- 1027 Просмотров
- Обсудить
Канниццаро
Канниццаро (Станислав Cannizzaro) — итал. химик, род. в 1826 г., изучал химию в Пизе под руководством Пириа, ассистентом которого сделался в 1847 г. К., вследствие политических событий, вынужден был удалиться в Париж, потом был профессором в Генуе, Палермо, Риме; в 1871 г. сделан был сенатором. К. открыл бензильный алкоголь и цианамид, известен также своими исследованиями сантонина, но крупнейшие заслуги принадлежат К. в сфере общетеоретических воззрений по химии, где, благодаря ему, утвердились так называемые жераровские веса атомов. В таблице эквивалентов, предложенной Жераром, соотношения между атомными весами многих элементов были неправильны: изменив атомные веса кислорода, серы, углерода и приведя формулы органических соединений в соответствие с требованием двухобъемности в парообразном состоянии, Жерар, за недостатком летучих соединений, не мог твердо установить атомные веса металлов, а потому для них довольствовались эквивалентами. Заслуга указания необходимых дополнений к системе атомных весов Жерара, равно как путей для уничтожения встречающихся противоречий принадлежит К. Он предложил удвоить атомные веса всех металлов, кроме щелочных и серебра, основываясь частью на данных Реньо теплоемкостях металлов, частью на плотностях пара, напр. металлорганических соединений ртути и цинка, частью на химических соображениях, напр. на отсутствии для бария и магния способности образовать кислые соли. Новые атомные веса, предложенные К. на международном съезде естествоиспытателей в Карлсруэ, в сентябре 1860 г., на котором он явился главой последователей Жерара, в большинстве случаев остались без изменения поныне (см. статью Д.И. Менделеева об этом конгрессе в «СПб. Ведом.» 1860 г.). Из немногочисленных сочинений К. переведены на русск. яз. П.П. Алексеевым: «Обзор развития понятий об атоме, частице и эквиваленте и различных систем формул» (Киев, 1873) и «О пределах и форме теоретического преподавания химии» (в «Киевск. Унив. Изв.», 1873 г.. № 6). Ср. Н. Меншуткин «Очерк развития химических воззрений» (СПб. 1888, гл. XV).
Канны
Канны (Cannae) — древний город в Апулии, на р. Ауфиде. Ганнибал разбил здесь римлян в 216 г. до Р. Хр. Битва происходила на вост., правом берегу Ауфиды; карфагенянам доставила победу их конница. Поражение римлян было полное, их армия была почти истреблена. Пали консул Л. Павел Эмилий, бывший консул Гн. Сервилий, бывший консул и диктатор М. Минуций, два квестора, 29 военных трибунов и более 48000 воинов; на поле битвы, в городе К. и в лагере карфагеняне взяли в плен до 20000 римлян. Точное определение места битвы вызвало много споров между учеными. Ср. Sturenberg, «De Romanorum cladibus Trasimena et Cannensi» (Лпц., 1883); Reusch, «Die Schlacht bei Cannae» (Альткирх, 1888); Solbisky, «Die Schlacht bei Cannae» (Веймар, 1888).
