- 827 Просмотров
- Обсудить
Пассаты
Пассаты (у англичан — trade-winds, т. е. торговыми ветрами, так как П. пользуются торговые суда, отправляющиеся в Америку; у французов — vents alizes, т. е. правильные ветры) — так наз. ветры, дующие между тропиками круглый год, в северном полушарии с СВ, в южном — с ЮВ, отделяясь друг от друга безветренной полосой. На океанах П. дуют с наибольшей правильностью; на материках и на прилежащих к последним морях направление их отчасти видоизменяется под влиянием местных условий. В Индийском океане, вследствиe конфигурации берегового материка, П. совершенно меняют свой характер и превращаются в муссоны.
Происхождение П. Вследствие действия солнечных лучей в экваториальной полосе нижние слои атмосферы, сильнее нагреваясь, подымаются вверх и стремятся по направлению к полюсам, между тем как внизу приходят новые более холодные потоки воздуха с С и с Ю; вследствие суточного сращения земли эти течения воздуха принимают в сев. полушарии сев.-вост. направление (сев.-вост. П.), а в южном полушарии — юго-восточное направление (юго-вост. П.). Чем ближе какая-либо точка земного шара лежит к полюсу, тем меньший круг она описывает в сутки, и следовательно, тем меньшую скорость приобретает; таким образом текущие из более высоких широт воздушные массы, обладая меньшей скоростью, чем точки земной поверхности на экваториальной полосе, вращающиеся с З на В, должны отставать от них и, следов., давать течение с В на З. В малых широтах, близко от экватора, разность в скоростях для одного градуса очень незначительна, так как меридианные круги становятся почти взаимно параллельными, и потому в полосе между 10° с. ш. и l0° ю. ш. притекающие слои воздуха, соприкасаясь с земной поверхностью, приобретают скорость точек последней: вследствие этого вблизи экватора сев.вост. П. принимает опять почти северное направление, а юго-вост. П. почти южное и, взаимно встречаясь, дают полосу безветрия. В полосе П. между 30° с. ш. и 30° ю. ш. в каждом полушарии дуют два пассатных ветра: в сев. внизу сев.-вост., вверху юго-зап., в южном внизу — юго-вост., вверху сев.-зап. Верхнее течение называется антипассат, противопассат или верхним П. За 30° сев. и южн. ш. верхние, идущие от экватора, слои воздуха опускаются к поверхности земли и правильность экваториального и полярного течений прекращается. С полярной границы П. (30°) часть воздушной массы возвращается к экватору как нижний П., а другая часть течет в более высокие широты и является в сев. полушарии как югозап. или зап. ветер, а в южном — как сев.-зап. или зап. ветер. Нижние П. между тропиками; на Атлантическом и Тихом океанах, были известны еще морякам древности. Спутники Колумба были сильно встревожены этими ветрами, уносившими их безостановочно на 3. Правильное объяснение происхождения П. впервые дал Гадли (1735). Полоса безветрия передвигается на С или Ю, смотря по состоянию солнца на экваторе; таким же образом меняются границы области П. как на С, так и на Ю в разные времена года. В Атлантическом океане сев.-вост. П. дует зимой и весной между 5° и 27° с. ш., а летом и осенью между 10° и 30° с. ш. юго.-вост. П. зимой и весной достигает 2° с. ш., а летом и осенью 3° с. ш., переходя таким образом через экватор и превращаясь постепенно в южный и в юго-западный ветер. Область безветрия между П. в Атлантическом океане лежит севернее экватора и в декабре и январе имеет 150 морских миль в ширину, а в сентябре 550 миль. В Тихом океане экваториальные границы области П. менее изменчивы, чем в Атлантическом; сев.вост. П. в Тиxoм океане достигает только 25° с. ш., а в Атлантическом 28° с. ш. Вообще юго-вост. П. сильнее сев.-вост.: он не встречает никаких препятствий на обширных водных пространствах и этим объясняется то, что он заходит в сев. полушарие.
Пассифлора
Пассифлора (Passiflora L.) род растений из семейства пассифлоровых. Лазящие при помощи усиков травы или кустарники с простыми листьями с прилистниками и крупными, обоеполыми цветами. Венец (corona) весьма разнообразный; из середины цветка подымается удлиненный столбец (гинофор), несущий на вершине завязь с 3 свободными столбиками, а под ней 5 отстоящих тычинок. Плод — сочная ягода. Опыление производят шмели или колибри. Свыше 250 видов, большинство в Америке, несколько видов в Азии и Австралии, один на Мадагаскар. Mногие виды разводятся из за красивых цветов, особенно P. coeralea L. («Кавалерская звезда»), с голубыми цветами и лапчатыми листьями, из Бразилии. Другие дают вкусные плоды, напр. P. edulis Sims. («гренадильи»), P. quadrangalaris L. В корнях последнего вида находится ядовитое вещество, пассифлорин, близкое к морфию. Название Passiflora (букв.: страстоцвет) происходит от того, что в частях цветка находили указания на Страсти Христа. Так, венец сравнивали с терновым венком, столбики — с гвоздями, столбец с завязью и 5 тычинками — с бичом.
Т.
Паста
Паста (Judith Pasta) — знаменитая певица (1798-1865); музыкальное образование получила в миланской консерватории. При первых дебютах не имела успеха, но скоро ее известность стала возрастать; особенно она нравилась в операх Россини (Танкред, Отелло). В 1824-1826 гг. П. пела в Париже и Лондоне в 1827 г. выступила в Неаполе, где Паччини для нее написал «Ниобею», и в Милане, где создала роли Нормы и Сомнамбулы, написанные для нее Беллини. В 1834 г. П. вновь выступила в Париже, но голос ее уже не отличался свежестью и верностью интонации; в ее исполнении более выдавался актриса, чем певица. В 1840 г. П. посетила Спб., в 1850 г. окончательно покинула сцену.
Н.С.
Пастель
Пастель — цветные карандаши или картины, исполняемые такими карандашами на шероховатой цветной бумаге, на бумаге, покрытой слоем пемзы (papier pumicif); на дереве с такой же поверхностью, на шероховатой веленевой коже, пергаменте, различных материях и т. д. Для придания поверхности бумаги или материи шероховатости употребляется также тонкий песок, мельчайшие древесные и пробковые опилки; иногда пользуются полотном, которое загрунтовано мелом на клею. Пастельные карандаши приготовляются из красочного вещества, истертого в тончайший порошок, с примесью гумми-арабика или гумми-адраганта как связующих веществ, к которым прибавляют небольшое количество сахара; для этой же цели служит также овсяный отвар и молоко. Тесто, таким образом, приготовленное накладывается в формы, из которых вынимают карандаши, готовые, когда масса высохнет. Пастельные карандаши могут быть весьма мягкими или же — средней твердости, в зависимости от количества и рода связующего вещества цветной массы. Карандаши приготовляются сериями разных цветов; каждая серия содержит известное число номеров основного цвета, но различной светлоты, что достигается примесью весьма тонкого порошка белой магнезии к основному красочному веществу. Некоторые жести краски, обладающие в порошке слабым сцеплением, должны быть стерты на мыльной воде, которая сообщает им мягкость, а прибавка гумми — и связь. Тальк и фарфоровая, а также трубочная глина, служат добавочными материалами в некоторых карандашах. Наиболее постоянными красочными веществами для П. считаются следующие: пинковые белила, мел лучший, светлая охра, прокаленная окись цинка, желтый и красный хром (хромовокислый свинец), кадмий (сернистый), красная охра, киноварь, венецианская красная, желчный камень, гаранс, индиго, берлинская или прусская лазурь, коричневая прусская (жженая берлинская лазурь), умбра, смальта, кобальт, ультрамарин, употребляются также индейская желчь и кармин, но последний в особенности изменчив от действия света. Зеленая П. приготовляется из смешанного синего и желтого порошков. Продаваемые ассортименты цветных карандашей, однако, содержат много других красочных веществ, которые по некоторым указаниям (Гупиль. «Le pastel simplifie et perfectionne») должны быть отнесены к изменяющимся. Таковы кассельская земля, кельнская (de Cologne) земля, битюм, неаполитанская (de Naples) желтая и многие лаки. Так как при карандашах не дается ярлыков с указанием их состава и, обыкновенно, даже их названий, то выбор прочных из продаваемых наборов П. затруднителен. Техника рисования или живописи П. состоит в растирании штрихов или слоев карандаша пальцами, ладонью или мягкими растушками (из бузиной сердцевины, пробки), ватными комочками (тампонами) и шелковыми квадратными щеточками — кистями. То обстоятельство, что для слияния тонов, наложенных прямо цветными карандашами и растушками, почти всегда пользуются пальцами, которые легко при этом оцарапать до крови о неровности жесткой поверхности бумаги или иного материала, делает необходимым предварительно сглаживать поверхность песчаную или пемзовую другим листком или комочком шероховатой бумаги (напр. стеклянной) или пемзой, после чего удаляют осыпавшийся порошок флейцой — кистью, употребляемой в живописи масляными красками. Рисунок, по которому работают П., делается углем (fusain) и отчасти, в сильных местах, черным карандашом Конте или даже обыкновенным графитовым карандашом. Потом накладывают мягкими паст. карандашами главные тона на мозаичный манер, т. е. не слитыми пятнами, затем рисуют штрихами, полутвердыми карандашами и заканчивают даже пунктирно в П. малого размера. Начинают различно: одни с темных тонов, другие — светлыми; во всяком случае светлое может быть наложено сверх более темного, по крайней мере в том случай, когда нижний слой притерт. Художники пользуются наложением одного тона на другой для получения нового тона, который путем смешения не получится. Так, теневые места слегка протертые черным карандашом, при наложении на них телесных тонов, сообщают последним весьма жизненную голубоватость, где то нужно. П. может служить для картин всякого содержания, но преимущественно хороша для портретов. Кому принадлежит изобретение этого рода живописи — неизвестно, но в луврской галерее хранится П., портрет старушки монахини, рисованный художником Дюмутье (отцом) в 1615 г. Из французских пастеллистов особенную известность получил Латур (170488), написавший множество прекрасных портретов П., чрезвычайно хорошо сохранившихся до сих пор. Живопись П. имеет матовый вид, следовательно, картина не отсвечивает, но она должна быть тщательно оберегаемая от пыли и сырости, посредств рам со стеклом, представляющих собой герметически закрытый футляр; солнечный, а вероятно и близко расположенный сильный электрический свет также вредно действует на тона П. Стекло рамы не должно касаться поверхности картины. До сих пор ищут средства закрепить слой П., подобно тому как закрепляют рисунки, сделанные обыкновенным карандашом или углем, но все, что до сих пор придумано, портит нежную бархатистость и воздушность живописи П. По существу дела кажется и не найти для П. никаких безвредных для ее закрепляющих жидкостей. Не так легко повреждаются рисунки П., сильно притертые растушкой, или рисунки, сделанные углем и потом пройденные и законченные цветными карандашами. Эти произведения также хороши в своем роде. Иные художники соединяют, особенно в эскизах и этюдах, черный карандаш, акварель и П. Для быстрого изображения скоро преходящих явлений (напр. облаков) рекомендуется П. предпочтительно перед акварелью, требующей времени для высыхания красок, но для законченных произведений пейзажной живописи она не представляет преимуществ. Живопись цветов, довольно крупных и в декоративном роде, дает хорошие результаты.
Ф. П.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.