- 1475 Просмотров
- Обсудить
Нимб
Нимб (от латинск. Nimbus=туча, облако) — блестящий кружок, среди которого древнегреческие и римские художники, изображая богов и героев, нередко помещали их головы, дабы чрез то обозначить, что это — высшие, неземные, сверхъестественные существа. Относительно происхождения Н. мнения ученых расходятся: одни полагают, что этот иконографический символ божественности ведет свое начало от мениска (mhniskoV) — круглого металлического, помещенного горизонтального кружка, которыми греки прикрывали выставленные на открытом воздухе статуи для защиты их от непогоды, и от птичьих нечистот; другие ищут происхождения Н. в щитах, которые обыкновенно привешивались на спину людям, удостоившимся триумфа; третьи думают. что Н. первоначально явился как очень уместный атрибут в изображениях божеств, представляющих собою небесные светила и уже потом сделался принадлежностью не только всех вообще олимпийцев, но и тех смертных, которые взяты или достойны попасть на небо. Всего вероятнее, что Н. обязан своим происхождением народному верованию греков, воображавших себе, что тело богов, когда они являются в человеческом образе, испускают от себя ослепительный блеск и бывает окружено сияющим облаком, частицею того светозарного эфира, который находится над земною атмосферою и составляет обычное местопребывание богов. Такое представление о богах, с самых ранних времен усвоенное греческою поэзиею, впоследствии было перенесено из ее в образные искусства, главным образом в живопись, а так как в картинах сложной композиции изображать богов совершенно окруженными подобным сиянием было затруднительно, то художники стали довольствоваться условным его обозначением., а именно помещением его только вокруг голов. Точно также может быть объясняемо происхождение других атрибутов божественности, употребляемых в искусстве, каковы ореол, лучезарный венец и мандорла. Изучение дошедших до нас памятников греческого искусства доказывает, что Н. явился в нем не ранее эпохи Александра Македонского. От греков он перешел к римлянам, в Египет), в Индию, к поклонникам Брамы и Будды, и в христианство. В иконографии последнего Н. сделался с древнейших времен принадлежностью изображении ипостасей Пресв. Троицы, ангелов, Богоматери и святых; нередко он сопровождал также Агнца Божия и фигуры животных, служащих символами четырех евангелистов. При этом для некоторых икон установились Н. особого рода. Таким образом лик Бога-Отца помещался среди Н., имевшего вначале форму треугольника, а потом форму шестиконечной звезды, образованной двумя равносторонними треугольниками. С треугольным Н. иногда изображались также Св. Дух (в виде голубя) и Всевидящее Око. Спасителю христианская иконография присвоила преимущественно «крестовый» Н., т. е. круглый диск с начертанный. внутри него равноконечным крестом, нижний конец которого скрывается за головою. Такой же Н. получили символические изображения Христа, Добрый Пастырь и Агнец Божий, равно как в некоторых случаях и Св. Дух. Впоследствии украшением подобного Н. сделались, вместо креста, три линии или три пучка лучей, исходящих из средины диска в виде радиусов. Богородицу изображали и доныне изображают с кругообразным Н., украшенным. двенадцатью звездами, диадемою или лучезарною короною. Ангелы и святые наделяются простым круглым Н., который старинные живописцы, представляя апостолов, мучеников и вообще новозаветных святых, золотили, изображая же пророков и патриархов — серебрили.
А. С — в.
Нимфы
Нимфы (nymphae, numjai) — в греко-римской мифологии олицетворение, в виде девушек, живых стихийных сил, подмечавшихся в журчанье ручья, в росте деревьев, в дикой прелести гор и лесов. Они жили в рощах, у источников, в тенистых горных ущельях на лоне природы. Подобно сатирам, Н. — духи земной поверхности, проявление демонических сил, действующих помимо человека в уединении гротов, долин, лесов, вдали от культурных центров. Они занимаются пряжей, тканьем, поют песни, пляшут на лугах под скрипку Пана, охотятся с Артемидой, участвуют в шумных оргиях Диониса, ведут постоянную борьбу с надоедливыми сатирами. Иногда они приходят в общение с людьми, заботятся об их участи, отдаются героям и прекрасным юношам (Калипсо и Одиссей, Амарилла и Дафнис). Часто они наводят на человека безумие, бешенство (numjolhptoi), посылают пророческий дар и исступленное вдохновение; к таким вдохновительницам-нимфам относятся, напр., музы. Н. гор назывались ореадами, Н. лесов и деревьев — дриадами и гамадриадами, Н. источников — наядами, Н. моря — нереидами. Нимфам посвящались гроты и пещеры, иногда строились святилища, особенно в богатых растительностью и орошенных местностях, позднее и в городах. В жертву Н. приносили коз, телят, молоко, масло, вино. Как олицетворения прелести природы, они изображались в искусстве красивыми молодыми девушками с чудными волосами, с убором из венков и цветов, иногда в позе танцующих, с обнаженными ногами и руками, с распущенными волосами. Изваяния наяд нередко имели своим, атрибутом раковину, которую они держали у лона или сосуд; ореады представлялись сидящими в задумчивости на высокой скале.
Н. О.
Ниневия
Ниневия (Ninua, от nawah = селиться) — столица ассирийского царства, вступившая в эту роль, кажется, с XIV в. до Р. Хр., опередив древний г. Ассур. Древнейшее упоминание ее — в надписях Иудеи; самая древняя надпись, найденная здесь — царя Дунги, составленная по-семитически. Как важный торговый пункт на пересечении путей с Ю на С и от Средиземного моря к Персидскому заливу, Н. скоро достигла благосостояния, а как стратегический пункт, защищенный с З Тигром, с В Забом и горами и отдаленный от враждебного Вавилона, Н. еще в древние времена часто служила резиденцией. Расположена была на лев. берегу Тигра, против Мосула, где теперь холмы Куюнджик и Небби-Юнус ( = пророк Иона). От Древнего периода сохранилось сравнительно немного. Ассурназирпал (885 — 860) перенес резиденцию в. Калах и только со времен Синахериба начинается блестящий период Н., как столицы мира. Царь, унизивший Вавилон, старался, чтобы Н. заняла его место, и делал все возможное для украшения города. Ему принадлежит так наз. Юго-зап. куюнджикский дворец, раскопанный Лэйярдом в сороковых годах. Он перестроен Ассурбанипалом, который воздвиг для себя другой, сев. дворец, над раскопками которого трудились Рассам, Лофтус и Плэс. И там, и тут нашли много глиняных дощечек так наз. «Ассурбанипаловой библиотеки». Был дворец, воздвигнутый Ассаргаддоном, и на холме Небби Юнус, но правильных раскопок производить здесь нельзя: туземцы считают холм могилой пророка Ионы. В городе было много храмов; главной богиней-покровительницей считалась Истар. Разрушена Н. мидянами, в союзе с Набополассаром. в 607 г. С этих пор Н. исчезает с лица земли и была даже забыта. Когда Ксенофонт проходил мимо ее развалин, он не знал, что это за город; ее имя не упоминается и во времена римлян, основавших здесь военную колонию. В цветущий период Н. население ее имело репутацию распущенности. Имя ее было синонимом громадности. У пророка Ионы Н. называется имеющей три дня пути; это понятно, если вспомнить, что часто ее предместья и соседние придворные города Калах и Хорсабад (Дур-Саргон) считались за одно целое. Существовало мнение, что они были ограждены общей стеной. См. Layard, «Discoveries in the ruins of Niniveh. N. and its remains».
Б. Т.
Ниобий
Ниобий (Niobium франц. и англ., Niob нем.; хим.), Nb =:94. — в V группе периодической системы элементов имеются два редких металла, Н. и тантал, которые относятся к ванадию подобно тому, как молибден и вольфрам к хрому; последние три металла — члены металлической подгруппы в группе серы (VI); ванадий, Н. и тантал — члены металлической подгруппы в группе азота. Н. и тантал встречаются в редких минералах — танталитах, колумбитах и некоторых других — обыкновенно вместе, а потому история их открытия и изучения одна и та же. Колумбит из Гренландии однако, не содержит тантала; это соль закиси железа (FeО = 17,33%) и ниобиевой кислоты (Nb2O5 = 77,97%), содержащая, кроме того, закись марганца (МnО =3,28%) и еще MgO, Pb0, ZiO2, SnO2 и WO3. Извлечение ниобиевой кислоты из минерала достигается чрез сплавление его с кислым сернокислым калием и обработку сплава водой; нерастворимый остаток очищается от оловянной и вольфрамовой кислот сернистым аммонием и представляет белый, аморфный порошок, уд. в. 4,53; это ангидрид, Nb2O5. Он нерастворим в кислотах, за исключением плавиковой. Прибавляя к HF-ному раствору, содержащему избыток HF, фтористого калия, получают калиевую соль Н. фтористоводородной кислоты К2NbF7, которая хорошо растворима и кристаллизуется в блестящих иголках; соответственное соединение тантала трудно растворяется. Ниобиевая кислота, гидрат HNbO3, получается из NbCl5 или NbOCl5 действием влажного воздуха или воды; по высушивании при 100° имеет. указанный состав; она легко растворима в едких и даже углекислых щелочах. В солях, очень разнообразного состава, встречаются типы фосфорных и мышьяковых; ортосоли, напр. Na2HNbO4.6H2O, пиросоли — K3НNb2O7.Н2О, метасоли — Mg(NbO3)2, KNbO3.2H2O и более сложные — K8Nb6O19.16H2O. При накаливании смеси Nb2O5 с углем в струе хлора получается пятихлористый Н., NbCl5 — желтые иглы, плавящиеся при 194° и возгоняющиеся уже при 125°; температура кипения 240,5°. При охлаждении паров NbCl5 в токе углекислого газа над N2О5 при накаливании, образуется хлорокись, NbOCl3 — бесцветная лучистокристаллическая масса, которая, не плавясь, превращается в бесцветный пар при 400°. Формулы этих соединений согласуются с определениями плотности пара (Девилл и Троост). К воде они относятся как хлорангидриды, т. е. распадаются на гидрат, ниобиевую кислоту, и соляную кислоту. Из соединений низшего типа следует прежде всего упомянуть треххлористыи Н., NbCI3, который получается, если пар NbCl5 медленно проходит через трубку, накаленную докрасна; он не летуч, кристалличен, напоминает по виду йод; в химическом отношении характеризуется способностью переходить в соединения высшего типа: окисляется даже на счет углекислого газа при нагревании, при чем образуется NbOCl3 и окись углерода (Роско). Существуют низшие кислородные соединения; NbО получается при действии натрия на K2NbOF5; при накаливании N2О5 в струе водорода возникает NbО2 Металлический Н. получен при сильном накаливании смеси паров NbCl5 с водородом (Роско) в виде стально-серых блестящих корок,. уд. в. 7,06; он содержал водород (0,27 %), а также немного хлора и кислорода; почти не реагировал с соляной и азотной кислотами и даже с царской водкой, легко растворялся при слабом нагревании в серной кислой и сгорал, накаленный на воздухе. Мариньяк, благодаря работам которого (1865) уяснена природа этого металла, сплавлял натриевую соль Н. фтористоводородной кислоты с металлическим натрием под слоем поваренной соли и затем, промыв продукт водой, получил бурый порошок Н., содержащий водород. Вообще чистый металлический Н. пока неизвестен. Восстановление Nb2O5 углем в электрической печи привело к металлу, содержащему углерод и азот (А. Ларссон, 1896).
С. С. Колотов.
Нирвана
Нирвана (санскр, Nirvana — угасание, исчезновение, искупление, затем уже блаженство) — у буддистов и джайнов последнее, совершенное, высшее состояние человеческой души, характеризуемое абсолютным спокойствием, отсутствием всяких страстей и эгоистических движений. Теоретически рассуждая, подобное состояние могло бы быть достигнуто не только в загробной жизни, но и в земном существовании. В действительности, однако, у буддистов различаются два вида Н.: 1) второстепенная или неполная Н. и 2) конечная или абсолютная. Первая может быть достигнута каждым архатом (верующим вступившим в четвертое отделение пути ко спасению) еще при жизни. Этот вид Н. тождественен" с состоянием дживанмукти (jivanmukti — искупление при жизни), о котором учат последователи веданты. Он обыкновенно определяется на языке пали эпитетом упидисеса (санскр. Upadhicesha — имеющий остаток нижнего слоя). Вторая или окончательная, абсолютная Н. (санскр. nirupadhicesha, пал. anupadisesa) или паринирвана, может быть достигнута только после смерти. В этом состоянии все страдания прекращаются, абсолютно и навсегда. В последнем смысле Н. может быть истолкована как высоко блаженное и вечное состояние. Логически отсюда вытекает, что подобное состояние должно сопровождаться и полным отсутствием сознания. Но это следствие допускалось не всеми и, по-видимому, в самой буддийской церкви на этот счет наблюдалась неясность и разногласие. На практике Н. обыкновенно понимается у буддистов, как счастливая смерть, без страха возрождения вновь. Подобному определению Н. Как бы противоречит известие о том, что Будда победил Мару — смерть: но из этого противоречия буддизм находит выход, утверждая, что Будда победил не самую смерть физическую, но низший страх смерти, показав, что смерть есть высочайшее блаженство. Понятие Н. встречается и у других индийских религиозных сект, с разными оттенками в значении и другими именами. Другой термин для понятия Н. — нирврти (палийск. ниббути).
Литература вопроса о Н. очень велика, что объясняется основным значением этого понятия в области буддизма. Специальные исследования и рассуждения: М. Мюллер, «On the original Meaning of N.» («Buddhism and Buddhist Pilgrims», 1857); его же, «The introduction to Buddhaghosha's Parables» (1869); Bartlelemy SaintHilaire, «Sur le N. Bouddhique» (2-е изд. книги «Le Bouddha et sa Religion», 1862); статья Сhilders'а"Nibbanam", в его «Dictionary of the Pali Language» (Л., 1876, стр. 265); J. D. AIwis, «Buddhist N.» (Коломбо, 1871); Foucaux, в «Revue Bibliograph.» 15 июня 1874. 0. Frankfurter, «Buddbist. N.» и «Noble Eightfold Path» («Journ. of the R. Asiat. Soc.» 1880, т. XII).
С. Б — ч.
Нитраты
Нитраты — соли и сложные эфиры азотной кислоты. Термин этот в русской химической номенклатуре обыкновенно не употребляется.
П. Р.
Нитрилы
Нитрилы (хим.) — изомеры карбиламинов, представляют вещества общей формулы R'CN, где R' — одноатомный органический радикал. Н. образуются: 1) при перегонке солей серновинных кислот с цианистым калием (Дюма, Пелуз, Франкланд и Кольбе): C2H5O.S03 + K.CN = C2H5.CN + K2SO4; 2) при действии галоидангидридов спиртов (предпочтительво йодюров) на циaнистый калий (Вильямсон) в присутствии водного спирта (Шлагденхауфен, Анри) или на двойную соль цианистого калия и цианистой ртути (Бутлеров): CH3.J + K CN = KJ + CH3.CN и 4(CН3)3C.J + K2Hg(CN)4 = 4(CН3)3C.CN + K2HgJ4 ; 3) при дегидратации амидов кислот при перегонке их с фосфорным ангидридом (Дюма, Малагутти и Леблан; Бектон и Гофман): CН3.CO.NH2 — H2O = CH3.CN, или с пятисернистым фосфором (Анри), в каковом случае первоначально образуется тиоамид: 6СН3.СО.NН2 + P2S5 = 5СНз.СS.NН2 + CH3.CN + 2PHO3 = 6CH3.CN + 5H2S + 2PHO3; 4) перегонкой кислот с роданистым калием или свинцом (Леттс, Крюсс), при чем реакция протекает в две фазы, сначала кислота с роданистым водородом образует амид и сероокись углерода (одно-тио-угольный ангидрид), напр. : СН3.СО.ОН + СS:NH = CH3.CO.NH2 + COS, а сероокись с амидом реагируют по уравнению: CH3.CO.NH2 + COS = CH3.CN + CO2 + HaS (В перегоне смесь Н. с амидом. Реакция для жирных соединений идет не особенно гладко, но позволяет быстро перейти от кислоты к Н.); 5) при перегонке замещенных амидов муравьиной кислоты (реакция идет для ароматических формамидов) с цинковой пылью (Газиоровский, Мерц): C6H5.NH.OCH — Н2О = C6H5.CN; 6)при действии бромноватистого щелока на амиды кисдот — реакция в конце концов сводится на окисление бромом в щелочном растворе первичного амина (Гoфмaн):R'.CН2.NH2 + 2Br2 + 2NaNOH=R'.CH2.NBr2 + 2NaBr + 2H2O и R'. CH2.NBr2 + 2NaOH = R'.CN + 2NaBr + 2H2O(Если действовать бромноватистыми щелочами на амид кислоты, то первоначально образуется амин , содержащий одним атомом углерода меньше, чем содержала кислота: R'CH2.CO.NH2 + NaOBr = R'.CH2.NH2.+ СO2 + NaBr.);7) при действии водоотнимающих веществ напр. уксусного ангидрида) на sun-альдоксимы, т. е. оксимы альдегидов (Габриэль, Лях, Гантч): R'.CH:NOH — H2O = R' CN; 8) при действии ангидридов кислот на азотистый магний (Эрдман): [R'.CO]2O + Mg3N2 = 2R'.CN + MgO; 9) из диазосоединений действием цианистой меди закиси (Зандмейер): 2C6H5.N2.Cl + (Cu.CN)2 = 2C6H5.CN + 2N2 + (Cu. Cl)2 (реакция пока применена к ароматическим диазосоединениям); 10) Н. оксикислот образуются при действии синильной кислоты на алдегиды и кетоны (Винклер, Симпсон и Готье, Марковников, Килиани): напр.: CН3.CHO + HCN = CH3.CH(OH).CN;(CН3)2СО + HCN = (СН3)2.C(OH).CN; СН2 (ОН).[СН (ОН)]4.СНО + HCN = CH2 (OH).[CH(OH)]5.CN; 11) аминонитрилы, т. е. Н. амидокислот, образуются при дейcтвии синильной кислоты на алдегидоаммиак (Эрленмейер и Зигель, Пассаван): R'.CH(OH)NH2 + HCN = R'.CH(NH2).CN + H2O и, может быть, при действии цианистого аммония на алдегиды (Любавин) и кетоны: R'.CHO + NH4CN = R'. CH(NH2).CN + H2О.Н. представляют бесцветные жидкости или кристаллические тела, более или менее легко летучие (СНз.СN кип. при 81,6° Ц., a C8H17.CN — при 215° Ц.), обладающие сравнительно слабым ароматическим запахом, иногда немного растворимые в воде, растворимые по большей части в крепкой серной кислоте и т. д. От Н. сравнительно простыми реакциями можно перейти к кислотам и спиртам. В первом случае Н. нагревается (омыляется) со щелочью (иногда в спиртовом растворе) или кислотою, при чем он присоединяет 2 частицы воды и переходит в аммиачную соль кислоты: R'.CN + 2H2О = R'.CO.ONН4 (Франкланд и Кольбе) совершенно так же, как свободный азот, присоединяя воду под влиянием электрических разрядов, переходит в аммиачную соль азотистой кислоты: N2 + 2H2O = NO.ONH4. Как промежуточные вещества, присоединением 1-ой мол. воды, образуются амиды кислот: R'CN + H2O = R'.CO.NH2, иногда очень трудно затем омыляемые; тогда рекомендуется действовать на сернокислый раствор Н. азотистой кислотой: R'.CO.NH2 + HNO2 = R'.CO(OH) + N2 + H2O (Буво)(Подобно воде, в Н. может присоединиться сероводород, образуя тиоамиды: R'.CN + H2S = R'.CS.NH2 (Готье, Бернтсен)). Во втором случае Н. под влиянием водорода in statu nascendi переходят в первичные амины (Мендиус): R'.CN + 2H2 = R'.CH2.NH2 а от аминов действием азотистой кислоты уже легко перейти к первичным спиртам: R'.CH2.NH2 + HNO2 = R'.CH2(OH) + N2 + H2O. Под влиянием натрия жирные Н. уплотняются, переходя, в присутствии эфира, в имидонитрилы кетонокислот (Э. ф. Мейер, Гольтцварт, Ганрио и Буво): 2Na2 + 2CН3.CN = NaCN + CH4 + CH2Na.CN, CH2Na.CN + CH3СN = CН3.C(:NH).CHNa.CN и CН3.C(NH).CHNa.CN + H2O = CH3.C(NH).CH2.CN + NaOH, а в отсутствии эфира — образуя производные так назыв. пиримидина (см.; Франкланд и Кольбе, Э. ф. Мейер, Трёгер, Пиннер). В присутствии спирта Na восстановляет иногда ароматические Н. до углеводородов (гидроуглеводородов, Бамбергер и Лодтер). С гидроксиламином Н. соединяются, образуя так назыв. амидо-ксимы: R'.CN + NН2(OH) = R'.C(NH2):N(OH) (Тиманн). В присутствии спиртов, под влиянием безводного хлористого водорода, Н. дают имидоэфиры.
А. И. Горбов.
Нитриты
Нитриты — соли и сложные эфиры, отвечающее азотистой кислоте. Так же как нитраты термин этот в русской химической номенклатуре не употребляется.
П. Р.
Ницца
Ницца (Nice, от Ницея — город побед) — гл. город франц. дпт. Морских Альп, на бер. Средиземного моря, при устье р. Пайльон. Ок. 78 тыс. жит. Защищена горами от северных ветров; славится чистым здоровым воздухом, мягким климатом. Средняя температура года 15,9° Ц., зимы 9,5°, лета 23,9°, средняя влажность 61,4% только в апреле и марте мистраль высушивает воздух. Н. красиво расположена, окружена виллами, лимонными и апельсиновыми садами, виноградниками. В древней части города (на вост. берегу Пайльона) узкие улицы, мрачные дома, собор св. Репарата, развалины замка на горе (97 м. выс.); гавань. Новая часть города имеет более приветливый вид; здесь казино с зимним садом, театр, публичный сад. Церкви англиканские (2), шотландская, американская, реформатская, православная; две синагоги; везде электрическое освещение. Библиотека (90000 тт.), обсерватория, музей, опера итальянская и французская, торговля: фруктами, цветами, оливковым маслом, шелком, ликерами. Благодаря теплому климату и красивому местоположению, в Н. с ноября по апрель живет много иностранцев (от 10 до 15 тысяч). Особенное оживление во время карнавала. Н. основана за 300 лет до Р. Хр.; в средние века важная крепость, 3 раза осаждалось французами; с 1796 — 1814 г. принадлежала Франции, потом Сардинии, с 1860 г. снова Франции. Ср. Toselli, «Precis historique de Nice»; Bruneke, «Der Climatische Winterkurort N.»; A. Lacoste und G. Pietri, «Guide blen. Nice pratique et pittoresque».
Ницше
Ницше (Фридрих-Вильгельм Nietzsche) — знаменитый немецкий писатель, родился в 1844 г. в прусской пров. Саксонии. отец его был протестантским пастором. В 1869 г. получил кафедру филологии в базельском унив. Во время франко-прусской войны был санитаром; с тех пор у него появились первые признаки мозгового страдания. Он долго жил в Италии, в Сорренто и в Риме, но здоровье его ухудшалось; в 1879 г. он окончательно оставил профессуру и стал жить уединенно в Италии и Швейцарии. Следующие годы, не смотря на тяжкие страдания, были самыми плодотворными в авторской деятельности Н. В 1880 г. душевный недуг окончательно разразился, и с тех пор Н. живет больным, сначала в лечебнице в Иене, потом у своей матери близ Наумбурга. Философская деятельность Н. не представляет стройной системы, исходящей из вполне установленных начал. Н. афористичен по своей манере, а идеи его претерпевали несколько коренных метаморфоз. Он вышел из метафизики Шопенгауера, потом отверг ее во имя рационализма, и под конец пришел к оригинальному, полумистическому мировоззрению. Во всех этих фазисах философского развития Н. имеет значение не теоретическою стороной своего учения. а своим художественным темпераментом. В первом фазисе развития Н. был горячим вагнерианцем; во втором он сошелся с Полем Рэ и увлекался его естественнонаучными учениями; в третьем фазисе его философия принимает мистический оттенок. Главнейшие труды первого периода: «Quellen des Diogenes Laertius», «Die Geburt der Tragodie aus dem Geiste der Musik» (1872) и «Unzeitgemasse Betrachtungen». В первой из этих работ, филологической по существу, Н. выводить начало искусства из взаимодействия двух противоположных эстетических элементов в природе — дионисовского и аполлоновского. Дионисовским он называет начало оргазма, сказывающееся в восторженных телодвижениях, в сочетании радости и скорби, наслаждения и ужаса, когда уничтожаются обычные пределы бытия и человеческая личность сливается с природой; principium individuationis уничтожено и путь к первоисточникам бытия открыт. Сущность дионисовского начала становится ясной в физиологическом явлении опьянения. Соответствующее ему искусство — музыка. Противоположность дионисовскому началу составляет стремление к создаванию форм; Н. усматривает его в Аполлоне, боге созидательных сил. В нем соединяются свобода от всяких необузданных порывов и мудрое спокойствие. Он самое возвышенное воплощение priucipii individuationis, т. е. сохранения пределов личности, меры в эллинском значение слова. Сила этого созидательного стремления проявляется в прекрасном искусственном мире сновидений. Ему соответствует пластическое художество. Из сочетания этих двух элементов вышла аттическая трагедия, а из ее — все позднейшее искусство; первоначальный хор — дионисовский элемент ее, создавший из себя, в силу аполлоновского стремления, самую драму, т. е. как бы искусственный мир видений. Диалог — аполлоновский элемент трагедии. Говорящие на сцене герои — аполлоновские образы, в кoторых объективируется Дионис, первоначальный трагический герой; они только маски, скрывающие вечно присущее божество. Это понимание двух элементов искусства Н. вывел из глубины своего собственного существа; оно же объясняет постоянный перемены его философских идей. Эти идеи по его собственным словам — маски, аполлоновcкие образы, за которыми скрывается его дионисовское "я". Стихийное, дионисовское начало Н. ставить выше всего, также как и вышедшее из него искусство, т. е. главным образом. музыку. Культуру аполлоновского, рассудочного характера Н. производит от. Сократа, «основателя диалектики и теоретичности», мнящей себя способной дойти путем разума до первооснов бытия. Кант нарушил, этот оптимизм и проповедывал «философию воздержания». Критикой разума он открыл путь для возрождения философии в Шопенгауере, который показал доступ к непознаваемому в интуитивном, т. е. дионисовском элементе души. Из 4-х отдельных брошюр, составляющих «Unzeitgemasse Betrachtungen» самая значительная — «Vom Nutzen und Nachtheil der Historie fur das Leben». «Историей» Н. называет всю совокупность знаний, всю духовную жизнь в противоположность инстинктивной — знание прошедшего, как противоположность живой силе настоящего и совершающегося. Н. ставит вопрос, «как подчинить историю жизни» и решает, что только «посколько история служит жизни, должны и мы служить истории». История полезна лишь до тех пор; пока, увеличивая знания, она не делает души пассивною воспринимательницей прошлого, лишенною созидательного, пластического элемента. «Неисторическое», т. е. непосредственное творческое начало должно оставаться сильным; только сочетая историческое с неисторическим человек становится великим: обладая великим наследием прошлого он в тоже время не подчинен ему. Н. возводить в идеал людей, унаследовавших гений прошедшего, способных из настоящего объяснить минувшее и тем самым определить самое отдаленное будущее. Он называет их «людьми несвоевременными» (Unzeitgemasse), т. е. не подходящими к данному времени. Двум представителям этого идеала посвящены две другие статьи: «Unzeitg. Betrachltungen» — «Schopenhauer als Erzieher» и «Richard Wagner in Bayreuth». В них Н. развивает свое учение о гении; культ гениальности является у него проявлением метафизического в физическом существовании. Преклонение пред гениальностью Вагнера закончилось у Н. разрушением культа; в стремлении вечно развенчивать достигнутые идеалы, он порвал с Вагнером и путем долгих колебаний и внутренних жертв перешел к позитивизму. К этому второму периоду относится: «Menschliches, Allzumenschliches» (1876 — 77) — сборник афоризмов, написанных к годовщине смерти Вольтера. Здесь, под влиянием английских позитивистов, а также своего приятеля, немецкого позитивиста Рэ, Н. занялся вопросом об основах альтруистических чувств и решил его в духи утилитаризма. Свое прежнее этическое понимание он теперь опровергал, анализируя происхождение этических побуждений и превращаясь из метафизика в психолога и историка. Все афоризмы сборника сводятся к обнажению «полной человечности» (Allzumenschlichkeit) того, что считалось святым, вечным и сверхчеловеческим. Презираемый прежде Сократ, представитель разумности. кажется ему теперь истинным созидателем культуры. Он отрицает чудо гениальности, вооружается против Вагнера и, в общем подчиняет инстинкт разуму. Три других сочинения этого периода: «Der Wanderer u. sein Schatten», «Morgenrothe» и «Frohliche Wissenschaft» чужды преувеличенного интеллектуализма предыдущего труда. Продолжая подчинять аффекты разуму, Н. больше настаивает на силе чувства, заставляющего подчиняться будничной и некрасивой истине только потому, что она истина. Позитивная философия имела для Н. значение тем, что она давала ему метод познавания, нужный ему для постоянных переходов настроений и не сковывала его подобно метафизике. Поэтому так бодро звучат его слова в «Frohe Wissenchaft». В то время он уже подготовлял свою «философию будущего» и отдалялся от содержания позитивных учений. Последний период в творчестве Н. обнимает пять сочинений: «Also sprach Zarathustra», «Jenseits von Gut und Bose», «Zur Genealogie der Moral». «Der Fall Wagner» и «Gotzen-Dammerung». Здесь Н. признает всякое знание и мышление условным и возвращается к первоначальному возвеличению аффектов и стихийной силы личности. В «Jenseits von gui u. Bose» он доказывает ложность понятий о добре и зле, правде и неправде и считаете важным все то, что поднимает жизненность, чем производятся аффекты, без отношения к их нравственной оценке: fiat vita, pereat veritas. Он высоко ставить «силу лжи», т. е. стремление к выдуманному, и выводит отсюда значение искусства и метафизики. Область познания переносится им в мир аффектов и внушений воли. Он превозносит мир намеренного обмана и говорит, что близкий нашей душе мир должен быть нами же создан. Идеалом его является сверхжизненный образ отдельного человека, могучая воля которого — единственный критерий добра и зла. В этике и эстетике Н. Бог, человек и мир сливаются в одно общее сверхчеловеческое существо. Этика Н. основана на его понимании упадка, который создается вмешательством разума, ограничивающего стихийные инстинкты. Этот упадок начался для человечества вместе с культурой, сделав из человека больное существо, стремящееся к отрицанию самого себя. Оправдание упадка, тождественного с жизнью человечества во все времена, заключается в том, что человек — только переходная ступень к чему-то более совершенному. Цель человечества — преодолеть себя во имя более высокого идеала; чтобы достигнуть этого, нужно развивать свои человеческие страсти до апогея и в них пережить самого себя. «Сверхчеловек» (Uebermensch), для которого человек уготовляет путь самоотречением, является созданием самого человека. Стремление к красоте «сверхчеловека» заменяет прежнее стремление к добру в жизни; невозможность достижения этого мистического идеала лежит в основе контрастов, составляющих трагическую красоту души. Религиозное учение Н. тесно связано с учением его об «упадке». Когда естественно-человеческое доведено до апогея, тогда пробуждается жажда божественного; чем гуще тени на человеческом, тем ярче сияет божественное — и человек сам создает божество, как противоположность человеческому. Учение Н. носит лирический характер. Он объективирует различные состояния своей души, враждебной всем установленным категориям разума и всем нравственным традициям, и в блестящих образах и афоризмах заостряет свои отрицания и утверждения. Не будучи теоретиком в философии, а скорее сильным художником мысли, Н. создал миросозерцание, соответствующее некоторым сторонам современного искусства; в его учении получили яркое выражение индивидуализм, эстетизм, жажда личной свободы. Полное собрание соч. Н. издано его приверженцами в Лейпциге. Крупных монографий о Н. не имеется. См. в «Вопросах философии и психологии» (1892 — 1893) статьи В. П. Преображенского, Н. Я. Грота, Л. М. Лопатина, П. Е. Астафьева (статья Грота вышла отд. брошюрой). В «Северном Вестнике» (1896 г.) напечатан интересный этюд близко знавшей Н. немецкой писательницы Лу-Андреас-Саломэ.
З. В.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.