- 897 Просмотров
- Обсудить
Карандаш
Карандаш (crayon, pencil, Bleistift). Первое употребление К. относится к последнему периоду классической древности, но, по-видимому, приготовление таких К. было потом забыто. В XI столетии вместо К. стали употреблять свинцовые палочки. Первое описание К. из графита, обделанного в дерево находится, в трактате о минералах Конрада Геснера, в 1565 г. Около этого же времени в Кумберланде открыто было Боровдальское месторождение графита в сплошных кусках; их распиливали на пластинки, шлифовали, затем распиливали на палочки и обделывали в дерево или тростник. Этого рода К. давали хорошую черту, легко стирающуюся резинкой, но были дороги и теперь стали редкостью, потому что Боровдальское месторождение истощилось и сплошные куски графита подходящего качества стали редки. Теперь К. приготовляются по способу открытому Конте в Париже в 1795 г., из разных сортов богемского и сибирского графита с прибавкой от 30 до 50% чистой глины для обыкновенных К. Центр этой фабрикации Нюрнберг, где находится также известная фабрика A. W. Faber, основанная еще в 1761 г., и где этим делом занято более 5000 челов., производящих до 250 мил. К. в год, на сумму около 4 милл. р. У нас в России значатся только 4 фабрики К.: в Москве Никитина (основана в 1842 г.) и Карнаца, в Риге Глезера и в Вильно Тараканова; все вместе они производят в год К. на 100 тысяч р., достаточно хороших для обыкновенных надобностей. Графит и глину размалывают отдельно, глину подвергают процессу «отмучивания»; для лучших сортов К. то же делают и с молотым графитом. Для определения пропорций смеси, графит и глину взвешивают в сухом виде, потом долгое время мелют с водой в особого рода чугунных мельницах, придуманных Конте и состоящих из чугунного сосуда в виде опрокинутого усеченного конуса, в котором вращается другой такой же более низкий, полый конус, открытый сверху и продырявленный снизу. Графитовая масса накладывается внутрь жернова, проходит, вследствие центробежной силы, кверху между трущимися коническими поверхностями, и опять переливается назад. Для формовки, хорошо перетёртое тесто (отжатое в мешках под гидравлическим прессом) прожимается особым винтовым прессом, устроенным на подобие макаронной машины, чрез дырочки в дне цилиндра. Дырки эти скоро изнашиваются, поэтому дно делается из легкоплавкого металла, который удобно можно переплавлять и вновь отливать в особую металлическую форму, снабженную коническими стальными стерженьками для образования дырок. Для лучшей переработки массы её пропускают через такую машину многократно. Окончательно сформированные К. принимают на гладкую доску, дают им слегка подсохнуть, потом перекладывают на доску с прямыми желобками, закрывают другой доской и дают досохнуть под прессом, чтобы обеспечить прямизну. Просушенные стерженьки прокаливают в закрытых глиняных капсюлях, в горизонтальном или вертикальном положении, пересыпав предварительно порошком угля. Степень черноты и твердости К. зависит от пропорции графита, температуры и продолжительности прокаливания. Очень мягкие номера пропитываются затем жиром, воском или стеарином. Оправы простых К. делают из елового, соснового или ольхового дерева, а для хороших берут кипарис (Cypressus thyoides) и американский кедр (Juniperas virginiana). В старину выстругивали фальцубелем глубокие желобки в дощечке, вкладывали туда К., заклеивали остающуюся часть желобка тонкой реечкой и отделывали каждый К. от руки. Теперь всё это делается машинами. Сначала доски режутся круговой пилой на части вдвое длиннее К., затем строгаются на машине и приводятся к определенной толщине. Тогда каждый желобок для графита прорезывается соответственной круговой пилой, а рядом сидящая более тонкая круговая пила отделяет в то же время брусочек от доски. Графитовая палочка укладывается в намазанный клеем желобок, сверху наклеивается покровная дощечка и прессуется ручной работой. Неотделанные К. квадратного сечения обрабатываются в особой машинке, состоящей из трубок с прорезами; когда К. вставят концом в такую трубку, его захватывают вальки и проводят между быстро вращающимися шарожками, действующими в прорезах трубки и гладко срезывающими всё лишнее. Потом дерево шлифуют фланелью с порошком пемзы и покрывают шеллаковой политурой или краской. Цветные К. приготовляются подобными же приёмами, исключая прокаливанье.
Графитовый К. ценится за своё свойство давать на бумаге черно-серую черту, которую можно уничтожить легким, но продолжительным стиранием резинкой, куском натурального или вулканизированного каучука. Но эта стираемость условная: если черта была проведена так сильно, что врезалась в бумагу, то графит ещё можно снять с её продолжительным, легким стиранием мягкой резиной, но вдавленный след останется. Более же сильное трение поведет только к стиранию и порче самой бумаги, или же к пятнам от приставания окрашивающего вещества резины. Жесткая же резина, содержащая порошок пемзы и т. п., стирает как К., так и чернила, разрушая вместе саму бумагу и непоправимо портя ее поверхность. Поэтому-то для рисования и черчения приготовляются К. разной степени твердости и черноты; наибольшей славой пользуются К. с клеймами: A. W. Faber, Johann Faber и HarmuthDoderlein, в Вене. Самые черные и мягкие К. обозначаются ВВВВВВ, ВВВВ и ВВ с. №1; они употребляются для тушевки рисунков; тверже и менее черны К. с НВ и №2, употребляющиеся для той же цели. Для контуров рисунков, для чертежей остающихся в К. и для писания идут довольно легко стираемые F, №3. Для чертежей, покрываемых тушью, пользуются К., обозначаемыми от H до Н. Н. Н. Н. Н. Н; они дают тонкую, слабую черту, но столь тверды, что мало изнашиваются и почти не поддаются ножу: оттачивать их острие надо на мелком напилке или на наждачной бумаге. Фотографы употребляют К. для ретушировки негативов: чтобы заделать дырочки и разного рода недостатки лакированную поверхность негатива зарисовывают К., но желаемую степень непрозрачности достигают, главным образом, выбором соответственного № К. Кроме графитовых К. приготовляются ещё разные цветные. Черный итальянский К. для рисования делается из кусков особого рода сланца, но Конте приготовляет их искусственно из графита с сажей такой черноты, какой не могли К. сообщить иностранные фабриканты. К. других цветов приготовляются частью из естественных горных пород, как, например, из кровавика (sanguine), но большей частью из смеси глины, гипса или талька, и непрозрачных красок, причём связующим веществом служит гумми, раствор шеллака в спирте, воск с салом и т. п. Для надписей на стекле делают особые мягкие К. из смеси воска, сала и землистой краски. Чернильные, копировальные К. приготовляются тоже из глины с большой примесью или анилиновой краски, или же экстракта кампешевого дерева с средней азотнохромовой солью. Если бумагу увлажнить, то черты принимают чернильный вид и дают отпечаток в копировальном прессе. Особый сорт рыхлых цветных К. служит для так называемой пастельной живописи. Угольный К. (Fusain) состоит из обугленных ветвей березы, крушины или другого мягкого дерева.
В. Лермантов.
