Меню
Назад » »

Логос (607)

Опричнина

Опричнина. — Этим именем назывался; во-первых, отряд телохранителей, на подобие турецких янычар, набранный Иоанном Грозным из бояр, детей боярских, дворян и др.; во-вторых — часть государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников. Эпохой О. называется время приблизительно от 1565 г. до смерти Иоанна Грозного. Когда, в начале февраля 1565 г., Иоанн воротился в Москву из Александровской слободы, он объявил, что вновь принимает на себя правление, с тем, чтобы ему вольно было казнить изменников, налагать на них опалу, лишать имущества без докуки и печалований со стороны духовенства и учредить в государстве О. Это слово употреблялось сначала в смысле особого имущества или владения; теперь же оно получило иное значение. В О. царь отделил часть бояр, служилых и приказных людей и вообще весь свой «обиход» сделал особым: во дворцах Сытном, Кормовом и Хлебенном был назначен особый штат ключников, поваров, псарей и т. п.; были набраны особые отряды стрельцов. На содержание О. были назначены особые города (около 20), с волостями. В самой Москве некоторые улицы (Чертольская, Арбат, Сивцев Вражек, часть Никитской и пр.) были отданы в распоряжение О.; прежние жители были переселены на другие улицы. В О. было набрано также до 1000 князей, дворян, детей боярских, как московских, так и городских. Им были розданы поместья в волостях, назначенных на содержание О.; прежние помещики и вотчинники были переведены из тех волостей в другие. Все остальное государство должно было составлять «земщину»: царь поручил его земским боярам, т. е. собственно боярской думе, и во главе управления им поставил князя Ив. Дм. Бельского и кн. Ив. Фед. Мстиславского. Все дела должны были решаться по старине, при чем с большими делами следовало обращаться к боярам, если же случатся дела ратные или важнейшие земские — то к государю. За подъем свой, т. е. за поездку в Александровскую слободу, царь взыскал с Земского Приказа 100 тыс. рублей. После учреждения О. начались казни; многие бояре и дети боярские были заподозрены в измене и сосланы в разные города. Имущество казненных и сосланных отбиралось на государя и раздавалось опричникам, число которых скоро возросло до 6000. Набирались О. из молодых дворян и детей боярских, отличавшихся удалью; они должны были отрекаться от всего и всех, от семьи, отца, матери, и клясться, что они будут знать-служить только государю и беспрекословно исполнять только его приказания, обо всем ему доносить и с людьми земскими не иметь сношений. Внешним отличием опричников служили собачья голова и метла, прикрепленные к седлу, в знак того, что они грызут и метут изменников царю. На все поступки опричников царь смотрел сквозь пальцы; при столкновении с земским человеком опричник всегда выходил правым. Опричники скоро сделались бичом и предметом ненависти для народа, царь же верил в их верность и преданность, и они действительно беспрекословно исполняли его волю; все кровавые деяния второй половины царствования Грозного совершены при непременном и непосредственном участии опричников. Скоро царь с опричниками уехал в Александровскую слободу, из которой сделал укрепленный город. Сам он завел нечто в роде монастыря, набрал из опричников 300 чел. братии, себя назвал игуменом, кн. Вяземскаго — келарем, Малюту Скуратова — параклисиархом, вместе с ним ходил на колокольню звонить, ревностно посещал службы, молился и вместе с тем пировал, развлекал себя пытками и казнями; делал наезды на Москву; где казни иногда принимали ужасающий характер, тем более, что ни в ком царь не встречал противодействия: митрополит Афанасий был слишком слаб для этого и, пробыв два года на кафедре; удалился на покой, а преемник его Филипп,. смело говоривший правду парю, скоро был лишен сана и жизни. Род Колычевых, к которому принадлежал Филипп, подвергся преследованию; некоторые из его членов были казнены по приказу Иоанна. В это же время погиб и двоюродный брат царя Владимир Андреевич. В декабре 1570 г., подозревая новгородцев в измене, Иоанн, в сопровождении дружины опричников, стрельцов и других ратных людей, выступил против Новгорода, грабя и опустошая все на пути. Сначала была опустошена Тверская область; опричники брали у жителей все, что можно было унести с собой, и уничтожали остальное. За Тверью подверглись опустошению Торжок, Вышний Волочек и другие города и села, лежащие на пути, при чем опричники без милосердия избивали бывших там крымских и ливонских пленников. В начале января русские войска подошли к Новгороду и опричники начали свою расправу с жителями: людей забивали до смерти палками, бросали в Волхов, ставили на правеж, чтобы принудить их к отдаче всего своего имущества, жарили в раскаленной муке. Пять недель продолжалось избиение, тысячи народу погибли. Новгородский летописец рассказывает, что были дни, когда число убитых достигало до полутора тысяч; дни, в которые избивалось 500 — 600 чел., считались счастливыми. Шестую неделю царь провел в разъездах с опричниками для грабежа имущества; были разграблены монастыри, сожжены скирды хлеба, избит скот. Военные отряды посылались даже в глубину страны, верст за 200-300 от Новгорода, и там производили подобное же опустошение. Из Новгорода Грозный отправился к Пскову и готовил ему ту же участь, но ограничился казнью нескольких псковичей и грабежом их имущества и возвратился в Москву, где снова начались розыски и казни: искали сообщников новгородской измены. Были обвинены даже любимцы царя, опричники Басмановы отец с сыном, князь Афанасий Вяземский, печатник Висковатый, казначей Фуников и др. Вместе с ними в конце июля 1570 г. было казнено в Москве до 200 человек: думный дьяк читал имена осужденных, палачи-опричники кололи, рубили, вешали, обливали осужденных кипятком. Сам царь принимал участие в казнях, а толпы опричников стояли кругом и приветствовали казни криками «гойда, гойда». Преследованию подвергались жены, дети казненных, даже их домочадцы; имение их отбиралось на государя. Казни не раз возобновлялись и впоследствии погибли: князь Петр Серебряный, думный дьяк Захарий Очин-Плещеев, Иван Воронцов и др., причем царь придумывал особые способы мучений: раскаленные сковороды, печи, клещи, тонкие веревки, перетирающие тело, и т. п. Боярина КозариноваГолохватова, принявшего схиму, чтобы избежать казни, он велел взорвать на бочке пороха, на том основании, что схимники — ангелы, а потому должны лететь на небо. В 1575 г. Иоанн поставил во главе земщины крещенного татарского царевича Симеона Бекбулатовича, бывшего раньше касимовским царевичем, венчал его царским венцом, сам ездил к нему на поклон, величал его «великим князем всея Руси», а себя — государем князем московским". От имени великого князя Симеона всея Руси писались некоторые грамоты, впрочем не важные по содержанию. Симеон оставался во главе земщины не более двух лет: затем Иоан дал ему в удел Тверь и Торжок. Разделение на О. и земщину не было, однако, отменено; О. существовала до смерти Грозного (1584), но самое слово вышло из употребления и стало заменяться словом двор, а опричник — словом дворовый, вместо «города и воеводы опричные и земские» говорил и «города и воеводы дворовые и земские». Соловьев старается осмыслить учреждение О., говоря: «О. была учреждена потому, что царь заподозрил вельмож в неприязни к себе и хотел иметь при себе людей вполне преданных ему. Напуганный отъездом Курбского и протестом, который тот подал от имени всех своих собратий, Иоанн заподозрил всех бояр своих и схватился за средство, которое освобождало его от них, освобождало от необходимости постоянного, ежедневного общения с ними». Мнение С. М. Соловьева разделяет К. Н. Бестужев-Рюмин. В. О. Ключевский также находит, что О. явилась результатом борьбы царя с боярством, борьбы, которая «имела не политическое, а династическое происхождение»; ни та, ни другая сторона не знала, как ужиться одной с другой и как обойтись друг без друга. Они попытались разделиться, жить рядом, но не вместе. Попыткой устроить такое политич. сожительство и было разделение государства на О. и земщину. Е. А. Белов, являясь в своей монографии: «Об историческом значении русского боярства до конца XVII в.» апологетом Грозного, находит в О. глубокий государственный смысл. Карамзин, Костоларов, Д. И. Иловайский в учреждении О. не только не видят политического смысла, по приписывают его проявлению тех болезненных и вместе с тем жестоких чудачеств, которыми полна вторая половина царствования Грозного. См. Стромилов, «Александровская слобода», в «Чтениях Москв. Общ. Истории и Древн.» (1883, кн. II). Главным источником для истории учреждения О. является донесение пленных литовцев Таубе и Крузе курляндскому герцогу Кетлеру, напечатанное у Эверса в «Sammlung Russisch. Geschichte» (X, 1, 187-241); См. также «Сказания» кн. Курбского, Александровскую летопись, «Полное Собрание Рос. Летописей» (III и IV).

Оптика

Оптика. 1 Содержание этой науки. — О. представляет собой отдел физики, в котором рассматриваются световые явления; подразделяется на следующие части: а) геометрическая О., b) физическая О. и с) физиологическая О. Основание геометрической О. составляют опытом найденные законы прямолинейного распространения, отражения и преломления света, а также закон квадратов расстояний и понятие о луче; ни критика тех опытов, на основании которых заключили о существовании этих законов, ни рассмотрение тех возможных и вероятных физических причин, из которых эти законы являются простым математическим, т. е. логическим следствием, в область геометрической О. не входят. Геометрическая О. ставит своей задачей математическое исследование хода световых лучей при различных условиях; эти исследования могут иметь целью: или найти путь лучей, когда заданы свойства и форма тех прозрачных средин, по которым лучи должны проходить; или обратно — разыскать свойства (оптические) и форму прозрачных средин, при которых пути лучей удовлетворяли бы некоторым заранее поставленным требованиям; при всех этих вопросах законы движения по различным средам и законы перехода из одной в другую предполагаются известными. Главное и единственное средство, при помощи которого геометрическая О. получает свои результаты, есть чистая математика. Физическая О. занимается разысканием условий, необходимых для того, чтобы те или другие световые явления совершались, а также законов. связывающих количественную сторону совершающихся световых явлений с количественной стороной других физических явлений, которые являются или причиной рассматриваемых световых явлений, или сопровождают их, или суть непосредственные следствия их. Не ограничиваясь только разысканием вышеуказанных условий и связей — физическая О. старается и объяснить их, делая различные гипотезы о сущности световых явлений; исходя из этих гипотез, выраженных математически, стараются показать необходимость тех, уже из опыта известных, законов, которым световые явления подчиняются. также стараются получить указание на существование новых оптических явлений, на законы, по которым они должны совершаться, и на ту опытную обстановку, при которой они могут быть наблюдаемы. Получив такие указания, стараются подтвердить предсказанное опытом. Следовательно, гипотезы и развивающиеся из них теории служат не только для систематизации громадного опытного материала, относящегося к световым явлениям, но и служат указателями того в каком направлении и при какой обстановке нужно работать далее; благодаря таким теоретическим наведениям и указаниям найдены такие поразительные явления, как коническое лучепреломление, некоторые особые случаи дифракции, явления Герца и др. Главным средством физической О. служит опыт, математика и механика, при чем решающая роль принадлежит опыту. Физиологическая О. занимается исследованием ощущений, вызываемых в наблюдателе светом, попадающим на сетчатку глаза.

II. Исторический очерк развития О. Выше указанное разделение О. образовалось только с накоплением достаточного опытного и теоретического материала; постепенный рост этого материала в общих чертах следующий: за 300 лет до P. Хр. Евклид устанавливает факт прямолинейного распространения света и законы отражения, чем и кладет основание геометрической О., но рассмотрение отражения света от зеркал плоских и сферических сделано только в 1 в. по Р. Хр. Птоломеем в его трактате об О.; в этом же веке (50 лет по Р. Хр.). Клеомед устанавливает качественно законы преломления, т. е., что при переходе луча из среды менее плотной в среду более плотную он приближается к перпендикуляру, и наоборот; Птолемей пытался найти количественную связь между углами падения и преломления, но это ему не удалось: его измерения привели к неверному заключению, именно — углы преломления пропорциональны углам падения. Около 1000 лет по P. Хр. Алхацен показывает, что от каждой точки светящегося предмета идут лучи к глазу, высказывает мнение, что свет не может распространяться мгновенно, рассматривает отражение от цилиндрических и конических зеркал и, исследуя преломление света, находит неверность закона Птолемея, но точного закона ему найти не удается; разбирая преломление при прохождении лучей через прозрачный шар показывает, что солнечная теплота и лучи собираются в некотором расстоянии от шара. В XIII в. по Р. Хр. Роджер Бакон, рассматривая преломление через сферические поверхности, указывает, что, благодаря преломлению, кажущиеся размеры предметов могут быть увеличены, так что, следовательно, возможно"... читать мельчайшие буквы с огромных расстояний...", но опытом этого не подтверждает; кроме этого Бакон разбирает параболические зеркала и показывает существование сферической аберрации в сферических зеркалах; в этом же веке изобретены очки, но имя изобретателя неизвестно. В XVI в. Мавродик открывает сферическую аберрацию в чечевицах, объясняет действие очков и изображения через малые отверстия, Делла Порта изобретает камеру-обскуру; к концу XVI и началу XVII вв. почва для изобретения микроскопа и зрительной трубы оказывается вполне подготовленной, так что оба эти громадной важности прибора изобретаются, но имена первых устроителей этих приборов с достоверностью нам неизвестны. XVII век особенно богат прекрасными оптическими открытиями: Кеплер находит и объясняет полное внутреннее отражение, разбирает ход лучей в стеклах и трубах, дает планы новых зрительных труб, при чем истинный закон преломления ему неизвестен; он пытался его найти, но не удачно, поэтому при всех своих оптических работах пользуется законом приближенным; истинный закон преломления был найден Снеллем (1626), но опубликован только (самостоятельно) Декартом; Кирхер описывает явления фосфоресценции и флуоресценции; Кавальери, приняв показатель преломления равным 3/2, дает выражения для фокусных расстояний чечевиц; Марци предлагает получить спектр на экране в темной комнате и утверждает, что раз преломленный луч сохраняет при последующих преломлениях один и тот же цвет (но опытов не делает); Гримальди открывает явление дифракции света и высказывает идею о волнообразной теории; Гук тоже намечает теорию волнения и даже высказывает мысль, что колебания должны быть поперечные относительно направления распространения их; кроме того Гук занимается исследованием цветов тонких пластинок, применяет зрительную трубу для измерения углов; Ремер из наблюдений над затмениями спутников Юпитера открывает и определяет скорость света: Смит, Джюрин, Бюффон разрабатывают физиологическую О.; Гюйгенс исследует законы двойного преломления в исландском шпате, дает способ построения хода преломленных лучей, поддерживает теорию волнения и на основании ее объясняет большинство оптических явлений, но совершенно забывает мысль Гука о поперечности колебаний и считает их продольными, и, наконец, Ньютон открывает цветное светорассеяние, исследует цвета тонких пластинок, разрабатывает явления дифракции, устраивает первый зеркальный телескоп, развивает теорию истечения и благодаря своей гениальности так удачно и хорошо приспособляет эту теорию ко всем известным тогда оптическим явлениям, что все его ученики становятся на его точку зрения и в начале игнорируют, а потом и совсем забывают идеи Гука и Гюйгенса о воднообразной теории света, вследствие чего теория истечения остается господствующей и всеми принятой до 1800 г. В 1800 г. Юнг вновь выдвигает забытую теорию волнения и в 1801 — 1802 гг. окончательно становится на ее сторону; он устанавливает принцип и факт интерференции света, ею объясняет цвета тонких пластинок, вычисляет длины световых волн, но нападки противников, накопление новых фактов, которые не могли быть объяснены из-за непринятия поперечности колебаний, заставили Юнга почти потерять веру в правильность его идей. В это время открытия быстро следовали одно за другим: Мадюс (1808) открывает поляризацию света отражением, в 1810 г. показывает, что двойное преломление сопровождается поляризацией обоих преломленных световых пучков, одновременно с Био в 1811 г. открывает поляризацию простым преломлением; в том же году Арого открывает хроматическую поляризацию, которая дальше разрабатывается Брюстером; в тоже время Биo очень остроумно приспособляет теорию истечения к этим явлениям; что же касается Юнга — то он не может выяснить роли поляризации во всех этих явлениях и только высказывает мысль, что все они могут быть объяснены интерференцией света; теория истечения снова начинает брать верх, но уже ненадолго. В 1818 г. Френель представляет парижской академии наук свой знаменитый мемуар о дифракции света, соединяет принцип элементарных волн с принципом интерференции, выясняет прямолинейное распространение света, приводит новые случаи интерференции, совместно с Арого устанавливает законы интерференции поляризованных лучей, на основании которых приходит к заключению о поперечности колебаний, но такое заключение представляется ему в таком противоречии с представлениями о природе колебаний упругих жидкостей, что он не решается принять это заключение, так что Юнг, познакомившись с работами Арого и Френеля, опубликовывает гипотезу поперечности раньше самого автора. Многим математикам эта гипотеза кажется чудовищною, нелепою, но в мемуаре о поляризации света (1821) и о двойном лучепреломлении Френель показывает, с какой легкостью из этой гипотезы вытекают объяснения всех в то время известных явлений поляризации, далее дает теорию двойного преломления, вводит гипотезу об эллиптической поляризации и всем этим заставляет большинство физиков принять его сторону; когда же в 1832 г. Гамильтон теоретически, на основании формул Френеля, предсказал существование конического лучепреломления а Ллойд подтвердил предсказанное опытом, и затем в 1850-х годах Физо и за ним Фуко определили скорость света в воздухе и в воде и нашли ее согласной с теорией волнения и противоречащей теории истечения, тогда первая была окончательно принята всеми. При детальной разработке теории волнения пришлось убедиться, что хотя громадное большинство оптических явлений хорошо объясняется этой теорией, но для объяснения многих явлений приходится делать различные допущения относительно свойств эфира и его связи с телами; благодаря таким допущениям явились, так сказать, варианты и дальнейшие развития Френелевской теории (теории Грина, Неймана, Мак-Куллага, Коши, Бусинеска, Гельмгольца и др.) и, наконец, в конце 1860-х и начале 1870-х годов явилась новая, так называемая электромагнитная, теория света, данная английским ученым Максвелем. Эта теория до конца 1880-х годов (до опытов Герца над распространением электромагнитных колебаний) не пользовалась успехом, но после названных опытов начала обращать на себя внимание и в настоящее время начинает приниматься большинством. Параллельно с разработкой теоретических вопросов О. в нашем веке совершается ряд блестящих открытий в экспериментальной части. Волластон открывает, Фрауэнгофер (1814-1815) в подробности изучает темные линии в солнечном спектре и (1821 — 1822) получает спектр от дифракционных решеток. Гершель (1822-29) исследует спектры некоторых тел, за ним Тальбот указывает на возможность оптического анализа; но ни тот, ни другой не устанавливают факта зависимости определенных линий в спектре от присутствия соответственного элемента в пламени. Hиeпсь и Дагерр (1829 — 85) кладут начало фотографии, Кирхгоф и Бунзен (1859) создают спектральный анализ. Установка соотношения между спектрами поглощения и испускания влечет за собою множество новых работ: открываются спектральным анализом новые тела (цезий, рубидий, талий), им же пользуются для изучения строения небесных светил и, пользуясь принципом Доплера, применяют спектральный анализ к открытию движения небесных светил. Ле-Ру (1862), Христианзен (1870) открывают аномальное светорассеяние, Кундт его обстоятельно исследует и, наконец, начиная с 1888 г., благодаря исследованиям Герца, появляется громадное количество работ, имеющих целью показать, что все известные нам оптические явления могут быть повторены с лучами электромагнитными, Опыт поразительно подтверждает как предсказанную Максвелем аналогию лучей обоего рода, так и некоторые явления, вытекающие как следствие из электромагнитной теории, заставляя этим поставить эту теорию света. на первое место.

Помощь, оказанная различными оптическими открытиями другим наукам, громадна: зрительная труба позволила астрономии открыть множество невидимых невооруженному глазу светил, точно координировать их положение и определять координаты места наблюдателя. на земной поверхности; микроскоп ввел биологию в новый мир микроорганизмов, невооруженному глазу недоступный; спектральный анализ дал возможность судить о строении небесных светил, о движении их в том случае, если их расстояние от наблюдателя настолько велико, что наблюдаемое положение светила на небесном своде кажется постоянным, о присутствии в пламени или электрической искре тех или иных тел в таких малых количествах, определение которых химическому анализу недоступно; сахариметры дали возможность быстро определять количество сахара в растворах и, наконец, фотография (успехи которой зависели также и от химических изысканий) дает способ закрепить все, что видимо в трубу, в микроскоп, в спектроскоп или невооруженным глазом на пластинке и сохранить этот беспристрастный документ на неопределенно долгое время.

Оптимизм

Оптимизм (от лат. optimas — наилучший) — воззрение, по которому существующий есть лучший из возможных и все в нем совершающее ведет к добру. Принципиально О. требуется учением о Боге, как Всеблагом, Премудром и Всемогущем Творце и Промыслителе мира. Доказать О. с этой точки зрения составляет особую задачу оправдания Божества или Теодеции: самый значительный образчик такого исследования дан в известном сочинении Лейбница. Главная трудность задачи состоит в фактическом существовании зла и страдания в мире, что дает видимую основу для противоположного О. Сама возможность оценки мира в смысле добра и зла предполагает утверждение за человеческой личностью и ее сознанием принципиального значения в жизни вселенной, — признание, что мир имеет цель, и что эта цель человек. Поэтому в воззрениях натуралистических, не придающих такого значения человеку, и тем более в воззрениях, отрицающих в мире всякую целесообразность (механический материализм), спор между О. и пессимизмом не имеет никакого смысла. О. может опираться на признание постоянного прогрессивного характера мировой жизни; но само понятие прогресса нуждается в дальнейшем философском оправдании , которое с известных точек зрения, напр. механической, не может быть проведено до конца . От О., как общей теории, следует различать О. как господствующее личное настроение ( в зависимости от свойств темперамента), побуждающее человека видеть во всем хорошую сторону и не унывать в несчастии. Теоретический и житейский О. далеко не всегда совпадают между собой.

Оптина пустынь

Оптина пустынь — Введенская-Макариева мужская заштатная (с 1764 г.) Калужской губ., Козельского у. По преданию, основана еще в XIV в. бывшим предводителем шайки разбойников, Оптою (в иночестве Макарий). До 1499 г. в пустыни жили совместно иноки и инокини; в 1724 г. иноки переведены в Белевский-Спасский м-р; спустя два года пустынь восстановлена; при ней Иоанна Предтечи скит. Особенно чтимы иконы Усекновения главы Иоанна Предтечи и Казанской Божьей Матери.

Опунция

Опунция (Opuntia L.). — родовое название растений из семейства кактусов; всего известно около 150 видов этого рода, растущих преимущественно в Мексике, Перу и Чили, в Соединенных Штатах (до 50° с. ш.), а также в Южной Америке. Некоторые виды встречаются в одичавшем состоянии на Канарских островах на юге Европы, в Африке и в Азии. О. — характерное растение: стебли его состоят из мясистых, сплющенных, более или менее овальных, листовидных члеников; иногда развиты мощные, цилиндрические стволы и на них сплющенные пластинчатые членистые ветки в виде листьев; настоящих листьев обыкновенно не бывает; они появляются только на очень молодых побегах, в виде цилиндрических или призматических палочек; живут они очень короткое время и скоро сваливаются. Вместо листьев на стеблях появляются крупные и мелкие иглы, располагающиеся обыкновенно пучками. Цветки появляются по одиночке или пучками из центра пучка игол по краю или на верхушке члеников; они правильные, тарелчатые или более ворончатые; лепестки свободные или только слегка склеенные, многочисленные, наружные из них чашечковидные, иногда мясистые и острые, внутренние — покрашенные. Тычинки короче венчика; они прикрепляются к вогнутому в виде чаши цветоложу. Завязь булововидная, яйцевидная, коническая или цилиндрическая, снаружи покрытая чешуйками, в пазухе чешуек находятся пучки игол. Плод — коническая или шарообразная ягода, со многими или несколькими семенами. Ягода многих видов съедобна и обладает способностью окрашивать мочу в кроваво-красный цвет. Самый обыкновенный вид О. — Opuntia vulgaris Mill., вывезенный из Америки и теперь одичавший по всему югу Европы и на севере Африки. Плоды этого вида употребляются в пищу туземцами, под именем «индийской фиги». Карликовая разновидность другого вида, О. Ficus indica Mill. var. nana, встречается в одичавшем состоянии в южной Швейцарии и в Тироле. В Америке в южной Испании, в Сицилии и в Алжире возделывается особый вид О., так назыв. кошенильный кактус (O. coccinellifera Mill.), отличающейся своими красными цветками и длинными тычинками; возделывается он из-за травяной вши, так наз. кошенили, живущей на его стеблях. Ради этой же цели возделывается другой вид, O. Тuna. Впрочем, за последнее время этот промысел стал падать. В оранжереях и комнатах разводят как декоративные растения и другие виды О. Размножаются они легко черенками; требуют песчаной почвы и малой поливки.

Опухоли

Опухоли (Tumores, Neoplasmata, Pseudoplasmata) — являются одной из форм патологических, ненормальных новообразований. Новообразованием наз. как процесс образования новых тканевых элементов, так равно и продукт подобных процессов, а потому оно может быть как физиологическим. в пределах нормы, так и патологическим процессом, т. е. обнаруживать порочность в смысле повышенного созидания организованной материи. Примером нормального новообразования служит так наз. «регенерация». Что же касается патологического новообразования, то оно основано на размножении клеток при ненормальных условиях. Морфологический признак такого рода прогрессивных процессов двоякий: клетка и ее производные (волокна и пр.) или просто увеличиваются в объеме — гипертрофия, или же клетка размножается и делится — гиперплазия. Все гипертрофические процессы, с точки зрения этиологии и клинического течения, могут быть двояки: или они являются реакцией живых тканей на какое либо внешнее вредное или разрушающее воздействие, а потому обнаруживаются настолько, насколько это необходимо для пополнения вызванных потерь (возрождение тканей), или гипертрофические процессы, возникающие под влиянием каких — либо внутренних причин, характеризуются отсутствием физиологической законченности и целесообразности и не только не полезны организму, но вредят ему — О., уродства и т. п. Увеличение числа клеток происходит по типу физиологического деления их. Прежде предполагали, что клетки образуются из бесформенной бластемы, но уже Вирхов установил знаменитый закон «omnis cellula е cellula». Но так как в настоящее время главным центром деятельности при делении клетки признано ядро. то еще точнее утверждать: «omnis — nucleus e nucleo». В настоящее время признано беcспорным положение, что всюду, где имеет место действительное новообразование тканей, существует кариомитотический тип клеточного деления. Сходство процесса размножения при патологических условиях с физиологическими обнаруживается также в том, что производные клетки всегда соответствуют типу производящих клеток. В различные периоды жизни стремление клеток к росту и размножению обнаруживается не в одинаковой степени. Можно различать 4 главнейших периода: время наивысшей энергии новообразования, совпадающее с эмбриональным развитием, 2) период роста, соответствующий юношескому состоянию клетки, когда в новообразовании накопляется избыток, сравнительно с расходом, идущий на дальнейшее развитие; 3) период, следующий за окончанием прогрессивного развития тела после родов, в течение которого новообразование уравновешивается потреблением; и 4) период обратного развития. В первые 3 периода энергия размножения клеток зависит от их внутренних свойств. Всего энергичнее в этом отношении эпителиальные ткани (пример — быстрое восстановление надкожницы), всего слабее — ткань мышечная и особенно ткань нервных узлов. На проявление энергии оказывает влияние и приток питательных материалов. Кроме того нужно признать существование особых клеточных раздражений, вызывающих их наклонность к дальнейшим образовательным (формативным) процессам. Все эти особенности обнаруживаются и по отношению к О. Под О. подразумевается нарост (neoplasma, pseudoplasma), вследствие прогрессивного расстройства питания, увеличенной продуктивной деятельности тканевых элементов; по своему же наружному виду, равно как по характеру роста, она всегда отличается атипическим развитием (в отличие от гипертрофии и гиперплазии), хотя в ней никогда не встречаются элементы, чуждые организму. Анатомически О. выражается появлением наростов на поверхности органов или гнезд внутри них, более или менее резко отграниченных и отличающихся от нормальных, окружающих их частей. «Эта обособленность и некоторая самостоятельность О. отличают их от других новообразований», хотя О. иногда обнаруживается в виде язвы, дефекта ткани. О. представляют чрезвычайное разнообразие по своему гистологическому строению, анатомическим формам и клиническому течению, они могут появляться в самых разнообразных частях организма, как внутри, так и в толще плотных органов, на поверхности их, на коже, на всех слизистых и серозных оболочках. Развиваясь в глубине какого-либо органа, она в начале не изменяет внешней формы его и открывается только при разрезе, причем представляется в виде гнезда круглого или неправильного очертания, отличающегося от окружающей ткани органа своим цветом, плотностью, неодинаковостью уровня с поверхностью разреза самого органа. Развиваясь дальше, О. своим эксцентрическим давлением увеличивает объем органа, изменяет его форму и, наконец, выпячивается над поверхностью. Появляясь в периферических частях органов или поверхностных слоях оболочек, О. выдается в полость, канал или на поверхности тела. Поверхностно растущая О. может представляться в виде более или менее развитого утолщения кожи или слизистой оболочки, одиночного или нескольких, слившихся вместе бугров, бугорка или милиорного узелка. При дальнейшем росте О. может отделяться от окружающей ткани, оставаясь с ней в соединении посредством ножки или стебелька — грибовидный нарост; если ножка очень тонка, получается полип. Иногда О. дают многочисленные отпрыски, подобные сосочкам кожи или ворсинкам кишек — получается сосочковое новообразование или ворсистая 0. — папиллома. Если О. подвергается распадению, то образуется часто язва, идущая более или менее далеко в глубь в виде кратера, получается так называемая разъедающая язва — Ulcus rodens, с плотными, бугристыми краями. Величина О., начинаясь микроскопическим узелком, может дойти до небольшого просяного зерна или горошины, другие же достигают иногда 100 и более фн. О. с бедной сосудистой системой имеют малые размеры; новообразования, которые построены по типу нормальных тканей и богаты сосудами, могут принять громадные размеры. О. безвредные для организма могут принимать более крупные размеры, между тем как опасные для него часто убивают достигнув незначительной величины. Где О. встречает мало препятствий для своего роста, как напр. в коже и подкожной клетчатке, в брюшной полости (благодаря податливости передней стенки), там она принимает большие размеры и т. д. Далее О. могут быть одиночные, множественные и сложные (слившиеся между собою). При множественных О. каждая из них может самостоятельно развиться или, напротив, от первоначальной образуются вторичные узлы (метастазы — переносы), получается так наз. генерализация. Плотность их также различна: от мягких, студенистых, мозговидных до костной твердости. Бессосудистые или бедные сосудами О. имеют белый, синеватый или желтоватый цвет; чем О. богаче сосудами, тем более цвет их приближается к красному; состоящие из слизистой ткани бесцветны и прозрачны, из жировой — желтого и т. д. Характер опухоли определяется почти исключительно микроскопическим путем. Из внешних признаков важны для оценки значения организма следующие признаки: место развития, рост, отношение ее к окружающим тканям, плотность, изъязвление, вторичные узлы.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar