- 858 Просмотров
- Обсудить
Кааба
Кааба — святилище г.Мекки. Самый гор. Мекка построен корейшитами только в V в. по Р. Хр., но храм К. был центром арабского паломничества с очень древних времен. Храм представлял собою четыре стены («КАЪБА» значит по-арабски «четырехугольник»), высотою в рост человека, окружностью в 250 фт., из грубого камня, не скрепленного известью. В наружную стену восточного угла был вделан Эсвад («Черный камень»), главная святыня К. Это — или аэролит, или вулканический базальт; по преданию (которое констатируется еще за 200 лет до Мохаммеда), Эсвад был принесен ангелом из рая Адаму, положившему начало К., а вделан в стену — Авраамом, установителем хаджжа. С половины III в. до Р. Хр. К. становится пантеоном арабских племен: внутри помещено было до 360 национальных идолов, среди которых находились также изображения Авраама и Девы Марии с младенцем Иисусом. Благодаря К., весь округ Мекки, на несколько верст, считался неприкосновенным и особенную святость приобретал во время хаджжа. Мохаммед, овладев Меккой в 630 г., выбросил из К. идолов, но почтительно приложился посохом к Эсваду и сохранил все обряды хаджа. С того времени К. стала святыней для всего мусульманского мира.
А.Крымский.
Кабан
Кабан или дикая свинья (Sus scrofa) — из рода свинья (Sus), отличается от домашней свиньи, которая несомненно произошла от К. (и других близких видов), более коротким и сжатым телом, более толстыми и высокими ногами; кроме того голова у К. длиннее и тоньше, уши длиннее, острые и притом стоячие, острые, клыки сильнее развиты и острее (у самца они гораздо сильнее развиты, чем у самки). Щетина, обращенная вообще кзади, кроме нижней части шеи и задней части живота, образует на спине род гривы. Щетина черно-бурого цвета с примесью желтоватого, подшерсток буровато-серый, благодаря этому общая окраска серочерно-бурая, морда, хвост, нижняя часть ног и копыта — черные. Пестрые и пегие экземпляры редки и их считают потомками одичавших домашних свиней. Длина тела до 1,8 м., хвост 25 см., вышина плеч 95 см.; вес взрослого К. 150 — 200 кг. К. водится в южн. и средней Европе, сев. Африке, зап. и средней Азии; на С он доходит до 55(с.ш., на В до Амура и Гималаев; за этими пределами (в южн. Азии, южн. и центральной Африке) его заменяют родственные виды. В средней Европе он прежде водился повсеместно, теперь во многих местах истреблен, как и во всей Англии. У нас К. водится в зап. и южн. части Европейской России, на Кавказе, в Туркестане и южной Сибири на Тянь-Шане он восходит до 3300 м. Он держится в богатых водою, болотистых местностях, как лесистых, так и заросших камышом, кустарником и т.п. Старые самцы живут по большей части поодиночке и присоединяются к стадам лишь во время спаривания. Самки образуют обыкновенно небольшие стада из 10 — 30 самок и детенышей и молодых, слабых самцов. Течка бывает от ноября до января; между самцами происходят в это время ожесточенные драки. Беременность длится около 18 недель, число детенышей (рождаемых нормально один раз в год) 4 — 6; в первое время они окрашены белыми, черно-бурыми и желтыми полосами. Самка заботливо охраняет детенышей и бешено защищает их от врагов. Половой зрелости К. достигают приблизительно 11/2, лет от роду, взрослыми становятся 5 — 6 лет. Движения К. неуклюжи, но быстры, плавает он превосходно и может проплывать значительные расстояния. Зрение слабо, но обоняние и слух очень хороши. К. осторожны, но не трусливы; раздраженные, раненые или защищая детенышей, они очень храбры и опасны по своей силе и страшным клыкам. Кроме человека им вредят волки и рыси, но главным образом молодым, а в южн. Азии тигры, которые, впрочем, редко нападают на старых крупных самцов. Днем К. лежать в выкопанной яме, логовище; иногда устраивается общее логовище. К вечеру выходят, чтобы купаться и отыскивать пищу, состоящую из различных мелких животных, падали, корней, плодов, желудей и т.п. Они посещают также поля картофеля, репы, хлебов и сильно вредят им, особенно тем, что разрывают и топчут их. Они часто портят также молодые деревья. Иногда К. нападают и на довольно крупных животных, больных или раненых, напр. ланей, косуль, даже оленей, убивают и поедают их. Мясо вкусно, в дело идет также кожа и щетина, но во всяком случае в населенных странах К. приносят гораздо больше вреда, чем пользы.
Н.Книпович.
Охота на кабанов сопряжена с значительною опасностью, так как они нередко бросаются на охотников, причем самцы (секачи) наносят страшные раны своими мощными клыками; самки же, у которых клыки менее развиты, чем у самцов, сбивают неосторожных охотников с ног, топчут их передними ногами и рвут зубами. Поэтому при охоте на К. облавою (преимущественно за границею) иногда устраивают для охотников невысокие платформы, с которых К., вследствие неподвижности своей шеи, не могут сбросить охотника. Когда К. бросается, лучше всего отскочить перед самым животным в сторону, так как К., пронесшись мимо, редко возвращается обратно для нового нападения. Всего опаснее старые К., держащиеся в одиночку, а потому и называемые одинцами. Кроме облав на кабанов охотятся с притравленными на них собаками (гончими и другими злобными породами с примесью гончей крови), которые, нагнав К. и хватая его за уши, задние ноги и зад, задерживают его настолько, что охотник успевает подойти, чтобы заколоть или пристрелить его. Ночью К. подкарауливают на засеянных полях, куда они выходят кормиться. В наших азиатских владениях, где К. водятся не только в лесах, но и в камышах, на них охотятся верхом, преследуя выпугнутых из камышей животных и стреляя их на всем скаку. К. постоянно беспокоят паразиты, и потому они любят тереться о деревья, вследствие чего, у старых экземпляров, от древесной смолы и грязи, образуется на спине и по бокам вроде брони, почти неуязвимой для пуль. Вообще же всего лучше стрелять К. в глаз, под ухо или под лопатку. Взрослых К. стреляют исключительно пулею, молодых же можно бить и крупною картечью. В Сибири, кроме ружейной охоты, К. добывают также ямами, пастями [капканами] и луками. По действующим в Европейской России охотничьим законам, в Польше и Курляндии, а также в Астраханской губ. и в некоторых округах и отделах Кубанской и Терской областей, К. дозволяется стрелять круглый год, в других же губерниях охота на них воспрещается с 1 марта по 29 июня. Ср. Вавилов, «Охота в России во всех ее видах» (М. 1874); А.Черкасов, «Записки охотника Восточной Сибири» (СПб. 1884); кн. А.Урусов, «Облавные охоты на копытчатых зверей» («Природа и Охота», 1883 IV), Bеpнeнский Гражданин (Б.Карпов), «Мантык — истребитель тигров» (там же, 1880 X).
С.Б.
Кабарги
Кабарги, мускусные К. (Moschus moschiferus) — жвачные животное, служащие единственным представителем особого семейства Moschidae. Резцов 0/3, клыков 1/1 (верхние у самца очень сильно развиты и выдаются изо рта в виде направленных вниз и несколько согнутых назад бивней, длиною в 5 — 7 см.), коренных зубов 6/6, рогов и слезных ямок нет; желудок с 4 отделами; хвост очень короткий. Общее сложение напоминает оленей. Задняя часть немного выше передней, копыта тонкие, острые и могут сильно раздвигаться, причем животное опирается и на недоразвитые копытца; благодаря этому, К. легко ходит по снегу, не проваливаясь. На брюхе самца, между пупком и половыми органами, находится мешковидная железа, которой нет у самок, выделяющая мускус. Густой мех, цвета то рыже-бурого, то желтобурого, снизу белого; длина тела до 90 — 100 см., вышина плеч 50 — 55 см. (самка несколько меньше). Водятся на возвышенностях вост. Азии, на С до 60° с.ш. на Ю до Индокитая, чаще всего вокруг Байкала, в Монголии и на Гималайских горах, где летом редко спускается ниже 2500 фт. Очень осторожна; ловко лазает, питается горными травами и лишаями. Свои клыки самцы употребляют для драки с соперниками. С древних времен К. служат предметом охоты ради мускуса (кабарожья струя). Мускусный мешок взрослого самца дает в среднем 30, но иногда и 60 гр. мускуса, который в свежем виде полужидкий, а затем твердеет, становится зернистым и принимает сначала бурый, потом черный цвет. Мясо едят, мех также идет в дело.
Н.Кн.
Каббала
Каббала (Qabbalah) — мистическое учение и мистическая практика в еврействе, сохранявшаяся первоначально устным преданием, что обозначается и самым евр. словом (принятие, в объективном смысле — предание). Мнения о древности К. расходятся более чем на 3000 лет — от эпохи Авраама и до XIII в. по Р. Хр. Признание за К. добиблейской древности не имеет исторического характера, другое же крайнее мнение (о позднем средневековом происхождении К.) основано на недоразумении: главные памятники каббалистической письменности в их настоящем виде действительно явились в средние века, но нельзя отожествлять их с самым содержанием К., т.е. с тем кругом мистических традиционных идей, которые сохранялись втайне от непосвященных, частью в устном предании учителей, частью в отрывочных, недошедших до нас записях. Ясные следы каббалистических понятий и терминов в Новом Завете, а еще более прямые указания на К. в древнейших частях Талмуда, относящихся к первым векам нашей эры, свидетельствуют о существовании еврейской теософии по крайней мере около Р. Хр. В Мишне читается такое изречение: «не излагают дела о началах (мира) в присутствии двух, а дела колесницы (Божией) — в присутствии одного, разве только у него свой ум для этого», Здесь в подчеркнутых словах указываются два подразделения умозрительной К. С этим изречением уже в Иерусалимской (более древней) Гемаре связан длинный диалогический рассказ, трактующий о том, как опасно неосторожное отношение к тайному теософическому учению, которое таким образом предполагается здесь как нечто уже установившееся. С достаточною уверенностью можно утверждать, что К. возникла не ранее вавилонского пленения и не позже последних Асмонеев. Как из столкновения еврейской религиозной мысли с греческою философией возникли оригинальные умозрения Филона, так более раннее взаимодействие той же мысли с вавилоно-персидской магией и теософией породило К. Дальнейшие греческие, грекоиудейские, греко-египетские и христианские влияния на развитие К. этим не исключаются,. но они остались второстепенными; основа была прочно заложена в Вавилоне и в Персии.
К. разделяется вообще на умозрительную (К. июнит) и прикладную (К. маасит). Умозрительная К. состоит опять из двух главных частей или «дел»: космогонии — маасэ берешит, букв. дело (о том, что) в начале, и теософии — маасэ меркаба, букв. дело колесницы или выезда Божия. Впрочем, космогонические и теософические умозрения К. переходят одно в другое и не поддаются отдельному изложению. Главные письменные памятники умозрительной К. суть Сефер Иецира (Книга создания) и Зогар (Блеск). Первая приписывается праотцу Аврааму, но в действительности относится к началу средних веков; в IX в. на нее уже писались комментарии как на старинный авторитет, вероятно она составлена в VI или VII в. Зогар приписывается каббалистами ученику знаменитого р. Акибы, р. Симону бен-Йохаю (П в.), но так как в этом темном писании находятся ясные указания на мусульман и даже намек на смерть папы Николая III (1280), то его с полною вероятностью относят ко времени около 1300 г. и автором его признают испанского раввина Моисея да-Леона. Обе книги напечатаны в первый раз в Мантуе, в 1558 — 62 гг. Кроме этих основных текстов, в образовании умозрительной системы К. имели особенное значение Сеферга-Бахир, сочинение р. Исаака слепого (XIII в.), затем Пардес-Римоним — р. Моисея Кордуанского, и наконец писания р. Исаака Лурия, по прозванию Льва (ари). Оба последние жили в XVI в. и ими завершается внутреннее развитие еврейского каббализма. С XV в. являются каббалисты и между христианскими писателями: в Италии — Пико-де-Мирандола; в Германии — Рейхлин («De arte cabbalistica» и «De Verbo mirifico»), Корнелий Агриппа ф.-Неттесгейм («De occulta philosophia») и Парацельс; во Франции — Вильгельм Постель (XVI в.); в Англии — Роберт Флудд или de Fluctibus и Генрих Мор (XVI — XVII вв.). С другой стороны, взаимодействие между христианством и еврейством на почве К. породило мессианское движение Саббатая Цеви (XVII в.), Франка и франкистов (XVIII в.) и наконец, хасидизм, с его цадиками, доныне процветающий в юго-зап. России и Галиции.
Умозрительное учение К. исходит из идеи сокровенного, неизреченного Божества, которое, будучи выше всякого определения как ограничения, может быть названо только эн-соф, т.е. ничто или Бесконечное. Чтобы дать в себе место конечному существованию, энсоф должен сам себя ограничить. Отсюда «тайна стягиваний» (сод цимцум) — так называются в К. эти самоограничения или самоопределения абсолютного, дающие в нем место мирам. Эти самоограничения не изменяют неизреченного в нем самом, но дают ему возможность проявляться, т.е. быть и для другого. Первоначальное основание или условие этого «другого», по образному представлению каббалистов, есть то пустое место (в первый момент — только точка), которое образуется внутри абсолютного от его самоограничения или «стягивания». Благодаря этой пустоте, бесконечный свет энсофа получает возможность «лучеиспускания» или эманации (так как есть куда эманировать). Свет этот не есть чувственный, а умопостигаемый, и его первоначальные лучи суть основные формы или категории бытия — это 32 «пути премудрости», именно 10 цифр или сфер (сефирот) и 22 буквы еврейского алфавита (3 основных, 7 двойных, 12 простых), из которых каждой соответствует особое имя Божие. Как посредством 10 цифр можно исчислить все, что угодно, и 22 букв достаточно, чтобы написать всевозможные книги, так неизреченное Божество посредством 32 путей открывает всю свою бесконечность. Насколько можно понять, различие между сефиротами и буквами имен Божиих в этом откровении состоит в том, что первые выражают сущность Божества в «другом» или объективную эманацию (прямые лучи божественного света), тогда как буквенные имена суть обусловленные этою эманацией субъективные самоопределения Божества (лучи отраженные).
Вот названия 10 сефирот: 1) Венец (кетэр), 2) Мудрость (Хокма), 3) Ум (Бина), 4) Милость или Великодушие (Хесед или Гедула); 5) Крепость или Суд (Гебура или Дин, также Пахад); 6) Красота или Великолепие (Тифэрет); 7) Торжество (Нэцах); 8) Слава или Величие (Ход); 9) Основание (Иесод) и 10) Царство (Малхут). Мыслимые как члены одного целого, сефироты образуют форму совершенного существа — первоначального человека (Адам-Кадмон). Для большей наглядности каббалисты указывают соответствие отдельных сефирот с наружными частями человеческого тела: Кетэр — это чело, Хокма и Бина — два глаза, Хэсед и Дин — две руки, Тифэрет — грудь, Нэцах и Ход — бедра, Иесод и Малхут — две ноги. — Такое представление осложняется внесением половых отношений в «дерево сефирот». Вообще каббалисты в области божественных эманаций различали само Божество, как проявляющееся, от его проявления или «обитания» в другом, которое они называли Шекина (скиния) и представляли как женскую сторону Божества. Шекина иногда отожествляется с последнею сефирой — малхут, которой, как женскому началу, противополагаются все прочие, как мужское, причем уже теряется аналогия с человеческим телом. Еще сложнее представляется это отношение в книге Зогар. Здесь образуемый сефиротами Адам-Кадмон совмещает в себе три или даже четыре лица. Сефира — Милость или Великодушие, с тремя правыми или мужескими сефиротами, образует Длинное Лице (Арик-Анпин), или Отца (Аба); противоположная ему сефира Крепость или Суд, с тремя левыми или женскими сефиротами, образует Короткое Лице (Зеир-Анпин) или Мать (Ума); происходящая из их соединения сефира Красота или Великолепие называется «Столп Середины» (Амуда Деэмцоита) и представляется иногда как новое лице или сын; остающаяся затем первая высшая сефира Венец иногда относится к Отцу, иногда же принимается за особое лице — Вечный. рог как такой или «Ветхий деньми» (Атик-Йомин).
Сефироты суть общие основные формы всякого бытия. Обусловленная этими формами конкретная вселенная представляет различные степени удаления божественного света от его первоисточника. В непосредственной близости и совершенном единстве с Божеством находится Мир Сияний (Ацилут). Большее или меньшее различение от Божества представляют дальнейшие три мира, которые, по своеобразной методе каббалистов, выводятся следующим образом: в начале книги Бытия (I и II гл.) отношение Божества к миру выражено тремя глаголами — творить (бара), создавать (иецэр) и делать (аса); отсюда три различных мира: мир «творения» (бриа), т.е. область творческих идей и живущих ими чистых духов, затем мир «создания» (иецира) — область душ или живых существ, и наконец мир «делания» (асиа) — сфера материальных явлений, наш видимый физический мир. Эти миры не разделены между собою внешним образом, а как бы включены друг в друга, подобно концентрическим кругам. Низшие миры реализуют то, что более идеально содержится в высших, а существа и предметы высших миров, воспринимая из первого источника божественные влияния, передают их низшим, служа таким образом каналами или «сосудами» (келим) благодати. Человек принадлежит зараз ко всем мирам: по телу и чувственной, страдательной душе (нэфеш) он относится к низшему миру явлений, по волящему и деятельному началу своей души (руах) он сроден миру зиждительных сил, высшим идеальным своим духом (нешама) он обитает в мире умопостигаемых существ, и наконец в нем есть еще более высокое начало, теснейшим и глубочайшим образом связывающее его с божеством — абсолютное единство (иехида), возводящее его на степень непосредственных сияний (ацилут) вечного света. Принадлежа ко всем мирам, человек, однако, непосредственно коренится в низшем материальном мире, который через него соединяется с божеством. Существа, непосредственно живущие в высших мирах — ангелы. Ангелология К., заимствованная главным образом у персов, состоит из формальных классификаций; замечательна только идея солнечного ангела Митатрона (вероятно, эллинизация персидского Митры), высшего посредника между Богом и вселенною; иногда он отожествляется с арх. Михаилом, а иногда с Мессией. Наш материальный мир не есть еще самая низшая степень в эманации божественного света; в том крайнем пределе, где этот свет совсем теряется в полном мраке, образуется так наз. шелуха бытия или скорлупы (клиппот) — это нечистые духи или бесы, столь же многочисленные как ангелы и души, ибо на всякое ядро может быть своя скорлупа. Эта нечистая шелуха не имеет собственной сущности: она может исчезнуть, но не может очиститься. Человеческие души, напротив, призваны к очищению и совершенству. Главное средство для этого — перевоплощение; оно двух родов: «круговорот» (гильгуль) и «прививка» (иббур), первый состоит в постепенном прохождении всех сфер бытия все в новых телах до полного очищения, иббур же означает особое соединение отжившей души с живым человеком, на 7 или даже на 14 году возраста, с провиденциальною целью на благо того или другого, или обоих. Вспомогательное средство для возвышения души есть прикладная каббала. Связь между нею и умозрительною — общее обеим признание мистического смысла букв и имен библейских. Относясь к Библии, как к шифрованному тексту, и применяя различные шифры (подставление числового значения букв, перестановка букв в том или другом определенном порядке и т.д.), можно из одних слов получить совершенно другие и открыть удивительные вещи (главные способы называются: гематрия, нотарикон, темура). Таким путем каббалисты угадывают сокровенное и предсказывают будущее. Другая часть прикладной К. есть магия; чрез целесообразное употребление имен Божиих производятся различные чудеса. — Ср. Knorr dе Rosenroth, «Cabbala denudata» (1677 — 84; здесь же лат. перев. кн. Зогар); Molitor, «Die Tradition oder Philosophie der Greschichte» (анонимно, неокончено; богатый материал и важные указания); Franck, «La Kabbale» (нов. изд. 1891); Jellinek, «Beitrage zur Geschichte der K.» (1851); Myer, «Qabbalah» (Филад., 1888).
Вл.Соловьев.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.