Меню
Назад » »

Логос (44)

Апоплексия
Апоплексия (Apoplexia, греч.)-паралич, удар; этим именем называется быстро наступающая неспособность мозга к функционированию, т. е. внезапно наступающее бессознательное состояние и неподвижность, безразлично от каких бы причин это ни произошло: от излияния ли крови в ткань мозга (apoplexia sanguinea), от излияния ли серозной жидкости (apoplexia serosa), или от поражений мозга, находящихся не в зависимости от каких-либо видимых анатомических причин (Apoplexia nervosa). В настоящее время под А., в узком смысле слова, понимают кровоизлияние в ткань мозга, причем внезапно или постепенно наступают параличи двигательных и чувствительных нервов, сопровождающиеся обыкновенно более или менее продолжительным бессознательным состоянием. Чаще всего эти мозговые параличи происходят у стариков, у которых обыкновенно наблюдается атероматозное перерождение сосудов мозга. В более широком смысле А. называют всякое кровоизлияние в ткань какого либо органа, так говорят об А. легких, почек, кожи (т. е. кровоподтек). Кровоподтек в последнем смысле тоже, что и экстравазат крови.
Апоризм
Апоризм-трудная, неразрешимая, неприступная задача. Это название дано некоторыми древними математиками таким задачам, решение которых было чрезвычайно затруднительно, хотя невозможность их решения не была тогда еще доказана. Некоторые из подобных задач апоризмов признаны ныне совершенно неразрешимыми, таковы: деление путем геометрии всякого угла на три: равные части, квадратура круга, удвоение куба и проч.
Апостол
Апостол, по всей вероятности, должен был войти в переводные славянские книги уже на первых порах при Кирилле и Мефодии, но, подобно Евангелию, из А. начали сперва делать выдержки, и сборники таких выдержек назывались праксапостолами. Только потом стали пополняться тексты и подобно тетраевангелиям появились целые Апостольские деяния. Самыми древними, и поэтому самыми важными в лингвистическом отношении, памятниками этого рода служат следующие целые или отрывочные памятники: Охридский А., вывезенный В. И. Григоровичем из Охриды; большая часть его написана кирилловским, маленький же отрывок глаголическим письмом. Теперь он хранится в Румянцевском музее и состоит из 111 листов в четвертку. Текст его очень неполон; глаголическая часть напечатана Шафариком, кирилловская — Срезневским в «Древних Памятниках юсового письма». Там же охарактеризован и язык рукописи. Слепченская книга апостольских чтений: 6 листов этой книги вывезены Григоровичем из Слепченского монастыря и находятся в Румянцевском музее; остальная, гораздо большая часть в 140 листов принадлежала Шафарику, после его смерти досталась Верковичу и хранится теперь в Белграде. Рукопись писана в четвертку крупным уставом на греческом палимпсесте, двумя почерками. Часть из Румянцевского музея издана Срезневским в «Памятниках юсового письма». Македонский или Струшицкий А. писан позже предыдущих, вероятно, в начале XIII в., состоит из 83 листов, которые сначала принадлежали Шафарику, а потом попали в Чешский музей в Праге. Памятник этот описан Срезневским в «Сведениях и заметках о малоизвестных и неизвестных памятниках» и там же напечатан его отрывок. Замечательно, что и тут, как и в Охридском А., заметны следы глаголицы, так же как и там вперемежку с кириллицей. Четыре листка Мануиловской книги апостольских чтений, вероятно XIII в., описаны у Срезневского в «Памятниках юсового письма». К этому же времени относятся три памятника, где апостольские чтения перемешаны с евангельскими — это так называемое Белградское и два Хлудовские Апостоло-Евангелия. На границе XIII и XIV в. стоит один Хлудовский А., помеченный №35 и нисколько маленьких отрывков. Русские списки А. не восходят далее XIII в.; самым древним надо считать текст в списке синодальной библиотеки 1220 г.; здесь находится и толкование на некоторые послания. Памятник этот описан Буслаевым в «Материалах», Горским и Невоструевым в их «Описании рукописей Синодальной библиотеки» и Воскресенским в его «исследовании об Апостоле». Из XIV в. более замечательны: 1307 г. список Синодальной библиотеки, описанный Горским и Невоетруевым, а также Воскресенским, написанный Диомидом для псковского Пантелеймоновского монастыря. В послесловии этого памятника встречаются места, напоминающие «Слово о полку Игореве». К этому же времени относится А. Синодальной библиотеки, написанный между 1309 и 1312 г. в Новгороде Максимом Станимиром. Уже в этих списках, равным образом, как и в двух Типографских апостолах XIV в. замечается новая редакция, отличная от древней. Вообще в XIV в. тексты: начинают расходиться и, по мнению Воскресенского, составляют 3 различные редакции; первая редакция — первоначальная; ко второй принадлежат апостолы: Толстовский Имп. Публичной библиотеки и Чудовский, приписываемый св. Алексею. К третьей — принадлежит Геннадиевский список Библии; к югославянским спискам XIII и XIV в. относятся следующие списки сербской редакция: Загребский — глаголический, изданный Ягичем в. «Rad jugoslav. Akad.»; Шитатовацкий, изд. Миклошичем в Вене, 1853, написанный Дамианом в городе Ждрело по очень древней редакции, и кроме того несколько более поздних и менее важных списков, хранящихся в Белграде и в Императорской Публичной библиотеке. Здесь же надо заметить, что в основанной при Иоанне Грозном в 1553 г. первой типографии, под управлением Ивана Федорова и Петра Тимофеева, была напечатана первая печатная в России книга — Апостол, в 1564 году.
Аппарат
Аппарат (лат.) — совокупность приборов и приспособлений, служащих для выполнения какой-нибудь работы, сооружения, или для применения науки к практическим целям; так говорят о хирургических, химических, фармацевтических А. и т. д.
Аппетит
Аппетит. — Словом аппетит выражают сильную степень голода, или чувство приятности, вызываемое некоторыми веществами; в последнем случае А. — прихоть, направленная для удовлетворения вкусовых нервов. Обыкновенно эта прихоть является уже после насыщения, напр. после больших обедов, после "жирного и сладкого является желание съесть что-нибудь очень острое, кислое, соленое или горькое. Эта прихоть объясняется физиологической потребностью и может быть очень полезна, вызывая выделение желудочного сока и тем способствуя пищеварению, конечно, только в тех случаях, когда желудок совсем здоров, в противных случаях острые вещества могут причинить только вред. Вообще прихоти больных (и беременных) редко основываются на физиологической потребности; часто даже болезни нервной системы вызывают сильный аппетит без всякой физиологической потребности.
Отсутствие А. — явление очень частое. Почти все болезни влекут за собой уменьшение А. или полное его отсутствие, отчасти потому, что болезнь захватывает пищеварительные органы, или, если органы не затронуты, единственно от влияния нервной системы. Душевные волнения, как горе, страх, испуг, гнев и. т. п. отнимают аппетит. Иногда болезни желудка не влияют на А. и бывают случаи, когда при сильных страданиях желудка, А. прекрасный, и наоборот леча заболевания пищеварительных органов уничтожают А. Вообще по состоянию А. нельзя определять болезни желудка. Если желудок испорчен тяжелой пищей или ее излишком, то нельзя доверяться являющимся прихотям и тем еще больше раздражать больные органы; в данном случае можно рекомендовать строгую диету. Если же долгое время продолжается отсутствие А., то лучше обратиться к врачу, чтобы, по возможности, определить причину расстройства и узнать, насколько можно прибегать к возбудительным средствам. Укрепительных желудочных средств не существует; рекомендуемые обыкновенно, средства способны только слегка возбудить деятельность желудка, по химическому составу приближаясь к составу желудочного сока.
Апраксин Степан Федорович
Апраксин Степан Федорович — сын стольника, родился 30 июля 1702 года. Воспитывался у родственника своего, гр. Петра Матвеевича А., так как Степан Федорович еще в младенчестве лишился отца. По обычаю того времени, он вступил в службу солдатом в Преображенский полк и в царствование Петра II был уже капитаном. Потом перешел в Семеновскй полк и получил от императрицы Анны чин секунд-майора был в походе под начальством фельдмаршала Миниха — при взятии Очакова в 1737 году, за что награжден чином премьер-майора и деревнями, Затем в 1739 г. был произведен в генерал-майоры и 10 сент., когда привез в Петербург известие о взятии Хотина, был пожалован орденом св. Александра Невского. В 1741 г. Степан Федорович встречал на границе посольство Тахмас-Куды-Хана, состоявшее из 2200 слишком человек. Вслед за выездом (в 1742 г.) посольства Персидского, Степан Федорович был отправлен послом в Персии; потом был генерал-кригскомиссаром, вице-президентом Военной коллегии. В 1746 г. получил чин генераланшефа и сделан подполковником Семеновского полка. В 1751 г. награжден орденом св. апостола Андрея Первозванного, а в 1756 г., 6 сентября, Степан Федорович пожалован был в фельдмаршалы. Когда Россия ополчилась против Пруссии, императрица Елисавета Петровна вверила А. русскую армию. Но вступлении в Пруссию, А. отделил часть войск под предводительством генерала Фермера для занятия Мемеля и собрал все свои силы (около 80 т. человек) в том месте, где река Русса впадает в Куришгавский залив. А. имел дело с прусским фельдмаршалом Левальдом опытным военачальником, у которого под начальством состояло до 22 т. человек, конница и артиллерия русских уступали прусским. Левальд получил приказание напасть на русских, и он решил это сделать при дер. Грос-Эгерсдорфе. 19 августа пруссаки открыли сражение, когда русские не успели еще выстроиться. Победа долго колебалась. Неприятель все силы употреблял, чтобы прорваться в ряды наши и обхватить оба крыла русской армии, но линия (вторая), предводимая Румянцевым, встретила пруссаков в лесу с примкнутыми штыками и обратила их в бегство. По словам Апраксина: «сие решило победу»; неприятель потерял убитыми, раненными и пленными до 10 т. человек. Кроме того до 29 орудий досталось русским. С нашей стороны в числе убитых был генерал-аншеф Василий Аврамович Лопухин, родной племянник царицы Евдокии Федоровны первой супруги Петра 1). Этот храбрый генерал, командовавший левым крылом, был ранен тремя пулями. Предсмертными словами его были: «гонят ли неприятеля»? Когда же он узнал о победе, то произнес: «теперь умираю спокойно, отдав мой долг Всемилостивейшей государыне»! 27 августа А. переправился обратно за Прегель с такою поспешностью, что можно было подумать, что русские потерпели поражение. Одни объясняют это действие недостатком продовольствия, иные говорят, что будто бы канцлер гр. Бестужев-Рюмин, в угоду вел. кн. Петру Федоровичу, тяготевшему к Фридриху Великому, приказал А. отступить. Но, по словам составителя словаря достопамятных людей русской земли, "повествование Бишинга в этом случае основательнее: Бестужев; ненавидимый вел кн. Петром Федоровичем; решился возвести на престол сына его, цесаревича Павла Петровича, под опекунством Екатерины. Тяжкая болезнь императрицы Елисаветы представила ему случай исполнить отважное намерение; полагая, что Елисавета находится на смертном одре, он отозвал своего друга, фельдмаршала А., к пределам России, чтобы иметь в своем распоряжении его армию. Императрица освободилась от болезни, удалила канцлера в деревню, где он оставался и в царствование Петра III. Исполнитель воли первого министра, лишившийся плодов своей победы, был также потребован к ответу и заключен в небольшом дворце близ С.-Петербурга у места, называемого Три-Руки; около трех лет томился он под судом и скончался внезапно 26 авг. 1760 г. О его смерти сохранилось предание, будто императрица, недовольная медленным производством следствия, спросила: отчего так долго продолжается это дело? Ей отвечали, что фельдмаршал не признается ни в чем и что не знают, «что с ним делать». «Ну так» — возразила государыня — «остается последнее средство, прекратить следствие и оправдать невинного». После этого разговора, в первое заседание следственной комиссии, фельдмаршал по прежнему утверждал свою невинность. «и так — сказал один из членов — остается нам теперь употребить последнее средство...». Не успел он кончить слов, как вдруг апоплексический ударь поверг Апраксина мертвым на землю (Опыт истор. родословия Апраксиных, соч. К. М. Бороздина, Спб., 1841 г.).
Априори
Априори (a priori)-философский термин, получивший, благодаря Канту, важное значение в теории познания. Согласно высказанному Аристотелем взгляду, различали познание вещей из их причин, т. е. из того, что составляет их предпосылкупознание a priori, от познания причины из ее действия — a posteriori. Лейбниц изменил несколько смысл этого термина, придя к тому выводу, что познание вещей из их причин тогда только полно, когда оно восходит к последним и высшим причинам, которые он назвал «вечными истинами» и потому познание a priori приравнял к умозрительному, познание a posteriori — к опытному познанию. Это понятие, упрочившееся в немецкой философии, благодаря X. Вольфу, было принято и Кантом в том смысле, что под познанием a priori он разумеет всеобщие и необходимые, независимые от опыта понятая, под познанием a posteriori-все опытное знание и в своей «Критике чистого разума» исследует, как и при каких условиях возможно для человеческого мышления познание a priori («чистое, транспедентальное»), т. е. возможна ли вообще метафизика и какая. Выражение a priori часто употребляется и в общежитии: вместо «по существу», «первоначально».
Апробация
Апробация (лат. одобрение) — так называется вообще согласие правительства на то, чтобы известное лицо выполняло ту или другую должность или поручение, в том однако же предположении, что данное лицо доказало свое на то право и способность. В католической церкви это слово означает разрешение печатать сочинение, подлежащее цензуре епископов, поэтому на таких сочинениях в доказательство их правоверности ставится слово approbatur (одобряется).
Апсида
Апсида (Apsis, absis)-так называлась в церковной архитектуре ранней эпохи средних веков полукруглая, иногда многоугольная и всегда сводчатая ниша алтаря, составляющая в алтарях церквей романского стиля отдельную архитектурную часть под особой крышей. Соответственно этой главной апсиде в немецко-романских церквах почти всегда находятся малые боковые А. на восточной стороне креста. В созданы А. христианское искусство придерживалось образцов античной языческой базилики, в которой точно также ниша трибунала с ее полусферическим куполом составляла окончание корабля. В средневековой латыни слово apsis заменялось иногда словом конха (concha) — раковина, потому что свод напоминал собою раковину.
Апулей
Апулей (Люций) — род. в Мадавре в Африке, около 125 года по Р. X., принадлежал к знатной семье и учился сначала в Карфагене, а затем в Афинах, где основательно познакомился с греческой литературой, в особенности же с философией Платона; отсюда он переселился в Рим, где занимался некоторое время адвокатурой. Все свое состояние, наследованное от отца, он потратил, главным образом, на путешествия, во время которых был посвящен в различный мистерии. Вернувшись на родину, он женился на богатой вдове, родственники которой обвинили его в том, что он добился этого посредством колдовства. Он публично защищал себя и был оправдан, его «Apologia» существует и теперь. Это был пылкий, неутомимо деятельный и остроумный человек, но решительная наклонность к мистицизму, даже к магии и чересчур высокое о себе мнение помешали ему развить вполне свои дарования и побороть те недостатки, которые принадлежали его времени и родине. Его роман «Metamorphoseon libri XI» («De asino anreo»), заимствованный из Лукиана и дополненный из различных других источников — остроумная, своеобразная сатира, проникнутая поэзией. Чрезвычайно интересен в нем эпизод об Амуре и Психее, который Гердер называет самым тонким и разносторонним из всех когда-либо написаных романов. Кроме этого романа, А. написал несколько философских сочинений, из которых некоторые дошли до нас. Язык А. не отличается чистотой и кроме того тяжел и высокопарен; он любит злоупотреблять эпитетами и странными сопоставлениями. Ср. Копиол, «Der Stil des А.» (Вена, 1872). Главнейшие издания собраний его сочинений начаты Удендорпом и Рункеном, докончены Босша (3 т., Лейд., 1786-1823) и Гильдебрантом (2 т., Лейпц., 1842). Другие издания выпущены Клоцом (2 т., Альтенб., 1778) и Гильдебрантом (Лейпц., 1843). Французский перевод издан Бетоланом (Пар., 1835, 1862). «Apologia» и «Florida» изданы Крюгером (Берл., 1864-65), «Opuscula quae sunt de philosophia» Гольдбахером (Вена, 1876), «Метаморфозы» А. отдельно изданы Эйссенгардтом (Берл., 1869), отрывок об Амуре и Психе — Яном (Лейпц., 1856, 1873). Сказка об Амуре и Психее была много раз воспроизведена в различных художественных произведениях, как напр. у Рафаэля и Торвальдсена. Ср. об этом у Фридлендера в его: «Darstellungen aus der Sittengeb'cluchte Roms» (5-е изд., т. I, Лейпц., 1881) и Цинцов «Psycile u. Eros» (Галле, 1881).
Арабески
Арабески — орнаменты в живописи и пластических искусствах, причудливое сочетание форм, цветов, животных, чудовищ, атрибутов, архитектурных элементов, ваз и всякого рода предметов и орудий, созданных более фантазиею художника, чем взятых из действительной жизни. Так как арабская архитектура представляет особенное богатство в декорировании стен и капителей, то принято называть арабесками всякие фантастические и раскрашенные орнаменты разного стиля, даже и такого, возникновение которого предшествовало арабскому. Понятие А. обнимает лишь часть области орнаментов. Цветной узор обоев, ковра, вышивки, украшения книжного переплета, резьба, виньетки, украшение на утвари, мебели, сосудах, если они не строго выдержанного стиля, принадлежат к области арабесок , напротив пластические украшения фриз, капителей, канделябр, а также цветные и непластические украшения в строго выдержанном стиле называются орнаментами. Всего более подходят под понятие арабесок цветные украшения персиян, турок, арабов, японцев и китайцев, а также отчасти романские и готические фрески (стенная живопись) и странные, причудливые украшения времен Возрождения (гротески), в тех случаях, когда они впадают в слишком фантастический характер.
Арабские цифры
Арабские цифры — так называют первоначально арабско-индийские, а ныне вошедшие во всеобщее употребление 10 цифровых знаков (включая нуль), из которых каждый, кроме абсолютного значения своего, имеет еще и относительное, в зависимости от своего положения в ряду других знаков.
Арайя Франческо
Арайя Франческо (Araja) — композитор и придворный капельмейстер времен Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны; родился в Неаполе в 1700 г. Первой его оперой была «Berenica», представленная в 1730 г. во дворце герцога тосканского близ Флоренции; вскоре в Риме была дана вторая его опера «Amore per regnante». В 1735 г. была вызвана в С.-Петербург под дирекцию композитора А. большая итальянская оперная труппа, представления которой давались зимою в театре Зимнего дворца (во флигеле), а летом в театре Летнего сада. В 1737 году разыграна была в С. Петербургском придворном театре опера «Abiazare», написанная А., — это была первая итальянская опера, игранная в Петербурге. В 1738 г. он поставил на сцену «Семирамиду», а в следующих годах: «Сципиона:», «Арзака», «Селевка», «Беллерофонта», «Александра в Индии». А. приписывают также сочинение оперы «La Russia afflitta e riconsolata» (Москва, 1742), которая, по мнению Штеллина, принадлежит композитору Далолио (Daloglio). В 1740 г., с падением Бирона, А. был послан в чужие края для приглашения новых артистов и певцов; в 1755 г. А. написал музыку к опере «Цефал и Прокрис» (текст А.П. Сумарокова), которая составила эпоху на русской сцене: это была первая опера, написанная на русский текст и исполненная русскими певцами в первый раз 27 февраля или 1 марта 1755 года, в театре с.-петербургского Зимнего дворца (Опера эта напечатана в 1764 г.). Декорации создал Валерьяни, получивший пышный титул: «Первого исторического живописца, перспективы профессора, театральной архитектуры инженера при Императорском Российском дворе». Первые роли исполняли: певица, дочь лютниста, Елисавета Белоградская и певчие графа Разумовского, в числе их Гаврило Марценкович, отличный певец, в свое время известный под именем «Гаврилушки». Опера имела блистательный успех и композитор в благодарность получил в дар от императрицы Елисаветы Петровны дорогую соболью шубу, оцененную в 500 руб. В 1759 г. А. возвратился в Италию и, живя в Болонье, наслаждался избытком, приобретенным им в России. А. умер в 1767 г. в Болонье. Последними произведениями этого композитора были: оратории «La Nativita di Gesu» и опера «La Cimotea».

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar