Меню
Назад » »

Логос (539)

Меценат

Меценат (Гай Цильний Maecenas) — римский госуд. деятель; происходил из древнего этрусского рода Цильниев (Cilnii), родился, как предполагают, между 74 и 64 гг. до Р. Хр. и по рождению принадлежал к сословию всадников. Убежденный в необходимости монархического правления в Риме и считая Октавиана наиболее соответствующим идеалу правителя, он стал, во время гражданской войны, на его сторону и часто исполнял важные его поручения. Так, он был в числе послов, которые должны были в Брундузии устроить примирение Антония с Октавианом; во время войны с Секст. Помпеем ему дважды приходилось успокаивать народное волнение в Риме; после битвы при Акциуме он разрушил замыслы молодого Лепида. По окончании войны М. жил в Риме и в отсутствие Октавиана Августа ведал государственные дела, не занимая никакой официальной должности, но будучи, вместе с Агриппой, самым влиятельным и доверенным другом и помощником Августа и принимал самое деятельное участие во всех действиях императора по устроению государства и упрочению власти. Честолюбие, зависть, недоброжелательство были ему совершенно чужды. В своих отношениях к Августу он был свободен от низкопоклонства и заискивания и высказывал с полной свободой свои взгляды, нередко совершенно противоположные планам императора. Своей близостью к Августу он пользовался для того, чтобы сдерживать страстные порывы, нередко доводившие императора до жестокости. Стали историческими переданные Дионом Кассием (Dio Cass., 54, 6) слова: «Surge tandem, carnifex!» (Да полно же тебе, мясник!), которыми М. однажды удержал Августа от подписания многих смертных приговоров. Лучшие поэты того времени находили в М. внимательного и заботливого покровителя и защитника; заслуги его перед ними являются в то же время и заслугами перед римской (латинской) поэзией. Виргилию он оказал помощь против насилий со стороны одного центуриона и хлопотал о возвращении ему отнятого у него имения, о чем поэт рассказывает в своих «Georgica». Горацию он подарил свое сабинское поместье. Поклонник основ эпикурейской философии, М. предавался наслаждениям в такой степени, какая даже римлянам того времени казалась чрезмерной. Он умер в 8 г. до Р. Хр. (746 от основания города Рима), горячо оплакиваемый друзьями и всем народом и завещав все свое имущество Августу. Из его сочинений (преимущественно о предметах естественно-исторических) уцелели только отрывки. Имя М. как поклонника изящных искусств и покровителя поэтов, сделалось нарицательным. См. монографии Мейбома (1653) и Лионa (1824); затем Weber, «Ueber den Charakter des Macenas» (в Jahns «Jahrbucher fur Philologie und Padagogik», Suppl. 9, Лиц., 1843); Frandsen, «Macenas, eine historische Untersuchung uber dessen Leben und Wilken» (Альтона, 1843); Gardthausen, «Augustus und seine Zeit» (I, Лиц.. 1891).

Меч

Меч — оружие, приспособленное к тому, чтобы колоть или рубить; изготовляется из металла — некогда из бронзы (отливкой), позже из железа (ковкой). Вошло оно в употребление, по-видимому, сравнительно поздно. Люди имели палицы, ножи, кинжалы, топоры, молотки, копья, умели метать стрелы, дротики, пращи, бумеранги, ранее чем дошли до искусства приготовлять длинные и острые клинки мечей. Все указанные виды оружия изготовлялись первоначально из камня, кости, рога, тогда как М. мог появиться только в металлическую эпоху, и то по достижении известного искусства в обработке металлов. Некоторое подобие М. представляют разве встречающиеся иногда у дикарей плоские деревянные палицы, иногда сточенный к обоим краям и даже заостренные к концу. Между предметами древнейшей «бронзовой» эпохи на Западе М. еще нет, а есть только широкие ножи-кинжалы; среди находок медного века, предшествовавшего, как думают теперь, бронзовому, М. тоже не встречаются; нет М. и на Востоке, в Сибири, где процветала некогда оригинальная медная промышленность, изготовлявшая своеобразные цельты; ножи, кинжалы, топоры и т.д. (известные 2 — 3 медных М. из Сибири скорее напоминают большие кинжалы). Бронзовые М., находимые в Скандинавии, имели форму узкого (ивового) листа, были средней величины, прямые, обоюдоострые; ими кололи, а не рубили; рукоятка таких М. была сравнительно короткая, что подало повод к предположению о малой величине рук у изготовлявших эти М. народа. У нас в России бронзовые М. находили редко, более на зап. и юго-зап. окраине, в Финляндии, Польше, Подолии. Встречаются они иногда и на Кавказе, но в формах иного типа, сходных с ассирийскими. Уже в древнейших скифских курганах М. оказываются из железа, хотя по форме они еще отчасти напоминают бронзовые; рукоятка их обыкновенно обкладывалась медью, золотом или костью. Некоторые железные М. с обложенными бронзой рукоятями или с кольцом на верху последней, найденные на Кавказе, напоминают восточные или древнегреческие формы (из Ассирии, Микен). Древнейшие железные М., найденные в Западной Европе (Скандинавии, сев. Германии) — довольно грубой работы и похожи на косари или даже на косы. Постепенно форма и работа железных М. совершенствуется; у кельтов в Галльштадтском могильнике, в поселении La Тene, на Невшательском озере в Швейцарии, они хотя и подражают еще отчасти в своей форме бронзовым, но получают большую величину и другие отличия. Меч римлян был короткий; у германцев, рядом с коротким мечем-ножом (scramasak), употреблявшимся и для метания, были в ходу длинные (собственно кельтские) М. (spatha), с перекладиной и с конечной, треугольной или полуовальной шишкой (набалдашником) на рукоятке. Железный стержень рукоятки оправлялся в дерево, кость, рог, золото, и эта оправа украшалась еще иногда гранатами и другими камнями. В Скандинавии такие М. характеризуют собою эпоху примерно с III по VII в. до Р. Хр.; позже, с VIII по Х в., М. становятся массивнее, шире, рукоятки их солидные; они делаются только из железа; часто украшаемого серебряной насечкой. Дальнейшее развитие М. на Западе состояло в том, что перекладина рукоятки стала делаться длиннее и тоньше, а набалдашник меньше, так что М. с рукоятью стал представлять большее подобие креста. При этом клинок постепенно суживался, делался легче, а рукоятка, сравнительно с клинком, длиннее. Еще позже, в XIII в.. перекладине стали придавать изогнутую форму, выпуклую книзу, к клинку, а иногда и кверху, к рукоятке; с XV-го столетия стали приделывать кольца или овальные пластинки, которые впоследствии развились в сложные эфесы, защищавшие руку и отчасти еще сохранившиеся на новейших шпагах. В средние века и позже продолжали, впрочем, употребляться и более массивные М.. иногда даже такие, что ими можно было рубить только держа их обеими руками. В России древнейшие железные М. были, повидимому, плохого качества, и редко сохранялись в могилах. В период древних могильников и курганов, по крайней мере в средней России, М. не были, повидимому, распространены. Впрочем, в некоторых (иногда очевидно княжеских) курганах Х и последующих веков (в Петербургской, Курляндской, Смоленской, Черниговской, Орловской, Казанской губ.) были найдены большие М., с рукояткой, часто украшенной серебряной насечкой, совершенно скандинавского типа. С другой стороны, М., хранящиеся в псковском Троицком соборе и приписываемые князьям Довмонту и Гавриилу Псковскому, представляют полнейшее сходство с западноевропейскими XIII — XIV веков и, очевидно, иностранного происхождения (на одном есть даже латинская надпись). Прямые М. рано были вытеснены в России саблями. Прямые М. были известны и на Востоке, в Индии, Китае, а также в Африке, где местами, например в Абиссинии, у туарегов Сахары, они употребляются еще и теперь, в формах, напоминающих М. крестоносцев. Особый центр распространения М. составляет Малайский архипелаг, где у даяков, бугизов и др. встречаются своеобразные, прямые и кривые, часто расширяющиеся к концу формы мечей и шашек. Изогнутые М., с выпуклым или выгнутым лезвием были известны также у греков (kopis); в Индии и в других местах они были отчасти первообразами некоторых позднейших форм ятаганов и им подобных оружий. — М. обыкновенно носится в ножнах, первоначальная форма которых — кольцо, прикрепленное к поясу, браслету и т. п. У многих народов ножны состоят из одной деревянной пластины, соединенной с двумя плоскими кольцами, так что М. является замкнутым только со стороны ближайшей к телу; полные ножны появляются уже позже. М. носится различно, большей частью на поясе, на левой или правой стороне или спереди (как кинжал, например на Кавказе). Большинство народов, по-видимому, носит М. на левой стороне, но римляне, например, носили его на правой, для того, чтобы правой рукой можно было скорее его обнажить, не встречая препятствия в щите, носимого на левой руке.

Д. А.

Мечеть

Мечеть (старинно-русск. мизиит, из арабск, mizdzid, «дом молитвы») — храм или молитвенный дом у мусульман. Так называются преимущественно небольшие храмы, сделанные главным образом из дерева, украшенные не более как одним минаретом и предназначенные для обычных молитв по будням. Большие храмы, где богослужения происходят по пятницам и вообще праздничным дням, а в Турции правоверные приносят свои общественные молитвы Аллаху за падишаха, называются джами или куллийет. При каждой М. два или более минарета, с балкончиком и с полулуниями на шпицах, с которых муэзины пять раз на день призывают правоверных к молитве. По большим праздникам и в дни общественных торжеств минареты освещаются лампами, откуда и самое название (минарет — маяк или световая башня). М. строятся обыкновенно четырехугольником и имеют свинцовые крыши и купола. Снаружи они окружаются стенами, проходы через которые охраняются цепями и делаются такими низкими, что проходить можно только нагнувшись. Стены внутри М. окрашиваются в белый цвет; единственными их украшениями служат арабески и религиознонравственные изречения из Корана. Изображений нет никаких. Пол М. покрыт циновками и коврами; нет ни столов, ни скамей или какого-нибудь другого сиденья. В юго-восточной части М. устраивается кафедра для имама, а в том направлении, где лежит Мекка, находится богатоукрашенный шкаф (Кебла или Киблах), в котором хранится один или несколько коранов. При больших М. почти всегда устраиваются общественные школы (медрессе), больницы, столовые для бедных. Средства на все это доставляются пожертвованиями и доходами с земель. Первые мусульманские завоеватели — арабы и турки, — лишь только захватывали в свою власть какойнибудь город, непременно отводили место для постройки мечетей или же обращали в М. христианские храмы, выбирая из них выдающиеся величественной и красивой постройкой. В особенности много храмов обращено в М. в Константинополе, после взятия его Магометом II.

Мечников Илья Ильич

Мечников (Илья Ильич) — зоолог и патолог, род. в 1845 г., учился во 2-й харьковской гимназии, в 1862 г. поступил на отделение естественных наук харьковского унив., где окончил курс в 1864 г. За границей (1864 — 67) работал в Гиссене, Геттингене и Мюнхене. Степень магистра зоологии («История развития Sepiola») получил в спб. унив. в 1867 г. и избран доцентом зоологии в новоросс. унив., с 1868 г. доцент в спб. унив., где получил степень доктора; с 1870 по 1882 г. был проф. в новороссийском унив., затем вышел в отставку; с 1886 г. заведовал одесской бактериологической станцией; ныне в Париже заведует отделением в Пастеровском институте. Научные труды М. относятся к области зоологии, антропологии и патологии. Значение М. в зоологии чрезвычайно велико: кроме нескольких работ анатомического и фаунистического характера («Пелагическая фауна Черного моря», «Труды 1-го съезда естествоиспытателей») он напечатал множество работ по эмбриологии беспозвоночных и вместе с А. О. Ковалевским может считаться основателем современной эмбриологии беспозвоночных. Большая часть работ его помещена в различных заграничных и русских журналах, некоторые изданы отдельно (напр. «Embryologische Studien аn Medusen», Вена, 1886). Громадное значение имели в зоологии также его исследования, относящиеся к борьбе организма животных с различными организмами, служащими причиной заразных болезней; многие особенности строения животных становятся понятными лишь с этой точки зрения; вместе с тем, деятельность фагоцитов разъясняет весьма многое в сложных явлениях превращений животных. Исследования эти были начаты М. в начале 80-х годов; в 1882 г. он напечатал «Zur Lehre uber die intracellulare Verdanung» (в «Zoologischer Auzeiger»), в 1883 г. «Untersuchungen uber die intracellulare Verdanung der Wirbellosen» (в «Arbeiten aus d. Zool. Institut Wien») и «Ueber die mesodermale Phagocyten der Wirbelthiere» («Biologisches Centralblatt»). В это время новая теория борьбы организма животных против болезнетворных организмов была уже определенно формулирована М. на одесском съезде естествоиспытателей (см. «О целебных силах организма», в протоколах съезда; сущность ее см. в статьях Белые кровяные тельца, Кровь, Гистолиз, Фагоциты). За ним последовал ряд специальных работ над борьбой организма с различными бактериями и другими болезнетворными организмами; в 1892 г. М. издал «Лекции о сравнительной патологии воспаления» (также и на франц. языке). В своих работах по общей патологии М. дал новую теорию воспаления, рассматривая его как фагоцитарную реакцию против раздражения; вместе с тем он поставил общую патологию на более широкую общебиологическую основу. Теория М. возбудила общее внимание, и вызвала оживленную полемику. Полемика эта продолжается и в настоящее время, сосредоточиваясь главным образом на пределах приложимости теории М. к решению различных вопросов патологии (надо заметить, что сам М. вовсе не считает открытый им способ борьбы организма с болезнетворными деятелями единственным возможным). Во всяком случае, как бы ни окончился спор, теория М. имела чрезвычайно важное значение в патологии, создала в ней новую эпоху. Антропологические работы М. заключаются главным образом в исследованиях над калмыками («Исследование о калмыках» — в «Трудах Геогр. Общ.», 1874, «Антропологической очерк калмыков» — в «Известиях Моск. Общ. Любит. Естествознания», 1876). Кроме специально научной деятельности, М. с успехом занимался также популяризацией и, начиная с 1866 г., напечатал ряд статей в «Натуралисте». «Вестнике Европы», «Природе», «Семье и Школе» и др., а также статью «Борьба за существование частей животного организма» (в сборнике «Помощь голодающим», 1892). Изложение теории М., кроме указанных работ М. («0 целебных силах организма», «Лекции о сравнительной патологии воспаления», «Борьба за существование частей животного организма»), см. также в ст. Книповича: «Современное положение вопроса о роли фагоцитов при борьбе организма с заразными болезнями» («Труды СПб. Общ. Естествоиспытателей», 1892).

Н. Кн.

Меч-рыба

Меч-рыба (Xiphias gladius L.) — рыба из сем. Xiphiidae, отряда колючечерепных рыб (Acanthopteri), отличаются верхней челюстью, вытянутой в виде длинного мечевидного отростка, достигающего приблизительно 1/3 длины тела; нижняя челюсть заостренная. Тело вытянутое, сильно сжатое с боков. Зубов нет. Кожа шероховатая, на брюхе с многими мелкими костяными пластинками. Спинной плавник впереди очень высокий; средняя часть его (как и заднепроходного плавника) с возрастом изнашивается и исчезает. Верхняя часть тела темного стального синего цвета; брюхо белое. Достигает в длину более 3 м, водится в Средиземном море и Атлантическом океане; в июне и в июле подходит к берегам; мясо употребляется в пищу. Плавает быстро и пользуется своей мечевидной челюстью как оружием, нападая также на китов. Иногда вонзает свой М. даже в стены кораблей.

В. Ф.

Мешхед

Мешхед (озн. гробница) — главный город персидской пров. Хорассан, на р. Теджене, в хорошо орошенной, плодородной местности; важнейший город в сев. вост. Персии, так как лежит в узле нескольких торговых путей. Множество караван-сараев, грандиозная главная мечеть М. — Мекка шиитов и привлекает множество паломников. От 70 до 80 тыс. жит. Ковры, шали, шелковые и др. ткани, стальные клинки, войлок. Благодаря близости и довольно удобным путям, оживленная торговля с нашим Закаспийским краем: на мешхедских базарах много русских изделий.

Мигрень

Мигрень (migraine) — соответствует латинскому hemicrania и обозначает половинную головную боль, составляющую главный симптом этой болезни. Эта боль появляется в виде припадков, повторяющихся через различные промежутки времени — раз в месяц или реже, иногда и чаще. В промежуточное время больные во многих случаях совершенно свободны от всяких расстройств, но часто они обнаруживают другие болезненные явления со стороны нервной системы, тем более, что М. вообще преимущественно свойственна людям с невропатической конституцией или с наследственным предрасположением к нервным болезням. У женщин она встречается чаще, чем у мужчин, и во многих случаях припадки у них совпадают с месячными. Продолжительность отдельных припадков М. различна и колеблется между несколькими часами и сутками, редко больше или меньше. Припадок не исчерпывается, однако, головной болью. Обыкновенно уже заранее, накануне, больные испытывают общее недомогание, потерю аппетита, тяжесть головы, субъективные расстройства зрения. Затем. во время самого припадка, кроме головной боли, наблюдается общая слабость, светобоязнь, тошнота и рвота, выступление холодного пота, сужение поля зрения, иногда сильная бледность лица, иногда, напротив, прилив крови к голове. Вообще головная боль при М. сопровождается целым рядом так наз. сосудодвигательных явлений, обусловливаемых нарушением иннервации шейного симпатического нерва. В одном ряду случаев это нарушение имеет характер болезненного возбуждения этого нерва, в других наоборот — паралича его. Сами припадки, как они ни тяжелы для больного, совершенно безопасны и всегда проходят без последствий. Но склонность к повторению их при М. весьма упорна, и в этом смысле болезнь принадлежит к хроническим, крайне затяжным страданиям. Во многих случаях приступы становятся слабее и короче и, наконец, исчезают с наступлением старости, у женщин — нередко с прекращением месячных. Происхождение и внутренний механизм болезни еще не вполне выяснены. По-видимому, в ней играют большую роль аномалии обмена веществ. Оценка болезни в каждом отдельном случае и лечение ее требуют помощи сведущего врача. В лечении нужно различать борьбу с отдельным приступом и с болезнью вообще. Для обеих целей, кроме внутренних лекарств, приходится прибегать к электричеству, водолечению и регулированию диеты.

И. Р.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar