- 1122 Просмотра
- Обсудить
Карнак
Карнак (егип. Ipet) — имя замечательной группы остатков храмов на правом берегу Нила, в сев.-вост. части площади древних Фив, перешедшее на них от соседней деревни. Со времени возвышения Фиванского царства на степень всеегипетского (XI — ХII дин.), местность эта делается центральным святилищем страны, посвящённым фиванскому богу Амону и его триаде — Мут и Хонсу. Все дальнейшие периоды истории оставили здесь следы; каждый фараон — не исключая даже XVI дин., особенно украшавшей свою сев. резиденцию — старался увековечить здесь своё имя. Зерно представляет святилище главного храма, основанное при Узертезене I и перестроенное Тутмесом III, который открыл его на обе стороны и прибавил ещё другое, на В, с большой гипостильной залой, на стенах которой начертал знаменитую царскую таблицу с анналами, перенесенными, отчасти, в Париж. Сооружение прочих частей восточной половины храма принадлежит другим царям XVIII династии. Лучше сохранилась отделённая переулком западная половина храма, состоящая: а) из воздвигнутого при XIX династии большой (5000 кв. м.) гипостильной залы и b) из выстроенного при Бубастидах огромного (8160 кв. м.) перистильного двора. В этот двор были включены малые храмы: Рамзеса III, стена которого пересекала южную ограду двора, и Сети II — в северо-западном углу. Внешние стены этой части храма покрыты интересными надписями и изображениями: на южн. стороне двора находится известный победный памятник Шешонка (Сусакима), после палестинского похода против Ровоама; на сев. стене гипостильной залы — военные подвиги Сети I в Ханаане и Аморее и триумф его, а на южной стене — подвиги Рамзеса II и так назыв. «эпос Пентаура»; договор с хетами начертан на примыкающей ограде, которая начинает собою целый ряд дворов и пилонов, выстроенных разными царями XVIII — XX дин. и направляющихся к Ю, до аллеи сфинксов — дромоса новой серии храмов, также окружённой оградою и воздвигнутой на берегу подковообразного священ, оз. Иешер. Главный из них, выстроенный Аменготепом III, иосвящен матери Амона — Мут. К З от ряда дворов — небольшой изящный храм Хонсу, основанный Рамзесом III и имеющий перед собою сооруженный при Птолемеях пилон и аллею сфинксов, по направлению к Луксору; ещё западнее — маленький храм богини Нила, Алет, служащий теперь музеем. К В от ряда дворов — свящ. озеро, служившее для процессий барки Амона. К С от главного храма, в особенной ограде — третья группа святилищ; главное, в честь Монту, основано Аменготепом III. Отсюда на С идёт также аллея сфинксов. Нектанеб, несмотря на ужасы персидского времени, успел соорудить пилон к В от древнего святилища, которое, таким образом, оказалось в самом центре зданий. Повреждения, нанесённые Артаксерксом III, были исправлены первыми Лагидами, но при последних началось падение храма, окончательно завершившееся землетрясением 27 г. до Р. Хр. См. Mariette, «Karnak» (Лейпциг, 1875), Brugsch, «Reiseberichte» (1855).
Б. Т.
Через большой главный пилон (длиною в 110 м., вышиною в 43 м.), стены которого, вопреки обычаю древних египтян, не имеют никаких скульптурных украшений, входят на передний двор (102 м. дл. и 80 м. глуб.). С юго-зап. стороны к этому двору примыкает интересный по своим скульптурам храм Амона. В южн. углу того же двора находится небольшая, но важная, по иссеченным на её стенах рельефам исторического содержания, так назыв. «зала Бубастидов».
Второй пилон ведёт со двора в колоссальную гипостильную залу. Потолок её некогда подпирали 134 колонны, с капителями, отчасти в виде нераспустившегося цветка лотоса. Стержни этих колонн, равно как и лежащий на них архитрав, сплошь покрыты вырубленными на них плоским рельефом картинами и надписями. В высшей степени любопытны рельефы на юго-вост. и юго-зап. стенах залы, изображающие, с одной стороны, воинские подвиги Сети I, а с другой — Рамзеса II. Позади гипостильной залы находилось несколько помещений, представляющих теперь развалины, несколько обелисков, святилище, пространство, загроможденное ныне остатками стен и грудою каменных глыб, и, наконец, большая зала, потолочные балки которой поддерживаются 20 колоннами, стоящими в два ряда, и 34 столбами. Вокруг этой зады, с трех сторон, расположено несколько больших и малых зал, так назыв. «зала кариатид» и, дальние к ЮВ, пилон, заключенный в стене, сложенной из необожжённых, сделанных из нильского ила кирпичей, которая опоясывала всю совокупность исчисленных сооружений. За тою же стеною, но отдельно от прочих храмов, стоит оставшийся неоконченным храм Хонсу. А. С — в.
Карно
Карно (Николай Леокард Sadi Carnot) — род. в 1796 г., в 1814 г. окончил курс политехнической школы и вступил на госуд. службу, которую оставил в 1319г. с целью совершить поездку в Германию; в 1824 г. напечатал единственный свой труд: «Reflexions sur la puissance motrice du feu», доставивший ему славу основателя механической теории тепла. С 1826 г. по 1828 г. К. был опять на государственной службе, а в 1832 г. скончался от холеры. На долю К. выпало редкое счастье найти плодотворный метод исследования и даже получить некоторые верные заключения, исходя из неверного предположения. Он сравнивал тепловую машину с водяным двигателем и предположил, что работа получается только вследствие перехода тепла из источника высшей температуры в холодильник, как в источник температуры более низшей. О переходе же тепла в работу К. ничего не говорит в своей книге; только в 1872 г. брат его (Н. Carnot) напечатал в «Journal de l'Ec. Polyth» (II Serie t. 1), посмертные его бумаги, в которых ясно, но неуверенно, высказывается понятие о механическом эквиваленте тепла и даже приводится численная величина его, очень близкая к вычисленной Мейером: «на основании некоторых, составленных мною идей о теории тепла, получение одной единицы двигательной способности (1000 кгр., поднятых на 1 м.) делает необходимым уничтожение 2,70 единиц тепла».
В. Лермантов.
Каролинги
Каролинги (Karolinger, Carlovingiens, Саrolingiens) — члены династии Карла Великого. Старшие их поколения (до Карла Великого) иногда называются, по имени Пипина Геристальского, Пипинидами, или же, по имени родоначальника К., епископа мецского, св. Арнульфа — Арнульфингами. Арнульф (умер в 631) происходил из знатного рода — вероятно, франкского. Вместе с австразийским майордомом Пипином Старшим или Ланзенским (умер в 639), он принимал видное участие в политической жизни меровингского королевства. Его сын Анзегиз или Анзегизиль женился на дочери Пипина, Бегге. Анзегизиль занимал выдающееся положение при австразийском дворе (по некоторым известиям — сам был майордомом), но вскоре после смерти отца был убит. Сын Анзегизиля, майордом Пипин Геристальский (умер в 714), объединил под своей властью Австразию и Нейстрию, хотя и не устранил меровингских королей. Это объединение укрепил сын Пипина, Карл Мартелл, После его смерти (741) власть разделили, с титулом майордомов, его сыновья Карломан и Пипин Короткий, возведшие на меровингский престол Хильдерика III. По смерти Карломана и по заключении в монастырь Хильдерика Пипин сделался королём (752 — 768). После его смерти были провозглашены королями его два сына — Карл Великий (766 — 814, с 800 г. император) и Карломан (умер в 771). Из сыновей Карла Великого (Карл, Пипин, Людовик) пережил его только император Людовик Благочестивый (814 — 840). Раздоры, возникшие между его сыновьями Лотарем, Пипином (умер в 838), Людовиком Немецким и Карлом Лысым закончились в 843 г. верденским договором. Династия К. разделилась на несколько ветвей. Вот главнейшие их представители: 1) ветвь Лотаря, старшего сына Людовика Благочестивого, получившего титул императора, Италию, часть Бургундии, Прованс, Эльзас и нынешнюю Лотарингию (умер в 855). Его сыновья: а) Людовик II, имп. (умер в 875), получил Италию, умер не оставив сыновей; сын его дочери Эрменгарды — Людовик III Слепой, король Италии (умер в 905); b) Лотарь II получил Лотарингию (от него и принявшую это имя; умер в 869); после его смерти Лотарингия была захвачена Людовиком Немецким и Карлом Лысым; с) Карл получил королевство Прованс. 2) Ветвь Людовика Немецкого, получившего Германию — сыновья: а) Карломан, король баварский и (с 877 г.) итальянский (умер в 880); у него незаконный сын Арнульф, король германский (887 — 899); у Арнульфа сын Людовик III Дитя, король германский (900 — 911; последний К. в Германии); дочь Арнульфа, Глисмута, была замужем за Конрадом, герцогом франкским; от этого брака сын Конрад I, король германский (911 — 918); b) Людовик II Молодой, получил Франконию и Саксонию, умер в 882, без потомства; с) Карл III Толстый, король Аллемании с 876 г., Италии с 880 г., всей Германии — по смерти братьев, с 881 г. — император, с 884 г. и король Франции, снова объединивший, таким образом, монархию Карла Великого; лишён власти 887, умер в 888 г. 3) Ветвь Карла Лысого, получившего Францию. Его сын — Людовик II, Louis de Begue, f 879; у него сыновья от 1-го брака: а) Людовик III (умер в 882) и b) Карломан (умер в 884), правившие совместно, и от 2-го брака с) Карл Простой (умер в 929), сначала обойдённый французскими баронами в пользу Карла Толстого (см. выше), возведенный во французские короли лишь в 893 г., лишённый затем власти в пользу Рудольфа Бургундского. У Карла Простого сын Людовик lV Заморский, кор. с 936, умер в I954 г.; у него сыновья: а) Лотарь 1 франц. (умер в 986); b) Карл, герц. Нижней Лотарингии (умер в 991). У Лотаря I сын Людовик V Ленивый (умер в 987) последний из К., царствовавших во Франции. По женской линии К. были в родстве с многими германскими герцогскими домами, с итальянскими королями и с Капетингским домом. — См. Warnkoenig et Gerard, «Histoire des Carolingiens» (1862); Bonvel, «Die Anfдnge des Karolingischen Hauses» (1866); Fustel de Coulanges, «Des transformations de la royaute pendant I epoque Carolingienne» (1892); M. Стасюлевич, «История средних веков в её писателях и исследованиях новейших учёных» (т. II, 2 изд. 1886).
Ф. С.
Карп
Карп, карпия, короп, сазан (Cyprinus carpio) — составляет единственный вид рода Cyprinus (в тесном смысле) из семейства карповых. Родовые признаки: чешуйки крупные, в очень длинном спинном и коротком заднепроходном плавнике 3 луч сильно развит, утолщён и зазубрен на заднем крае, с каждой стороны по маленькому усику, на верхней челюсти и по более крупному у угла рта; морда округлённая, тупая, рот на конце головы довольно узкий, глоточные зубы в 3 ряда (во внутреннем ряду 3, в обоих наружных по 1 зубу). Тело К. мало сжато с боков, губы толстые, хвостовой плавник с глубокою вырезкой. Спина и спинной плавник черновато-серые или черновато-бурые, бока по большей части желто-бурые, брюхо и губы желтоватые, плавники, кроме спинного, красноватые или желтовато-фиолетовые. Брачный наряд самца отличается белыми или бурыми бородавками на голове, боках и грудных плавниках. Обыкновенно длина от 30 — 50 стм. до 1 м. и вес до 15 — 20 кгр., редко длина до 1,5 м. и вес до 35 кгр., хотя есть указания, что в русских реках попадались ещё более крупные К.: в 3 пд. 17 фн. и 4 пд. 10 фн. К. почти исключительно пресноводная рыба, но водится также в Каспийском, Чёрном (устья рек и взморье) и Азовском морях. К. водится по всей Европе, умеренной части Азии и разведён в недавнее время в Сев. Америке; у нас он в большом количестве водится в реках, впадающих в Каспийское, Черное, Азовское и Аральское моря, особенно в низовьях Волги (в притоках и среднем течении Волги К. мало, но они водятся постоянно также в верховьях Оки, Суры, и Свияги), в бассейне Балтийского моря К. почти исключительно прудовые, разведённые человеком. К. представляет много разновидностей, которые прежде были принимаемы за особые виды (до 20). Наиболее замечательны: зеркальные или королевские К. (Karpfenkonig или SpiegelKarpfen — Cyprinus rex cyprinorum) с очень немногочисленными рядами чрезвычайно крупных чешуй и голым остальным телом; кожистый К. (Leder-Karpfen — С. nodus) с совершенно голой кожей; С. hungaricus, встречающийся у нас в устьях Днестра и Днепра, отличается очень вытянутым телом. К. питается как растительной, так и животной пищей. Они легко выживают в прудах. К. очень долговечны и достигают 100 — 200 летнего возраста, может быть и большего. К. вообще вялы и медленны и становятся живее лишь в период размножения (май и Июнь); икра откладывается в мелких местах. К. не только приучаются выплывать по звонку за пищей, но и вообще обнаруживают значительную сообразительность и находчивость; от невода они часто спасаются или зарываясь годовой в ил, так что нижний подбор невода проскальзывает по их спине, или перескакивая через верхний край его. Утверждают, что К., попавшись на удочку или в мережу, часто перепиливают лесу или петли сети своим зазубренным шипом на плавнике. У нас К. ловится в довольно большом количестве, по мнению Сабанеева до 1 милл. пуд. в год, но из этого лишь сравнительно незначительное количество поступает в торговлю в солёном или мороженом виде, а остальное потребляется на месте. К. были известны уже древним грекам и римлянам; во Франции разведение их началось при Франциске I, в Англии в конце XV или начале XVI (по другим XVII вв.). К. даёт помеси с карасем, различают С. Kollarii (карпики, ставной короп), помесь прудового К. с карасем, и С. Nordmanni (шаран, саран, саранец) — помесь речного К. с карасем.
Н. Кн.
Карпинский
Карпинский (Александр Петрович) — известный русский геолог. Род. в 1846 г. Высшее образование получил в горном институте, в котором состоял с 1869 г. адъюнктом, с 1877 г. по настоящее время — профессор геологии. В 1885 г. назначен директором геологического комитета и членом горного учёного комитета. В 1586 г. избран членом Императорской академии наук. В 1893 г. за свои ученые заслуги удостоен Имп. Русск. Геогр. Общ. константиновской медали. Многочисленные учёные труды К., помещённые в изданиях минералогического общества, академии наук, спб. общ. естествоиспыт. и в «Горном Журнале», посвящены исследованию геологического строения, горных пород, палеонтологических остатков и полезных ископаемых России и, главным образом, восточного склона среднего и южного Урала. Из них важнейшие: «Об авгитовых породах д. Мулдакаевой и горы Качканар на Урале» (диссерт., СПб. 1869); «Анамезит в Европ. России» («Юбил. Сб. Горн. инст.»); «Геологическ. исследов. в Оренбургском крае» («Зап. Имп. Минер. Общ.»); «О нахождении в минеральных веществах жидкого угольного ангидрида» («Горн. Журн.» 1889 г.); «Замечания об осадочн. образов. Европ. России» (т. же); «Геологические исследов. и разведки на восточн. склоне Урала» (т. же); «Замечание о характере дислокации пород в южной половине Европ. России» (там же, 1883 г.); «Третичные осадки вост. Склона Урала» («Зап. Урал. Общ. Люб. Естеств.», 1883 г., VII); «Геологич. карта восточн. склона Урала» (СПб. 1884); «Die fossilen Pteropoden am Ostabhange des Ural. Mem. Acad.» (СПб. XXXII, 1884); «Материалы для изучения способов петрографических исследований» (СПб. 1885); «Орографический очерк 139 листа общ. геолог. карты России» (совм. с Чернышевым, в «Трудах Геолог. Комит.», III, 2); «О кембро-силурийских и некоторых других отложениях Псковской губ.» («Горн. Журнал», 1887 г.); «Очерк физико-географических условий Европ. России в минувшие геологические периоды» (прил. к LV т. «Зап. Акад. Наук», 1887); «О правильности в очертании, строении и распределении континентов» («Горн. Журн.» 1888); "Об аммонеях артинского яруса и т. д. " («Зап. Минер. Общ.», XXVII); «О нахождении нижнесилурийских и кембрийских отложений в Минской губ.» («Горн. Журн.», 1892) и др. Б. П.
Карповые рыбы
Карповые рыбы (Cyprinidae) — семейство рыб из отряда отверстопузырных (Physostomi). Тело обыкновенно покрыто чешуей), голова голая, край верхней челюсти образован межчелюстными костями, брюхо округлено, а если и имеет острый край, то без окостенений; жировых плавников нет; рот беззубый, но нижнеглоточные кости хорошо развиты и имеют 1,2 или 3 ряда (нередко жевательных) зубов; размельчению пищи этими зубами способствует толстая роговая пластинка на расширенном конце выроста основания черепа. Весьма многочисленное (по Лейниссу около 110 родов и 800 видов, а по Иордану более 175 род. и почти 2000 видов) семейство преимущественно пресноводных рыб; лишь немногие водятся и в солоноватой воде (при устьях рек, в Чёрном и Каспийском морях и т. п.). К. распространены по всей земле кроме Южн. Америки (они не встречаются здесь южнее Мексики), Австралии и полярных стран, больше всего их в умеренном поясе сев. полушария; питаются живой и мертвой растительной и животной пищею; многие весьма плодовиты; у самцов в период размножения развивается часто особый «брачный наряд»: они получают более яркую окраску (чаще всего появляется розовый цвет), на голове, теле и плавниках появляются бородавкообразные выросты. Зимою по большей части прячутся на дне или зарываются в ил и подвергаются зимней спячке. Некоторые К. разводятся в прудах (карп, карась), а весьма многие служат предметом более или менее значительного промысла (напр. вобла, различные виды лещей, карпы, караси, лини, язи, чехонь и мн. др.). Н. Кн.
Карраччи
Карраччи (Caracci) — семейство итальянских (болонских) живописцев: 1) Лодовико К. (1555 — 1619), живописец, гравёр и скульптор, ученик Просперо Фонтаны, развившийся далее, во время своих путешествий, через самостоятельное изучение выдающихся итальянских мастеров. По возвращении своём в Болонью, будучи убеждён в необходимости возрождения искусства, основал, вместе со своими троюродными братьями, Агостино и Аннибале К., новую школу живописи, «академию направленных на путь» (degli Incamminati), которая вскоре сделалась в Италии центром художественного образования, несмотря на насмешки над нею старых маньеристов. Принципами её были: непосредственное наблюдение природы, изучение антиков и подражание великим мастерам, напр. в рисунке и движении — Микеланджело, в колорите — Тициану, в композиции и выражении — Рафаэлю, в светотени и грации — Корреджио. Хотя художники, принадлежащие к этой академии или, как их называют, по почину самого Лодовико К., «эклектики» и достигают в своих произведениях некоторой своеобразности стиля, однако у их большинства бросается в глаза решительное старание подражать тем или другим избранным образцам. Так, напр., в ранних работах самого Лодовико К. (напр. во фресках С. Микеле-ин-Боско) слишком заметно подражание Корреджио и Пармиджанино. В более зрелых своих произведениях, он выказывает большую самостоятельность (напр. в «Богородице во славе», в болонской пинакотеке, и во фресках из жития св. Бенедикта, в монастыре С. Микеле-ин-Боско). Лодовико К. является также родоначальником особого рода картин страдальческого пафоса, каковы напр. «Ессе homo» и «Mater dolorosa», которые столь обильны в болонской школе. В Импер. Эрмитаже имеются образцы его живописи: «Св. Семейство» (№ 163 и 164), «Несение креста» (№ 165), «Положение во гроб» (№ 166) и «Св. Севастиан» (№ 167). — 2) Агостино К. (1557 — 1602), живописец и гравёр, ученик П. Фонтаны, Барт. Пассеротти и Дом. Тибальди, развился под влиянием Лодовико К. Обладая большою начитанностью, он взял на себя в академии degli Incamminati чтение лекций по теории искусства. Его немногочисленные живописные произведения (лучшие из них — фрески во дворце Фарнезе, в Риме, исполненные в сотрудничестве с Аннибале К., «Причащение св. Хоронима», в болонской пинакотеке, «Вознесение Богородицы», там же) отличаются правильностью рисунка и светлым, весёлым колоритом. Гораздо значительнее Аннибале К. как гравёр. Взяв себе за образец Корн. Корта, он довёл свою манеру гравирования до высокого совершенства. Замечательнейшие из его гравюр: «Распятие» (с Тинторетто, 1589), «Эней и Анхиз» (с Бароччио, 1595), «Богородица с Младенцем» (с Корреджио), «Искушение св. Антония», «Св. Иероним» (с Тинторетто), а также некоторые собственного сочинения. 3) Аннибале К. (1560 — 1609), живописец и гравёр, ученик Лодовико К., развившийся изучением Корреджио, Тинторетто, П. Веронезе, Рафаэля и Микеланджело. Стремление подражать этим корифеям живописи весьма ярко проглядывает в его ранних произведениях; с основания академии degli Incamminati, он принимал деятельное участие в педагогической и в художественной деятельности этого заведения. В 1597 г. был, вместе с ними, вызван в Рим для украшения фресками дворца Фарнезе. Эти фрески, замечательные по своему удачному распределению, по осмысленности и разнообразию композиции и по свежести красок («Триумф Вакха и Ариадны», «Меркурий и Парис», "Пан и Диана, «Юпитер и Юнона» и пр.), принадлежат к числу особенно удачных его произведений. Умер 49 лет и погребён, согласно выраженному им перед смертью желанию, в Пантеоне, рядом с Рафаэлем. Достоинства живописных произведений этого художника состоят в искусстве композиции, в умно рассчитанном размещении фигур и в свежести колорита; но ему можно поставить в упрёк отсутствие действительного, непосредственного вдохновения. Религиозные композиции Аннибале К. служат верным отражением сантиментальной, неискренней набожности его времени. Кроме картин духовного, мифологического и аллегорического содержания, писал также пейзажи (образцы их можно видеть в галереях Дориа, в Риме, в мадридском, берлинском, и других музеях; пейзаж №178, в Императорском Эрмитаже, к сожалению, сильно потемнел). Главные из его многочисленных произведений, рассеянных по разным галереям Европы суть, сверх вышеупомянутых, следующие: «Богородица со святыми» (1592), «Воскресение Христово» (в Лувре), «Св. Рох» (в Дрездене), «Вакханка и сатир» (во Флоренции), «Христос и самаритянка» (в Вене), «Избиение младенцев» (в Мюнхене), «Св. Семейство» (в Импер. Эрмитаже, № 169), «Отдых на пути в Египет» (там же, №171), «Почивший Христос» (там же, №172) и др. В своих гравюрах Аннибале К. воспроизводил почти исключительно собственные композиции («Распятие», «Юпитер и Антиопа», «Христос» и пр.). А. И — в.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.