Карась
Карась (Carassius) — род рыб из семейства карповых, близкий к роду карп и отличающийся главным образом отсутствием усиков и однорядными (4 в ряде) глоточными зубами. Если не считать за самостоятельный вид золотую рыбку, то к этому роду относится лишь один вид — обыкновенный К. (С. vulgaris). Спина его очень высокая, тело сильно сжато с боков и закруглено на спине и брюхе, морда тупая, рот узкий, губы тонкие, лоб очень широкий, хвостовой плавник со слабой вырезкой. На толстом костяном луче в спинном и заднепроходном луче мелкие зубчики по заднему краю. Длина обыкновенно не превышает 10 — 20 стм., редко достигает 50 стм.; вес обыкновенно не превышает 2 — 3 фунтов, но в некоторых русских озёрах он достигает гигантских размеров (в Чухломском озере Костромской губернии и некоторых других — 10 — 12 фн., в Катасминском озере Богословского округа — 14 — 15 фн.). Различают две главные разности: более широкого озёрного К., у которого длина головы равна половине высоты тела, цвет спины буро-зелёный, бока от буро-желтого до медного, с золотистым блеском, брюхо желтовато-белое. У другого, прудового карася. (С. gibelio), тело ниже и длина головы более 1/2 высоты тела, бока от светло-желтого до серебристо-белого цвета. Грудные, брюшные и заднепроходный плавник темно-красного или красного цвета. К. водится в пресных водах и притом лежащих на низменностях, но иногда встречается и в солёных озёрах (напр. в Барабе). Весьма неразборчив, живёт в озёрах, прудах, даже в полуподземных водах, почти совершенно заросших трясиной озёрах и т. п. с тинистым и иловым грунтом; питается растительными и животными веществами. Область распространения его — Европа и Азия (у нас на С до Архангельска и в Финляндии до 64 — 65(с. ш.; на В в Сибири, кроме самой сев. и вост., в Туркестане найден лишь в арыках Амударьи); в Испании К. разведён искусственно, во Франции его почти вовсе нет. К. легко выживает и разводится в прудах, хотя он значительно менее плодовит чем карп. Время метания икры май и июнь. Мясо вкусно.
Н. Кн.
Каратыгин
Каратыгин (Василий Андреевич) — знаменитый русский трагик, сын Андрея К. Род. 26 февраля 1802 г., умер 13 марта 1853 г. Учился в горном корпусе и затем служил в департаменте внешней торговли. Домашние спектакли в доме его отца, знакомство с Катениным и кн. Шаховским привлекли его к театру. Кн. Шаховской старался создать из него артиста в традициях господствовавшей тогда напыщенной манеры игры, что и оставило в нём следы на всю жизнь. Более благодетельно для К. было влияние П. А. Катенина, познакомившего его с греч. и латинскими классиками и с лучшими произведениями франц. литературы. Дебюты К. на спб. Имп. сцене в 1820 г. в ролях Фингала (траг. Озерова) Эдипа («Эдип в Афинах», Грузинцева), Танкреда и Пожарского (траг. Крюковского) были весьма удачны. Уже одна величественная фигура К. и выразительное лицо его производили огромное впечатление на зрителей. Белинский передаёт, что театр дрожал от рукоплесканий, когда Велизария, увенчанного лаврами, везут в триумфальной колеснице, а между тем К. не говорил при этом ни одного слова. Сначала К. играл в классической трагедии; затем, с 1828 г., проникает на нашу сцену романтизм, и К. играет героев новой франц. драмы; наконец, он переходит к Шекспиру, играет Гамлета, Лира, Отелло, Кориолана. Роль Карла Моора («Разбойники» Шиллера) вызвала переворот в артистической деятельности К. Замечательно трудолюбивый, он исполнял несколько десятков ролей самого разнообразного и серьёзного репертуара. Дарование К. не природное, а выработано всесторонним и глубоким изучением предмета; он с одинаковым успехом исполнял совершенно противоположные по характеру роли. К. уступал знаменитому своему современнику, Мочалову, в глубине чувства, но превосходил его совершенством техники. Лучшими его ролями были Людовик XI и Лейчестер («Мария Стюарт»). У Вольфа указаны 37 переводных комедий и драм К., шедших на императорской сцене, между прочим — несколько драм Дюма, «Лир» и «Кориолан» Шекспира, «Мессинская невеста» Шиллера и др. Некоторые переводы К. исполняются поныне («Графиня Клара д'Обервиль»); немногие изданы: «Двое за четверых» (в стих., СПб., 1827); «Женатый философ» (тоже) и др. Ср. В. В. В., «Портретная галерея русских сценических артистов» («Репертуар», 1841, приложение, и 1843); «Воспоминания» Булгарина («Северная Пчела», 1853, №№ 61 и 64) и Н. Рамазанова («Москвитянин», 1853, № 12); В. Стоюнин, «Первое сценическое образование К.» («Музыкальный и Театр. Вестник», 1856, №№ 1 и 27); «Иллюстрированный альманах журнала Мода» (СПб., 1857); К. Тагильский, «Воспоминание о К.» (СПб., 1858, из газ. «Золотое Руно»); Г. Максимов, «Свет и тени» (СПб., 1878, гл. 1): «Записки» С. Жихарева, Ф. Вигеля, П. Каратыгина, Р. Зотова, Ив. Панаева, Кс. Полевого; Белинский, «Сочинения» (I — III и IX); «Письма К. к П. А. Катенину, 1825 и 1837» («Русская Старина», 1880, т. XXIX), также «СПб. Ведомости» (1871,. № 130) и в брошюре «Из бумаг кн. В. Ф. Одоевского» (из «Русского Архива», 1864, №№ 7 и 8); «Первый дебют В. А. К.» и «Последние дни В. А. К.» («Русская Старина», 1889, июль); «Русские бывшие деятели» (изд. Баумана, т. II); «Хроника спб. театров» Вольфа (СПб., 1877, ч. 1); Бураковский, «Очерк истории русской сцены» (СПб., 1877, стр. 39 — 53).
Ум.
Карачи
Карачи (Karachee или Karrachee) — гл. приморский порт в Синде, в Остиндии, на берегу Индийского океана; соединён жел. дорогой с Гайдерабадом на р. Инде. Недавно ещё К. состоял по большей части из жалких лачужек, разбросанных по низменному, песчаному берегу, но теперь хорошо обстроился и торговое значение его растёт, благодаря тому, что гавань его — единственная вдоль этого берега, в которую могут входить большие суда. Гавань защищена мысом Мунора и мунорским волноломом; главные предметы вывоза — пшеница и льняное семя. По оборотам вывозной торговли, К. пятый порт Брит. Индии. В 1839 г. К. взят англичанами, которые и сделали из него военный порт. Жит. 104250.
Карбид
Карбид (Carbidkohle, carbone de recuit) — представляет собой определённое химическое соединение железа с углеродом, соответствующее формуле Fe3C4, встречается в хорошо отпущенной стали. С давних времён было известно, что углерод в чугуне находится в двух различных видах: а) в виде графита, выделяющегося при медленном остывании чугуна, и б) в виде углерода, химически связанного с железом. Благодаря работам Ринмана, Карстена, Карона, Оккермана и др., которые занимались исследованием свойств закалённой и незакалённой стали, оказалось, что соединенный углерод, в этих разных состояниях стали, находится в двух видах. Один из них, находящийся в хорошо закаленной стали, при обработке холодной и разбавленной серной или соляной кислотой, почти весь дает углеводороды или растворяется; другой, находящийся в хорошо отпущенной стали, оставляет, при подобной обработке, довольно значительный осадок аморфного углерода, который исчезает только при продолжительном кипячении. Первый из них назван закаливающим углеродом (Hartungskohle), а второй — цементующим углеродом (Cementkohle). Карон утверждал, что цементующий углерод представляет собою углерод свободный, который вступает в соединение с железом, т. е. переходит в закаливающий углерод, только под действием быстрого охлаждения или ударов молота. Профессор Мюллер, подвергая сталь действию разбавленной серной кислоты в атмосфере светильного газа, нашёл, что закаливающий углерод обратился в углеводород, а остаток представлял особое твердое вещество, обладающее магнитными свойствами и состоящее, главным образом, из железа и углерода, кроме того от 1/2 до 1% воды и небольшое количество фосфора. Содержание углерода в этих остатках колебалось от 6,6 — 7,7. Одновременно с ним занимались этим вопросом английские ученые: Абель и М. Деринг и пришли тоже к аналогическим результатам. При своих исследованиях они употребляли раствор хромовой кислоты, состоящий из 90 гр. серной кислоты в смеси со 100 гр. двухромокалиевой соли. Они пришли к следующему заключению: а) что в незакаленной или хорошо отпущенной стали углерод распределяется равномерно по всей массе в виде определенного химического соединения с железом, карбида, которого состав Fe3C4; б) что в закалённой стали углерод находится в аморфном состоянии и не представляет никакого определённого соединения с железом. Если отпустить закалённую сталь, то углерод из аморфного состояния переходит опять в соединение с железом в виде К. При медленном остывании куска стали, нагретого до высокой температуры, образуется К. и распределяется равномерно в остальной массе железа. При быстром же охлаждении стали — это соединение не может образоваться. Наконец Осмонд и Верт, хотя другим путем, пришли тоже к тому же результату. Выделяя из стали углеродистое соединение по способу Вайльса, т. е. разлагая кусок стали при помощи гальванического тока, они получили осадок, который состоял из маленьких микроскопических блёсточек, притягиваемых магнитом и, как показал анализ, состоял из железа, углерода и некоторого количества воды. Это тоже самое соединение углерода с железом, которое Абель назвал К., Caron — цементующим углеродом, Осмонд и Верт — углеродом отжига (Glьhkohle), Ледебур — углеродом нормального углеродистого соединения (gewцhnliche Carbidkohle); Сорби, в своих микроскопических исследованиях — перламутровой составной частью (pearly constituent of iron), a Howe — перлитом (Perlyte), наконец, Веддинг — кристаллическим железом (Krystalleisen). Из своих микроскопических исследований Осмонд и Верт пришли к убеждению, что К., распределяясь равномерно в стали, образует в массе металла сплошную сетку, в промежутках которой помещается металлическое железо. По их мнению, сталь образована из маленьких многогранных гранул мягкого железа, окружённого углеродистым железом, т. е. из отдельных ячеек, которых ядро составляет мягкое железо, а оболочку К. Этот К. служит вместе с тем цементом, т. е. связующим веществом для соседних ячеек. В закаленной стали блестки К. находятся в незначительном количестве и в разъединённом состоянии, и уже в этом случае К. не играет роли оболочки, а является равномерно распределённым во всей массе стали. Как при большинстве химических явлений, так и здесь, при образовании К. или перехода его в углерод закала, замечаем поглощение или выделение тепла, что имеет место приблизительно около 700°. Таким образом К. представляет определённое соединение, выделяющееся при медленном и постепенном охлаждении стали (нагретой до светло-красного каления) между 700° и 600°; по мнению Осмонда, он распределяется в виде сетки, окаймляющей зёрна мягкого железа, хотя, по Веддингу и Ледебуру, наоборот, это углеродистое железо распределяется в массе стали в виде зёрен.
Литература: «Comptes Rendus» (т. LVI, стр. 43 — 211); «Zeitschrift des Vereins deutscher Ingenieure» (т. XXII, стр. 385); «Stahl und Eisen» (1888, т. VIII, стр. 291); «Metallurgy of Steel»; М. Howe; «Stahl und Eisen» (1885, т. V, стр. 489; 1886, стр. 379; 1887, стр. 448; 1888, стр. 369); «Горный Журнал» (1886, т. III, стр. 138; 1886, № 9; 1888, № 2 и 1889, № 1); Osmond, «Trasformation du Fer et du Carbonne dans les fers»; Osmond et Werth, «La theorie cellulaire des proprietйs de l'acier» (в «Ann. des Mines», 1885, т. 8, стр. 5); F. Abel. «Carbon in Steel» (в «Engineering», 1886, т. XXXIV, стр. 150).
А. Ржешотарский.
Карбонарии
Карбонарии (от итальян. слова carbonari — угольщики) — тайное политическое общество революционного оттенка, игравшее видную роль в истории Италии и Франции в первые 3 десятилетия XIX в. Задачей этого общества было уничтожение политического деспотизма во всех его видах и установление свободных демократических учреждений. Одни возводят его ко времени Франциска I, другие — к XI в., третьи — к эпохе борьбы гвельфов и гибеллинов, когда первые скрывались от преследования последних в лесах, в хижинах угольщиков, от которых будто бы и получили своё название. К. могли получить это название и в ту пору, когда они скрывались от преследования Мюрата в горах Калабрии и Абруццо, где сильно был развит промысел угольщиков. Политическое значение К. получают только в начале XIX в., со времени борьбы их против тирании Бурбонов, а потом — против французского владычества в Неаполе. Неаполитанский король Мюрат на первых порах относился к К. довольно благосклонно, признавая за ними культурное значение. Благодаря этому К. быстро распространились в Неаполитанском королевстве и пустили глубокие корни в народе. Узнав о сношениях К. с Фердинандом I, находившимся тогда в Сицилии, где он играл роль конституционного короля, и о замысле их низвергнуть франц. владычество в Неаполе, Мюрат стал преследовать К. Под начальством своего вождя, Капо-Бьянко, К. принуждены были удалиться в горы Абруццо и Калабрии, организовались здесь и начали вести борьбу против Мюрата; но Капо-Бьянко был арестован и казнён. Оправившись после этого удара, К. помогли Фердинанду овладеть престолом. Скоро им пришлось разочароваться в надеждах, возлагавшихся на этого короля: по возвращении к власти, он обнаружил стремление к деспотизму. К. начинают составлять заговоры против Бурбонов. Численность их в то же время быстро возрастает. В 1819 г. в Неаполит. королевстве на 25 чел. приходилось, по крайней мере, по одному К. К 20-м годам К. получили широкое распространение по всей Италии. В рядах их стояли главным образом представители средних классов общества — офицеры, студенты, артисты и даже священники. Общая численность К. достигала в ту пору до 700000 чел. Общей идеей, воодушевлявшей их, было свержение чужеземного ига и уничтожение тирании. Подобно масонам, с которыми у них было много общего, К. окружали свои собрания большою таинственностью, создали целую систему мистических обрядов, выработали особую фразеологию, выражения которой заимствованы были частью из св. Писания, частью из ремесла угольщиков. Место собрания К. называлось «baracca», или хижина; провинция, в которой происходило заседание — «лесом», самое собрание К., или ложа — «vendita», совокупность «хижин» — «республикой». «Очистить лес от волков» — значило освободить отечество от тиранов. Символом тирании являлся волк; величайшую жертву её видели в Христе, символом которого служил агнец. Выражение: «мщение волку за угнетение агнца» сделалось лозунгом общества. Каждый член его должен был клясться в том, что будет соблюдать в тайне как самое существование общества, так и его уставы, символы и терминологию; слепо и безусловно повиноваться всем приказаниям, исходящим из верховной ложи, памятуя, что все они имеют в виду главную цель — достижение всеобщего блага; жертвовать, наконец, собственностью и жизнью для общего дела. Для сопротивления гнёту, для подания помощи «братьям» каждый К. обязан был иметь при себе ружье с 50 патронами. Нарушивший клятву наказывался смертною казнью. Все К. делились на 3 степени: учеников, магистров и великих избранников. Италия была разделена на несколько К. провинций, центрами которых были Рим, Неаполь, Венеция, Милан, Турин и Флоренция. Главное управление находилось в Риме; в отдельных городах были трибуналы К., служившие посредниками между центральным управлением и низшими членами общества, деятельностью которых они руководили. Попытки дать К. строгую централизованную организацию в Италии были, однако, большею частью неудачны. Как борцы за свободу и национальную независимость Италии, К. были главными виновниками неаполит. революции 1820 г., беспорядков в Папской области в том же году и пьемонтской революции 1821 г. В Риме против К. Пием VII организовано было общество санфедистов. К началу 30-х годов, вследствие соединенных усилий реакционеров и австрийских войск, К., как самостоятельное общество, перестали существовать. Многие из них преданы были казни или погибли в австрийских тюрьмах. Остатки К. в 1830 и 1831 гг. слились с обществом «Молодая Италия». Из Италии К. проникли ок. 1820 г. во Францию. Предполагают, что основателем первой ложи К. во Франции был масон Дюжье (Dugied), находившийся в личных сношениях с неаполитанскими К. Друзья его, большей частью студенты, были тем ядром, из которого выросло франц. карбонарское общество, получившее, благодаря организаторскому таланту Базара, более прочное устройство, чем в Италии. Французские К. преследовали широкие демократические задачи, не вполне, впрочем, определенного характера. Главным их стремлением было избавить Францию от навязанного ей извне правительства и дать народу возможность создать самому желательную для него форму правления. Устав общества К. был заимствован французами у итальянцев, но подвергнут значительным изменениям. Доступ в общество не представлял здесь таких затруднений и не был обставлен такою торжественностью, как в Италии. Благодаря этому, число К. во Франции быстро возрастало, затем, в отличие от итальян. К., французские подчинены были более строгому единству и централизации; между отдельными ложами карбонариев установлена была полная иерархия. Все ложи делились на 4 степени: частные ложи («ventes particuliйres»), центральные («v. centrales»), высшие («hautes ventes») и верховная («v. supreme»), из которой исходили распоряжения, быстро передававшиеся от высших лож к низшим, рассеянным по всей Франции. Сношения между 4 степенями лож организованы были таким образом, что легко можно было скрыть следы их существования и деятельности от внимания полиции. Каждая «частная ложа» состояла из 20 членов и выбирала по одному депутату; депутаты 20 «частных лож» составляли 1 «центральную ложу» и в свою очередь избирали одного депутата, который обязан был сноситься с «высшей ложей»; последняя, наконец, также имела своего депутата, посредством которого поддерживала сношения с «верховной ложей». Члены разных лож оставались неизвестны друг другу; им было запрещено, под страхом смертной казни, стараться узнать членов других лож. В случае опасности, цепь, связывавшая различный ложи К., легко прерывалась, и жертвой преследования полиции могло быть отдельное лицо или, в крайнем случае, отдельная ложа, но не всё общество. Сношения между отдельными группами производились исключительно через депутатов, путём устных переговоров; всякие письменные сообщения были запрещены. При вступлении в общество каждый член должен был принести присягу в соблюдении тайны относительно существования общества и его актов, быть вооруженным ружьем с 25 патронами и оплатить право входа в общество 5 фр. Кроме того, каждый член обязан был делать ежемесячные взносы в размере 1 фр. Аналогичная организация существовала и в армии, где 4 степеням лож соответствовали военные подразделения на «legions», «cohortes», «centuries» и «manipules». Как и масонские ложи, каждая ложа К. имела свое особое название. В Париже особенно знаменитыми были ложи «Washington», «Victorieuse», «Belisaire», «Sinceres», «Amis de la verite» и др. Политическая роль К. в эпоху реставрации не подлежит сомнению. Ложи карбонариев были очагом оппозиции против Бурбонов. В их ряды стали такие представители либеральной партии, как Лафайет, сделавшийся главою общества, Корселль, Мерилу, Жак-Кёхлин, де Шуан, Арнольд Шеффер, Барт и др. Число К. лож во Франции быстро возрастало и в короткое время достигло 2000, с 40000 членов. Политич. значения К. не лишились и после неудавшихся им революционных попыток в 1821 г. в Бельфоре, Ларошели, Сомюре, стоивших им многих жертв. Июльская революция встретила со стороны К. деятельную поддержку. После 1830 г. К. во Франции постепенно приходят в упадок, так как программа их, носившая исключительно полит. характер, не удовлетворяла новым общественным запросам. Кроме Италии и Франции, карбонаризм существовал в Германии и Испании, но не получил там значительного развития.
Литература: Alison, «History of Europe from the fr. revolution to the restauration of the Bourbon» (т. II); P. Colletta, «Storia del reame di Napoli, 1734 — 1825» (Флоренция, 1856, 3 изд., 1. IX); Louis Blanc, «Hist. de dix ans»; B. Malon, «Hist. du socialisme»; De la Hodde, «Histoire des societes secretes»; Duchamp, «Les societes secretes et la societe»; Saint Edme, «Constitution et organisation des carbonari»; Heckethorn, «Secret societies»; Charles No, «Les carbonari» (1887).
В. П — ий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.