Меню
Назад » »

Логос (419)

Корона

Корона — Короной называется головной убор или наголовье, служащее признаком известной власти и формою своею определяющее звание, сан, титул, а иногда и заслуги лица, кому она. принадлежит. Несомненно, что происхождением своим К. обязана венку или венцу, представляя собственно его разновидность. Венцы из драгоценных металлов подносились первоначально богам. Так Аттал, пергамский царь, послал в Капитолий посвященные богам золотые венки; сирийский царь Филипп поручил своим послам снести туда же венок необыкновенной цены. Позже такие же венцы выдавались в награду за воинские заслуги: corona castrensis или vаllагis — обруч с украшениями в роде забора; corona muralis — украшенная зубцами; corona navalis или rostralis — украшенная таранами (rostra) кораблей; corona classica, в которой тараны заменялись целыми носами кораблей; два вида corona triumphalis. Античные медали представляют четыре рода императорских венцов: лавровый венок, лучистую корону, жемчужную (диадему) и camelancium. Византийские императоры носили сначала диадему. При Юстиниане ее заменила так называемая стемма, прототип всех средневековых королевских корон; в сущности, это было скорее превращением повязки, которая исчезла под массой камней и украшений. Стемма Юстиниана, как она изображена на мозаике храма св. Виталия в Равенне, состоит из золотого обруча, украшенного жемчугом. Преемники Юстиниана изображены в более богато украшенных коронах: спереди короны возвышается крест; на щеки спускаются две подвески из жемчуга или драгоц. камней, прикрепленные к нижнему краю К. (так назыв. cataseista); стемма подложена материей, образующей шапку или подушку. Обруч украшали эмалью. У Константина Багрянородного были зеленые, голубые, красные и белые К., т. е. украшенные эмалью этих цветов. Не следует смешивать стемму с «camelancium» — род шлема без забрала, украшенного, по нижнему краю, диадемой, с двумя рядами жемчуга и гребнем на верху. Дети императора и высшие духовные сановники имели К., называвшуюся «stephanos». К. императриц не всегда были похожи на К. императоров; так, на равеннской мозаике Феодора изображена в К., обруч которой украшен листками.

Много византийских К. сохранилось до нашего времени; древнейшая из них — железная К. королевы Теодолинды. В пештском национ. музее хранится К.. Константина Мономаха, случайно найденная в 1860 г. К. св. Стефана или венгерская, в Офенском замке, представляет чистый тип императорской стеммы конца XI в. Она пожалована св. Стефану, в начале XI в., папой Сильвестром II. В 1072 г. византийский император Михаил VII подарил венгерскому королю Гейзе II открытую К., также в византийском стиле. Лет 20 спустя оба эти венца были спаяны вместе и образовали оригинальный головной убор, почти в том же виде сохранившийся и доныне. В глазах венгерца эта К. окружена особым ореолом. Короли считались действительными королями только после коронования ею; если король умирал до коронации, хотя бы и сражаясь за родину, его имя вычеркивалось из списка королей. К. эта имела своих офицеров, свое имущество, свои дворцы, свою стражу. Сохраняемая в тройном, обитом железом, ящике, она состояла под наблюдением двух префектов, проводивших по очереди ночь у дверей святилища, и двух высших сановников, дуумвиров К., бывших ее ответственными хранителями. Во время междоусобиц и войн претенденты на трон оспаривали друг у друга обладание драгоценным талисманом, вследствие чего К. претерпела целый ряд приключений. Даже в настоящее время она не потеряла своего престижа. Во время революции 1848 — 1849 г., посреди народа, волнуемого республиканскими идеями, венец св. Стефана был окружен поклонением. Когда народная партия была побеждена, Кошут и другие вожди ее закопали К. в землю, чтобы она не досталась австрийцам; но нашелся изменник, выдавший ее за деньги, и австрийское правительство торжественно перенесло ее в офенский замок. В 1858 г. в Испании была найдена целая серия визиготских К., из которых девять в настоящее время находятся в музее Клюни. Наиболее замечательная из них принадлежала королю Рицесвинту (649 — 672). Карл Великий, на латеранской мозаике, изображен в шапке, основание которой окружено зубчатой античной К. Анналы Фульды гласят, что Карл Лысый, сделавшись императором, перенял одежду и диадему греческих императоров. На одной из миниатюр IX в. К. состоит из повязки, украшенной камнями, к которой прикреплена дуга, также украшенная камнями и листьями. К. Карла Великого, сохранявшаяся некогда в Нюрнберге (ныне в императорской сокровищнице в Вене), состоит из золотых, закругленных сверху пластинок, с украшениями из жемчуга и драгоценных камней; передняя пластинка увенчана крестом, от подножия которого идет дуга, с надписью: «Chuonradus Dei gratia Romanorum imperator augustus». Этой К. короновался Конрад II в 1027 г., а затем и другие германские императоры. В средние века императоры часто изображаются в К. другого типа. В одной мюнхенской рукописи Оттон II или III изображен в четырехугольной К., надетой углом наперед и украшенной листком на каждом углу. На миниатюре, находящейся в Аахене, Оттон III является в широкой круглой повязке, похожей на диадему Юстиниана на paвенской мозаике. С XV в. форма императорской К. обыкновенно такая, как на статуе Людовика Баварского конца XV в., в часовне мюнхенского собора; она представляет род высокой четырехсторонней митры. Одна из древнейших средневековых К. принадлежит к числу наших императорских регалий; это — так называемая шапка Мономаха, присланная, по преданию, в 988 г. византийскими царями Василием II и Константином IX Владимиру Святому, по случаю его крещения и бракосочетания с их сестрой, царевной Анной. Она состоит из восьми золотых, отделанных филиграном, пластинок, из которых каждая украшена драгоценным камнем и несколькими жемчужинами, и увенчана яблоком (вершиной) с четырьмя камнями: рубином, жемчугом, синим и желтым яхонтами; на яблоке возвышается крест, концы которого украшены жемчужинами. Нижняя часть К. имела прежде жемчужные подвески; теперь она отделана собольей опушкой. К. эта совершенно схожа с К. на монетах царей Василия и Константина. Эта корона принадлежала всегда старшему в роде: князья младшей линии имели свои короны различных форм, например зубчатые обручи, обручи с трилистниками и т. п. Великие княгини, княжны и царицы также имели свои К. Существуют портреты цариц Евдокии Лукьяновны (второй супруги Михаила Феодоровича) и Марии Ильинишны (первой супруги Алексея Михайловича) в К. в виде митры, из золотой парчи, с ободком из золота. Сестры царя Михаила Федоровича, царевны Ирины, Анна и Татьяна изображены первые две в зубчатых К., а младшая — в украшенной трилистниками. До Петра Великого цари очень часто надевали К., почему и число их было очень значительно. В настоящее время в московской оружейной палате хранятся следующие К. : 1) Владимира святого (см. выше); 2) казанская, заказанная Иоанном Грозным для крещения казанского царя Едигера и отправленная после смерти последнего в Москву; 3) астраханская, сделанная в 1627 г. по заказу царя Михаила Феодоровича; 4) сибирская (альтабасная шапка), сделанная из золотой парчи; заказана в 1684 г.; 5) таврическая или так называемая шапка Мономаха второго разряда, изготовленная в 1682 г. для коронации Петра Вел.; 6) бриллиантовая. К. Петра Великого, немецкой работы, украшенная спереди двумя двуглавыми орлами; 7) алмазная К. Иоанна Алексеевича. На печатях уже со времени Михаила Феодоровича встречаются К. европейской формы, но в действительности они тогда еще не существовали. Первая К. европейского образца была сделана в 1724 г., для коронации Екатерины I. Этой К. короновался Петр II. Дугу, разделяющую К., он приказал украсить большим рубином, купленным по указу Алексея Михайловича в Пекине, у китайского богдыхана, послом Николаем Спафарием; к вершине его был приделан бриллиантовый крест. Для коронации Анны Иоанновны была заказана К. по тому же образцу, но еще роскошнее и больше; число украшающих ее камней доходит до 2605 штук. На дуге помещен рубин, снятый с К. Петра II. Эта К. с 1856 г. называется польской и в государственном гербе помещается на гербе Царства Польского. Этой же К., немного переделанной, короновалась Елизавета Петровна. Екатерина II заказала для своей коронации придворному ювелиру Позье новую К., на отделку которой пошло 58 очень больших и 4878 маленьких бриллиантов, большой рубин и 75 больших жемчужин; она весила до б фунтов. Для коронации Павла I эта К. была несколько расширена и 75 жемчужин заменены 54 большими; ею же короновались и все последующие императоры. Императрицы надевали при некоторых церемониях так называемые малые или выходные короны; они составляли частную собственность императриц и после их смерти уничтожались, а камни раздавались согласно завещанию. С коронами этими носилась особая мантия. Последняя малая К. сделана по образцу большой императорской; решетки по обеим сторонам ее украшены четырелистниками, на дуге возвышается бриллиантовый крест, а нижний край К. составлен из 22 больших бриллиантов. Ее надевали во время коронации императрица Мария Александровна и ныне вдовствующая императрица Мария Феодоровна. В оружейной палате хранится золотая мальтийская К., поднесенная импер. Павлу I. Императорская германская К., созданная импер. Вильгельмом I, несколько напоминает своею формою К. Карла Вел. К. наследного принца германского напоминает императорскую, но вместо пластинок на обруче помещаются 4 орла и 4 креста. Австрийская императорская К. или К. Священно-Римской империи формою своею напоминает митру . Французская императорская К., сделанная в начале настоящего столетия для Наполеона I, состоит из обруча, на котором 8 орлов и 8 пальмовых ветвей. Бразильская императорская К. имела 8 золотых дуг, сходящихся под державою. Королевская К., в зависимости от того, имеется ли внутри К. подушка или шапка, называются закрытыми (fermee, gefutterte) или открытыми (ouverte, offene). Термины эти не совсем правильны, так как все королевские короны принадлежат к числу закрытых К., т. е. таких, у которых имеются сходящиеся над обручем дуги, в отличие от открытых К., дуг не имеющих. Открытые королевские К. принадлежат Баварии, Вюртембергу, Греции, Испании, Италии, Нидерландам, Пруссии, Румынии, Саксонии, Сербии, Швеции, Норвегии и Франции; закрытые — Англии, Бельгии, Богемии, Болгарии, Дании и Португалии. Обыкновенно полагают, что Франциск I первый надел закрытую К., быть может — как отличие от не царственных принцев и титулованных дворян, которые имели право носить К. и изображать ее на своих монетах. Весьма различны формы К., присвоенных другим владетельным и не владетельным лицам. Так напр., шапка герман. владетельных князей и герцогских медиатизированных домов состоит из подушки с горностаевым околышем, из-за которого выходят 4 дуги; эта же шапка присвоена и русским князьям, пользующимся титулом сиятельства. Австрийские принцы носят ту же К., но с золотым обручем, имеющим 4 листа и 4 жемчужины. Эта шапка принадлежит и русским князьям с титулом светлости. Только с конца IX в. французские герцоги и графы начинают носить К., состоящие из простого золотого обруча. Карл Лысый дал эту привилегию герцогам, которые должны были надевать К. только во время больших церемонией и особенно во время публичных заседаний. По мере того, как феодализм развивался, умножались и К., и скоро не было самого мелкого владетеля, который не считал бы себя в праве носить К. Не ранее XVI в. образовались особые формы К. для дворянства титулованного и нетитулованного. Дворянская К. северогерманская имеет 4 листа и четыре небольшие жемчужины, посаженные на стержень; у южногерманской 8 зубцов с жемчужинами. Обе эти короны употребляются и русским дворянством. Духовные лица также имеют свои наголовья, служащие отличием или указывающие сан. Такова К. пап — тиара или, как ее еще называют, regnum. Это род митры, окруженной тремя помещенными одна над другой К., составленными из зубцов с жемчугом и листьев. Внизу тиара имеет ленты бархатные и украшенные крестиками. Первоначально тиара состояла из круглой и высокой митры; папа Гормидий в 523 г., а по другим источникам — Александр III, в XII в., окружил ее К., как символом власти. Бонифаций VIII, умерший в 1303 г., присоединил к ней вторую, как символ духовной и светской власти. Немного позднее Урбан V — а может быть Иоанн XXII пли Бенедикт XII — прибавил третью К., чтобы тиара служила символом тройственных прав папы, как судьи, законодателя и священнослужителя всего католического мира. Католические кардиналы, архиепископы, епископы и прелаты имеют шляпы, указывающие их сан. В заключение упомянем еще о токах, введенных имп. Наполеоном I, вместо К., для созданного им дворянства. Они состояли из бархатных шляп, украшенных перьями, которых у князей и герцогов было 7, у графов 5, у баронов 3 и у дворян 1. При реставрации Бурбонов токи были уничтожены. Укажем еще корону абиссинского негуса.

По Menestrier, К. появляются в гербах как гербовая фигура, как украшение шлема и помещенная над щитом, как знак достоинства или власти. Шлемы, украшенные К., носили во время турниров, особенно в Германии, где увенчанный К. шлем считался признаком дворянства. Обычай венчать шлем К. появился между рыцарями в XV в., а украшение короною щита взято с монет. При Филиппе VI начали делать монеты, на обратной стороне которых была К. В то время только короли украшали К. свои гербы, и эти К. были открытия, с низкими цветами; позже их примеру последовали герцоги, маркизы и графы. У нас императорская К. встречается в больших гербах лиц императорской фамилии мужского пола, в личном гербе Его Величества и в гербах губерний. Малые гербы лиц императорского дома имеют К. геральдическую, представляющую ничто иное как северогерманскую дворянскую К. Если в К. жемчужины увенчаны крестами, то она получает название древней царской и употребляется в гербах областей. В гербах городов помещается стенная К., а античная К. обыкновенно служит для венчания геральдических фигур. В гербах нетитулованного дворянства К. венчает шлем, но прежде утверждались гербы и без К.; последняя помещалась иногда на щите или в воздухе над шлемом. В баронских гербах К. помещается или прямо над щитом, или на шлеме, венчающем щит. В гербах графских К. помещается на щите; кроме того, если имеется несколько шлемов, то средний иногда венчается такою же К.; остальные покрываются дворянскою и баронскою, если последний титул имел владелец герба. Княжеская шапка обыкновенно помещается над мантией, но также может венчать щит и шлем.

П. ф.-В.

Коронер

Коронер (Coroner) — судебное должностное лицо в Англии. Должность К. существует с конца XII в. и регулируется частью положениями общего права, частью статутами. Должность эта — выборная. До последнего времени К. избирались на собраниях всех фригольдеров графства или округа, но с 1889 г. избрание К. производится советом графства. Хотя обязанности К. носят судебный характер, им может быть и не юрист; единственное условие, которому должен удовлетворять кандидат, состоит в том, чтобы он имел какую-либо недвижимость в графстве. Должность свою К. занимает пожизненно, но может быть смещен лордом-канцлером в случае злоупотреблений, нерадения и т. п. Вознаграждение К. определяется советом графства, на пять лет. Города с населением более 10000 жит. имеют своих особых К., избираемых городским советом. Обязанности К. сводятся к производству расследования по каждому смертному случаю, в котором есть основание предполагать неестественную причину или насилие, а также по всем смертным случаям в тюрьмах. Расследование производится при участии двенадцати присяжных. По осмотре тела, производстве, в случае надобности, медицинской экспертизы и вскрытия тела, и допросе свидетелей, К. резюмирует все полученные данные и приглашает присяжных постановить решение о причине и обстоятельствах смерти. Если присяжные высказывают решение о предполагаемой виновности кого-либо, то К. может отдать приказ о немедленном задержании этого лица. Решение присяжных при расследовании К. de jure равносильно обвинительному акту (indictment), и дело может быть передано суду малого жюри без дальнейшего производства следствия пред большим жюри. (м. Maitlaud, «Justice aud Police» (Л. 1885); Chalmers, «Local Government» (Л. 1885; Franqueville, «Le Systйme judiciaire de la Grande Bretagne» (П., 1893).

В. Д.

Корреджо

Корреджо (Correggio), собственно Антoниo Аллегри (Allegri), прозванный К. по месту своего рождения (в Моденской обл.) — знаменитый итал. живописец (1494 — 1534). Первоначальное художественное образование получил под руководством своего дяди, Л. Аллегри, и Бартолотти, а в дальнейшем пользовался уроками феррарского живописца Фр. Бианки, как о том сообщают дошедшие до нас весьма скудные сведения о первой поре его жизни. Весьма вероятно, что в 1510 г., по смерти Бианки, он посетил Мантую, где изучал произведения Мантеньи, и что на него также имел влияние Лоренцо Лотто. С достоверностью известно, что в 1514 г. он находился снова в Корреджио, где к следующем году окончил исполнением для тамошнего монастыря миноритов «Мадонну со св. Франциском», находящуюся ныне в дрезденской галерее и напоминающую, внешним построением своих групп, манеру XV в, Фр. Франчья, Л. Косту и Бианки, но уже отличающуюся большею свободою движений, живостью концепции, правильностью рисунка, силою и гармониею красок. Исходя от этого, исторически признанного подлинным, произведения К., новейшая художественная критика приписывает этому художнику следующие «Мадонны», предшествовавшие дрезденской: у г. Фриццони в Милане, в галерее Уффици, во Флоренции, и в городских музеях Пaвии и Милана. Ко времени пребывания Аллегри в Корреджио (до 1510) относятся: «Бегство в Египет» (в галерее Уффици), «Мадонна со св. Иосифом и св. Иеронимом» (в Гамптонкортском собрании) и «Четыре святых» (у лорда Ашбуртона). Около того же времени (после 1514) он, вероятно, участвовал, вместе с другими художниками, в исполнении фресок дворца в Новелларе, по заказу вдовы Джампьетро Гонзаги. В 1518 г. он переселился в Парму, где получил от образованной в духе гуманизма настоятельницы м-ря Сан-Паоло поручение украсить один из ее покоев фресками мифологического содержания. Исполняя этот заказ, он изобразил над камином Диану-охотницу, а в люнетах — купидонов, играющих с охотничьими принадлежностями, детские фигуры, в которых выразилась уже прелесть и грация его кисти. Возвратившись на коротай срок в Корреджио, где он женился в 1519 году, на следующий год принялся за новые заказы в Парме, из которых особенно замечательны по исполнение фрески купола и пандантивов в црк. св. Иоанна Евангелиста (часть «Коронования Богоматери» снята с первоначального места и хранится в пармской библиотеке). Эти фрески представляют первое последовательное проведение нового принципа в плафонную живопись куполов: художник устраняет материальные, архитектурный преграды, и зрителю, находящемуся внизу, под куполом, изображенное действие кажется как бы происходящим под открытым небом. Одновременно с этой работой К. исполнил фрески «Благовещение» (в црк. св. Марии-Аннунциаты) и «Мадонна делла-Скала» (ныне в пармской пинакотеке; первоначально помещалась над городскими воротами). Успех этих произведений был столь велик, что капитул пармского собора, в 1522 г., поручил Корреджио украсить фресками купол и хор этого храма. Фрески хора остались не выполненными, в куполе же художник изобразил (в 1526 — 1530 гг.) «Взятие Богоматери на небо», — произведение, хотя и не отличающееся правильностью рисунка, однако, могущее считаться, с технической и живописной стороны, чудом искусства. В настоящее время оно оказывается пострадавшим до такой степени, что трудно составить себе понятие об его первоначальной прелести (оригинальный эскиз этого произведения — в Имп. Эрмитаже, в СПб.). Из картин на религиозные темы, писанных К. в раннюю пору его деятельности, первое место должно быть отведено «Обручению св. Екатерины», в котором полнейшим образом выразились пленительная грация и нежность его кисти. Повторение этой картины находится в неаполитанском музее, где хранятся также грациозная Мадонна К., известная под названием «Цыганки» (La Zingarella) и «Мадонна с кроликом». К этому же периоду относятся «Христос, являющийся Марии Магдалине в виде садовника» (в мадридском музее) и «Мадонна с корзиной» (в лондонской национальной галерее). Вскоре после 1520 г. стиль К. выработался вполне: его кисть сделалась удивительно нежною и, вместе с тем, сочною, а светотень дошла до верха совершенства; стала наполнять картины воздушностью, магическим блеском светлых тонов и необычайною прозрачностью теней. К этому времени относятся: «Мадонна, кормящая Младенца грудью» (в Ими. Эрмитаже и в будапештской галерее), «Христос в Гефсиманском саду» (в Апслейгоузе), «Мученическая кончина св. Плакидия» и «Положение во гроб» (в пармской пинакотеке). Гений художника еще полнее выступает в его знаменитых картинах дрезденской галереи: «Рождество Христа» или так назыв. «Ночь» (для црк. св. Проспера в Реджо); «Мадонна с св. Севастианом» (исполненная для моденского собора) и «Мадонна со св. Георгием». С этими тремя перлами живописи могут соперничать корреджиевские «Мадонна со св. Иеронимом» (в пармской пинакотеке), прозванная «Днем», по причине неподражаемого блеска своего теплого, солнечного колорита; «Юпитер и Антиопа» (в луврском музее в Париже), «Школа Амура» (в национальной галерее, в Лондоне), «Ганимед», «Ио и Юпитер» (в Вене), «Даная» (в галерее Боргезе, в Риме), «Леда» (в берлинской галерее) — произведения, не только замечательные своим техническим совершенством, но и пленительные по своей красоте и наивной чувственности. Два аллегорических изображения: «Триумф добродетели» и «Порок управляемый страстями», писанные гуашью и находящиеся в луврском музее, прекрасно характеризуют последнюю пору деятельности К. Потеряв свою жену, он возвратился в 1530 г. в Корреджио, где и окончил свой век вдали от суеты света и от почестей. Созданный им своеобразный стиль нашел последователей не столько среди живописцев, непосредственно следовавших за этим мастером, сколько среди последующих поколений. Если композицию К. можно иногда упрекнуть в случайности сопоставлений, если мотивы его движений не всегда удачны и естественны, а типы голов условны, жеманны в своей самодовольной улыбке, — все эти недостатки выкупаются великим достоинством, присущим его произведениям и в котором у него не было соперников, а именно — чарующим светом, который проницает в самые тени и делает их прозрачными. Это искусство светотени, вместе с неподражаемым умением передавать чувственную прелесть юной жизни, отвели К. место в немногочисленном ряду светил первый величины на горизонте итальянского искусства. Ср. Pungileoni, «Memorie istoriche di Ant. Allegri» (Парма, 1817, 3 т.); Bigi, «Notizie di A. Allegri» (Модена, 1873); Jul. Meyer, «Correggio» (Лпц., 1871); Mignaty, «Le Corrйge, sa vie et son oeuvre» (2 изд., Пар., 1885); Lermolieff, «Kuustkritische Studien ьber italienitshe Malerei» (Лпц., 1890 — 93).

А. H — в.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar