- 962 Просмотра
- Обсудить
Могилы
Могилы. — С какого времени человек стал заботиться о своих мертвых, сказать трудно. Некоторые археологи полагают, что он не прилагал еще таких забот в течение древнейшего каменного, так назыв. палеолитического века. Мнение это основывается на том, что до сих пор, в Европе по крайней мере, не было найдено М. несомненно относящихся к этой отдаленной эпохе. Находили, правда, человеческие костяки в пещерах (напр. в франц. пещерах Cro-Magnon), в слоях, заключающих в себе остатки палеолитической культуры; но присутствие их там объясняется вероятнее погребением их уже в более позднюю, неолитическую эпоху, когда обычай погребения в пещерах был очень распространен и при этом могли пользоваться и пещерами, служившими для обитания в предшествовавшую эпоху. В древнейшую эпоху своей культурной жизни человек, может быть, уходил от умерших, переселялся на другое место, как это делали еще недавно некоторые дикари в Америке, Сибири и т. д. Отсутствие погребения, в настоящем смысле этого слова, характеризует и некоторые народы, стояние на несколько высшей стадии культуры. Так, у монголов мертвых просто выносят в степь и оставляют там на съедение зверям (особенно собакам) и птицам, причем считается хорошим признаком, если труп будет скоро съеден, тогда как долгое сохранение его вызывает толки, что умерший был большой грешник, и потому его не хотят даже пожирать животные. Живущие в Индии и Персии парси (огнепоклонники) также не хоронят своих покойников, а имеют круглые каменные ограды или башни (без крыши), в которые опускают трупы, предоставляя их на съедение грифам, коршунам и другим хищным птицам. В заботах об умершем выражаются два чувства: с одной стороны — любовь и сознание своего долга к покойному, с другой — боязнь его, опасение вызвать с его стороны недовольство, неприязнь, месть. Страхом перед умершими объясняются многие похоронные обычаи, напр. крепкое завязывание покойника в кожу или одеяло, иногда даже перед последним издыханием (как это было в обычае у некоторых племен американских индейцев и др.); возможно скорое погребение его или бегство из данного места и оставление умершего в его шалаше; вынесение умершего не через дверь, а через нарочно прорезанное отверстие, которое потом заделывается (обычай, существующий как у америк. индейцев, так и у многих наших северных инородцев и вызываемый опасением, как бы умерший не вернулся обратно); избежание встречи с покойником, запирание ворот по выносе тела, очищение после похорон огнем или водой; погребение с умершим принадлежавших ему или любимых им вещей, также жен или предметов, способных обеспечить его существование или необходимых ему для воображаемого переезда на тот свет; умилостивительные жертвоприношения, поминки, выставление пищи в доме в известные дни и т. п.; наконец, самое погребение (похороны, xopонениe, прятание) подальше, в пещере, лесу, в глубокой яме, под большой насыпью и т. д. У иных народов, впрочем, умерших хоронят поблизости, даже под самым жильем, что в особенности применяется к умершим детям. Позже, с развитием религиозных воззрений, вводятся иные обычаи, например помещение умершего в лодку и пускание последней в море, или сожжение трупа на костре, или, напротив, заботливое сохранение трупа, посредством его высушивания, мумифицирования, бальзамирования. В случае трупосожжения, оставшийся пепел, обгорелые кости и вещи обыкновенно собираются в сосуд (урну) или просто в кучу и предаются также погребению. У некоторых народов существует двойное погребение: первое — временное, покуда не разложатся и не истлеют все мягкие части трупа, после чего кости вынимают, очищают, иногда окрашивают в красный цвет и погребают уже окончательно. У других народов, если одноплеменник погиб на чужбине, дома устраивается мнимое погребение: делается могила и в нее кладутся вещи, принадлежавшие умершему. Вообще говоря, могила устраивается наподобие жилища, нынешнего или некогда бывшего в употреблении. Такой характер имеют, напр., погребальные пещеры (соответствующие жилым пещерам), катакомбы и мегалитические гробницы или дольмены (как бы искусственные пещеры), М. в земле (соответствующие землянкам, особенно М. магометан, у которых из ямы делается ниша в сторону, где и полагается умерший), М. под насыпью (напоминающей чум, юрту, шатер), М. над поверхностью земли, на помостах или в особых хижинах (как у некоторых сибирских инородцев) и т. д. Гроб — из досок, выдолбленного ствола (колоды), камня (саркофаг), глины и т. д. — вошел в употребление уже на более высоких стадиях культуры; у большинства народов труп обкладывается только несколькими досками, или над ним устраивается род шалаша (из стволов, брусьев), или он просто засыпается землей (иногда известного рода — напр., красной глиной), или заливается известкой и т. п. Исследование М. представляет вообще значительный интерес — в этнографическом, археологическом, антропологическом отношениях. С одной стороны, в М. находят остатки самих умерших, их кости, черепа, иногда остатки волос, а в некоторых случаях целые мумифицированные трупы, которые могут дать некоторое понятие о типе погребенных, следовательно о типе многих древних и исчезнувших уже народов; с другой стороны обстановка М., находимые в них вещи — орудие, оружие, украшение, посуда, кости животных и т. д. — знакомят нас, до известной степени, с бытом народа, его промышленностью, искусством, торговыми и иными сношениями, отчасти верованиями и т. д. Благодаря лишь раскопкам и изучению содержания М. удалось получить более полное понятие о быте и отчасти истории древних египтян, о культуре древних перуанцев, отчасти также классических народов, скифов, древних германцев и славян, многих финских и тюркских народов. Изучение М. затрудняется, с одной стороны, уничтожением многих М. (от времени, от распахивания и расхищения их человеком; М., в которых находились ценные вещи, напр. золотые, очень часто оказываются расхищенными, иногда, по-видимому, еще в древние времена), с другой — трудностью определить эпоху погребения и принадлежность их тому или другому народу. Для эпох более поздних и для стран, находившихся в торговых сношениях с культурными, определению времени значительно способствуют монеты, находимые иногда в М.; но для более ранних эпох мы не имеем таких показателей и должны руководствоваться только характером и стилем полагавшихся с умершими изделий, что часто не дает возможности точно определить эпоху. В некоторых М. — напр. Египта, Малой Азии, Греции, Крыма, Новороссии — были найдены весьма ценные предметы древнего искусства, во многих других — интересные образцы древнего вооружения, украшений, керамики, разные религиозные символы и амулеты, фрагменты тканей и т. п. В Зап. Европе древнейшие М. были найдены в пещерах и дольменах; они относятся к неолитической эпохе и началу бронзового века. Затем идут М. в земле, без насыпи и под насыпью, относящиеся к бронзовому и железному векам. М. под насыпью известны на Западе под названием tumuli (ед. ч. tumulus), в Англии barrows, в Соед. Шт. Амер. mounds, в Германии — Hugelgraber. Изучение их в Европе дало много ценных данных для познания быта и культуры начала средних веков, древних германцев, бриттов и т. д. В России, кроме немногих дольменов (на Кавказе и в Крыму), погребальных пещер (там же), катакомб (в Крыму), древние М. можно отнести к двум главным типам — могильники и курганы. Могильники — это кладбища, в которых отдельные М. слабо обозначены, насыпи их часто слились в одну сплошную возвышенность, а иногда и не обозначены вовсе явственными наружными признаками, так что М. этого рода открываются лишь случайно (при пахании, напр., земли). Вообще говоря, могильники древнее курганов, хотя это и нельзя утверждать относительно всех последних. В средней, восточной и западной Poccии могильники характеризуют эпоху примерно VI — Х вв. и заключают в себе остатки различных финских, литовских и славянских народностей, большей частью со следами погребения, но иногда и трупосожжения (могильники люцинский, ашераденский в зап. России, лядинский, курманский — в средней, ананьинский, котловский — в восточной России, М. Польши с урнами и др.). Курганы средней и зап. России представляют собой насыпи, более или менее высокие (но редко значительные), под которыми полагался умерший. Чаще всего встречается одиночное погребение, но иногда находят несколько костяков под одной насыпью и на одном уровне. В разных местностях курганы называются различно: курганы, могилы, сопки, мары, панки и т. д. Народ приписывает их обыкновенно литовцам, шведам, французам и т. д., но, несомненно, что это М. гораздо более древние, и заключают в себе остатки славян, финских и тюркских народностей IX — XIII вв., а на Востоке — и более поздних эпох (вообще обычай насыпать курганы стал исчезать с распространением христианства). В южной России были находимы курганы даже каменного века (костяки в скорченном положении, с каменными при них орудиями) и начала бронзового (каменные и бронзовые орудия, черепа и костяки иногда окрашены красной охрой). Особенно замечательны курганы скифскиe, иногда громадных размеров, с большими могилами на значительной глубине и со многими погребениями (иногда как бы какого-то царя или князя, с царицей, рабами, конями, массой золотых украшений, оружием, металлическими сосудами, глиняными амфорами и т. д.); раскопки этих курганов дали ряд ценных художественных изделий греческой работы IV — III вв. до Р. Хр. Там же встречаются М. и более поздних времен, славянской и тюркской эпохи, с иного рода оружием и посудой, с серебряными украшениями, иногда с монетами, конем и т. д. Ряды курганов характеризуют вообще южноpyccкие степи, особенно Новой России, а также прикавказские, приуральские, западносибирские; но они встречаются и во многих других местностях России, преимущественно вдоль рек, служивших путями расселения и торговли. Сообразно различным областям и эпохам и принимая во внимание обстановку погребений и характер вещей в М., можно различать многие группы курганов: каменного века, бронзового, скифские, скифосарматской эпохи (?), славянские (древлян, северян, кривичей и т. д.), литовские, мерянские, московские и мн. др. В Сибири (напр. в Минусинском крае) встречаются М., обставленные кругом высокими камнями (так наз. «маяки») и часто заключающие в себе медные орудия и оружие, кельты, кинжалы, ножи и т. д. Массой бронзовых изделий особого типа характеризуются также могильники Кавказа, Осетии, Чечни, Закавказья, исследованные преимущественно в течение последних пятнадцати лет. Сведения о русских курганах и вообще о результатах исследований древних М. в России разбросаны в «Отчетах» и др. изданиях Имп. археол. комиссии, в «Трудах» русск. археол. съездов, в изданиях московского, петербургского, одесского, казанского, киевского и других археологических обществ, также в разных финляндских, прибалтийских, польских и сибирских изданиях.
Д. Анучин.
Мода
Мода (франц. mode от лат. modus; англ. fashion, откуда наше «фешенебельный») — форма проявления культурной жизни, поскольку они вызываются не силой необходимости или преданий, а изменчивой прихотью дня. Психологической основой М. является инстинктивная, слабо зависящая от сознательной воли переимчивость, как одно из проявлений стадности (см.). Область, где главным образом царит М. — костюм; нет, однако, такой сферы культурной жизни, которая могла бы совершенно избежать влияния М. Ей подчинены способ приготовления и последовательность кушаний, обставление жилых помещений мебелью, установление празднеств, форма писем и т.д., вплоть до наиболее ходких в данный исторический момент философских учений или поэтических произведений (применение термина М. к явлениям в миpе науки и искусств всегда, впрочем, имеет характер порицания). У народов с малоразвитой культурой М. выражается обыкновенно лишь в украшениях женщин; мало также имеет она влияния на одеяние общественных классов, имеющих свой сословный костюм (напр. духовенство у большинства народов), или на так назыв. национальные костюмы. С каждым годом она завоевывает все новые сферы влияния, и местные особенности постепенно исчезают. Прихоти М. первоначально исходили из стремления к усовершенствованию. Каждая часть одежды — шляпа, чулок, галстук, подтяжки, пуговицы — может подвергаться постоянным совершенствованиям; но и здесь прогресс идет не в виде прямой линии, а изгибами, часто уклоняясь от естественного и простого к искусственному и странному. М. является фактором, сильно влияющим на спрос, и поэтому нормирующим цену. Перемена М. обесценивает значительные запасы; она понижает ценность товаров, пригодность которых в сущности остается неизменной. В старину придавалось большое значение драгоценности одежды и утвари; М. привела или приводит к приблизительному уравнению сословий в отношении костюма. Несомненное прогрессивное упрощение костюма, не смотря на перемены в М., явствует и из того факта, что в настоящее время расходы на одежду, сравнительно с прошлым, составляют значительно меньшую часть житейских расходов. Со времен Людовика XIV обыкновенно в М. костюмов задает тон Франция, нередко, однако, выдерживая борьбу с национальными оппозициями в не раз и сама подвергаясь влиянию чужеземцев; так наприм., незадолго до революции вошли в М. квакерский костюм Франклина и английская М.; тенденции в сторону английских М. оживают снова и в самое последнее время. Попытки Густава III шведского, немецких буршей начала XIX в., мадьяр, поляков и др. вернуться к национальной одежде имели всегда лишь временный успех. Мужской костюм, начиная с 1848 г., освободился, за исключением сравнительно незначительного разнообразия модных «фасонов», от прихотей М.; принудительный характер модного костюма удержался лишь за фраком, повсюду составляющим официальное одеяние мужчин, не носящих формы. История М., в общем, составляет довольно существенную часть культурной и бытовой истории, особенно в современной Европе: настроения эпохи часто отражаются в изменчивых внешних формах жизни. Строгая испанская М., удалые костюмы времен 30-летней войны, пышный костюм эпохи Людовика XIV, изящно фривольный — эпохи Людовика XV, простое «гражданское» платье времен американской освободительной войны и революции 1789 г. — все это как бы олицетворяет умственные направления, господствовавшие в данные периоды. Россия, со времен Петра В., подпала влияние общеевропейской М.; лишь при имп. Павле I, М. подвергались гонению. Принцип правительственного вмешательства в дело М., внесенный Петром Вел., по отношению к ношению бороды или усов, удержался в России до половины XIX в. Модные газеты и журналы М. возникли, вероятно, из костюмных книжек XVI и XVII вв. (напр. O. Weigel'я, Jost'a Ammon'a и др.); первым действительным модным журналом был «Mercure galant» (1672). В России первым журналом, посвященным М., было «Модное ежемесячное издание» (1779).
Литература. Модные журналы, выходящие теперь во Франции. Германии и Англии, являются проводниками мод далеко за пределами этих стран; таковы во Франции: «L. Art et la Mode», «Le Moniteur de la Mode», «La Saison», «Le Salon de la Mode» и мн. др.; в Англии: «Ladies' Gazelle of fashion», «Lady's Pictorial», «Myra's Journal», «Queen»; в Германии: «Modenwelt» (выходит на 12 языках, в том числе на рус. в СПб., под загл. «Модный Свет и М. Магазин»), «Der Bazar» (на 10 языках; также изд. в СПб.), «Allgemeine Modezeilung» и др. Для мужских мод в Париже «Journal des March inds T. ulleurs» и «Journal des Tailleurs», в Дрездене — «Europ. Moilenzeitung», в Лондоне — «Minister's Gazelle of fashion», «Tailor and Cutler» и др. Русские М. журналы «Модный магазин», «Модистка», «Вестн. Моды» и др. В настоящее время, кроме ряда журналов специально посвященных М., многие еженедельные издания дают модные приложения (женские и детские костюмы). См.: U. Schliltze, «Die Modenarrlienen» (Б., lb68); Kleinwachler, «Zur Philosophie der Mode» (1880); М. Fischer, «Modelhorheilen» (Aycбург, 1891).
Модель
Модель — подобие какого-либо предмета, сделанное из дерева, пробки, картона, воску, глины, металла или другого вещества, воспроизводящее этот предмет с точностью, но в уменьшенном виде. Таким образом, в архитектуре и строительном искусстве, для того, чтобы давать наглядное понятие о проектированном или уже существующем сооружении, нередко изготовляется его М.; в машинном производстве и кораблестроении делаются для той же цели модели различных механизмов и судов, в скульптуре — небольшие эскизы или копии статуй и групп, и т.д. Кроме того, на языке живописцев и скульпторов, слово М. иногда употребляется для обозначения живой натуры, позирующей перед художником — натурщика или натурщицы, с которых он рисует, пишет или лепит свое произведение.
А. С — в.
Модуль
Модуль — в архитектуре классической древности и эпохи Возрождения, радиус поперечного разреза колонны при ее основании, служащий единицей, которой измеряются и определяются размеры как самой колонны, так и всех обломов того ордена, к которому она относится, — единицей, подразделяющейся на 30 равных частей или «минут». В готическом зодчестве, М. называется половина стороны квадрата, образуемого в плане пересечением продольного нефа храма с трансептом, — величина, с которой соразмеряются все прочие части сооружения.
А. С — в.
Модуляция
Модуляция (лат. modulatio) — перемена ладов. Модулируют, т. е. меняют лад на новый, с помощью одного из аккордов, ясно указывающих на новый лад. К разряду таких аккордов принадлежат аккорды доминантовой группы. После одного из них следует тоническое трезвучие лада, в который была намечена М. Модулировать можно основными и обращенными аккордами, при чем следует соблюдать плавность голосоведения и по возможности связь, т. е. общие тоны между последним аккордом первого лада и аккордом доминантовой группы нового лада. Если такой связи не оказывается, то между последним аккордом первого лада и модулирующим аккордом второго ставится такое трезвучие, которое имело бы общие тоны со своими соседними. Это трезвучие называется посредствующим и берется из первого лада или одного из средних с ним дадов. К аккордам доминантовой группы принадлежат: доминантовое трезвучие, доминант-аккорд, нон-аккорд, септ-аккорд на седьмой ступени гаммы и уменьшенное трезвучие на той же ступени. М. делится на постепенную и внезапную. Постепенная состоит из целого ряда сродных трезвучий, лежащих на пути (по квинтовому кругу) от первого лада к тому, в который следует модулировать. Если между первым ладом и отдаленным ладом, в который следует модулировать, находится целая цепь М., постепенно подводящая к тому отдаленному ладу, то такой прием называется посредствующей М. Внезапная М. состоит из аккорда первого лада, аккорда доминантовой группы нового лада и тонического трезвучия последнего. Для большего закрепления в последнем ладу полезно ставить перед аккордом доминантовой группы, в особенности перед доминант-аккордом, аккорд второй ступени или четвертой нового лада, а потом уже доминант-аккорд, или же перед доминант-аккордом еще кварт-секст-аккорд тонического трезвучия последнего лада.
При внезапной М. пользуются энгармонизмом аккордов, т.е. берут диссонирующий аккорд доминатовой группы первого лада или соседнего с ним лада, энгармонически меняют его на диссонирующий аккорд нового лада, разрешают его и таким образом делают М. При переходе трезвучия первого лада в диссонирующий аккорд нового лада, следует обращать внимание на то, чтобы ступень в первом аккорде и ее хроматическое изменение во втором находились бы в том же голосе и той же октаве. В противном случае образуется переченье, т. е. слишком грубое и очевидное нарушение плавности голосоведения. Если ступень в первом аккорде, подлежащая хроматическому изменению, удвоена, то из двух нот изменяют хроматически ту, которая наиболее заметна, другая же не подлежит хроматическому изменению и идет свободно. Заметны те ноты, которые находятся в крайних голосах. Из крайних голосов более заметен верхний. Ритмическое условие М. заключается в том, что диссонирующий аккорд должен находиться на слабом времени такта, а его разрешение на сильном.
И. С.
Модус
Модус (modus) — видоизмение или единичное состояние субстанции в обоих ее атрибутах, мышлении и протяжении. Все М. в совокупности составляют природу произведенную (natura naturata).
Modus
Modus (музык.) — название церковных ладов: Modus Aeolicus и пр. В настоящее время М. обозначает наклонение лада, т. е. мажорное (dur) в гамме с большой терцией над тоникой, минорное (moll) — с малой терцией над тоникой. В мензуральной системе термин М. major обозначал деление, при котором longa заключала в себе три равные ноты, М. minor — две равные ноты.
Modus
Modus — технико-юридическое понятие, обнимающее некоторые добавочные оговорки при совершении безмездных юридических сделок, особенно дарений и завещаний. Под М. разумеются обязанности, налагаемые дарителем или завещателем на лицо, к которому переходит имущество в целом или части — обязанности, подлежащие исполнению под страхом ответственности в виде штрафа уплаты убытков или отобрания имущества, но не имеющие характера и последствий условия, как составной части юридической сделки, и не составляющие вознаграждения за переход имущества. В качестве М. допускаются всякого рода определения, не противные законам и нравственности и не ставящие лицо, получающее имущество, в двусмысленное или смешное положение: совершение тех или иных действий в пользу указанных лиц, уплата алиментов, постановка памятника, специальные заботы о той или другой части имущества и т. д. Неисполнение М. никогда не ведет к уничтожению сделки, признаваемой действительной с момента ее заключения; за некоторыми исключениями, оно имеет обязательственное, а не вещное действие. Согласно с таким характером М., его конструируют юридически как добавочное обязательственное отношение при заключении сделки, не связанное с нею по существу (в противоположность тому, что имеет место при включении условия) и потому имеющее самостоятельное значение. Попытка Виндшейда создать из понятия М. и некоторых других юридических явлений, с ним схожих, особую категорию побочных составных частей юридической сделки, стоящую, под именем Voraussetzung, рядом с понятиями условия и срока («Lebhbuch der Pandekten» 97), нашла немного сторонников и отвергнута, как субъективная, составителями нового общегерманского гражданского уложения. О признании и роли М. в русском праве см. Анненков, «Система русского гражданского права» (I, 439 — 442).
В. В.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.