 1508 в Милане на латинском языке, в том же году переведен Нюрнбергским врачом Рухамером на Немецкий и в 1516 явился и во французском переводе. Еще в 1504 г. книгопродавец Иоганн Оттмар, издавший «Третье путешествие», соединил название «Новый Свет», находящееся также на всемирной карте в римском издании Птолемея 1507, с именем А. Но нигде нельзя найти даже малейшего указания на то, что самому А. было известно об этом, или что он этому содействовал. Напротив, предложение назвать Новый Свет «Америкой», т. е. страною А., было сделано впервые книгопродавцем Мартином Baльдзeeмюллepoм в лотарингском городке С.-Диэ, напечатавшим в 1507, под именем Гилакомила или Илакомила, псреведенные с французского, путешествие А. в книге «Cosmographiao introductio etc., insuper quatuor Americi Vespucii navigationes». Недостаток сочинений, писанных рукою Колумба, и необыкновенное усердие, с которым друзья А., в том числе и король Рене II, старались распространять известия о его путешествиях, имели последствием, что любознательная публика встретила эти первые сведения о Новом Свете всеобщим одобрением. Книга Вальдзеемюллера обратила на себя большое внимание и имела четыре издания (1507, 1509, 1535 и 1554). Его предложение назвать Новый Свет, в честь А. — «Америкой» вскоре было всеми одобрено. Это имя встречается уже на всеобщей географической карте, рисованной в 1520 г. Аппианом, далее, в издании Помпония Меда Вадиана и на одной карте, вышедшего в 1522 в Меце, издания Птоломея, так что вскоре название Америки было принято всеми учеными и сами испанцы принуждены были уступить этому. Заслуга разъяснения этого обстоятельства принадлежит А. Гумбольдту, который изложил его в своих «Критических исследованиях об историческом развитии географических сведений касательно Нового Света» (немецкий перевод Иделера, 3 т. Берл., 1836-39). Ср. Бандини, «Vita е lettere di A. Vespucci» (Флор., 1745); Ирвинга, «The life and voyages of Columbus» (4 т., Лонд., 1828 — 30; немецкий перевод, Франкф., 1828); Сантарема, «RecherchessurA. Vespucci» (Пар., 1842); Kyстманнa, «DieEntdeckung Amerikas nach den altesten Quellen» (Мюнх., 1859); Фарнгагена, «A. Vespucci. Son caractere, ses ecrits, sa vie et ses navigations» (Лонд., 1869); его же, «Ainda A. Vespucci. Novos estudos e achegas» (Вена, 1874); Пешеля, «Greschichte des Zeitalters der Entdeckungen» (2 изд., Штутг. 1877; рус. пер. Э. Циммермана, М., 1885).
Аметист
Аметист — так называется красивая синяя или фиолетовая разность кварца, употребляемая как украшение на подобие драгоценных камней. Аметист образует шестоватые, свободно сидящие, кристаллы с плоскостями призмы и ромбоэдра и встречается в жилах и пустотах среди кристаллических горных пород, в друзах агатовых шаров, в миндальных камнях и т. п. Название аметиста греческое и выражает собою поверие древних, что аметист предохраняет его владельца от пьянства. Красивый фиолетовый или вишнево-синий цвет аметиста, которым он только и отличается от простого горного хрусталя, обусловлен не следами окислов железа и марганца, как думали прежде, а примесью органического красящего вещества. При прокаливании уже около 250° аметист теряет свою окраску, переходящую постепенно в желтую или зеленоватую, и становится бесцветным. Этим свойством аметиста пользуются часто шлифовальщики, пуская в ход искусственно обесцвеченные аметисты под видом аквамаринов или топазов. Близкая по окраске к аметисту разность драгоценного корунда, известная под названием «восточного аметиста», отличается от него тем, что при искусственном освещении окрашивается в красивый фиолетовокрасный цвет, между тем как аметист при этих условиях остается тусклым и серым. Иногда аметист заключает тонкие пластинки железной слюдки или игольчатые кристаллики и тогда получает название «волосистого». Красивые друзы и кристаллы аметиста встречаются у Оберштейна в Биркенфедьде, в Циллертале, в Зибенбюргене, Хемнице, у дер. Липовой бдиз Мурзинки на Ураде на Цейлоне, у бухты Св. Марии (St. Marys Bai), в Сев. Америке и в особенно значительном количестве в Бразилии.
Аминь
Аминь — еврейское слово, перешедшее в христианские языки и имеет значение удостоверени да будет, верно, во истину. Как у евреев благословение, которое при окончании всякого богослужения дается присутствующим, скрепляется словом аминь, так еще первые христиане стали заключать тем же словом всякое благословение, всякую молитву и проповедь.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar