- 802 Просмотра
- Обсудить
Комиссии
Комиссии — общее понятие. Одним из первых учреждений, носившим у нас название К., была учрежденная в 1733 г. генеральная счетная К. .С 1858 г. учреждаются особые К. из лиц, по непосредственному избранию Его Величества, для рассмотрения ежегодных отчетов министров, в присутствии самого министра; К., истребовав от министра, в чем нужно, объяснения, представляет свое по отчету заключение, для всеподданнейшего доклада, в совет министров. Из временных К., которым в новейшее время поручалась разработка коренных реформ или составление обширных законопроектов, или же выяснение фактического положения какого-либо сложного вопроса, особого внимания заслуживают: редакционные К. для составления проекта общего положения об устройстве быта помещичьих крестьян; К. для пересмотра системы податей и налогов, учpeждeннaя в 1858 г.; К. по составлению Судебных Уставов имп. Александра II, редакционные К. по составлению гражданского и уголовного уложений ; особая К. для составления проектов местного управления; К. для исследования сельского хозяйства и сельской производительности в Poccии, учрежденная в 1872 г. (закрыта в 1873), по инициативе и под председательством гр. П. А. Валуева, для разъяснения вопроса «об увеличении или уменьшении в общем итоге производительного труда населения России», равно как «для проверки неопровергаемых из среды правительственных учреждений толков печати и общества о бедственном положении народа, — толков, систематически повторявшихся и пред судом, во время нечаевского процесса» (ср. Я. Ст — кн, "Валуевская К. ", в «Русской Мысли» 1891 г., № 3 и 4). Совершенно исключительное положение занимала верховная распорядительная К. В качестве постоянных установлений состоят при государственном контроле с 1892 г.: 1) К. для поверки отчетности установлений государственного контроля и 2) К. для поверки годовых отчетов частных железных дорог за прежнее время и текущих отчетов тех частных железных дорог, при коих не учреждено местного правительственного контроля.
Перечень более важных К. (о которых см. по начальным буквам соответствующих наименований или в других особо указанных местах): археографическая К.; археологическая К.;архивные К.; К. для разбора древних актов в Вильне и Киеве; доимочная К.; К. о дорогах в государстве и дорожные К.; К. духовных училищ, закрытая в 1839 г. и ср. И. А. Чистович, «Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия», СПб., 1895); К. о коммерции; К. крестьянских дел; ликвидационные К.; люстрационные К.; межевые К.; наблюдательная К.; таже К. имеет наблюдение и за спб. тюрьмой; другая наблюдательная К. в СПб., с таким же составом членов, учреждена для надзора за исправительным арестантским отделением и пересыльной тюрьмой; третья, в состав которой, вместо директоров тюремного комитета, входят директриссы — для наблюдения за женским отделением спб. тюрьмы); навигационно-описная К.; К. народных училищ;К. по устройству народных чтений;особая К. по составлению местных запретительных книг; оценочная К.; К. печатания государственных грамот и договоров; поверочные К.; пограничная К.; постоянная К. при акд. наук для пособия нуждающимся ученым, литераторам и публицистам; центральная К. об улучшении внутренних водяных сообщений и коммерческих портов; посредническая К.; К. народного продовольствия или продовольственные; К. прошений (Указом 25 февраля 1895 г. вновь образовано самостоятельное учреждение для принятия прошений: канцелярия, состоявшая для этого при императорской главной квартире, выделена в канцелярию Е.И.В. по принятию прошений, на Высочайшее имя приносимых, вверенную особому главноуправляющему с правами министра; вызывяемые этим изменения в порядке направления всеподданейших пpoшений имеют быть выработаны командующим главной квартирой.); раввинская К.; ревизионные К.; ревизские К.; прибалтийская К. регулирования; К. для снабжения резиденций припасами;К. по делам рысистого спорта; К. для свода запретительных и разрешительных книг; главная К. по делам скакового спорта; следственные комиссии; строительные К.; К. историко-филологическая, физико-математическая, юридическая, медицинская и К. вост. языков; правительственные К.
Коммивояжер
Коммивояжер (франц.) — странствующий агент по торговым делам. В России к услугам К. в. в обширных размерах прибегают лишь лодзинские (отчасти и белостокские) фабриканты, и этим значительно обусловлен широкий сбыт, какой получают лодзинские фабрикаты.
Коммуникация
Коммуникация, коммуникационные линии, в военном смысле — пути, соединяющие базу (территориальную полосу в тылу армии, на которой собраны все средства для ведения войны) с местом расположения армии. Путями этими могут быть обыкновенные дороги, судоходные реки, железные дороги. Наиболее удобный и дешевый путь — водяной, но им не всегда возможно пользоваться, вследствие спада вод или их замерзания. При устройстве К. линии на обыкновенной дороге, ее разделяют на этапы величиной в 1 переход (20 — 30 в.); в каждом этапном пункте устраивается станция, состоящая из наскоро укрепленного поста, магазина обуви, одежды и продовольственных запасов и госпиталя, под прикрытием небольшого гарнизона. К каждой станции приписывается участок окружной местности, в районе 10 — 15 в., для исполнения подводной и др. повинностей. Устройство К. линий по железным дорогам выработалось лишь недавно, особенно во время франко-прусской войны 1870 — 71 гг. При значительно расширившейся ныне базе, обнимающей весь тыл армии вплоть до расположения корпусов в мирное время, началом К. линии, начальным этапным пунктом служит одна из обширных жел. дор. станций в районе мирного расположения каждого из корпусов. На этой станции устраивается обширный магазин (называемый у немцев «запасным», Ersatzmagazin). Далее, ближе к границе, устраиваются «сборные магазины» (тоже на больших жел. дор. станциях, на узлах сухопутных и речных сообщений), в которых постоянно должны находиться налицо 5 — 6-дневные запасы для армии. На этих сборных станциях сосредотачиваются поезда различных корпусных районов, до перехода их на жел. дороги театра военных действий. Отсюда посылаются армии запасы, по мере требований войсковых начальников. Станции, на которых К. линия внутри страны переходит на жел. дороги театра военных действй, называются «военно-переходными» (Uebergangsstation, Stations de transition). Жел. дороги на театре военных действий подчинены уже этапным инспекциям армии. Поезда, отправляемые со сборных станций к армии, доходят до расположения ее настолько, насколько то допускается безопасностью движения. Пункты, где коммуникационные линии переходят на обыкновенную дорогу, называются главными этапными пунктами (Hauptetappenorte, stations tetes d'etapes de guerre) или «конечными выгрузными станциями», которые перемещаются по мере движения армии вперед. От конечных станций запасы доставляются войскам уже собственными средствами последних или же парками, собранными реквизиционным путем.
Комнины
Комнины, комниены (Komnhnoi) — знатная византийская фамилия, из которой происходили византийские императоры, правившие во 2-й пол. XI и в XII вв., и трапезундские императоры. Из старших поколений К. известны только: 1) отец императора Исаака К. — Мануил Эротик К., отличившийся при императоре Василии II (в конце Х в.) защитой г. Никеи от претендента на престол, поднявшегося против Василия; и 2) Никифор К. — вероятно, брат Мануила, бывший при Василии II правителем одной из азиатских провинций, в 1026 г. поднявший восстание против Константина VIII и за это ослепленный. У Мануила было два сына: 1) Исаак — император с 1057 до 1059 г. и 2) Иоанн. У императ. Исаака был сын Мануил, умерший до 1057 г., и дочь Мария. У Иоанна были три дочери (Мария, Евдокия, Фeoдора) и пять сыновей — Мануил, Исаак, Алексей, Адриан, Никифор. Из них Алексей был императором с 1081 до 1118 г. У Алексея были сыновья: 1) Иоанн, император с 1118 до 1143 г.; 2) Андроник; 3) Исаак, имевший сан севастократора; дочери: 1) Анна — знаменитая византийская писательница; 2) Феодора — жена Константина Ангела, от которого произошла византийская императорская фамилия Ангелов. У имп. Иоанна были сыновья: 1) Исаак, севастократор, и 2) Мануил — имп. с 1143 до 1180 г. У Мануила был сын, царствовавший, под именем Алексея II, с 1180 до 1183 г. 15-и лет от роду он был свергнут с престола Андроником К., сыном севастократора Исаака (З-го сына имп. Алексея I К. — см. выше) и убит по его внушению. Андроник был последним визант. императором из династии К. (1183 — 1185). Он был свергнут с престола Исааком Ангелом. Имя К. присваивал себе также имп. Алексей III Ангел, внук дочери имп. Алексея I, Феодоры, царствовавший с 1195 до 1203 г. Эпоха господства К. была последним блестящим периодом визант. истории: удачная внешняя политика, сводившаяся при имп. Алексее I к охране европейских и азиатских границ государства, развернулась при имп. Мануиле в широкую и блестящую, хотя в значительной мере фантастическую программу подчинения Италии и восстановления власти восточного императора на Западе; оживленное изучение древнегреческой литературы и расцвет собственной, византийской литературы в эту эпоху характеризуются появлением таких ученых и писателей, как историки Анна К. и Никита Акоминат, знаменитый комментатор Гомера Евстахий Солунский и др.; наконец, при имп. Андронике затевается широкая попытка эмансипировать торгово-промышленную жизнь страны от западного гнета (преимущ. со стороны итальянских морских городов) и укрепить политический и общественный строй государства, ослабив государственное значение и экономическое преобладание аристократии и уничтожив злоупотребления в администрации, особенно финансовой. Неудача этой попытки, шедшей в разрез с интересами самого могущественного сословия государства и создававшей резкий поворот в отношениях к итальянским торговым городам, пользовавшимся особым покровительством предыдущих К. и получавших от них обширные привилегии, послужила первым шагом к последовавшему затем крушению государства, выразившемуся в завоевании Константинополя крестоносцами и в основании латинской империи (1204).
У имп. Андроника был сын Мануил, а у этого последнего — сын Алексей, первый император трапезундской империи, царствовавший с 1204 до 1222 г., начавший собой династию так наз. великих К. За ним следуют (после его зятя Андроника Гида, 1222 — 1235) его сыновья: 1) Иоанн I(1235 — 1238); 2) Мануил I (1238 — 1263). У Мануила — 3 царствовавших друг за другом сына: 1) Андроник II; 2) Георгий; 3) Иоанн II (1280 — 1297). У последнего сын — имп. Алексей II (1297 — 1330). У него сыновья: 1) имп. Андроник III (1330 — 1331; за ним следует его сын — Мануил II, 1331 — 1332); 2) имп. Василий (1332 — 1340); далее междоусобия в течение двух лет, а затем был провозглашен сын З-го сына Алексея II, Михаила — Иоанн III (1342 — 1344); после его низвержения на престол был возведен его отец — имп. Михаил (1344 — 1349). Затем царствовал незаконный сын имп. Василия — Алексей III (1349 — 1390), далее — его сын, Мануил III (1390 — 1417), сын последнего — Алексей IV (1417 — 1446), его сын — Иоанн IV (Калоиоанн; 1446 — 1458) и, наконец, брат последнего — Давид (1458 — 1461). Вскоре после завоевания (1461) Трапезунда турками Давид, вместе с семью сыновьями и племянником, был казнен. — Связь всех фамилий, возводивших впоследствии свою генеалогию до императоров К., с этими последними остается недоказанной. Такова фамилия Константина К., переселившегося в 1675 г. из Греции в Геную и затем на Корсику: его потомок Димитрий К. (1750 — 1821), признанный в 1782 г. французским правительством за потомка Давида К., умер во Франции в звании Маrechal de camp. Для доказательства своего происхождения от Давида К., Димитрий К. написал: «Precis historique de la maison imperiale des Comnenes» (Амст., 1784); «Lettre a M. Koch sur l'eclaircissement d'un point d'histoire relatif a la fin tragique de David Comnene, dernier empereur de Trebisonde» (П., 1807); «Notice sur la maison Comnene et sur ses vicissitudes, sur les circonstances, qui l'ont transplantee en France» (Париж, 1815). Один из сыновей Константина К., Каломер, поселившийся в Тоскане, считался, ошибочно, за предка Бонапартов. В России есть также фамилии, выводящие себя от К.
О. Смирнов.
Koморские о-ва
Koморские о-ва (Comor) — открытая в 1598 г. Гутманом группа из 4-х больших и нескольких меньших о-вов, между 11 — 13° ю. ш. и 43 — 46° в. д. (от Гринвича), при сев. входе в Мозамбикский пролив. В общем, о-ва возвышенны и гористы, частью вулканического происхождения, по краям образованы из коралловых рифов; отличаются плодородием и смягченным морскими ветрами климатом. Роскошная тропическая растительность; фауна однородна с Мадагаскаром; встречаются и некоторые животные, свойственные африканскому материку. Из домашних животных особенно разводится рогатый скот и овцы. Жит. — мусульмане, смесь восточноафриканских негров-суахили, арабов и сакалавов — миролюбивы, честны и гостеприимны; занимаются земледелием, приготовлением полотна, оружия, кузнечных и ювелирных изделий. Вывоз: кокосовое масло и черепахи. Из островов три управляются каждый особым арабским султаном, четвертый остров — Майотта (300 кв. км. с 9598 жит.) — уступлен французам в 1841 г.; он соединен кабелем с Занзибаром и Мадагаскаром; возделывается сахарный тростник. К СЗ от Майотты лежит остров Иоханна (Nsuani), с 12000 жит., очень плодородный и доступный для судов; англичане имеют здесь угольную станцию. Остров Мохилла, с 6000 жителей, богат скотом. Большой Комоpo (арабск. Аngasija) перерезан цепью холмов, среди которых возвышается вулкан в 2250 — 2660 м. высоты; 1012 кв. км., с 35000 жителей. Dsujini — резиденция главного султана. К. острова находятся под протекторатом Франции с 1886 г. Они подчинены губернатору Майотты и управляются резидентом на о-ве Иоханна. Компиляция — литературное произведениe, представляющее собой пересказ какой-либо одной или нескольких книг.
Композиция
Композиция (componimento — итал., composition — франц.) — музыкальное сочинение, а также искусство изображать звуками настроение души. Пособием для более красивого стройного изложения музыкальных мыслей служит «теория К.». С К. связаны творчество, т. е. способность создавать выразительную и самобытную музыку, и техника — умение свободно, правильно, изящно излагать свои мысли в нотных знаках. Первое есть дар природный, второе достигается изучением теории К.
Н. С.
Композиция
Композиция — в начертательных искусствах, сочинение художником его произведения, т. е. перенесение архитектором в проект сооружения, скульптором в рельеф или статую, живописцем в картину или рисунок, орнаментистом в декоративное изделие тех линий, форм и образов, которые еще смутно рисуются в его воображении, и составление (compositio) из них, при помощи средств и технических приемов, свойственных его отрасли искусства, органического целого, определенно выражающего задуманное им содержание. Установить более или менее точные правила для художественной К., как пытались делать это некоторые эстетики в пору господства академического классицизма, невозможно, потому что наше представление об изящном совершенно относительно и изменяется, смотря по времени, месту, народности и распространенным в обществе убеждениям и вкусам. Можно указать по этой части лишь на некоторые общие требования, вытекающие не из каких-либо теоретических положений, но из рассмотрения произведений искусства, всесветно признаваемых высокими, образцовыми. И здесь, как во всех других областях, подобные произведения не составляют продукта правил, но дают указания на них. Во-первых, в К. не должно быть ничего ни недостающего, ни излишнего; необходимо, чтобы каждая ее часть имела право на свое место в ней, ввиду существования прочих частей, чтобы все части согласовались между собой, были подчинены одной, главной, и содействовали, каждая по-своему, ее первенствующему значению. Не надо, чтобы второстепенное, своим обилием и видной ролью, затмевало существенное: избыток аксессуаров и деталей, которыми современные художники иногда любят загромождать свои создания, столь же вредит К., как и отсутствие в ней частностей, помогающих ясному разумению ее содержания. Во-вторых, художник, особенно скульптор или живописец, должен помнить, что материал для его творчества заключается единственно в природе и что, поэтому, заимствуя из нее формы и образы, он обязан не прибавлять к ним ничего от себя, ничего измышленного, ненаблюдаемого в действительности. Все, что дозволительно для него при воспроизведении этих форм и образов, и не только дозволительно, но даже, в некоторых случаях, требуется как необходимое условие, это — устранение случайных черт, без которых не обходится ничто в природе, и которые, однако, способны заслонять собой существенные, характерные черты предмета. Тем менее рационально будет, со стороны художника, если он, для передачи своих идей, станет изобретать совершенно произвольные, фантастические образы: они явились бы в его произведении символами, непонятными или малопонятными для зрителя, требующими от него напряжения ума, а недействующими прямо на его чувство и, следовательно, охлаждающими впечатление, производимое К. Когда же, по условиям задачи, приходится поневоле прибегать к символике и аллегории, или пускаться в области сверхъестественного, то и тогда надо сколь возможно более держаться действительности, допуская отступления от нее лишь в комбинации целых образов, но отнюдь не в них самих или в их частях. Так, напр., в религиозной живописи, неземные существа могут быть представляемы восседающими на облаках, окрыленными, парящими в воздухе, но фигуры их должны иметь человеческий облик и не поражать своими уклонениями от того, что мы видим в природе. Далее, не следует забывать, что каждая отрасль искусства имеет свою область и свои границы, за которые нельзя переступать безнаказанно, что у каждой отрасли есть средства для выполнения известного рода задач, а для выполнения других — не существует. То, что легко поддается поэзии и музыке, порою вполне недоступно для скульптуры и живописи, и наоборот. Самому искусному живописцу не передать, напр., мелодии соловьиного пения или звуков морского прибоя, как самому талантливому музыканту не передать игры солнечных лучей на ярких лепестках розы или красоты форм молодой стройной женщины. Вторгаться в чужую область, равно как делать предметом воплощения в своей К. слишком отвлеченные, туманные идеи, художнику, который посвятил себя начертательному искусству, воспрещается под страхом полнейшей неудачи. Несоблюдение этого правила неминуемо приведет его, как ни был бы он искусен и умен, к созданию, быть может, глубокомысленной, но холодной, неудобопонятной, а иногда и крайне странной К., вроде, напр., фресок Шинкеля и Корнелиуса под портиком старого музея в Берлине, или большинства картин Вирца, в музее его имени, в Брюсселе. Наконец, достоинство К. зависит, главным образом, от степени талантливости художника — от силы его фантазии, его вдумчивости, строгого отношения к самому себе, знания меры, артистического чутья, — словом, от врожденных способностей, не приобретаемых опытом, хотя и изощряющихся, благодаря ему. Обладание техническими приемами тут почти не при чем, и К. может быть превосходной, будучи выполнена в отношении этих приемов далеко не мастерски.
А. С — в.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.