Меню
Назад » »

Логос (359)

Кантор

Кантор — певец, в особенности церковный, учитель церковных хоров. В IV ст. в католической церкви были К. (cantores et lectores), певшие и читавшие псалмы и гимны при богослужении. В VI в., при Григории Великом, были К. при певческих школах. В IX ст. при Карле Великом учреждены такие же школы с К. в Германии. Место К. в XVIII ст. в Германии считалось очень видным; напр. великий И. С. Бах был К. в Лейпциге. В настоящее время при церковных школах на Западе также существуют К. В православной црк. регент хора — тот же К. В синагогах певец при богослужении называется К.

Н. С.

Канцона

Канцона (la canzone, от латинского cantio) — название старейшей формы итальянской лирики, встречающейся и в провансальской (canso) и старо французской (chanson) поэзии. Для неё иногда употребляется специальное название Canzone Petrarchesca или Toscana, в отличие от позднейших форм, Canzone Pindarica и Anacreontica. К. — лирическое стихотворение в несколько строф (stanze), которые имеют совершенно то же количество стихов, тот же размер и то же расположение рифм, но обыкновенно кончаются строфой более короткой. У Петрарки в К. не более 10 и не менее 5 строф; в новейших К. число строф доходит до 20, 40, даже 80 строф. Количество стихов каждой строфы у Данта и Петрарки варьирует между 9 и 20. Строфа делится на две части; вторую часть начальной рифмой любили соединять с последним стихом первой (concatenatio). Чередование рифм сначала было свободно; впоследствии пример Данта и ещё более — Петрарки, стал законом. Стихи при серьезных сюжетах большей частью в 11 стоп, перемежаясь изредка 7-стопными, а при лёгком и весёлом содержании — большей частью 7-и стопные. Заключительная строфа наз. ripresa (принятие вновь), commiato (припев), congedo (прощание), licenza (отпуск), tornata (возвращение) или просто chiusa (заключение) и заключавшая в себе обыкновенно обращение поэта к стихотворению, — обычай провансальской поэзии, — редко отсутствует у Данта и Петрарки. Кроме этих правильных форм К., существовала уже очень рано Canzone distesa (распространенная) или Canzone di stanza continua, в которой каждая строфа, сама по себе, была без рифм, но каждый стих рифмовался с соответствующим ему в остальных строфах. Позднейшие поэты оставили эту слишком искусственную форму. В конце XVI ст. К. стали отклоняться от типа Canzone Petrarchesca. Уже Тассо, для соединения строф, ввёл различные стихотворные «игрушки», которые он называл catene (цепи) и monili (ожерелья). Ещё более свободы позволил себе Киабрера (Chiabrera), которого т. наз. канцонетты, написанные более короткими стихами и строфами с произвольной рифмой, проложили дорогу К.-анакреонтикам, по образцу песен Анакреона представляющим легкое стихотворение в коротких строфах. В подражание Пиндару, в ХVI в. возникла Canzone Pindarica или alla greca, которую можно встретить у Аламанни, Триссино, Минтерно и особенно у Киабреры. Она составлена из одно— или многократной комбинации 3 строф: strofa, antistrofa и epodo; из них первые соответствуют друг другу в построении. Так называемая Canzone a ballo или Ballata, которую не следует смешивать с северной «балладой», столь же стара как и Canzone Petrarchesca и, вероятно, народного происхождения; совершенно такой же тип стихотворений был в ходу и в Провансе, и северной Франции. Эта К. пелась при танцах; первые стихи (ripresa) пел хор, следующую строфу или строфы один голос, после чего опять вступал хор и т.д.; строфу в ней заканчивает последний стих ripres'ы. Ballata допускает любой род стихов и предпочитает Rimalmezzo (внутреннюю рифму). Эти Canzone а ballo особенно были в ходу в XV в. в кругу Лоренцо де'Медичи; особый род их назывался фроттолами (Frottola). О староитальянской К. писал уже в 1332 г. Антонио да Темпо: «Summa artis rithmici» (изд. Grion, Болонья, 1869) и около 1850 г. Джидино да СоммаКампанья, в «Trattato dei ritmi volgari» (изд. Giulgiari, Бол., 1870). О всех родах К. ср. Blanc, «Grammatik der ital. Sprache» (Галле, 1844).

Канцона (canzone, canzona) — песнь, музыкальное сочинение на лирическое стихотворение. Самая старинная К. относится к VII в.; она была сочинена во Франции на латинские стихи, по случаю победы Клотаря II над саксами. В Италии этот род музыки давно распространен. К. преимущественно пишется для одного голоса. К. называется также, в инструм. музыке, небольшое сочинение с плавной певучей мелодией. Canzone a ballo (ballata) — старинная плясовая итальянская песня. Canzone sacra — духовная песнь. Канцонетта (canzonino) — небольшая песня. Canzonaccia — площадная песня. Canzoniere — собрание песен.

Н. С.

Каньоны

Каньоны (canones) — так назыв. в Сев. Америке речные долины и овраги, имеющие вид глубоких ущелий с отвесными или очень крутыми стенами. Наиболее известен Большой К. реки Колорадо в Аризоне с многочисленными, впадающими в него боковыми К. Отвесные стены большого К. достигают местами 1000 и 2000 м. высоты и состоят из известняков и песчаников палеозойской группы, а в более низких горизонтах даже из твердого гранита.

Б. II.

Канюк

Канюк, конюх, зимник (Archibuteo lagopus, — сокол) — представитель рода, близкого к сарычу и отличающегося вполне оперенными цевками. Другие признаки рода: короткий, высокий, загнутый от основания клюв, восковица покрытая щетинками, кроме промежутка между ноздрями, довольно острые крылья, достигающие до конца хвоста и прямой хвост средней длины. 4 вида этого рода водятся в Европе, Азии и Сев. Америке. К. длиной 65 стм.; оперение его представляет разнообразную смесь белого, желтоватого, красно-серого, бурого и буро-черного цвета. К. гнездится главным образом на крайнем Сев. Европы, Азии и Америки, особенно в полосе тундр, а зимой перекочевывает к Ю, достигая средней и Южн. Европы, Туркестана и предгорий Тянь-Шаня. Главную пищу его составляют лемминги и родственные им грызуны; зимой он, кроме мышей, нападает иногда на куропаток и др. более крупных животных. Гнездо устраивается на деревьях или просто на холмике среди тундры; кладет 4 — 5 яиц; птенцы, в случае опасности, притворяются мертвыми.

Н. Кн.

Капелла

Капелла у католиков и англикан — молитвенное сооружение небольшого размера, предназначенное для общественной церковной службы, для чествования какой либо святыни, для молитвы отдельного семейства и т.п. К. представляет собой или особое здание, или же входит в состав другого храма. В последнем случае, она помещается в различных его частях, напр. в абсиде (абсидальные К.), в боковых кораблях и т.д. Иногда К. составляет пристройку к церкви, не имеющую с ней никакой органической связи. В церквях византийского и латинского стилей К. встречаются весьма редко; в храмах романской архитектуры они представляют явление обычное. Из числа самостоятельных К. наиболее замечательна по своей архитектуре Sainte Chapelle, в Париже, сооруженная в 1242 — 47 гг. Петром Монтеро. Затем следует упомянуть Сикстинскую К., в ватиканском дворце, в Риме, замечательную по находящемуся в ней «Страшному Суду» Микеланджело.

А. А. С.

Капелла

Капелла (музык.; итал. capella, франц. chapelle). — В капеллах собирались церковные хоры, исполнявшие духовную музыку, которые и получили название капеллы. Хор папы и придворные церк. хоры получили тоже название. В России издавна, с XV в., при дворах царей были церковные хоры, называвш. «государевыми певчими» или дьяками. В XVIII ст. придворный церковный хор стал именоваться К. В этом столетии выдающимся директором певческой К. был Бортнянский; при нём вышел закон, допускавший исполнение в церкви только произведений Бортнянского и других авторов, им одобренных. За Бортнянским следуют два директора Львовы; при последнем, Алексее Федоровиче, К. издала октоих, обиход нотного церковного пения, сокращенный ирмологий знаменного распева, ирмосы воскресные, ирмосы сокращенного греческого распева, воскресные утренние антифоны греческого распева, утреню греческого распева. При Н.И. Бахметеве продолжалось издание духовных переложений, а в 1893 г. место заведующего придворной К. получил М.А. Балакирев, при котором обращено внимание на упорядочение научных классов К., теоретических и оркестрового. При А.Ф. Львове должность капельмейстера К. занимал (1837 — 1839) Глинка, написавший для неё «Херувимскую». Капелла дала нескольких выдающихся деятелей, как напр. Березовского (1745 — 1777), Бортнянского (1751 — 1825), Воротникова. В более позднее время К. дала скорее хороших регентов, чем композиторов. Цвет одеяния дьяков — вишневый с золотом — сохранился и по настоящее время. К. в широком смысле называется всякое собрание исполнителей, как напр. оркестр.

Н. С.

Капеллан

Капеллан или Каплан (лат. capellanus, франц. chapelain, нем. Кaplan) — католический священник, состоящий при капелле под которой может подразумеваться особый придел в соборе, часовня приходской церкви или даже самостоятельная церковь, чаще всего домовая. При дворе франкских королей находились К., которые в тоже время служили королевскими секретарями. Во главе этих К. стоял архикапеллан. Относительно К. домовых, клермонтский собор 1095 г. издал постановление, что они могут назначаться на должность лишь с разрешения епископа. При папе были К. трех родов; 1) К. по титулу, 2) ассистирующие и 3) тайные К., для частной службы папе. Всякий католический приходский священник, не справляющийся один со своим приходом, должен иметь при себе К. Часто К. получает какую-либо бенефицию (капланию), за которую обязан служить в известной капелле или у известного алтаря. В старой Франции подчинённые епископам desservants (cures succursales) были капелланами без бенефиций. Когда установлен был институт кантональных кюре (приходских священников), им понадобились помощники для церквей кантона, помимо приходской, для чего снова появились К. (ad nutum episcopi amovibiles de servientes). В английской церкви К., называющиеся curates, либо с согласия епископа назначаются приходским священником в особую церковь (капеллу, chapel), либо помогают ему в главной церкви. Так же в Англии называется домашний проповедник в ораториях и капеллах светских и духовных лордов. Как устарелый термин, К. и в протестантских церквах иногда применяется к вспомогательным проповедникам. Во время реформации, когда проповеди придавалось особое значение, она считалась необходимейшим делом приходского священника, а таинства, напутствование умирающих и т.д. считались делом К. и диаконов. В России К. назыв. военные римско-католические священники.

Капельмейстер — лицо, стоящее во главе капеллы, дирижирующее ею во время исполнения и разучивающее с ней пьесы. Это название относится как к хоровому, так и оркестровому дирижеру. В прежние времена придворные К. должны были сочинять музыку к обедам (Tafelmusik), а также по поводу разных торжественных случаев; напр. Иосиф Гайдн, будучи К. у кн. Эстергази, большую часть своих сочинений написал для княжеских придворных концертов. В более позднее время обязанности К. и композитора сливались обыкновенно только в должности балетного К. (напр. в России — Пуни, Визентини, Дриго). См. Маттесон, «Der vollkommene Kapellmeister» (Гамб., 1739); P. Вагнер, «Uber das Dirigieren» (Лпц., 1870); Г. Берлиоз, «Le chef d'Orchestre». Помощником К. часто бывает первый скрипач, в оркестре называемый концертмейстером.

Н. С.

Капетинги

Капетинги — третья французская династия, давшая Франции 16 королей и прекратившаяся, в старшей линии, в 1328 г. Валуа и Бурбоны — её младшие линии. Относительно происхождения династии К. историки не согласны: по мнению большинства французских исследователей, К. происходят из центральной Франции, другие же (большей частью немцы) производят их от саксонца Witichin'a, сын которого, Роберт Храбрый, приобрёл значительную территорию (герцогство между Сеной и Луарой) и пал в 866 году в борьбе с норманнами. Его сын Эд или Эвд (Eudes), герцог нейстрийский и гр. парижский, после удачной защиты Парижа от норманнов был (888) избран французским королем и умер в 898 г. Его противник (с 893), каролинг Карл Простой, допустил в 922 г. переход короны к брату Эда, Роберту, а по смерти Роберта — к его зятю, Рудольфу бургундскому (ум. 936). Сын Роберта, Гуго Великий, герцог французский и бургундский, гр. парижский и орлеанский, предоставил королевскую корону каролингам Людовику Заморскому и Лотарю. Его сын Гуго Капет, избранный королём по смерти Людовика V Ленивого (3 июля 987), отстоял корону от притязаний Карла нижнелотарингского, и с тех пор королевская корона переходила в роде К., в прямой линии, в продолжение трёхсот сорока лет. Своим возвышением первые К. были обязаны территориальному могуществу, успехам в борьбе с норманнами, помощи духовенства, своим выдающимся способностям и ничтожеству их противников, последних Каролингов. Чтобы закрепить королевское достоинство в своем роде, первые К. ещё при жизни короновали своих наследников (в последний раз так был коронован Филипп Август, в 1179 г.). По смерти Гуго Капета на престол вступил его сын Роберт I (996 — 1031), коронованный уже в 988 г. После Роберта престол перешёл к его старшему сыну Генриху I (до 1060), оставившему от второго брака с Анной Ярославной (дочерью Ярослава Мудрого) двух сыновей, старший из которых, Филипп I, и правил после него, до 1108 г. Сын и наследник Филиппа, Людовик VI Толстый (1108 — 1137) оставил престол второму своему сыну Людовику VII (старший умер при жизни отца). Людовик VII (1137 — 1180) оставил от третьей жены сына Филиппа II Августа, правившего с 1180 по 1223 г. Его сын Людовик VIII (1223 — 1226) от брака с Бланкой Кастильской имел, кроме Людовика IX Святого, еще трех сыновей: Роберта, Альфонса и Карла анжуйского, основателя долго правившей в Неаполе Анжуйской династии. Людовик Святой (1226 — 70) имел 11 человек детей, из которых, вследствие преждевременной смерти старшего, корона перешла ко второму сыну, Филиппу III (1270 — 1285), младший же сын, Роберт, стал родоначальником династии Бурбонов. Филипп III оставил сыновей Филиппа IV Красивого, наследовавшего королевскую корону (1285 — 1314), и Карла, гр. Валуа, а также дочерей — Маргариту, бывшую замужем за Эдуардом I английским, и Бланку, умершую без потомства. По смерти Филиппа Красивого правили, один за другим, три его сына: Людовик Х (1314 — 1316), Филипп V (1316 — 1322) и Карл IV (1322 — 1328), не оставившие мужеского потомства. Таким образом, в 1328 г., прекратилась старшая линия К. и на престол вступил представитель младшей линии, Филипп VI Валуа, сын вышеупомянутого Карла Валуа — следовательно, внук Филиппа III и двоюродный брат трех последних королей. Право на франц. корону оспаривал у него английский король Эдуард III, сын Эдуарда II и Изабеллы, дочери Филиппа Красивого, следовательно, по матери приходившийся внуком Филиппу Красивому. Основанием для предпочтения мужской боковой лини прямой женской был выставлен салический закон, устраняющий женщин от наследования, хотя приложимость его к наследованию короны была сомнительна и начало женского наследования применялось в других странах Европы. Притязания английских королей на французскую корону послужили поводом к столетней войне. Титул «короля французского» английские короли оставили только с 1801 г. Династия К. оказала Франции серьезные услуги, обеспечив в борьбе с феодальным раздроблением целость государства, перестроив управление и значительно усилив верховную власть на счет феодальных владетелей.

Литература. A. Thierry, «Lettres sur Phistoire de France» (1827); Kalkstein, «Geschichte des franzosischen Konigthums unter den ersten Capetingern» (Лпц., 1877); Mourin, «Les Comtes de Paris» (II., 1872); A. de Barthelemy, «Les Origines de la maison de France» («Rev. des Q. Hist.», 1872, т. III); Luchaire, «Histoire des institutions monarchiques sous les premiers Capetiens» (II., 1883). Бубнов, «Переписка Герберта, как исторический источник».

Д. Каринский.

Капитель

Капитель (архитект. термин) — верхняя, так или иначе орнаментированная часть колонны, столба или пилястры, лежащая непосредственно на фусте и служащая переходом от него к архитраву. Формы и орнаментация К. различны в разных архитектурных стилях.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar