- 2267 Просмотров
- Обсудить
Калка
Калка — река, на которой произошло первое столкновение русских с монголами. В 1223 г. полководцы Чингисхана проникли в Половецкую землю и нанесли половцам жестокое поражение. Половецкие князья бежали в Русскую землю и обратились за помощью к русским князьям, подкрепляя просьбы подарками. Южнорусские князья, на совете в Киеве, решили встретить татар на чужой земле и в апреле выступили в поход. Татары присылали послов с мирными предложениями, но русские перебили послов. На Днепре соединились ополчения киевское, черниговское, смоленское, курское, трубчевское и путивльское, а также волынцы и галичане: последние прибыли на судах по Черному морю. К русским присоединились и половцы. Князья перешли Днепр и вступили в степь. В первой стычке русские одолели монголов. Через 8 дней русские дошли до р. К. (ныне р. Калец, впадающая, вместе с р. Кальмиусом, в Азовское море), снова встретили передовые татарские отряды и разбили их. Мстислав Мстиславович Удалой перешел реку, не предупредив других князей, из желания одному стяжать славу победителя. Не смотря на храбрость русских князей, особенно Даниила Романовича, битва была проиграна, вследствие бегства половцев, которые смяли русских (31 мая). Татары преследовали бегущие русские полки до р. Днепра. Шестеро князей и множество воинов погибло во время бегства. Жители городов, лежавших на пути татар, отворяли им ворота и выходили на встречу с крестами, но татары всех их перебили. Киевское ополчение, под начальством Мстислава Романовича, укрепилось на горе над р. К. и 3 дня отбивалось от татар. Союзники татар, бродники, предложили Мстиславу и бывшим с ним князьям сдаться, обещая, что татары отпустят их за выкуп. Князья поверили и сдались, но татары умертвили их. После Калкской победы татары возвратились на Восток. В битве на К. участвовали лишь южане, так как посланный вел. кн. Юрием Суздальским Василько Ростовский успел дойти со своими войском только до Чернигова и, узнав о поражении русских, возвратился назад (рассказ о Калкской битве в летоп. Ипат., стр. 495 — 497; Лавр., 477 — 488. О годе Калкской битвы см. «Исследование» Куника, в «Уч. Зап. Акд. Н.» По I и III отд., т. II, 1854).
Е. А. К.
Калло
Калло (Жак Callot) — франц. гравер и живописец (1594 — 1635), первоначально учился во Флоренции, у живописца Ремиджио Канта-Галлины, а затем в Риме, у Джулио Париджи и гравера Филиппа Томассена. Получив место при дворе флорентийского герцога, К. гравировал с картин Андреа дель-Сарто, Перина дельВага и др. Затем, перейдя на службу к герц. Генриху Лотарингскому и поселившись в своем родном городе, Нанси, К. выгравировал мартирологий, заключающий в себе 392 изображения святых, и много других листов, доставивших ему почетную известность. По приглашению правительницы Нидерландов, эрцгерцогини КларыЕвгении, он посетил Брюссель, где им была нарисована и выгравирована «Осада Бреды», а в 1628 г. король Людовик XIII французский поручил ему воспроизвести осаду крепости Ла-Рошель и острова Ре. Из масляных картин К. укажем на «Новый мост в Париже», «Ярмарку» (наход. в акад. в Венеции) и на «Несение креста» (в музее Нанси). Гравюры его, которых насчитывается до 1800, отличаются оригинальностью, верным и правдивым рисунком, поэтическим настроением, а подчас и юмором; он трактует сцены из библейской истории и обыденной жизни, праздники, осады, битвы и т.п. Из них наибольшей славой пользуются: «Бедствия войны», «Искушение св. Антония», «Св. Николай проповедует в лесу», «Supplicium sceleri frenum», «Чудо св. Мансвета», «Фейерверк на р. Арно» и мн. др. Портрет К. находится среди изображений знаменитых художников в галерее Уффици, во Флоренции.
А. А. С.
Калуга
Калуга — губ. г., под 54°30' с. ш. и 6°(Пулк.) в. д., на крутой излучине р. Оки, на лев. берегу ее, при впадении рч. Яченки; абсолютная высота 475 фт., над р. Окой 77 фт. Площадь города более 7 кв. в. Всего городской земли 4528 дес. Положение города весьма благоприятное: судоходная большая р. Ока, с целым рядом соседних промышленных городов, железная дорога, шоссе; залежи руд и каменного угля, обширные леса; недальнее расстояние от Москвы (172 в.); существующее издавна развитие фабрик и заводов. Развивается К., однако, весьма медленно. Жителей в 1892 г. 50525 (мужч. 28592 и женщ. 21933), в том числе войска 4583 ч. Улиц 105, 4 площади; два собора; правосл. црк. 36, католических костелов 2, раскольничьих молелен 2, один м-рь. Домов 3928, оцененных в 1496 тыс. руб.; из них каменных 541, полукаменных 149. Магазинов 66, лавок 114, аптек 4, типографий 4, литографий 1, библиотек 3, театр; склад земледельческих орудий, контора транспортирования кладей, 19 агентств страховых компаний, оптовых складов вина и спирта 5, ренсковых погребов 43, трактиров 51, портерных и пивных 11, винных лавок 4, буфетов 9. Привозится преимущественно хлеб, вывозятся заводские продукты: пенька, кожа и лес. В 1892 г. фабрик и заводов было 62, с производством на 498526 р., при 1337 рабочих: 7 кожевенных зав. на 47912 р., 2 меховых зав. на 17100 р., 1 щетинное завед. на 39000 р., 1 канатное и веревочное завед. на 16583 р., 1 мыловаренный зав. на 24600 р., 2 маслобойных зав. на 4090 р., 8 рогожных зав. на 65077 р., 2 шерстобитных зав. на 2564 р., 3 воскобойных и воско-свечных зав. на 187866 р., 1 медогонное завед. на 3700 р., 2 лесопильных зав. на 12125 р., 2 пиво медоваренные зав. на 55000 р., 1 зав. сельскохозяйственных машин на 6380 р., 11 кирпичных зав. на 9150 р., 2 кафельных на 2886 р., 1 гончарный на 500 р., 1 чугунно-литейный на 4000 р. Ремесленных заведений было 343, с выработкой на 86 тыс. р. Рабочих 1529 мжч., 85 жнщ. и 150 детей. В отхожие промыслы уходило около 500 мжч. и 100 жнщ. Ярмарок две, с оборотом по привозу 17900 р. и по продаже 4700 р. Доходы г. К. (за 1892 г.) 313858 р., в том числе 40936 руб. с принадлежащих городу недвижимых имуществ, 13548 р. оценочного сбора с недвижимых имуществ, 5806 р. с торговых документов, 26238 р. с трактирных заведений, чрезв. доходов более 187 т. р. Расходы — 312839 р., в том числе содержание городского управления 18045 р., уплата сумм городских займов 54044 р., содержание учебных заведений 22453 р., отправление воинского постоя 101868 р., содержание городской полиции 14280 р., содержание медицинского персонала 4098 р., содержание пожарной команды 15343 р. Неприкосновенный капитал города составлял (1892) 124634 р. Средний годовой доход К. по пятилетиям:
1849-53 г. 1858-64 г. 1870-74 г. 1875-79 г. 1880-84 г.
Доход 42500 р. 42900 р. 61800 р. 119730 р. 159263 р.
Расход — — 60732 р. 119567 р. 161173 р.
Торговлю у калужан отбивает соседний город Тульской губ. Алексин (леж. в 50 в. ниже по Оке), сосредоточивший в себе обширную вывозную торговлю на своей окской пристани, а по Сызрано-Вяземской ж. д. отбивает большую часть товаров Мятлевская станция, лежащая на пересечении ж. д. с Рославльским шоссе. Отделения банков государственного, дворянского и крестьянского, городской бр. Малютиных банк, калужское общество взаимного кредита, калужское ремесленное ссудо-сберегательное товарищество, калужская общественная касса Коровина. Мужская гимназия — 349 учен., женская гимназия — 353, реальное училище — 166, духовная семинария — 377, железнодорожное техническое училище — 77, духовное учил. — 326, епархиальное женское учил. — 256, земский сиротский дом, дворянский пансион, дом трудолюбия, два детских приюта, Пестриковское убежище для детей, городское трехклассное учил., уездное учил. (271 уч.), одиннадцать народных учил. (470 мал., 394 дев.), образцовая школа при духовной семинарии, 4 церковно-приходские школы (136 мал., 64 дев.), 6 школ грамотности (121 мал., 62 дев.). Всего 37 училищ, пансионов и приютов различных наименований; в них училось (1892) всего 3817 чел. об. п. Пять богаделен, из которых две земские; всего призревалось 347 чел., содержание которых обошлось по 60 р. 26 к. на человека. Больница с 225 кроватями, при ней аптека; больных в 1892 г. пользовалось 2563 и 25445 приходящих. Кроме 7 больничн. врачей и 14 больничн. фельдшеров, 9 врачей, 2 ветеринара, 1 ветеринарн. фельдшер, 25 повивальных бабок. Женское благотворительное общество (расход 12573 руб.) основанное в 1841 г.; губернское попечительство детских приютов (расх. 4062 р.). основанное в 1847 г.; общество сельских хозяев, основанное в 1849 г.; при нем склад сельскохозяйственных машин и семян. Общество калужских врачей учреждено в 1862 г.; отделения общества Красного Креста (при нем курсы для подготовки сестер милосердия) и общества спасения на водах; церковное братство св. Иоанна Богослова (1879); музыкальное общество; общество пособия нуждающимся ученикам средних учебных заведений; общество вспомоществования нуждающимся девицам. Братств для пособия бедным и нищим было 4; всего израсходовано ими за год 3674 руб. Калужское городское общество взаимного страхования; вольное пожарное общество. Благодаря своему сравнительно возвышенному положению над рекой Окой, К. отличается слабым распространением заразных болезней. Герб г. К. утвержден в 1777 г.: «на голубом поле горизонтально извитый серебряный переклад, означающий р. Оку, протекающую под городом; в верхней части щита императорская золотая корона».
Н. Кудрявцев.
К. (история). Время основания К. неизвестно. Упоминается она впервые в 1389 г., в завещании Димитрия Донского, который отдал ее в удел сыну своему Андрею. Есть мнение, что она построена Симеоном Гордым, с целью охраны против литовцев. Судя по сохранившимся трем городищам, К. переносилась с места на место до 3 раз. От Андрея Дмитриевича К. перешла к двум его сыновьям — Ивану и Михаилу, при которых в 1445 г. напали на нее литовцы и взяли окуп; при Иоанне III она отошла к московскому княжеству. В 1505 г. К. является особым княжеством, отданным Симеону; по смерти последнего (1518) она опять присоединена к Москве. В смутное время в К. утверждались Болотников и Тушинский вор; в 1619 г. ею овладел гетман Сагайдачный. Значительная часть её в 1622 г. была истреблена пожаром. По описи 1626 г., в ней было 20 церквей, 391 двор и 341 лавка. В 1654 г. К, постигло моровое поветрие, истребившее почти половину жителей (1386 чел.), вследствие чего к ней было приписано село Спасское. По описи 1685 г., в К. была деревянная крепость о 12 деревянных башнях, имевшая в окружности 7341/2 саж.; внутри крепости 3 церкви и на посаде — 24; лавок и амбаров — 429. В 1719 г. К. — провинциальный г. В 1734 г. жителей считалось около 14000. Это число не многим увеличилось и к концу столетия, вследствие частых и опустошительных пожаров и голодовок. В 1777 г. К. — наместнический город; в 1820 г. в ней считалось 25000 жит., в 1841 — 35290, в 1862 — 37918. Ср. «Историческая записка о г. К.», М. Щ. С. (в «Калуж. Губ. Ведом.» за 1854 г., №№ 42 — 48).
В. Рудаков.
Калужский уезд — в вост. части губернии, на границе Тульской губ., по обоим берегам р. Оки. Наибольшее протяжение в длину 50 в., в шир. 68 в. Уровень р. Оки лежит здесь на высоте от 59 до 54 саж. Среднее возвышение К. у. над уровнем р. Оки около 42 — 43 саж. Площадь к. у. — 1845 кв. в. или 192161 дес. (суши 176276 дес.). Средняя высота у. 732 фт.; высшая точка с. Михайловка 854 фт. (122 саж.); на сев.-зап. границе полотно ж. дор. у Вертебы 713 фт.; на вост. границе у Кривцовой 714 фт. и южнее р. Оки около Будакова 698 фт. Кроме р. Оки, течение которой в у. имеет длину 75 в., у. прорезается еще следующими реками: Угрой на зап. границе, до 27 в. длины; Ячейкой около самого города; Калужкой — несколько восточнее; Суходревом — в сев. зап. углу у. и Таруссой — в сев.-вост. углу его.
Вся площадь уезда занята только каменноугольными образованиями: вдоль низин pp. Оки и Угры проходит угленосный ярус, сложенный из черных глин и песков. Около Угры восточные выступают еще известняки, покрывающие глины нижнего горизонта яруса Productus giganteus. К Ю от Оки средний ярус известняков того же Productus giganteus, на остальном пространстве верхний ярус характеризуется раков. Productus giganteus и Productus striatus. Почвы ясно очерчены на прилагаемой к описанию губернии карте. Уезд делят на две части. Северо-вост. угол, в бассейне верховьев р. Таруссы, имеет суглинистую почву — это местность наиболее возвышенная; подпочва здесь преимущественно глинистая. Характер почвы этого участка, по мере перехода к Ю и З, постепенно изменяется на супесчаную почву. Вдоль Оки преобладают песчаные и хрящеватые почвы. На всем остальном пространстве преобладают тощие супеси и пески. Во владении сельских обществ числится 82971 дес., во владении частных лиц — 92341 дес. Казенные земли составляют около 0,2% всей площади у. Селений 356, крестьянских дворов 9898. Жителей (без города) 72953 (35557 мжч., 37396 жнщ.), в том числе крестьян 66795 (33264 мжч., 33531 жнщ.); на 1 кв. в. около 40 жит. Пахотной земли 37,3%, лесной площади 38,3%, лугов и выгонов 17,2%, неудобных земель 7,2. Крестьянами снимается в аренду около 11 т. дес., в том числе лугов 9 т. дес. Всей пахотной земли у крестьян 49 т. дес., у частных владельцев 18 т. дес. Лесной площади у крестьян 12 т., у владельцев — 57 т. дес. По наблюдениям за 10 лет, в К. уезде собственного хлеба не хватает на продовольствие населения, так как, за вычетом на посев, остаток всех зерновых хлебов (включая и овес) и гороха составляет всего 7,8 пуда на душу. Взрослых рабочих 16292 чел.; хлебопашеством занято из них 15152 чел. Годовой прирост, не считая города, 1,1%. В 1892 г. общий оборот всех фабрик и заводов доходил до 5 милл. руб.; главные производства — пеньковое, хлопчатобумажное, винокуренное. Мелкими промыслами занимались крестьяне, в числе 1352 чел.; на промыслы уходило 8239 чел. Торговых предприятий 286. Земских доходов на 1894 г. предвиделось 89956 р., в том числе с недвижимых имуществ 70629 р., а расходов — 93207 р. (разница пополняется свободным остатком), в том числе на народное образование 7298 р., на врачебную часть 6710 р. Начальных школ (1892) было 61, обучалось в них 1147 мальч. и 370 девоч. Врачей 2, фельдшеров 3, 3 повивальн. бабки; обращалось за врачебной помощью 7816 чел.
Н. Кудрявцев.
Калым
Калым — слово это у всех русских инородцев монгольского и тюркского происхождения означает плату за невесту, выкуп, платимый женихом. Корни этого обычая кроются в особенностях древнего общественного быта, и факт установки его в ту или иную эпоху может быть установлен для всех народов, не исключая и славян. По мере того, как другие формы заключения брака вытесняли у того или другого народа покупку невест, выкуп сводился к одному лишь символическому обряду. Так в малорусской свадьбе символический обряд выкупа невесты играет едва ли не первостепенную роль. В вост. губ. сохранился и сам обычай уплаты К. под именем кладки, запроса, настола, столовых денег, поневестных; но деньги эти обыкновенно идут на приданное и на свадьбу. Первоначально К. обращался в исключительную пользу родителей или родственников невесты, затем он стал делиться между ними и самой невестой и, наконец, поступать в полную собственность последней. У различных русских инородцев существуют все эти три формы. Так, у бурят К. поступает всецело в пользу родителей невесты. У башкир часть К. принадлежит невесте, которая может вытребовать его судом, но обыкновенно принято его оставлять отцу. У казанских татар К. всецело обращается на приданное невесте; тоже у ахалцихских армян, у которых К. называется хаасен. Обычай продажи невесты распространен среди горских племен Кавказа, где плата за невесту называется у черкесов К., у осетин — ирад, у ингилойцев — мелче, у аварских горцев — магори, у татар — кебин. Вопрос о размерах К. имеет здесь большое значение, так как при чрезмерной высоте его многие вынуждены прибегать к тайному и насильственному увозу женщин, а это при господстве обычая кровавой мести, частью влечет за собой кровавые столкновения между целыми родами. Поэтому общественные власти стремятся установить минимальный размер К. Так, в 1866 г. собрались во Владикавказе представители трёх сословий сев. Осетии и установили норму К. в 200 р.; в 1879 г. депутаты ингушей общественным приговором назначили максимальную норму К. в 105 р., а равно определили размеры свадебных угощений и постановили подвергать штрафам тех родителей невесты, принявших по уплате К., какие бы то ни было подарки. В Осетии таугарцы платят родителям невесты только 100 р., а другие 100 р. родители, согласно постановлению шариата, записывают в пользу невесты в накях (брачный контракт), чтобы, в случае развода, она могла получить эти деньги в свою полную собственность. Другие осетины-мусульмане записывают в накях только 50 р., у осетин же христиан родители до сих пор берут весь выкуп в свою пользу. У дагестанских горцев, лезгин, салатавцев, андийцев, койсобулинцев, дидойцев и др. К. или совершенно пал, будучи заменён кебинхакком, т.е. брачным договором, в котором жених обеспечивает невесту на случай своей смерти или развода, или же дошёл до минимальной цифры (20 фн. пшеницы, 1 р. денег и т.п.), при которой акт платежа К. имеет уже скорее характер символического обряда. См. Малинин, «О свадебных платежах у кавказских горцев» («Этнографич. Обозр.», 1890 г., № 3) Кальдера (по исп. значит котел) — так часто называют внутренность кратера.
Кальдерон де ла Барка
Кальдерон де ла Барка (Don-Pedro Calderon de la Barca Henao у Niano) — знаменитый исп. драматург, род. 17 января 1600 г. в Мадрите. Первоначальное образование он получил в иезуитской школе, сообщившей ему религиозное направление. Здесь, тринадцати лет от роду, он написал свое первое драматическое произведение: «Небесная Колесница». В саламанкском унив. К. изучал каноническое право, богословие и схоластическую философию. В 1622 г. он принимал участие в поэтическом состязании в честь канонизации св. Исидора и получил первую премию. По словам самого К., это заставило его окончательно бросить право и обратиться к поэзии. Поступив в военную службу, он участвовал в походах, не переставая в тоже время заниматься литературой. К периоду его военной службы относятся некоторые из его лучших пьес, напр. «Врач своей чести» и «Жизнь есть сон». В 1635 г., по смерти Лопе де Веги, он был назначен придворным драматургом и пользовался исключительным вниманием Филиппа IV. В 1651 г. он принял духовный сан и вступил в члены религиозного братства, в 1653 г. получил место священника в Толедо, а в 1663 г. был назначен капелланом при особе короля; эту должность он занимал до самой смерти, в 1681 г. Духовный сан нисколько не мешал К., как и Лопе де Веге; он писал для театра и даже присутствовал при представлении своих пьес; только с 1651 г. он писал не для народной сцены, а для придворных спектаклей и религиозных торжеств. В виду того, что книгопродавцы спекулировали именем К. и приписывали ему пьесы других авторов, герц. Верагунский обратился в 1680 г. к К. с просьбой перечислить все им написанное. В своем ответе К. признал своими 73 духовных и 108 светских пьес. В духовных драмах К., которые он ценил выше всех остальных своих произведений, весьма удачно схвачены вся поэтическая сторона и все суеверие католицизма; особенно характеристична одна из популярнейших драм К. — «Поклонение Кресту», в которой проводится мысль, что вера в силу св. Креста достаточна для спасения человека, какие бы злодейства он ни совершил. Сюжет другой знаменитой духовной драмы К. : «Чудный чародей»(Еl Magico Prodigioso) заимствован из легенды о св. Киприане, в основе которой лежит древнее восточное сказание о договоре человека с дьяволом. На этом основании многие критики называют героя пьесы испанским Фаустом и даже пытаются сравнивать его с «Фаустом» Гете. На самом деле сравнение это интересно не по сходству, а разве по противоположности обоих типов. Испанский Фауст томится жаждой любви, а не жаждой постигнуть тайны природы; глубоко религиозный, он стремится создать свое собственное представление о божестве, которое есть уже шаг к христианству. Светские пьесы К. можно разделить на три класса: трагедии, драмы философского содержания и комедии. В основе трагедий К. лежать три чувства, одушевлявшие всякого испанца этой эпохи: честь, ревность и любовь, причем верховным чувством является первая. Ни у одного народа чувство чести не достигло такой экзальтации и не требовало таких ужасных жертв, как в Испании. Честь играет в испанской драме почти туже роль, как судьба в древней трагедии. Подобно античному фатуму, она распоряжается судьбой людей и заставляет их, в угоду условным правилам, подавлять в себе человеческие чувства и совершать ужасные преступления. В драме «Врач своей чести» муж, заподозрив жену в измене, велит врачу открыть ей жилу и оставляет ее истечь кровью. Король одобряет этот возмутительный самосуд, под условием, чтоб Дон Гутьерре женился на своей прежней невесте, Леоноре, что он и обещает, в виду неостывшего еще трупа жены. В пьесе «За тайное оскорбление, тайное мщение» ревнивый муж убивает свою жену, зажигает свой дом и объявляет королю, что жена задохлась от дыма. Король понимает в чем дело, но вполне одобряет такой способ мщения за оскорбленную честь. В пьесе «Живописец собственного позора» муж убивает изменившую ему жену и ее любовника — и родные их не только одобряют это убийство, но выражают готовность защищать убийцу. Чувство любви является преобладающим в трагедиях: «Любовь после смерти», «Нет чудовища ужаснее ревности». Символических или философских драм у К. весьма немного, но одна из них, «Жизнь есть сон», приобрела всемирную известность. Что наша земная жизнь не более как мечта или сон, в сравнении с реальностью вечной жизни — об этом неоднократно твердили как христианские, так и языческие моралисты; но К. сумел облечь эту мысль в драму, богатую поэтическими достоинствами. Едва ли не самый обширный отдел произведений К. составляют так называемые «комедии плаща и шпаги», т.е. пьесы с любовной интригой, в которых действуют лица высшего общества, кавалеры и дамы. Самые выдающиеся из них — «Хуже чем было», «Лучше чем было», «Дама Волшебница», «Дом с двумя выходами». Есть у К. и драмы исторические («Стойкий принц»), драмы мифологического содержания («Персей и Андромеда»), пьесы, заимствованные из народной жизни («Саломейский Алькад» и др.). Комедии в нашем смысле слова у него нет, но эпизодические сцены, где действуют шуты, показывают, что он обладал и комическим талантом. Для К., как и для Лопе де Веги, основным принципом творчества и главным мотивом деятельности было желание нравиться. Для этой цели он готов был нарушить законы вероятности, перемешать века и события, пренебречь заветами «Поэтики» Аристотеля и «De Arte Poetica» Горация. Воспользовавшись всем, что было сделано его предшественником в области драматической композиции, К. довел до совершенства форму драмы, но оставил неприкосновенной ее сущность. Уступая Лопе в трагической силе, энергии стиля и обрисовки характеров, К. превосходит его в сложности плана, обилии идей и тонкой разработке деталей. Стих его звучен, изложение сияет восточной роскошью красок. По искусству завязывать интригу, держать в постоянном возбуждении любопытство зрителя и поражать его эффектными сценами и неожиданной развязкой, он не имеет соперников. Хотя драмы Лопе де Вега и К. одинаково национальны, но К. принимал в соображение не вкусы публики вообще, а вкусы придворного кружка и высшего общества. Этим, главным образом, объясняется однообразие и утонченность его дикции. В противоположность Шекспиру, который прежде всего старается заинтересовать зрителя характером своего героя, а потом уже его судьбой, К. в большинстве случаев мало интересуется этим психологическим процессом. У него найдется немного характеров, у которых, как у героев Шекспира, общее и типическое гармонически сливалось бы с индивидуальным. Все его характеры можно свести к нескольким типам: любовника, ревнивого мужа, брата и т.д.; все они действуют в известных положениях совершенно одинаково и даже говорят одинаково блестящим поэтическим языком. К. постоянно стремится перенести зрителя в другой, более роскошный мир, где все освещено ослепительным блеском поэзии, где страсти грандиознее, чем в действительности. Не смотря на преувеличения и анахронизмы, основные черты испанского народного характера ярко отражаются в пьесах К.; он жил и чувствовал в полнейшем созвучии со своим народом. Эта сильная национальная окраска препятствует пьесам К. занять такое же положение на европейской сцене, какое занимают, например, драмы Шекспира. Испанский религиозный фанатизм и мистическая восторженность, испанское обоготворение короля, испанский взгляд на честь и ее удовлетворение — все эти мотивы слишком условны, слишком местны. Одно из преимуществ Шекспира сравнительно с К. Гете видел в том, что Шекспир, в качестве протестанта, был свободен от того религиозного фанатизма, который затемнял суждения К. Хронология пьес К. до сих пор не определена с точностью. Первое издание его произведений (1685) сделано его другом, Вера Тассисом, предпославшим тексту биографию или, скорее, восторженный панегирик К. Лучшее издание — Гарценбуша, в «Biblioteca de Autores Espanoles» (Мадрид, 1848 — 60). Сюда, впрочем, не вошли духовные драмы («Autos Sacramentales»), изданные раньше (Мадрид, 1754 — 1760). См. Тикнор, «История испанской литературы» (т. II); Lewes, «The Spanish Drama: Lope de Vega and Calderon» (Лон., 1846); Schack, «Geschichte der dramatisclien Litteratur und Kunst in Spanien» (т. III); Lasso de la Vega, «C. de la Barca. Etudios de las obreis etc.» (Мадрид, 1881); Viel Castel, «Essai sur ie theatre Espagnol» (Пар., 1882); Trench, «An Essay on the Life and Genius of Calderon» (Лондон, 1880); Morel Fatio, «Calderon. Revue critique des travaux, publies en Espagne a l'occasion du second centenaire de la mort du poete» (Пар., 1882); Fastenrath, «Calderon in Spanien» (Лпц., 1882); Gunther, «Calderon und seine Werke» (Фрейбург, 1887-88). Переводы К. на русский яз.: Костарев, «Врач своей чести» и «Жизнь есть сон» (М., 1861); Чуйко, «Поклонение Кресту», «Час от часу не легче» и «Алькад в Садамее» («Библиотека европейских классиков», СПб., 1884); Юрьев, «За тайное оскорбление тайное мщение» («Беседы в Обществе Любителей Росс. Слов.», III, М., 1871); «Сам у себя под стражей» («Артист», 1891); Арбенин, «Дон Фернандо», «Стойкий принц» («Артист», 1891); Буренин, отрывок из драмы «Дочь Воздуха» («Вест. Европы» 1872, март); неизвестный, «Дама волшебница» («Артист», 1894).
Н. Стороженко.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.