Меню
Назад » »

Логос (575)

Мюнхен

Мюнхен — столица королевства Бавария, четвертый по величине город Германии, на 48°9' с. ш. и 11°35' в. д. (по Гринвичу), на Баварском нагорье, на обоих берегах Изара, в равнине на С. и З. болотистой, на Ю. и В. плодородной и лесистой. Климат переменчивый, довольно суровый, что зависит от высоты над ур. моря (520 м.); средняя температура года 7,6° Ц., атмосферные осадки 788 мм. Жит. в 1894 г. 390000 чел., из них 9269 военных; ежегодный средний прирост 17722 ч. В 1890 г. В М. было 293960 католиков 84%), 48196 лютеран 14%), 2829 старокатоликов, 6109 евреев. В 1890 г. было 15269 жилых строений. Большая часть М. лежит на левом берегу Изара; через реку 7 мостов. С середины XIX стол. проведено много широких улиц и много старых домов заменено новыми. Центр города— Мариинская площадь, с Мариинской колонной (6 м.) из красного мрамора, воздвигнутой курфюрстом Максимилианом I в память победы при Белой горе (1620), и колодцем из бронзы (Кноля); здесь сходятся главный торговый улицы древнего города. Площадь Макса Иосифа с громадной статуей короля (Штигльмайера, по модели Рауха); от нее идет улица Максимилиана, проведенная королем Максимилианом II, с великолепными постройками, памятниками Шеллинга, Фраунгофера, графа Румфорда, генерала Деруа; близ моста через Изар статуя короля Максимилиана II (Миллера, по модели Цумбуша). От галереи полководцев (Гертнер, 1841-44 гг., по образцу флорентийской Лоджиа-деи-Ланци), с бронзовыми статуями Тилли и Вреде (Шванталера), идет к С улица Людовика, им проведенная до Триумфальных ворот (1850; подражание римской Константивовской арке. Площадь Одеона, с конной статуей Людовика I (Виндмана, 1862); площадь Виттельсбахов, с конной статуей курфюрста Максимилиана I (1839, Шванталера, по модели Торвальдсена); площадь Максимилиана, с памятником Либиха (1883) и монументальным колодцем (1894, Гильдебрандта); королевская площадь, с великолепными воротами (внутри дорические, снаружи ионические колонны). На окраине гор. возвышается колосс, статуя Баварии; около ее дорическая колоннада с 90 бюстами знаменитых баварцев (по плану Кленца, 1843— 50). Церкви: древнейшая — Frauenkirche (1468 — 88), с могилою имп. Людовика Баварского; св. Михаила, в стиле Возрождения (1597), с мраморной гробницей герцога Евгения Лейхтенбергского (Торвальдсена); св. Людовика (1829-44, Гертнера), в итал. романском стиле, с большой картиной Корнелиуса: «Страшный суд»; св. Бонифация (ок. Цибландом в 1850 г., по образцу древне-итальянских базилик V и VI вв.). Синагога в романском стиле, с четыреугольной башней. Южное кладбище — первое в Германии по числу художественных памятников. Светские постройки: королевский замок, древнейшая часть которого построена при Максимилиане I; Виттельсбахский дворец (1843-50); госуд. библиотека, во флорентийском стиле, с мраморной лестницей(1832-43 Гертнер); университет, духовная семинария (Georgianum) и институт Макса Иосифа, образующие площадь, посреди которой проходить улица Людовика; перед Триумфальными воротами академия художеств, в итальянском стиле Возрождения; древняя ратуша, упоминаемая уже в 1315 г. — в ней прекрасная зала, где даются пиры; новая ратуша в готическом стиле (в залах заседаний стенная живопись Пилоти и Линденшмидта). Старая Пинакотека, в стиле Возрождения (24 статуи знаменитых художников по наброскам Шванталера); новая Пинакотека (1846 — 1853 г., по плану Фойта), с фресками снаружи (Нильсон); глиптотека — здание, где собраны произведения ваяния (1816 — 30 г., Кленце); высшая техническая школа, в итальянском стиле ренессанс (Нейрейтер, 1866 — 70 г.); картинная галерея Шака; стеклянный дворец, служащий для выставок и пиршеств; центральная жел. дор. станция, с громадным крытым въездом. Управление — 2 бургомистра, магистрат из 35 членов, 60 уполномоченных общины. Улицы освещаются 6000 газовыми фонарями; во многих местах электрическое освещение. Водопроводная сеть в 230 км. дл. Ежедневный расход воды — 57000 литр. Хлебный и мясной рынок из 3-х зданий, с двумя стеклянными галереями; городская бойня (1876 — 78 г., Ценетти), с ежегодным оборотом 433000 гол. Финансы. Бюджет (1894 г.) 191/3 милд. мар., долг 66 милл. мар.: гор. имущ. на 73 м. мар. (из них на 52 милл. недвижимости). На школы город расходует 3 милл. мар., на благотворительный учреждения 1 милл., на бедных и больных 21/2, милл. мар., на очищение и поливку улиц 173544 мар., на освещение города 606000 мар., на пожарную команду 263000 мар. Прямые налоги 5 милл. мар., косвенные 31/3 (в том числе 23/4 милл. мар. с пива и солода). Образовательные и воспитательные учреждения. Королевская баварская акд. наук и акд. художеств. Университет Людовика Максимилиана, основан в 1472 г. герц. Людовиком Богатым в Ингольштате, в 1800 г. перенесен в Ландсгут, в 1826 г. — в М.; при открытии (1472) было 4 факультета (вместо философского — художественный) в 489 студентов. После реформации иезуиты завладели преподаванием; их влияние было устранено лишь в конце XVIII в.; более либеральное направление продолжалось и в Ландсгуте, под покровительством бенедиктинцев. В М. число студентов скоро возросло до 1900. В 1831 г. открыт особый политико-экономический факультет. Профессоров (в 1894 г.) 98, приват-доцентов 73, студентов 3744. Ежегодный доход университета — 250000 мар. с основного капитала и 900000 марок от города. В связи с университетом университетская библиотека, Collegium Georgianum (1494: католическая духовная семинария), Максимилианеум, где получают образование наиболее способные юноши, занимающие впоследствии высшие государственные должности, многочисленные семинарии, музеи, институты, клиники, лаборатории, лесная акд., обсерватория и ботанический сад. Высшая техническая школа (открыта в 1768 г.) — 987 студ., ветеринарная школа — 138 студ. Центральное заведение для подготовления учителей гимнастики, консерватория; 4 гимназии, реальная гимназия, 2 реальные школы, высшая женская школа, коммерческая школа для мальчиков и девочек, строительная и ремесленная школы, художественно-ремесленная школа для девочек, акушерская школа, школа женских рукоделий с семинарией для учительниц, семинария для детских садовниц, институт для глухонемых и слепых, 28 городских народных школ с 968 учителями и 35000 учениками, военная академия, артиллерийская и инженерная школы, военная школа, кадетский корпус. Библиотеки, музеи. Государственная библиотека (900000 томов, 40000 рукописей), университетская библиотека (370000 томов, 50000 тетрадей, 2022 рукописи, 700 карт, 3600 портретов, 3200 монет), общий государственный архив, баварский государственный тайный архив, городской архив 11000 документов с 1265 г. до настоящего времени, 7 золотых булл, 2000 томов) и др. Основание картинной галереи положено в XVI и XVII ст., особенно курф. Максимилианом II (произведения Дюрера); в XIX в. сделано много ценных приобретений. В баварском национ. музее собрание произведений искусств с римских времен до настоящего времени, преимущественно баварских; в шванталерском музее модели из гипса всех произведений Шванталера; в бронзолитейном музей модели здесь отлитых памятников; в каулбахском музее произведения Каульбаха, в обществе покровительства художеств — картины и скульптурные произведения, в музее гипсовых отливок — богатое собрание древних произведений, в музее барона Лоцбека — скульптурные произведения и картины. Музей академии наук (минералы, инструменты, монеты, изделия из камня, палеонтологический отдел), военный музей, собрание оленьих рогов графа Арко-Цинберга, этнографический музей, малингерский музей культурноисторических редкостей, собрание дорогих карет, саней, посуды на королевском каретном дворе. В стеклянном дворце и в особом здании для выставок устраиваются летом национальные выставки картин и скульптурных произведений. Музыкальная академия. филармонические концерты, многочисленные общества любителей пения и музыки. Национальный королевский и др. театры. В М. выходят 20 политических газет и местных листков. Общества: антропологическое, географическое, юридическое, метеорологическое, врачей, археологическое, инженерное, архитекторов, журналистов, писателей, художников; 3 масонские ложи. Капиталь гор. сберегат. кассы — 20 милл. мар. Приходская касса для больных, 10 местных касс для больных, 21 касса для фабричных рабочих (8063 члена, капиталь 262040 мар.), 5 ремесл. касс. Благотворительные учреждения. Королевские клиники при университете, поликлиники, городские больницы, дом умалишенных, заведение для выздоравливающих, хирургическое ортопедическое заведение Красного Креста, многочисленные частные больницы, много городских богаделен, бесплатные городские бани. Промышленность. 42 пивоваренных завода, выделыв. ежегодно до 3 милл. гкл. пива; заводы кожевенные, кирпичные, механические, литейный, резиновые и металлические изделия, перчатки, машины, цветы, мебель, солод, масло, бумага, спирт, солодовый кофе, вагоны, каретные заведения, литографии, типографии, фотографии, мастерские живописи по стеклу, золото— и серебряношвейни, строительные мастерские. Много акционерных обществ. Торговля. Хлеб, мука, хмель, колониальные товары, уголь, дерево, мебель, портьеры, ковры, художественные изделия. Биржи, южно-германский поземельный банк, отделения германского и нюрнбергского банков, частные ломбарды. Четыре вокзала — центральный, южный, восточный, изартальский; 6 почтамтов, центральная телеграфная станция, 2 телефонные станции, 22 почтовых, 30 телеграфных отделений. Телефон проведен на 43 км., с 3771 нумерами. Автоматическая почта. Конно-железные дороги скоро перейдут в собственность города: 700 лошадей, 276 вагонов. Паровики ходят от центральной станции в Нимфенбург. Удобны прогулки к баварским озерам и в Альпы (40 км. от М.). В самом городе прелестные прогулки по берегам Изара, по обе стороны Максимилианеума; англ. сад, с искусственным водопадом я искусственным озером; парк Баварии и луг Терезии, где ежегодно в ноябре народные гулянья; на СЗ от М. замок Нимфенбург. История М. начинается с 1158 г., в царствование Генриха Льва. Род Виттельсбахов способствовал процветанию города. Отто Светлый перенес столицу в М., его сын Людовик Строгий построил древний дворец; Людовик Баварский снова отстроил город, сгоревший в 1327 г., основал библиотеку и кунсткамеру. Реформационное движение было здесь быстро подавлено. Герцог Альбрехт основал художественные музеи, призвал художников и мастеров. При Максимилиане I, главе лиги, Петр Кандид в 1619 г. построил древнейшую часть замка. 17 мая 1632 г. Густав Адольф вошел в город и взял с него 3000 т. контрибуции. В 1634 г. от чумы умерло 15000 чел. Во время войны за испанское наследство австрийцы несколько раз осаждали город и взяли его, после кровавого сражения при Зендлинге (1705). Максимилиан III основал в 1759 г. академию наук и немецкую оперу. Его преемник Карл Теодор разрушил городские стены. После провозглашения Баварии королевством, в 1806 г., в М. основаны академия художеств, школы, институт. Людовик I (1825-48) сделал М. центром немецкого искусства (Кленце, Гертнер, Ольмюллер, Цибланд, Шванталер, Корнелиус), провел улицу Людовика, перенес в М. университет, построил много великолепных зданий. В 1840 г. была проведена от М. первая жел. дор. до Аугсбурга. Максимилиан II покровительствовал наукам, построил Максимилианеум, основал национальный музей, призвал много ученых. Город расширился, сделался центром жел. дор. сети.

Литература. Bergmann, «Beurkundete Geschichte der Haupt-u. Residenzstadt М.» (Мюнхен, 1783); Prantl, «Geschichte der Ludwig-Maximiliansuniversitat» (там же, 1872); Reber, «Bautechnischer Fuhrer durch M.»(ibid. 1876); «М. in naturwissenschaftliche und mediz. Beziehung»(Лпц., 1877); Heigel, «M-s Geschichte 1158 — 1806» (Мюнх., 1882); Seidel, «Die Konigl. Residenz in М.» (Лпц., 1883); Ruepprecht, «M.'s Bibliotheken» (Мюнх., 1890); Kahn, «M.'s Grossindustrie und Grosshaudel» (ibd., 1891); «Mitteilungen des statist. Bureaus der Statl М.» (т. 1 — 13, ibd., 1876 — 93); «Jahresberichte der Handels— und Gewerbekammer fur Oberbayern» (ibd., 1869 и cл.); «Berichte uber die Gemeindeverwaltung der Stadt M.».

Мюнцер

Мюнцер (Томас Munzer) — радикальный проповедник времен Реформации, род. в Гарце в 1490 г., учился в Виттенберге и сделался священником. Подобно Лютеру, М. увлекся мистиками, но, захваченный социально-религиозным брожением в народе, пришел к апокалиптическим представлениям и коммунистическим мечтам. Он стал отвергать внешнее откровение: лишь тот, кто истерзан сердцем, кто в душевных бурях познал Бога — истинный Его избранник. Писание лишь убивает, но не оживляет. Божьим избранникам должны служить государи; народы, не подчиняющиеся им, должны погибнуть. В 1520 г. М., в качестве проповедника в Цвиккау (в Саксонии), выступает как пламенный демагог, как самый яркий выразитель настроения, охватившего ремесленные слои города; его грубая речь, ветхозаветные аллегории как раз отвечали простонародным представлениям. Отставленный магистратом, М. едет в Прагу, где громит «попов и обезьян». Затем М. появляется в г. Альштедте (в Тюрингии), собирает прежних своих сторонников и проповедует установление на земле царства «святых»: «Израиль» (избранники) должен истребить безбожных «ханаанитов». Руководимые М. энтузиасты разрушают иконы и жгут церкви как «пещеры дьявола». М. развивает здесь и социальный идеал: всюду должно водвориться равенство и братство, правители должны сравняться с последним христианином. В своих посланиях к властям и городам М. заявляет, что призван Богом к истреблению тиранов; право меча — у общин, а не у князей. Памфлеты его были подписаны: М. с молотом, М. с мечем Гедеона. Один из памфлетов был посвящен «светлейшему, высокорожденному владыке и всемогущему Господу Иисусу Христу». Лютеру и умеренной, чисто церковной реформе был объявлен полный разрыв. Лютер назыв. М. «альштедтским сатаной», а М. Лютера — виттенбергским папою, архиязычником, льстецом князей, освободившим совесть только от папы, но держащим ее в плотском плену. После новых странствований по Южной Германии, где М. завязал сношения с революционерами и вождями подготовлявшегося крестьянского восстания, он утверждается в конце 1524 г. опять в Средней Германии, в имперском городе Мюльгаузене. Здесь он становится, вместе с бывшим монахом Пфейфером, во главе простого народа и заставляет капитулировать зажиточных бюргеров и магистрат. Избирается новый «вечный, христианский» магистрат, из «бедных» и «земледельцев». В городе проводится общность имуществ; М. отбирает монастырские владения, в соседних землях захватывает дворянские замки и монастыри. В новом строе М. не занимал определенной должности, а держал себя как пророк и вдохновитель; отпустив длинную бороду «как отцы-патриархи», в богатой одежде, он торжественно появлялся в народе и творил суд на основании закона Моисеева; перед ним носили красный крест и обнаженный меч. Его проповеди гремели против роскоши, золота, «идолов в домах и сундуках»; главной его темой было кровавое истребление всех врагов Христа. Скоро к городскому радикализму примкнули крестьяне. Восстание крестьян вспыхивает в Тюрингии одновременно с южно-германским, но отмечено здесь отличительной чертой, которую именно выражал главным образом М.: оно носит теократический характер, в духе чешского таборитства, с обращением к ветхозаветным образам. В то время, как князья Средней Германии собрали военные силы для обуздания тюрингенских крестьян и продвигались к центру влияния М., он ждал появления из-за гор франконских крестьян и пересылался с югом. Наконец, он решился выйти на встречу княжескому войску при Франкенхаузене во главе 8000 крестьян, большей частью плохо вооруженных и без конницы. На требование выдать М. крестьяне ответили отказом; он обратился к ним еще раз с горячим воззванием, уверяя, что Бог отклонит от них выстрелы. Во время битвы, кончившейся полным разгромом крестьян, М. потерялся и скрылся в городе; но его нашли, пытали и обезглавили. О М., помимо сочинений, относящихся к истории крестьянского восстания, см. Strobel, «Leben, Schuiften u. Lehren Th. Muntzers» (1795); Seidemann, «Th. Munzer» (1842); Merx, «Th. Munzer u. Rfeiffer» (1889). Мюссе (Alfred de Musset) — знаменитый франц. поэт (1810 — 57). С детства обнаруживал крайнюю нервность, доводившую его до припадков. Он изучал сначала юриспруденцию, потом медицину, но скоро бросил занятия и отказался от всякой профессии. Первые стихотворения М. написаны под влиянием романтич. «cenacle», в котором царствовали тогда Гюго, Виньи, Сент-Бев, Шарль Нодье и братья Дешан. Но влияние романтической школы было преходящим в творчестве М. Он заплатил дань увлечению Испанией условной живописностью шелковых лестниц и потаенных входов в «Don Paez» и «Contes d'Espagne et d'ltalie», но вскоре стал позволять себе иронические выходки против романтиков («Ballade a la lune») и окончательно порвал со своими первыми учителями в «Pensees secretes de Raphael». После романтич. периода наступил второй, отмеченный разочарованностью и скептицизмом: к нему относятся драматические поэмы: «La Coupe et les Levres» и «A quoi revent les jeunes filles», а также «Namouna». В первой из этих пьес намечена любимая идея М., что разврат бесповоротно губит душу и делает невозможным возвращение к чистоте юношеских чувств; в «Namouna» сказывается легкомысленная философия разочарованного светского жуира, очень остроумная и блестящая; «A quoi revent les jeunes filles» — поэтический «marivaudage», где легкая скептическая улыбка автора придает грустный оттенок наивной поэзии сюжета. Характер поэзии М. совершенно меняется в 3-м периоде его творчества, когда, после легкомысленного разгула первой юности, он узнает первую глубокую любовь, сделавшуюся роковой для всей его жизни. В 1833 г. он встретился впервые с Жорж Санд — и дарование его вполне окрепло под влиянием страдания и страсти. Во всех документах, относящихся к истории этой связи, рисуется неровность характера М., его капризы, припадки ревности, чередующиеся с периодами обожания; но главная причина печальной развязки любовной драмы заключается в том взвинчивании своих чувств на недосягаемую высоту, которым оба были постоянно заняты. Жорж Санд первой надоела эта метафизическая любовь, и она оставила М. для ничтожного доктора Паджелло; М. продолжал томиться жаждой неземных ощущений и всю жизнь не мог излечиться от своей amour-passion. Вся дальнейшая поэзия М. отражает ощущения его разбитой любви: «Rolla», «Les Nuits», «Lettre a Lamartine», роман «Confession d'un enfant de siecle», все драмы проникнуты личными настроениями, придающими творчеству М. обаяние искренности. Непосредственность передачи ощущений обусловливает другое свойство поэзии М.: он рисует всегда себя, и та двойственность, которая проникала все его существо, отразилась и в его поэзии. Он был страстным обожателем чистой любви, но, раз окунувшись в волны порока, ища забвения, не мог смыть с души пятна позора, падал все ниже, поднимаясь все выше мечтами. Таковы же все его герои: власть разврата над душой человека — постоянная тема всех его драматических произведений, из которых особенного внимания заслуживают «Lorenzaccio», «Caprices de Marianne», «Fantasio», «On ne badine pas avec l'amour» и др. Действие держится в них большей частью на границе идиллического и трагического; под прикрытием легкого юмора, М. затрагивает самые тонкие струны душевной жизни. Грация диалога и поэтичность отдельных женских фигур отводят этим утонченным психологическим анализам совсем особое место среди пьес нового французского театра. Отчаяние раздвоенной души выражено с необычайной силой и страстностью в «Rolla». В душе самого М. жили два человека, которых он изображает или двумя (как в «Caprices de Marianne»), или в одном лице циникасамоубийцы, полного презрения к себе. Ту же двойственность своего "я" М. рисует и в «Nuit de Decembre». Он внес в французскую поэзию струю индивидуализма, сказавшуюся в умении обнажать страдания души. В противоположность другим современным ему французским поэтам, М. не отличается блеском и колоритностью стиха и богатством рифмы. Стих его в общем бледный, незвучный, но временами он поднимается на высоту истинной поэзии и выливается в вдохновенной, глубоко поэтичной форме. Таков знаменитый конец «Nuit de Mai», где идет речь о самоотвержении пеликана, таковы стансы «Lucie», отдельные эпизоды в «Lettre a Lamartine», «Souvenir» и некоторые мелкие стихотворения. Внутреннее содержание поэзии М. имеет еще большее значение: он отразил сложность и противоречивость душевной жизни современного человека, отразил ее глубоко и правдиво, будучи сам настоящим enfant du siecle; поэтому он нам так близок и понятен со своими переходами от высшего идеализма к воспеванию мимолетных удовольствий, со своей смесью пессимизма, цинизма и безграничной нежности души. Эта близость к душевной жизни своего века сделала М. одним из тех любимых поэтов, которых не только читают, но много раз перечитывают и знают наизусть. Ж. Леметр издал «Theatre de A. de M.» (1891). См. о М.: Paul de Musset, «Biographie» (П., 1877); Еm. Montegut, «Nos morts contemporains» (П., 1883); Sainte-Beuve, «Portr. contemp.» (II); Taine, «Hist. de la litt. angl.»; Брандес (V т. «Hauptstromungen»); Uifalvy, «A. de M.» (1870); Lindau, «A. de M.» (Б., 1876); Oliphant, «A. de M.» (Л., 1890); A. Barine, «A. de M.» (П., 1893, в коллекции «Grands ecrivains franсais»); Soderman, «A. de M.» (Стокгольм, 1894).

З. Венгерова.

Много мелких стихотворений из А. де М. переведено в русских журналах 1840-х и последующих годов. А. Фетом переведена поэма «Дюпон и Дюран» («Рус. Вестник», 1881, кн. 11), П. Козловым — «Ива» («Русская Мысль», 1884, кн. 1) и «Намуна» (там же, кн. 1); есть еще перевод «Намуны» Д. Минаева, «Отеч. Записки», 1876, кн. 10); И. Минским — «Лючия» («Загранич. Вестник», 1882, кн. 5); Н. Облеуховым — «Ночи» (М., 1895); Н. Грековым — «Ролла» (М., 1864); А. Мысовскою — «Октябрьская ночь» и др. стихотворения в «Пантеоне Литературы» А. Чудинова (1888, кн. 7 — 8 и 12). Переведены также комедии и пословицы М. : «Осел и Ручей» (М., 1862), «Любовь и ревность» («Отеч. Записки», 1857, т. 59), «Пари» (М., 1892), «Нужно, чтобы дверь была отворена либо затворена» (СПб., 1848). Русской актрисе М.А. Каратыгиной франц. публика обязана появлением А. де М. на сцене: она впервые в СПб., в свой бенефис, поставила перевод пословицы М. «Un caprice» («Женский ум лучше всяких дум», «Библиотека для чтения», 1837); несколько лет спустя, по совету Каратыгиной, эту пьесу поставила на Михайловской сцене г-жа Аллан, которая в ней же дебютировала перед парижанами (в Comedie Francaise), до того не видевших пьес М. на сцене. Из романов и рассказов М. переведены: «Исповедь сына века» (СПб., 1871) «Сын Тициана» (М., 1894), «Фредерик и Бернерета» («Современник», 1847, кн. 3) и др. В конце 1896 г. живой интерес во франц. журналистике вновь возбудили отношения Жорж Санд к А. де М. и д-ру Паджелло; по этому поводу появилось много статей и в русских газетах и журналах. Ср. Г. Брандес, «А. де Мюссе» («Русская Мысль», 1886, кн. 7) и Ап. Григорьев, «А. де Мюссе. Критический очерк» («Драматический Сборник», 1860, кн. 5).

Мякина

Мякина — отброс, получающийся при молотьбе хозяйственных растений. Состоит из мелких, легко опадающих частей колосовых и бобовых растений, в роде обломков колосьев, цветочных и кроющих пленок колосков, стрючьев, обрывков, стеблей и пр. Сохраняется под навесами с опускающимися низко к земле крышами или в сараях, где она защищена от дождей и заноса снегом. М. находит себе применение в качестве кормового средства. По своему составу она ближе всего подходит к соломе тех растений, от которых она получается, но превосходит ее содержанием азота и легкой переваримостью в свежем состоянии. Скорее соломы делается жесткой, и потому в сухом состоянии скот ест М. неохотно. Этот корм, вследствие содержания остей (усов колосьев), вредно отзывается кроме того на слизистых оболочках ротовой полости, засоряет книжку (третье отделение желудка) и тем может причинить смерть. Поэтому повсеместно принято задавать М. в виде пареного корма. Чаще всего запарка производится в деревянном чане — М. пересыпают послойно отрубями или жмыхами с небольшим количеством соли и обдают кипятком. Таким образом запаренная М. мягче и охотно поедается скотом. Для этой же цели М. силосуют иногда вместе с другими сочными кормовыми продуктами.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar