Меню
Назад » »

Логос (48)

Ареццо
Ареццо (Arretium) — главный город итал. провинции того же имени (3300 кв. км. с 242785 жит.; 1881 г.), лежит в плодородной долине, на склоне холма, на высоте 471 м. н. ур. м., в 9 км. от впадения р. Кианы в Арно, при Флоренция-Римской железной дороге; это один из древнейших городов Тосканы и один из 12 главных городов древних этрусских республик, славившихся между всеми этрусскими городами своими гончарными и бронзовыми изделиями. Во время первой междоусобной войны, Сулла изгнал всех его жителей и населил город своими приверженцами. Во время войн между гвельфами и гибелинами, А. был на стороне гибелинов и постоянно враждовал с флорентинцами, которые нанесли аретинцам решительное поражение при Камальдино в 1289 г.; в этой битве участвовал Данте. В XIV столетии А. был временно подвластен Тарлати, а в XVI столетии, в правление герцога Косьмы I, перешел во владение Тосканы. В А. 38795 жителей (1881 г.), но стены его, имеющие до 5 км. в окружности, и многочисленные храмы свидетельствуют о том времени, когда город имел до 300000 жит. и придают ему весьма красивый вид. Из многих площадей А. заслуживает внимания Piazza Grande или Ferdinanda с колоннадой, с Loggi'eй, имеющей весьма красивый готический фасад и с церковью, построенной на фундаменте древнего языческого храма. Собор, построенный в XIII стол., фасад которого не окончен подобно многим другим церквам, имеет великолепный главный алтарь из мрамора работы Джиовани Пизано и несколько ценных образов. В прочих церквах — прекрасные картины древней тосканской школы. Ареццо — местопребывание префекта и епископа, имеет 15 приходских церквей, академию наук, пользующуюся большой известностью, библиотеку, дипломатический архив, музей древностей, картинную галерею, несколько частных музеев, гимназию, госпиталь и четыре монастыря. Улицы города широкие и хорошо вымощены, городские постройки красивые, снабжен прекрасной водой, пользуется великолепным климатом и его жители выделывают до 14308 в. (1880) превосходного вина. Довольно значительная в прежние времена промышленность А. находится в упадке; производство шелковых материй, сукон, красильни и сыромятни. В А. родились Меценат, Петрарка, Пьеро Аретино, Гвидо — изобретатель нот, Леонардо Аретино — историк, Чезальпини — ботаник, Реди — врач и юморист, папа Юлий II, маршал д'Анкр, живописец и биограф художников — Вазари и др. Ср. Сезанн, «Arezzo illustrata» (Флоренция, 1859).
Ариадна
Ариадна — дочь критского царя Миноса и Пазифаи. Когда Тезей решился убить минотавра, которому афиняне, по требованию отца А., посылали ежегодно позорную дань из семи юношей и семи девиц и, таким образом, избавить отечество от чудовища, он получил от любившей его А. клубок ниток, выведший его из лабиринта, где обитал минотавр. Совершив геройский подвиг, Тезей бежал с А. на остр. Наксос, где, по одному сказанию, А. была убита стрелами Дианы, по другому — покинута Тезеем и найдена Дионисием, который на ней женился. После ее смерти Дионисий сделался бессмертным богом и поместил ее корону среди созвездий. Во многих произведениях искусства изображен момент отчаяния А., покинутой Тезеем на остр. Наксосе, затем изображается спящая А. и появление Дионисия; чаще же всего встречается изображение А. на колеснице, окруженной вакханками. Известное произведение Даннекера во Франкфурте на М. изображает А. на пантере.
Ариетта
Ариетта (итал. arietta) — так называется ария, написанная в меньших размерах и менее выработанная по форме; содержание ее более легкое.
Ариозо
Ариозо (итал. Arioso) — высшая речитативная форма, которая отличается от низших форм: сухого речитатива (recitative secco) и речитатива в темпе (a tempo), большим мелодическим содержанием в партии голоса и большим интересом и сложностью в аккомпанементе. — Ариозо есть также вокальное сочинение небольших размеров, не имеющее определенной формы, как напр. песня, пишущаяся в коленном складе; по объему оно соответствует ариетте. В новейшее время, многие композиторы дают небольшой арии название ариозо. Образчиками ариозо могут служить вагнеровские певучие речитативы.
Apиoсто
Apиoсто (Людовик) — знаменитый итальянский поэт XVI стол.; родился 8 сентября 1474 в Реджио, в бывшем герцогстве Феррарском, где его отец, потомок стародворянского рода Николо дель-Ариости, был комендантом крепости. А. воспитывался в феррарской школе и потом, по желанию отца; занялся юридическими науками. Он с ранних лет выказывал склонность к поэзии и потому в 22 г., когда отец предоставил ему, наконец, свободный выбор занятий, он уехал в Рим и стал изучать древние языки и изящную словесность; скоро он обратил на себя внимание несколькими латинскими стихотворениями и главное драмами, по образцу Плавта и Теренция: «Cassaria» и «I Suppositi». Лат. стихотворение «Carmen Epitha Jamium», написанное по случаю бракосочетания герцога Альфонса I с Лукрецией Борджиа, расположило двор к молодому поэту и в 1503 г. он поступил к кардиналу Ипполиту д'Эсте, брату герц. Альфонса. В это время он написал свое великое произведение «L'Orlando Furioso»; десять лет, с 1505 до 1515, посвятил он этому эпосу, разделенному на 46 песен. В 1517 г. А. поссорился с кардиналом и перешел на службу к его брату, герц. феррарскому Альфонсу I. В 1521 г. ему было поручено отправиться комиссаром в Гарфаньяну для изгнания бандитов; с успехом окончив экспедицию, он спустя три года (1525 г.) вернулся в Феррару, где получил новое назначение, для него больше приятное; ему поручили надзор за постройкой нового театра. Материальные средства его на столько улучшились, что он купил небольшой дом с садом, который еще и теперь показывается в Ферраре, в улице Миразоле. Свободные часы он проводил за сочинением комедий в стихах и за исправлением своего великого эпоса, достигшего при нем 17 изданий (1532 г.). Он умер, после тяжкой болезни, 6 июня 1533 г., похоронен в Ферраре, в монастыре св. Венедикта. Сорок лет спустя, феррарский дворянин, Августино Мости, воздвиг ему прекрасный памятник. Монумент, стоящий в настоящее время в церкви, относится к 1612. Произведения А: 1) «L'Orlando Furioso» — «Неистовый Орланд» и его продолжение, написанное Боярдо «Orlando innamorato», составляют целую эпопею и без последней половины многие части первой — непонятны. В «Orlando» изображены средневековые геройские подвиги, но А. передает их в ироническом духе, возбуждая в читателе недоверие к действительности изображаемых событий. Подобное направление и явное скептическое отношение автора к своему сюжету было ново в литературе и резко обрисовывает эпоху Возрождения. Одаренный богатой фантазией и мастерски владея языком, А. представил ряд блестящих картин, с хитросплетенными эпизодами и создал в «Orlando Furioso» произведение тонкого художественного вкуса, хотя и без патриотических или религиозных идей. 2) «Commedie» — две в прозе «La Cassaria» (Венеция, 1525 г. и позже) и «I Suppositi» (Вен., 1525 г. и позже); пять в стихах: «Il Negromante» (Вен., 1530), «La Lena» (Вен., 1535 г.), «I Suppositi» (Вен., 1542), «La Cassaria» (Вен., 1546), «La Scolastica» (Вен., 1547 г.; полное изд. «Commedie» — Вен., 1562 и Флор. 1724 г.). 3) «Satire», важные для жизнеописания поэта, сперва появились в 1034 году. Открытая Джиампиери в 1845 г. героическая поэма, изданная в 1846 во Флоренции, «Rinaldo ardito di L'Ariosto», повествующая о борьбе Карла В. с сарацинами, считаются подложными. Полное издание «Opere» вышло в 2 т. (Венеция, 1730; Венец. 1739, 1741, 1753, 1766), «Orlando» пережило 500 изд.; новейшие: Молини (3 т., Флор., 1821), Паницци (4 т., Лонд., 1824), Джиоберти (2 т., Флор., 1846 и Мил., 1870) и Камерини (Мил, 1869); переводов его существует: латинских — 3, франц. — 19, англ. — 6, немецк. — 8 (лучшие: Грисс, 4 изд., Лейпц., 1851; Стрекфус, 2 изд., 6 т., Галле, 1849; Курц, Штутг., 1855; 2-е изд. с иллюстрациями Доре, Бресл. и Лейпц., 1880; Гильдемейстер, 4 т., Берл., 1882), испан. и рус. — 2. с предисловием С. Уварова. Выпуск 1, песни 1 — 10 (Спб., 1879) и Раича (3 ч., Москва, 1832 — 37), много переводов на разные итальянские диалекты. Сатиры А. переведены на немецк. яз. Адьвартом (Берлин, 1704 г.). Главные биографы А. : Джиамбаттиста Пинья ("Vita di Lodovico А. ", в изд. «Orlando», Венеция, 1556 г.), Джиакомо Гарофало (в изд. «Orlando», Венеция, 1584 г.), Симон Форнари (в вальвассорском изд. «Orlando», Венеция, 1566 г.); выдержки из всех этих биографий сделаны Гаетаном Барбиери (Феррара, 1773 г.). На немецком яз. существует биография Фернова: "Leben des Lodovico А. " (изд. Гайна, Лейпц., 1817). Новейшая биография — Кампори: «Notizie per la vita di Lodovico A. tratte da documenti inediti» (Модена, 1871). Неоконченная комедия A. «La Scolastica» была дополнена его сыном, Габриелем, издавшим том лат. стихотворений (Феррара, 1582 г.). Библиография произведений А. и всех сочинений об нем издана Феррацци «Bibliografia Ariostesca» (1 т., Милан, 1881 г.).
Аристократия
Аристократия (греч.) — такая республиканская форма государственного управления, в которой верховная власть находится исключительно в руках высших привилегированных классов, которые правят или одни, или при содействии представителей остальных классов. Ей противополагается демократия, т.е. республика, в которой державная власть признается принадлежащей всей совокупности или большинству граждан. В основании А. лежит идея, что государством должны управлять только избранные, лучшие умы. Но на деле вопрос об этом избранничестве находит различное разрешение; у одних А. определяющим началом является знатность происхождения, у других воинская доблесть, высшее умственное развитие, религиозное или нравственное превосходство, наконец, также размеры и род имущества. Впрочем, в большинстве аристократий несколько этих факторов, или все они вместе соединяются для определения права на государственную власть. Помимо государственной формы, А. называются еще высшие аристократические классы. Принадлежность к ним может обусловливаться рождением и наследованием известных недвижимостей (родовая аристократия, знать в тесном смысле), или же она связана с приобретением особых, предполагающих ее условий (денежная и чиновная аристократия, noblesse financiere, noblesse de la robe), или, наконец, достигается избранием. К последнему роду принадлежала народная аристократия древнего Рима. Родовая и поземельная аристократия достигла полного своего развития в феодальной организации нового европейского общества, явившегося на смену античной цивилизации; в борьбе с этой средневековой А. вырос и укрепился принцип современной монархии. Решительный, смертельный ударь нанесла ей великая французская революция, положив начало господству денежной А., утвердившей теперь свое владычество во всех европейских государствах. Сущность, аристократического принципа заключалась в том, что господство должно принадлежать лучшим людям и вела за собою три важных последствия. Первое то, что даже в нереспубликанских государствах, т.е. в монархиях, аристократические элементы участвуют, если не прямо в обладании верховной властью, то в ее отправлениях, и притом фактически везде, а в силу государственно-юридических полномочий в т. наз. представительных монархиях. Последнее осуществляется преимущественно в форме верхних палат; но и нижние палаты, или палаты представителей, равно как вообще всякое народное представительство, в свою очередь, тоже покоятся на аристократическом принципе. Второе последствие то, что и самая широкая демократия не только терпит у себя аристократические элементы, но в действительности есть ничто иное, как расширенная А., так что оба они — понятия относительные и представляют лишь различные степени развития одной и той же государственной формы одного и того же определяющего ее начала. Наконец, третье последствие заключается в том, что во всех образующихся внутри государства общественных союзах, политических, социальных и даже церковных, равно как в международных союзах государств, везде выступает аристократический принцип.
Аристотелева философия
Аристотелева философия. — Философия А. выросла из платоновского учения об идеях, стремясь привести это учение в более тесную связь с эмпирическим знанием. Благодаря этому, если, с одной стороны, Аристотель пришел к иному взгляду на отношения идей к отдельным предметам, чем Платон, если, вследствие подробного исследования деятельности человеческого познавания, он придал всей своей системе более глубокое психологическое основание, то, с другой стороны, следуя во всем указаниям эмпирического знания, он достиг такой широты понимания, которая не имеет себе подобной во всем древнем мире и делает из его системы полнейшее воплощение древней науки. И в этом отношении, точно так же, как по своему историческому положению, он представляет собою зрелое завершение национального научного развития греков, так как после него сама греческая наука принимает характер того слияния национальных культур, начало которому было положено деяниями его великого воспитанника Александра. Таким образом, в философии А. различные научные течения слились в одно величественное русло, чтобы отсюда, как органически целостная система научных начал, оказывать свое влияние на далекое будущее. — Ср. Бизе, «Die Philosophic des Aristoteles» (2 т., Берлин, 1835 — 42), Брандис, «Uebersicht uber das Aristotelische Lehrgebaude» (Берлин, 1860); его-же, «Aristoteles, seine akademischen Zeitgenossen und nachsten Nachfolger» (Берлин, 1853, во 2 части его «Handbuch der Geschichte der griech-rom. Philosophie»); Льюис, «Aristotle, a Chapter from the history of science» (Лондон, 1864); Эд. Целлер, «Aristoteles und die alten Peripatetiker» (Тюб., 1860 — 62, во 2-й части его «Philosophie der Griechen», 2 изд.); Грант, «Aristotle» (Лондон, 1877). Русская литература указана в ст. Аристотель.
Между тем как платоновская теория приписывала отдельным предметам только несовершенное участие в создании вечных и неизменных идей, А. выходил из того положения, что идеи не имеют самостоятельного существования вне отдельных предметов и представляют лишь внутренние, субъективные формы действительности. На этом основании самые глубокие и всеобъемлющие исследования А. имеют своим предметом преимущественно отношения общего к частному, и точным определением этих отношений он и сделался основателем логики. Рассматривая общее за истинную сущность того, что есть в отдельных предметах, он должен был поставить задачей науки объяснить это общее через «понятие» и закрепляющее его «определение», так как знать — значит понять. Понятие есть центр логической теории А.; он впервые разработал этот элемент мысли надлежащим образом и, по возможности, всесторонне. Он учил, что наши представления соответствуют формам существующего, и его «категории», которые он (по-видимому, не без влияния грамматических форм речи) признавал за высшие виды понятий, были для него в то же время «высшими формами бытия». Подобным же образом, А. считал высказываемое в суждении положительное или отрицательное сочетание представлений за верное выражение соответственного сочетания реальных вещей, и в этом смысле дал исследование о различных способах группировки понятий в суждениях, сделавшееся на долгие времена основой логики. Далее, он построил теорию силлогизмов или умозаключений, как основанный на правильном соединении понятий способ достижения научной истины. В самом деде, когда понятия установились и разграничились, т.е. когда составились общие суждения, то за этим должен следовать вывод. Орудием к получению этого вывода и является умозаключение, имеющее своей задачей от какого-нибудь общего начала дойти до частностей, объяснить явление сведением его к общему положению, уже известному. Теория силлогистического доказательства А., если смотреть на нее, не как на источник и основание наших знаний, как, по-видимому, думал сам А. и в особенности его позднейшие поклонники, но как на исследование законов, по которым ум выводить частное заключение из общего положения, и как на поверку частного вывода помощью общих начал, навсегда останется одним из величайших приобретений в области логики. Наконец, чтобы утвердить пользование логическим доказательством на прочном основании, А. не оставил без внимания и предварительного процесса мышления, т. е. составления первоначальных суждений. Наблюдение, опыт и наведение — вот источники, из которых человек черпает свои суждения о вещах. А. показал, как путем наведения наука восходит от воспринятого чувствами единичного факта к общему и затем развивается дальше силлогистическими заключениями. С другой стороны, так как никакое доказательство не может быть проведено обратно до бесконечности, то он указывает на необходимость для каждой отрасли известного числа основных начал и понятий, познаваемых непосредственно и интуитивно. Сам он указывает в этом отношении только на так называемые начала противоречия и исключенного третьего, которые не могут быть доказаны, но находятся вне сомнения ( А есть Б, след. А не может быть не-Б; А есть или Б или не-Б, след. среднее немыслимо). Ср. Ф.Ф. Кампе, Erkenntnistheorie des Aristoteles" (Лейпциг, 1870); P. Эйкен, «Die Methode der aristotelischenForschung» (Берлин, 1872); Соттини, «Aristotile е il metodo scientifico» (Пиза, 1873).
На этих основных положениях А. воздвиг свое теоретическое здание из трех частей, которые, соответственно различным способностям ума, к коим они относятся, названы теоретической, практической и поэтической философией. В главе всего здания поставлена им «Первая философия», названная потом метафизикой, задача которой исследовать общие основания всего сущего. Из 4 установленных начал: «форма, вещество, причина и цель» А. определяет отношение двух первых в том смысле, что в каждом отдельном предмете между формой (eidoV), как общим, и веществом, как особенным, существует связь, в силу которой форма должна быть рассматриваема, как осуществление (энтелехия, enteleceia) того, что материя заключает в себе только в виде возможности (потенция, dunamiV). Следовательно только форма придает материи действительное существование, делает предмет тем, чем он есть. Но, с другой стороны, необходимо признать существование некоторой нематериальной формы, как высшего и совершеннейшего бытия, как частной творческой деятельности (актуальность); последнюю А. находить в мыслящем в самом себе разуме, в божестве, которое, следовательно, в сущности есть чистая форма, противополагаемая, как деятельное начало, материи, существующей только в виде возможности. Бог, как чистая деятельность, есть вместе с тем и первая причина всякого движения (kinhsiV), недвижимый двигатель всего, а в противоположность ему материя (ulh) является вместилищем проявляющихся в отдельных актах творения механических причин (aitiai) и, следовательно, есть причина случайного. Между нею и Божеством лежит весь безграничный мир реальных существ, которые, в силу своего большего или меньшего приближения к чистой форме, образуют преемственную лестницу творений. Ср. Глазер, «Die Metaphysik des Aristoteles» (Берлин, 1841).
К теоретической философии А. относит и математику, признавая ее за чистую формальную науку, но сам ею не занимался. Тем шире зато развиты его метафизические воззрения в «физике», для которой он воспользовался громадным материалом своих естественнонаучных сведений. Все его миросозерцание и учение о природе зиждется на понятии о целесообразности, заключающемся уже в основном понятии энтелехии. Мир вечен; в смысле времени он не имеет ни начала, ни конца. Творчество в природе есть процесс постоянного образования и разрушения, цель которого приближение материи к духу, победа формы над материей, осуществляющаяся, наконец, в человеке. Это подчинение материи форме выражается в постепенном развитии, идущем от неорганического к органическому и, далее, к миру животных и завершающемуся человеком. Этот процесс развития А. понимает к том смысле, что на каждой высшей ступени органической жизни повторяется сущность низшей, но в соединении с новой, ей одной свойственной силой, и с этой точки зрения им начертана его система зоологии. Ср. И. Б. Мейер, « Aristoteles' Thierkunde» (Берлин, 1855); Зундеваль, «Die Thierarten des Aristoteles» (Стокг., 1863). В человеке, вместе с общими всем животным свойствами, соединяется еще особая сила — мыслящий разум. А. определяет человеческую душу, как энтелехию человеческого тела; к присущей уже растению образовательной силе (питающая душа) и свойственной животным способности чувствования, желания и движения (чувствующая душа) у человека присоединяется еще разум (nouV, разумная душа), который независим от тела и бессмертен, тогда как две другие части души погибают вместе с телом, с которым они связаны. Ср. Р. Ф. Фишер, «De principiis Aristoteleae de anima doctrinae» (Эрланген, 1845), Эбергард, «Die Aristotelische Definition der Seele»; (Берлин, 1868); Фр. Брентано, «Die Psychologic des Aristoteles» (Майнц, 1870). Шенье (Chaignet), "Essai sur la Psychologie d'A. " (1883).
Установив классификацию психических явлений, А. должен был искать в ней и основания для своей этики. Если разум есть высшее, что таится в человеческой душе, то только он и может считаться верным руководителем к достижению высшего блага — счастья. Поэтому А. определяет добродетель, как развитие путем постоянного упражнения способности человека делать разумное единственным предметом своих желаний, и учит, что из добродетельных поступков с естественной необходимостью вытекает и высочайшее наслаждение. Но так как разумный человек всегда выбирает справедливую средину между двумя крайностями, то за высшую добродетель А. признает справедливость, знающую меру. См. Эйкен, «Uber die Methode der Aristotelische Ethik» (Франкф. на M, 1870), Рассов, «Forschungen Uber die Nikomachische Ethik des Aritoteles» (Вейм., 1874); Грант, «Ethics of Aristotle» (2 т., Лондон, 1874),
Но справедливость находит себе полное воплощение только в государственной жизни, для которой, по мнению А., человек рожден уже в силу того, что он обладает даром слова. Он прямо называет человека «политическим животным». И если этика А. подчинением добродетели рассудочной способности человека остается позади платоновской, зато в его политике сказывается гораздо более глубокое и тонкое понимание исторической деятельности и блестяще проведено стремление внести этические начала во все реальные отношения политической и общественной жизни. Если при этом люди, с мало образованным умом, обрекаются им исключительно на повиновение и таким образом дается философское оправдание рабству древнего мира, то в виду современных ему условий это тем менее должно быть поставлено ему в упрек, что оно находилось в связи со всеми его этическими принципами. Вместо проекта утопического идеального государства, его «политика» содержит сравнительную оценку монархических, аристократических и демократических государственных форм, сводящуюся к тому, что самое лучшее государственное устройство то, в котором все эти три элемента гармонически соединены между собою. См. Онкен, «Die Staatslehre des Aristoteles» (Лейпц., 1870 — 75).

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar