Меню
Назад » »

Логос (35)

Анабиоз
Анабиоз — так называется в физиологии замечательное явление, состоящее в том, что некоторые низшие растения и животные, будучи заморожены или совершенно высушены в безвоздушном пространстве, и таким образом. казалось бы, окончательно лишенные всякой жизни, при благоприятных условиях, под влиянием тепла, света, воздуха и влажности, оживают вновь, не теряя даже способности размножаться. Чаще всего можно наблюдать А. у засушенных инфузорий и коловраток, иногда даже у замороженных лягушек и рыб. От мнимой смерти или омертвения это состояние отличается тем, что, тогда как там все-таки остается хотя незначительный признак жизнедеятельности, здесь нельзя заметить ни малейшего проявления жизни; дыхание и пищеварение прекращаются при этом совершенно, но при оживлении возобновляются и продолжаются затеи совершенно правильно.
Анаконда
Анаконда (Eunectes murinus) — змея из семейства удавов (Pythonidae). Самая крупная из всех змеи, достигает в длину до 10 метров. Сверху она черновато зеленого цвета с двумя рядами бурых спинных пятен; снизу-матового светло-желтого цвета с черными пятнами, по бокам желтые пятна с темной каймой. Эта змея живет под тропиками, в больших реках и болотах (а также по берегам их) Южной Америки. Пищу ее составляют рыбы, гады и мелкие млекопитающиеся. Туземцы усердно преследуют ее из-за ее вкусного мяса.
Анакреон
Анакреон — один из выдающихся греческих лириков, род. в Теосе в Иoнии и был приглашен Эаком на Самос обучать его сына Поликрата музыке. Когда Поликат в 632 году до Р. X. сделался властителем острова Самоед. А. остался при его дворе, и здесь его поэзия, воспевающая радости жизни, любовь и вино, достигла полного расцвета. По свержении Поликрата (522 г.) А. был взят Гиппархом, сыном Пизистрата, в Афины на специально для него снаряженном корабле; здесь он близко сошелся с самим Гиппархом, с Ксантиппом, отцом Перикла, и многими другими знатными афинянами. Из Афин, которые он покинул или тотчас же по убиении Гиппарха (514), или по изгнании Гипния, он, кажется, отправился сначала в Лариссу в Фессалии, к Эхеркратиду, династу из рода Алейадов Последние годы жизни он провел, по всей вероятности, в родном городе Теосе, или в Абдерах; умер около. 495 г. по Р. X., как говорят, 85 лет от роду; теосцы выбили его изображение на своих монетах и показывали, как достопримечательность, его гроб, который был впрочем, может быть только так наз. cenotajion. В афинском акрополе, рядим с статуей Ксантиппа, А. была воздвигнута статуя в виде опьяневшего певца. Возможно, что в вилле Боргезе в Риме одна из статуй есть копия с находившейся в Теосе статуи А. в сидячем положении. Из стихотворений А., писанных на ионическом диалекте и самыми разнообразными размерами, дошли до нас только отрывки, которые собрал и издал Т. Берк, как «Anacreontis carminum reliquiae» (Лейпциг, 1834), а также в его «Роеtae lyrici graeci», 3-й т., (Лейпциг, 1867). Ошибочно имя А. перешло на собрание 60 песенок (anacreontea), написанных коротким стихом (частью каталектически-ямбический диметр , частью анакдастически-ионический дим. ), которых только незначительная часть относится еще к александрийской эпохе; большею же частью эти песенки относятся к римской и ранней византийской эпохам. Они были часто издаваемы (у Борка, в его «Poetae lyrici graeci», 4-й т., (Лейпциг, 1867) и переведены на немецкий язык (К. Ушнером, Берлин, 1864 и Ед. Мёрике, Штутгарт, 1869). Стихотворения А. были изданы на русском и греческом языках: неизвестного переводчика, С.-Петербург, 1794 года; перевод Ивана Мартынова С.-Петербург, 1801 года.
Анаксагор
Анаксагор-один из самых выдающихся ионийских философов, сын богатых и знатных родителей, род. в Клазомене около 500 до Р. X. С ранних лет он отказался от удовольствий, на которые мог рассчитывать по своему богатству, и пристрастился к философии. Привлеченный кипучей умственной жизнью Афин, начавшейся после блестящих побед над персами, 45-летний А. переселился туда, вступил в близкие сношения с Периклом и первый стал излагать философию в общедоступной форме. Кроме самого Перикла, его учениками были Фукидид, физик Архелай и Эврипид. Стараясь объяснять естественными причинами такие явления, как солнечное и лунное затмение, землетрясения и. т. п.) он навлек на себя обвинение в оскорблении богов. Его судили и приговорили к смерти, от которой спасло его только Красноречие Перикла. Смертный приговор заменен был изгнанием. А. поселился в Лампсаке, где и умер в 428. «Не я потерял Афины, а афиняне потеряли меня» гордо говорил он. В противоположность элеатам, для объяснения бесконечного разнообразия видимых явлений, он принимал не одну первичную стихию, в роде воды, воздуха или огня, а бесчисленное множество бесконечно малых первичных материальных частичек, омфомерий (однородных частичек), которые не созданы и не могут ни разрушаться, ни переходить друг в друга. Но за такие первичные стихии, из которых состоят все вещи, он признавал не эмпедокловы элементы, а основные, первобытные тельца, отличающиеся друг от друга по своим качествам и однородные тела, которые из них образуются. Впрочем, омфомерии А. не похожи и на атомы в нашем смысле, т. е. на простые химические тела, потому что в числе их у него приведены, между прочим, мясо, дерево и т. п. Омфомерии, сами по себе лишенные движения, были первоначально выведены из покойного, хаотического состояния другим, тоже вечным, материально мыслимым началом-разумом (nouV, ум), и этим движением, отделением разнородного и соединением однородного, был создан мир. А. учил, что в каждой отдельной вещи содержится часть всего и что одна вещь отличается от другой только преобладанием какого-нибудь одного первоначального вещества. Разум же остается чистым и несмешанным с остальной материей, определяя и проникая собою все вещи, как начало жизни. Благодаря этому признанию духовного начала, многие считали А. за первого деиста между философами, но напрасно, потому что в его духовном начале нет и помину о личности и бестелесности. Отрывки его сочинений собраны Шаубахом (Лейпц., 1827) и Шорном (Бонн, 1829). См. Брейер, «Die Philosophie des A.» (Берл., 1840), Зевор, «Dissertation sur la vie et la doctrine d'A.», (Пap., 1843); К. Гоффман, «Ober die Gottesidee des A., Sokrates una Platon», (Вюрцб., 1860); Гладиш, «A. und die Israeliten», (Лейпц., 1864). П. Г. Редкина, «Из лекций по истории философии права» (Т. II, Спб., 1889, стр. 251-293).
Анаксимандр
Анаксимандр (греч.) — математик и философ, сын Праксиада, род. в Милете 611, умер 546 до P. X. Между всеми греческими мыслителями древнейшего периода, ионийскими натурфилософами, он в самом чистом виде воплотил в себе их спекулятивное стремление познать происхождение и начало всего сущего. Но между тем, как другие ионийцы за такое начало признавали ту или другую физическую стихию, воду, воздух и т. п А. учил, что первоначальной основой всякого бытия есть безграничное (toapeiron, бесконечное), вечным движением которого выделились первичные противоположности тепла и холода, сухости и влага и к которому все опять возвращается. Творение есть разложение бесконечного. По его представлению, это бесконечное постоянно выделяет из себя и постоянно же воспринимает известные, неизменные стихии, так что части целого вечно изменяются, тогда как целое остается неизменным. Этим переходом от определенности материального объяснения вещей к отвлеченному представлению А. выступает из рядов ионийских натурфилософов. См. Сейдел, «Der Fortschritt der Metaphysik unter den altestenjon. Philosophen», (Лейпциг, 1861). Как собственно он пользовался своей гипотезой для объяснения происхождения отдельных вещей, об этом имеются лишь отрывочные сведения. Холод, в соединении с влагою и сухостью, образовал землю, имеющую форму цилиндра, основание которого относится к высоте как 3:1, и занимающую центр вселенной. Солнце находится в высшей небесной сфере, больше земли в 28 раз и представляет полый цилиндр, из которого изливаются огненные потоки; когда отверстие закроется, происходить затмение. Луна тоже цилиндр и в 19 раз больше земли; при наклонном положении ее получаются лунные фазы, а затмение происходит тогда, когда она совсем перевернется. А. первый в Греции указал на наклонение эклиптики и изобрел солнечные часы, при помощи которых определял линии равноденствия и солнечные повороты. Ему приписывают также составление первой географической карты Греции и изготовление небесного глобуса, которым он пользовался для объяснения своей системы вселенной. См. Шлейермахер, «Uber А.», (Берл., 1815). О близкой связи его космогонии с восточными умозрениями см. Бюсген, «Uber das apeiron des A.», (Висбад., 1867). П. Г. Редкина, «Из лекций по истории философии права».
Анализ
Анализ, т. е. разложение, расчленение. В философии, в противоположность синтезу, анализом называют логический прием определения данного понятия, когда это понятие разлагают по признакам на составные части, чтобы таким образом сделать познавание его ясным в полном его объеме. Аналитическим понятием называется такое, которое получается посредством анализа другого понятия, заключающего в себе первое. — Точно также и пояснение какого-либо понятия путем разложения его на составные части называется аналитическим толкованием, заключением. Подобным же образом можно расчленять также суждения или умозаключения. А-ое суждение предполагает известное качество присущим самому понятию предмета, друг. словами сказуемое заключается в самом понятии подлежащего, тогда как при синтетическом суждении предмету приписывается качество, которое в самом понятой предмета может и не заключаться, иначе говоря, нет связано неизбежно с понятием предмета. Так напр., предложение «Всякое тело имеет протяжение» представляет аналитическое суждение; предложение же «это тело упруго»-синтетическое. Это различение способа суждения приобрело особенное значение, благодаря Канту («Критика чистого разума»), хотя на него указывает и раньше Давид Тел в XIII в. и еще в древности Стильпон из Мегары. При доказательствах, опирающихся на ряд умозаключений, в особенности при развитии или постановке какой-либо научной теории, выражение А. имеет нисколько иной смысл: оно означает, что доказательства идут регрессивно, от условного к обусловливающему между тем как при синтетическом способе доказательства имеют обратный ход (regressus a principiatis ad principia и progressus a principiis ad principiata); такой метод в научных исследованиях называют аналитическим в отличие от синтетического. Оба они дополняют друг друга и взаимно проверяют. Лучшим доказательством несомненной истины какого-либо научного положения будет соответствие результатов, достигнутых исследованиями, произведенными аналитическим и синтетическим методами. Ср. Анельт, «Theorie des Induktien» (Лейпциг, 1854).
Аналогия
Аналогия (греч.) — означает первоначально соответствие, подобие или равенство в известных отношениях одной вещи с другою. Познание какой-либо другой вещи, основанное единственно на этих отношениях, называется аналогическим познанием. Заключение, делаемое однако на основании этого подобия или равенства двух вещей в известных определенных отношениях о подобии их в других отношениях или о дальнейшем, еще большем, их сходстве и называемое в логике аналогическим заключением, может быть признано лишь заключением вероятным, которым однако в области исследования нередко приходится пользоваться. Аналогическое заключение часто применяется при изъяснении авторов и, в особенности, при толковании священного писания (А. интерпретации, или герменевтической А.), в практической медицине — при назначении целительных средств и т. д.; равно и большая часть положений, на которых зиждятся естественные науки, основываются на А., причем предполагается тем большее согласование между отдельными явлениями, чем больше число и чем существеннее значение выведенных уже из них заключений. Более глубокое метафизическое обоснование целесообразности аналогического метода исследования заключается во всеобщей закономерности, единстве, и последовательности, замечаемых как во всей природе вместе взятой, так и в отдельных ее явлениях, и вполне подтверждаемых всяким новым успехом естествознания. — В лингвистике под А. разумеют сходство в образовании слов. Она основывается на сравнении подобных форм, причем принимается за правило, что правильное в одном случае, должно быть правильным и в подобном ему. В этом отношении А. является противоположностью «аномалии». В виду этого А. есть основание всех грамматических правил, которые, будучи извлечены путем наблюдения из языка, пользовавшегося долгое время полной свободой, твердо установлены ныне учеными исследователями. В математике аналогией называется согласование известных числовых отношений; также формулы равенства двух отношений (пропорции) называются, по примеру Евклида, аналогиями.
В законоведении учение об аналогическом применении закона находится в связи с учением о толковании закона .Различие между ними заключается в том, что толкование, относясь лишь до случаев бывших в виду у законодателя при издании закона, не выходить за пределы воли законодателя; А. же имеет дело с теми случаями, которых законодатель не предвидел при составлении закона, но определил бы их в смысле того же закона, если бы имел их в виду, следовательно А. выступает за пределы воли законодателя, распространяя ее и на случаи, непредусмотренные самим законодателем. Поэтому А. имеет в виду не толкование закона, а применение его к фактам, случаям, в законе непредусмотренным. Аналогическое применение закона возможно лишь при следующих условиях: 1) оно может иметь место лишь при существовании пробела в законодательстве, т. е. если на данный случай нет соответствующего закона; в этом отношении аналогическое применение является на ряду с другими одним из средств восполнения пробелов законодательства; 2) наличность сходства между предусмотренным в законодательстве и подлежащими обсуждению случаями; здесь нет необходимости в абсолютном равенстве, тождестве, а важно лишь сходство в некоторых существенных признаках, одинаково характеризующих, как случаи законом предусмотренные, так и непредусмотренные; 3) необходимо тождество юридического основания для тех и других фактов, т. е. предусмотренных и непредусмотренных в законе (identitas rationis), это выражается правилом; где одинаковое юридическое основание, там должно быть и одинаковое правило (ubi eadem ratio ibi eadem dispositio). Под юридическим основанием здесь следует разуметь, не повод к изданию закона (occasio legis), который, как находящийся лишь во внешней связи с законом, не может иметь значения для аналогического применения, состоящего в непременной логической связи с самим законом; точно также не может иметь значения цель, намерение закона (ratio legis), т. е. та выгода, которой ожидают достигнуть посредством данного закона, так как она также не находится в непременной логической связи с законом, ибо одна и та же цель может быть достигнута различными законами. Юридическим основанием, имеющим значение для А., является лишь общее начало, из которого логически вытекает закон. об аналогическом применении которого идет речь; это высшее юридическое начало, из которого вытекает закон, как логический вывод, существенно необходимо для аналогического применения закона, и без этих начал было бы немыслимо обобщение и подведение под законную норму всего разнообразия конкретных случаев, вызываемых самою жизнью. Обыкновенно этот процесс мышления имеет дело с отдельным данным законом, причем вопрос заключается в том, можно ли данный закон применить к известному, прямо непредусмотренному в нем случаю; такая А. называется частною или специальною: она есть ничто иное, как распространение данного закона на отдельный случай прямо непредусмотренный, в виду сходства этого случая с бывшим в виду у законодателя. Но А. не ограничивается предписаниями одного закона; нередко требуется вывести какое либо высшее юридическое начало из ряда отдельных законов, иногда даже из целой системы данного законодательства, и такие начала могут быть применяемы аналогически к случаям, непредусмотренным в целом законодательстве. Такая А., имеющая отношение к массе законов и даже к целой системе их, называется общею юридическою аналогиею. К такой А. необходимо прибегать в особенности, когда самою жизнью создается такая новая форма правоотношений, которую невозможно подвести ни под какой закон в отдельности. Такого рода А. составляет одно из важнейших орудий юридической науки, дающих возможность построения целой системы начал права, хотя прямо в законе и не выраженных, но вытекающих из ряда законов при помощи аналогического их толкования. Основательность и необходимость аналогического применения законов в области гражданского права в настоящее время является бесспорными, однако оно не может, в смысле распространительного толкования, иметь места при таких законах, которые имеют характер исключения из общего правила, каковы привилегии и особенные законы (leges singolares), хотя положения общего закона (lex communis) могут иметь аналогическое применение к последним. Того же нельзя сказать о применении А. к уголовному законодательству; западная практика восстает против распространительного толкования уголовных законов, утверждая, что законы эти охраняют блага отдельных граждан и что поэтому, если известное деяние не предусмотрено законом, то никакой суд обложить его наказанием не может (nulla poena sine lege). По нашему дореформенному законодательству область аналогического применения была значительно ограничена; прибегать к А. могли лишь высшие учреждения, низшим же, в случае недостатка или неполноты закона, предписывалось представлять об этом своему начальству, причем нередко судебная деятельность обусловливалась законодательным разрешением недоумений в отдельных случаях. С момента судебной реформы, отделившей власть судебную от законодательной, А. дан широкий простор. По Судебным Уставам императора Александра II, все судебные установления обязаны решать деда по точному разуму действующих законов и в случае неполноты, неясности, недостатка или противоречия закона соображаться с общим смыслом законодательства, а под предлогом неполноты ни в каком случай не останавливать решения дела, под страхом ответственности за отказ в правосудии. (Уст. Гражд. Судопр. ст. 9 и 10; Уст. Угол. Судопр. ст. 12 и 13).
В богословском учении евангелической церкви под аналогией Св. Писания (A. der Schrift)-разумеют то основное положение, что неясные выражения Св. Писания должны быть объясняемы посредством ясных его выражений. Так как католическая церковь держится толкования Св. Писания согласно церковному преданию, то протестанты стали утверждать, что Св. Писание следует разъяснять на основании его самого, и вследствие сего положили в основу объяснения темных, неясных мест, извлеченное, по их мнению, из Св. Писания, под названием «Аналогии веры» (A. des Glaubens), краткое изложение сущности христианского учения. Однако метод этот привел лишь окольным путем обратно к католическому принципу предания и, кроме того, А. могла найти применение лишь с точки зрения строго проведенного учения о вдохновении, которое, не взирая на громадное различие, существующее между отдельными библейскими книгами, считает Святого Духа творцом Св. Писания.
Ананас
Ананас (Ananassa sativa Lindi.)-pacтение из семейства Bromeliaceae. Обыкновенный А. родом из тропической Америки, растет дико, напр. на песчаном побережье северной Бразилии; культивируется в теплых странах Азии и Африки и даже Европы, выживая здесь под открытым небом только в южных странах, разводится также в оранжереях, Первые сведения о нем помещены в сочинении Овиедо «Естественная история Индии» (1535 г.). Мясистый, золотисто-желтого цвета, отличающийся чрезвычайным ароматом и всегда увенчанный пучком листьев, плод образуется из большего числа сросшихся друг с другом и с осью соцветия завязей; это, следовательно, так наз. ложный или сборный плод. В Америке он достигает нередко веса в 3-4 килогр., вкус его сладковатый, напоминает вкус земляники, в культуре становится более нежным. В Вест-Индии он считается у не акклиматизировавшегося пришлого населения вредным; в Бразилии идет на приготовление спирта. С 20-х годов его культивируют в Европе в оранжереях. В Англии, где культура А. особенно распространена, выработаны особые методы выгонки его в лесном мхе. Оранжереи замка Течен в Богемии пользуются большою известностью. Без тщательного ухода и при культуре в простыть оранжереях А. не достигает полного развития и аромата, отличающего его от всех других плодов. А. у нас почти никогда не дает семян, поэтому для его размножения берут обыкновенно имеющиеся на плоде пучек листьев, который осторожно вывертывают и пересаживают. Корневые отпрыски и побеги под плодом дают плохие результаты. Культура требует особого внимания и осторожности, ибо растения легко загнивают и погибают от нападений паразита Coccus Bromeliae. Отличают много сортов: королевский А. с острыми ягодами, сорт мелкий, внутри белый; конический, с желтым мясом; царский, с мясом бледно-зеленым; кайенн. с гладкими и колючими листьями; фиолетовый ямайский и бронзовый ямайский с гладкими листьями; бороздчатый (А. nervosa) и др.
Анапа
Анапа — город темрюкского отдела Кубанской области, на берегу Черного моря, 7604 жит., главные статьи торговли: хлеб, особенно пшеница, скупаемая иностранными. конторами для вывоза за границу и рыба, которая ловится местными жителями и сбывается. в Керчь. А. не имеет настоящей гавани, а лишь открытый рейд, стоянка опасна дня судов при сильных юго-западных и западных ветрах (местные жители называют эти ветры моряк). Северо-восточный ветер далеко не так силен и опасен как в Новороссийске. В числе жителей А. много греков, в руках которых торговля. В конце XVIII и XIX столетий А. была сильной турецкой крепостью. Основателем А. считается султан Абдул-Гамид, по повелению коего крепость была построена в 1781 г. наемными французскими инженерами. А., во время 2-й войны с турками, в царствование Екатерины, была безуспешно атакована, сначала генер.-аншефом Текелли (сент., 1787), а потом генер.-поручиком Бибиковым (март, 1790); в 1791 г. она была взята генер. Гудовичем, но по Ясскому миру возвращена Турции. Взятая в 1808 г. контр-адмиралом Пустошкиным, она, согласно условиям Бухарестского мира, в мае 1812 г. снова отдана под власть Порты. В 1828 г., А. блокировалась эскадрою черноморского флота, под начальством контр-адмирала Грейга, а с сухого пути была окружена десантным отрядом под командою кн. Меньшикова и, после упорной обороны, сдалась. По Адрианопольскому трактату, 2 сент. 1829 г., А. присоединена к России и сначала зачислена в разряд крепостей 2-го класса, а в 1846 г. сделана городом. В 1854 г., при появлении англофранц. флота на Черном море, А. была оставлена русскими войсками, предварительно разрушившими ее укрепления; в 1856 снова занята русскими, а в 1860 город этот упразднен, причем жители переведены в г. Темрюк. После окончательного покорения Кавказа, в 1864, Анапа потеряла стратегическое значение и прежний крепостной вал превращен в место прогулки. В последние годы в А. летом приезжают жители Кубанской области для морских купаний.
Анапест
Анапест (от греч. сл. anapaiw, т. е. обращенный или поставленный в обратном порядке дактиль.) — название трехсложного размера стиха, состоящего из двух кратких и одного долгого слога (), напр. мудреца, клевета.
Анархия
Анархия — так называется состояние общества, страны, государства, при котором действовавшие законы попраны, самое понятие о законности утрачено, всякая власть отвергнута. Являясь вслед за революцией, подобное состояние не может длиться, не увлекая к окончательной гибели данный политический организм; поэтому там, где последний оказывается еще жизнеспособным, тотчас же после воцарения анархии замечается реакция в пользу порядка и законности; последние водворяются либо собственными усилиями благоразумной части населения, либо временно потерявшим свой авторитет правительством, снова становящимся во главе управления, благодаря содействию приверженных порядку и спокойствию элементов населения, либо, наконец, каким-нибудь другим лицом, сумевшим воспользоваться обстоятельствами, чтобы в надлежащий момент стать у кормила правления и, водворив силою порядок, вместо анархии установить, хотя временно, твердую самодержавную или диктаторскую, деспотическую власть.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar