Меню
Назад » »

Логос (326)

Индекс

Индекс (лат.) — список, реестр, указатель, в частности указатель книг, запрещенных католическою церковью (index librorum prohibitorum). Уже в первые века христианства явилась мысль о составлении списка канонических книг, а в конце V века папа Геласий опубликовал от имени римского собора декрет, в котором перечислены те патристические сочинения, которые принимает церковь, а затем приведен список апокрифов и сочинений еретических; об авторах этих сочинений (среди которых встречаются сочин. Тертуллиана, Климента Александрийского, Лактанция, церковная история Евсевия Памфила, соч. Оригена) и последователях их в декрете сказано, что они подвергнуты на вечные времена анафеме и осуждены, но общего запрещения читать эти сочинения не высказано. В средние века подвергались осуждению некоторые отдельные сочинения (книга Иоанна Скотта: «De divisione naturae», соч. Абеляра, Эккарта), констанцский собор 1415 г. определил воспретить чтение сочинений Виклефа и Гусса, а самые книги предать огню. С изобретением книгопечатания и возникновением реформационного движения католическая церковь устанавливает предварительную цензуру и все чаще прибегает к запрещению книг. Вормский эдикт 1521 г. запрещает продавать, покупать, списывать, печатать или защищать все сочинения Лютера на каком бы то ни было языке. Аналогичные распоряжения относительно сочинений известных авторов изданы были в Нидерландах Карлом V, в 1524 — 40 годах, а в Англии Генрихом VIII и английскими епископами в 1626 — 55 гг. Первый же каталог книг, приближающийся по своему характеру, объему и распорядку к И. в собственном смысле, издан был, по повелению Карла V, лувенским богословским факультетом в 1546 г.; в 1550 и 1558 гг. появились новые каталоги того же факультета. В 1542 г. парижская Сорбонна выхлопотала себе у парламента право составлять список книг, которые она находит полезным запретить; такие списки Сорбонна и опубликовала в 1544, 1647, 1551 и 1656 гг. В Испании генерал-инквизитор Фернандо Вальдес в 1551 г. обнародовал лувенский каталог 1550 г., а в 1554 г. издал каталог, им самим составленный и замечательный тем, что это был первый экспургационный И., так как им приказывалось некоторые книги (различные издания Библии) отбирать у владельцев, а потом по исправлении (expurgatio) снова возвратить их последним. В Италии каталоги запрещенных книг издавались местными властями, напр. в Лукке (1545), в Венеции (1549) и Милане (1554). Первый же И., обнародованный под этим названием (index autorum et librorum) от имени папы, появился в Риме в 1559 г. и был изготовлен инквизицией по поручению папы Павла IV. И. изложен в алфавитном порядке и разделен на три класса: к первому отнесены авторы, все сочинения которых, как уже ими написанные, так и имеющие появиться в будущем, запрещены, хотя бы в произведениях их о вере и религии совсем не было речи; ко второму классу отнесены авторы, у которых лишь некоторые сочинения запрещены, а к третьему классу — анонимные сочинения, содержащие вредные лжеучения. Некоторые книги в этом И. запрещены не безусловно, а с оговоркою: donee corrigatur (пока не будет исправлено) или другой какой-либо в этом роде; это значит, что употребление этих книг дозволено под условием, чтобы известные места в них были в существующих экземплярах изглажены («экспургированы») или поправлены пером, а в новых изданиях — опущены или изменены. Наконец, И. Павла IV насчитывает 61 типографа, все издания которых, кто бы ни был их автор, запрещены ввиду того, что «типографы эти доселе занимались печатанием еретических книг». И. Павла IV подвергнут был пересмотру в особой комиссии при Тридентском соборе, при чем многие книги были исключены из И. Тридентский И. (Index Tridentinus) послужил основой для всех последующих папских И., заключавших в себе все новые добавления: Климента VIII (1596), Александра VII (1664), Бенедикта XIV (1758); новейшее издание папского И. вышло в 1892 г. Независимо от римской курии, испанская инквизиция издала в XVII и XVIII вв. ряд И. Наряду с церковью и светское правительство издавало аналогичные И. Таковы австрийские «Catalogi librorum prohibitorum», публиковавшиеся с 1754 г. (последнее нем. издание 1816 г.) и баварский «Catalogus», 1770 г.

Составлением и пополнением папского И. заведует инквизиция совместно с состоящею при римск. курии особою И. конгрегацией (соngregatio indicis), учрежденной папою Пием V в 1571 г. Конгрегация имеет в своем распоряжении известное число доносчиков (delatores) и консультантов, среди которых должны быть и богословы, и юристы, и лица, сведущие в светских науках. В действительности постоянно раздавались жалобы на невежество папских цензоров. В 1882 г. И. конгрегация состояла из 36 кардиналов, 39 консультантов и 5 доносчиков. Кроме того 25 консультантов состояло при инквизиции. И. требует, чтобы книгу, подвергшуюся запрещению, ни один католик не читал, не держал у себя, не перепечатывал, под опасением отлучения. Впрочем, со времени Пия IX эта столь суровая кара грозит лишь тем ослушникам И., которые оказываются виновными в чтении книг, написанных в защиту ереси или запрещенных особыми повелениями папы. Католик, у которого находится книга, внесенная в И.; обязан доставить ее местному епископу или инквизиции, — последняя должна такие книги сжигать. Разрешение читать запрещенные книги в прежние столетия давались папой с величайшим трудом и то только ученым, которые поставили себе задачей опровергать изложенные в них лжеучения; даже высшие сановники церкви, как напр. генерал ордена Иезуитов, могли читать внесенные в И. книги лишь с особого разрешения папы. В настоящее время епископы, в качестве уполномоченных папы, могут дозволить чтение запрещенных книг священникам, которые выказывают особенную заботливость о спасении душ своей паствы; миряне, желающие добиться того же права, должны обращаться за разрешением к папскому престолу. Запрещенные книги эти лица обязаны держать под замком. Впрочем, практическое значение И. имел лишь в тех странах, где была инквизиция. Во Франции запрещения книг, исходившие от инквизиции и от И. конгрегации, не признавались обязательными. Практическое значение И. ослабляется еще тем, что знакомство с содержащимися в нем запретами даже среди образованных католиков далеко не распространено в той мере, как это требуется папскими постановлениями. Даже высшее католическое духовенство иногда обнаруживает недостаточное знакомство с И. Наконец, и по внутреннему своему содержанию И. оказывается несостоятельным, ибо характерная черта И. это — случайность и непоследовательность в запретах: одно здесь запрещено, другое нет, ничтожное подвергнуто каре, о важнейшем умолчано.

В истории И. можно отметить два главных периода: в первом периоде, обнимающем эпоху до конца XVI в., борьба римской церкви направлена против реформации, во втором же периоде рим. церковь, при помощи И., ведет борьбу, главным образом, против различных неугодных церкви направлений в самом католичестве. Из трудов католических писателей всего чаще подвергались запрещению церковно-исторические сочинения, даже такие, как труды Барония, Александра Наталиса, Мембурга, Дюпеня, Флери, Мабильона, а в новейшее время Пихлера, не говоря уже о Геттэ. Даже некоторые тома Acta sanctorum балландистов попали в И. Запрещались и сочинения таких католических писателей, как Фенелон (соч. его о «Мистицизме», оспоренное Боссюэтом). Согласно общим воззрениям католич. церкви, заносились в И. и переводы Библии на народные языки. На И. отражались различные перемены в воззрениях католической церкви. Так в XVII в. И. запрещал сочинения, защищавшие учение о беспорочном зачатии Девы Марии, а с 1854 г., когда папа Пий IX возвел это учение в догмат, в И. стали заноситься книги, его оспаривающие. Из богословских трудов православных писателей в И. занесено весьма немногое: история флорентийского собора Сильвестра Сиропула, опровержение власти папы в церкви, Иepycaлимского патриарха Нектария, письма константинопольского патриарха Кирилла Лукариса, а из новейших — сочинение гр. Д.А.Толстого: «Римский католицизм в России», появившееся на французском языке в 1864 г., а в И. занесенное в 1866 г. с редкой аттестацией: opus praedamnatum — аттестация, которая выдается в И. лишь сочинениям самых страшных еретиков. Из протестантских богословов XVIII и XIX в. упоминается в И.Мосгейм, «Жизнь Иисуса» Штрауса, но нет главы тюбингенской школы Баура. Впрочем, относительно протестантских авторов (по католической терминологии еретических) второе правило Тридентского И. содержит общее запрещение всех их сочинений, относящихся к религии. Но особенно непоследовательность запретов И. проявляется по отношению к наукам небогословским. На философскую литературу И. обращал достаточно внимания лишь в прежнее время. Из сочинений Декарта запрещены не все и то с оговоркою: doneс corrigautur; Малебранш запрещен безусловно; Кант запрещен в переводе, а об оригинале И. умалчивает; о Лейбнице, Вольфе и Гегеле не упомянуто; Конт запрещен, Литтре — нет. Много внимания уделено историч. литературе, но опятьтаки безо всякой системы. Из новейших франц. исторических сочинений попали в И. не только труды Ренана, но и исследования Обэ о гонениях христиан при рим. императорах, хотя одно из них могло на русском языке появиться в одном из наших духовных журналов. Из естественных наук наибольшим нападкам подвергалась астрономия. Лишь в 1823 г. инквизиция формально объявила — в противоречие с прежними воззрениями католической церкви, — что в Риме дозволено печатание книг, в которых изложены суждения о движении земли и неподвижности солнца, после чего, при издании И. 1835 г., из него исключены были имена Коперника, Кеплера и Галлилея. В И. приводится зоономия Эразма Дарвина, а сочинения знаменитого внука его Чарльза Дарвина не упомянуты. Из политических писателей запрещен Маккиавели. Из поэтических произведений запрещены, с оговоркой doneс corrigatur: «Декамерон» Боккаччио, «Неистовый Орланд» Ариосто, «Божественная комедия» Данте. Из новейших поэтов и беллетристов в И. занесены: Гейне, оба Дюма, Э.Сю, Жорж Санд, Бальзак, Флобер; нет Зола и др. представителей реалистической школы. Ср. Fessler, «Das kirchliche Bucherverbot» (Вена, 1858); Reusch, «De Index der verbotenen Bucher»; его же, «Die Indices librorum prohibitorum des 16 Jahrh. gesammelt und herausgegeben». В древнерусской письменности существовала статья о книгах истинных и ложных, которой в нашей ученой литературе часто дается название И. А.Я.

Индивидуализм

Индивидуализм: 1) теоретический (метафизический) — признание самостоятельного и пребывающего существования индивидуальных психических единиц, не поглощаемых и не упраздняемых общим мировым единством в той или другой его форме. Типичным представителем такого воззрения в философии следует считать Лейбница, с его монадолоrиeй. 2) И. практический — вообще утверждение и отстаивание человеческой индивидуальности против различных естественных и исторических групп и учреждений, могущих ее подавлять. В более тесном смысле практический И. означает сознательное стремление (возводимое в более или менее последовательную доктрину) к тому, чтобы единичные человеческие существа стали безусловными господами своей жизни, с освобождением их от всяких принудительных общественных связей. В этом смысле И. противополагается с одной стороны традиционному строю церковному, государств. и национальному, а с другой стороны — тем коммунистическим учениям, которые хотят заменить этот традиционный строй иным, более рациональным, но столь же (а в иных сферах и еще более) принудительным. Относительно же первого И. имеет относительное, историческое оправдание именно в тех случаях, когда данная часть человечества духовно переросла налагаемые на нее извне принудительные связи. Но в принципе отрицательный И. основан на недоразумении. Общественность есть неотъемлемое свойство человека, как такого; люди никогда не существовали и не могут существовать в виде отдельных изолированных единиц, а с другой стороны прогресс человечества состоит в том, что первоначальные инстинктивные связи (в диком или естественном состоянии), превратившись сперва в принудительные учреждения (внешняя цивилизация), затем все более и более приближаются к идеалу внутреннего единства по нормам правды и добра (царство нравственного порядка). Таким образом, нет никакого основания противополагать, в принципе, индивидуальный элемент общественному, как два враждебные и исключающие друг друга начала. Единичное лицо имеет, в меру своего собственного внутреннего содержания, высшее право против общественной неправды, но не против общества как такого, без которого само это лицо не могло бы существовать и всякое его право лишено было бы смысла. В нормальном состоянии человечества, к которому идет история, индивидуальный и общественные элементы совмещаются в сознательной нравственной солидарности, не ограничивая, а восполняя друг друга. Вл.С.

Индивидуальность

Индивидуальность, в самом широком смысле — отличительная особенность какого-либо существа или предмета, свойственная ему одному между всеми и делающая его тем, чем он есть; в более тесном смысле термин относится к одним одушевленным существам, а в теснейшем — только к единичным людям. И. есть нечто положительное и неисчерпываемое никакими отвлеченными определениями. Разум может указывать только на значение этой стороны бытия в общем ходе космического и исторического процесса. Всякое развитие есть выделение индивидуальных образований из первоначальной слитности и безразличия. Новейшая наука (особенно со времен Канта и Лапласа) все более и более стремится представить историю мира, как процесса такого развития или постепенной индивидуализации бытия. В истории человечества И. становится сознательною и самосознательною. Вл.С.

Индий

Индий (хим.) — подобно галлию и некотор. друг. металлам, открыт (1863) с помощью спектрального анализа Рейхом и Рихтером во Фрейберге, при исследовании встречающейся там цинковой обманки. И. в свободном виде никогда не встречается, а в виде, вероятно, сернистого соединения, сопровождая цинк, и именно в обманках; он найден в обманке Шёнфельда близ Шлаггенвальда в Богемии (Кахлер), в черной обманке Брейтербрунна в Саксонии, в так назыв. христофите (К. Винклер) и в цинке, полученном из этих обманок. Цинковая пыль — первый продукт перегонки, содержащая кадмий, почти не содержит И. по той причине, что последний менее летуч, чем кадмий и цинк, но цинк того же происхождения содержит И. до 0,1%. Такой цинк и употребляют для получения описываемого металла, ради чего прежде всего растворяют в соляной кислоте, количество которой таково, чтобы некоторая часть цинка не растворилась; после 24 — 36 часового кипячения весь И. оказывается в осадке (вместе с свинцом, медью, кадмием, оловом, мышьяком, железом, цинком); прибавляют небольшое количество разведенной серной кислоты, чтобы растворить основной хлористый цинк, промывают горячей водой и обрабатывают азотной кислотой, а затем выпаривают с избытком серной кислоты, пока удалится вся азотная кислота, и фильтруют; прибавляя к раствору аммиак в водном растворе, получают в осадке окись И. с небольшим количеством железа (а также свинца, меди, кадмия и цинка); после промывания растворяют в соляной кислоте, прибавляют избыток кислого сернистокислого натрия и кипятят, пока выделяется сернистый газ; при этом получают в осадке сернистокислый И., который еще раз растворяют в сернистой кислоте и вновь осаждают кипячением. При прокаливании сернистокислого И. получается окись его, которая при нагревании с металлическим натрием под слоем поваренной соли дает металлический И. Это — белый, по виду похожий на платину, металл; тягуч и мягче свинца, сильно марает бумагу. Удельный вес при 16,8° ок. 7, 362 — 7, 420; темп. плавления 176°.

На воздухе и даже в кипящей воде И. сохраняет свой блеск; цинк и даже кадмий выделяют его из растворов. С соляной и разведенной серной кислотами И. выделяет водород, а с крепкой серной при нагревании — сернистый газ, с азотной — окись азота. Так как И. встречается вместе с цинком и кадмием и походит на них в некоторых отношениях, то сначала его относили к одной семье с ними. Но теплоемкость его (0,057 по Бунзену и 0,055 по Менделееву) такова, что атомный вес должен быть близок к 113 (атомная теплоемкость в среднем = 0,056Ч113 = 6,328), а потому это — металл третьей группы, двиалюминий, между тем как позже открытый галлий, встречающийся также в цинковой обманке, есть экаалюминий. Окись И. In2O3, образующаяся при накаливании металла на воздухе, представляет светложелтый порошок, медленно растворяющийся в холодной соляной кислоте, быстро — в горячей. В струе водорода при 300° она восстанавливается (К.Винклер) в закись InO, обладающую пирофорными свойствами. Соли И. отвечают окиси; из растворов их аммиак осаждает гидрат окиси In2(ОН)6, легко переходящий в окись при нагревании; этот гидрат растворим в едких кали и натре, как и алюминиевый, но при кипячении осаждается. В струе хлора при темно-красном калении И. загорается, превращаясь в InCl3 — хлористый И., который легко образуется а при нагревании окиси с углем в струе хлора; это — бесцветные, мятое листочки, расплывающиеся на воздухе; в воде растворяется с шипением вследствие сильного разогревания, которое при этом происходит, и при выпаривании раствора выделяется в виде основной соли. С InCl3, сходны InBr3, и lnJ3; последний желтого цвета. In2(SO3)3Ч4H2О (сернокислая соль) — кристаллический мелкий порошок, растворяющийся в водном растворе сернистого газа, при кипячении вновь осаждающийся. In2(SO4)3, получается при выпаривании содержащего избыток Н2SО4 раствора. Двойная соль (NH4)2 In2(SO4)4Ч24H2O (аммонийные квасцы) плавится при 36°; при 16° растворяется в половинном весе воды. In2(NO3)6.3H2O (азотнокислая соль) — расплывчатые кристаллы. In2S3 (сернистый И.) — бурая, неплавкая масса, образующаяся с воспламенением при нагревании смеси И. и серы; из не слишком кислого раствора сероводород осаждает желтый осадок In2SЗ.

По характеру соединений и по физическим свойствам, как и по атомному весу, И. занимает среднее место между кадмием и оловом; по форме соединений он является членом ряда: алюминий, галлий, атомный вес которых меньше, и таллий, атомный вес которого больше. Основная форма его соединений, как и металлов 3 группы — RX3, ; но в последние годы, кроме вышеупомянутого трихлорида InCl получены еще (Л.Ф.Нильсон и О.Петерсон): дихлорид InCI2, и монохлорид InCI. Все эти соединения способны обращаться в пар, и в парообразном состоянии частицы их являются мономерными — для InCl3, при 600 — 850°, для InCI2, при 1200 — 1400°, для InCI при 1100 — 1400°. Дихлорид получается при нагревании металла в токе хлористоводородного газа в виде янтарно-желтой жидкости, застывающей в белую кристаллическую массу; при действии воды он распадается на трихлорид и металлический И.; с другой стороны с металлическим И. дихлорид дает монохлорид, кровяно-красную жидкость, застывающую при охлаждении в кристаллическую массу. Монохлорид, подобно дихлориду, при действии воды распадается на InCl3 и In). Подобные превращения открыты и для галлия (теми же авторами). При нагревании в струе HCl в этом случае получается трихлорид GaCl3, который в парах, при 440 — 600°, обладает мономерной частицей, с металлическим галлием трихлорид образует дихлорид GaCI2 — жидкость в нагретом состоянии и твердое тело на холоде, в парах, при 1000 — 1100°, частица дихлорида мономерна. При получении обоих хлоридов замечены следы желто-бурого вещества, вероятно, монохлорида. Таким образом, в ряде алюминий, галлий, И. замечается способность давать несколько соединений с хлором, возрастающие с атомным весом: для Al — известна только одна степень AlCl3 (собственно Al2Cl6 ниже 400° и AlCl3 выше 800° — по Нильсону и Петерсону), для Ga установлены две: GaCl3 u GaCI2, а для In три: InCl3, InCI2, InCI.

Атомный вес И., после открывших его Рейха и Рихтера, определен был Бунзеном (In = 113,76) и Винклером (In = 113,58) путем растворения отвешенного количества металла в азотной кислоте и взвешивания полученной окиси после выпаривания или осаждения аммиаком и прокаливания. Лотер Мейер и Зейберт дают In = 113,4. Соединения И. (иногда после смачивания соляной кислотой) окрашивают бесцветное пламя газовой лампы в красивый синий, с фиолетовым оттенком, цвет, что и послужило причиной названия металла. Спектр пламени характеризуется интенсивной индигово-синей к более слабой фиолетовой линиями. С.С.Колотов D.

Индифферентизм

Индифферентизм — постоянное равнодушие или безразличие в отношении к чемунибудь. Принципиальное значение имеет И. в области высших вопросов жизни и знания — И. религиозная и философская. Противоположная И. крайность есть фанатизм, коего не чужда и философия (autoV eja — сам сказал — пифагорейцев, jurare in verba magistri). Обе крайности обусловлены психологически различием темпераментов, но помимо этого И. всегда искала себе теоретического оправдания, переходя таким образом в скептицизм. Кроме скептических соображений философского характера, И. находит себе общедоступную опору в фактическом существовании множества отрицающих друг друга систем и учений. Для ума, вышедшего из состояния непосредственной уверенности, но не имеющего возможности или охоты к самостоятельному исследованию высших начал, И. представляется самым естественным исходом. Не следует, однако, думать, что эта точка зрения непременно совпадает с широким отношением к чужим убеждениям и верованиям, т.е. с веротерпимостью. Признавая все учения теоретически ложными, или по крайней мере недостоверными, можно некоторые из них считать практически вредными и беспощадно преследовать (как преследовались, напр., христиане неверующими римскими чиновниками или китайскими мандаринами). Таким образом, веротерпимость, несовместимая с темным фанатизмом, не всегда совмещается и с его противоположностью — полупросвещенной И.; она может быть действительно обеспечена лишь во имя безусловного начала справедливости, при вере в превосходство нравственной силы над физическою. Вл.Соловьев.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar