- 964 Просмотра
- Обсудить
Паизиелло
Паизиелло (Giovanni Paisiello, 1741 — 1816) — один из лучших итальянских оперных композиторов. В 1763 г. в Болонье поставлены с блестящим успехом его две оперы. Модена, Парма, Венеция, Милан, Рим, Турин наперерыв приглашали П. ставить свои оперы в их театрах. Написанная им около этого времени опера «Il Marchese di Tulipano» имела почти беспримерный в ту эпоху успех. В 1776 г. П. приехал в Петербург, где он оставался восемь лет и где написаны им оперы: «La Serva padrona», «Il Barbiere di Siviglia», «La finta amante», «Il Matrimonio inaspettato» и пр. По возвращении в Неаполь П. получил место капельмейстера придворной капеллы. В 1802 г. П., по приглашено Наполеона; приезжал в Париж, где написал для коронации Наполеона в 1804 г. мессу Te Deum. П. написал 148 опер, кантаты, квартеты, симфонии, рондо, духовные сочинения и пр. Подробно о П. см. Arnold, «Ciovanni Paisiello, seine kurze Biographie und asthetische Darstellung seine Werke» (Эрфурт, 1810); Gagliardo, «Onori funebri renduti alla memoria di Giov. Paisiello» (Неаполь, 1816); Quatremere de Quincy, «Notice historique sur la vie et les ouvrages de Paiisiello» (П., 1817) и пр.
Н. С.
Палата
Палата — в старину в России каменное строение, а затем название многих учреждений. Теперь существуют казенные, контрольные и судебные. П. В государствах конституц. П. (Kammer, Chambre) либо весь парламент (одноплатная система), ибо каждая из двух его частей в отдельности (двупалатная система).
Палацкий
Палацкий (Франц Palacky) — знаменитый чешский ученый и политический деятель (1798-1876), родом из Морании, учился в Пресбурге и Вене; сперва готовил себя к священнической карьере (евангел. вероиспов.), но увлекся литературой и философией (в особенности Кантом). Начинавшееся чешское возрождение захватило его; в особенности сильное впечатление на П., как и на его друга Шафарика, произвел «Разговор о чешском языке» Юнгмана, в значительной степени определивший направление его последующей деятельности. Писать он начал еще во время пребывания в евангелич. семинарии в Пресбурге, но обратил на себя внимание лишь в 1817 г. переводом на чешский яз. нескольких песен из Оссиана, а в следующем году книжкой, составленной им вместе с Шафариком при участии Юнгмана: «Pocatkowe ceskeho bаsnictwy», в которой оспаривалось учение Добровского о чешской просодии. В 1823 г. П. поселился в Праге, жил частными уроками, затем сделался архивариусом графов Штернбергов, по заказу которых написал историю их рода. В 1827 г. чешский национальный музей начал издавать два журнала на чешском и немецком языках; редактором обоих изданий был сделан П.; немецкое «Zeitschrift d. Nationalmuseums» прекратилось в 1831 г., чешское «Casopis Ceskеho Musеum» П. редактировал до 1838 г. В 1827 г. чешские чины предложили П. взять на себя продолжение истории Чехии, начатой Пубичкой («Chronologischa Geschichte Bohmens», Прага, 6 т., 1770-1808, доведенной до Фердинанда II). П. предложил свой, более обширный и научный план истории Чехии, который и был принят; П. был сделан историографом Чехии (1829), но утвержден в этом звании правительством только через 10 лет. П. совершил в поисках за источниками несколько заграничных поездок, собрал массу материалов, напечатал несколько предварительных исследований. В 1836 г. появился на немецком, в 1848 г. на чешском языках 1-й т. его работы, которая к концу его жизни была доведена до 1526 г. (посмертное издание, с биографией автора, написанной Калоуском, вышло в 5 т. в Праге, 187778: «Dejtny narodu ceskeho v Cechаch a v Morave»; по-нем.: «Gesch. Bohmens», 5 т., Прага, 1836-74). Книга эта была первой попыткой научной истории Чехии. Вместе с тем она имеет крупные литературные достоинства, но страдает от патриотических увлечений. Крупным недостатком труда является доверие к таким подозрительным памятникам старины, как Краледворская и Зеленогорская рукописи, подлинность которых П. вместе с Шафариком усердно защищал и которые вместе с ним же он издал с комментариями («Die altesten Denkmaler der bohmischen Sprache», Прага, 1840) — на них П. строил очень многое в своей истории. 1848 год вызвал П. на политическую деятельность. Как видный представитель национальной партии, он был членом франкфуртского предварительного парламента, где высказался против централистических стремлений немцев, против представительства Богемии в имперском парламенте, за федерацию. Перед тем он был одним из авторов декларации 21 марта, требовавшей объединения Богемии, Моравии и Силезии в одну коронную землю, он был членом временного правительства. Министерство Пиллерсдорфа дважды предлагало ему портфель, стремясь привлечь на свою сторону национальную партию Богемии, но П. дважды отклонял предложение. Он председательствовал на славянском съезде в Праге в июне 1848 г.; был членом имперского сейма в Вене, потом в Кромержиже (Кремзире), где был членом комиссии, вырабатывавшей конституцию. После насильственного закрытия сейма в Кромержиже П., ставший в глазах правительства человеком неблагонамеренным, должен был оставить политическую деятельность и вновь посвятить все свои силы науке. В 1860 г., когда новая конституция вновь создала политическую жизнь для Богемии, П. опять выступил на политическом поприще, как признанный вождь чешского народа; в 1861 г. он был назначен пожизненным членом австрийской верхней палаты. В том же году он вместе со своим зятем и единомышленником Ригером делал попытку основать газету; им она не была дозволена, и потому их органом явились «Narodui Listy» Грегра; но скоро в редакции произошли разногласия. «Nar. Listy» сделались органом более радикального, впоследствии младочешского направления, а П. с Ригером основали в 1863 г. «Narod», потом «Pokrok». С 1863 г. П. был также депутатом в богемском ландтате. Он был представителем идеи федерализма, не чуждался (не смотря на свое протестанство и демократизм) союза с клерикалами и феодальным дворянством; коронование имп-ра австрийского короной св. Венцеслава было его главной мечтой . В 1867 г. он во главе представителей Чехии ездил в Москву на славянский съезд. Из его многочисленных трудов кроме указанных важны: Политические — «Idea stаtu Rakouskeho» (1865; по-нем.: «Oesterreichische Staatsidee», 1865); "Radhost, «Sbirka spisuw drobnych z oboru reci a literatury ceske, krasowedy, historie a politiky» (3 т., 1871-73; здесь «Doslov» — политическое завещание П., по-нем.: Fr. Palacky's «Politisches Vermachtniss», Up., 1872), «Gedenkblatler. Auswahl von Denkschriften, Aufsatzen u. Briefen ans den letzten 60 Jahren. Beitrag zur Zeitgeschichte» (1874).
Исторические и ист.-литературные издания летописей: «Stari letopisovу сeski» (1829); «Wurdigung der alten bohmischen Geschichtsschreiber» (1830, нов. изд. 1869), «Synchronistische Uebersicht der hochsten Wurdeutrаger, Landes — und Hofbeamten in Bohmen» (1832; тоже по-чешски: «Prehled saucasny neywyssich dustojniku, a aurednjku zemskjch, dworskych we krаlowstwj ceskem», 1832), «J. Dobrowsky's Leben und gelehrtes Wirken» (1833; русск. пер. Царского, М., 1838), «Literarische Reise nach Italien im J. 1887 zur Aufsuchung von Quellen der bohmischen und mahrischen Geschichte» (1838), «Archiv cesky» (1848 — 47, 6 т.), «Ueber Formelbucher, zunachst in Bezug auf bohmische Geschichte» (1843 — 47, 2 вып.), «Die Vorloufer des Hussitenthums in Bohmen» (1846), «Popis krаlowstw ceskeho cile podrobne poznamenani wsech dosawodnich krajuw, panstwi, statkuw, mest» (1848), «Die Geschichte des Hussitenthums und Professor K. Hofler, Kritische Studien» (1868); «Dejiny doby husitske» (2 т., 1871-72; по-нем. :"Urkundliche Beitrаge zur. Geschichte d. Hussitenkrieges", 1872-74), «Documenta Maiistri Joannis Hus vitam, doctrinam, causam etc. illustrantia» (1869); «Zubohmischen Geschichtschreibung» (1861). Maтериалы для биография П.: в его переписке — в «Casopis» (1879).
В. В — в.
Палеозойская эра
Палеозойская эра — крупный период в истории развития земли, следовавший за архейской или азойской эрой и предшествовавший мезозойской эре. Отложения П. эры составляют П. группу слоев, совокупность которых достигает в некоторых местностях 30000 м. мощности, т. е. почти в 10 раз превышает мощность мезозойских отложений, что указывает, конечно, на весьма значительную продолжительность П. эры. До 30-х гг. нынешнего столетия в толще П. слоев различали нижнюю, мало изученную переходную или граувакковую формацию и верхнюю — каменноугольную, ранее других обратившую на себя внимание, благодаря нахождению в ней каменного угля. Трудами англичан Сэджвика и Мурчисона переходная формация была разбита на три системы: кембрийскую, силурийскую и девонскую и установлена, сверх того, пермская система или диас, следовавшая непосредственно за каменноугольной. Это деление П. отложений является общепринятым и по настоящее время, с тем ограничением, что кембрийская система часто, согласно Мурчисону, соединяется с силурийской. Площадь, занятая в настоящее время П. отложениями на земной поверхности, доходит, по Тилло, до 17,5 милл. кв. км. В начале П. эры, в кембрийский и силурийский периоды, большая часть земной поверхности представляла безбрежный океан и суша являлась только в виде островов, сложенных из кристаллических сланцев, гранитов и гнейсов, но к концу эры размеры суши значительно возрастают и выступают значительные материки из-под воды. Вулканическая деятельность проявлялась в П. эру весьма энергично, хотя и слабее, чем в предшествовавшую архейскую эру; результатом ее являются заключенные в П. пластах жилы, штоки и покровы гранита, сиенита, диорита, диабаза, кварцевого порфира, порфирита, мелафиры и других изверженных пород, а также разнообразных вулканических туфов и брекчий. Пласты П. пород редко являются горизонтальными; обыкновенно они изогнуты, изломаны, собраны в складки и пересечены многочисленными жилами, выполнившими трещины пластов. Самые горные породы, вследствие своей древности, сильно изменены, метаморфизованы и резко отличаются от современных осадков. Глинам в П. отложениях соответствуют глинистые, кровельные и аспидные сланцы и филлиты, песчаные осадки превратились в твердые песчаники, кварциты и конгломераты; обширным распространением пользуются также известковые породы в виде плотных, часто кристаллических известняков и доломитов. Там. где П. пласты наиболее метаморфизованы и прорваны выходами изверженных пород, они заключают разнообразные рудные месторождения, каковы, напр., серебряные и медные месторождения Алтая и большинство железных и медных месторождений Урала. В прежнее время с началом П. эры связывали первое появление на земле органической жизни, но теперь слабые признаки этой последней, в виде неясных отпечатков морских водорослей, кольчатых червей и других пока еще загадочных организмов, найдены и в более древних слоях архейской эры. В П. отложениях, начиная с самых древних, мы встречаем уже довольно разнообразную, по преимуществу морскую флору и фауну, которая в продолжение первых трех периодов П. эры быстро развивается и разнообразится, тогда как в последние два периода развитие органической жизни как бы замедляется и многие, раньше весьма распространенные, группы животного и растительного мира заканчивают к этому времени свое существование. Фауна П. эры характеризуется сильным развитием и преобладанием морских лилий, своеобразных, вымерших к концу этой эры кораллов, построенных по четверному типу, чрезвычайным обилием и разнообразием плеченогих, головоногих моллюсков (ортоцератиты, гониатиты), исключительно П. эре свойственных ракообразных трилобитов, панцирных рыб. К концу эры появляются также амфибии и первые немногочисленные пресмыкающиеся. Флора состоит почти исключительно из тайнобрачных, каковы гигантские древовидные папоротники, плауны и хвощи, к которым в небольшом количестве примешиваются хвойные и саговые деревья.
Б. П.
Палеологи
Палеологи (Palaiologoi) — знатный византийский род, еще ранее достижения им престола игравший видную роль в истории Византии. Никифор П., наместник Месопотамии, пожалованный титулом Hypertimos, оказал большие услуги имп. Никифору Ботаниату, а по отречении последнего от престола — Алексею Комнену и погиб в 1081 г. под осажденным норманнами Диррахиуме. Сын его, Георгий П. был деятельным помощником Алексея Комнена при взятии Константинополя, мужественно защищал Диррахиум, осажденный норманнским герцогом Робертом Гюискардом. Другой представитель рода П., Михаил (вероятно, сын Георгия П.), победоносно воевал в Нижней Италии с королем Сицилии Вильгельмом. Из других представителей этого рода замечательны: современник предыдущего, Георгий П., исполнявший различные дипломатические миссии имп. Мануила Комнена, Алексей — зять и наследник имп. Алексея Ангела, скончавшийся, однако, ранее своего тестя, Андроник принявший, как и его потомки, имя Комнена и облеченный в сан Megas Domestikos при дворах Федора Ласкариса и Иоанна Ватаца. Сын его Михаил Дука Ангел Комнен П. в 1259 г. достиг престола, как соправитель малолетнего Иоанна IV Ласкариса, и в 1261 г. уничтожил латинскую империю. Он был родоначальником последней династии, византийских императоров. Перечень императоров, принадлежавших к этой династии. Племянница последнего византийского императора Константина XI П. Зоя (Софья), вышла замуж за великого князя Иоанна Васильевича. По завещанию маркграфа Иоанна Монферратского, умершего бездетным в 1305 г., маркграфство Монферрат досталось в наследство его сестре Иоланте (у греков Ирине), супруге имп. Андроника II П., и ее сын Федор был первым маркграфом из рода П. Последним маркграфом был Иоанн Георг Себастьян (1488-1533). Другая ветвь П. правила в Морее с 1383 по 1460 г. Когда полуостров был завоеван турками, П. удалились в Италию; племянник Константина XI, Андрей II., уступил свои права на византийский престол Карлу VIII Французскому, а по смерти последнего Фердинанду Католику и Изабелле Кастильской (в 1502 г.) Последний (мужской) потомок П., князь Джованни Ласкарис П., умер в 1874 г. в Турине.
С. Я.
Палермо
Палермо (Palermo) — главный город провинции П., расположен на сев. бер. Сицилии, при Палермском заливе, под 38° 7' с. ш. и 13° 21' в. д. от Гринвича, среди плодородной равнины Конка д'Оро. В северо-зап. части, за бульваром, насажанном на старом валу, тянется ряд вилл новейшей постройки. По берегу моря тянется в виде красивого променада ул. Форо италико и расположен городской сад Флора (Вилла Джулиа). Главные площади: в центре города — на пересечении 2 главных улиц Пьяцца Вильена, Пьяцца Претория; с великолепным колодцем (1550), Пьяцца Марина с общественным садом (Джардино Гарибальди), Пьяцца Болоньи, с памятником Карла V (1635), Соборная площадь, окруженная балюстрадой со статуями святых, Пьяцца Виттория с памятником Филиппа V; из ворот замечательны: Порта Феличе (1582-1637) и триумфальная арка Порта Нуова (1684). В П. 295 церквей и капелл, в том числе 70 бывших монастырей. Собор св. Розалии построен в готическом стиле норманнским королем Вильгельмом II (1169-85). Приделанный к собору в конце прошлого века купол портит ансамбль стиля. Внутри собора серебряная рака св. Розалии и гробницы королей Рожера II, его дочери Констанции и ее супруга импер. Генриха VI и сына последнего, императора Фридриха II. Двумя арками собор соединяется с красивой колокольней и епископским дворцом. Обширная церковь С. Доменико (1458) превращена в сицилийскую галерею Славы. Церковь св. Иосифа с красивой колоннадой (1612-45), старонорманнского стиля церковь С. Джованни дель Эремити (1132) и церковь Марторано (1143), с норманнской башней и старыми мозаиками. Королевский дворец — собрание зданий разных стилей: (старонорманнская башня — Toppe Пизана, построенная Рождером I 1129-56, палатинская капелла с замечательными золотыми мозаиками, зала Роджера с норманнскими мозаиками). Другие замечательные здания: палаццо Киарамонте (1307-80), в настоящее время здание судебных учреждений, ратуша (1463). Жителей в 1895 г. 281 тыс. Машиностроение, чугунолитейное дело, фабрики химических продуктов, кожевенное дело, паровые мукомольные мельницы, казенная табачная фабрика. Старая гавань Ла-Кала доступна только небольшим судам. Устроенная новая и защищенная двумя молами, снабженными маяками гавань, отвечает новейшим требованиям судоходства. В 1894 г. вошло 289 торговых судна дальнего плавания, вместимостью 173044 тонны и вышло 474, с 487892 тонн. вместимости; каботажного плавания пришло 3458 судна с 1498889 тонн и 3202 с. с 11528207 тонн. По торговому движению гавань П. занимает 3 место после Генуи и Неаполя. Главные предметы вывоза (1893): апельсины и лимоны, сумах, вино, винный камень, оливковое масло и др. Ввозится много зерна и муки, каменного угля, металлов и машин, лесу, шерстяных изделий и пряжи, хлопчатобумажных товаров и шелковых. Университет основан в 1805 г.; студентов 1299 и преподавателей 100 (1892). Три лицея и 3 гимназии, технологический институт и техническое училище, училище торгового судоходства, консерватория, художественная школа. Национальный музей с ценными античными скульптурами (селинунтские метопы); городская библиотека (195500 томов и 2961 рукописей), национальная библиотека 170000 т. и 1500 рукописей, 4 театра. Из окрестностей П. славятся Монте Пеллегрино, с чудным видом и пещерной церковью св. Розалии, королевская вилла Фаворита (в китайском стиле), виллы Бельмонте, Серрадифалько, Таска; норманнские замки Циза (1164) и Куба (1182), монреальский собор.
П. — прекрасная климатическая зимняя станция. Климат умеренно-влажный, теплый, береговой. Колебания суточной температуры незначительны. Средняя температура зимних месяцев +11,5° Ц., осенних +19,3°, весенних +15,3°; по месяцам: сентябрь +23°, октябрь +19,3°, ноябрь +15, 5°, декабрь + 2, 3°, январь +10, 9, февраль +11,1°, март +12, 5°, апрель +14, 9°. Число дождливых дней велико, особенно в декабре, январе и феврале от 10 до 14 дней в месяц). Преобладающий ветер WSW; около полудня часто дуют чувствительные морские бризы; иногда проносится и сирокко. Лучшее время сезона от ноября до конца апреля. Съезд значительный и жизнь дорога. Показание для климатического лечения: хронические бронхиальные катарры, эмфизема, начинающаяся чахотка, неврастения, истерия, астма. Соляноглауберовый источник (для питья), теплые и холодные ванны, морские купанья (ср. темп. воды летом 23,6° Ц, осенью 20,6°); санатория для рахитических детей.
История П., Panormos у римлян, основан финикиянами под названием Маханат (т. е. лагерь); в первую пуническую войну здесь была гл. стоянка карфагенского флота. Римляне, взяв город в 254 г. до Р. Хр., дали ему право муниципии, а во времена Августа П. сделан колонией (Colonia Augusta Panormitanorum). В 515 г. П. занята была готами; в 535 г. Велизарий отвоевал у них П. В 831 г. завоевана сарацинами. В 1072 г. Роберт Гискар взял П., которая со времени Рожера II сделалась столицей королевства обеих Сицилий. При Гогенштауфенах, в П. развилась блестящая придворная жизнь, особенно при Фридрихе II. После смерти сына Фридриха II Манфреда, при Беневенти (1266), Карл Анжуйский овладел П.; французы, однако, не могли долго удержаться в Сицилии. Мстительный сицилийский народ не забыл казнь Конрадина; с г. П. началась знаменитая сицилийская вечерня (1282), приведшая к истреблению всех французов на острове. Петр Арагонский был провозглашен королем и П. сделалась резиденцией вице-короля. В 1799 г., когда Неаполь был взят французами, Фердинанд IV бежал в П. и оставался в нем до 1815 г. В 1820 г., когда Фердинанд IV решил Неаполь и Сицилию объявить единым королевством Обеих Сицилий, в П. вспыхнуло восстание и чернь овладела городом, но ген. Пепе вскоре усмирил бунт. Волнения, начавшиеся в П. в 1847 г., разразились в 1848 г. поголовным восстанием. Королевские войска были разбиты; в П. учреждено временное правительство и созван сицилийский парламент; в следующем 1849 г. П. вынуждено была сдаться королевским войскам. В 1860 г. Гарибальди взял П. и передал итальянскому правительству. Ср. Oppermann, «Palermo» (Бреславль, 1860); Springer, «Die mittelalterliche Kunst in P.» (Бонн, 1869); Schubring, «Historische Topographie von Panormus» (Любек, 1871); Di Giovanni, «La topografia antica di P. dal secolo X al XV» (Пал., 1890); La Lumia, «P., il suo passato, il suo presente i suoi monumenti» (Пал., 1891).
Палестрина
Палестрина (Giovanni-Perluigi da Раlestrina или Praenestinur) — один из величайших композиторов церковной музыки. Настоящее имя его Джованни-Пьерлуиджи, род. в 1514 г. в Палестрине, по которой и получил свое прозвище. Ум. в Риме в 1594 г. и похоронен в церкви св. Петра. Очень молодым П. поступил в хор папской капеллы. Музыкальное образование получил в строгой школе Гудимеля, из которой и вынес замечательную полифоническую технику и ясное понятие о чистоте духовного стиля и гармоничности сочетания звуков. С 1551 года П. был назначен учителем музыки в ватиканской капелле, а затем капельмейстером. При папе Маркелле II положение П. еще более улучшилось. Перейдя на должность певчего капеллы, П. мог посвящать большую часть времени на композиторскую деятельность. При папе Павле IV, П., как лицо не духовное и женатый, вследствие строгих мер нового папы, должен был покинуть папскую капеллу. Только место капельмейстера (1555) в церкви лютеранского дворца и в церкви св. Марии Маджоре избавили его от крайней бедности, в которую впал П., лишившись места в папской капелле. В 1560 г. П. обратил на себя всеобщее внимание своими импропериями. Их простая, красивая, гармоничная музыка произвела сильное впечатление и триентский собор (1543-1563), между прочим нашедший необходимым произвести некоторые реформы в церковной музыке, обратился к П. с поручением написать пробную мессу, которая доказала бы возможность существования фигуральной музыки при церковном богослужении, так как многоголосная музыка, вследствие разных конрапунктических хитросплетений, наносила ущерб ясности текста и музыкальному благозвучию. П. написал три мессы, каждую на 6 голосов. Все три отличались замечательными достоинствами: первая выдавалась строгим стилем, вторая нежностью, глубиной чувства и изяществом, третья, как по форме, так и экспрессии, представляла высшее проявление гениальности П. Она посвящена памяти папы Маркелла, бывшего покровителя П., и известна под названием «Мессы папы Маркелла». Все эти три мессы решили участь фигуральной музыки в ее пользу. Папа Пий IV, услышав эту мессу, воскликнул: «Здесь Иоанн (т.е. Палестрина) в земном Иерусалиме дает нам предчувствие того пения, которое св. апостол Иоанн в пророческом экстазе слышал в небесном Иерусалиме». С тех пор и на долгое время сочинять в стиле П. было обязательно для композиторов католической духовной музыки. Сочинения П. составляют вершину развития церковной контрапунктической музыки a capella, т.е. хоровой музыки без инструментального сопровождения. Отличительная черта полифонической музыки П. заключается именно в том, что автор, при всей ее сложности, смог придать ей ясность, непринужденность и выразительность и вместе с тем истинное молитвенное настроение. К тексту П. относится с большим вниманием, заботливо (в смысле правильного произношения) подлаживая слова под музыку, что и способствовало их ясности. П. написал громадное количество произведений, из которых только самая небольшая часть (мадригалы) принадлежит светской музыке. Им написаны: мессы, мотеты, ламентации, гимны, офертории, магнификаты, литии, псалмы, мадригалы и проч. Среди литературы о П. самый капитальный труд принадлежит Баини:" Dellf vita e delle opere di Giov. Pierl. da Palestrina" (Рим, 1828); Кандлер, «Ueber das Leben etc.» (Лпц., 1834, изд. Кизеветтером); К. фон-Винтер-фельд. «Jon. Pierl. von Palestrina, seine Werke etc.» (Бреслау, 1832); последние две биографии заимствованы из книги Баини; Тибо, «Reinheit s. Tonkust» (II изд., Гейдельберг, 1826); Фетис, «Gallerie des musiciens celebres» и пр.
Н.С.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.