- 1042 Просмотра
- Обсудить
Крестьянская война 1524-1525
Крестьянская война 1524-1525 гг. — так называется крестьянское движение, охватившее в XVI в. значительную часть Германии и слагавшееся из нескольких местных движений, возникших почти одновременно, хотя отдельные банды восставших К., не имевшие общего начальства, и действовали почти независимо друг от друга. Усиление поборов с крестьян, расширение «господских» прав над сельским населением, неблагоприятные изменения в общих социальных условиях крестьянского быта, совершившиеся в конце XV и начале XVI вв., брожение умов, вызванное, реформацией, -таковы были главные причины К. войны. Требования крестьян ярко выступают в разных программах, появлявшихся в то время в большом количестве — особенно в так называемых «двенадцати статьях» и в гейльброннском проекте. «Двенадцать статей», вышедшие в свет в 1524 г., под заглавием: «Основательные и истинные главные статьи, в которых считают себя обиженными все поселяне и сельские работники духовных и мирских начальств», были как бы крестьянским манифестом, объединявшим требования громадного большинства. Требования эти были умеренны и справедливы и основывались единственно на св. Писании. Совсем не касаясь вопросов общественного устройства, «статьи» домогались только свободы евангелической проповеди, отмены крепостничества, устранения наиболее обременительных феодальных повинностей и уничтожения привилегий, угнетающих массу народа. Гейльброннский проект составлен был коммиссией из депутатов от инсургентов, под сильным влиянием Венделя Гиплера и Фридриха Вейнганда. Главная мысль этого проекта — освобождение крестьян из-под власти дворян, с вознаграждением последних из церковных имуществ, и реформа судов, на основании выборного и общесословного начала. Сообразно с этими основными требованиями и все крестьянское движение разбивается на три главных местных движения: на ЮЗ Германии, откуда вышла программа «двенадцати статей», вождем восстания был Ганс Мюллер из Бульгенбаха; второй район, где наиболее распространенной являлась гейльброннская программа, охватывал Франконию от Ротенбурга и Бенсгейма до Вюрцбурга и Таубера: здесь восстанием руководили Метцлер и рыцарь Гец фон Берлихинген; наконец, далее к северу, до Тюрингии и Саксонии, в К. восстании важнейшую роль играли анабаптистские стремления, а главным деятелем являлся Фома Мюнцер. Летом 1524 г. восстания начались на верхнем Рейне; затем, мало-помалу распространяясь, они в 1525 г. охватили собой всю Германию, за исключением северной ее части, причем образ действий крестьян делался все более и более решительным, вследствие встреченного ими сопротивления и усиления анабаптистской проповеди. Наконец, начался настоящий террор, имевший целью заставить дворян исполнить требования восставших, а остававшиеся пока в покое деревни — примкнуть к общему движению. Грабежи и насилия оттолкнули от крестьян многих из числа сочувствовавших движению. Полная разрозненность восставших крестьян, крайне плохое вооружение, непривычка к дисциплине и организации, а также и недостаток в опытных и искусных вождях — все это препятствовало успеху инсургентов, в особенности после того как евангелические и католические государи соединились для подавления мятежа. Курфюрст саксонский Иоанн Твердый, в союзе с Филиппом Гессенским, саксонскими герцогами Георгом и Генрихом, графом Альбрехтом Мансфельдским и др. князьями, нанес при Франкенгаузене решительное поражение крестьянам. Мюнцер был взят в плен и казнен. Та же участь постигла и предводителей других крестьянских банд в центр. Германии, разбитых и рассеянных союзными князьями. Истреблением поселян при Цаберне и Шейвейлере закончилось К. движение в Эльзасе. В Вюртемберге и Франконии главнокомандующий армии швабского союза, Трухзес фон Вальдбург, вместе с курфюрстом пфальцским, после нескольких сражений (при Бедлингене, Неккаргартахе, Кенигсгофене и Ингольштадте), совершенно подавил восстание. Усмирение крестьян везде было проведено с величайшею жестокостью. Несколько долее держались крестьяне в южн. Швабии, архиепископстве Зальцбургском и Тироле: в последних двух областях правители должны были даже пойти на некоторые уступки. Вообще К. война ухудшила положение крестьян; так как озлобленное дворянство с особым усердием стало налагать на крестьян поборы и повинности. Опустошение целых областей, увеличившееся распадение частей нации, ослабление реформационных стремлений, подавление политической жизни, взаимное недоверие народа и правительства — таковы были печальные результаты неудавшегося движения. Ср. В. Циммерман, «История великой крестьянской войны» (есть в русском переводе); Wachsmuth, «Der deutsche Bauernkrieg»; Dietrich, «Der Bauernkrieg»; Weil, «Der Bauernkrieg»; Engels, «Der deutsche Bauernkrieg»; Jorg, «Deutschland in der Revolutions periode»; Hartfelder, «Zur Geschichte des Bauernkrieges in Sudwestdeutschland».
M. В-ий.
Кречет
Кречет. — К. называются самые крупные соколы, водящиеся на крайнем севере Старого и Нового Света. Все они близки между собою и различаются главным образом по окраске, которая притом очень сильно варьирует, как по возрасту, так и месту происхождения. Некоторые исследователи соединяют всех К. в один вид, считая различных К. лишь разновидностями, другие различают 2-5 видов. От других благородных соколов они отличаются очень значительной величиною (длина около 60 стм.), относительно длинным, круто согнутым клювом, оперенной до 2/3 цевкой и относительно длинным хвостом. В сев. Скандинавии на Ю до 60° с. ш. и у нас в сев. Лапландии гнездится норвежский К. (Falco s. Hierofalco gyrfalco), залетающий зимою на Ю до Польши, Дании, Германии, Голландии и даже Франции; цвет его сверху темно-серый с черной спиной и полосой на хвосте и буро-черными крыльями, снизу сероватый или желтовато-белый с темными продольными, а на боках и штанах поперечными пятнами; у молодых преобладающий цвет верхней стороны темно-бурый, нижний серо-желтоватый с темными пятнами. В Исландии и южн. Гренландии водится исландский К. (F. islandicus), залетающий нередко до Британских о-вов, более бледного цвета. В сев. Гренландии живет близкий к нему F. candicans, преобладающий цвет которого в старости белый; темные подоски могут почти исчезать. К., водящегося на Уральском хребте, в Печорской тундре, на Новой Земле и в Сибири, выделяют в особый вид — уральский К. (Falco s. Hierofalco uralensis). К. водятся преимущественно на обрывистых, скалистых морских берегах, особенно по близости от птичьих гор или «базаров», летают очень быстро, делая частые удары крыльями и редко паря (кроме времени перелета или периода размножения), питаются летом главным образом морскими птицами, зимой горными тетеревами, а также белыми куропатками, зайцами и т. п. Гнездятся в углублениях на скалах, занимая оставленное гнездо воронов или отнимая его или делая его сами, иногда селятся и на деревьях; гнездо выстилается ветками и травой, кладка состоит из 4 яиц. В средние века К. высоко ценились в качестве охотничьих птиц на соколиных охотах и из Дании ежегодно посылалось правительством в Исландию специальное судно за К. В вост. Азии инородцы и теперь еще употребляют К. для охоты.
Н. Кн.
Кречеты служат ловчими птицами, разделяются на белых К. (Faico candicans, groenlandicus) — лучших и самых ценных, исландских К. (F. islandicus), норвежских или обыкновенных («серых») К. (F. hyrfalco) и красных К. (F. sacer) — ныне очень ценящихся в Бухаре, Хиве, Киргизских степях, Алжире, Персии и Индии, а в прежнее время также во Франции, Англии и в охоте царя Алексея Михайловича, для которой они добывались в Архангельской губ. и в Сибири. К. относятся к ловчим птицам высокого полета (haut-vol), причем низвергаются на добычу — «бьют» ее сверху, иногда схватывая ее когтями и унося с собой или же только убивая силою удара. См. К. П. Галлер, «Охота с соколами и ястребами» («Природа и Охота», 1882, VII); его же, «Соколиная охота» («Справочно-памятная книжкакалендарь Лаврентьева для охотников на 1884— 85 гг.»).
С. Б.
Крещение
Крещение — первое из христианских таинств, принимаемое всеми христианскими вероисповеданиями и сектами, хотя и не в одинаковом смысле, и знаменующее собою вступление в состав церковного общества. Погружению в воду или обливанию у всех почти народов древности — халдеев, финикиян, египтян, персов, отчасти у греков и римлян — усвоялось особое значение, в смысле не только физического, но и нравственного очищения. По словам Макробия, у римлян обмывали новорожденных в воде в восьмой или девятый день по рождении, причем нарекали им имя (подробнее см. Migne, «Encyciopedie theologique», т. VII, под словом bapteme). Как особое сакраментальное установление, К. существовало, по свидетельству многих писателей, у евреев, незадолго до появления христианства, именно в период послемаккавейcкого восстановления культа для так называемых «прозелитов врат»; оно заменяло для них обрезание. Даже у природных последователей Моисеева закона оно существовало некоторое время, как «утверждение обрезания», его дополнение. Наконец, оно упоминается в числе мистерий секты ессеев, у которых совершалось с особенными тайными церемониями. — Упоминая об этой чисто внешней аналогии культовых обрядов разных народов с христианским водным крещением, большинство исследователей отказывается, однако, находить генетическое соотношение между ними. На почве христианства установлению собственно христианского таинства крещения предшествовало «крещение Иоанново» — Иоанна Предтечи, который, проповедуя иудеям грядущего Мессию, крестил в Иордане приходивших к нему и самого И. Христа. Когда именно учреждено собственно христианское К., об этом существуют между богословами различные мнения. Некоторые (блаж. Августин) думают, что слова Евангелия: сам Иисус не крестил, но ученики его (Иоан. III, 22, IV, 1-2), указывают на установление христианского К., совершавшегося апостолами по уполномочию от И. Христа; другие относят начало его к беседе И. Христа с Никодимом (Иоан. III), третьи — ко времени послания И. Христом на проповедь семидесяти апостолов (Лук. X). На основании евангельской параллели между деятельностью Предтечи и деятельностью И. Христа (Mф. III, 1-2, 5-6; Луки VIII, 29-30) большинство богословов думает, что во время земной жизни И. Христа учениками его совершалось еще К. Иоанново, а христианское К. было установлено лишь словами, сказанными И. Христом к апостолам пред вознесением Его на небо: «идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и св. Духа» (Матф. XXVIII, 19: Марк. XVI, 16). При апостолах крещению предшествовало наставление вере в И. Христа. Самое К. совершалось чрез погружение в воду, что видно из названия его (baptisma), а также из К. вельможи царицы Кандакийской апост. Филиппом. У апост. Павла К. называется также баней (loutron) возрождения. Во времена послеапостольские взрослые приготовлялись к К. чрез оглашение. Оглашаемые (caouonteV) разделялись на три степени. Первую степень составляли «слушающие» (acouontez, audientes), т. е. заявившие о желании вступить в церковь и подучившие право входа в храм для слушания св. Писания и поучений. Оглашаемые второй степени, «припадающие» или «преклоняющие колена» (prospiptonteV, genuflectentes, orantes), имели право присутствовать в храме в продолжение всей литургии оглашенных. Третью степень оглашенных составляли «требующие» (соmреtentes), т. е. готовые принять К. Им сообщалась важнейшая часть христианского учения — о Св. Троице, о церкви и т. д. Пред Пасхой желавшие принять К. вносили свои имена в список крещаемых (о чем говорит IV-й карфагенский собор). В Риме это обыкновенно делалось за 40 дней до К., после чего оглашенным усвоялось название избранных — electi; они облекались во власяницу, появлялись между людьми не иначе, как с закрытым лицом, соблюдали суровый пост. В четвертое воскресенье поста — у латинян, во второе — у греков им назначались новые, христианские имена, после чего они исповедовались. Перед самой Пасхой они изучали символ веры и молитву Господню и подвергались заклинаниям, что вместе носило название скрутиций (Scrutitia). Оглашение обыкновенно продолжалось два года, иногда более (для бывших жрецов — три года), иногда — менее. Иногда оглашенные откладывали крещение до последних дней жизни, чтобы умереть свободными от грехов (так было, напр., с Константином Вел.). Церковь, вообще говоря, не одобряла «отлагающих К.». Совершителями К. торжественного (большого числа крещаемых) были обыкновенно сами епископы. Обычным в древности временем совершения торжественного К. было «навечеpиe» Пасхи и Пятидесятницы. Местом К., во времена гонений на христианство, были реки, ручьи и т. п., при чем нет указаний на то, чтобы совершался, предварительно К., особый чин освящения воды. Со времени Константина Вел. К. происходило в баптистериях — бассейнах воды, устроенных в особых зданиях или при самом храме. О том, что К. совершалось только чрез погружение, письменные памятники свидетельствуют единогласно (на Востоке — до VIII в. включительно, на Западе — до VI в.). Существовало ли в древней церкви, хотя в исключительных случаях, К. чрез обливание и окропление — это спорный вопрос церковной археологии. Непосредственно после погружения на Западе пресвитер помазывал чело крещаемого священным елеем, а епископ возлагал ему на главу покрывало (chrismale, velamen misticum); затем его облекали в белую льняную одежду. Носившие ее назывались leuceimonvnteV, in albis incidentes. На Западе ее носили восемь дней; в Египте ее сохраняли до самой смерти, надевая ее в более торжественные моменты жизни и пред самой смертью. На новокрещенного возлагался иногда венок из цветов, из миртовых или пальмовых листьев; в Африке, кроме того, ему надевали на руку перстень, по подобно евангельского блудного сына; по некоторым известиям, новокрещенному давались особые благословенные туфли. В некоторых церквах если не сам епископ, то пресвитер или диакон умывал и утирал ноги крещенного по выходе его из воды. С светильниками в руках новокрещенные шли процессией из крещальни в храм, где причащались св. Тайн; после того им давали вкушать меда, смешанного с молоком, в знак вступления их в церковь, как в некую новую «обетованную землю, кипящую медом и млеком». Мученики, над которыми церковь не имела возможности совершить К. водное, считались крещенными в самом акте мученичества; это называлось «крещением кровью». В Азии и Африке еретиков, обращавшихся к церкви, перекрещивали, в Риме же довольствовались возложением на них рук епископом. Позже установлено перекрещивать только тех еретиков, которые крещены были не во имя Отца и Сына и Св. Духа. Тяжко больных и заключенных в тюрьмах крестили чрез обливание или окропление. К. младенцев еще со времен апостольских составляет бесспорный догмат церкви. По общему учению православия и католичества, К. есть таинство, в котором крещаемый, с произнесением слов: «крещается во имя Отца и Сына и св. Духа», Божией благодатью очищается от всякого греха и соделывается оправданным и освященным. К., как духовное рождение, не повторяется, если один раз совершено правильно. Однократное погружение, которым крестили еретики (евномиане и др.), не признается за К. Протестантство считает К. лишь внешним символом даруемого человеку, независимо от его воли, прощения грехов. По Кальвину и Цвингли, К. — простой «знак божественной благодати, удостоверяющий верующих в божественных обетованиях». Анабаптисты, отвергающие К. младенцев, считают К. за аллегорический знак возникающей и развивающейся независимо от него духовной жизни христианина. Социниане учат, что К. не есть орудие благодати, преподаваемой верующим, а простой обряд, совершаемый лишь для того чтобы отличить христианина от не христиан. В православной церкви взрослого (с 7 лет) крестят не иначе, как по научении вере или оглашении; что касается младенцев, то забота о научении их вере возлагается на восприемников. До К. взрослых не христиан над ними совершается, в притворе церкви, три оглашения. В случай смертной опасности для крещаемого, К. совершается по сокращенному чину; если нет при этом священника, позволяется совершать К. мирянину (под условием, чтобы он был православный, понимал смысл таинства, не был двоеженцем и не совершил тяжкого греха), чрез погружение или обливание, но под непременным условием произнесения слов: «крещается во имя Отца и Сына и св. Духа». В случае выздоровления крещенного сокращенным способом, священник дополняет К. чтением всех опущенных молитв, положенных по полному чинопоследованию таинства. Имя крещаемому младенцу предоставляется выбирать его родителям; крещаемые взрослые выбирают его сами; если выбор предоставляется священнику, то он обязан выбирать имя святого, ближайшего, по времени празднования, ко дню рождения крещаемого, и не должен выбирать имени неудобного для произношения, во избежание его искажения. Запрещается давать одно и тоже имя двум детям одних родителей; в западных губерниях запрещается давать имена католических святых. Если, по ошибке, дано ребенку имя, не соответствующее его полу и ошибка замечена уже после К., младенца приобщают св. Тайн и во время причащения священник произносить его должное имя, о чем отмечается в метрической книге. Вода для К. должна быть не холодная (принимается к сведению совет медиков о том, чтобы температура ее была в 24%— 26% Реомюра), без примесей и не может быть ни заменяема другою жидкостью, ни разбавляема другою водою (напр. богоявленской). К. должно быть совершаемо в церкви, на дому же — лишь в самых крайних случаях. Детей-подкидышей предписывается крестить, если бы даже при подкинутии их и имелась записка, с означением что младенец крещен, но без указания — кем. Дети от смешанных браков, если один из супругов — православный, должны быть крестимы по православному обряду. Крещаемые евреи крестят обязательно с собою и детей до 7 лет: с отцом крестятся сыновья, с матерью — дочери. Иноверцы, имеющие более 14 лет, могут быть крещены и без согласия родителей. Восприемниками не могут быть явные грешники, монашествующие и совершенные невежды; восприемничество заочное воспрещается; при К. младенца мужского пола довольно одного восприемника, женского — одной восприемницы. Разрешается крестить в одной и той же воде нескольких младенцев. Подробнее см. «Чинопоследование крещения» по православному обряду в богослужебной книге «Требник». Ср. Алмазов, «история чинопоследований крещения и миропомазания» (Казань, 1884); Chardon, «Histoire des sacrements» (в изд. Миня, «Carsas completus Theologiae», t. XX); Reiches, «De baptismatis origine et necessitate...» (Геттинг., 1816); иером. Амвросий, «Таинство крещения по чину православной церкви» («Странник» 1864).
Н. Б.
Крещение
Крещение (этнографич.). Совершение таинства св. Крещения сопровождается на Руси пиром (крестины), к которому приглашаются знакомые и родственники. В Великороссии бабка угощает отца окрещенного младенца крестильной кашей или кр. сбитнем — смесью соли, перца, хрена и т. п. Отец, для общей потехи, морщась ест, а затем платит бабке деньги. В Волынской и Подольской губ. кладут на порог избы топор и горящие уголья; на них должны наступить кумовья, идя крестить ребенка в церковь. Кума берет в карман иголку и краюшку хлеба, что служит доброю приметой для будущего благосостояния младенца. В тех же губ. весьма охотно идут в восприемники незаконнорожденного младенца, так как, по поверью, у такого крестного отца будет хороший скот и хозяйство; веревку, служившую при этом поясом, берегут как целебное средство. В Уманском у. Киевской губ. кумовья, прежде чем нести дитя крестить, расстилают кожух и кладут на него отцовские штаны, если родился мальчик, а если девочка — рубаху матери; сверху кладут ребенка, качают его, бросают на кожух деньги и затем идут в церковь. Кожух и деньги служат предзнаменованием счастья. В Малороссии крестины празднуются или сейчас после К., или несколько дней спустя; гости оделяют деньгами бабку и новокрещенного. По окончании угощения кумовья подносят отцу житную квитку (букетик) и житную водку; жито здесь служит символом доброго житья. Ср. П. П. Чубинский, «Труды этнографическо-статистической комиссии в зап. русском крае» (СПб. 1872-77); Хр. Ящуржинский, «Поверья и обрядности родин и крестин» («Киевск. Старина» 1893, № VII).
Крещение Господне — один из важнейших моментов в земной жизни И. Христа. Когда настало время для Его выступления на общественную деятельность, Он, имея около 30 лет от рода, оставил уединенный Назарет и явился на берега Иордана, где К. совершал Иоанн Предтеча или Креститель, введший этот обряд в знак очищения покаявшихся от грехов. Христос был безгрешен, но Он принял К. для того, чтобы собственным примером освятить обряд, который, благодаря Его искупительным заслугам, впоследствии получил значение таинства и сделался не знаком только покаяния и очищения, но и действительным очищением людей от первородного греха. «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Марк. XVI, 16). История К. Господня излагается в Ев. Матф. III, 13-17; Марк. I, 9-11; Лук. III, 21-23; Иоан. I, 32-34.
А. Л.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.