Канова
Канова (Антонио Canova) — самый значительный из итальянских скульпторов новейшего времени, род. 1 ноября 1767 г. Сын бедняка-каменотеса, он рано осиротел и поступил в услужение к венецианскому сенатору Фалиеро. Этот последний доставил ему возможность учиться ваянию. Имея всего 16-ть лет от роду, К. исполнил для своего покровителя статуи Евридики и Орфея, а в 1779 г., для венецианского патриция Пизано, группу: «Дедал и Икар». В следующем году он отправился в Рим, где знакомство с классическими памятниками скульптуры быстро развило его врожденные артистические способности. Вскоре молодой художник занял выдающееся место среди тогдашних ваятелей, и известность его росла с появлением каждого нового его произведения, распространяясь далеко и за пределы Италии. Со всех сторон, от царственных особ и вельмож, сыпались к нему заказы. Папа Пий VII, в 1880 г., сделал его главным смотрителем всех художественных памятников в своих владениях. Наполеон I пригласил его, в 1802 г., в Париж, для приготовления колоссальной статуи (Наполеона) и для других важных работ. После падения Наполеона, в 1815 г., К. энергично способствовал тому, чтобы художественные сокровища, увезенные из Рима низложенным императором во Францию, были возвращены в вечный город; в благодарность за это, равно как и за его необычайный художественный талант, Пий VII приказал вписать его имя в золотую книгу Капитолия и пожаловал ему титул маркиза д'Искиа. Несмотря на эти почести и на благорасположение со стороны папы, знаменитый скульптор, вследствие размолвки своей с кардиналами, покинул Рим и последние годы своей жизни провел на родине, в Поссаньо, близ Бассано. Он ум. в Венеции, 13 авг. 1822 г. Заслуга К. заключается в том, что после долгого периода упадка пластики, в век манерности и париковства, он первый из всех пытался вернуть её к принципам и формам античного искусства; но ему все таки не удалось вполне освободиться от недостатков скульптуры его времени и достигнуть классических простоты и благородства, что особенно заметно в слабейшей отрасли его творчества рельефе, сохраняющем ещё характер предшествовавших работ подобного рода. Статуям К., а ещё более его группам, всё ещё не достает того спокойствия и той внутренней законченности, которые составляют главные условия истинно пластической красоты. Прекрасно удавались ему фигуры молодых женщин, которым он почти всегда придавал отчасти чувственный, отчасти сентиментальный оттенок, кокетливую грациозность, любимую его временем. Несколько проще, а потому и привлекательнее его мужские идеальные фигуры, а ещё лучше — надгробные памятники, из числа которых иные отличаются действительно пластичностью композиции, серьезностью и достоинством. Замечательнейшие из произведений знаменитого скульптора, в хронологическом порядке их появления, суть след.: «Дедал и Икар», колоссальная группа «Тезея, убивающего Минотавра» (в венск. имп. музее), надгробный памятник папы Климента XIV (1783, в ц. св. Апостолов, в Риме); чрезвычайно красивая, милая группа «Амур и Психея» (1789; повторена несколько раз; один ее экземпляр в Имп. Эрмитаже, в СПб.), памятник папе Клименту ХIII (1792, в Петровском соборе в Риме), «Венера и Адонис», «Кающаяся Мария Магдалина» (1796 г.), мастерски исполненная «Геба» (1796; повторена несколько раз; один экземпляр — в Имп. Эрмитаже, другой — в берлинск. национ. галерее), «Битва Дамоксена с Креугасом» (1800, в ватик. муз., в Риме), чересчур живописный надгробный монумент эрцгерцогини Христины, в ц. Августинск. монастыря, в Вене (1796 — 1805); «Персей с головой Медузы» (одно из самых удачных созданий художника, в ватиканск. муз.), статуя Наполеона I в виде бога, с лавровым венцом на голове; «Венера-Победительница» (1805), «Венера, выходящая из моря после купанья», «Три Грации» (у герц. Бетфорда, в Иобюрнском аббатстве в Англии, и в галерее герц. Лейхтенбергских, в СПб.), «Парис» (в мюнхенской глиптотеке и в Имп. Эрмитаже), «Эндимион», памятник поэту Альфиери (1807, в ц. Санта-Кроче, во Флоренции); статуя Вашингтона (1818 — 20, погибла от пожара) и, наконец, группа: «Гектор и Аякс». Избранные произведения К., в числе 176, гравированы в Лондоне Г. Мозесом, в 1828 г.. и изданы в 3 том., с текстом Ф. Шульца, в Штуттгарте; другой сборник гравюр с его произведений изд. графиней Альбрицци и Г. Латушем (1836, 5 том.). Более или менее подробные сведения о жизни и деятельности К. можно найти в сочинениях: A. Paravia, «Notizie intorno alla vita di А. С.» (Рим, 1823); Missimini, «Vita di А. С.» (Прато, 1826); Cicognara, «Storia della scultura fino al secolo di С.» (Рим, 1823); A.-Ch. Quatremere de Quincy, «C. et ses ouvrages» (П., 1834) и «Меmorie di A. C. pubblicate da A. d'Este» (Beнеция, 1865).
А. С — в.
Канон
Канон (греч. kanwn, буквально — прямой шест — всякая мера, определяющая прямое направление: ватерпас, линейка, наугольник).
I. В древней Греции композиторы, грамматики, философы, медики этим словом называли свод основных положений или правил по своей специальности, имевших аксиоматический или догматически характер (то, что позже, в эпоху схоластики, наз. summa, напр. summa philosophiae). У древних греческих юристов kanw(означал то же, что у юристов римских regula juris — краткое положение, тезис, извлеченный из действующего права и представляющий схему для решения того или другого частного юридического вопроса.
II. Во времена христианства это название прежде всего, еще в эпоху апостолов, было усвоено тем правилам церковным, которые происходили от самого И. Христа и апостолов, или были установлены церковью в пределах данных ей от И. Христа и апостолов полномочий, или, наконец, были установлены хотя и государством, но применительно к основанной на божественных заповедях компетенции собственно церковной. Имея форму положительных определений и нося на себе внешнюю церковную санкцию, эти правила назывались К., в отличие от тех постановлений о церкви, которые, исходя от власти государственной, охраняются ее санкцией и осуществляются ее силой. Последним в юридической греко-римской литературе усвояется название закона — nomoV, общее со всеми законами государства. По мнению византийских канонистов (Вальсамона, Властаря и др.), а также некоторых новейших ученых, каноны имеют большую силу, чем законы, так как последние издавались только греко-римскими императорами, а каноны — святыми отцами церкви, с утверждения императоров, вследствие чего К. принадлежит авторитет обеих властей — церковной и государственной. В обширном смысле К. называются все постановления церкви, как относящиеся к вероучению, так и касающиеся устройства церкви, её учреждений, дисциплины и религиозной жизни церковного общества, а иногда и творенья отдельных отцов церкви (напр. «Kanwn ekklhsiastikoV» Климента Александрийского). После того, как церковь стала свое вероучение излагать в общецерковных символах, слово К. получило более специальное значение — постановления вселенского собора, относящегося к устройству церкви, её управлению, учреждениям, дисциплине и жизни. В этом значении слово К. окончательно узаконено 1 и 2 правилами трулльского собора. Поэтому в сборниках церковных К. хотя находятся и символы, и догматы, но лишь настолько, насколько они входят в состав определений соборов. Затем, обыкновенно, различают К. всеобщие (kaJolikoi, genikoi kanoneV) и частные или местные (topikoi, idikoi kanoneV), а некоторые канонисты, кроме того — К. личные (prosopikoi). Большинство ученых, с Вальсамоном во главе, постановлений, касающихся отдельных лиц, не признают за К., по силе принципа: jura non in sin gulas personas, sed generaliter constituntur. Определениями вселенских соборов VI и VII в. К. церковные признаются «неотменными», «несокрушимыми» и «непоколебимыми»; но эти определения, по самому существу дела, допускают ограничения и исключения. Ученые канонисты различают К. действующие и прекратившие действие. К неотменно действующим К. относятся лишь К. всеобщие, касающиеся предметов веры, а также существенных оснований общецерковного устройства и дисциплины. Церковный К., обусловленный обстоятельствами времени, приостанавливает действие К. более древнего, в чём они не согласуются один с другим, и в свою очередь может подлежать отмене по миновании обстоятельств, его вызвавших. Иногда позднейший К. считается не отменой более древнего, относящегося к тому же предмету, а лишь его разъяснением. Устное предание получает характер К. лишь после того как оно оформлено в постановлении собора. К. соборов вселенских исправляют и отменяют постановления соборов поместных. Иные К. признаются утратившими свою силу вследствие изменившегося порядка жизни церковной, а равно при наличности несогласных с ними государственных законов. Из постановлений соборов сначала название К. усвоялось лишь правилам соборов вселенских. Трулльскй собор возвёл на степень К., равных по силе и ненарушимости постановлениям вселенских соборов, правила девяти поместных соборов: анкирского, неокесарийского, гангрского, антиохийского, лаодикийского, сардикийского, карфагенского и константинопольского, затем правила так называемые апостольские и правила, извлеченные из творений тринадцати отцов церкви: Дионисия Александрийского, Петра Александрийского, Григория Неокесарийского, Афанасия Александрийского, Василия Великого, Григория Нисского, Феофила Александрийского, Григория Богослова, Амфилохия Иконийского, Тимофея Александрийского, Кирилла Александрийского, Геннадия Константинопольского и Киприана Карфагенского. Впоследствии к К. причислены правила константинопольского собора 861 г., так называемого двукратного или второпервого, и константинопольского собора 879 г., бывшего в храме Софии. Всех К. православной церкви 762. Древнейший сборник, воспроизводящий первобытную церковную практику — так назыв. постановления апостольские (diatagai twn agiwn apostolwn), о которых упоминает в III в. Ириной Лионский, а в IV в. Афанасий Александрийский и Епифаний Кипрский, — в первоначальном своем виде не дошел до нас, а в том виде, в каком он сохранился от V в., содержит много примесей и искажений, вследствие чего собор трулльский (692 г.) воспретил пользоваться им, как источником каноническим, и он имеет значение лишь исторического материала. Другой сборник древнейших К. церкви, известный под именем правил св. апостолов, составление которого в нем самом приписывается Клименту (отнюдь не римскому епископу, как думали до позднейшего времени), сначала имел значение лишь местное, и хотя еще 1-й вселенский собор ссылался на некоторые его правила, но в настоящем своем виде он получил начало, по мнению проф. Лашкарева, не ранее половины V в. Дионисий Малый знал его (и перевел на латинский язык) лишь в числе 50 правил; но Иоанн Схоластик и затем трулльский собор признали его подлинным в полном составе 85 правил. Первым кодексом церковных К., бывшим в употреблении со времен имп. Константина Великого, был сборник правил собора никейского, дополненных правилами поместных соборов анкирского, неокесарийского и гангрского, а позже — и антиохийского; он был составлен в период времени между никейским и константинопольским вселенскими соборами, на Востоке, и пополнялся, затем, постановлениями позднейших соборов. В половине VI века в его состав входят вышеупомянутые апостольские правила. Кодификация государственных законов греко-римской империи при Юстиниане вызвала подобные же работы и со стороны церкви, по отношению как к её собственным К., так и по отношению к государственным законам по церковным вопросам. Отсюда получили свое начало так называемые номоканоны. В настоящее время кодексом действующих церковных К. в греческой церкви служит Пидалион (phdalion — руль на корабле), составленный греч. учеными в 1793 — 1800 гг., на основании, главным образом, синтагмы патр. Фотия. К тексту К. присоединены: 1) толкования Зонары, Аристина (составившего в XII в. «толкование на синопсис К.») и Вальсамон; 2) правила Иоанна Постника, Никифора и Николая патр. константинопольских, и 3) несколько статей, относящихся к области брачного права и формальностей церк. делопроизводства. Такое же значение имеет и Синтагма (suntagma), изд. в Афинах в 1852 — 59 г. Русская церковь, при самом своем начале принявшая, вместе с вероучением, церковное право Византии, в виде номоканона (получившего на Руси имя Кормчей), доселе не имеет полного кодекса действующих ныне церковных законов и постановлений, так что, по справедливому замечанию одного из современных канонистов русских, за одно и тоже церковное закононарушение один епископ может присудить одно наказание, основываясь на одном правиле, другой епископ — другое, руководясь другим законом. Имеется лишь полное собрание, в хронологическом порядке, К. древней вселенской церкви, под названием книги правил, издаваемой от лица св. синода. В недавнее время (1873 — 1878 гг.) московским обществом любителей духовного просвещения, по мысли протопресвитера М.И. Богословского, под редакцией сначала проф. А.Ф. Лаврова, а потом проф. А.С. Павлова, сделано научное издание этих правил — греческого их подлинника и славянского перевода, параллельно с толкованиями Зонары, Аристина и Вальсамона. Хронологическое «Собрание постановлений по ведомству св. Синода» едва начато синодальной архивной комиссией (с 1869 по 1894 г. издано семь томов, обнимающих время с 1721 по 1733 г. включительно). См. Biener, «De collectionibus canonum ecclesiae Graecae» (Берл. 1827); Bickell, «Geschichte des Kirchenreebts» (Гиссен, 1843); Zacharia von Lingenthal, «Die griechischen Nomocanonen» (СПб., 1877); проф. М. Остроумов, «Курс православного Церковного права. Ч. 1-я. Источники церковного права» (Харьков, 1894; в этом сочинении рассмотрена вся древняя и новая литература предмета); проф. П. Лашкарев, «Право церковное в его основах и источниках» (Киев, 1889); проф. Н. Заозерский, «Очерки кодификации церк. права», в «Чтен. моск. общ. любит. духовн. просвещ.» (1881 — 1883); его же, «Исторический обзор источников церковного права» (М., 1891).
III. Кроме отдельных постановлений церковных, название К., с присоединением эпитета: церковный, усвояется их целому составу. «Церковный К.» церкви вселенской большинством канонистов считается завершившимся, в Х веке, с изданием номоканона Фотия. Состоявшиеся после того церковные постановления на православном Востоке и в церкви русской признаются местными или частными К. (idikoi, topikoi).
IV. Название К., с присоединением слов священный, библейский, усвоено составу тех священных книг Ветхого («Ветхозаветный К.») и Нового («Новозаветный К.») Завета, которые признаются церковью боговдохновенным и служат первоисточниками и нормами веры. В этом смысле сначала самое учение церкви назыв. в древней церкви (у Иринея Лионского и др.) kanwn, kanwn thV pistewV, thV alhJeiaV; затем оно перенесено и на состав тех книг, которые содержат в себе это учение (в первый раз — у Оригена: «Scripturae canonicae»). Многие ученые, по примеру Землера, объясняют слово К. в применении к Св. Писанию в смысле каталога или списка книг, назначенных для чтения в церкви, так что этим названием не обозначается еще ни боговдохновенность их, ни значение источника норм веры. Но хотя это слово иногда употреблялось в значении каталога, однако, в большинстве случаев, оно означало norma, regula (fidei); в IV же в. оно уже исключительно применялось к составу книг боговдохновенных. Ср. проф, В.Г. Рождественский, «История новозаветного К.» («Христ. Чтение», 1873 — 1874); архим. Михаил, «Библейский К. Св. Писания Ветхого и Нового Завета» («Чтения в обществе любит. дух. Просвещения», 1872); А. В. Горский, «К вопросу о происхождении К., против Баура» (в «Чтениях общества дух. Просвещения», 1877); Ник. Елеонский, «О времени завершения новозаветного К.» там же, 1877); А. В. Горский, «Образование канона Нового Завета» («Прибавления к творениям св. Отцов», 1871); Keil, «Lehrbuch der historischkritischen Einleitung in die kanonischen und apokryphischen Schriften des Alten Testaments» (1873); Guericke, «Neutestamentliche Isagogik» (Лпц., 1868; русский перев., М., 1869).
V. В правилах вселенских соборов и св. отцов словом К. обозначается также составлявшийся для нужд епархиального управления список или каталог (katalogoV) священнослужителей и церковнослужителей известной епархии; отсюда произошло древнее название каноники (kanonikni, canonici).
VI. Словом К. называется, наконец, особая группа христ. богослужебных песнопений, входящих в состав утрени и связанных в одно целое единством предмета (напр. — прославление того или иного святого или события из евангельской истории). Каждый канон разделяется на песни (wdh), каждая песнь в свою очередь состоит из ирмоса и нескольких более кратких частей, называемых стихами (sticoV). Обыкновенное число песен в каноне — девять или восемь («полный канон»); но есть каноны из четырех, трех и двух песен, называемые четверопеснцами, трипеснцами и двупеснцами. В полных К. каждая песнь имеет свой особый предмет, заимствуемый из песен, находящихся в Св. Писании, применительно к общей теме К. Каждому стиху К. предшествует соответственный главному предмету всего К. «припев», например в К, воскресном — «слава, Господи, святому воскресению твоему». Ради краткости поются из К. лишь ирмосы припевы же и стихи читаются. Единственный К., который поется весь — пасхальный, на утрене светлого Воскресения. — К. составляют самый обширный отдел христианской гимнологии; их писали лучшие гимнологи восточной церкви — Андрей Критский, Козьма Маюмский, Феодор Студит и др. Один св. Иоанн Дамаскин составил 64 К. Значительная часть их написана в греческом подлиннике хорошими метрическими стихами; некоторые, кроме того, имеют акростихи из начальных букв главных стихов К. Эта черта греческих К. удержалась отчасти и в К. русского происхождения: так, в К. св. Димитрию царевичу из начальных букв главных стихов образуется фраза: «хвалю славу царевича Димитрия». Все ныне употребляемые при богослужении К. имеются в хороших прозаических переводах протопресвитера М.И. Богословского и проф. Е.И. Ловягина. Единственный опыт перевода стихотворного, равного, по художественным красотам, достоинствам подлинника, встречается в поэме графа Алексея Толстого: «Иоанн Дамаскин». См. apxиeп. Филарет (черниговский), «Обзор песнопений и песнопевцев Восточной церкви» (1857).
Н. Барсов.
Канон (правило) чистого разума — технически термин Кантовой философии. Так как разум (в тесном смысле), т.е. способность образования безусловных идей, не имеет теоретического или познавательного употребления (принадлежащего всецело рассудку, ограниченному опытом), то К., т.е. совокупность основоположений или принципов разума, может определять только практическое его употребление (в сфере нравственной).
Вл. С.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.